Научная статья на тему 'Просветительская деятельность религиозно-миссионерских организаций в Вятской губернии во второй половине XIX начале XX в'

Просветительская деятельность религиозно-миссионерских организаций в Вятской губернии во второй половине XIX начале XX в Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

200
37
Поделиться
Ключевые слова
ВЯТСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИССИОНЕРЫ

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Половникова Марина Юрьевна

Во второй половине XIX начале XX в. в Вятской губернии действовало несколько религиозно-миссионерских организаций, наиболее активными из которых были Вятский комитет Православного миссионерского общества, Вятское отделение Императорского Православного Палестинского Общества и Братство Святителя и Чудотворца Николая. Члены этих обществ занимались просветительской деятельностью среди местного населения для стабилизации религиозно-политической ситуации в стране.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Половникова Марина Юрьевна,

Educational activity of missionary organizations in Viatka province In the second half of the XIX century to beginning XX century

In the second half of the XIX century in the Russian Empire the policy on strengthening of positions of the Russian Orthodox Church was actively carried out. In this regard the direction in policy stirred up missionary activity of the orthodox church, and also active measures for return of Old Believers and sectarians under guardianship of the orthodox church were applied. In the second half of the XIX century in the Viatka province there is a network of the missionary organizations at local and state levels. The created organizations pursued the various aims, often solving them together. It gave the chance the most effective solution of the purposes put before them and tasks. The Viatka Committee of Orthodox missionary society opened on May 28, 1870 was one of such organizations. Increase of erudition of local population, creation and expansion of a network of schools and involvement in them of pupils, and also fight against sectarians were the most important activities of the Committee. In 1882 the Orthodox Palestinian Society which purposes were reduced to providing material resources of Society in Palestine and to education of local population of the province, development of their knowledge of the Holy Land was founded. Society extended literature on activity of Orthodox Society in the Holy Land, was engaged in publishing. Readings about the Holy Land were an integral part of work of each office. In 1882 activity of the Viatka Brotherhood of the St. Nikolay began. The brotherhood conducted work with dissenters, gentiles and sectarians. For preparation of new figures the Brotherhood contained the antidissenting-sectarian schools man's and female, opened by the cathedral archpriest Stephane Kashmenskm and venerable Sergy. Educational activity of the Brotherhood was shown in opening of schools and providing with their teacher's structure. Priests and teachers of spiritual educational institutions of the city of Vyatka who also gave readings and talks with pupils here taught. This activity was directed on consolidation of the reeled positions of orthodox church and reduction of number of dissenters and sectarians. Thus, the religious and missionary organizations in the Viatka province the Viatka Committee of Orthodox missionary society, the Brotherhood of St. Nikolay and the Viatka office of Imperial Orthodox Palestinian Society were engaged in educational activity for stabilization of a religious and political situation in the country.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Просветительская деятельность религиозно-миссионерских организаций в Вятской губернии во второй половине XIX начале XX в»

2012 История №4(20)

УДК 94(470.342)”18/19”

М.Ю. Половникова

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНО-МИССИОНЕРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Во второй половине XIX - начале XX в. в Вятской губернии действовало несколько религиозно-миссионерских организаций, наиболее активнъми из которых были Вятский комитет Православного миссионерского общества, Вятское отделение Императорского Православного Палестинского Общества и Братство Святителя и Чудотворца Николая. Члены этих обществ занимались просветительской деятельностью среди местного населения для стабилизации религиознополитической ситуации в стране.

Ключевые слова: Вятская губерния, просветительская деятельность, миссионеры.

Православная религия на протяжении многих веков играла важную роль в истории Русского государства. Но к XIX в. положение самой Русской православной церкви окончательно изменилось. Теперь уже государственные органы и лично император определяли направления работы церковной системы во благо Российской империи как во внутренней жизни страны, так и на мировой арене.

К 1830 г. Николай I и его правительство начали проводить политику по укреплению позиций Русской православной церкви, которая включала меры по отношению ко всем религиозным течениям, действующим вне рамок официальной православной церкви. В связи с этим направлением в политике активизировалась миссионерская деятельность православной церкви, а также применялись активные меры по возвращению старообрядцев и сектантов под опеку ортодоксальной церкви. Эти цели обозначили работу Русской православной церкви в XIX - начале XX в. как в центре, так и на всей территории Российской империи.

