Научная статья на тему 'Просветительское наследие гуманиста педагога-философа Сымона Будного'

Просветительское наследие гуманиста педагога-философа Сымона Будного Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
300
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-педагогическое наследие / история / образование / просветительская деятельность / славянские традиции / педагогические идеи / принципы / подрастающее поколение / патриотизм / воспитание в труде / мировоззрение / культура / scientific and pedagogical heritage / history / education / educational activities / Slavic traditions / pedagogical ideas / principles / the younger generation / patriotism / education in work / worldview / culture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Грохольская Ольга Глебовна

В данной статье продолжено рассмотрение, начатое в публикациях О.Г. Грохольской, педагогического, философского, литературного и духовного наследия ряда известных ученых-просветителей, самородков православных славянских земель Симеона Полоцкого, Франциска Скорины, Мелетия Смотрицкого, Леонтия Магницкого и др. Вниманию читателей представлено просветительское наследие, опыт педагогической деятельности ученого-просветителя, педагога-философа, известного деятеля белорусской культуры конца XVI века Сымона Будного. С позиций актуализации идей педагога и роли его просветительской деятельности для славянского мира рассмотрены созидательные педагогические идеи и возможности влияния наследия ученого на развитие школы сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL HERITAGE OF THE HUMANIST TEACHER-PHILOSOPHER SIMON BUDNY

This article continues the consideration, begun in the publications of O.G. Grokholskaya, of the pedagogical, philosophical, literary and spiritual heritage of a number of famous enlightenment scientists, nuggets of Orthodox Slavic lands Simeon Polotsky, Francis Skorina, Meleti Smotritsky, Leonty Magnitsky. The readers are presented with the educational heritage, the experience of pedagogical activity of the scientist-educator, teacher-philosopher, famous figure of Belarusian culture of the end of the XVI century, Simon Budny. From the standpoint of actualization of the ideas of the teacher and the role of his educational activities for the Slavic world, creative pedagogical ideas and the possibilities of the influence of the scientist's legacy on the development of the school today.

Текст научной работы на тему «Просветительское наследие гуманиста педагога-философа Сымона Будного»

УДК 37.013

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2022-4-49-54

I

Просветительское наследие гуманиста педагога-философа Сымона Будного

Грохольская О.Г.

Отделение философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования (РАО), 119121, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0754-8322, E-mail: ol-gleb@mail.ru

Резюме: В данной статье продолжено рассмотрение, начатое в публикациях О.Г. Грохольской, педагогического, философского, литературного и духовного наследия ряда известных ученых-просветителей, самородков православных славянских земель Симеона Полоцкого, Франциска Скорины, Мелетия Смотрицкого, Леонтия Магницкого и др. Вниманию читателей представлено просветительское наследие, опыт педагогической деятельности ученого-просветителя, педагога-философа, известного деятеля белорусской культуры конца XVI века Сымона Будного. С позиций актуализации идей педагога и роли его просветительской деятельности для славянского мира рассмотрены созидательные педагогические идеи и возможности влияния наследия ученого на развитие школы сегодня. Ключевые слова: научно-педагогическое наследие, история, образование, просветительская деятельность, славянские традиции, педагогические идеи, принципы, подрастающее поколение, патриотизм, воспитание в труде, мировоззрение, культура. Для цитирования: Грохольская О.Г. Просветительское наследие гуманиста педагога-философа Сымона Будного // История и педагогика естествознания. 2022. № 4. С. 49-54. D0I:10.24412/2226-2296-2022-4-49-54

EDUCATIONAL HERITAGE OF THE HUMANIST TEACHER-PHILOSOPHER SIMON BUDNY

Grokholskaya Olga G.

Department of Philosophy of Education and Theoretical Pedagogy of the Russian Academy of Education (RAO), 119121, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0754-8322, E-mail: ol-gleb@mail.ru

Abstract: This article continues the consideration, begun in the publications of O.G. Grokholskaya, of the pedagogical, philosophical, literary and spiritual heritage of a number of famous enlightenment scientists, nuggets of Orthodox Slavic lands Simeon Polotsky, Francis Skorina, Meleti Smotritsky, Leonty Magnitsky. The readers are presented with the educational heritage, the experience of pedagogical activity of the scientist-educator, teacher-philosopher, famous figure of Belarusian culture of the end of the XVI century, Simon Budny. From the standpoint of actualization of the ideas of the teacher and the role of his educational activities for the Slavic world, creative pedagogical ideas and the possibilities of the influence of the scientist's legacy on the development of the school today.

Keywords: scientific and pedagogical heritage, history, education, educational activities, Slavic traditions, pedagogical ideas, principles, the younger generation, patriotism, education in work, worldview, culture.

