Научная статья на тему 'Просветитель И. П. Пнин о правовом статусе незаконнорожденных детей в российской империи'

Просветитель И. П. Пнин о правовом статусе незаконнорожденных детей в российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
462
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ / ИВАН ПЕТРОВИЧ ПНИН / МОРАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР I / ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НЕЗАКОННОРОЖДЕННЫХ ДЕТЯХ / РУССКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ КОНЦА XVIII НАЧАЛА XIX ВВ / RUSSIAN LIBERALISM / IVAN PETROVICH PNIN / MORAL ASPECTS OF FAMILY RELATIONS / EMPEROR ALEXANDER I / LEGAL RESPONSIBILITY OF THE STATE / ILLEGITIMATE CHILDREN LEGISLATION / RUSSIAN PUBLIC THOUGHT OF THE END OF XVIII TILL THE BEGINNING OF XIX CENTURIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванова А.А.

В статье анализируется содержание одного из наиболее известных произведений выдающегося русского просветителя конца XVIII начала XIX вв. И.П. Пнина «Вопль невинности, отвергаемой законами» (1802 г.), определяются мотивы написания и историческая значимость сочинения. Приводится краткая характеристика российского законодательства о незаконнорожденных детях конца XVII начала XIX вв. По мнению автора, сочинение И.П. Пнина является важной законотворческой инициативой начала XIX в. В статье также представлено сравнение предложений Пнина об усовершенствовании механизма усыновления и доводов членов Непременного Совета против разработки специальных правил узаконения внебрачных детей, раскрываются причины, по которым идеи, высказанные Пниным, не получили законодательного закрепления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The enlightener I.P. Pnin about the legal status of illegitimate children in the Russian Empire

The article analyzes the content of “The Cry of Innocence” (1802), written by Russian prominent enlightener of the late XVIII beginning XIX centuries I. Pnin. The author determines the reasons of writing and the historical significance of the work. The article sums up the Russian legislation of illegitimate children of the late XVII beginning XIX centuries. In the author’s opinion, Pnin’s merit is that he appeals to the Alexander I trying to change the current legislation. The article compares the reasoning of Pnin about the improvement of the mechanism of adoption and the arguments of the members of the State Council against the development of special rules for the adoption of illegitimate children. In conclusion there are reasons for which Pnin’s suggestions were not adopted.

Текст научной работы на тему «Просветитель И. П. Пнин о правовом статусе незаконнорожденных детей в российской империи»

Отечественная история

А.А. Иванова

Просветитель И.П. Пнин о правовом статусе незаконнорожденных детей в Российской империи

В статье анализируется содержание одного из наиболее известных произведений выдающегося русского просветителя конца XVIII - начала XIX вв. И.П. Пнина «Вопль невинности, отвергаемой законами» (1802 г.), определяются мотивы написания и историческая значимость сочинения. Приводится краткая характеристика российского законодательства о незаконнорожденных детях конца XVII - начала XIX вв. По мнению автора, сочинение И.П. Пнина является важной законотворческой инициативой начала XIX в. В статье также представлено сравнение предложений Пнина об усовершенствовании механизма усыновления и доводов членов Непременного Совета против разработки специальных правил узаконения внебрачных детей, раскрываются причины, по которым идеи, высказанные Пниным, не получили законодательного закрепления.

Ключевые слова: русский либерализм, Иван Петрович Пнин, моральные аспекты семейных отношений, император Александр I, правовая ответственность государства, законодательство о незаконнорожденных детях, русская общественная мысль конца XVIII - начала XIX вв.

Начало XIX в. в российской истории характеризуется оживлением общественно-политической жизни, продолжается формирование основных постулатов философии либерализма. Одним из тех, кто стоял у истоков русской либеральной мысли, был Иван Петрович Пнин (1773-1805). В своих произведениях он затрагивал вопросы, которые составляли ядро идеологии Просвещения: незыблемость естественных

прав человека, равенство всех граждан перед законом вне зависимости ¡2 5 ^

от сословного происхождения, правовая защищенность личности. ^

и 2

Ф

: Г-С

Наиболее известен Пнин тем, что в период ужесточения цензуры при 'о з °

а.