Так, вторая половина XIX в. стала поворотным моментом для Российской империи в развитии религиозно-политических и миссионерских организаций. В этот период численность миссионерских организаций в Российской империи значительно возросла. Кроме того, с 1870 г. в Москве стало действовать Православное миссионерское общество, руководившее работой местных организаций.

Вятская губерния и ее население не остались в стороне от создания религиозно-миссионерских организаций на собственной территории и развития просветительской деятельности среди различных слоев населения. Стремление укрепить православную веру у прихожан Вятской епархии, а также вернуть в ортодоксальную веру отходников (например, сектантов, старообрядцев) вылилось в усиление просветительской работы среди местно-

го населения губернии. Кроме того, Русская православная церковь и светское руководство Вятской губернии принимали активное участие в развитии и расширении религиозных связей Российской империи за рубежом.

Во второй половине XIX в. в Вятской губернии складывается сеть миссионерских организаций на местном и государственном уровнях. Созданные организации преследовали различные цели, часто решая их сообща. Это давало возможность наиболее эффективного решения поставленных перед ними целей и задач.

Одной из таких организаций был Вятский комитет Православного миссионерского общества, открытый 28 мая 1870 г. Комитет состоял «из Председателя Комитета, Товарища Председателя и седьми человек» [1. Л. 1]. Членами комитета являлись как церковнослужители, так и светские представители, в частности, Вятский вицегубернатор, действительный статский советник Всеволод Александрович Ратков-Рожнов, ректор Вятской духовной семинарии протоиерей Николай Александрович Попов, директор Народных училищ Вятской губернии Иван Михайлович Канаев и др.

Круг деятельности Вятского комитета миссионерского общества был достаточно широк и относился в основном к религиозно-мировоззренческим и образовательным проблемам жителей Вятской губернии. Так, наиболее важными направлениями деятельности были повышение образованности местного населения, создание и расширение сети школ и привлечение в них учащихся, а также борьба с сектантами. Особое значение они приобрели в начале XX в. в связи с отходом от церкви значительных масс населения и развитием сектантских организаций.

Члены комитета действовали в городе Вятке, а также на территории губернии. Активными чле-

нами комитета миссионерского общества являлись светские миссионеры, а также представители уездных церквей. Например, на 1909 г. деятельными членами комитета миссионерского общества являлись миссионеры городов Сарапул, Царево-санчурск, Малмыжского, Глазовского, Яранского, Орловского, Уржумского уездов [2. Л. 1-1об.]. С каждым годом количество членов общества и сфера влияния комитета росли, несмотря на относительно небольшое ежемесячное вознаграждение и частую необходимость переезда в другой город или село для ведения образовательно-миссионерской работы среди местного населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1882 г. было учреждено Православное Палестинское общество, Председателем которого являлись великий князь Сергей Александрович Романов и его супруга - великая княгиня Елизавета Федоровна Романова (с 1905 г.). Центральные отделения Общества находились в Палестине (Иерусалим) и Российской империи (Москва). В 1894 г. в Вятской губернии начало свою деятельность Вятское отделение Императорского Православного Палестинского общества.

Цели Вятского отделения Православного Палестинского общества сводились, во-первых, к обеспечению материальной базы общества в Палестине посредством сборов на Пасхальной неделе, во-вторых, к просвещению местного населения губернии, развитию их знаний о Святой Земле. Лица, побывавшие в Палестине, проводили беседы и чтения с разными слоями населения Вятской губернии. Общество распространяло литературу о деятельности Православного общества в Святой Земле, занималось издательской деятельностью.

