Научная статья на тему 'Просветительская деятельность крымскотатарской диаспоры Добруджи в конце XIX - первой половине XX вв'

Просветительская деятельность крымскотатарской диаспоры Добруджи в конце XIX - первой половине XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮРКИ / TURKS / КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ / CRIMEAN TATARS / ДИАСПОРА / DIASPORA / ДОБРУДЖА / DOBROGEA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Урсу Дмитрий Павлович, Сейдаметов Эльдар Халилович

Период становления во второй половине XIX века независимого румынского государства сопровождался противоречивыми процессами во внутренней жизни народов, населявших страну. С одной стороны, это время характеризовалось мощными миграционными процессами мусульманского (турецкого, крымскотатарского) населения в отступавшую в своих границах Османскую империю, с другой интеграцией мусульманского меньшинства в формирующееся румынское сообщество. Декларируя принципы равенства наций и религий перед законом, Карл I обещал мусульманам сохранение их обычаев и традиций, защиту религии. Уже в конце XIX первой половине XX вв. начинается строительство национальных и религиозных школ, училищ, семинарий в различных городах и селах Румынии, издаются газеты и журналы, целью которых является рост национального самосознания крымских татар, активизация общественно-политической жизни. В статье последовательно раскрывается вопрос о просветительской деятельности крымскотатарской диаспоры Добруджи в конце XIX первой половине XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational activities of the Crimean Tatar`s diaspora in Dobrogea at the end of the 19th - beginning of the 20th c

The period of coming into being of the independent Romanian State at the end of the XIX century was accompanied by the controversial processes in the internal life of peoples inhabiting the state.On one side, this period was characterized by the great emigration waves of Moslem population (Turks, Crimean Tatars) to the Ottoman Empire, which by that time was losing its territories, on the other side, by the integration of Moslem minority into newly formed Romanian community. Having declared the principals of nation`s religions equality to the law, Karl I promised Moslems to preserve their customs and traditions, to protect religion. At the end of the XIX century and in the first half of the XX century in different cities and villages of Romania begins construction of national and religious schools, professional schools, seminaries; newspapers and magazines were published, the main goal of which was the growth of national self-estimation of the Crimean Tatars, activation of the public and political life. The given article opens up the problem of educational activities of the Crimean Tatar`s diaspora of Dobrogea at the end of the XIX and first half of the XX century.

Текст научной работы на тему «Просветительская деятельность крымскотатарской диаспоры Добруджи в конце XIX - первой половине XX вв»

УДК 930.85(=512.19)(498)

Просветительская деятельность крымскотатарской диаспоры Добруджи в конце XIX - первой половине XX вв.

Дмитрий Урсу

(Одесский национальный университет им. И. И. Мечникова)

Эльдар Сейдаметов

(Крымский инженерно-педагогический университет; Крымский научный центр Института истории им. Ш. Марджани АН РТ)

Аннотация. Период становления во второй половине XIX века независимого румынского государства сопровождался противоречивыми процессами во внутренней жизни народов, населявших страну. С одной стороны, это время характеризовалось мощными миграционными процессами мусульманского (турецкого, крымскотатарского) населения в отступавшую в своих границах Османскую империю, с другой - интеграцией мусульманского меньшинства в формирующееся румынское сообщество. Декларируя принципы равенства наций и религий перед законом, Карл I обещал мусульманам сохранение их обычаев и традиций, защиту религии. Уже в конце XIX - первой половине XX вв. начинается строительство национальных и религиозных школ, училищ, семинарий в различных городах и селах Румынии, издаются газеты и журналы, целью которых является рост национального самосознания крымских татар, активизация общественно-политической жизни.

В статье последовательно раскрывается вопрос о просветительской деятельности крымскотатарской диаспоры Добруджи в конце XIX - первой половине XX вв.

Ключевые слова: тюрки, крымские татары, диаспора, Добруджа.

