Научная статья на тему 'ПРОТЕСТАНТСКИЕ ИСТОКИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ: АНАЛИЗ РАБОТ М. ЛЮТЕРА'

ПРОТЕСТАНТСКИЕ ИСТОКИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ: АНАЛИЗ РАБОТ М. ЛЮТЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА / М. ЛЮТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грицай Л.А.

В работе проводится анализ педагогических идей европейского протестантизма относительно сущности родительского воспитания детей. Делается вывод о трансформации представлений о таком воспитании под влиянием идей гуманизма и секуляризации общественной жизни. Изучаются истоки данных идей и результат их активного осмысления для дальнейшего применения в организации воспитательного процесса. Указывается на вклад М. Лютера в формирование не только основ новой религии, но и в создание концепции воспитания нового воспитания человека в семье. Эта концепция предполагала новый подход к пониманию целей, задач, принципов, методов воспитания, а также рассматривала в качестве идеала личность ребенка трудолюбивого, просвещенного, готового активно преобразовывать мир на основах гармонии, красоты и разума. Такой ребенок должен был стремиться к познанию, реализации своего потенциала в социуме, идти по пути нравственного совершенствования. Новый тип воспитания предполагал гуманизацию отношений между родителями и детьми, что обусловило процесс дальнейшего развития модели европейской семьи в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTESTANT ORIGINS OF MODERN IDEAS ABOUT THE UPBRINGING OF CHILDREN IN THE FAMILY: ANALYSIS OF M. LUTHER'S WORKS

The paper analyzes the pedagogical ideas of European Protestantism regarding the essence of parental education of children. The conclusion is made about the transformation of ideas about such education under the influence of the ideas of humanism and secularization of public life. The sources of these ideas and their result of their active comprehension for further application in the organization of the process of raising children are studied. The contribution of M. is indicated. Luther in the formation of not only the foundations of a new religion, but also the creation of the concept of a new education of a person in society and the family, which assumed a new approach to understanding the goals, objectives, principles, methods of education, and also considered as an ideal the personality of a hardworking, enlightened child, ready to actively transform the world on the basis of harmony, beauty and reason, strive for knowledge, realize their potential in society, follow the path of improvement. The new type of upbringing assumed the humanization of relations between parents and children, which led to the process of further development of the European family model in this direction. The paper draws conclusions according to which the system of parental education of children in Europe in the XVI century. It has undergone a significant transformation under the influence of the ideas of humanism. This leads to a softening of the interaction between parents and children, a weakening of the unconditional power of parents, the emergence of younger family members of the right to their own path of development. The reformation had a great influence on this process, contributing to the creation of a new Christian teaching - Protestantism. In the Protestant model of the family, the principle of individuality, which presupposes the self-realization of a person, the definition of his personal (and not family-generic) responsibility before God, became the main educational principles.It should also be noted that under the influence of the ethics of Protestantism, the basic ideas of parental education of children became the ideas of labor education (labor began to be understood as the main service to God, as a way of transforming a person and the world around them), understanding the education of children in the family as an effective way of mental and moral education, understanding the high importance of the educational environment of the family and the importance of its proper organization on the basis of rationalism and restrained emotional attachment to children, the importance of rationalizing the system of educational interaction between parents and children, This made it possible to identify rationalism and pragmatism as the most desirable formed personality traits of a child. The new ideal of raising children in the family can be considered by studying the works of Martin Luther, who wrote numerous works on family and marriage ("Sermon on Marital Status" (1519), "Marriage" (1524), "Sermon on Marriage" (1525)). In the Protestant model of the family proposed in Luther's works, the principle of individuality became the main educational principle, the pedagogical theory of parental education was based on the recognition of the need to educate parents in matters of raising children. The thinker's works are characterized by two leading ideas in understanding the problem of raising children in the family: great respect for parental work and respect for the personality of a growing child. The pathos of the reformation itself presupposed a broad reliance on pedagogy, faith in educational opportunities that would allow the child to form a perfect personality. The understanding of the peculiarities of raising children in the family proposed by M. Luther found its expression in the practical activities of parents, defining the parameters of the modern understanding of this process. The principles of such family education were the principles of individualization of upbringing, naturalness and cultural conformity, connection of life and work, respect for the personality of the child, which made it possible to form a new model of the European family in which parents and children feel equal participants in educational interaction, children have the right to free development and the ability to independently determine their way of life.

