Научная статья на тему 'ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕИДА АЗИМА ШИРВАНИ'

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕИДА АЗИМА ШИРВАНИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
168
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЙИД АЗИМ ШИРВАНИ / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРОСВЕЩЕНИЕ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ / ФАНАТИЗМ И НЕВЕЖЕСТВО / НОВЫЕ МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ / SEYID AZIM SHIRVANI / POETRY / ENLIGHTENMENT IN AZERBAIJAN / FANATICISM AND IGNORANCE / NEW TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Керимова Флора Бахлул Кызы

Статья посвящена исследованию просветительской деятельности азербайджанского мыслителя Сейид Азим Ширвани. Произведения Сейида Азима Ширвани в литературной и философской истории Азербайджана XIX века отличаются своей уникальностью и универсальностью. Сейид Азим Ширвани жил в особое время в истории Азербайджана, и все противоречия его времен отражены в его жизни и творчестве. Сейид Азим Ширвани занимает особое место в развитии национальной культуры и образования. Как большой просветитель, он применял новые методики в школьном обучении, исследовал жизнь и творчество азербайджанских поэтов, а также историю Шамахи. Великий патриот и просветитель Сейид Азим Ширвани, несмотря на свое стесненное финансовое положение, упорно боролся за просвещение нации и ее освобождение от религиозного невежества. Он стал жертвой преследований мусульманских священнослужителей и царских чиновников. Своими произведениями он боролся против невежества и отсталости людей, выступая за новаторство в обучении и воспитании подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ACTIVITIES OF SEID AZIM SHIRVANI

The article is devoted to the study of the educational activities of the Azerbaijani thinker Seyid Azim Shirvani. The works of Seyid Azim Shirvani in the literary and philosophical history of Azerbaijan in the 19th century are distinguished by their uniqueness and universality. Seyid Azim Shirvani lived at a special time in the history of Azerbaijan, and all the contradictions of his times are reflected in his life and work. Seyid Azim Shirvani occupies a special place in the development of national culture and education. As a great educator, he applied new methods in school teaching, studied the life and work of Azerbaijani poets, as well as the history of Shamakhi. The great patriot and enlightener Sayyid Azim Shirvani, despite his constrained financial situation, stubbornly fought for the enlightenment of the nation and its liberation from religious ignorance. He fell victim to persecution by Muslim clerics and royal officials. With his works, he fought against the ignorance and backwardness of people, advocating innovation in teaching and educating the younger generation.

Текст научной работы на тему «ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕИДА АЗИМА ШИРВАНИ»

/CN (T)(Ç)B®2020 Контент достъпен. спор,ед BY-NC 40 Керимова Флора Бахлул кызы

(СС) VI/1 Vg This Is an open access article unfa the CC BY-NC 4° license ттиг^пгтит!? ттт.г^ л cr ni? crri? TTT-Tirw^TT.

|^i^Ee!ie(https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/) ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ...

UDC 37: 1:2; 141.45

DOI: 10.34671/SCH.SVB.2020.0404.0002

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕИДА АЗИМА ШИРВАНИ

© 2020

ORCID 0000-0002-4339-7656

Керимова Флора Бахлул кызы, диссертант кафедры истории философии и культурологи Бакинский государственный университет (1148, Азербайджан, Баку, ул. З.Халилова, 23, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена исследованию просветительской деятельности азербайджанского мыслителя Сейид Азим Ширвани. Произведения Сейида Азима Ширвани в литературной и философской истории Азербайджана XIX века отличаются своей уникальностью и универсальностью. Сейид Азим Ширвани жил в особое время в истории Азербайджана, и все противоречия его времен отражены в его жизни и творчестве. Сейид Азим Ширвани занимает особое место в развитии национальной культуры и образования. Как большой просветитель, он применял новые методики в школьном обучении, исследовал жизнь и творчество азербайджанских поэтов, а также историю Шамахи. Великий патриот и просветитель Сейид Азим Ширвани, несмотря на свое стесненное финансовое положение, упорно боролся за просвещение нации и ее освобождение от религиозного невежества. Он стал жертвой преследований мусульманских священнослужителей и царских чиновников. Своими произведениями он боролся против невежества и отсталости людей, выступая за новаторство в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Ключевые слова: Сейид Азим Ширвани, поэтическое творчество, Просвещение в Азербайджане, фанатизм и невежество, новые методы в обучении.

