Научная статья на тему 'Просветительский этап в развитии национальных литератур России конца XIX - начала ХХ вв. : специфика, периодизация, типологическая общность (на примере творчества М. Акмуллы и А. Кулаковского)'

Просветительский этап в развитии национальных литератур России конца XIX - начала ХХ вв. : специфика, периодизация, типологическая общность (на примере творчества М. Акмуллы и А. Кулаковского) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
175
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / ТИПОЛОГИЯ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ГЕНЕЗИС / ФОЛЬКЛОР / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ОСНОВОПОЛОЖНИК / ПОЭЗИЯ / ТРАДИЦИЯ / ENLIGHTENMENT / TYPOLOGY / PERIODIZATION / GENESIS / FOLKLORE / NATIONAL LITERATURE / FOUNDER / POETRY / TRADITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Романова Лидия Николаевна

The article is devoted to the genesis and development of national literatures in the context of the allRussian enlightenment. The author considers enlightenment as one of the factors of origin of national literatures in Russia, young written literature in particular. In the course of studying there are revealed typologically common features of educational literature of non-Russian nations in Russia in the late 19 th – early 20 th centuries exampled by comparing the creative works of founders of Bashkir literature and Yakut literature — Miftahetdin Akmulla and Aleksey Kulakovskiy-Eksekulekh.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL STAGE IN THE DEVELOPMENT OF NATIONAL LITERATURES IN RUSSIA IN THE LATE 19 TH - EARLY 20 TH CENTURIES: SPECIFIC NATURE, PERIODIZATION, TYPOLOGICAL GENERALITY (M. Akmulla's and A. Kulakovsky's creative works as an example)

The article is devoted to the genesis and development of national literatures in the context of the allRussian enlightenment. The author considers enlightenment as one of the factors of origin of national literatures in Russia, young written literature in particular. In the course of studying there are revealed typologically common features of educational literature of non-Russian nations in Russia in the late 19 th – early 20 th centuries exampled by comparing the creative works of founders of Bashkir literature and Yakut literature — Miftahetdin Akmulla and Aleksey Kulakovskiy-Eksekulekh.

Текст научной работы на тему «Просветительский этап в развитии национальных литератур России конца XIX - начала ХХ вв. : специфика, периодизация, типологическая общность (на примере творчества М. Акмуллы и А. Кулаковского)»

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЛИТЕРАТУР РОССИИ КОНЦА Х1Х - НАЧАЛА ХХ ВВ.: СПЕЦИФИКА, ПЕРИОДИЗАЦИЯ, ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ

(на примере творчества М. Акмуллы и А. Кулаковского)

Проблемы национального просветительства как уникального исторического явления полиэтнического, поликультурного, полицивилизаци-онного, поликонфессионального пространства России находятся в центре внимания современной гуманитарной науки.

На рубеже Х1Х—ХХ вв., как для старо-, так и для младописьменных национальных литератур России, просветительство стало «общим алгоритмом цивилизационного процесса» [10, с. 61], необходимым, закономерным этапом, обусловившим культурный прорыв национальностей в общероссийское и мировое пространство в эпоху коренных социально-исторических преобразований.

По утверждению Р.Ф. Юсуфова, существует пять типов общероссийского просветительства, группирующихся по территориальным, конфессиональным особенностям и по синтезированию предыдущего опыта духовной культуры в мировоззрении писателей-просветителей: русское Просвещение; просветительство в северо-западной Руси; просветительство в финно-угорских культурах Урало-Поволжья, Северного Кавказа; просветительство в Калмыкии, Южной Сибири (Бурятии и Туве), к подгруппе этого типа исследователь относит тюркоязычные литературы — якутскую и алтайскую; словесные культуры Севера, Сибири и Дальнего Востока начала ХХ в. [10, с. 59]. Несомненно, данная классификация достаточно условна и может распадаться на множество подгрупп, обусловленных не только географическим, этническим и конфессиональным родством, но и национальным менталитетом, характером и уровнем развития предыдущей духовной культуры (фольклора, письменности,

литературного языка) и степенью взаимовлияния с иноязычной литературой.