Текст научной работы на тему «ПРОТЕСТАНТСКИЕ ИСТОКИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ: АНАЛИЗ РАБОТ М. ЛЮТЕРА»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. № 2. С. 87-96.

УДК 37(091)

ПРОТЕСТАНТСКИЕ ИСТОКИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ: АНАЛИЗ РАБОТ М. ЛЮТЕРА

Грицай Л. А.

ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», Рязань, Россия

E-mail: usan82@gmail.com

В работе проводится анализ педагогических идей европейского протестантизма относительно сущности родительского воспитания детей. Делается вывод о трансформации представлений о таком воспитании под влиянием идей гуманизма и секуляризации общественной жизни. Изучаются истоки данных идей и результат их активного осмысления для дальнейшего применения в организации воспитательного процесса. Указывается на вклад М. Лютера в формирование не только основ новой религии, но и в создание концепции воспитания нового воспитания человека в семье. Эта концепция предполагала новый подход к пониманию целей, задач, принципов, методов воспитания, а также рассматривала в качестве идеала личность ребенка трудолюбивого, просвещенного, готового активно преобразовывать мир на основах гармонии, красоты и разума. Такой ребенок должен был стремиться к познанию, реализации своего потенциала в социуме, идти по пути нравственного совершенствования. Новый тип воспитания предполагал гуманизацию отношений между родителями и детьми, что обусловило процесс дальнейшего развития модели европейской семьи в этом направлении. Ключевые слова: родительское воспитание, цели, задачи воспитания, воспитание в семье, протестантизм, протестантская этика, М. Лютер.

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, современная европейская семья представляет собой образец свободных отношений между родителями и детьми, предполагающих отказ от строгой внутрисемейной иерархии, право детей на самовыражение и признание возможности для ребенка на автономный путь развития. Этим семья европейского типа отличается от семей восточных стран, сохраняющих патриархат и требовательное отношение к ее младшим членам, основывающееся на признании необходимости для детей следовать воле их родителей.

Семья нового типа и новые принципы семейного воспитания сложились в Европе в эпоху Нового времени. Большое влияние на этот процесс оказали педагогические идеи протестантизма, которые привнесли в жизни людей существенные изменения.

Следовательно, важно изучить данные педагогические идеи, а также предпосылки их появления, чтобы понять процесс формирования новых подходов к осуществлению родительского воспитания детей в изучаемую эпоху, а также проследить, как эти идеи повлияли на представления о воспитании детей в современный период.

87

Исследованию педагогического наследия эпохи Нового времени в целом и XVI в. в частности посвящено большое количество научных трудов. Это свидетельствует о том, что данная эпоха рассматривается в работах ученых как ключевой период развития педагогической мысли. В этой связи трудно перечислить авторов всех исследований, но можно отметить те труды, которые оказали концептуальное влияние на формирование научных представлений о сути изучаемой эпохи. Среди зарубежных исследователей следует отметить работы М. Вебера, Д. Кома, М. Хедлунд, О. Л. Янушкявичене и др., среди отечественных авторов труды В. Н. Дружинина, О. В. Курило, Е. В. Толстовой и др. В данных работах были изучены основные направления трансформации педагогической мысли в изучаемый период, рассмотрены связи между процессами секуляризации и педагогическими идеями, особенности процесса трансформации представлений о воспитании детей.

Выбор методов исследования опирался на особенности анализа историко-педагогического процесса. Были использованы следующие методы: метод логического анализа общенаучной литературы и первоисточников, метод сравнительно-исторического анализа, метод интерпретации и смысловой реконструкции историко-педагогических источников.

