УДК 37.013.
Просвещение санитарное (психолого-педагогический аспект)*
Санитарное просвещение — раздел профилактической деятельности органов и учреждений (здравоохранения), направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья. Санитарное просвещение, раздел здравоохранения и медицинской науки, разрабатывающий вопросы теории и практики повышения санитарной культуры населения. Под последней, понимают совокупность знаний в области гигиены, профилактической медицины и выполнение соответствующих гигиенических или профилактических правил. Санитарное просвещение как научная отрасль опирается на опыт не только медицинских дисциплин, но и социологии, психологии, педагогики. В практике санитарного просвещения используются устное слово, печать, радио, кино, телевидение, народные университеты, «школы» здоровья и т. п.[1]. Большие возможности для санитарного просвещения представляет сеть Интернет, которая довольно активно осваивается медицинскими работниками.
От других традиционных видов просветительной работы санитарное просвещение отличается только задачами и содержанием.
Содержание
По содержанию важнейшими темами санитарного просвещения являются: психическая гигиена и профилактика неврозов, половое воспитание и охрана здоровья матери и ребенка [3, С. 319].
Формы санитарного просвещения
Формы проведения мероприятий по санитарному просвещению, как и средства его проведения у всех видов просветительной работы одинаковые, и хорошо разработаны в отечественной просветительской практике ещё в 20-30-е гг. XIX века [2]. Они подразделяются на коллективные и индивидуальные формы. В то же время, есть чисто медицинские варианты: санитарный бюллетень (санбюллетень), листовка, памятка.
Несмотря на то, что санитарное просвещение занимается такими темами, которые не носят выраженного психологического характера, они всегда включают в себя психологическую проблематику, поскольку касаются человеческих взаимоотношений, предоставляют людям информацию, рекомендации и советы и действуют на них эмотивно [3, С. 319-320].
* Материал подготовлен на основе авторской публикации на портале «СоцОбраз» [7].
ШШШШШШШШШШШ^
Просвещение санитарное в школе
Санитарное просвещение в школе — распространение среди учащихся, их родителей и персонала школы сведений из области школьной гигиены, физиологии, эпидемиологии, педиатрии. Осуществляется школьным врачом совместно с учителями. Примерная тематика бесед по санитарному просвещению: «Организация режима дня», «Закаливание организма», «Правильный уход за одеждой и помещением», «Значение профилактических прививок» и т. п. Вместе с врачом администрация школы и учителя организуют общешкольные и классные санитарные посты и школьно-санитарную дружину [5].
Просвещение санитарное во вспомогательной школе
Здесь санитарное просвещение имеет некоторую специфику, определяемую контингентом учащихся, и осуществляется на основе знания и соблюдения требований специальной дидактики — олигофренопедагогики [6]. Эти требования, имеется ввиду соблюдение дидактических требований при проведении просветительных мероприятий, общие и для психологического и для санитарно-гигиенического просвещения [8; 9].
Смежная тематика в санитарно-гигиеническом просвещении
В настоящее время, в связи с интеграцией наук уже на уровне программ школьного обучения, обнаруживаются смежные территории просветительной работы, которые осваивают помимо медицинских работников и преподаватели по ОБЖ, валеологии, практические психологи. Ряд тем, ранее считавшиеся привилегией медиков, такие, как профилактика наркоманий, зависимостей, полового воспитания и др., также являются смежными для медицины, психологии, педагогики и сексологии. Собственно, их дисциплинарное отнесение чисто «территориальное», т.е. зависит не столько от профиля базовой подготовки специалиста, сколько от места проведения и социально-педагогических характеристик объекта просветительского воздействия.
Если мероприятие проводится в стенах образовательного учреждения — это территория педагогов и психологов образования, если в лечебном учреждении и медицинском кабинете — здесь хозяин медицинский работник. В СМИ и Интернете потребитель санитарно-просветительских услуг сам выбирает для себя авторитетного и компетентного индуктора-информатора, чьему мнению и чьим оценкам он всецело доверяет.