Вятское отделение Императорского Православного Палестинского общества занималось кружечным сбором в пользу Святой Земли. На каждом собрании ставилась цель проследить сбор средств. Так, на собрании 11 марта 1898 г. ставилась задача «о правильной постановке Вербного сбора за церковными службами в течение шестой недели Великого поста» [3. С. 4], о чем должны были напомнить старостам и настоятелям церквей. На годовом собрании подводился итог деятельности отделения в прошедшем году, казначей выступал с отчетом о поступлениях и расходах денежных средств. Однако денежные сборы, как уже говорилось, не были единственной темой для обсуждения на собраниях. На собраниях также проводилась организация чтений о Святой Земле.

Неграмотность населения, неразвитость религиозной жизни, сводившейся к обряду, были относительно приемлемы в XIX в., но к началу XX в. ситуация изменилась: интерес народа к чтению

возрос, повысились грамотность населения и его стремление к получению хотя бы начального образования. Все это требовало совершенствования системы образования, изменения в ведении просветительской работы, сближения простого народа и интеллигенции. Члены Вятского отделения Общества содействовали в образовательно-просветительской деятельности духовенству и стремились внести свой вклад в эту работу: развивали школьное образование, расширяли кругозор и знания населения по истории христианства, Святой Земли и иным вопросам.

Чтения о Святой Земле были неотъемлемой частью работы каждого отделения. Православное общество вело активную преобразовательную деятельность в Святой Земле, но в отделениях, далеких от Палестины, население не знало ни о проблемах, ни о жизни арабского населения, ни о процессах в Святой Земле. Поездки туда, несмотря на многочисленный поток паломников, были доступны далеко не всем, поэтому Общество стремилось просветить не только население Востока, но и верующих Российской империи.

В отчете за 1898/99 г. говорилось о возобновлении чтений о Святой Земле и самом Обществе в городе Вятке и его уездных городах, на заводах, в слободах и населенных торговых селах: «Распорядителем назначить преподавателя Вятского епархиального женского училища Николая Григорьевича Гусева и помощника смотрителя Духовного училища Сергея Семеновича Липягова, посетившего летом 1898 Святую Землю» [3. С. 5]. Чтения о Святой Земле подразумевали также посильный сбор по их окончании и раздачу бесплатных книг, брошюр и листов. Так, в 1899 г. чтения проводились в зале Общественного собрания, в епархиальном женском училище, в мужском Духовном училище, в образцовой школе при епархиальном училище и в доме трудолюбия, в образцовой школе при Вятской духовной семинарии, в помещениях 3-го приходского градского училища.

Чтения проводились Н.Г. Гусевым и С.С. Ли-пяговым с демонстрацией «туманных картинок». А в 1903-1904 гг. эти же чтения проводились в образцовой школе при духовной семинарии (лектор - А.А. Шубин), в зале епархиального женского училища (Н.Г. Гусев), в Духовном училище (С. С. Липягов), в аудитории Вятского губернского земства (учитель реального училища Ю.Е. Маклаков, С.С. Липягов), в аудитории Вятского уездного попечительства о народной трезвости (Н. Г. Гусев, С.С. Липягов) [4. С. 5].

В состав Вятского отделения Императорского Православного Палестинского общества длитель-

Просветительская деятельность религиозно-миссионерских организаций

ное время входил епископ Глазовский Варсоно-фий (Курганов). В 1894 г. его назначили в Глазов викарным епископом Вятской епархии, где прошел наиболее плодотворный период его деятельности. Владыка Варсонофий был любим прихожанами и духовенством. Он занимался многими важными делами, среди которых было членство в Вятском отделении Императорского Православного Палестинского общества и деятельность в Вятском братстве Святителя и Чудотворца Николая.

Вятское братство Святителя и Чудотворца Николая было учреждено в тот же год, что и Православное Палестинское общество. В 1882 г. началась его деятельность, целью которой была помощь начальству епархии и приходским пастырям в ослаблении раскола старообрядчества. Епископ Глазовский активно участвовал в этой деятельности, а почетными членами были вятский архиерей, губернатор Вятской губернии, митрополит Санкт-Петербургский Антоний и др.

В декабре 1885 г. братство было принято под «Августейшее покровительство Его Императорским Высочеством Великим Князем Сергием Александровичем» [5. С. 15]. Также в число почетных членов входили обер-прокурор Св. Синода К. П. Победоносцев и председатель Комитета министров Н. Н. Дурново, известные своей деятельностью в Православном обществе.