For citation: Grokholskaya O.G. EDUCATIONAL HERITAGE OF THE HUMANIST TEACHER-PHILOSOPHER SIMON BUDNY. History and Pedagogy of Natural Science. 2022, no. 4, pp. 49-54. DOI:10.24412/2226-2296-2022-4-49-54

Развитие культуры и образования любого народа диктуется потребностями времени, условиями исторической жизни общества, опирается также на духовный опыт предшествующих поколений, на лучшие традиции прошлого, которые являются необходимым средством связи эпохи, сохранения преемственности и одновременно служат благотворным фактором культурного прогресса. Особое значение для каждого народа имеет его наследие, которое является ценнейшим национальным сокровищем.

Продолжим рассмотрение педагогического, философского, литературного и духовного наследия ряда известных ученых-просветителей, самородков православных славянских земель Симеона Полоцкого, Франциска Скорины, Мелетия Смотрицкого, Леонтия Магницкого и др. В данной работе представим вниманию читателей энциклопедическую историческую личность, просветителя, мудрого народного наставника, литератора и проповедника Сымона Будного.

Среди писателей и культурных деятелей прошлого, внесших большой вклад в национальное наследие Беларуси, одно из первых мест принадлежит Сымону Будному, крупнейшему деятелю реформационного движения во второй половине XVI века, первопечатнику, поэту, гуманисту, философу, просветителю и основоположнику рационали-

стической критики христианства. Он продолжил традиции, заложенные великими предшественниками, славянскими просветителями - Кириллом и Мефодием, Евфросинией Полоцкой, Кириллом Туровским, Авраамом Смоленским, Николаем Гусовским, Франциском Скориной. Сымон Буд-ный является одним из первых идеологов развития белорусской культуры на родном языке.

Книги белорусского писателя-гуманиста, изданные в Несвиже и Лоске, приобрели известность во всех странах Западной Европы. Идеи Будного в защиту свободы человеческого духа, его пламенные призывы к повсеместному господству в обществе разума и науки нашли глубокий отклик не только в сердцах соотечественников, но и в Германии, Швейцарии, Франции, Англии, Италии, России. Он стал воплощением свободомыслия и смелости, символом духовного величия и таланта славянских народов.

Сымон (Симон) Будный (1530-1593) - белорусский просветитель, гуманист, философ, историк, поэт, последователь книгоиздательской деятельности Франциска Скорины. Родился в 1530 году в Польше, в деревне Буды (отсюда фамилия Будный), в семье мелкого шляхтича. В 14 лет, в 1544 году, он поступил в Краковский университет, в котором окончил факультет свободных искусств. Обучаясь в его

4•2022

История и педагогика естествознания

стенах около 10 лет, Будный получил превосходное образование. На страницах его произведений читатель встречается с именами Аристотеля, Платона, Демосфена, Цицерона, Вергилия, Горация, Тита Ливия, Плиния Старшего, Эразма Роттердамского, Франциска Скорины, Ивана Федорова. Все это дало ему обучение на факультете семи свободных искусств Университета в Кракове. Возможно, после Кракова он закончил также теологический факультет протестантского Базельского университета [1].

Просветительский дух вероучителя преподавателя-гуманиста

В 1558 году Сымон Будный по приглашению князя Николая Радзивилла Черного начинает деятельность в Вильне (ныне Вильнюс) в должности вероучителя с обязательством три раза в неделю преподавать основы кальвинизма для белорусской протестантской общины. Секретарь Виленско-го кальвинского кружка в одном из протоколов, 11 января 1558 года записал: «В тот день Симон, казначей сбора в Литве и в Польше, а также суперинтендант кальвинистский, сообщил присутствующим об огромной пользе от изучения Катехизиса и с разрешения старших братьев назначил Сы-мона Будного катехизисом» [2].

Он преподавал основы теологии в Вильнюсском протестантском синоде, получая за это щедрую по тем временам награду. В столице Великого княжества Литовского он не только нашел надежный жизненный приют, но и получил отличную возможность усовершенствовать свой талант педагога, писателя, философа и богослова. В Вильнюсе тех времен царила благоприятная для творчества атмосфера. Там повсеместно витал дух просветителей и гуманистов Эразма Витэлиуса, Николая Гусовского, Франциска Скорины.

Будучи в Вильно протестантским наставником, он на родном белорусском языке преподавал взрослым и детям основы реформационного учения. Проявив блестящие способности, через два года, в 1560 году, он получил повышение - должность проповедника в Клецке.

Переехав жить в Клецк, как творческий человек Будный продолжал самообразование. Он покупал для своей библиотеки книги западноевропейских авторов, увлеченно анализировал произведения греческих и латинских апологетов христианства. Особенно почитал Фому Аквинского, философа и теолога XI века, основателя томизма (с 1879 года его признали наиболее авторитетным католическим религиозным философом, связавшим христианское вероучение, в частности идеи Августина Блаженного, с философией Аристотеля). На основании знакомства с греческой и латинской литературой и своих собственных аналитических мыслей и воззрений Будный сформулировал пять доказательств бытия Бога.