императоре Павле I при поддержке и на средства наследника престола, § ^

О ^

вел. кн. Александра Павловича, издавал «Санкт-Петербургский жур- ^ нал», печатая в нем переводы из запрещенных в то время в России про- ^ изведений французского философа-энциклопедиста П.-А.-Т. Гольбаха. о Вместе с И.М. Борном, А.Х. Востоковым, А.Е. Измайловым, Н.А. Радищевым и др. Пнин состоял в Вольном обществе любителей словесности наук и художеств, сыгравшим значимую роль в формировании российской общественной мысли и развитии публицистики.

Иван Петрович был внебрачным сыном кн. Н.В. Репнина, однако некоторые исследователи указывают на отцовство другого Репнина, Петра Ивановича, обосновывая тем самым отчество Пнина - Петрович [3; 5; 16]. А.М. Скабичевский и вовсе называет Пнина Петром, а не Иваном [17, с. 99]. В историографии русского либерализма содержатся, в основном, лишь упоминания о фигуре и сочинениях Пнина. Наиболее крупными по фактическому содержанию и анализу его творчества являются исследования литературоведов первой половины XX в. И.К. Луп-пола и В.Н. Орлова [6; 7; 8; 9]. Последний и решил вопрос об отцовстве, разыскав письма, в которых сам кн. Н.В. Репнин вполне определенно высказывался о родственной связи с Пниным [8, с. 243; 9, с. 78].

Пнин выразил отношение к этому факту своей биографии в одном из наиболее значимых произведений - «Вопль невинности, отвергаемой законами», написанном в 1802 г. Это сочинение также неоднократно становилось предметом исследований, однако его подробный анализ представлен лишь у В.Н. Орлова [9, с. 117-124]. Он отмечал «замечательную по силе гражданского чувства критику семьи и брака», подчеркивал, что эта работа представляет «весьма значительный общественно-исторический интерес как выражение взглядов передовой радикально-демократической интеллигенции на растленную "мораль" бар-крепостников» [Там же, с. 121].

Существует несколько точек зрения относительно новаторства данного произведения Пнина. Так, например, Е.В. Петухов высказался за безусловную оригинальность: «Пнин, руководимый обстоятельствами своей личной жизни, затронул в высшей степени важный в общественном и юридическом смысле для своего времени вопрос - о гражданских правах незаконнорожденных детей» [12, с. 140]. А.С. Поляков утверждал, что «Вопль...» как критика нравов не представлял по своим взглядам ничего оригинального, «но как протест, как рассуждение о положении "отвергаемых законами" он имел в себе всю прелесть новизны»

j

fz

о. [13, с. 11]. Сравнивая пушкинский «Романс» с «Воплем невинности...», t Поляков настаивал, что Пнин оказал влияние на А.С. Пушкина [Там же, с. 12]. Предположения Полякова опровергал А.Л. Бем [2, с. 3-4, 20]. В.Н. Орлов одним из первых обратил внимание на идейную близость ^ «Вопля.» с «Путешествием из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева % [9, с. 122].

^ Тема бесправного положения незаконнорожденных детей, критика

нравов сословного общества были не новы как для русской, так и для мировой литературы. Сосредоточить же внимание на произведении Пнина необходимо, поскольку среди подобных сочинений оно единственное написано в жанре обращения к государю, имея целью попытку изменения существовавшего порядка. В данной статье следует рассмотреть «Вопль невинности.» с точки зрения авторской мотивации, исторической значимости и фактического решения тех проблем, которые поставлены на страницах сочинения.

К моменту рождения Пнина действовала статья Соборного Уложения 1649 г., по которой дети, рожденные вне брака или в незаконном браке, или от прелюбодеяния, не наследуют отцу «ни в вотчинах, ни в поместьях». Итак, хотя незаконнорожденные дети не могли, согласно закону, получить наследственное право, в российском законодательстве XVIII-XIX вв. встречались и исключения [19, с. 9]. Узаконения бастардов осуществлялись единственно по воли монарха. Основанием для усыновления внебрачных детей было прошение, поданное на Высочайшее имя от отца ребенка. Однако, даже если монархом не было отказано в праве узаконения, введение бастардов в ранг законных детей могло осуществляться как на основе дарования полного фамильного права, так и частичного.