Просветительство для народов разного уровня исторического, социального и культурного развития стало одним из консолидирующих и ци-вилизационно выравнивающих факторов, позволивших включить их в единое общероссийское, а через нее и в мировое мультикультурное поле. Просветительство у нерусских народов России, особенно не имевших ранее письменной литературной традиции, обусловило в определенной степени ускоренный характер литературного развития младописьменных литератур, получивших возможность в кратчайшие сроки перейти из устной формы художественной словесности в письменную, минуя ряд обязательных для общелитературного развития этапов предреализма.

Важным порождающим фактором возникновения и развития просветительства в национальной культуре является осознание передовой частью зарождающейся национальной интеллигенции самоценности, уникальности духовной культуры своего народа, которая нуждалась в сохранении и развитии. При этом просветители реально понимали, что уникальность, самобытность своей культуры наиболее наглядно может проявляться в сравнении с иноязычной культурой, которая находится по уровню зрелости на более высокой (в отношении письменно-литературной традиции) ступени развития. Отсюда активное обращение писателей-просветителей в младописьменных литературах к художественному переводу, к творческому освоению и адаптированию сюжетов, мотивов и образов произведений русской классики и т.д.

Романова Лидия Николаевна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (Якутск)

© Романова Л.Н., 2009

Таким образом, на становление национального просветительства в культуре, в т.ч. и в художественной словесности народов России, оказали огромнейшее влияние народно-демократические идеи русской литературы Х1Х в.: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. Принципы художественного реалистического отражения действительности, изображения народного характера, способы эстетического воздействия на читателя, утвержденные в прогрессивной русской литературе, естественным образом вошли в национальные литературные традиции, особенно активно и интенсивно на начальной стадии развития, и приобрели самобытное, оригинальное звучание.

Основными характеризующими признаками национального просветительства стали: критическое отношение к состоянию современного им общества; осознание необходимости расширения, распространения знаний среди народа; желание утвердить в народной жизни общечеловеческие идеалы; ориентированность на развитую ино-культуру, выполняющую роль стимулирующего фактора; стремление обобщить и творчески использовать во благо народа опыт различных культурных источников (исторических, этнографических, фольклорных, языковых). Литература в этом отношении стала наиболее приемлемой и действенной формой проведения просветительских идей.

Создание национальной литературы у младописьменных народов в целом порождено просветительским движением, желанием сохранить в памяти потомков в материализированной форме достижения прошлого как залог дальнейшего развития самодостаточного, духовно развитого этноса.

Якутское просветительство зарождалось и развивалось в схожих с другими младописьменными народами историко-культурных, социально-экономических, общественно-политических условиях. Его история развивалась по общепринятым периодам национального просветительства [4, с. 17—18]:

— конфессиональный (миссионерский) — период религиозного просвещения народа, связанный с именами церковных служителей Е.В. Протопопова, Д.В. Хитрова, Н.Н. Запольского, М.С. Ощепкова, П.К. Попова, Д.Д. Попова, при-

ложивших огромные усилия для перевода Библии на якутский язык;

— культурно-образовательный — период, начинающийся с развития светского письма в Х1Хв.: официально-делового и литературнописьменного, зафиксированного в первом письменном памятнике на якутском языке «Воспоминаниях» А.Я. Уваровского, записях фольклорных произведений политссыльными, приезжими учеными-этнографами, публикациях единичных произведений на якутском языке в сибирских и центральных изданиях, до возникновения национальной литературной традиции в творчестве основоположников якутской литературы;

— общественно-политический этап просветительства включает в себя комплекс государственных мероприятий по принятию законов о социальном и национальном статусе народа саха, законов о языке, разрабатывавшихся в конце Х1Х в. и получивших юридический статус в 20—30-е гг.

