Научная статья на тему 'Просветительская терминология в «Наводир-ул-вакоеъ» Ахмада Дониша'

Просветительская терминология в «Наводир-ул-вакоеъ» Ахмада Дониша Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
827
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АХМАД ДОНИШ / ТЕРМИН / ПРОСВЕЩЕНИЕ / СУФИЗМ / ИНФИНИТИВ / СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ / СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Асад Фотима

Ахмад Дониш является крупнейшим представителем таджикской литературы, ярко излагающий просветительские мысли в своем произведении «Наводир ул-вакоеъ». В данной статье рассматривается просветительская терминология творчества этого выдающегося мыслителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Просветительская терминология в «Наводир-ул-вакоеъ» Ахмада Дониша»

Асад Фотима ©

Аспирант ТНУ

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ В «НАВОДИР-УЛ-ВАКОЕЪ» АХМАДА

ДОНИША

Аннотация

Ахмад Дониш является крупнейшим представителем таджикской литературы, ярко излагающий просветительские мысли в своем произведении «Наводир - ул-вакоеъ». В данной статье рассматривается просветительская терминология творчества этого выдающегося мыслителя.

Ключевые слова: Ахмад Дониш, термин, просвещение, суфизм, инфинитив, существительное, слова и словосочетания.

Ахмад Махдум, Ахмад ибн Насир Сиддик Бухорои, известный в истории таджикской науки и просвещения именем Ахмад Дониш или Ахмад Калла (Ахмад Голова), родился в 1826 или согласно сведению других источников 1827 года по улице «Кучаи сангин» (каменный проспект) города Бухары. Знаменитый мыслитель научился чтению и письму у своей благочестивой мамы. Для получения начального образования поступил в школу Кориён (школа, где обучались чтению Корана). Однако старый метод обучения ему не понравился и он бросил учебу, самостоятельно занимался изучением точных наук: естествознанием, математикой, астрономией, историей, философией и литературой.

С раннего детства увлекался письмотворцем и является автором знаменитого творческого памятника «Шах и гадо» (Принц и нищий) Бадруддина Хилоли.

Бухарский эмир всегда считался с мнением Ахмада Дониша и его точку зрения счел важным для обеспечения порядка и стабильности и управлению страной, назначил его на должность кази в отдаленный бухарский район. В течении 6 лет в городах Газор и Нахрчи проработал советником кази. После освобождения от службы начал заниматься литературной деятельностью и самому главному своему произведению дал название «Наводир - ул - вакоеъ» (Редкие события), посвященное завершению реформы мангитских богачей с 1875 по 1882 г. На первый взгляд кажется, что автор делает акцент на традиции своих предшественников, ссылаясь на новаторство «Бадоеъ-ул-вакоеъ» (Художественные события) таджикско-персидского классика Зайнитдина Восифи. Книга важна тем, что предупреждает об историческом состоянии бухарского эмирата, а стиль изложения её автора по простоте и ясности заслуживает всякого уважения.

«Наводир - ул- вакоеъ» является крупнейшим произведением Ахмада Дониша, которая состоит из 23 отдельных глав, связанных друг с другом, являясь эталоном творческого наследия известного мыслителя таджикского народа.

Ахмад Махдум считает человечество на земле «мусофир» (странник, путник). Он утверждает, чтобы в жизни каждый человек должен быть реалистом и должны знать сущность своего существования.

Целью данной статьи является рассмотрение просветительской терминологии вышеназванной книги. Это связано с тем, что Ахмади Дониш ярко излагал нравственные идеи о воспитании человечества и об определении места образования в отдельных частях

©© Асад Фотима, 2012 г.

«Наводир - ул - Вакоеъ», которое содержит религиозные и нравоучительные идеи, анализ и толкование философских идей ислама.

Просветительская терминология во всех школах, хоть отдельных, хоть общих, является сутью взглядов автора.

Первым шагом в этом просветительском кругу является толкование значения и определения каждого из этих терминов, их способность употребляться в устной и письменной речи.

Рассказчик в изложении своих целей и мнения подражает и олицетворяет то, что можно отнести к употребительной и обиходной лексики. Однако в книжном и литературном стилях речи употребление этих терминов получает особую форму. Такая речь имеет определенные стилистические особенности, а если слушатель или читатель не имеют представления о цели говорящего, то они не поймут язык изложенного материала.

Просветительская терминология подобно вышеизложенному, имеет связь с философскими и религиозными понятиями, употребление которых важно для сохранения литературного стиля речи.

Просветительская лексика способствует краткости умозаключений, символичности речи и передачи тайной мысли.

То, что в этой статье подвергается исследованию, отобрано из значительного количества терминов, применяемых в тексте «Наводир-ул-Вакоеъ». Отбор этих терминов осуществлялся из преобладающей лексики.