Наряду с этим, действовал Артикул, введенный Петром I, впервые закрепляющий по отношению к внебрачным детям обязанность отца содержать их [18]. В данном случае кн. Н.В. Репнин выполнял свои обязательства перед незаконнорожденным сыном: Иван Петрович был воспитан «как сын вельможи», единственный из всех «репнинских питомцев» носил хоть и усеченную, но все же отцовскую фамилию, обучался в Благородном пансионе при Московском университете, а впоследствии был переведен в Артиллерийско-инженерный кадетский корпус, где содержался не на казенный счет, как дети бедных дворян, а на средства отца [8, с. 248-250].

Но если князь как отец все-таки опекал Пнина, то каков же мотив написания «Вопля.»? Иван Петрович хоть и получил дворянское воспитание, тем не менее, не был ни усыновлен своим отцом, ни даже упомянут им в завещании. Сам автор высказывался в пользу распространения

о" -О ^

своего труда так: «Напечатание сего сочинения принести может вели- ¡2 5 ^ чайшую пользу. Во-первых, повсеминутный страх увидеть предлага- ^ 2 ^ емые мною законы утвержденными, будет сильно удерживать людей 'о з ° от порочных связей, в которые (не будучи теперь ничем обуздываемы) § ^

о

вдаются они со всею стремительностью. Во-вторых, истины, в оном ^ ^ изображенные, могут также сильно действовать на сердца, удобные ^ к принятию оных; и вообще сочинение сие побудит людей к обращению о взоров своих на их поведение, напомнит им о святости исполнений их должностей, и тем самым приуготовит уже половину желаемого дела» [14, с. 285].

Вступительная часть сочинения - это обращение к Александру I, уже имевшему репутацию либерала-реформатора: «Наконец воцарились милость и правосудие!... О, Александр! Добродетели твои воздвигли уже твердые памятники в сердце твоего народа!» [Там же, с. 105]. Побуждения, которыми руководствовался Пнин, предлагая законодательные усовершенствования, содержатся в самой истории: «Государь, предки твои были законодатели. Тебе предлежит бессмертная слава довершить ими начатое» [Там же].

Вслед за этим Пнин характеризует собственное положение: «Брошенный на сей свет с печальною печатию своего происхождения, в сиротстве, лишенный выгод, с общественною жизнию сопряженных» [14, с. 106]. Тяготясь неопределенностью своего общественного статуса, автор стремится показать Александру I несчастье социально-правового положения бастардов: «...равное с прочими имея право на покой и счастие, не находить ничего, кроме горести и отчаяния и быть в беспрерывной борьбе с общим мнением, есть, государь, самое тяжкое наказание, достойное одного только злейшего преступника (здесь и далее курсив наш. - А.И.)» [Там же].

На первый взгляд может показаться, что анализируемое произведение порождено исключительно личным интересом автора. Но в своих лишениях и ущемленном существовании Пнин винит не столько общество, сколько законодательство. «Встречая повсюду преграды, поставляемые предрассудками, на коих самые законы основаны», - пишет он [Там же]. Законодательство не признавало Пнина тем, кем он являлся по праву рождения: «Если никто не воспротиворечит мне, что я существую, и что глас, могущественнейший глас природы дает мне название сына, то для чего же, когда на один шаг приступаю к правам сыновним, тогда законы государственные меня отвергают и не признают меня таковым?» [Там же]. Мы видим, что Пнин считает необходимостью опору законодательства на природные закономерности. Личный мотив вырастает здесь до масштаба общегосударственной проблемы - проблемы

о. несправедливого устройства законов, несоответствия их естественным £ законам природы.

к Любопытен сюжет, предшествовавший написанию Пниным

«Вопля.». В Непременном Совете (В.П. Орлов ошибочно именует ¡2 его Государственным Советом, образованным лишь в 1810 г.) 13 июня ^ 1801 г. обсуждалось учащение случаев «сопричтения» внебрачных ^ детей к законным. В свете этого членами Совета были представлены следующие рассуждения: «Никакого постоянного и общего правила на такие случаи постановлять не стоит. Чем более дозволения сего рода будут учащаться, тем более они будут подавать повод к соблазну и иметь пагубное влияние на нравы. В связи с этим узаконение возможно лишь по Монаршей милости, которая даруется не иначе как за особые заслуги; людям же, не имеющим особенных заслуг, в просьбах их отказывать» [1, с. 31-32]. Данное мнение Непременного Совета получило законодательное закрепление и служило впоследствии основой для принятия решений по делам об усыновлении внебрачных детей [Там же, с. 35-76].

Незадолго до упомянутого обсуждения, в мае 1801 г., Пнин по Высочайшему повелению был определен в канцелярию Непременного Совета [15, л. 65 об.]. Это обстоятельство проливает свет на обращение Пнина к Александру I: будучи сотрудником Непременного Совета, Иван Петрович был осведомлен о тематике и ходе обсуждения заседаний. Таким образом, имея личный мотив (отец Пнина умер 12 мая 1801 г., не включив его в завещание), а также диаметрально противоположные взгляды с членами Совета, Пнин не мог согласиться с законодательным закреплением такого неравенства.

Этими двумя мотивами не ограничивается цель Пнина. Сочинение содержит критику устоявшегося в современном автору обществе обычая отцов давать своим незаконнорожденным детям название «воспитанника». Пнин обращает внимание на то, что положение таких детей усугубляется следующим обстоятельством: «Не редко случается, что брат наследует своего брата, что сестра наследует сестру свою, то есть так называемые незаконные дети делаются собственностию, делаются крепостными людьми законных детей, несмотря, что те и другие суть дети одного отца. Природа! что стало с тобою! Куда девались права твои!» [14, с. 107].

Корень зла Пнин видит в том, что «обычай возобладал над законами» [Там же]. Источник этой несправедливости происходит, по мнению Пнина, «сколько от неуважения, столько и презрения к супружеству, сему священному постановлению, которое должно составлять душу государственного тела, быть основанием общественного здания, без чего

не будет оно твердо» [14, с. 108]. Примечательно, что Пнин видит про-

о" -О ^

т ^ о:

к и 2 и з

блему в падении нравов, как и члены Непременного Совета. Но, в отли- ^ § чие от последних, Иван Петрович взывает к установлению законов, 'о з ° посредством которых внебрачные дети возводились бы автоматиче- § ^

о

ски в ранг законных. Именно такой перспективой рассчитывал автор ^ ^

«Вопля.» пресечь нравственное падение общества, которое он видел ^ в том, что многие его современники подходят к вопросу о супруже- о стве из корыстных соображений. Понимание того, что дети, рожденные вне брака, так же правоспособны и так же претендуют на наследство и будут иметь равные права (даже если их мать являлась крепостной), как и законные, могло бы огородить общество от нравственного распада и, как следствие, способствовать повышению сознательности.

По мнению Пнина, «бесчестное супружество» или вовсе отношения вне брака, «разврат в умах» [Там же] проистекают от недостатка воспитания и образования и влекут за собой моральную ущербность общества. Таким образом, проблема нравственности логически вырастает у Пнина в проблему и гражданской и государственной ответственности: «Супружество, назидая, сберегает нравы, нравы сберегают законы, законы сберегают свободу» [Там же].

Возвращаясь к законотворческой инициативе сочинения, необходимо упомянуть ряд предложений Пнина, которые, как сам он признавал, «при первом взгляде поразят воображение», но которые, тем не менее «справедливы, ибо основаны на самой природе» [14, с. 109]. Прежде всего, требование, чтобы закон осуждал порочные связи родителей, «обратя на них весь стыд и поношение» [Там же]. Суть предложений Пнина сводилась к следующему:

1) у каждого отца должно быть право признать внебрачного ребенка своим - мы понимаем такую постановку вопроса как протест против существующего механизма «сопричтения» по милости монарха; в примечании к этому пункту автор говорит, что после узаконения данной возможности «страждущие жертвы воскреснут, монарх, из-под бремени теснящего их закона» [Там же], - подразумевая, что тем самым расширится социальная опора самодержавия;

2) если отец отрекается от незаконно прижитых им детей, а мать их или сами дети могут доказать его отцовство, то закон должен обязать этого отца признать детей своими, причем такие дети вводятся во все права законных детей;

3) если доказать отцовство невозможно, справедливость требует для таких детей свободы избрания состояния; впрочем, данное узаконение уже существовало на тот момент, но задумка Пнина была в том, чтобы право этого последнего пункта функционировало не как следствие

J

о. предыдущих двух пунктов, а как возможность для каждого бастарда 8 [14, с. 109-110].