Целью статьи является изучение представлений о сути воспитания детей в семье в работах «отца протестантизма» М. Лютера для определения основных параметров трансформации процесса родительского воспитания в эпоху Нового времени и реконструкции предложенной системы взаимодействия родителей и детей, которая нашла свое отражение в модели современной европейской семьи.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Уже в XV столетии система европейского воспитания детей в семье трансформируется под воздействием идей гуманизма, которые стали доминировать в общественной мысли Европы с эпохи Возрождения. Эти новые идеи способствовали переосмыслению основных постулатов католицизма, что, в свою очередь, отразилось на преобразовании социальной среды воспитания.

В. Н. Дружинин полагал, что в отличие от католицизма (где основой является культ семьи) протестантизм строится на утверждении права личности на организацию диалога с Богом [1, с. 53]. Отсюда возрастает роль личностного начала, что предполагает обоснование природного равенства перед Господом мужчин и женщин, обозначение права личности на самоопределение в социуме, возможности обрести спасение с помощью личных свершений. Следовательно, главным в протестантской семье становится воспитательный принцип индивидуализма, который предполагает пути самореализации человека в обществе, определяет его не семейно-родовую (как в католицизме), а личную ответственность за поступки перед Творцом мира.

Другой особенностью протестантизма стала секуляризация социальной жизни. Так как католицизм и протестантизм (с момента зарождения последнего) находились в остром противостоянии друг к другу, то гугеноты отвергали характерную для католического мироведения идею необходимости «благой

88

деятельности» всех членов семьи ради достижения общей пользы. В протестантизме личность понимается в ее стремлении к деятельности, человек рассматривается как призванный Богом творец своей судьбы и окружающего мира. Поэтому именно человек, по мысли протестантских священников, должен был активно преобразовать действительность на началах рационализма и прагматизма. Именно эта благая земная деятельность, а не молитвы или обряды, по мнению учителей протестантизма, определяли посмертную участь человека. Исходя из этого понимания своего предназначения на земле, люди уже не видели вокруг сакральных объектов, которые невозможно познать с помощью разума. Они полагали, что все вокруг доступно уму человека, и все это служит для достижения им блага.

Поэтому в протестантской модели семьи ведущим стало трудовое воспитание. Честный труд рассматривался как предназначение человека, как путь служения Господу. Именно такое представление легло в основу практической религиозности.

На эту черту указывал М. Вебер, полагая, что в этике протестантизма успешный труд всегда понимался как свидетельство богоизбраности того или иного человека. Усердие в труде в данном ключе понималось как поставленная Богом перед человеком задача, определяющая нравственную и умственную жизнь личности. Активная мирская деятельность воспринималась как проявление христианской любви к ближнему [2, с. 97-98].

Однако, как отмечает тот же Вебер, привязанность ко всему земному (в первую очередь, к богатству и славе) сыграли печальную роль в этике протестантизма. Земная жизнь человека стала выходить на первый план, подменяя собой идею небесного спасения [2, с. 201]. Таким образом, именно рационализм, трудовое воспитание и прагматизм, основанный на представлении о пользе, могут рассматриваться как важнейшие ценности воспитания детей в семье в рамках протестантского мировоззрения.

Давно замечено, что «отцы протестантизма» по-разному относились к идеям гуманизма, которые появились после эпохи Возрождения. Жан Кальвин, например, идеи гуманизма отрицал, предлагая обществу, скорее, «светский аскетизм» с его идеями покорности Богу и смирения перед его волей (эти идеи позже приняли пуритане). Другой основатель протестантского вероучения и мировоззрения Мартин Лютер (1483-1546), напротив, идеи гуманизма поддерживал.

Недаром историки называют Лютера «утренней зарей Просвещения», его труды во многом предвосхитили саму эту эпоху. Перу проповедника принадлежит большое количество работ, посвященных семье и браку («Проповедь о супружеском состоянии» (1519), «Брак» (1524), «Проповедь о супружестве» (1525)). По мнению Лютера, брачный союз почетен и заповедан Богом, приучает супругов к труду и самопожертвованию, способствует упражнению в христианской любви [3, с. 6].

