Научная статья на тему 'Просветительская функция преподавателя высшей школы в формировании качества жизни субъектов образования'

Просветительская функция преподавателя высшей школы в формировании качества жизни субъектов образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ПРОПОВЕДНИЧЕСКАЯ ФУНКЦИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРИЗМА / РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / EDUCATION / CULTURE / LIFE QUALITY / ENLIGHTENMENT FUNCTION / HORTATIVE FUNCTION / HIGHER SCHOOL TEACHER / PEDAGOGICAL CHARISMA / SPEECH CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малярчук Наталья Николаевна, Федоряк Людмила Михайловна

В статье раскрывается человекотворческое предназначение преподавателей высшей школы в формировании качества жизни субъектов образования, описываются их просветительская и проповедническая функции как детерминирующие в этом процессе, акцентируется значимость владения ораторским искусством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enlightenment function of a university teacher in developing the life quality of education persons

The article reveals the human-creative purpose of higher school teachers in developing the life quality of education persons; their educational, enlightenment and hortatory functions as the determining ones in this process are described, the importance of mastering the elocution is emphasized

Текст научной работы на тему «Просветительская функция преподавателя высшей школы в формировании качества жизни субъектов образования»

Н. Н. Малярчук Л. М. Федоряк

(Тюмень)

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ФУНКЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрывается человекотворческое предназначение преподавателей высшей школы в формировании качества жизни субъектов образования; описываются их просветительская и проповедническая функции как детерминирующие в этом процессе; акцентируется значимость владения ораторским искусством

Одна из современных проблем российского вуза - снижение общекультурного уровня студенчества. Остаются актуальными слова

В. А. Сухомлинского о том, что невежество, убогость ума и чувств становятся моральным пороком. Обеднение интеллектуальной сферы юношей и девушек, упрощение схем мышления, недостаточная развитость сферы чувств в значительной степени вытесняют из процесса обучения не только понимание, но и знание.

Образование - эта та особая сфера гуманитарной социокультурной практики, где происходит передача и воспроизводство культурного опыта поколений, и не только знаний, но и самого типа мышления и миропонимания, строя речи, общения, духовных ценностей нации, её исторического и нравственного самосознания, традиций и верований. Непосредственными трансляторами всего вышеперечисленного выступают педагоги образовательных учреждений.

Учительство как «особая субкультурная группа (ядро интеллигенции] выполняет функцию духовно-нравственного воспитания нации, хранения и воспитания её культурного генофонда» [1, с. 6].

По мнению М. М. Рубинштейна, невозможно идентифицировать деятельность учителя со службой или ремеслом, учительство требует всего человека, всей личности, поэтому его нужно понимать как идейное общественное служение делу глубокого, возвышенного. Учитель «социален не только в своей внешней обстановке и необходимом взаимоотношении и взаимодействии с учениками, но и в своей задаче и в смысле своей педагогической деятельности должен быть призывом жизни к продолжению её... Педагогическая деятельность во всем своём существе

говорит о жизни и зовёт к ней; она «служанка жизни» - бытие и жизнь, и при том с атрибутом ценности.» [7, с. 35].

Януш Корчак отразил этот смысл в трагичной по эмоциональному звучанию «Молитве воспитателя», Ш. А. Амонашвили профессиональную философию учителя-гуманиста и Воспитателя от Бога ясно и чётко обозначил в «Клятве учителя» [1].

Ученый-педагог, философ и публицист

С. И. Гессен «выводит» педагога из учебнопедагогических (учебный план, программа, предмет] и институционально-профессиональных (учитель - ученик и учитель - учитель] отношений, расширяет пространство его личностного развития до предельно открытой в мир человеческой культуры. По мнению ученого, взаимодействие педагога с культурой - это понимание своей профессиональной деятельности не как прагматической, направленной на передачу знаний, а потому не «требующей» открытия личности учителя, а, наоборот, признание педагогической деятельности как широко и многообразно интегрированной в культуру (науку, религию, искусство и т.п.] [2].

Таким образом, социокультурный характер педагогической жизни объективно не позволяет преподавателю замкнуться на его профессионально-деятельностных задачах, как бы они ни были методически и практически обязательны. Сознательно и интуитивно им предчувствуется свое человекотворческое, человекоформирующее предназначение в формировании качества жизни субъектов образования, которое является сложной, динамично развивающейся системой биоприродного, социально-экономического, культурно-духовного бытия и определяющих его внешних и внутренних условий

на основе постоянного совершенствования качества человека, его физического и нравственного здоровья, познавательной активности и творческой, созидательной продуктивной деятельности» [9, с. 181].

Личность и жизнь преподавателя - модель и образец пути развития качества жизни, а следовательно, нравственности и мудрости для учащихся и их родителей. Это значит, что учитель, не создающий своего качества жизни, не занимающийся своим здоровьем, не ценящий здоровье детей как важнейшее условие их успешной жизни и учебы, не способен обеспечить условия для становления качества жизни учащихся и укрепления здоровья своих воспитанников, не способен увлечь их этим делом, не способен гарантировать формирование у них готовности к здоровьетворению, так как невозможно дать или передать другому то, чего не имеешь сам [10, с. 24].