к В свете вышеизложенного весьма любопытна реакция Александра I

на поднесенное ему сочинение. Ознакомившись с ним, император пожа-¡2 ловал автору «Вопля.» перстень, о чем мы узнаем из письма друга ^ царя и члена кружка его единомышленников (Негласного комитета) ^ Н.Н. Новосильцева, которое цитирует В.П. Орлов. «Удостоив высочайшего внимания [присланное сочинение], его императорское величество изволил пожаловать вам перстень», - писал Новосильцев к Пнину, прилагая «сей знак монаршего благоволения» [Цит. по: 8, с. 263-264]. Безусловно, такой отклик императора не может быть недооценен. Вместе с тем, уместно также упомянуть мнение Орлова относительно достижения Пниным своей цели: «"Вопль." остался гласом вопиющего в пустыне, ибо царь ограничился только "знаком монаршего благоволения" и никакого практического хода предложениям Пнина не дал» [9, с. 123]. Здесь необходимо обратиться к записке об усыновлениях, внесенной в обсуждение Непременного Совета Д.П. Трощинским по Высочайшему повелению. В ней мы находим мнение Александра I по данному вопросу: «В результате запрета усыновления, не отяготится ли судьба сего рода людей, кои, по естественному их происхождению, имея все притязания на права их родителей, должны оных отвергнуться по гражданскому установлению.» [1, с. 34]. Как видим, сам государь признал недостатки механизма усыновления, тем не менее, здесь же замечаем рассуждения Александра I против усовершенствования законодательства о внебрачных детях: «Совместно ли с родом правления, в России установленного, сверх положенных законом к достижению дворянского права двух путей - рода и заслуг, открывать еще третий путь к перехождению в сей класс посредством усыновлений?» [Там же, с. 33-34]. Представив свои рассуждения через Трощинского, император призывал членов Непременного Совета выработать определенные правила «сопричтения», «если Совет признает усыновления безвредными» [Там же, с. 34].

Плодом обсуждений членов Совета стало решение, уже упомянутое нами: «Никакого постоянного и общего правила на такие случаи постановлять не стоит» [Там же, с. 31]. Однако в 1803 г. последовал Именной указ Александра I, разъясняющий, что детей, вводимых во все права по роду и наследству, законным детям принадлежащих, необходимо во всех линиях наследства признавать наравне с законными детьми [11]. Вспоминая предложения Пнина, можно сказать, что в указе 1803 г. воплощено было лишь одно из них - призыв к уравнению внебрачных детей с законными во всех правах, главное же требование - изменение механизма усыновления - осталось без внимания. Таким образом,

уравнение бастардов в правах с законными детьми происходило в том ¡2 5 ^ лишь случае, если отец просил о введении во все права по роду и наслед- г-с

ству, а милостью императора это было дозволено. 02 °

Как бы то ни было, сравнивая Именной указ 1803 г. с Именным ука- § ^ зом Павла I от 1800 г. [10], можно сказать, что Александр I в сфере усы- I ^ новления пошел несколько дальше своего отца. Впрочем, стоит отме- ^ тить, что сложность усыновлений в сословном обществе была связана о с наследованием родовых имений (частичное усыновление позволяло наследовать лишь благоприобретенные имения) и могло спровоцировать появление самозванцев, а потому разработка конкретных правил предполагала большее количество нюансов, чем было предложено Пниным и членами Непременного Совета.

