Научная статья на тему 'Просветительская деятельность Томского музыкального техникума в 1920-е годы'

Просветительская деятельность Томского музыкального техникума в 1920-е годы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
60
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ / КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕМУАРЫ / MUSICAL EDUCATIONAL ACTIVITIES / MUSICAL TECHNICAL SCHOOL / CONCERT ACTIVITY / MEMOIRS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сотникова Елена Вячеславовна

Цель исследования - определить уровень и динамику музыкального просветительства в Сибири в 1920-е годы на примере деятельности Томского музыкального техникума. В статье акцентируется внимание на подвижническом труде педагогов, в связи с этим введены в научный оборот архивные материалы мемуарного характера. Отмечены масштабы и содержание концертной деятельности учащихся техникума. Научная новизна данного исследования определяется конкретизацией проблемного поля исследования просветительской деятельности музыкального учебного заведения в контексте социокультурного развития Сибири, востребованностью «забытого» наследия. В результате показан опыт совместного творчества педагогов и учащихся музыкального техникума как центра просвещения, выявлены особенности репертуара с сохранением значительной доли классического музыкального наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ACTIVITIES OF TOMSK MUSICAL TECHNICAL SCHOOL IN THE 1920S

The study aims to determine the level and dynamics of musical educational activities undertaken in Siberia in the 1920s, as exemplified by the work of Tomsk Musical Technical School. The article emphasises the teachers’ selfless labour, in this connection, archival materials of the memorial nature are introduced into scientific use. The scope and content of the concert activity are noted. The study is novel in that it clarifies the problem area of researching educational activities of the musical school in the context of sociocultural development of Siberia, also in that the “forgotten” heritage is of relevance. As a result, experience of creative work shared by the teachers and students of the Musical Technical School as a centre for education is revealed, features of the repertoire, which retained a large proportion of classical musical heritage, are identified.

Текст научной работы на тему «Просветительская деятельность Томского музыкального техникума в 1920-е годы»

https://doi.Org/10.30853/manuscript.2020.9.6

Сотникова Елена Вячеславовна

Просветительская деятельность Томского музыкального техникума в 1920-е годы

Цель исследования - определить уровень и динамику музыкального просветительства в Сибири в 1920-е годы на примере деятельности Томского музыкального техникума. В статье акцентируется внимание на подвижническом труде педагогов, в связи с этим введены в научный оборот архивные материалы мемуарного характера. Отмечены масштабы и содержание концертной деятельности учащихся техникума. Научная новизна данного исследования определяется конкретизацией проблемного поля исследования просветительской деятельности музыкального учебного заведения в контексте социокультурного развития Сибири, востребованностью "забытого" наследия. В результате показан опыт совместного творчества педагогов и учащихся музыкального техникума как центра просвещения, выявлены особенности репертуара с сохранением значительной доли классического музыкального наследия. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/Э^СВД/Э/б.^т!

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 9. C. 35-38. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/9/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.9.6 Дата поступления рукописи: 13.08.2020

Цель исследования - определить уровень и динамику музыкального просветительства в Сибири в 1920-е годы на примере деятельности Томского музыкального техникума. В статье акцентируется внимание на подвижническом труде педагогов, в связи с этим введены в научный оборот архивные материалы мемуарного характера. Отмечены масштабы и содержание концертной деятельности учащихся техникума. Научная новизна данного исследования определяется конкретизацией проблемного поля исследования просветительской деятельности музыкального учебного заведения в контексте социокультурного развития Сибири, востребованностью «забытого» наследия. В результате показан опыт совместного творчества педагогов и учащихся музыкального техникума как центра просвещения, выявлены особенности репертуара с сохранением значительной доли классического музыкального наследия.

Ключевые слова и фразы: музыкальное просветительство; музыкальный техникум; концертная деятельность; мемуары.

Сотникова Елена Вячеславовна, к. ист. н.

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск sotnikovaev@mail. т

Просветительская деятельность Томского музыкального техникума

в 1920-е годы

В силу своих духовных и душевных качеств художественная культура влияет на формирование ценностно-ориентационного потенциала личности. Музыкальное просвещение, встроенное в контекст художественно-культурной среды, на протяжении веков сохраняло в России традиции нравственно-эмоционального развития нации. В современной российской образовательной и воспитательной политике просвещению отводится важная роль. Актуальность исследования обусловлена необходимостью целостного осмысления процессов культурной трансформации музыкальной просветительской среды в Сибири в неоднозначный период отечественной истории. В связи с этим автор ставит задачи рассмотреть способы организации просветительской работы Томского музыкального техникума, выявить особенности репертуарной политики, определить роль педагогического состава в творческом процессе.