Конец XIX - первая половина XX вв. характеризуется строительством национальных и религиозных школ, училищ, семинарий в различных городах и селах Румынии, издательской деятельностью, ростом уровня национального самосознания крымских татар, активизацией общественно-политической жизни.

Румынские власти способствовали открытию турко-татарских школ. Уже в январе 1879 г. торжественно открылась мусульманская школа в Констанце. Еще раньше подобная школа заработала в Мангалии. Вскоре двери открыли школы в селах Топрансар, Османфакы, Гелинджик, Азаплар, Османча. Вместе с румынами детей обучали и учителя тюркских национальностей. В 1904 г. в уезде Констанца насчитывалось 75 начальных школ, в т. ч. пять городских (в Констанце, Меджидие, Чернаводе, Хыршове), в которых обучалось 2,5 тыс. детей при 79 учителях. В 1886 г. открылась неполная средняя школа, которая состояла из подготовительного класса, четырех классов начального образования и трех гимназических. Преподавание шло на турецком языке. Изучались также румынский, арабский и персидский языки. Обучение было бесплатным, за счет муниципалитета. Учебники тоже были бесплатными, их привозили из Турции. Некоторые преподаватели были тоже из Турции. В 1907 г. подобная школа открылась в Меджидие, она была названа в честь бывшего мэра Кемаля Эфенди. Кроме того, в трех городах: Констанце, Тулче и Меджидие - функционировали турецкие гимназии. Преподавательский состав содержался за счет бюджета. В 1909 г. директором гимназии в Констанце был поэт Мехмет Ниязи [4, с. 37-40].

В 1880 году для повышения уровня образованности среди мусульман До-бруджи правительство решилось на открытие мусульманской семинарии в г. Бабадаг, где находилось одно из старейших медресе области. В 21-й статье «Закона об организации Добруджи» от 09.03.1880 говорилось: «В г. Баба-даг будет основана мусульманская семинария для подготовки настоятелей мечетей с преподаванием им основ права согласно мусульманской религии. Школа будет находиться на государственном содержании». Учебные занятия начались с 1889 года. В 1901 году, в связи с сокращением количества учащихся из-за эмиграции турок и татар, перенесена в Меджидие, ставшее отныне духовным центром мусульманской общины в Добрудже. Семинария имела восемь классов. Уставом школы продолжительность срока обучения регламентировалась восемью годами. Директором назначался румын, но его заместителем по учебной части всегда оставался мусульманин. Кроме школьного здания, были также общежитие и мечеть, где шли практические занятия. В 1907 г. при семинарии был открыт интернат на 70 воспитанников, куда приезжали учиться со всех концов Добруджи. Общие предметы в училище велись на румынском языке, а такие как Коран, история религии, музыка и османская история - на турецком и арабском. Семинария обеспечивала высокий уровень подготовки выпускников, ее приводили в пример как образец даже в Турции. Она стала кузницей подготовки татарско-турецкой интеллигенции Добруджи. Это, в свою очередь, говорит о высокой квалификации учителей семинарии, среди которых можно отметить следующих:

Хашим Вели, Али Ходжи Мустафа, Энан Яхья и Демирджан Эфенди. Школу в 1913 г. посетил король Карл I, который наградил директора и ряд учителей медалью «За доблестный труд». В том же году в стамбульской газете «Ик-дам» профессор местного университета Али Кемал напечатал статью, в которой говорил об отличной подготовке выпускников училища. Историки отмечают постоянное внимание государства к работе семинарии: трижды принимались специальные декреты на сей счет (1904, 1925,1928 гг.) [4, с. 41-44; 5, с. 69-70; 6, с. 260].

Главными организаторами учебного заведения являлись общественный деятель доктор Ибраим Темо и татарский поэт Мемет Ниязи.

Темо (1865-1945) по происхождению албанец, в 1903 г. вернулся в Добруд-жу из Парижа с дипломом врача. Основал в Хыршове школу, затем был переведен в Констанцу. В течение 15 лет (1908-1923) преподавал в семинарии. Был избран в сенат - верховную палату румынского парламента. Добился открытия школ для девочек и стипендий в вузах для мусульман из четырех уездов.