EDUCATIONAL ACTIVITIES OF SEID AZIM SHIRVANI

© 2020

Kerimova Flora Bahlul, dissertation candidate of the Department of History of Philosophy and Culturology Baku State University (1148, Azerbaijan, Baku, Z. Halilov St., 23, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to the study of the educational activities of the Azerbaijani thinker Seyid Azim Shirvani. The works of Seyid Azim Shirvani in the literary and philosophical history of Azerbaijan in the 19th century are distinguished by their uniqueness and universality. Seyid Azim Shirvani lived at a special time in the history of Azerbaijan, and all the contradictions of his times are reflected in his life and work. Seyid Azim Shirvani occupies a special place in the development of national culture and education. As a great educator, he applied new methods in school teaching, studied the life and work of Azerbaijani poets, as well as the history of Shamakhi. The great patriot and enlightener Sayyid Azim Shirvani, despite his constrained financial situation, stubbornly fought for the enlightenment of the nation and its liberation from religious ignorance. He fell victim to persecution by Muslim clerics and royal officials. With his works, he fought against the ignorance and backwardness of people, advocating innovation in teaching and educating the younger generation.

Keywords: Seyid Azim Shirvani, poetry, Enlightenment in Azerbaijan, fanaticism and ignorance, new teaching methods.

Введение.

Великий общественный деятель, выдающийся писатель и философ Сейид Азим Ширвани - один из выдающихся мыслителей, внесших неоценимые заслуги в историю азербайджанской философской мысли XIX века, в развитие социально-философской мысли Азербайджана. Сеид Азим Ширвани за свою 53-летнюю жизнь (9 июля 1835-1 июня 1888) проделал большую работу в деле развитии нашей национальной культуры, образования, исследования и применения новых методов обучения, изучения жизни и творчества азербайджанских поэтов, а также истории Шемахи, как части истории Азербайджана.. Сеид Азим Ширвани, великий патриот и просветитель, боролся за прогресс нации и освобождение от религиозного невежества, подвергаясь царской цензуре и гонениям, став жертвой давления со стороны официальных лиц и царских чиновников.

Эпоха азербайджанского просвещения.

XIX век был историческим периодом, когда в Азербайджане распространялись и внедрялись идеи просвещения. Одной из главных задач азербайджанских просветителей было искоренение с помощью просвещения глубоко укоренившихся суеверий и невежества, и построение вместо этого светлого, культурного и свободного общества. Поскольку они верили в торжество царства интеллекта, то готовы были вынести самые тяжелые материальные и духовные страдания ради распространения просвещения и развития науки и культуры в стране. Люди этой интеллигентской прослойки полагались на силу художественного слова для преодоления всех препятствий на пути развития своих идей и боролись через просвещение против всевозможной косности, которая пронизывала жизнь общества - религиозного невежества, лени, философии угнетения и преклонения,

социальной отсталости и рабства.

Просветители, используя все возможные средства и условия для выполнения своей исторической миссии, открывали школы, библиотеки, читальни, поднимали вопрос о переработке учебных программ и учебников и считали необходимым, чтобы светские науки играли в этом ключевую роль. В целом они возлагали большие надежды на воздействие на сознание людей литературного слова, повышение его публицистической ценности. Для этого они работали не покладая рук, разъясняя народу одну и ту же идею через разные жанры литературного и художественного творчества (в основном публицистику), пытаясь разбудить его, и считали, что подобные произведения рано или поздно принесут свои плоды [3, с.14-15].

Просветители старались всеми возможными способами (открытием новых школ, изданием новых учебников и т.д.) донести до людей, что главный путь пробуждения населения, развития общественного национального самосознания - образование, наука, поднятие боевого духа народа.

Во второй половине XIX века вместе с видными просвещенными мыслителями азербайджанского народа М.Ф.Ахундзаде и Х.Б.Зардаби жили и творили Ш.Дж. Афгани, Н.Б. Везиров, А. Гайдари, А. Горани, С.А. Ширвани, развивавшие в своем творчестве и своей общественной деятельности национальные идеи азербайд-жанства [4, с.12].

Этот период был этапом становления азербайджанской нации, культурной революции, этапом революции в сознании, который ускорил процесс формирования интеллектуальной элиты, просветителей и пропагандистов культурно-исторических ценностей народа. По мнению М. Хрома, выдающегося исследователя этнических про-

Kerimova Flora Bahlul EDUCATIONAL ACTIVITIES ...

©2020 Контент достъпен според лицензията CC BY-NC 4.0 This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license 'https://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/)

цессов, развитие культурно-языковых возможностей можно считать начальным этапом формирования нации внутри империи. В качестве начального этапа формирования «национальной идентичности» в этот период начинают собираться сведения об истории, языке и культуре. На втором этапе эта информация в различных формах адаптируется к массам, расширяются просветительские идеи, создаются национальные школы, национальная литература, пресса и театр. Наконец, на третьем этапе воплощаются в жизнь национальные идеи, формируются общественно-политические движения, закладываются основы идей национальной государственности [8, с.55-69].

Все эти этапы истории Азербайджана были пройдены, начиная с середины XIX века.

В первой половине XIX века Аббасгулу Ага Баки-ханов впервые написал историю Азербайджана. С середины XIX века под руководством Мирзы Фатали Ахундова начали формироваться просветительские идеи, а с третьей четверти XIX века просветительские идеи стали расширяться, увеличиваться в численности, укрепляться и развиваться в обществе. 60-е и 70-е годы XIX века можно назвать вторым этапом в развитии идей просвещения в Азербайджане. В этот период основной целью было открытие школ с родным языком и расширение обучения на родном языке. Так, помимо школ, открытых правительством, видные представители азербайджанского просвещения XIX века Сеид Азим Ширвани, Гасан бек Зардаби, Мамед Таги Сидги, Мир Мовсум Навваб, С.М. Ганизаде, Х. Махмудбеков и другие действовал в направлении применения новых методов обучения. В результате деятельности этих выдающихся личностей многовековые формы и методы обучения стали меняться, а старые религиозные школы стали заменяться новыми. В новых кабинетно-методи-ческих школах использовались школьные парты, доски, глобусы, карты, наряду с уроками религии, велись уроки по современным наукам, азербайджанскому и русскому языков [8, с.55-69].

Создание школ нового типа в Азербайджане можно рассматривать как воплощение национальных идей, поскольку главной целью Востока XIX века, в том числе азербайджанских просветителей, национальной интеллигенции, в развитии национального образования было открытие современных методических школ.

Методистские школы возникли в XIX и начале ХХ веков как средство реализации основной идеи широко распространенного движения джадидов в Средней Азии. Слово «джадид» произошло от арабского слова, что означает «новый». Движение джадидов зародилось в Татарстане, и было широко распространено в Бухаре, Хиве и Туркестане в XIX и XX веках. Он вызвал здоровую реакцию у национальной интеллигенции в Азербайджане, Татарстане, Афганистане, Египте и Турции, а также в Средней Азии. Социальную базу джадидов составляла местная коммерческая буржуазия, а также представители мелкой буржуазии и интеллигенция больших городов. Основную идею своих политических программ джадиды переняли у Исмаил бека Гаспирали. Исмаил бек Гаспирали видел путь к сохранению родного языка крымских татар в модернизации ислама и создании школ нового типа. В этих школах должны были преподаваться богословские и языковые курсы. Этот новый метод получил на арабском языке название «усули-джадид».

Уже в конце XIX века джадиды открыли новые школы для модернизации мусульманской системы образования. В этих школах использовались книги местных авторов, преподавались родной язык, чтение, алгебра, история, география, основы религии [7, с.50-51].

Одной из похвальных черт школ новой методики было то, что, в отличие от имперской методики преподавания предметов в целях формирования пророссийских настроений, она учила и воспитывала учащихся в наци-18

ональном духе и в соответствии с традициями народа.

Как уже отмечалось, направление джадидизма было распространено в Азербайджане со второй половины XIX века. Так, одна из первых школ нового или ме-тодистско-модернистского типа была открыта в 1869 году в Шамахе выдающимся азербайджанским поэтом Сеидом Азимом Ширвани.

Светскими были школы великих учителей Гасанали Гарадаги, Мир Мохсун Навваб и Дж. Фаталибекова в Шуше и Мирзы Исмаила Хасира - в Лянкяране. Большой вклад в распространение школ нового типа внес Мамедтаги Сидги (Сафаров), открывший школы «Ахтар» («Звезды») в Ордубаде в 1882 году и школы «Тарбия» в Нахчыване в 1894 году [1, с.268-272]. Глядя на их жизнь и творчество, можно сказать, что эти просвещенные мыслители тоже находились под влиянием идеологии модернизма.

Таким образом, джадиды были просветителями. Их преимущество перед другими педагогами состояло в том, что они предпочитали практическую работу, открытие школ нового типа, подготовку и издание учебников и газет.

Местные предприниматели, которые были сторонниками джадидизма, без колебаний вкладывали средства в благосостояние своего народа. Они финансировали благие намерения ведущих интеллектуалов. Они отдали свои дома школам и профинансировали обучение многообещающих, талантливых детей [9, с.41].

Основной целью движения джадидов была борьба с отсталостью, застоем, безграмотностью и другими социальными проблемами общества. Модернисты хотели адаптировать ислам к новым условиям посредством реформ, сохранив при этом основы религии и шариата, а также ассимилировать и использовать плоды европейской культуры для решения национальных проблем.

Идеи джадидизма в основном поддерживали представители национальной интеллектуальной элиты, прогрессивные мусульманские духовные лица и ведущие лидеры местной буржуазии. Джадиды хотели достичь своих целей через школы, благотворительные организации, библиотеки, прессу, литературу и театр. Несмотря на печальный конец, джадидизм привел к развитию национального самосознания народов Центральноазиатского региона. Движение джадидов сыграло ключевую роль в формировании и развитии модернизированной системы образования, книгоиздания, национального театра и драмы, периодических изданий и других интеллектуальных сфер. Основные понятия джадидизма - это «прогресс», «родина», «нация», «школа», «образование», «наука», «пресса», «театр», «библиотека» и так далее. Поэтому опыт джадидов был актуален во всех сферах жизни [10, с.3].

Можно сказать, что движение джадидов было широко распространено в Азербайджане и особенно в Шамахе, и Сеид Азим Ширвани был одним из его ведущих представителей. Жизнь и деятельность мыслителя, созданная им школа нового типа, составленные им новые учебники, его национальные выступления в печати, содержание его произведений, его склонность к искусству и музыке дают основание высказать это мнение. Работы Сейида Азима Ширвани часто ассоциируются с реализмом. Следует отметить, что отношение к религии и склонность к нововведениям показывают, что джади-ды извлекали выгоду из их основных идей.

Сеид Азим Ширвани преподавал в школе, открытой русскими наместниками и открыл современную школу. С одной стороны, процесс развития национального мышления народов Востока, просветительского движения и расширения его влияния в Азербайджане, с другой стороны, распространение западной культуры и образования в результате российской колониальной политики оказали глубокое влияние на формирование мировоззрения Сейида Азима Ширвани. Это влияние отразилось как на жизни, так и на творчестве мыслителя. Сейид Scientific Vector of the Balkans. 2020. Т. 4. № 4(10)

©2020 Контент достъпен според лицензията CC BY-NC 4.0 This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license I (https://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/)

Керимова Флора Бахлул кызы ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ...

Азим Ширвани пропагандировал идеи просвещения, как в теории, так и на практике.

«Сейид Азим Ширвани старался просветить людей не только своей педагогической деятельностью, но и своим художественным творчеством, и выбрал в качестве площадки для обращения самые авторитетные СМИ того времени. ... В более чем 80 письмах, вошедших в эпистолярное наследие Сейида Азима Ширвани, поэт не только прокомментировал события своего столетия, но и затронул вопросы развития национального образования. В этих письмах отражены тенденции развития мировоззрения поэта, его позиция по идеям века. Все это позволяет охарактеризовать Сейида Азима Ширвани как самоотверженного и патриотично просвещенного деятеля» [2, с.14, 15].

Самопожертвование Сейида Азима отразилось и на его образе жизни. Великий мыслитель пережил как материальные, так и духовные невзгоды и продолжил педагогическую деятельность, стараясь привить учащимся чувство национального духа, любви к Родине и народу, и развить эти чувства. В некоторых случаях самоотверженный педагог работал бесплатно, чтобы не допустить закрытия школы нового типа, и неоднократно обращался в соответствующие органы с просьбой сохранить школу. Таким образом, Сейид Азим Ширвани был настоящим народным интеллектуалом со своими убеждениями и творческими способностями.

Национальный вопрос в творчестве Сейида Азима Ширвани затрагивается в двух моментах:

1) по поводу безграмотности кавказских мусульман, их отсталости по сравнению с другими народами;

2) стремление найти выход из всего этого, изучать светские науки, открывать школы и т.д., для достижения прогресса нации [5, с.12].

Эти направления были основной целью его многогранной работы. Сайид Азим с душевной болью и сожалением показал, что религиозное невежество отчуждает мусульман от науки и образования, что мусульмане не знают и не интересуются научными новшествами и мировыми событиями, и что религиозная среда создает условия для сохранения невежества и безграмотности среди людей. Основными средствами борьбы великого просветителя были новые методы обучения, составление учебников на родном языке и критика лжеверующих в произведениях.

Сатира - одно из основных качеств эпохи Просвещения - занимает особое место в творчестве одного из величайших представителей азербайджанской поэзии эпохи Просвещения XIX века Сейида Азима Ширвани. Все его сатиры заканчиваются просветленным оптимизмом; по его словам, знания, интеллект, человечность и разумные законы направлены на защиту людей от жестокости, несправедливости, низких страстей и глупости. В своих произведениях Сейид Азим Ширвани подверг критике феодально-патриархальный строй, фанатизм и суеверия.

Просвещенное мышление считалось высшим критерием в творчестве Сейида Азима Ширвани. По его словам, образование должно быть направлено на изменение нравственной сущности человека. Моральные ценности имели для Ширвани большое значение.

В своих стихах мыслитель призывал молодежь читать и становиться грамотными, а в сатирических произведениях критиковал отсталость общества. Он подчеркнул, что «кто образован, тот человек!» Сеид Азим Ширвани призвал общественность осваивать естественные науки, чтобы встать на путь прогресса и культурного возрождения [6, с.15, 16].

Выводы.

Таким образом, можно отметить, что противоречивые процессы XIX века в истории социально-философской мысли Азербайджана, стали поворотным моментом, отразившись на жизни и деятельности интеллигенции того времени. Следует отметить, что творчество

Сейида Азима Ширвани, занимающее особое место в истории литературной, социально-философской мысли Азербайджана XIX века, отличается многогранностью и национальным характером. Сеид Азим Ширвани жил и творил на особом этапе исторического развития Азербайджана, и все противоречия этого времени нашли отражение в его жизни и творчестве.

Этот период является этапом формирования новой интеллигенции в образовании и науке Азербайджана. Именно в этот период, наряду с восточными традициями и образованием, интеллектуалы начали осваивать западную культуру, языки и систему образования, и выдвинули идею создания общества, основанного на синтезе западной и восточной культур, свободного от исламских предрассудков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Azarbaycan tarixi. Yeddi cildda. IV cild (XIXasr). Baki: Elm, 2007.

- 504 s.

2. Hasanova M.O. Seyid 3zim §irvani va milli özünüdark / Baki Universitetinin Xabarlari. Humanitar elmlar seriyasi, 2013, № 4, s.14,15

3. Mammadov A.B. ^amaxida maarif va maariffilik (XIX asrin ortalarindan mart 1918-ci ila qadarki adabi mühit). Baki: Maarif, 1997.

- 240 s. _

4. Ömarov V. XIX asrin II yarisinda Azarbaycan maariffiliyinda azarbaycanfiliq ideyasi masalalari//Sas.- 2012.- 13 mart.- S. 12.

5. Navvab Mir Möhsün. Sefilmiy asarlari. Baki: "§arq-Qarb", 2006.

- 216 s.

6. Rahimov Э.Н. Seyid 3zim §irvaninin farsca qazallari haqqinda. Azarbaycan SSR EA Xabarlari, 1961NXI, sah.162-167

7. Абдуллабекова Г.Г. Просветительство в Азербайджане и Европе (Польша, Украина, Белорусия). Баку: 2016. - 127 с.

8. Багирова И., Рахманзаде Ш. Особенности культурной трансформации традиционного общества в Азербайджане в условиях нового времени (XIX-XX вв.). M.F.Axundovun 200-illiyina hasr olunmu¡ "Milli strategiyalar, ideologiyalar va beynalxalq münasibatlar: tarix, nazariyya va müasir praktikalar" adli maqalalar toplusu, AMEA Falsafa, sosiologiya va hüquq Institututu, Baki, "Elm va tahsil", 2012, s. 55-69

9. Бакиев М.И. История просветительного движения и свободомыслия в Средней Азии, конец XIX - начало ХХ века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Душанбе: 2002. - 48 с.

10. Гафаров Н. У. Джадидизм в Средней Азии в конце XIX -начале XX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Душанбе: 2013. - 39 с.

The article was received by the editors 12.08.2020

The article was accepted for publication 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.