Прежде чем перейти к творчеству Ахмада Дониша и анализу его просветительской терминологии, необходимо рассмотреть определение слова «термин». В научной литературе не существует единого объективного определения удовлетворяющего для всех исследователей XIX века и начала ХХ века. Первые более подробные определения терминов принадлежат английским ученым Кит Рич и Грин Фру. Эти ученые объясняли термины математическими формулами. Наряду с этим И. Гермонд утверждает, что система научных терминов и применяют их для обозначения определенных понятий. Наряду с этим И. Гермонд утверждает, что система научной терминологии, если каждая отдельная наука направлена на анализ и рассмотрение внутренних структур, способствует научному стилю речи Ф.А. Бруг Гуз и Э.Эрфон терминам дают особое определение, которое служат специально для рассмотрения одного определенно применяемого понятия. Данная книга содержит богатую терминологическую лексику, связанную с просвещение, образованием, нравственностью и человеческих нравов, образцы которых приводятся ниже.

Акли кул (Всевышний): Хочиби боргохаш Чабраил ва акли кул аст (1, 20) -Хранителем его являются ангел Гавриил и Всевышний.

Акли кулл (абсолютный разум) - сложная изафетная конструкция. Употреблен в значении первейший разум, который подразумевает свет Мухаммада, Гавриила и Вселенной (2, 2001).

Малакути асфал (ангелы поднебесные): и с целью удовлетворения своих интересов выбрал малакути асфал как сложного явления (1, 20).

Малакути асфал: термин малакути асфал применяется учеными в значении ...

Данная конструкция существует только в структуре тел и способствует его пользе и является важной и обязательной для физической структуры.ки Ахмад Дониш использовал в своих произведениях сложные предложения. «Ва сойири мукаввинотро аз басите махз барои у ва чихати у ва ба сабаби у овард» (1, 20).

«Басита» в словаре имеет значение «широкий», однако в области философии используется не как мучаррад, а как не сложный.

Сущность басита (широты) заключается в том, что не имеет наружного вида, тогда как не имеют соответствующую форму и представления людей. Имеют сложную сущность

и трудное для восприятия представление по форме и содержанию, то есть могут воспроизводить как наружную, так и внутреннюю форму.

Факр (бедность): широко применяется религиозными учеными, которые глубоко исследуют законы шариата (1, 33).

Факр: (имя существительное) с лексической точки зрения имеет следующие значения: бедность, нищета, убожество, отшельничество. Терминологическое значение:

а) основой бедности является нужда, человек нуждается в чем-то. То что называется «нуждаться в чем-либо», то есть человек все время нуждается в своем Творце, а Творец, по сути богат и ни в чем не нуждается, однако человек зависим от него. Это качество существует в значении «антумулфукарои валлоху хувал гани», то есть Всевышний богат тем, что он имеет все, а у человека нет ничего собственного, а если даже есть что-либо, то ему не принадлежат (2, 2130).

б) некоторые придерживаются того мнения, что бедность состоит из завершения всех ресурсов, это является тайной того что называют «Анфакру саводулвачхи фидорайн», то есть ничего не остается от мудрого и богатого, для того чтобы знали - все что они имели не принадлежало им (Толковый словарь саччоди).

Мосиво (Язычество): и не должны заниматься масиво, имя Аллаха должен вспоминать от всей души и не должны следовать язычеством (1, 32).

Мосиво (саво) та sava - кроме.

Мо-саваллох: кроме Всевышнего (фарах)- то, чему веровать кроме единого Бога; существа и творений божьего (2.2550).

Адам - adam: (имя существительное)

1. лексическое значение: отсутствие, не существование, против существования.

2. данный термин содержит два значения: перовое - абсолютное существование, а второе - абсолют существования.

Если Адам соответствует абсолютному существованию, то это абсолютный Адам, а если противоречит тому, то это абсолютное Адам. Перове значение данного понятия заключается в абсолютном существовании, а вторая часть заключается в существовании объекта абсолюта, то есть мутлакулвучуд - объектом абсолютного существования является лицо - исследователь. Однако это значение относится ко всему человечеству.

Абсолютное существо воссоединяется с человеческим существом и может привести к его исчезновению (5, 1160).

3. неизвестный мир, в пространстве которого оговариваются качества и свойства Всевышнего и представляется суть существования.

Затем в этом заведении - то есть в Адаме,

Можно увидеть и суннитов и других.

Без сомнения это заведение светлое и ясное как очи,

Однако вне этого заведения тьма и неизвестность. (Маснави, Никелсон, 288. Асрорномаэ Гавхари, 394).

Акл (разум): Вместо верного пути выбор ложного, разумом который не постичь (1,

86).

Акл: 1. (инфинитив) соображать, находить. 2. (существительное) сознание, рассудок, разум. 3. Наука, знание: в противовес жестокости. 4. терминологическое значение - независимая суть Всевышнего, который является началом и концом природы и всей вселенной, о котором говорят следующее разъяснение: все независимое, абстрактное существо, по сути является разумом и существует такое явление, которое независим по сущности и качеству. Это явление, поистине является Разум, как в первом, так и во втором значении (5, 2001).

Хирад (мудрость): Та же страсть, которая выступает в различных значениях, отражается в следующих словах: билкувва (потенциальный), билмалака (опытный), билфил (непосредственный),бисмустафод (понятный) (5, 571).