С деятельностью Темо и бывшего офицера османской армии Али Риза Кырымзаде, преследуемых полицией султана Абдул-Меджида II, связывают начало политизации мусульман Добруджи. Являясь участниками младоту-рецкого движения Турции, они приносят эти идеи на территорию Добруджи. Одним из элементов идеологии младотурков был пантюркизм, в основе которого лежали идеи необходимости политической консолидации тюркских народов на основе этнической, языковой, культурной общности. Также немаловажным вектором в их деятельности являлся курс на вестернизацию и светскость, формирование мировоззрения, в котором национальная идентичность доминировала бы над мусульманской, где религиозное пропускалось бы сквозь призму национального.

В конце XIX в. Ибраим Темо создал в Добрудже филиал революционно-реформаторской организации младотурков «Единение и Прогресс». Самые большие ячейки были в Меджидии и Констанце. Задача - просвещение народа, пропаганда революционных идей. Среди ведущих деятелей были Кемаль Аджи Амет, мэр Меджидии, а также муфтий Хусейн Авни Шевки и Махмут Челеби, позже избранный в румынский парламент.

Мемет Ниязи (1878-1931) - выпускник Стамбульского педагогического института. После двух коротких пребываний в Крыму вернулся в Констанцу. В 1906-1916 гг. преподавал турецкий язык и литературу, историю Османской империи и религиоведение в школе для татар. С 1910 г. - директор этой школы, а в 1916 г. перешел в семинарию. В 1909 г. Ниязи издавал газету БоЬгцса Sedasl («Голос Добруджи»), затем еженедельник Те§у1к («Содействие») (9.06.1910-16.03.1911). С февраля 1914 по 15.08.1916 в Меджидие дважды в неделю выходил фк («Свет») (всего вышло 70 номеров). Редактором вначале был Темо, затем Ниязи.

Ниязи входил в созданный Темо филиал революционно-реформаторской организации младотурков «Единение и Прогресс». В 1909 г. он создал в Констанце «Всеобщий союз за просвещение народа Добруджи» (Dobruca Tamîm-i Maarîf Cemiyeti) с филиалами в Меджидии и Хыршо-ве. Всего было около 250 членов, их орган - газета Dobruca Sedasi. Спустя два года он же создал «Ассоциацию выпускников мусульманской семинарии в Меджидие» (Asociatia Absolventilor Seminarului Musulman din Medgidia) [4, c. 45-53]. Из нее должны были «родиться» виднейшие представители татарского национального движения, отстаивающие интересы как татар Добруджи, так и соотечественников на исторической родине - в Крыму.

В 1911 году было основано Общество выпускников мусульманской семинарии Меджидие (Asociatia Absolventilor Seminarului Musulman din Medgidia). Основной целью общества, согласно положениям устава, являлась защита прав выпускников семинарии Меджидие, способствование пробуждению местного тюркского населения, издание газет, журналов и книг, а также организация конференций. Основными членами общества, которых насчитывалось около 200 человек, были муфтии и выпускники семинарии. Среди них были и преподаватели.

Один из лидеров зарождающегося национального движения крымских татар Румынии Мюстеджип Хаджи Фазыл, обучаясь на факультете правоведения в университете Будапешта, основал культурный центр «Тонгуч» («Первенец»), в который вошли учащиеся румынских школ деревни Азаплар и семинарии Меджидие. Организация имела просветительский характер и ориентировалась преимущественно на сельскую молодежь. В 1929 году она прекратила свое существование. В 1930 году Хаджи Фазыл создает «Ассоциацию культуры тюрков Добруджи», начавшую функционировать в 1933 году. Совместно с редакцией журнала Emel общество оказывало значительное влияние на местных тюрков. Согласно уставу, оно должно было способствовать формированию религиозного сознания, национального единства и сплоченности, не вмешиваться в политические распри и интриги [3, c. 15-16].