Методы исследования базируются на историко-антропологическом подходе, интегрирующем материалы, представленные различными областями гуманитарного знания. Исторический и проблемно-логический методы позволяют исследовать историю музыкального просвещения на основе хронологического воссоздания реальных событий, деятельности отдельных личностей.

Теоретической базой исследования послужили: труд Н. А. Воробьевой о музыкальной культуре Томска [1], статья профессора Новосибирской государственной консерватории Л. В. Семашко о музыкальном образовании в Омске [5], воспоминания и дневниковые записи выпускника Томского музыкального техникума 1931 года, композитора и педагога Афанасия Степановича Анохина [14], материалы государственных архивов [2-3] и периодической печати 1920-х годов [4; 7-13]. Практическая значимость статьи состоит в том, что её материалы и выводы могут использоваться как в культурно-историческом дискурсе, так и в педагогической деятельности при изучении истории, культурологии в высших учебных заведениях.

В исторически сложившемся названии Томска - «Сибирские Афины» - отразился высокий уровень образования и просвещения в городе, в музыкальном отношении стоявшем впереди сибирских городов в конце ХХХ - начале ХХ века. Усилиями томских церковнослужителей через традиционное для русского человека пение в церквах была заложена основа будущего музыкального образования. В 1893 году Томское отделение Императорского Русского музыкального общества открыло первые в городе музыкальные классы, через 20 лет преобразованные в музыкальное училище. Пианистка и вокалистка Камилла Ивановна Томашин-ская открыла в 1901 году первую частную музыкальную школу в Томске, перешедшую в 1907 г. к новому руководителю - Марии Леонидовне Шиловской. По инициативе музыкантов Н. П. Лебедева, П. В. Леонова, С. Ф. Абаянцева в 1908 году было организовано первое в Сибири Томское хоровое общество, в этом же году открыта частная музыкальная школа Ф. Н. Тютрюмовой [3, д. 322, л. 203].

В 1917 году частная школа Ф. Н. Тютрюмовой и хоровые классы Сибирского музыкального певческого общества объединились в Высшую музыкальную школу, называемую Народной консерваторией. Основателями её стали пианист и блестящий импровизатор Б. В. Померанцев и профессор химии Томского университета, музыкальный критик Н. А. Александров [2, д. 401, л. 19]. Николай Александрович Александров учился в консерваториях Москвы, Висбадена, Берлина, Лейпцига, публиковал рецензии и аналитические обзоры в московских и томских изданиях. Интересен факт: в 1920-е годы на историко-философском факультете Томского государственного университета он читал курс истории и теории музыки, что невероятно для современного образования.

С восстановлением советской власти в Сибири, в 1920 году, было принято Положение о подотделе искусств Сибирского отдела народного образования [Там же, д. 41, л. 22-23]. Задача идейного и художественного

руководства просвещением и образованием решалась через работу секций -музыкальной, изобразительной, театральной, музейной - в составе подотделов искусств губернских отделов народного образования. Музыкальные секции возглавляли наиболее авторитетные деятели художественной культуры [6, с. 89].

В Томске статус государственных учреждений получили музыкальное училище, Народная консерватория и музыкальная школа М. Л. Шиловской: на их содержание отпускались средства по смете Губнаробраза (Губернского отдела народного образования) [2, д. 549, л. 1]. Следует отметить, что данные изменения благоприятно отразились на постановке музыкального дела в Томске.

В штате Народной консерватории в 1921 году были 15 преподавателей, среди которых заслуживающие особого внимания уникальные личности с блестящим образованием: свободный художник Петроградской консерватории Ф. Н. Тютрюмова, выпускник консерватории в Бухаресте К. Г. Симонис, получившая вокальное образование в Италии В. С. Клопотовская, известный австрийский музыкант-виолончелист Н. Н. Жупан-чич [Там же, д. 401, л. 19].

Осенью 1921 года, с началом новой экономической политики в стране, принимается решение о сохранении на государственном снабжении только Высшей музыкальной школы, но уже в другом статусе - Музыкального техникума. В состав нового техникума вошли музыкальное училище и музыкальная школа М. Л. Шиловской. Среднее специальное учебное заведение осуществляло обучение по следующим направлениям: фортепиано, оркестровые инструменты, пение, теория музыки. Во второй половине 1920-х годов открылось инструкторско-педагогическое отделение. В техникум могли поступить девушки в возрасте не моложе шестнадцати лет и юноши старше восемнадцати лет. Обучение в зависимости от выбранной специальности, а также способностей учащегося длилось от шести до семи лет [Там же, л. 1 об.].

С 1922 года техникум перешёл на хозрасчёт и платное обучение. Чтобы сохранить учебное заведение, педагоги самоотверженно трудились, получая заработную плату по минимальным ставкам Рабис (Союза работников искусства). Принятие техникума на госбюджет в октябре 1925 года принесло положительные результаты. Увеличилось число учащихся: в 1926/1927 учебном году их численность составляла более 500 человек. Открылись трёхлетние курсы для взрослых, желающих обучаться сольному пению, игре на фортепиано. Занятия шли ежедневно с 9 до 22 часов. В образовательном процессе были задействованы 17 роялей, фисгармония, клавишный фагот, 5 скрипок, 2 альта, 5 виолончелей, 5 контрабасов, 2 фагота, 3 валторны, флейты, гобои, кларнеты, тромбоны [11, с. 5-6].

Выпускники техникума получали квалификации преподавателя музыки и пения, оркестранта по специальности, оперного исполнителя-солиста [2, д. 549, л. 1 об.] Окончившие техникум поступали в Ленинградскую консерваторию [7, с. 11], становились солистами оперы в Томске, преподавали в музыкальной школе в Барнауле [12, с. 11].

В середине 1920-х годов музыкальный репертуар техникума находился под влиянием идеологических установок Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ), отрицавшей широкое использование классического наследия. Музыку М. И. Глинки, например, называли дворянской, П. И. Чайковского и Ф. Шопена объявляли нытиками. Среди официально допущенных к исполнению - «Патетическая соната» и «Аппассионата» Л. Бетховена, «Колыбельная Ерёмушки», «Забытый» М. П. Мусоргского [14, д. 1, л. 24]. По вопросу репертуара в педагогическом коллективе техникума случались ссоры. Особенно противниками жесткой идеологии в музыке были Ф. Н. Тютрюмова и Я. С. Медлин, не скупившиеся на остроумную иронию [Там же, л. 26].

Состоявшийся в октябре 1921 года II Всероссийский съезд Политпросветов (Политическое просвещение) принял резолюцию, в которой были сформулированы ближайшие задачи по созданию «нового» искусства. В области музыки как пропагандирующей и организующей силы важнейшими направлениями деятельности являлись организация певческих и инструментальных праздников, организация стационарных и подвижных хоров и оркестров [2, д. 324, л. 99].

Томский музыкальный техникум стал центром общественной музыкальной жизни в городе и, по решению губернского отдела народного образования, должен выступать как «пропагандист музыки среди трудящихся» [8, с. 2].

Активность концертной деятельности музыкального техникума была обусловлена и поставленными задачами художественного просвещения трудящихся, и необходимостью содержать учебное заведение. Распространенные формы просветительской деятельности - устраиваемые техникумом собственные ученические выступления, концерты-лекции, посвящённые творчеству композиторов П. И. Чайковского, Л. Бетховена, Э. Грига, А. П. Бородина. Во многом благодаря хорошей подготовке вокального отделения собственными силами ставили небольшие оперные спектакли, например «Демон» А. Г. Рубинштейна, детскую оперу Ц. А. Кюи «Кот в сапогах». «Было положительно приятнее видеть наивное, но старательное исполнение, нежели технически законченную халтуру гастролёров», - писал рецензент сибирской газеты [4].

Старшекурсники участвовали во всех концертных постановках в городе. Так, в рамках довольно частых месячников просвещения учащиеся и преподаватели техникума устраивали вечера-концерты с чайным буфетом и последующими танцами. В программе - музыка Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина [3, д. 322, л. 128].

Музыкальный техникум организовал свою хоровую студию (180 человек), свой симфонический оркестр (35 учащихся, 8 преподавателей), дававшие концерты для широкой публики [Там же, л. 204]. Общественные организации Томска приглашали оркестр на свои мероприятия. Так, в репертуаре оркестра звучали симфония № 1 В. С. Калинникова, «Пляска скоморохов» и «Проводы Масленицы» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» [11, с. 4].

Из преподавателей техникума в 1921 году Я. С. Медлин организовал «Камерный коллектив», в репертуаре которого были ансамбли зарубежных и русских классиков - В. А. Моцарта, И. Гайдна, М. И. Глинки, С. В. Рахманинова [8, с. 5].

В 1929 году хор музыкального техникума участвовал в спектаклях Томской оперы: «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, «Тоска» Дж. Пуч-чини. Администрация техникума засчитывала эти выступления в порядке оплачиваемой производственной практики учащихся.

«Большую образовательную и воспитательную роль выполняли в техникуме симфонический оркестр, академический смешанный хор, оперный класс. Поныне благодарен судьбе за посещение почти каждого их занятия на протяжении нескольких лет... Сколько полезного и необходимого получено!» - писал в своём дневнике А. С. Анохин [14, д. 1, л. 28].

Успех просветительской деятельности Томского музыкального техникума во многом был заслугой самоотверженной работы уникальных педагогов:

1) Яков Соломонович Медлин - педагог по классу скрипки, концертмейстер и дирижёр симфонического оркестра;

2) Моисей Исаевич Маломет - выпускник Варшавской консерватории, дирижёр-капельмейстер, преподаватель техникума по классу оркестрового дирижирования;

3) Феофания Николаевна Тютрюмова - талантливая пианистка, авторитетный педагог, заведующая учебной частью техникума;

4) Николай Константинович Александриди - коренной томич, ученик концертмейстера Венской оперы Н. Н. Жупанчича, педагог по классу виолончели;

5) Юлия Адольфовна Билевич - выпускница Московской консерватории, пианистка, прекрасный концертмейстер, умевшая поддерживать с учащимися теплоту отношений, сдабривать разговор шутливыми интонациями;

6) Михаил Тихонович Каменский - не по возрасту подвижный и жизнерадостный, в прошлом оперный певец, пел в спектаклях вместе с Ф. И. Шаляпиным, режиссёр постановок оперных спектаклей музыкального техникума;

7) Леонид Николаевич Виссонов - бывший служащий железной дороги, выпускник юридического факультета Томского государственного университета, в прошлом руководитель церковного хора, хормейстер, заведующий музыкальным техникумом в 1920-е годы.

Драматически сложились судьбы многих из них. «В Медлине любят делового музыканта, но побаиваются той остроты его языка, через которую он наживал себе врагов, и, по-видимому, через неё же печально закончил свои дни.» - пишет в своих воспоминаниях А. С. Анохин [Там же, л. 57]. По обвинению в контрреволюционной деятельности Яков Медлин был арестован и расстрелян в сентябре 1937 года. «Маленькая, немногословная и щедрая на молчаливую улыбку, она располагала к себе. Она не кричала на нерадивых, а умела так ухватиться за совесть ученика, точно поджаривала его на медленно разгорающемся огне. Но при случае умела отозваться на житейское горе питомца, а то и практически помочь ему, не говоря уж о добром совете» -эти строки из воспоминаний о Феофании Тютрюмовой [Там же, л. 50]. Решительная, с обострённым чувством справедливости, Ф. Н. Тютрюмова пыталась защищать своего давнего друга и соратника, но сама была арестована и расстреляна в ноябре 1937 года. Реабилитированы педагоги были в период «хрущёвской» оттепели «за отсутствием состава преступления» [1, с. 21].

Весной 1927 года перед музыкальными учреждениями Сибири была поставлена задача проведения Бет-ховенских дней, посвящённых 100-летию со дня смерти Л. Бетховена. Томский музыкальный техникум 26-28 марта (суббота-понедельник) организовал Бетховенские вечера в актовом зале государственного университета [10, с. 13].

Силами преподавательского состава техникума был подготовлен цикл дневных и вечерних концертов. На открытии и закрытии Бетховенских вечеров прозвучали 5-я симфония и 5-й концерт для фортепиано с оркестром. Дирижировал симфоническим оркестром директор техникума Л. Н. Виссонов. Специальный концерт состоялся для студентов вузов. В программе Бетховенских вечеров отмечен камерный концерт с Фортепианной и Скрипичной сонатами, Шотландскими песнями.

Концерты были доступны для зрителей: цена билета составила от 20 до 50 копеек, учащимся выделено 600 билетов по цене 10 копеек. Традиционно бесплатным вход был для красноармейцев. «Оркестр под опытной рукой директора музтехникума Л. Н. Виссонова более чем удачно выполнил свою отличную программу. Особенно выделился фортепианный концерт с оркестром благодаря кристально чистому, изящному исполнению фортепианной партии преподавательницей Помазанской... Следует выразить признательность музтехникуму, всем, кто принёс нам удовлетворение жажды настоящей, не халтурной музыки» [11, с. 3].

Основательная подготовка и серьёзное отношение к просветительству способствовали приглашению учащихся и работников Томского музыкального техникума для выступлений за пределами города. В октябре 1927 года оркестр, хор и солисты техникума в количестве ста человек выехали в город Тайгу с оперной постановкой М. П. Мусоргского «Борис Годунов» [14, д. 1, л. 35 - 35 об.]. Выступление готовилось в железнодорожном клубе, предварительно осмотренном директором техникума Л. Н. Виссоновым: хорошая акустика, глубина сцены, кулисы из «сукна трёх цветов» произвели впечатление и были одобрены руководителем. Для организации поездки Дорпрофсож (Дорожный профессиональный союз железнодорожников)

предоставил три вагона для участников спектакля и один товарный вагон для реквизита. В Тайге в этих вагонах и жили преподаватели и учащиеся техникума [13, с. 11].

