УДК 141.132:165.63
ВОРОНОВ Василий Михайлович, аспирант кафедры философии и социологии Мурманского государственного университета
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ КАК ИОИИМА ТЕЛЬНАЯ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
В статье анализируется просветительская философско-историческая традиция. Рассматриваемые философско-исторические концепции понимаются не только и не столько как понимательные схемы исторического процесса, а как мировоззренческие модели, которые основываются на определенных ценностных установках и в свою очередь их утверждают.
Понимательная модель, мировоззренческая модель, смысложизненные ценности, смысл истории, «конец» истории, «начало» истории
Философская рефлексия над проблемой смысла жизни и смысложизненных ценностей сама по себе неизбежно ведет к обращению в поисках возможных ответов к каким-либо практикам или к апеллированию к представляемому будущему. Попытка поиска ответа в картине «неизбежного» будущего представляется актуальной не только, когда данная проблема, рассматривается на всеобщем социальном уровне (для всего человечества в данный момент исторического времени или для человечества, существующего во времени - человеческого рода), но и когда тот же вопрос предстает перед человеком в экзистенциальном измерении. Обоснование картины будущего оказывается невозможным без создания картины исторического процесса, неизбежного к нему ведущего.
Таким образом, та или иная философско-спекулятивная модель истории, создающая свою собственную картину исторического процесса, более или менее подробно прорисованную, кроме функции понимательной модели
выполняет функцию мировоззренческой идеи, утверждающей те или иные смысложизненные ценности. В свою очередь философско-исторические концепции создаются, исходя из различных смысложизненных ценностей, постулируемых их авторами.
Начиная с эпохи Средневековья историческое повествование становится чем-то большим, чем простой рассказ о прошлом. Оно начинает выполнять функции мировоззренческой картины объясняющей прошлое, настоящее и будущее. Достаточно вспомнить, что «Повесть временных лет», как и почти все средневековые летописи и хроники, начинается с библейского рассказа о происхождении людей1. Исторический процесс оказывается универсальным, имеющим начало (сотворение и грехопадение людей), смысл (делающий его понятным) и конец. Тогда возникает первоначальная периодизация всемирной истории: эпоха до Рождества Христова и эпоха после. Жизнь человека становится трансцендентально наполненной смыслом
не только на уровне личного экзистенциального исторического существования (спасение своей души), но и на уровне всеобщеисторическом (история человеческого рода закончится Страшным Судом и переходом от земной истории к небесной).
Традиция поиска опоры при обосновании мировоззренческих построений в философско-исторических схемах продолжается далее уже в секулярных философско-исторических схемах эпохи Просвещения. В той или иной философско-исторической схеме создается определенная картина исторического процесса. Под картиной исторического процесса мы понимаем философско-историческую схему так или иначе, с тех или иных позиций объясняющую и структурирующую исторический процесс. Можно выделить основные блоки такой философской схемы: смысл (суть) истории; «начало» истории; «конец» истории (цель, к которой идет исторический процесс); та или иная периодизация исторического процесса. История, таким образом, из цепочки случайных или так или иначе непосредственно связанных событий превращается в векторно направленный процесс. Та или иная векторная направленность «привносится» в историю на основании тех или иных философских «установок».
В нашей статье анализируется просветительская философско-историческая традиция на основе творческого наследия Канта и Кондорсе.
В концептуальной схеме Кондорсе всемирно-исторический процесс начинается с момента возникновения человеческих коллективов, основным отличием которых от сообществ животных становятся овладение такими «искусствами», как изготовление орудий и утвари, а также овладение рядом практических навыков2 . Развитие разума, рациональности первоначально проявляется, следовательно, прежде всего в сфере техноса. Дальнейший всемирноисторический процесс представляется как путь прогресса человеческого разума, результаты которого проявляются в различных сферах: материально-технической (развитие технических достижений), научно-просветительской (рост знаний, распространение их в обществе),
социальной (улучшение общественного и государственного устройства, смягчение нравов). Этот прогресс оказывается детерминирован самой человеческой природой, имманентным человеческим стремлением к новым идеям и новым ощущениям: «...Первичный двигатель прогресса человеческого разума, который равным образом развивает склонность к излишествам роскоши, поощряет промышленность, побуждает любознательность, проникая жадным взором под покров, под которым природа спрятала свои тайны»3.