В одном из своих частных писем Лютер упоминает, что «брак - это обязанность и средство обретения святости; брак был учрежден до грехопадения; благодаря ему Земля наполнилась людьми; а после грехопадения он стал средством обретения святости» [4].

Воспитание детей Лютер считал самой важной и трудной обязанностью супругов. Сами дети, по его суждению, являлись даром Господа, залогом

89

счастливой семейной жизни. Для лютеровской педагогической системы вообще характерно представление о детях как о важнейшей ценности. Хорошо воспитывая детей, родители, по мнению Лютера, могут принести наибольшую пользу и Богу, и окружающим людям, и самим себе. Это самый верный путь на небо [2, с.182-183].

Соответственно, долгом родителей перед Богом становилась необходимость заботиться о христианском воспитании и образовании детей. Лютер неоднократно писал, что любовь родителей к детям заложена природой, однако главной задачей этой любви является преобразить личность ребенка силой своего благоразумья.

По мнению Е. Н. Толстовой, Лютер рассматривал семью в двух основных ракурсах: как источник доброты, любви, нравственности, красоты и как важнейший институт воспитания детей через наказание и поощрение [5, с. 14].

Заметим, что еще в Малом Катехизисе Лютер давал своим последователям наставления о том, как вести себя в семейной жизни и как воспитывать детей. Например, указывая на 4 и 5 заповедь, проповедник свидетельствовал о том, что дети обязаны «не гневить своих родителей, но почитать их, служить и повиноваться им, любить их, дорожить ими» [4, с. 82].

Данный текст состоял в основном из цитат из Библии и включал в себя учение о трехступенчатой социальной иерархии - ecclesia (церковь), politia (государство) и oeconomia (дом или хозяйство) [6, с. 12-15].

Источник упадка церковного и социального Мартин Лютер видел в недостатке семейного воспитания детей. Само воспитание он считал заповеданной Богом обязанностью для человека: «Отец должен трудиться, чтобы прокормить семью, воспитывать детей в страхе Божьем; мать должна рожать детей и ухаживать за ними» [6, с. 43]. В другой своей работе он пишет: «Отец должен наказывать своего ребенка как судья, учить как доктор, читать ему проповеди как пастырь или епископ» [6, с. 83]. Уделяя внимания нравственному воспитанию детей в семье, Лютер указывает, что родители обязаны создать условия для их личностного развития.

При этом в истинно гуманистическом духе Лютер замечает, что муж должен любить своих домочадцев, быть строгим, но справедливым по отношению к ним. Господь, по мнению Лютера, установил правила семейной жизни, согласно которым дети должны находиться в послушании своим родителям, последние же обязаны обеспечивать детям пропитание, воспитание и безопасность. При этом проповедник не одобрял ветхозаветного понимания воспитания, основанного лишь на страхе.

Исходя из этого, Лютер в гуманистическом духе призывал родителей отказаться от чрезмерных физических наказаний детей («нужно рядом с розгой показывать и яблоко, со строгостью - любовь, а наказывать только для того, чтобы сделать из него хорошего человека»), однако он не советовал баловать детей чрезмерной любовью (по воспоминаниям современников, Лютер любил повторять немецкую поговорку «Wer sein Kind lieb hat, zuchtigt es» - «Кто любит своего ребенка, наказывает его»). В его понимании родительское воспитание должно быть умеренно строгим и требовательным: «Родители по отношению к детям должны быть терпимыми и чуткими, поскольку только любовью скорее и вернее можно достигнуть успеха, нежели побоями, путем рабского страха и принуждения. В то же самое время, нельзя баловать детей и потакать им» [7, с. 174].

90

Таким образом, наказание для Лютера - это метод воспитания достойных детей, поэтому этот метод должен применяться с рационалистических позиций.