Сымон Будный был человеком высокой культуры, энциклопедистом своего времени. Он считался блестящим диспутантом, победить которого в спорах было невозможно. Свободно владел языками старобелорусским, польским, немецким, итальянским, чешским, латинским, древнееврейским.

Пропагандист и последователь идей Франциска Скорины

Будучи последователем и приверженцем духовного наследия и таланта своего учителя Франциска Скорины [3], Сымон Будный решил заняться еще и печатной пропагандой идей гуманизма и Реформации.

Вместе с несвижским (Несвиж - город в Беларуси) старостой Мацеем Кавячинским и проповедником Лавреном

Крышковским при финансовой поддержке белорусских магнатов Астафея Валовича и князя Николая Радзивилла Черного Будный основал в 1562 году одну из первых после Скорины белорусских типографий. Сюда, в Несвиж, был перевезен из Вильно шрифт, которым когда-то пользовался Франциск Скорина. При типографии была построена и «па-перня» («папера» - «бумага» по-белорусски) - мастерская по производству бумаги.

В данном контексте уместным было бы сказать несколько слов о городе Несвиже. Несвиж впервые упоминается в 1223 году, и основание города связано с именем князя Юрия Несвижского [4].

Но на сегодня археологические находки свидетельствуют о том, что люди стали жить здесь не ранее XV века. В 1492 году Несвиж был передан во владение литовскому роду Кишек, а затем через брачный союз стал частью владений польской княжеской династии Радзивиллов и главной их резиденцией. Расцвет города начался в XVI веке и связан с именем Николая Христофора Радзивилла Сиротки. В этот период Несвиж получил новую планировку, деревянные здания были заменены каменными, а также были возведены социальные учреждения (школа, баня, больница) и мануфактуры.

В XVI-XVII веках возводится знаменитый замок, в строительстве которого принимали участие даже мастера из Италии. Также в этот период город опоясывает ров с защитными валами, на въезде были построены башни, а на Рыночной площади - большая ратуша, которая символизирует дарованное Несвижу магдебургское право.

Несвижский замок - главная достопримечательность города и одна из самых известных достопримечательностей Белоруссии. Это великолепный дворцовый комплекс с парком, который является ярким образцом архитектуры баррокко, сочетая в себе также элементы типичной замковой архитектуры. Несвижский замок заложен во второй половине XVI века Радзивиллом Сироткой, до начала XX века был резиденцией этой династии и был построен на острове, который образован рекой Ушой. Сегодня он считается одним из самых красивых подобных сооружений в Восточной Европе.

История Несвижа - привычный для Белорусской республики набор из взлетов и падений, оживления и упадка. Резкий расцвет города начался пять веков назад. Тогда Несвиж сделали своей официальной резиденцией Радзивил-лы - богатейшие люди Европы. О них слагались легенды по всей Европе и сочинялись невероятные истории. То Радзи-виллы запрягали в свои сани медведей вместо коней и пугали соседей дикими выездками. То устраивали посредине лета зиму с катаниями на санках и масленицей. Для этой «святой» цели несвижские холмы и дороги засыпались солью. Тогда это был высший шик, ибо соль несколько веков назад была товаром жутко дорогим и дефицитным [5].

Сейчас бы они, конечно, назывались олигархами и их фотографии не сходили с первых газетных полос глянцевых журналов и порталов.

Образование и просвещение для всех сословий

Возвращаясь к идеям просветительства Сымона Будного и деятельности одной из первых белорусских типографий в этом городе, отметим, что именно такой город, как Несвиж, в период своего расцвета в XVI веке, смог стать центром печатной пропаганды идей гуманизма.

Полное название первой книги Будного, вышедшей из несвижской типографии 10 июня 1562 года, звучит так: «Ка-техисис, то ест наука стародавная христианская от светого письма, для простых людей языка русского, во пытаниях и

История и педагогика естествознания 4 ■ 2022

отказах собрана» [1]. Книга вышла добротная, со вкусом оформленная и значительных размеров, более 500 страниц. В этой книге автор изложил свои собственные религиозно-философские, политические и педагогические идеи.

Катехизис - это официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, огласительное наставление, книга, содержащая основные положения христианского (в данном случае) вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов. Катехизис содержит ответы на наиболее типичные богословские вопросы и начальное образование перед крещением.

