Научная статья на тему 'Просветительская деятельность Бекира Чобан-заде в «Милли-Фирка»'

Просветительская деятельность Бекира Чобан-заде в «Милли-Фирка» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
108
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ / КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ЯЗЫК / EDUCATION / NATIONAL SCHOOL / TEACHER / POLITICALACTIVIST / THE CRIMEAN TATAR LANGUAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Усманова Сайде Аблякимовна

Бекир Чобан-заде гордость крымскотатарского народа, представитель крымскотатарского педагогического движения, поэт, общественный деятель, ученый-тюрколог, профессор филологии внесший огромный вклад в развитие крымскотатарской культуры и литературы. В данной статье исследуется общественно-просветительская деятельность Б. Чобан-заде с целью осветить аспекты его просветительской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ACTIVITY OF BEKIR CHOBAN-ZADE IN «MILLI-FIRKA»

Bekir Choban-zade the pride of the Crimean Tatar people, the representative of the Crimean Tatar movement teacher, poet, social activist, scholar Turkic philology, professor of philology who made a great contribution to the development of the Crimean Tatar culture and literature. This article examines the social and educational activities B. Choban-zade to high-light aspects of his educational activities.

Текст научной работы на тему «Просветительская деятельность Бекира Чобан-заде в «Милли-Фирка»»

электронный научный журнал «apriori. ^рия: гуманитарные науки»

www.apriori-journal.ru

№ 6 2014

УДК 929

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕКИРА ЧОБАН-ЗАДЕ

В «МИЛЛИ-ФИРКА»

Усманова Сайде Аблякимовна

аспирант

Крымский гуманитарный университет, Ялта аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги

Аннотация. Бекир Чобан-заде - гордость крымскотатарского народа, представитель крымскотатарского педагогического движения, поэт, общественный деятель, ученый-тюрколог, профессор филологии внесший огромный вклад в развитие крымскотатарской культуры и литературы. В данной статье исследуется общественно-просветительская деятельность Б. Чобан-заде с целью осветить аспекты его просветительской деятельности.

Ключевые слова: образование; национальная школа; педагог; просвещение; политический деятель; крымскотатарский язык.

EDUCATIONAL ACTIVITY OF BEKIR CHOBAN-ZADE IN «MILLI-FIRKA»

Usmanova Sayde Ablyakimovna

post-graduate student Crimean humanities university, Yalta

Abstract. Bekir Choban-zade - the pride of the Crimean Tatar people, the representative of the Crimean Tatar movement teacher, poet, social activist, scholar - Turkic philology, professor of philology who made a great contribution to the development of the Crimean Tatar culture and literature. This article examines the social and educational activities B. Choban-zade to highlight aspects of his educational activities.

Key words: education; national school; teacher; education; political activist; the Crimean Tatar language.

С потерей государственности крымских татар и аннексией Крыма Российской империей в 1783 году началась национально-освободительная борьба крымскотатарского народа. История борьбы отмечена драматическими событиями, именами национальных героев, отдавших свои жизни в жертву за восстановление прав народа. Крымскотатарское национально-освободительное движение возникло в противовес репрессивной политике, которая проводилась царским правительством по отношению к коренному населению Крыма, а затем и революционным правительством. Имея конечную цель - восстановление национальной государственности, крымскотатарское национальное-освободительное движение тонко чувствовало политическую ситуацию и сообразно этому меняло формы и тактику борьбы с ней.

Произвол, чинимый колониальным режимом, способствовал появлению определенной категории крымских татар с обостренным чувством национального достоинства, глубоко переживающих бесправное положение родного народа. Эти люди, подняв знамя освободительной борьбы, шли на любые жертвы ради достижения национальных идеалов. Одним их таких людей, оставивший неизгладимый след в деле национального возрождения крымскотатарского народа, был ученый-тюрколог с мировым именем, выдающийся поэт, педагог, классик крымскотатарской литературы, а также один из видных представителей крымскотатарской интеллигенции - Бекир Чобан-заде.

Анализ исследований и публикаций. Степень разработки проблемы освещена в статьях: В.М. Брошеван, А.А. Форманчук «Крымская республика: год 1921-й»; Д.П. Урсу «Очерки истории культуры крымскотатарского народа (1921-1941 гг.)»; А. В. Чебанов «О политике татариза-ции в 20-е гг.»; С.Е. Громов «К вопросу о деятельности крымскотатарской национальной партии Милли Фирка (1917-1920 гг.)»; В.М. Брошеван «Амет Озенбашлы: трагическая судьба и восстановленное имя».

Постановка задачи - обобщить известные данные, определить роль Бекира Чобан-заде в общественно-политической деятельности и культурном возрождении крымских татар.

Изложение основного материала. В 1920 году Бекир Чобан-заде, после шестилетнего расставания с родителями и Родиной, возвращается в Крым из Венгрии. Перед приездом в Крым, по свидетельству учившегося вместе с ним в Турции Мамута Недима, Чобан-заде рассказывал ему, что из Будапешта ездил к Джаферу Сейдамету в Швейцарию, где последний предложил ему выехать в Крым для организации националистической «контрреволюционной» группы [2].