Мировоззренческая функция философско-исторических построений понимается как ведущая определяющая. Для Кондорсе необходимо показать, что способность человека совершенствоваться, действительно, не определима и что дальнейшие его шаги «на пути к самоусовершенствованию отныне не зависят от какой бы то ни было силы, желающей его остановить, и путь этот окончится только с прекращением существования нашей планеты»4. Таким образом, цель философско-исторической схемы Кондорсе - утверждение мировоззренческого тезиса о бесконечном прогрессе человеческого разума, способного привести к счастливому будущему человечества. Понимание исторического процесса имеет ценность не само по себе, т.е. не как «понимание ради понимания», а для пояснения смысложизненных установок. Высшей ценностью становится исторический прогресс человеческого разума, который в будущем приведет к оптимальному общественному устройству и совершенствованию человека. На этой принципиально новой ступени развития решенными - за счет рационализации всех социальных практик - окажутся не только материально-технические, но и социальные проблемы человечества5.
В кантовской концепции всемирной истории исторический процесс также представляет собой картину развития человеческого разума, причем это развитие определяется своеобразным теологическим планом природы (Провидения), т.к. каждое природное явление несет в себе определенную, совершенно развитую энтелехию, а энтелехией человека является ра-
зум. Полное и совершенное развитие оказывается невозможным для отдельного человеческого существа, а достижимым только в ходе исторического развития человеческого рода6. Историчность, таким образом, становится неотъемлемым свойством человеческой природы.
Кантовская трактовка «начала» человеческой истории основывается на библейской картине возникновения человека, интерпретируемой в духе рационализма. История, в которой главное - развитие человеческого разума, приводящее к торжеству морали и идеальному общественному устройству, естественно должна начинаться с возникновения или, точнее, пробуждения разума. Фактически животное существование первой человеческой пары заканчивается с первым поступком, продиктованным разумом. Таким поступком оказывается попытка съесть некий плод, когда инстинкт подсказывал человеку воздержаться от него, а разум подталкивал. Первый опыт самостоятельного решения под руководством разума, по всей видимости, был не удачным7. Однако этот шаг способствовал осознанию мира и возможности самостоятельного выбора.
Рационализация сексуально-половой сферы послужила основой зарождения морали и правил нравственности8. Наконец, осознание конечности, временности, историчности существования привело к формированию первых смысложизненных установок «жить для потомства, которое лучше устроится и/или поможет родителям в старости»9. Эта мысль является этическими императивом, который в кантовской концепции, должен выражать вообще отношение людей к временности, историчности существования - «старшие поколения трудятся только ради будущих поколений»10. Будущее, точнее, определенное ожидаемое будущее оказывается той ценностью, которая определяет мировоззрение и поступки человека «здесь и сейчас». Понимание своего исключительного положения в природе явилось завершением становления человеческой рациональности - «человек понял, что он цель природы, а животные
- средства, шерсть нужна овце не для нее самой, но для человека»11.
В процессе становления социальной организации, связанного с появлением первых племен, разделением труда, первыми межплеменными конфликтами и войнами, хозяйственным развитием, устанавливаются нормы социального общежития. Неуживчивость людей способствует становлению практики насильственной регуляции отношений в относительно больших поселениях, т.е. приводит к появлению зачатков гражданского устройства. Становление социально-политических институтов, таким образом, обусловлено, согласно Канту, внутренней потребностью общества. Полное развитие разума оказывается возможным только при совершенном общественном устройстве - всемирно-гражданском состоянии, которое является делом будущего и связано со слиянием политико-правовой и морально-нравственной сфер жизни12. Всемирно-гражданское состояние характеризуется прежде всего всеобщим принятием категорического императива - «относись к другому человеку как к цели и никогда только как к средству» - и на уровне отношений между индивидами в социуме, и на уровне межгосударственных отношений.
Развитие социально-политического устройства, следовательно, должно стать и становится предметом философской рефлексии в массиве исторических фактов и свидетельств. Периодизация всемирной истории соответственно строится на основе принципиального изменения формы политического устройства: греческий мир - римский мир - варварский мир - современное Канту состояние (Европа)13. Переход от одной исторической эпохи к другой происходит не непрерывно, а дискретно: через периоды упадка к новому более совершенному состоянию.