Книга Будного «Катехизис» сразу привлекла внимание образованных людей как в Великом княжестве Литовском, так и далеко за его пределами. Незаменимый букварь для взрослых и отличный учебник для детей, напечатанный «Катехизис...» являлся в то же время неординарным фи-лософско-богословским произведением, выразительным по своему содержанию и глубине высказанных мыслей. Он вызвал широкую литературную полемику, которая стала заметным явлением всего европейского реформационного движения. «Катехизис.» Будного привлекает читателей как содержанием, так и манерой изложения материала, исключительной логикой рассуждений и убедительностью доказательств [6].

Просветительская и педагогическая значимость гуманистических идей мыслителя

Сымон Будный объединил вокруг себя противников феодально-католической реакции - гуманистов различных направлений. Просветитель был за радикальные преобразования в области школы, требовал права на образование для всех сословий, всего народа [7]. Он выступал за совершенствование форм и методов системы образования. По рекомендации Будного назначались директора школ, высококвалифицированные педагоги.

Гуманист Будный считал, что необходимо не только учить детей писать и читать, но и давать им всесторонее образование. Педагог-просветитель стремился убедить феодалов не жалеть средств на народное образование, строить школы, училища и провозглашал важной целью то, чтобы народное просвещение стало делом всего общества, государства.

Будный был ярым сторонником и борцом за всесторонее развитие творческой личности [8]. Он одним из первых в педагогике считал, что обучение должно развивать личность: учащегося надо учить рассуждать, доказывать, делать выводы, обобщать. То есть в учениках нужно тренировать понимание, а не запоминание. Именно поэтому Будный выступал против иезуитских методов обучения и воспитания,

которые, по его мнению, вели человека к отуплению. Как автор «Катехизиса.», книги-наставления, содержащей основные положения христианского вероучения, Будный рекомендовал всем, кто хочет безошибочно понять Священное Писание, глубоко осмысливать значение каждого слова, внимательно рассматривать связь между словами, систему слов и терминов и только таким образом определять содержание написанного [9].

В своих произведениях он давал объяснение каждому непонятному термину, каждому выражению, встречающемуся на страницах. Будучи патриотом, Будный широко развивал идею об обучении учащихся на родном языке, требовал и горячо ратовал за то, чтобы для детей из простого народа открывались школы. В этих своих стремлениях он поднялся до понимания необходимости путем просвещения развивать у своих сограждан чувство самосознания.

Педагогические идеи Сымона Будного [7] можно сформулировать следующим образом:

- выступал против догматических иезуитских методов воспитания и обучения;

- основой воспитания личности считал труд;

- считал Библию средством просвещения народа, ратовал за право образования для всех сословий;

- боролся за процветание нации, за развитие ее культуры, за просвещение простого народа;

- как ученый одним из первых обратился к истории языков, лексике, фонетике, морфологии и заметил родственность между отдельными группами языков.

Как видим, важнейшим принципом реализации процесса формирования человека, провозглашенным и теоретически обоснованным просветителем, является воспитание в труде. Только в труде воспитывается и совершенствуется человек, - утверждал Будный.

В его сочинениях сильны воспитательные идеи гуманизма. Будный считал, что учитель должен развивать чувства и разум ребенка и уважать его личное достоинство. Воспитывая ребенка, учитель должен заботиться о духовном и физическом развитии ученика.

К слову сказать, белорусский просветитель-педагог развернул бурную издательскую деятельность с целью распространения своих идей. Он считал, что произведения, написанные на любом языке, могут воспитывать гражданские чувства и положительные нравственные качества.

Учение Будного о воспитании гражданственности и нравственности легло в основу национальной педагогической мысли. Большой популярностью среди белорусского народа пользовались печатные дворы и школы, где пропагандировалось и внедрялось в жизнь учение Сымона Буд-ного, направленное на расширение просвещения среди простого народа.

Философия и свободомыслие в идеях педагога-просветителя

Огромна роль Будного в развитии радикальных религиозно-философских идей в Восточной Европе и в развитии в Беларуси науки и просвещения. Многие его сочинения были сожжены иезуитами, а его самого осудили как еретика. В наше время известны 24 работы Сымона Будного (их было, несомненно, больше). Некоторые из них: «Катехизис.» (первый школьный учебник на белорусском языке с толковым словарем, напечатанным в Несвиже); «Оправдание грешного человека перед богом» на белорусском языке; «Об основных произведениях христианской веры»; «О власти меча». Кроме того, Будный переводил библии, написал комментарии к переводу Нового Завета, писал на белорусском, польском, латинском (знал более 10 языков.).

4■2022

История и педагогика естествознания

м]

Видя угрозу польского засилья и полонизации, философ решительно выступил в защиту белорусского языка. В посвящении к «Катехизису...» он обращается к князьям Рад-зивиллам со следующими словами: «Абы ваши княжацкие милости не только в чужоземских языках кохали, але бы ся тежь и того здавна славного языка словенского размилова-ти и оным ся бавити рачили. Слушная бо речь ест, абы ваши милости того народу язык миловати рачили, в котором дав-ные предки и их княжацкие милости панов отци ваших милости славнее преднейшие преложеньства несуть» [1].