Об этом факте свидетельствуют «Тюремные записки», сделанные Асан Сабри Айвазовым: «Бекир Чобан-Заде и Мамут Недим приехали в Крым в августе 1920 года. Первым делом Чобан-Заде дал указание прекратить переговоры с большевиками и не входить с ними ни в какие соглашения. Чобан-Заде привёз от Сейдаметова письмо председателю «Милли-Фирка» Хаттатову, в котором было написано, что Хаттатов должен сдать председательство «Милли-Фирка» профессору Чобан-Заде, а также организовать Центральный Комитет «Милли-Фирка», в который должен войти и Мамут Недим. Чобан-Заде принял должность председателя «Милли-Фирка» и начал проводить в жизнь те задания, которые он привёз от Джафера Сейдаметова» [1, с. 60].

Так, еще не вернувшись на родину, Б. Чобан-заде дав согласие на участие в партии «Милли-Фирка», заочно включается в освободительную борьбу и начинает участвовать в возрождении национальной крымскотатарской культуры. Кроме того «Милли-Фирка» на данном этапе поднимала не только вопросы касаемые политической борьбы, но и вопросы народного образования. Исходя из этих свидетельств, можно сделать вывод, что еще находясь в Турции, Бекир Чобан-заде был вовлечен в общественно-политическую жизнь Крыма. Этот факт свидетельствует о готовности Бекир Чобан-заде заниматься общественно-

политической деятельностью, а также о том, что к моменту возвращения у Бекир Чобан-заде было сформировано мировоззрение и его волновали не только политические, но и вопросы, связанные с национальным образованием, родным языком, которые в тот период особенно остро стояли в Крыму.

С 1920 года по 1925 годы во главе «Милли-Фирка» становится Бекир Чобан-заде и во главу своей деятельности в партии, Б. Чобан-заде ставил идею образования крымскотатарской молодежи. А.С. Айвазов так освещает приход Б. Чобан-заде в «Милли-Фирка»: «С приходом Б. Чобан-заде «Милли-Фирка» оживилась, а ее контревол-люционная деятельность расширилась и усилилась». Идеи джигитизма, разработанные Б. Чобан-заде, в начале 1920-х годов были взяты на вооружение «Милли-Фирка». Эта позиция по отношению к джигитизму вызывала недовольство у партийного и советского руководства Крымской АССР. По их мнению, это болезнь и националистический символ советского времени [4].

В связи с провозглашением в Крыму национальной республики в марте 1921 года проходит 1-я Всекрымская беспартийная организация. Конференция была представлена в основном сторонниками Курултая и «Милли-Фирка». А.С. Айвазов описывает приветственную речь Б. Чобан-заде [1, с. 56]. Уже на 11-ой Всекрымской татарской беспартийной конференции в начале мая 1922 года Б. Чобан-заде ведет себя как признанный политический руководитель, лидер авторитетной организации. Сохранилось краткое, но яркое выступление Б. Чобан-заде по международному вопросу, по окончании которой, ему аплодировал весь зал [3].

Б. Чобан-заде уделяя серьезное внимание делу народного просвещения во главе «Милли-Фирка», привлекал в свои ряды и крымскотатарскую молодежь, стремясь воспитать молодежь в духе позитивного национализма. В конце 1921 года по инициативе «Милли Фирка» был создан Союз татарской молодежи (СТМ), в него входили студенты мест-

ного университета, члены профсоюзов и татполиткурсов. Большое количество учителей трудились с неиссякаемой энергией, открывая всевозможные школы и другие очаги национальной культуры. Во главе этого союза татарской молодежи, которая насчитывала 250-300 человек, и имела связь с татарским управлением Наркомпроса, стоял Бекир Чобан-заде [5]. Клуб насчитывал свыше 300 членов татарской учащейся молодежи. При клубе были организованы секции: театральная, библиотечная, художественная и литературная. Уделяя серьезное внимание делу народного просвещения, крымскотатарская национальная интеллигенция стремилась воспитать молодежь в духе позитивного национализма, стараясь объединить крымскотатарскую молодежь посредством клуба [7].

Выводы: Б. Чобан-заде в годы жизни, проведенные в Крыму (19201924 гг.), был в эпицентре национальной борьбы, занимал четкую патриотическую гражданскую позицию, его общественная деятельность была направлена на служение народу, развитие образования и культуры, сохранение родного языка, обычаев и традиций, увеличение национальных школ с обучением на крымскотатарском языке, уменьшение безграмотности среди крымскотатарского населения. При выполнении данных позиций Б. Чобан-заде проявил высокий патриотизм, национальную сознательность и принципиальность, что характеризует его как видного общественно-политического деятеля Крыма первой половины 1920-х годов. Формирование Б. Чобан-заде как видного политического деятеля происходило в чрезвычайно сложной обстановке, в которой он жил.

Список использованных источников

1. Айвазов С.А. История национального движения в Крыму // Восточный свет. 2005. № 4. С. 30-67.

2. ГААРК, ф. Р-1188, оп. 1, д. 4, л. 60.

3. ГААРК, ф. П-1, оп. 1, д. 196, л.8.

4. ГААРК, ф. Р-151, оп. 1, д. 1, л. 24.

5. ГААРК, ф. П-1, оп. 1, д. 115, л. 123.

6. ГААРК, ф. П-147, д.43, л. 16.

7. ГААРК, ф. П-147, д. 26, л. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.