Главной ценностью для субъекта, мыслящего о своем конкретном историческом существовании в категориях кантовской философско-исторической концепции, становится будущая телеологическая цель природы - полное развитие человеческого разума. Таким образом, человек может найти выход из своеобразного состояния мировоззренческого «тупика», неудовлетворенности временными материальны-
ми или социальными ценностями, которые в ситуации нерефлексирующего сознания определяют мотивы человеческой деятельности. Решение проблемы связанно с осознанием этой глобально-исторической цели. В результате человек обретает состояние своего рода «душевной невозмутимости», положительное отношение к историческому прошлому и настоящему состоянию социальной реальности14.
Просветительские философско-исторические концепции, таким образом, становятся своего рода учениями о будущем обществе, которые ориентируют, воспитывают (в просветительском значении этого термина) человека в его отношении к социальной реальности как к настоящей, так и к будущей. Восприятие просветительских философско-исторических концепций в качестве мировоззренческих установок требует не только наличия рационалистических ценностных установок, но и готовности строить свою жизнь в соответствии с ними именно «здесь» и «сейчас». В этом вопросе критика Бердяевым философско-исторических построений, оперирующих концептуальной установкой «земного конца истории», и кантовских философско-исторических построений представляется достаточно обоснованной, т.к. принятие установки о том, что «младшие поколения трудятся в поте лица на благо старших», является допустимым для небольшого числа индивидов, а следовательно, не может рассчитывать на актуальность в социуме15.
Философская схема структурирует цепь непосредственно связанных исторических со-
бытий через выделение главного и принципиально важного в событийном массиве. Картина исторического процесса создается путем «затушевывания» и «замазывания» массива исторических фактов, которые не являются принципиально важными для философской рефлексии. Картина исторического прошлого, таким образом, в определенной степени замыкается в некие рамки и границы.
Содержательные отличия между просветительскими схемами определяются выделяемыми движущими факторами исторического процесса, приводящими к тому или иному варианту «конца» истории. В модели Кондорсе основное внимание уделяется непосредственному прогрессу (или регрессу) человеческой рациональности, которую он связывает как с развитием наук, технических навыков, распространением знаний в обществе, так и со смягчения нравов и отношений в обществе. В случае кантовской модели основным становится прогресс политического устройства общества, ведущий к совершенной форме организации человеческого общества
- всемирно-гражданскому состоянию, при котором только и возможно природно-заданное развитие человеческого разума.
Просветительские всемирно-исторические философские концепции, таким образом, кроме функции понимательной модели истории, выполняют также функции мировоззренческих доктрин, основанных на различных ценностных установках, при том, что содержательные составляющие всемирно-исторического процесса различаются довольно существенно.
Примечания
1 Повесть временных лет / под ред. чл.-корр. АН СССР В.П. Адриановой-Перетц, пер. Д.С. Лихачева и Б.А. Романова. М.; Л., 1950. С. 9-11.
2КондорсеЖ.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума / пер. И.А. Шапиро. М., 1936. С. 18.
3 Там же. С. 42-43.
4 Там же. С. 8-9.
5 Там же. С. 256-258
6Кант И. Идея истории во всемирно-гражданском плане II Его же. Собр. соч. в8т. / под общ. ред. проф. A.B. Гупыги. Т. 8. М., 1994. С. 13-15.
1 Его же. Предполагаемое начало человеческой истории II Там же. С. 73.
8 Там же. С. 74.
9Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории. С.76.
10Кант И. Идея истории во всемирно-гражданском плане. С. 15-16.
11 Его же. Предполагаемое начало человеческой истории. С. 80.
12Его же. Идея истории во всемирно-гражданском плане. С. 17-19, 21-23.
13 Там же. С. 26.
14Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории. С. 88.
15 См. напр., БердяевН.А. Смысл истории. Новое средневековье/ сост. икоммент. В.В. Сапов. М., 2002. С. 198-201.
Voronov Vasily
PHILOSOPHICAL-HISTORICAL TRADITION OF THE ENLIGHTENMENT AS AN INTERPRETATIVE AND WORLD-VIEW MODEL
The educational philosophical-historical tradition is analysed in the article. The philosophical-historical concepts under study are understood not only and not as understanding schemes of the historical process, but as the world-view models which are based on the certain value aims and in turn confirm them.
Контактная информация: e-mail\ [email protected]
Рецензент- Лошаков P. А., доктор философских наук, профессор кафедры философии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова