Научная статья на тему 'Просвещение санитарное (психолого-педагогический аспект)'

Просвещение санитарное (психолого-педагогический аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ПРОФИЛАКТИКА / ПЕДАГОГИКА / HEALTH EDUCATION / PEDAGOGICAL ASPECT / PSYCHOLOGICAL ASPECT / PREVENTION AND PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чупров Л.Ф.

Републикация авторской статьи с портала «СоцОбраз». Описываетс специфика санитарного просвещения в разных типах учреждений образования. Акцентируется внимание на педагогическом и психологическом аспектах этого раздела профилактической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Republication of the author's articles portal "Socobraz". Opisyvaet the specificity of health education in different types of educational institutions. Focuses on pedagogical and psychological aspects of this section of the preventive work.

Текст научной работы на тему «Просвещение санитарное (психолого-педагогический аспект)»

УДК 37.013.

Просвещение санитарное (психолого-педагогический аспект)*

Санитарное просвещение — раздел профилактической деятельности органов и учреждений (здравоохранения), направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья. Санитарное просвещение, раздел здравоохранения и медицинской науки, разрабатывающий вопросы теории и практики повышения санитарной культуры населения. Под последней, понимают совокупность знаний в области гигиены, профилактической медицины и выполнение соответствующих гигиенических или профилактических правил. Санитарное просвещение как научная отрасль опирается на опыт не только медицинских дисциплин, но и социологии, психологии, педагогики. В практике санитарного просвещения используются устное слово, печать, радио, кино, телевидение, народные университеты, «школы» здоровья и т. п.[1]. Большие возможности для санитарного просвещения представляет сеть Интернет, которая довольно активно осваивается медицинскими работниками.

От других традиционных видов просветительной работы санитарное просвещение отличается только задачами и содержанием.

Содержание

По содержанию важнейшими темами санитарного просвещения являются: психическая гигиена и профилактика неврозов, половое воспитание и охрана здоровья матери и ребенка [3, С. 319].

Формы санитарного просвещения

Формы проведения мероприятий по санитарному просвещению, как и средства его проведения у всех видов просветительной работы одинаковые, и хорошо разработаны в отечественной просветительской практике ещё в 20-30-е гг. XIX века [2]. Они подразделяются на коллективные и индивидуальные формы. В то же время, есть чисто медицинские варианты: санитарный бюллетень (санбюллетень), листовка, памятка.

Несмотря на то, что санитарное просвещение занимается такими темами, которые не носят выраженного психологического характера, они всегда включают в себя психологическую проблематику, поскольку касаются человеческих взаимоотношений, предоставляют людям информацию, рекомендации и советы и действуют на них эмотивно [3, С. 319-320].

* Материал подготовлен на основе авторской публикации на портале «СоцОбраз» [7].

ШШШШШШШШШШШ^

Просвещение санитарное в школе

Санитарное просвещение в школе — распространение среди учащихся, их родителей и персонала школы сведений из области школьной гигиены, физиологии, эпидемиологии, педиатрии. Осуществляется школьным врачом совместно с учителями. Примерная тематика бесед по санитарному просвещению: «Организация режима дня», «Закаливание организма», «Правильный уход за одеждой и помещением», «Значение профилактических прививок» и т. п. Вместе с врачом администрация школы и учителя организуют общешкольные и классные санитарные посты и школьно-санитарную дружину [5].

Просвещение санитарное во вспомогательной школе

Здесь санитарное просвещение имеет некоторую специфику, определяемую контингентом учащихся, и осуществляется на основе знания и соблюдения требований специальной дидактики — олигофренопедагогики [6]. Эти требования, имеется ввиду соблюдение дидактических требований при проведении просветительных мероприятий, общие и для психологического и для санитарно-гигиенического просвещения [8; 9].

Смежная тематика в санитарно-гигиеническом просвещении

В настоящее время, в связи с интеграцией наук уже на уровне программ школьного обучения, обнаруживаются смежные территории просветительной работы, которые осваивают помимо медицинских работников и преподаватели по ОБЖ, валеологии, практические психологи. Ряд тем, ранее считавшиеся привилегией медиков, такие, как профилактика наркоманий, зависимостей, полового воспитания и др., также являются смежными для медицины, психологии, педагогики и сексологии. Собственно, их дисциплинарное отнесение чисто «территориальное», т.е. зависит не столько от профиля базовой подготовки специалиста, сколько от места проведения и социально-педагогических характеристик объекта просветительского воздействия.

Если мероприятие проводится в стенах образовательного учреждения — это территория педагогов и психологов образования, если в лечебном учреждении и медицинском кабинете — здесь хозяин медицинский работник. В СМИ и Интернете потребитель санитарно-просветительских услуг сам выбирает для себя авторитетного и компетентного индуктора-информатора, чьему мнению и чьим оценкам он всецело доверяет.