Хирад (мудрость). Наука ради жизненных нужд, ради интересов и ущерба и непристойного поведения.

Нафхе: чтобы сделать попытку для описания и комментария хадисов (1, 31).

Нафхе (паШе) - по-арабски.

1. (инфинитив) разовое веяние ветра. 2. разовое расхождение приятного аромата. 3. (имя существительное) воздаяние, милость, совокупность благодеяний.

Нафх (nafx). Букв. (инфинитив) дуть, надуть, вздуть. 2. Проветрить. 3) Высокомерность. 4. (инфинитив) вздутие живота. 5 (имя существительное) вздутость. 6. Высокомерие, обозначение. 7. Полный воздухом живот (2, 3016).

Сур (рог, труба) 1. надувание Исрафилом трубы с целью оживления мертвых. 2 (духовный термин): благодеяние души и начало жизни, а второе благодеяние является свойством Всевышнего, который способен умертвит и оживит тела людей. Посредством первого нафха тела умирают, а духи оживляют и во втором случае мертвые встают перед Всевышним (2, 2067).

Вздутие желудка - образование газа в желудке, наличие вздутости в желудке.

Малакут (ангелы):

Эй ты! Будь осторожен, дабы не поддаваться обману врага, так как твой враг никто иное, как учитель всех земных и небесных ангелов (1,86).

Малакут (та1акШ;) (существительное) величие, великий. - мир ангелов, мир (свет). Мир отвлеченных понятий в совершенстве (5, 1076) против джабарут и анасут (которые находятся под ним) и лахут (находящийся над ним). Потусторонний мир (арабское название), который относится к миру духов (2089).

Мир илви, отвлеченное понятие (Толковый словарь саджадди). Мир совершенных разумов и страстей.

Муджаррад (отвлеченный, абстрактный): тогда вступит в богатой отвлеченной форме для спасения интересов (1, 43).

...это есть культура и упоминание, стремление к тому, что распознать разум и страсти отвлеченные (1, 77).

Муджаррад (отвлеченное существительное). 1. обнаженный, открытый. 2. единственный, единый. 3. холостой, неженатый (женщина, особенно мужчина). 4. то, что поэт или другой представитель удаляет несколько слов или изречений из текста или письма.

Лексическое значение: предписание, которое должно быть сугубо религиозным и ангелы не материальны. Как говорится: влияние и воздействие не материальны или разум является отвлеченным понятием. Совокупность всех понятий и явлений, связанные с восприятием являются отвлеченными, то есть источником восприятия является разум (5, 1076).

Просвещение, является отражением человеческой восприимчивости и парированием внешних и внутренних потребностей человека, те потребности, которые находятся внутри каждого из нас и смешаны с нашей плотью и кровью.

Склонность к абсолютизму:

Ахмад Дониш в некоторых ценных страницах «Наводир - ул - вакоеъ» («Редкие события») отмечает, что человечество по своей природе склонно к абсолютизму. В течении своей жизни постоянно находится в поисках абсолюта и совершенствование ищет путем распознавания естества, связанное с сущностью человека и его судьбы.

В данной работе приведены большое количество просветительской терминологии. В том числе в главе «исследование мирских благ и интересов и отказ от всего мирского

путем воздержания и аскетизма». Ключевые понятия, ярко отражающие просветительские основы на страницах данного произведения, являются применение следующих терминов:

1. Святой Коран: небесная книга, которая в себе содержит все просветительские учения;

2. Хадис: является вторым источником, дающий просветительской терминологии основную верную информацию.

3. Мольба отчаянных и жизнь пророков и людей, потерявшие надежду, являются аспекты, тонко намекающие на просветительство.

Просветительская практика возбуждает эмоций, поднимает милосердие на небеса и способствует познанию внутренней красоты и развитию интеллекта, совершенствованию красноречия, формированию суфизма и вырабатыванию восприятия и мировоззрения.

Таким образом, Ахмад Дониш является крупнейшим таджикским мыслителем, ярким представителем литературы, философии и социологии второй половины XIX века Бухары.

В данной, посвященной его прогрессивным мыслям, влияние которых на творчество многих ученых исследователей того времени несомненно. Сделана попытка показать просветительскую терминологию произведения «Наводир-ул-вакоеъ» и ее огромное. В данном направлении необходимо еще много работать, однако надеемся, что данная работа послужит ключом к дальнейшему рассмотрению данной темы.

В статье рассмотрены термины, выделенные из большого количество собранного материала, исключительно с целью изучения просветительской терминологии вышеназванного произведения.

Литература:

1. Ахмад Дониш. Наводир - ул-вакоеъ. Т.1. - Душанбе, 1988. - 287 с.

2. Деххудо А. Лугатнома. Второе издание. Изд.во Тегеранского университета, 1377.

3. Персидская литературная Донишнамэ Средней Азии. Седбмое издание. Изд.во Сипехр, 1364. -С. 380 -381.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.