С точки зрения нашего исследования, интерес представляет второй этап, связанный с формированием национальной письменности, художественной литературы на языке этноса, литературного языка, национальных отраслей научного знания, подготовкой кадров национальной интеллигенции, развитием инородческих школ. В этот период происходит зарождение якутской письменной литературной традиции.

Просветительский период во многих национальных литературах России имел схожие черты развития, в истории которых на рубеже Х1Х— ХХ вв., находящихся на самых разных уровнях историко-культурного развития, как закономерное явление наблюдается появление авторитетных личностей, взявших на себя ответственность за дальнейшее созидательное развитие своего народа. Это такие писатели-просветители, как Ч. Валиханов в казахской литературе, М. Акмулла, М. Гафури, М. Уметбаев — в башкирской, И. Яковлев — в чувашской, Ч. Ахриев, М. Джа-габиев, А. Базоркин — в ингушской, Солбонэ Туя, Д. Дашинимаев, Ц. Жамцарано — в бурятской, М. Чевалков — в алтайской и др. В этот ряд можно поставить и имена основоположников якутской литературы: А.Е. Кулаковского-Ек-секюлях Алексея, А.И. Софронова-Алампа, Н.Д. Неустроева, В.В. Никифорова-Кюлюмнюр, научная и литературная деятельность которых находится в смысловом поле российского национального просветительства.

Гуманистическая концепция писателей, стоявших у истоков якутской литературы, напрямую восходит к идее просветительства народа как одной из форм совершенствования человека, общества, нации. Такое миросозерцание первых якутских писателей нашло полное воплощение в целостности их художественно-эстетической системы, представленной во всех родах и жанрах якутской зарождающейся литературы.

Сравнение творческого пути якутских писателей с другими национальными художниками слова, сопоставление их роли в истории национальной культуры позволяет провести прямые параллели между ними и выводить определенные типологические аналогии. Национальных писателей-просветителей объединяет: во-первых, высокая образованность, зачастую достигнутая самообразованием; во-вторых, энциклопедич-ность, широта знаний, которая требовала реализации в конкретных формах просвещения, образования родного народа — в педагогической деятельности, защите прав населения; в-третьих, стремление к объединению прогрессивных представителей национальной интеллигенции во имя просвещения народа; в-четвертых, глубокое понимание внутренних духовных потенций народа, исходящее из знания его прошлого.

Формирование просветительского реализма как основного литературного направления переходного периода в истории художественной словесности Башкортостана и Якутии связано с именами Мифтахетдина Акмуллы и Алексея Кула-ковского-Ексекюлях Алексея, мировоззренческие линии творчества которых, несмотря на ментальные, временные, социально-исторические, конфессиональные различия, во многом совпадают.

Обоих поэтов прежде всего объединяет широта, энциклопедичность знаний, которая была направлена на служение народу. Акмулла, по словам исследователей его жизни и творчества, «был всесторонне образованным человеком, познавшим многие науки, владеющим арабским и персидским языками; это был философ, имеющий свою законченную концепцию жизни, свои твердо устоявшиеся взгляды на многие стороны общественного бытия. И это делало его духовным отцом нации, и не только своей, но и других, близких по языку, вере и обычаям» [2, с. 1].

По утверждению известного якутского историка Г.П. Башарина, первого исследователя творчества А.Е. Кулаковского: «За период до конца

Х1Х века из коренных народностей Ленского края не выдвинулся ни один ученый, ни один литератор. Кулаковский явился первым местным уче-ным-фольклористом и лингвистом, историком и этнографом Якутии, ее первым поэтом. Именно в его научных трудах и художественных произведениях были посеяны первые самобытные семена науки и литературы нашего народа» [6, с. 18].

Якутская литература всего ХХ в. может быть охарактеризована как «эпоха Кулаковского». Вся якутская литература ХХ — начала ХХ1 вв. по своей онтологической и гносеологической природе восходит к Кулаковскому, раскрывшему творческий потенциал национального художественного сознания народа и разработавшему пути его дальнейшего развития в качественно новой форме.

В национальном пантеоне Якутии имени Алексея Елисеевича Кулаковского отводится исключительное положение как духовному лидеру народа и уникальному историческому феномену, определившему пути развития Якутии. По силе и масштабу своего мышления, направленного на осознание значимости человека в мироустройстве, по глубине и действенности гуманистических и просветительских идей, по огромному значению в росте национального самосознания народа Алексей Кулаковский стоит в одном ряду с великими мыслителями Х1Х—ХХ вв., сыгравшими значительную роль в судьбе своей страны: Абаем Ку-нанбаевым, Мухтаром Ауэзовым, Мифтахетди-ном Акмуллой, Чоканом Валихановым, Фатехом Ниязи, Садриддином Айни и др.

Родство башкирского и якутского поэтов проявляется и в особенностях их вхождения в литературный процесс и в формах бытования их произведений.

И Акмуллу, и Кулаковского относят к поэтам переходного периода. В случае с башкирским поэтом имеется в виду переход «от старого типа (литературы. — Л.Р.) к новому» [9, с. 505], с якутским — переход от литературно-неопределив-шейся (фольклорной) системы к литературно-определившейся [3, с. 13]. По словам Г.Б. Хусаинова, Акмулла — «крупный поэт, положивший начало новой башкирской литературе» и «поднявший просветительскую литературу на уровень большого художественного слова» [9, с. 505]. Кулаковский — основоположник якутской художественной литературы. Реформаторство поэта проявилось почти во всех аспектах

зарождения, формирования и становления якутской национальной литературы как целостной художественно-эстетической системы, одной из фундаментальных основ которой является идея просвещения народа посредством литературы.

Башкирский и якутский поэты выросли на традициях богатого высокоразвитого фольклора своего народа. Акмулла, по утверждению Г.Б. Хусаинова, был воспитан на традициях башкирских сэсэнов [9, с. 504], творчество Кула-ковского впитало в себя все богатство народного героического эпоса — олонхо и обрядовой поэзии. В частности, по мнению П.В. Максимовой, героическое сказание якутов определило поэмное начало в поэзии А.Е. Кулаковского [8, с. 20]. В заслугу каждому из рассматриваемых поэтов ставится органическое соединение устнопоэтических традиций с литературной письменной. Творчество обоих поэтов вначале распространилось и пользовалось огромной популярностью в устной и рукописной формах.

Примечателен процесс осознанной, программной подготовки поэтов к созданию качественно нового типа художественной словесности. Башкирский поэт объездил не только родные башкирские степи, но и соседние татарские, казахские, участвуя в соревнованиях-айтышах, собирая уникальный фольклорный материал и фиксируя их в своих записях.

Кулаковский, нанимаясь в многочисленные торговые экспедиции, объездил якутские улусы, вплоть до Охотского моря, где также собрал огромный материал по верованиям якутов, пословицам и поговоркам, языку, преданиям и легендам, растительному и животному миру края. Все это впоследствии вылилось в ряд научных трудов, имеющих непреходящее значение для современного якутоведения: «Материалы для изучения верований якутов» (1922), «Якутские пословицы и поговорки» (1925), «Манчаары» (легенды о народном якутском герое-бунтаре) (1920), «Якутские легенды и предания, собранные А. Кулаковским в 1890—1924 гг.» (1925), «Русские слова, перенятые и усвоенные якутами» (1924), «Якутский язык» (1924), «О происхождении слова «якут» (1926), «Виды животного и растительного царств, известные якутам» (1923) и т.д.

При этом собирательскую и научно-описательную деятельность оба поэта успешно сочетали с педагогической.