При санитарном просвещении, как и при других видах просветительной деятельности, согласно Р.Конечному и М.Боухалу, - «Следует избегать двух крайностей: во-первых, принуждения медицинских работников без учета их заинтересованности и способностей проводить «организационно и планомерно» санитарное просвещение для того, чтобы можно было подать сводку о количестве проведенных мероприятий; во-вторых - недооценки того факта, что сами медицинские работники, хорошо или плохо, все же формально осуществляют санитарное просвещение (что особенно касается индивидуального санитарного

просвещения) при обычном контакте с больными, с их родственниками, при ответах на их вопросы, в рекомендациях о режиме жизни и питания после выписки из больницы» [3, С. 319].

«Подводные рифы» санитарного просвещения

Безадресное санитарное просвещение, проводимое без обратной связи, с нарушением этических правил, без учета характеристик адресата (реципиента) может приводить к негативным последствиям (См. Ятрогения [11]).

Литература

1. Барановский Л. В., Соколов И. С. Санитарное просвещение //БСЭ. [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00068/57200.htm

2. Бергер И. А. К методике психосанитарного просвещения // Психогигиенические и неврологические исследования. — Том II, вып. I. Психогигиена / Под ред. Л. М. Розенштейн. — М.: Изд. ГНИНПП, 1930. — С. 239—156.

3. Конечный Р., Боухал М. Психология санитарного просвещения // Психология в медицине. — Авиценум: Прага, 1983. — С. 319-320.

4. Просвещение санитарное // Википедия — свободная энциклопедия [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Просвещение_санитарное

5. Санитарное просвещение в школе //Педагогический словарь. В 2-х т. — Том второй.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — С. 323

6. Чупров Л. Ф. Санитарное просвещение во вспомогательных школах // Фельдшер и акушерка. — 1981. — № 2. — С. 36 — 37. /Психологический журнал Л.Чупрова [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://leo-chuprov.narod.ru/ sanitaryedu.html

7. Чупров Л. Ф. Просвещение санитарное (психолого-педагогический аспект) // «socobraz.ru» [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.socobraz.ru/index.php/Просвещение_санитарное_%28психолого-педагогический_аспект%29 (дата обращения: 20 июля 2009).

8. Чупров Л.Ф. Дидактические аспекты психологического просвещения // Психологический журнал Л.Чупрова — [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://leochuprov.narod.ru/psychological_education_2.html . - 24 марта 2011 г.

9. Чупров Л.Ф., Бухаркина О.Г. Дидактические аспекты санитарно-гигиенического и психологического просвещения // Междисциплинарные исследования в науке и образовании. — 2012. — № 1 Sp; URL: www.es.rae.ru/mino/157-446 (дата обращения: 14.04.2012).

10. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах. Гл. ред. Б. В. Петровский. — М.: Сов. энциклопедия. — Т. 3. —1984. — С.69.

11. Ятрогении // Википедия — свободная энциклопедия [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://m.wikipedia.org/wiki/Ятрогении

Свидетельство

:: О ГГу6ЛИКаЦИИ: мщим пвдтасчиадастси.

4упров П. Ф.

псшо/юг

CTWK ПО (»ДаГОТИ*® и ПС*1:чШОГМ ЮЖНОЙ

■ - _

Чирнфгчфск (бяивдвал в социальной

раЙЙЕНикй* uGpää£ßiaiM»

МГ

неюди^вскуо разраОоку с&еидение санитарнсю

(пСияеяотй-пвдАгйсичйетнй аспект)

rtob-адрес гс^пнлаи™:

Wljto";'! . М^ЧИфвИМ 'ТО

.......

^IHKHH' 'F^H СЗДШШЛ Г ' л ;.l.trT .-J

й-. '' •:.:• •.' rSs^.i

2D12r.

' КЛДММО CJO- , I

Опубликовано на ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири»: URL:

http: / /nsportal.ru/node/224730

© Чупров Л.Ф., 2012.

© ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». Серия «Педагогические науки». № 1 / 2012.

шшш

Содержание

Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение как междисциплинарная область

науки и практики.............................................................2

Чупров Л.Ф. Бухаркина О.Г. Дидактические аспекты санитарно-

гигиенического и психологического просвещения............................... 7

Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение, или когда психолог «говорит

прозой».....................................................................11

Чупров Л. Ф. Психолого-педагогическое просвещение в практической

деятельности психолога .......................................................15

Чупров Л.Ф. Просвещение санитарное (психолого-педагогический аспект) . . 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.