Отстаивая свои взгляды, Будный развернул активную литературно-публицистическую и издательскую деятельность. После смерти своего покровителя Николая Радзи-вилла Черного Будный находит себе нового могущественного мецената и брата по вере - белорусского магната Яна Кишку. В своем замке в Лоске этот меценат создает типографию и делает философа ее полноправным хозяином. Здесь Сымон Будный издает ряд книг, среди которых Новый Завет, с предисловием и комментариями, трактаты «О двух природах Христа», «О светской власти», «О главных положениях Христианской веры».

В своих книгах и предисловиях к ним он выступает за творческую свободу личности и против религиозного фанатизма, пишет о необходимости освоения культуры и обычаев других народов и изобличает православных деятелей, которые отмежевывались от достижений западноевропейской науки и образования.

Будучи человеком энциклопедических знаний, широко образованным в области литературы и языков специалистом-полиглотом, Будный переводит с французского и печатает книгу «О фуриях, или Французские безумства», где рассказывается о жутких событиях Варфоломеевской ночи, когда французские католики вырезали тысячи протестантов. Перевод звучит как предостережение гражданам Великого княжества Литовского, в котором тоже шла ожесточенная религиозная борьба. Высокую оценку просвещенных читателей получают и отмеченные несомненным литературным талантом стихи Сымона Будного.

Если коснуться ситуации общественно-политического и культурно-просветительского развития земель Великого княжества Литовского того времени, в состав которого входили белорусские земли и белорусское население, то отметим, что для философской мысли XVI века характерно развитие вольнодумства, свободомыслия и идей гуманизма. На развитие философской мысли большое влияние оказывали общекультурные явления в Европе, такие, как Возрождение и Реформация. В общественном мировоззрении начался процесс формирования новых ориентаций, связанных с утверждением антирелигиозных ценностей.

Сымон Будный, отметим еще раз, продолжил традиции, заложенные великими предшественниками, славянскими просветителями - Кириллом и Мефодием, Евфросинией Полоцкой, Кириллом Туровским, Авраамом Смоленским, Николаем Гусовским, Франциском Скориной. Он был патриотом и сторонником, одним из первых духовных идеологов развития белорусской культуры на родном языке.

Идеи Сымона Будного в защиту свободы человеческого духа, его пламенные призывы к повсеместному господству в обществе разума и науки нашли глубокий отклик не только в сердцах соотечественников, но и у жителей Германии, Швейцарии, Франции, Англии, Италии, в Российском государстве. Будный стал воплощением свободомыслия и смелости, символом духовного величия и таланта славянских народов.

О свободомыслии и смелости философа говорит неординарность натуры Будного, стремление самостоятельно отыскать истину, дойти самому до сути. Он накапливал знания, основательно анализируя библейские тексты, скрупу-

Г

лезно сравнивая позиции и взгляды многих авторитетных богословов, западных и восточных отцов церкви, наконец приводил в систему свои знания о Вселенной, Боге и человеке, таким образом приближаясь к разработке собственной теологической доктрины.

Отметим, что теология, или богословие, представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой учения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах.

После издания на польском языке Брестской Библии в 1563 году белорусским просветителем овладела идея сделать новый, более совершенный перевод Священного Писания и исправить наконец упущения, которые по разным причинам попали в него в течение нескольких столетий. В совершении этого грандиозного замысла Сымон Будный рассчитывал на материальную поддержку Николая Радзи-вилла, который не только был постоянным организатором книгоиздательского дела, но и сам неплохо владел пером и поэтому как никто другой мог оценить нелегкий труд творца и ученого. Однако осуществить свой план перевода Библии Сымону Будному не удалось по причине кончины своего покровителя в 1565 году.

Новый период творчества и решения спорных задач

В конце 1565-го или в самом начале 1566 года Ганна Радзивилл, которая правила в Хохлово, пригласила Будного стать руководителем или министром тамошнего арианско-го собрания. В жизни нашего просветителя начался новый период. Уверенный в своих знаниях и способностях талантливый проповедник неистово взялся за работу над переводом Библии. Он имел намерение самостоятельно, без творческого сотрудничества с другими теологами справиться с решением сложнейшей задачи [2].

В течение нескольких следующих десятилетий Сымон Будный находился в центре реформаторской полемики, полемизируя с ведущими богословами того времени. Примерно в конце 1570 года после тщательной работы Будный наконец опубликовал в Несвижской типографии под одной обложкой перевод Нового Завета и апокриф. Книга вышла и сразу стала крупнейшей явлением духовной жизни 70-х годов XVI столетия.