В 1930 году под руководством М. Улькусала начал издаваться журнал Emel. Среди приоритетных направлений его деятельности были: объединение всех тюркских народов, создание крепких связей с соотечественниками, оставшимися на территории СССР, способствование возрождению культуры тюрко-мусульман Добруджи, улучшение их материального благосостояния и др.

Однако после приезда в Добруджу одного из ведущих общественно-политических деятелей крымских татар Джафера Сейдамета редакция журнала сконцентрировала свои усилия на участии в национально-освободительном движении народа [1, c. 43-52]. Журнал издавался в Румынии на протяжении

десяти лет - до 1940 года. Дальнейшая издательская деятельность журнала была продолжена в 1940 г. в Турции (г. Анкара).

В целом же на территории Румынии с 1897 по 1940 г. вышло в свет 34 газеты и журнала [8, с. 72]. Среди них можно назвать такие издания, как: §ark (1897), Sädakat (1897), Sadä-i Millet (1898), Dobruca (1919), Dobruca Sadäsi (1909), Te§vik (1910), I§ik (1914), Mektep ve aile (1915), Tan (1921), Romanya (1921), Haber (1922), Tuna (1925), Gümü§ Sahil (1928), Hak Söz (1929), Bizim Sözümiz (1929), журнал Emel (1930), Türk Birligi (1930), Yildirim (1932), Halk (1936), Del^man (1937), £ardak (1937), Bora (1938) и другие [2; 7, с. 3-6].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кангиева Э. Крымоведение на страницах периодических изданий крымскотатарской диаспоры / под редакцией А. А. Непомнящего. Киев; Симферополь: ОАО «Симферопольская типография» (СГТ), 2007. 424 с.

2. Aguigenoglu H. Die Turko-Tatarische Presse der Dobrudscha 1897-1940. Annotierter Katalog. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2004. 252 s.

3. Aksu A. Romanya türklerinde kültürel durum ve mektep ve aile mecmuasi // Cumhuriyet Üniversitesi ilahiyat Fakültesi Dergisi, 2005. Cilt. IX/1, S. 11-27.

4. Georghe L.D. Aspecte privind afirmarea intelectualä a turcilor §i tätarilor din Dobru-gea, in perioda 1878-1914 // Din istoria tätarilor. Constanta, 2010. Vol 1.

5. Ilie A. Valea Kara-su in perioada secolelor XIV-XIX. Monografie istoricä. Medg-idia, 2008.

6. Rä§noveanu I. Aspecte privind minoritätile etnice §i religioase din Dobrogea inter-belicä // Dobrogea - model de convietuire multietnicä §i multiculturalä / Coord. V. Coman. Constanta, 2008, pp. 251-263.

7. Uralgiray Y. Esir Türkler Haftasi münasebetiyle Di§ Türk Alemi Mamzumesinde Ro-manya'daki soyda§larimiz, Dobruca'da Türk-isläm kültürü // Emel, 1976, no. 95, S. 3-6.

8. Volker A. Zwischen rumanischer Heimat und dem Traum von der Krim: das Nationalbewusstsein der Dohrudschatataren von den Anfangen bis in die Gegenwart // Acta Orientalia, 2009, no. 70, pp. 63-91.

Сведения об авторах: Урсу Дмитрий Павлович - доктор исторических наук, профессор кафедры новой и новейшей истории Одесского национального университета им. И. И. Мечникова. Скончался на 81 году жизни 15 февраля 2017 г.

Сейдаметов Эльдар Халилович - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Крымского инженерно-педагогического университета, заведующий Крымским научным центром Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (295015, Учебный пер., 8, Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация); eseydamet@bk.ru

Educational activities of the Crimean Tatar's diaspora in Dobrogea at the end of the 19th - beginning of the 20th c.

Dmitry Ursu

(Odessa National 1.1. Mechnikov University) Eldar Seydametov

(Crimean Engineering and Pedagogical University; Crimean Scientific Center of Sh. Marjani Institute of History Academy of Sciences of the Repablic of Tatarstan)

Abstract. The period of coming into being of the independent Romanian State at the end of the XIX century was accompanied by the controversial processes in the internal life of peoples inhabiting the state .On one side, this period was characterized by the great emigration waves of Moslem population (Turks, Crimean Tatars) to the Ottoman Empire, which by that time was losing its territories, on the other side, by the integration of Moslem minority into newly formed Romanian community. Having declared the principals of nation's religions equality to the law, Karl I promised Moslems to preserve their customs and traditions, to protect religion. At the end of the XIX century and in the first half of the XX century in different cities and villages of Romania begins construction of national and religious schools, professional schools, seminaries; newspapers and magazines were published, the main goal of which was the growth of national self-estimation of the Crimean Tatars, activation of the public and political life.

The given article opens up the problem of educational activities of the Crimean Tatars diaspora of Dobrogea at the end of the XIX and first half of the XX century.

Keywords: Turks, Crimean Tatars, Diaspora, Dobrogea.

REFERENCES

1. Kangieva E. Krymovedenie na stranitsakh periodicheskikh izdaniy krymskotatar-skoy diaspory [Crimean Regional Studies in the Periodicals of the Crimean Tatar Diaspora] / Ed. A.A. Nepomnyashchy. Kiev and Simferopol, Simferopol City Typography Publisher, 2007. 424 p.

2. Aguigenoglu H. Die Turko-Tatarische Presse der Dobrudscha 1897-1940. Annotierter Katalog [Turko-Tatarian Press in Dobrogea 1897-1940. Annotated catalog]. Frankfurt am Main, Peter Lang, 2004. 252 p.

3. Aksu A. Romanya turklerinde kulturel durum ve mektep ve aile mecmuasi [Cultural situation of the Romanian Turks and the Family and School magazine]. Cumhuriyet University Journal of Faculty of Theology, 2005, no. IX/1, pp. 11-27.

4. Georghe L.D. Aspecte privind afirmarea intelectuala a turcilor §i tatarilor din Do-

brugea, in perioda 1878-1914 [Aspects of intellectual development of Turks and Tatars of Dobrogea]. Din istoria tatarilor [History of the Tatars], Constanta, 2010. Vol 1.

5. Ilie A. Valea Kara-su in perioada secolelor XIV-XIX. Monografie istoric [Kara-su valley in the XIV-XIX cc.]. Medgidia, 2008.

6. Ra§noveanu I. Aspecte privind minoritatile etnice §i religioase din Dobrogea inter-belica [Issues concerning the ethnic minorities and religious wars]. Dobrogea - model de conviefuire multietnica §i multiculturala -Dobrogea - model of multiethnic and multicultural coexistence / Coord. V Coman. Constanta, 2008, pp. 251-263.

7. Uralgiray Y. Esir Türkler Haftasi münasebetiyle Di§ Türk Alemi Mamzumesin-de Romanya'daki soyda§larimiz, Dobruca'da Türk-íslam kültürü [On the occasion of the CaptiveTurks Week information in outer Turkish World about our compatriots from Romania,Turkish-Islam culture in Dobrogea]. Emel, 1976, no. 95, pp. 3-6.

8. Volker A. Zwischen rumanischer Heimat und dem Traum von der Krim: das Nationalbewusstsein der Dohrudschatataren von den Anfangen bis in die Gegenwart [Between the Romanian house and the mosque of the Crimea: national self-estimation of Tatars of Dobrogea from the beginning till our days]. Acta Orientalia, 2009, no. 70, pp. 63-91.

About the authors: Ursu Dmitry Pavlovich - Dr. Sci. (History), Prof. of the Department of Modern and Contemporary History of the Odessa National I. I. Mechnikov University. Died on 15 February 2017.

Seydametov Eldar Halilovich - Cand.Sci., (History) Ass. Prof. of the History Department of Crimean Engineering and Pedagogical University (295015, Uchebniy lane, 8, Simferopol, Crimea, Russian Federation), Head of the Crimean scientific center of Institute on History after Sh. Marjani AS RT; seid@ukr.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.