Безусловная заслуга Пнина в том, что, ввиду яркого слога, произведение довольно быстро разошлось в списках, дав читающей публике пищу для размышлений, а лишенным прав и наследства - надежду. Это подтверждается многочисленными отзывами современников [14, с. 225-232]. В частности, Д.И. Языков в своей речи на заседании Вольного общества любителей словесности наук и художеств, посвященном кончине Пнина, произнес слова, говорящие о значимости «Вопля...»: «...Память его останется незабвенною: она будет благословляться теми несчастными, кои невинным образом осуждаются предрассудками и мнением при самом рождении своем. Его "Вопль невинности" раздался громко во всех сердцах; он исторг слезы у чувствительных и смягчил ожесточенных; быть может, он возвратит похищенные права у невинных и соорудит ему памятник тверже всякого металла» [8, с. 277].

Оригинальность данного произведения, с нашей точки зрения, заключается в рассмотрении Пниным социально-правовых проблем с позиции нравственности. Но главное, «Вопль невинности.» имеет общественное значение как важная законотворческая инициатива начала XIX в.

Библиографический список

1. Архив Государственного совета: в 12 т. СПб., 1878. Т. 3. Ч. 2.

2. Бем А.Л. К уяснению понятия историко-литературного влияния (по поводу статьи А.С. Полякова «Пушкин и Пнин»). Пг., 1915.

3. Булич Н.Н. Очерки по истории русской литературы и просвещения с начала XIX века: в 2-х т. СПб., 1902. Т. 1. С. 82-94.

4. Войнилова И.Г. Правовое положение незаконнорожденных лиц в период систематизации права в России 1649-1833 гг. // Вестник Пермского университета. Сер. «Юридические науки». 2014. Вып. 2 (24). С. 10-17.

5. Кизеветтер А.А. Из истории русского либерализма // Исторические очерки. М., 1912. С. 57-87.

о. 6. Луппол И.К. И.П. Пнин и его место в истории русской общественной

Р мысли // Классики революционной мысли домарксистского периода:

Иван Пнин / Под общ. ред. И.А. Теодоровича. М., 1934. С. 7-34. го 7. Луппол И.К. Историко-философские этюды. М.; Л., 1935.

^ 8. Орлов В.Н. Биографический очерк // Классики революционной мысли

н домарксистского периода: Иван Пнин / Под общ. ред. И.А. Теодоровича.

& М., 1934. С. 243-278.

^ 9. Орлов В.Н. Русские просветители 1790-1800-х годов. М., 1950.

10. О ненаследовании незаконнорожденным детям, коим не будет даровано полного фамильного права, в родовых имениях после родственников с отцовской стороны // Полное собрание законов Российской империи. [Собрание I]. Т. XXVI. СПб., 1830. С. 69. № 19310.

11. О признавании детей усыновляемых наравне с законными во всех линиях наследственных // Полное собрание законов Российской империи. [Собрание I]. Т. XXVII. СПб., 1830. С. 926. № 20980.

12. Петухов Е.В. И.П. Пнин и его «Вопль невинности, отвергаемой законами» // Исторический вестник. 1889. Вып. 7. С. 140-160.

31. Поляков А.С. Пушкин и Пнин. СПб., 1913.

14. Пнин И.П. Сочинения // Классики революционной мысли домарксистского периода: Иван Пнин / Под общ. ред. И.А. Теодоровича. М., 1934.

15. Прошение экспедитора Департамента просвещения надворного советника [И.П.] Пнина об увольнении его за болезнию во все от службы с награждением следующим чином, единовременной выдаче годового жалования и назначением пенсии 21 июля 1805 г. // Российский государственный исторический архив. Ф. 733 (Департамент народного просвещения). Оп. 86. Д. 59. Л. 64-66.

1. Прытков Н.Л. И.П. Пнин и его литературная деятельность // Древняя и новая Россия. 1878. № 9. С. 19-38.

17. Скабичевский А.А. Очерки истории русской цензуры: 1700-1863. Изд. 2-е. М., 2012.

18. Устав воинский. Артикул № 176 // Полное собрание законов Российской империи. [Собрание I]. Т. V. СПб., 1830. С. 373-374. № 3006.

19. Черкашина Н.В. Законодательная хроника о правовом положении незаконнорожденных детей // Бизнес в законе. 2013. № 3. С. 7-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.