Около 1571 года по неизвестным причинам он переезжает в Заславль. В Заславле Сымон Будный прожил около двух лет.

Золотой порой в творчестве Будного стал период с 1573 по 1583 год, когда он жил в Лоске в доме известного белорусского магната Яна Кишки, который приобрел у братьев Кавечинских типографию и назначил Будного лоским министром.

После появления Нового Завета в 1574 году имя Сымона Будного приобрело еще большую популярность в странах Западной Европы - Англии, Франции, Германии. Глубоко ценится мнение Будного по тем или иным вопросам, и, чтобы послушать мнение энциклопедиста, с ним стремятся завести знакомство и дружбу. Красноречивым свидетельством широкой известности белорусского гуманиста-теолога - его переписка с английским историком Йоханом Фоксом. До наших дней сохранился «Лист» Будного к нему от 4 мая 1574 года, который сейчас хранится в Оксфордской библиотеке.

В 70-е годы XVI века, когда на землях Великого княжества Литовского и Польши начался процесс разработки государственно-политической и этической доктрины протестантства, между представителями различных его направлений возникли острые дискуссии, прежде всего по вопро-

История и педагогика естествознания 4 ■ 2022

сам о значении государства, сущности правительства, об обязанностях управленцев.

Занимая гуманистическую позицию, Сымон Будный неоднократно поднимал свой голос против общественно-политической доктрины великокняжеских и польских анархистов, которые требовали уничтожения государства и всех правительственных структур - суда, армии, канцелярии, центральной и местной администрации. Белорусский гуманист сформулировал 15 аргументов в защиту правительства и блестяще подтвердил мнение, что каждый христианин может занимать светскую должность и, честно выполняя свои обязанности, приносить большую пользу всему обществу. Философа поддержали многие государственные деятели Беларуси и Польши - воеводы, коменданты, старосты и другие, независимо от их вероисповедания.

Будный считал несение любой службы, в том числе и военной, нормальным для любого христианина. Стремясь достичь социальной справедливости и общественной гармонии, он высказал ряд оригинальных идей и предложений, направленных на урегулирование взаимоотношений между бедными и богатыми. Он отверг учение коммунистов XVI века - Якуба с Калиновки, Петра Гоняды, Мартина Чехови-ча и других, которые призывали к ликвидации частной собственности и требовали всеобщего равенства.

История говорит о том, что горячие споры Сымон Буд-ный вел вокруг вопроса о том, может ли христианин иметь подданных и несвободную челядь. Его оппоненты, не признавая никаких компромиссов, категорически утверждали, что разделение общества на господ и подданных полностью противоречит Христовой науке, будучи несовместимым с христианской моралью. Настаивая на необходимости радикальных реформ, они требовали от князей и шляхты, что имели подданных, немедленного их освобождения [2].

Сымон Будный, напротив, в противовес предлагал не ликвидацию хозяев и подданных, а терпимый путь совершенствования взаимоотношений между ними через определение их обязанностей и прав. Так, в соответствии с его теорией, хозяева ни при каких обстоятельствах не должны бить своих подданных, лишать их необходимых для жизни вещей, требовать больше налогов, чем предусмотрено законом. Они должны открывать для подданных учебные заведения, строить божницы, справедливо судить, учить на свои средства и оберегать от языческого влияния. В свою очередь, подданные должны молиться за своих хозяев, помогать им во всех делах, никогда не говорить и даже не думать о них плохого, ценить их, всегда желать только добра, без возмущения платить налоги, выполнять все распоряжения и приказы.

Аналитик Будный в спорах со своими оппонентами заявил об исторической неперспективности противостояния сословий и предложил собственную модель развития общества, а также оптимальный механизм его регулирования, который предусматривал мирное сосуществование различных сословий. При этом он снова берется за перо, начинает действовать проверенными средствами. За короткий срок просветитель написал блестящие публицистические трактаты на польском языке «Исповедание о правительстве и чиновниках», «Защиту правительства», которые легли в основу книги «О светской власти» [2].

События споров, противостояний и несогласий со своими оппонентами в 80-е годы, лишили Сымона Будного душевного равновесия, навсегда выбили его из привычной жизненной колеи. Около 1583 года он покидает Лоск и направляется в Ивье, где действовала арианская академия. Просветитель снова пробует найти себя в педагогической деятельности. Косвенным доказательством нахождения Будного в Ивье является известный факт его сотрудниче-

4 ■ 2022 История и педагогика естествознания

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ Г, щ " г

ства с ректором Ивьевской академии Иваном Лицинием На-мысловским, на учебнике которого поэт-педагог в 1589 году написал стихотворение.