Деятельность Вятского отделения Православного Палестинского общества и Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая пересекались в образовательно-просветительской деятельности, в чем немалую роль играло то, что некоторые члены состояли в обеих организациях. Это повышало эффективность деятельности обоих обществ.

Так, в 1882 г. при Вятском кафедральном соборе было образовано Братство имени Святителя и Чудотворца Николая, «в целях большой определенности и прочности его положения и жизненности деятельности его, а также в соответствии новым назревшим потребностям местной епархиальной церковно-общественной жизни... преобразовано в 1915 г. в учреждение Епархиальное, под названием "Вятское Епархиальное просветительско-миссионерское Братство во имя Святителя и Чудотворца Николая", и состоит при Вятском кафедральном соборе» [6. Л. 1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В цели братства включалась активная деятельность членов организации по «поддержанию и распространению в народе православно-христианского учения и к усилению жизни благочестивой», противодействию «всякого рода заблуждениям, искажающим учение святой православной церкви и развращающим душу народную ко вреду церкви

и Государству», а также «насаждать трезвость в народе» [6. Л. 1-1об ]. Члены братства занимались борьбой с раскольничеством и сектантами. Для подготовки новых деятелей братство содержало противораскольно-сектантские школы - мужскую и женскую, открытые кафедральным протоиереем Стефаном Кашменским и Преосвященным Сергием. Кроме того, Вятский комитет Православного миссионерского общества был подчинен братству Святителя и Чудотворца Николая. Эти организации вели деятельность по борьбе с раскольничеством и сектантством в Вятской губернии, что повышало ее эффективность.

В круг деятельности братства также включались издание и распространение брошюр и листков, статей, бесед и поучений, объясняющих учение православной церкви о вере и нравственности, содействие распространению икон, проведение в городе Вятке и в уездах публичных чтений благочестивого и христианско-просветительского содержания, открытие библиотек с читальнями. Также члены братства содействовали сбору письменных и вещественных памятников церковной и религиозной жизни местного края.

Образовательная деятельность братства проявлялась в открытии школ и обеспечении их учительским составом. Здесь преподавали священнослужители и преподаватели духовно-учебных заведений города Вятки, которые также проводили чтения и беседы с учащимися. Эта деятельность была направлена на упрочение пошатнувшихся позиций православной церкви и уменьшение численности раскольников и сектантов.

Итак, во второй половине XIX - начале XX в. в Вятской губернии наиболее активно действовали следующие организации - Вятский Комитет Православного миссионерского общества, Вятское отделение Императорского Православного Палестинского общества и братство Святителя и Чудотворца Николая. Круг деятельности этих организаций был достаточно широк и разнообразен. Целями обществ были образовательная, просветительская, а также борьба с раскольничеством и сектантством и повышение морального уровня населения губернии. Эти цели и задачи достигались посредством сотрудничества членов организаций и населения Вятской губернии. Чтения о Святой Земле, истории Священного Писания и православной церкви, проводимые паломниками и миссионерами в учебных и общественных заведениях Вятки, являлись одним из наиболее важных направлений деятельности этих организаций.

Таким образом, религиозно-миссионерские организации в Вятской губернии занимались зна-

чимой просветительской деятельностью среди местного населения во благо развития Российской империи и стабилизации религиозно-политической ситуации в стране.

ЛИТУРАТУРА

1. Государственный архив Кировской области. (ГАКО). Ф. 811. Оп. 1. Д. 218. Л. 1.

2. ГАКО. Ф. 811. Оп. 1. Д. 676. Л. 1-1об.

3. Отчет Вятского отделения Императорского Палестинского общества за 1898/9 г. Вятка, 1889. 23 с.

4. Отчет Вятского отделения Императорского Палестинского общества за 1903-1904 г. Вятка, 1904. 55 с.

5. Вятское Братство Святителя и Чудотворца Николая за время 10-ти летнего существования (31 октября 1882 г. по 31 октября 1892 г.). Вятка, 1892. 43 с.

6. ГАКО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 185.