Взаимодействие в системе «учитель - ученик» подобно «взаимопроникновению картин мира». Облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к работе, к учащимся, к самому себе, которые являются утверждением тех нравственных идей, которые провозглашаются в процессе обучения.

С этих позиций в воспитательном плане исторически предопределены просветительская и проповедническая функции преподавателя.

В словаре В. И. Даля «просвещение» трактуется как «свет науки и разума, согреваемый чистою нравственностью; развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование, при ясном сознании долга своего и цели жизни», а «просвещать кого - даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру; образовывать ум и сердце» [3, с. 541]; «проповедь - поучение, речь, духовное слово», а «проповедовать что или о чём - говорить всенародно, возвещать, провозглашать; поучать, взывать к слушателям речью, убеждая и наставляя» [Там же, с. 540].

Таким образом, просвещение - это то, о чём говорится (научное и нравственное содержание сообщения], а проповедь - это то, как говорится (форма сообщения].

Огромный вклад в просвещение и духовное развитие народных масс вносили великие просветители и проповедники (Пифагор, Платон, Сократ, Аристотель и др.], увлекая их силой своего ума, духа, эмоций.

Для эффективного осуществления просветительской и проповеднической функций для создания высокого уровня качества жизни, как своего, так и обучающихся, у преподавателя высшей школы должна быть ярко выражена педагогическая «харизма».

В энциклопедическом философском словаре - «Харизма (от др.-греч. х«Р^ца — «милость, божий дар»] - необыкновенно большие способности или исключительная одарённость, воспринимаемые как милость Бо-жия» [8, с. 501].

По классическому определению немецкого социолога М. Вебера, харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одарённая сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям [6].

Преподавателю вуза необходимо владеть искусством красноречия. Недаром основатель первого отечественного университета М. В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей, считал необходимым систематически и настойчиво учиться красноречию. И поэтому он советовал лекторам беспрестанно упражняться в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одни правила и чтение авторов [6].

В данном случае актуализируется функция преподавателя в качестве проблемати-затора - «интеллектуального провокатора, дразнящего собеседника» (вспомним Сократа с его системой проблемных вопросов, выводившего собеседника на границу его незнания]. В процессе взаимодействия со студенчеством преподаватель-проблематиза-тор обеспечивает рождение собственных информационных запросов, формирует «ученое незнание», помогает в формулировке познавательных проблем, провоцируя спонтанные вопросы.

Результаты опросов свидетельствуют о том, что студенты особо ценят в лекции актуальность тематики, искренность, правдивость, глубину анализа поднятых проблем, убедительность, выразительность речи [5].

Не случайно Е. А. Климов среди противопоказаний к выбору профессий типа «человек-человек» наряду с выраженными физическими недостатками, нерасторопностью, излишней медлительностью, равнодушием к людям, отсутствием признаков бескорыстного интереса к человеку указывает на замк-

70

Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО

нутость, погруженность в себя, дефекты речи и невыразительную речь [4].

Выразительность языка проявляется в зависимости от степени овладения речевой культурой. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «убогость слова - это убогость мысли, а убогость мысли ведёт к моральной, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической «толстокожести».

Ораторское искусство предполагает умение импровизировать, свертывать и расширять устную информацию в зависимости от обстоятельств (нехватка или перераспределение лекционного времени, уровень подготовленности аудитории и др.].

Таким образом, социокультурное значение педагогической деятельности в воспитательном аспекте детерминирует развитие у преподавателей высшей школы просветительской и проповеднической функций в формировании качества жизни субъектов образования - нести свет науки и нравственности, поучая, убеждая и наставляя студенческую молодёжь. Для эффективного выполнения этих функций преподавателю необходимо обладать безусловным социальным и нравственным авторитетом для окружающих, быть носителем инновационных идей, развивать ораторское искусство.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики. - М.: Народное образование, 1998. - 80 с.

2. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию : учеб. пособие для вузов. - М.: Школа-пресс, 1995. - 448 с.

3. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: ЭКСМО, 2003. - 736 с.

4. Носкова О. Г. Психология труда : учеб. пособие / под ред. Е. А. Климова. - М.: Издат. центр «Академия», 2004. - 384 с.

5. Педагогика и психология высшей школы : учеб. пособие / под ред. М. В. Булановой-Топорковой. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

6. Политика. Толковый словарь / Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем и др. / общ. ред.: д.э.н. И. М. Осадчая. - М.: ИНФРА-М ; Весь Мир, 2001.

7. Рубинштейн М. М. Проблема учителя : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 176 с.

8. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 567 с.

9. Федоряк Л. М. Качество жизни и познавательная активность : моногр. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2004. - 296 с.

10. Федоряк Л. М. Качество жизни субъектов образования и педагогическое мастерство: акмеологический подход : моногр. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2008. - 172 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.