Планомерную работу по сбору и систематизации фольклорного материала башкирского и якутского поэтов можно расценивать как осознанную подготовку к созданию национальной литературы, в которой определены ее источники и возможности их традиционного использования, систематизированы жанры, утверждены основы стихосложения, литературного языка в целом и поэтической лексики в частности.

Этологические, просветительские взгляды поэтов в программном виде находят соответствующие жанровые формы, выстраивающиеся в определенную систему. В основе жанровой систематики у обоих поэтов легло эпическое начало устной поэзии — айтыши, кубаиры, хи-тапы, мактубы в творчестве башкирского поэта; олонхо, камлание, обрядовая поэзия нравственно-этического характера в поэзии якутского автора.

По словам башкирского исследователя Г.С. Кунафина, у Акмуллы «на первый план выдвигались призывно-дидактические и воспитательные функции литературы» [7, с. 64], о чем свидетельствуют его хитапы, назидательные стихи «Нэсихэттэр» («Назидания»). В них автор перечисляет качества, которыми должен обладать человек в идеале: совестливость, добропорядочность, честь, разумность в мыслях и поступках, умение быть благодарным, терпеливость. Эти душевные качества, имеющие общечеловеческую значимость, отличались от тех представлений, которые манифестировались в традиционной эпической культуре, где восхвалялась мужская удаль, неземная красота, ловкость и т.д.

В поэзии Кулаковского также основополагающее значение имеют жанры обрядовой поэзии: алгысы (заклинания божеств, благопожелания), андагары (клятва), осуохай (хороводные песни), которые по своему характеру также восходят к назидательной народной литературе. Поэт сознательно выбирал жанры, которые отвечали его творческому замыслу — просвещать, утверждать общечеловеческие идеалы. В его алгысах, андагарах представлен комплекс духовно-эстетических ценностей, в котором первостепенное значение придается образованию, перенятию позитивного, прогрессивного опыта иноязычной культуры при максимальном сохранении национального своеобразия [«Оттоку олук алгыИа» («Благословение среднего поколения»), «Ойуун туулэ» («Сновидение шамана»)]. При этом не забываются чисто

человеческие качества — почтение к старшим, честность, доброта. Кроме того, одной из главных качеств современного человека и у башкирского, и у якутского сочинителей считается открытость миру, восприимчивость к новому, благодатному знанию.

В этих своих побуждениях оба автора при всем различии религиозных, ментальных представлений в унисон утверждают единую мысль — всесилие разума и просвещения как двигателя духовного развития народа. Вот «Обращение к друзьям» М. Акмуллы:

Достойным сначала надо быть Народа своего. Народу лишь служить.

А чтобы противостоять врагам,

Историю познать нелишне нам,

Во всех науках проявить себя,

Иначе — и судьба нам не судьба.

Не только знать по-русски и писать,

Неплохо бы французский понимать.

Но прежде важно в языке своем,

Как рыба плавать, свой восславить дом.

А якутский поэт в «Оттоку олук алгыИа» обращается к своему народу:

Нуучча ньургунун кытта Туруулакар до^ор буол,

Саха талыытын кытта Самдайдакар атас буол,

Урдук уврэхтээхтэри кытта Ойвнсвн увскээ,

Бэрт мэйиилээхтэри кытта Тэцнэкэн сэргэстэс

Будь лучшему из русских

Ни в чем не уступающим другом,

Равняйся только На избранного из якутов,

С образованнейшими из людей Иди плечом к плечу,

С мудрейшими из людей Шагай наравне.

Бар дьоццор Баттанар куннэригэр Баара^ай банана буол.

Суон норуоккап Солбонуйар кунугэр

Суон дурда буол Хаара норуоккар Хаалар кунгэр Халыц хахха буол!

Всему народу В угнетаемый день Будь опорным столбом.

Многочисленному народу своему

В дни уныния

Будь крепким укрытием!

Темному народу своему В дни изгнания Будь крепкой стеной!

(построчный перевод. — Л.Р.)

Просветительский склад мышления рассматриваемых поэтов определил проблемно-тематический пласт их поэзии, в которой особое положение заняла сатира, как способ критического осмысления действительности и типизации жизненных, в первую очередь социальных, явлений. Основным объектом сатирического высмеивания поэтов становятся людские пороки, обусловленные социально-историческими условиями.

По утверждению Г.С. Кунафина, «Акмулла был одним из первых башкирских поэтов, придавших жанру стихотворного послания социальное и сатирическое звучание» [7, с. 115]. Ему принадлежит заслуга развития манифестацион-ной лирики, особенно жанра мактуб, в котором поэт «не ограничивался агитационно-назидательным (внушающим) монологом», а изобразил «человека из народа в системе обстоятельств, соответствовавших его повседневной жизни, что создало предпосылки для социального анализа» [7, с. 115].

Образы, создаваемые якутским поэтом, также выходцы из народа, и они изображены в условиях повседневного быта конца Х1Х — начала ХХ вв. Сатирическое содержание у якутского поэта нашло воплощение в портретных формах, близких по своей структуре фольклорным туойсуу, хокуйуу (воспевание-диалог, часто сатирического характера). Сатирические портреты, созданные Кулаковским в произведениях «Сэттэ дьахтар мэтириэтэ» («Портреты якутских женщин»), «Тыга дьахтара»«(Деревен-ская женщина»), «Кэччэгэй баай» («Скупой богач»), стали одним из первых образцов соци-

альной и психологической поэтической типизации, в которых сатира поэта направлена против отсталости, невежества, бескультурья как явлений, тормозящих прогресс.

Велика заслуга рассматриваемых поэтов и в становлении поэтики, в частности, национального стихосложения и поэтической образности. Так, по утверждению Г.Б. Хусаинова, Акмулла «активно вводил в письменную поэзию и дал гражданское право жанровой форме и размеру кубаира — башкирского народного стиха» [9, с. 506]. В поэзии Акмуллы башкирский стих «освободился от тяжеловесных конструкций и застывших канонов восточного стихотворства» [2, с. 4]. Якутский поэт довел до совершенства народный стих и определил как один из важных национально-специфических его принципов аллитерацию. Но у Кулаковского «народный стих претерпел весьма существенные изменения в направлении приближения его к живому разговорному языку, к сжатому выражению мыслей», отсюда отказ от «громоздких повторений, длинных периодов или сингармоничных тирад, которые были связаны с описательностью, с сложной ор-наментальностью старой поэзии» [I, с. 118]. Система стихосложения, разработанная первым якутским поэтом, в теории и практике получила широкое развитие в дальнейшем — в поэзии всего

ХХ в. и совершенствуется до сегодняшних дней. В ней отразилось все богатство якутского фольклорного верлибра в сочетании с равносложным стихом, с применением аллитерационного принципа.

Проблема основоположничества в якутской поэзии по отношению к Кулаковскому имеет в виду и его вклад в формирование национального литературного языка, в т.ч. системы поэтической образности. Язык поэзии якутского поэта вобрал в себя все богатство устного народного творчества. Эпический размах олонхо, выраженный в формулах, развернутой фразовой синонимии, определил индивидуально-авторский стиль Кулаковского, который формулируется многими исследователями как эпический. При этом поэту в заслугу ставится и то, что он ввел в литературный язык народную речь. Признаки демократизации литературного языка отмечаются и исследователями творчества М. Акмуллы [9, с. 507]. Для обоих поэтов характерно творческое использование народных пословиц и поговорок, афористических выражений как поэтических средств,

выполняющих композиционные, стилевые функции.

Таким образом, просветительский этап в истории национальных литератур России конца Х1Х — начала ХХ вв. имел типологически схожие черты и сыграл важную роль в жизни общества периода реформ, формировании нации и национальных литератур. Доказательством этому является творчество выдающихся поэтов М. Ак-муллы и А.Е. Кулаковского, близость которых выявляется:

— в новом художественно-эстетическом подходе к отображению реальной действительности и способам типизации жизненных явлений, проявившемся в дидактически-призывном и сатирическом характере произведений;

— в систематизации жанров литературы на основе устно-поэтического наследия;

— в утверждении принципов национального литературного языка в целом и поэтической образности в частности;

— в установлении основных принципов национального стихосложения.

Все эти и другие направления художественной мысли башкирского и якутского поэтов продиктованы просветительскими задачами, обусловившими в будущем рост национального самосознания народа в целом и художественного мышления в частности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев Г.М. Якутское стихосложение. — Якутск, 1965. — 128 с.

2. «Время вернуться домой» по Р. Шакуру, Г. Шафикову. — URL: http://Letopisi.ru.

3. Далгат У.Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. — М., 1981. — 303 с.

4. Зеткина И.А. Становление и развитие национального просветительства в Поволжье (вторая половина Х1Х—ХХ вв.): Дис... д-ра культурол. наук: 24.00.01. — Саранск, 2005. — 332 с.

5. Канюков В.Я. Развитие литературы и народный художественный традиций. Проблемы литературно-фольклорных отношений. — Чебоксары, 1979. — 192 с.

6. Кулаковский А.Е. (1877—1926): Сб. докл. к 85-летию со дня рождения А.Е. Кулаковского / Ред. Г.П. Башарин. — Якутск: Якуткнигоиздат, 1964. — 88 с.

7. Кунафин Г.С. Башкирская поэзия Х1Х—ХХ веков. — Уфа, 2002. — 216 с.

8. Максимова П.В. Жанровая типология якутской поэзии. Вопросы эволюции и классификации форм. — Новосибирск: Наука, 2002. — 255 с.

9. Хусаинов Г.Б. Литература и науки. Избранные труды. — Уфа: Гилем, 1998. — 613 с.

10. Юсуфов Р.Ф. Об истории литератур народов России // Международные ломидзевские чтения. Изучение литератур и фольклора народов России и СНГ: Теория. История. Проблемы современного развития. — М.: ИМЛИ РАН, 2008. — С. 34—67.

Ключевые слова: просветительство, типология, периодизация, генезис, фольклор, национальная литература, основоположник, поэзия, традиция.

Key words: enlightenment, typology, periodization, genesis, folklore, national literature, founder, poetry, tradition.

Ludmila N. Romanova

EDUCATIONAL STAGE IN THE DEVELOPMENT OF NATIONAL LITERATURES IN RUSSIA IN THE LATE 19th - EARLY 20th CENTURIES: SPECIFIC NATURE, PERIODIZATION, TYPOLOGICAL GENERALITY

(M. Akmulla’s and A. Kulakovsky’s creative works as an example)

The article is devoted to the genesis and development of national literatures in the context of the all-Russian enlightenment. The author considers enlightenment as one of the factors of origin of national literatures in Russia, young written literature in particular. In the course of studying there are revealed typologically common features of educational literature of non-Russian nations in Russia in the late 19th -early 20th centuries exampled by comparing the creative works of founders of Bashkir literature and Yakut literature — Miftahetdin Akmulla and Aleksey Kulakovskiy-Eksekulekh.

К сведению читателей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Вестник Башкирского университета» — ежеквартальный научный журнал, учредителем которого является БашГУ. Публикует статьи по следующим разделам естественных и гуманитарных наук: «Математика и механика», «Физика и техника», «Химия и химическая технология», «Биология, экология и медицина», «География», «Экономика», «Филология и искусствоведение», «Философия, социология и культурология», «Правоведение», «Политология», «Педагогика и психология», «История».

Решением Президиума Высшей аттестационной комиссии РФ включен в список рецензируемых ВАК-ом журналов, которые могут публиковать результаты исследований докторских и кандидатских диссертаций.

Адрес редакции: 450074, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32, тел. 8 (347) 229-96-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.