Опыт музыкального образования и просвещения в Сибири продемонстрировал тот факт, что в конце 1920-х годов сложились условия для открытия Сибирской консерватории, позволившей давать высшее музыкальное образование не хуже Московской и Ленинградской консерваторий [5]. На Краевом съезде работников искусства весной 1927 года обсуждали город для открытия консерватории за Уралом - им стал Томск [9, с. 8]. Томск выбран был не случайно: замечательные педагоги и музыканты, активная концертная просветительская деятельность музыкального техникума, большая численность учащейся молодёжи. Но, к сожалению, на тот момент не случилось этого знаменательного события - возникли проблемы, связанные с финансированием, организацией помещения. Открытие консерватории было признано нецелесообразным, по крайней мере, в ближайшее время.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. В течение 1920-х годов строгого разграничения учебно-образовательной и просветительной функций в деятельности музыкального учебного заведения не было. Поставленные государственными структурами просветительские цели, с одной стороны, отодвигали на второй план образовательную деятельность, но, с другой стороны, ориентировали учащихся на практическую деятельность и, конечно, решали задачи политического воспитания подрастающего поколения. «Сознательное слушание музыки» требовало соответствующей жанровой системы концертов - посвящение творчеству одного или нескольких композиторов, концерты-митинги, концерты к красным датам календаря и т.п.

Следует подчеркнуть, что высокий профессиональный уровень педагогов, их нравственный и человеческий потенциал во многом способствовали не только качественной просветительской концертной деятельности преподавателей и учащихся, но и достойному учебно-образовательному функционированию музыкального техникума.

Когда речь шла о художественном просвещении, а значит и воспитании, то ключевым был вопрос о репертуаре концертных выступлений. Несмотря на внедрение пролеткультовского (Пролетарская культурно-просветительная организация) лозунга «перелицовки классики», педагогам техникума удалось сохранить классический репертуар и в деле просветительском, и в учебно-образовательной работе. Конечно, с акцентом на «приемлемых» композиторов, но тем не менее без переделки готового художественного материала, как это виделось идеологам РАПМа (Российской ассоциации пролетарских музыкантов). Пропаганда теоретиков Пролеткульта по созданию новых, «чисто пролетарских» произведений как главной цели художественного творчества особых достижений в просветительской деятельности Томского музыкального техникума не имела.

Список источников

1. Воробьёва Н. А. Столетие Томского областного музыкального училища. Томск: Водолей, 1993. 104 с.

2. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-1053. Оп. 1.

3. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-28. Оп. 1.

4. Рабочий путь. 1924. 29 июня.

5. Семашко Л. В. Музыкальное образование в Омске в 1920-е годы // Вестник музыкальной науки. 2019. Вып. 4. С. 145-155.

6. Сотникова Е. В. Особенности развития музыкальных учебных заведений в Сибири 1920-х годов // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып. 10. С. 88-92.

7. Томский зритель. 1926. 27 ноября.

8. Томский зритель. 1927. 5 марта.

9. Томский зритель. 1927. 15 марта.

10. Томский зритель. 1927. 22 марта.

11. Томский зритель. 1927. 12 апреля.

12. Томский зритель. 1927. 22 октября.

13. Томский зритель. 1927. 29 октября.

14. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК). Ф. Р-1547. Оп. 1.

Educational Activities of Tomsk Musical Technical School in the 1920s

Sotnikova Elena Vyacheslavovna, PhD

Siberian State University of Geosystems and Technologies, Novosibirsk sotnikovaev@mail. ru

The study aims to determine the level and dynamics of musical educational activities undertaken in Siberia in the 1920s, as exemplified by the work of Tomsk Musical Technical School. The article emphasises the teachers' selfless labour, in this connection, archival materials of the memorial nature are introduced into scientific use. The scope and content of the concert activity are noted. The study is novel in that it clarifies the problem area of researching educational activities of the musical school in the context of sociocultural development of Siberia, also in that the "forgotten" heritage is of relevance. As a result, experience of creative work shared by the teachers and students of the Musical Technical School as a centre for education is revealed, features of the repertoire, which retained a large proportion of classical musical heritage, are identified.

Key words and phrases: musical educational activities; musical technical school; concert activity; memoirs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.