Также для Лютера огромное значение приобретал вопрос о просвещении детей, приобщения их к книжной библейской мудрости, умению самостоятельно читать и понимать тексты Библии, а также к знаниям светских наук (сам Лютер с блеском преуспел в деле учености, в молодом возрасте получив ученую докторскую степень). Исходя из этого, Лютер в своих многочисленных произведениях на эту тему (например, в «Проповеди о том, что нужно посылать детей в школу» (1530)) призывал обучать и мальчиков, и девочек, сообщая последним все те знания, которые предназначены для мужчин. Хорошее женское образование, по мнению Лютера, должно было помочь женщине воспитывать достойных членов общества [7, с. 120].

Как известно, Лютер в тот момент, когда он выступил с идеей реформации католицизма, сам являлся католическим священником и монахом. Однако создавая новую религиозную систему, он пришел к выводу о том, что институт монашества и принцип целибата не продуктивны. Своим сподвижникам он писал: «Если бы я мог иметь детей, и если бы они у меня были, я бы обучал их не только языкам и истории, но и пению, и музыке, и математике. Ведь все это не более чем детская игра по сравнению с тем, чему в старые времена обучали своих детей греки, благодаря чему вырастали прекрасно образованные люди, способные к любой деятельности» [7, с. 109].

Свою потребность в семейной жизни Лютер реализовал, женившись на бывшей католической монахине Катарине фон Бора. С этой женщиной он прожил до конца своих лет, воспитав 6 родных детей и 11 приемных. Его последователи воспринимают семью Лютера как образец настоящей протестантской семьи. Лютер был требовательным, но справедливым отцом, заботливым мужем, он пекся о религиозном просвещении своих детей и о привитии им знаний мирских наук. Сам Лютер воспитывал детей, исходя из их возрастных особенностей, принимая участие в их играх. Сохранилось достаточно обширное эпистолярное наследие Лютера, обращенное к его детям.

Приведем цитату одного из писем Лютера к его сыну Гансу: «До сих пор меня радовали, мой дорогой сын, твоя учеба и посланные ко мне письма. Если ты будешь так продолжать и дальше, то не только угодишь мне как любящему тебя отцу, но и принесешь пользу, прежде всего, самому себе. Поэтому неустанно продолжай то, что ты начал. Ведь Господь, повелевший детям слушаться родителей, обещал благословение послушным детям. Держи только это благословение перед глазами и смотри, чтобы тебя не отвлекали от него никакие дурные примеры. Ведь тот же Бог угрожает непослушным детям проклятием, страшись Бога, который и благословляет, и проклинает. Несмотря на то, что он откладывает свои обещания и угрозы зла, выполняет он их все же быстро во имя спасения добра. Поэтому страшись Бога и слушайся своих родителей, которые, несомненно, хотят для тебя только самого лучшего, и избегай постыдных и недостойных разговоров...» [7, с. 155-160]. Лютер всегда подписывал свои письма к детям таким словами: «Мартин Лютер, твой родной и духовный отец».

В этом письме, как и во многих других, Лютер, используя такие воспитательные методы, как убеждение и наставление, отсылает своих детей к

91

милости и всемогуществу Господа, напоминает им религиозные истины, заботится об их нравственном и умственном совершенствовании. При этом виден неподдельный интерес отца к жизни детей, уважение, которое он испытывает к личности ребенка, его чувствам и опыту. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что, считая родительское призвание богоугодным делом, Лютер большое внимание уделяет воспитательному процессу в семье, одним из первых указывая на необходимость сотрудничества родителей и детей. Как мы видим, идеал личности ребенка в протестантской педагогике по сравнению с эпохой Средневековья испытывает определенные изменения. Рационализм, стремление к новым знаниям, трудолюбие и послушание - вот те идеальные черты ребенка, которые мы можем выделить в работах авторов того периода.

Современный ученый Мерта Хедлунд, анализируя воспитание в протестантской семье, особо указывает на то, что ребенок должен обладать такими качествами, как уважение к взрослым, включая любовь к родителям, соблюдение правил поведения, трудолюбие, умеренность в потребностях, послушание воле старших [8, с. 15]. Те же черты протестантского педагогического идеала выделяют в своих работах и другие ученые. Так, О. Л. Янушкявичене предлагает близкий перечень качеств, которыми должен обладать ребенок из протестантской семьи: постоянное, ежедневное воздержание от излишеств, бережливость, терпеливость, трудолюбие [9, с. 15].

В.Н. Дружинин, анализируя структуру протестантской семьи, замечает, что в некоторых протестантских деноминациях роль женщины матери в воспитании детей значительно понижается, так как нормой для женщины становится маскулинный тип поведения. Это пуританская модель семейных отношений и кальвинистский образ семейного устройства. Данная особенность, по мнению ученого, привела к ужесточению процесса воспитания детей в семье: наказания стали более жестокими, а эмоциональная близость практически отсутствовала [1, с. 58]. Подобное состояние продлилось около века, позже даже в кальвинистские семьи вернулось представление о важности эмоциональной поддержки детей со стороны матери.

Рассмотрев систему родительского воспитания детей в протестантском понимании, рожденном в работах М. Лютера, попробуем обобщить наши знания в виде таблицы.

Таблица 1

Система воспитания детей в протестантской семье (согласно работам М. Лютера)

Компоненты Краткая характеристика

1 2

Цель воспитания детей в семье Формирование личности христианина, добродетельного, готового к активной деятельности на благо себя и окружающего социума

Социальные ценности воспитания ценность личностного начала в человеке, сочетание социальных и религиозных ценностей

92

Грицай Л. А.

Продолжение таблицы 1

1 2

Официальные до ктрины воспитания Протестантское вероучение, рассматривающее воспитание детей в семье как главную обязанность отца и матери перед Богом и социумом

Характер взаимодействия детей и родителей в семье: реализация ролевых функций,стили поведения отца и матери строгая иерархия, предполагающая доминирование родителей над детьми, патриархат, авторитарный стиль воспитательного взаимодействия старших и младших членов семьи, однако, допускающий, признание права ребенка на собственный путь развития, характер поведения отца как воспитателя сопоставляется с образом Бога, отец является юридической главой семьи, он должен быть тверд, разумен, строг и требователен; мать рассматривается как подчиненная отцу родительница детей

Задачи воспитания детей семье трудовое, религиозное, нравственное и умственное воспитание

Средства решения воспитательных задач участие в церковной жизни, активная деятельности внутри общины, совместный труд родителей и детей, просвещение, стремление к обретению земного счастья и самосовершенствование личности

Методы родительского воспитания личный пример отца и матери, убеждение, упражнение в добродетели, поощрение, побуждение к деятельности, наказание

Принципы родительского воспитания принципы природосообразности и культуросообразности, принцип индивидуализации воспитания, принцип связи жизни и труда, принцип уважения к личности ребенка

Родительские установки ребенок должен обрести спасение и состояться в социуме, поэтому его нужно воспитывать как христианина, обучать нужно мальчиков и девочек

Эмоциональные взаимоотношения между детьми и родителями скупость в проявлении эмоций между родителями и детьми

Знания родителей о развитии ребенка стремление к формированию новых знаний о взаимоотношениях родителей и детей, основанных не только на религиозных текстах, но и на научных данных

Личностная рефлексия процесса воспитания воспитание детей рассматривалось как долг человека перед Богом, семьей и социумом

Идеал личности ребенка дети должны обладать такими качествами, как трудолюбие, послушание, стремление к новым знаниям, воздержание от излишеств, бережливость, терпеливость

Следовательно, можно заключить, что теория воспитания детей в семье, созданная в рамках этики протестантизма, опиралась на следующие ведущие идеи: трудовое воспитание, прагматизм, рационализм, обоснование необходимости личностного развития детей, важность просвещения детей и уважения к личности каждого ребенка.

93

ВЫВОДЫ

1. Система родительского воспитания детей в Европе в XV-XVI вв. переживает значительную трансформацию под воздействием идей гуманизма. Это приводит к смягчению взаимодействия родителей и детей, ослаблению безусловной власти родителей, возникновения у младших членов семьи права на собственный путь развития. Большое влияние на этот процесс оказала реформация католицизма, способствующая созданию нового христианского учения протестантизма. В протестантской модели семьи главным воспитательным принципом стал принцип индивидуализма, предполагающий самореализацию человека, определения его личной (а не семейно-родовой) ответственности перед Богом.

2. Под влиянием этики протестантизма базовыми идеями родительского воспитания детей стали идеи трудового воспитания, просвещения детей в семье как действенного способа умственного и нравственного развития, важности формирования воспитательной среды семьи и ее правильной организации на началах рационализма и сдержанной эмоциональной привязанности к детям, рационализации системы воспитательного взаимодействия родителей и детей, что позволило определять в качестве наиболее желаемых формируемых черт личности ребенка рационализм и прагматизм.

3. Новый идеал воспитания детей в семье можно рассмотреть, изучая работы Мартина Лютера, перу которого принадлежат многочисленные труды, посвященные семье и браку. В протестантской модели семьи, предложенной в работах Лютера, главным воспитательным принципом стал принцип индивидуализма, педагогическая теория родительского воспитания основывалась на признании необходимости просвещения родителей в вопросах воспитания. Лютер обосновывал две идеи родительского воспитания: формирование уважительного отношения со стороны социума к деятельности отца и матери и необходимости при осуществлении воспитательных воздействий уважение к личности растущего ребенка.

4. Предложенное М. Лютером понимание особенностей воспитания детей в семье нашло свое выражение в практической деятельности родителей, определив параметры современного понимания этого процесса. Принципами такого семейного воспитания стали принципы индивидуализации воспитания, природосообразности и культуросообразности, связи жизни и труда, уважения к личности ребенка, что позволило сформировать новую модель европейской семьи, в которой родители и дети чувствуют себя равноправными участниками воспитательного взаимодействия, дети обладают правом на свободное развитие и возможностью самостоятельно определять свой жизненный путь.

Список литературы

1. Дружинин В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. - СПб. : Питер. 2011. - 176 с.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

3. Korn D. Folkultur.Tradition och gammaldags liv i sock^im Rada / D. Korn. - Landevetter, Härryda, Björketorp och Bollebygd. Göte-borg, Tryck: Graphic Systems AB, 1981. - 234 s.

94

4. Luther M. Tischreden. Herausgegeben von Kurt Aland / М. Luther. - Stuttgart, 2005. - № 5282. - S. 34-39.

5. Толстова Е. В. Просветительная система Мартина Лютера и ее интеграция в педагогическое наследие И. Я. Яковлева: автореферат дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Толстова. - Чебоксары, 2000. -28 с.

6. Johansson E. The history of literacy in Sweden (in comparison with some other countries). - Umea university & Umea school of education. - 1977. - № 12. - S. 12-15.

7. Фрагменты об обучении и воспитании детей из других сочинений Лютера. Miscellanea // Мартин Лютер - реформатор, проповедник, педагог / Автор-составитель О. В. Курило. - М., 1996. - С. 182183.

8. Heddlund М. Barnets uppfostran och utbildning i en storfamilj // Jamten. Jamtens lans museum, 2001/1906. - S. 26-35.

9. Янушкявичене О. Л. Историко-педагогический анализ становления и развития теории духовного воспитания подрастающих поколений : автореф. ... д-ра пед. наук / О. Л. Янушкявичене. - М., 2009. - 36 с.

PROTESTANT ORIGINS OF MODERN IDEAS ABOUT THE UPBRINGING OF CHILDREN IN THE FAMILY: ANALYSIS OF M. LUTHER'S WORKS

Gritsai L. A.

S.A. Yesenin Ryazan State University, Ryazan, Russian Federation E-mail: usan82@gmail.com

The paper analyzes the pedagogical ideas of European Protestantism regarding the essence of parental education of children. The conclusion is made about the transformation of ideas about such education under the influence of the ideas of humanism and secularization of public life. The sources of these ideas and their result of their active comprehension for further application in the organization of the process of raising children are studied. The contribution of M. is indicated. Luther in the formation of not only the foundations of a new religion, but also the creation of the concept of a new education of a person in society and the family, which assumed a new approach to understanding the goals, objectives, principles, methods of education, and also considered as an ideal the personality of a hardworking, enlightened child, ready to actively transform the world on the basis of harmony, beauty and reason, strive for knowledge, realize their potential in society, follow the path of improvement. The new type of upbringing assumed the humanization of relations between parents and children, which led to the process of further development of the European family model in this direction. The paper draws conclusions according to which the system of parental education of children in Europe in the XVI century. It has undergone a significant transformation under the influence of the ideas of humanism. This leads to a softening of the interaction between parents and children, a weakening of the unconditional power of parents, the emergence of younger family members of the right to their own path of development. The reformation had a great influence on this process, contributing to the creation of a new Christian teaching -Protestantism. In the Protestant model of the family, the principle of individuality, which presupposes the self-realization of a person, the definition of his personal (and not family-generic) responsibility before God, became the main educational principles.It should also be noted that under the influence of the ethics of Protestantism, the basic ideas of parental

95

education of children became the ideas of labor education (labor began to be understood as the main service to God, as a way of transforming a person and the world around them), understanding the education of children in the family as an effective way of mental and moral education, understanding the high importance of the educational environment of the family and the importance of its proper organization on the basis of rationalism and restrained emotional attachment to children, the importance of rationalizing the system of educational interaction between parents and children, This made it possible to identify rationalism and pragmatism as the most desirable formed personality traits of a child. The new ideal of raising children in the family can be considered by studying the works of Martin Luther, who wrote numerous works on family and marriage ("Sermon on Marital Status" (1519), "Marriage" (1524), "Sermon on Marriage" (1525)). In the Protestant model of the family proposed in Luther's works, the principle of individuality became the main educational principle, the pedagogical theory of parental education was based on the recognition of the need to educate parents in matters of raising children. The thinker's works are characterized by two leading ideas in understanding the problem of raising children in the family: great respect for parental work and respect for the personality of a growing child. The pathos of the reformation itself presupposed a broad reliance on pedagogy, faith in educational opportunities that would allow the child to form a perfect personality. The understanding of the peculiarities of raising children in the family proposed by M. Luther found its expression in the practical activities of parents, defining the parameters of the modern understanding of this process. The principles of such family education were the principles of individualization of upbringing, naturalness and cultural conformity, connection of life and work, respect for the personality of the child, which made it possible to form a new model of the European family in which parents and children feel equal participants in educational interaction, children have the right to free development and the ability to independently determine their way of life.

Keywords: parenting, goals, tasks of upbringing, upbringing in the family, Protestantism, Protestant ethics, M. Luther.

References

1. Druzhinin V.N., Psychology of the family, 176 p. (Piter, St. Petersburg, 2011).

2. Weber M. Protestant ethics and the spirit of capitalism. Selected works, 808 p. (Progress, M., 1990).

3. Korn D., Folk Culture.Tradition and old-fashioned life in the parishes prevail, 234 p. (Landevetter, Harryda, Bjorketorp and Bollebygd. Gote-borg, Print: Graphic Systems AB, 1981).

4. Luther M., Table speeches, Edited by Kurt Aland, 5282, p. 34 (Stuttgart, 2005).

5. Tolstova E.V., The educational system of Martin Luther and its integration into the pedagogical heritage of I. Ya. Yakovlev: abstract of the diss. of the candidate of pedagogical sciences, 28 p. (Cheboksary, 2000).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. 6.Johansson E., The history of literacy in Sweden (in comparison with some other countries), 12, 12 (Umea university & Umea school of education, 1977).

6. Fragments about the education and upbringing of children from other writings of Luther. Miscellanea. Martin Luther - reformer, preacher, teacher, P. 182 (M., 1996).

7. Heddlund M., Barnets uppfostran och utbildning i en storfamilj, Jamten. Jamtens lans museum, 26 (2001).

8. Yanushkevichene O.L., Historical and pedagogical analysis of the formation and development of the theory of spiritual education of younger generations : abstract. ... doctor of pedagogical sciences, 36 p. (M., 2009).

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.