Симон Будный умер 13 января 1593 года в Вишневе, до последних дней жизни отстаивая свои взгляды. В Несвиже и сегодня сохранилось здание, где размещалась типография Будного.

Весь свой век Сымон Будный постоянно жил в Великом княжестве Литовском, писал свои произведения на изысканном старобелорусском языке, и поэтому его творчество, без сомнения, принадлежит белорусскому народу. В составе государственного образования - Великого Литовского княжества в основном осуществлялось формирование белорусской народности, причем решающее значение в этом процессе имело социально-экономическое и политическое развитие белорусских земель [3].

Книги Сымона Будного вслед за произведениями Франциска Скорины заложили основу для нормирования белорусского литературного языка, стали первыми переводами на восточнославянский язык, заложили основу формирования культуры белорусской народности. Но он творил еще и на польском, на латыни, переводил произведения с других европейских языков, что дает все основания говорить о вкладе великого просветителя в развитие европейской литературы и культуры в целом.

Таким образом, среди писателей и культурных деятелей прошлого, внесших большой вклад в развитие просветительства славянских народов, в национальное наследие Беларуси, одно из первых мест принадлежит Сымону Буд-ному, крупнейшему деятелю реформационного движения второй половины XVI века, первопечатнику, поэту, гуманисту, философу, просветителю и основоположнику рационалистической критики христианства.

До нас дошло немного экземпляров книг Будного, так как его современники жгли «еретические» обращенные к народу книги. Отношение к этим переводам Библии как православной, так и католической церкви по-прежнему негативное. Однако Будный был первым славянином, предложившим осмысленный филологический подход к переводу библейских текстов, обращая внимание на то, что скрытый в них смысл находится в свернутом виде, и только время и развитие человеческой мысли раскрывает его все более глубоко. А потому каждому поколению нужно заново переосмысливать текст этого древнего послания, чтобы раскрыть смысл написанного и адресованного именно ему. Что и попытался сделать в своей работе образованнейший мыслитель, философ, литератор, рожденный белорусской землей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Являясь сторонником гражданского мира и гармоничного сосуществования различных сословий, Сымон Буд-ный выступал за коренные общественные преобразования, призывал к установлению новых принципов морали, проповедовал культ разума и защищал свободу человека. Философ-аналитик поддерживал концепцию ограниченной, просвещенной монархии. Как энциклопедист и педагог он стал одним из первых идеологов развития белорусской культуры на родном языке, внес значительный вклад в просвещение простого народа и решение проблемы его обучения и воспитания. Он одним из первых в педагогике считал, что обучение должно развивать личность: учащихся надо учить рассуждать, доказывать, делать выводы, обобщать.

Культурно-историческая заслуга Сымона Будного состоит в том, что он одним из первых в европейской культуре выступил за духовную свободу, религиозную терпимость в рамках одного общества. Он утверждал национальное достоинство славян (белорусов), отмечал их богатые и разнообразные духовные традиции. Будный понимал необходимость развития белорусского языка. Его идеи повлияли на

становление белорусского национального самосознания. Он был талантливым литератором (писал на белорусском, польском, латинском языках), прозаиком и поэтом, а кроме того - ученым филологом, переводчиком. Будный был одним из самых образованных филологов-гуманистов своего времени, он сделал огромный вклад в развитие образования и культуры белорусов, выступал за всестроннее сотрудничество всех славянских народов.

В белорусском городе Несвиже, где Сымон Будный провел лучшие творческие годы своей жизни, гениальному мыслителю, просветителю народа установлен памятник. В деревне Лоск сегодня работает музей, повествующий о деятельности известного писателя, реформатора, педагога Сымона Будного.

Сегодня идет широкий поиск интеллектуальных, нравственных основ воспитания и развития личности, поэтому выявить исторические параллели представляется возможным, лишь изучая многовековые воспитательные традиции, мудрые заповеди древних исследователей, историко-педа-гогические трактаты мыслителей прошлого. А важнейшей задачей построения программ воспитания сегодня является прорастание этих созидательных идей и приоритетов развития личности из истории педагогической мысли в современность, в область конкретной образовательной практики. И несомненно, в идеях мыслителя-энциклопедиста, педагога-философа Сымона Будного очень ясно просматриваются ключевые акценты и приоритеты воспитания и развития личности сегодня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блог библиотекарей Ивьевской средней школы: Сымон Будный. URL: http://l1984.blogspot.eom/p/blog-page_653.html (дата обращения 05.10. 2022).

2. Симон Будный. URL: http://nasledie-sluck.by/ru/people/1874/5588/?ysclid=l7j14dida3654907936 (дата обращения 05.10. 2022).

3. Грохольская О.Г. Просветительское и педагогическое наследие философа-гуманиста, писателя Франциска Скорины // История и педагогика естествознания. 2021. № 3-4. С. 29-36.

4. Несвиж. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%81%D0%B2%D0%B8%D0%B6 (дата обращения 05.10. 2022).

5. История и реальность Несвижа. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5d3eb5021ee34f00aed78301/istoriia-i-realnost-nesvija-5d3edb-c0e854a900ae1835f4 (дата обращения 05.10. 2022).

6. 10 июня. Катехизис Сымона Будного. URL: https://planetabelarus.by/publications/10-iyunya-katekhizis-symona-budnogo/?ysclid=l-8021q49i9630771707 (дата обращения 05.10. 2022).

7. Просветительская деятельность и педагогическик идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный). URL: https://studopedia.ru/1_14989_prosvetitelskaya-deyatelnost-i-pedagogicheskie-idei-misliteley-belarusi-epohi-vozrozhdeni-ya-i-reformatsii-f-skorina-n-gusovskiy-s-budniy.html (дата обращения 05.10. 2022).

8. Вклад Симона Будного в культуру Беларуси. URL: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/32811/Vklad_Simona_Budnogo_v_kulturu_Belarusi. pdf?sequence = 1&isAllowed=y&ysclid=l81aev1a48586170073 (дата обращения 05.10. 2022).

9. Педагогическая мысль в Беларуси в XV-XVI вв. URL: https://ebooks.grsu.by/sergeyko_edu/1-6-3-pedagogicheskaya-mysl-v-belarusi-v-xv-xvi-vv.htm (дата обращения 05.10. 2022).

REFERENCES

1. Blog bibliotekarey Iv'yevskoy sredney shkoly: Symon Budnyy (Blog of librarians of Ivye secondary school: Symon Budny) Available at: http://l1984. blogspot.com/p/blog-page 653.html (accessed 5 October 2022).

2. Simon Budnyy (Symon Budny) Available at: http://nasledie-sluck.by/ru/people/1874/5588/?ysclid=l7j14dida3654907936 (accessed 5 October 2022).

3. Grokhol'skaya O.G. Educational and pedagogical heritage of the humanist philosopher, writer Francysk Skaryna. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya, 2021, no. 3-4, pp. 29-36 (In Russian).

4. Nesvizh (Nesvizh) Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%81%D0%B2%D0%B8%D0%B6 (accessed 5 October 2022).

5. Istoriya i real'nost' Nesvizha (History and reality of Nesvizh) Available at: https://zen.yandex.ru/media/id/5d3eb5021ee34f00aed78301/istoriia-i-re-alnost-nesvija-5d3edbc0e854a900ae1835f4 (accessed 5 October 2022).

6. 10 iyunya. Katekhizis Symona Budnogo (June 10. Catechism of Symon Budny) Available at: https://planetabelarus.by/publications/10-iyunya-katekhi-zis-symona-budnogo/?ysclid=l8021q49i9630771707 (accessed 5 October 2022).

7. Prosvetitel'skaya deyatel'nost' i pedagogicheskik idei mysliteley Belarusi epokhi Vozrozhdeniya i Reformatsii (F. Skorina, N. Gusovskiy, S. Budnyy) (Educational activities and pedagogical ideas of Belarusian thinkers of the Renaissance and Reformation (F. Skorina, N. Gusovsky, S. Budny)) Available at: https://studopedia.ru/1_14989_prosvetitelskaya-deyatelnost-i-pedagogicheskie-idei-misliteley-belarusi-epohi-vozrozhdeniya-i-reformat-sii-f-skorina-n-gusovskiy-s-budniy.html (accessed 5 October 2022).

8. Vklad Simona Budnogo vkul'turu Belarusi (The contribution of Simon Budny to the culture of Belarus) Available at: https://rep.bntu.by/bitstream/ handle/data/32811/Vklad_Simona_Budnogo_v_kulturu_Belarusi.pdf?sequence = 1S,isAllowed=yS,ysclid=l81aev1a48586170073 (accessed 5 October 2022).

9. Pedagogicheskaya mysl' v Belarusi vXV-XVI vv. (Pedagogical thought in Belarus in the XV-XVI centuries) Available at: https://ebooks.grsu.by/ sergeyko_edu/1-6-3-pedagogicheskaya-mysl-v-belarusi-v-xv-xvi-vv.htm (accessed 5 October 2022).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Грохольская Ольга Глебовна, д.п.н., проф., чл.-корр. РАО, Отделение Olga G. Grokholskaya, Corresponding Member of the Russian Academy of

философии образования и теоретической педагогики РАО. Education, Dr. Sci. (Ped.), Prof., Department of Philosophy of Education and

Theoretical Pedagogy of the Russian Academy of Education (RAE).

"54

История и педагогика естествознания

4•2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.