При санитарном просвещении, как и при других видах просветительной деятельности, согласно Р.Конечному и М.Боухалу, - «Следует избегать двух крайностей: во-первых, принуждения медицинских работников без учета их заинтересованности и способностей проводить «организационно и планомерно» санитарное просвещение для того, чтобы можно было подать сводку о количестве проведенных мероприятий; во-вторых - недооценки того факта, что сами медицинские работники, хорошо или плохо, все же формально осуществляют санитарное просвещение (что особенно касается индивидуального санитарного
просвещения) при обычном контакте с больными, с их родственниками, при ответах на их вопросы, в рекомендациях о режиме жизни и питания после выписки из больницы» [3, С. 319].
«Подводные рифы» санитарного просвещения
Безадресное санитарное просвещение, проводимое без обратной связи, с нарушением этических правил, без учета характеристик адресата (реципиента) может приводить к негативным последствиям (См. Ятрогения [11]).
Литература
1. Барановский Л. В., Соколов И. С. Санитарное просвещение //БСЭ. [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00068/57200.htm
2. Бергер И. А. К методике психосанитарного просвещения // Психогигиенические и неврологические исследования. — Том II, вып. I. Психогигиена / Под ред. Л. М. Розенштейн. — М.: Изд. ГНИНПП, 1930. — С. 239—156.
3. Конечный Р., Боухал М. Психология санитарного просвещения // Психология в медицине. — Авиценум: Прага, 1983. — С. 319-320.
4. Просвещение санитарное // Википедия — свободная энциклопедия [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Просвещение_санитарное
5. Санитарное просвещение в школе //Педагогический словарь. В 2-х т. — Том второй.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — С. 323
6. Чупров Л. Ф. Санитарное просвещение во вспомогательных школах // Фельдшер и акушерка. — 1981. — № 2. — С. 36 — 37. /Психологический журнал Л.Чупрова [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://leo-chuprov.narod.ru/ sanitaryedu.html
7. Чупров Л. Ф. Просвещение санитарное (психолого-педагогический аспект) // «socobraz.ru» [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.socobraz.ru/index.php/Просвещение_санитарное_%28психолого-педагогический_аспект%29 (дата обращения: 20 июля 2009).
8. Чупров Л.Ф. Дидактические аспекты психологического просвещения // Психологический журнал Л.Чупрова — [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://leochuprov.narod.ru/psychological_education_2.html . - 24 марта 2011 г.
9. Чупров Л.Ф., Бухаркина О.Г. Дидактические аспекты санитарно-гигиенического и психологического просвещения // Междисциплинарные исследования в науке и образовании. — 2012. — № 1 Sp; URL: www.es.rae.ru/mino/157-446 (дата обращения: 14.04.2012).
10. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах. Гл. ред. Б. В. Петровский. — М.: Сов. энциклопедия. — Т. 3. —1984. — С.69.
11. Ятрогении // Википедия — свободная энциклопедия [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://m.wikipedia.org/wiki/Ятрогении
Свидетельство
:: О ГГу6ЛИКаЦИИ: мщим пвдтасчиадастси.
4упров П. Ф.
псшо/юг
CTWK ПО (»ДаГОТИ*® и ПС*1:чШОГМ ЮЖНОЙ
■ - _
Чирнфгчфск (бяивдвал в социальной
раЙЙЕНикй* uGpää£ßiaiM»
МГ
неюди^вскуо разраОоку с&еидение санитарнсю
(пСияеяотй-пвдАгйсичйетнй аспект)
rtob-адрес гс^пнлаи™:
Wljto";'! . М^ЧИфвИМ 'ТО
.......
^IHKHH' 'F^H СЗДШШЛ Г ' л ;.l.trT .-J
й-. '' •:.:• •.' rSs^.i
2D12r.
' КЛДММО CJO- , I
Опубликовано на ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири»: URL:
http: / /nsportal.ru/node/224730
© Чупров Л.Ф., 2012.
© ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». Серия «Педагогические науки». № 1 / 2012.
шшш
Содержание
Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение как междисциплинарная область
науки и практики.............................................................2
Чупров Л.Ф. Бухаркина О.Г. Дидактические аспекты санитарно-
гигиенического и психологического просвещения............................... 7
Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение, или когда психолог «говорит
прозой».....................................................................11
Чупров Л. Ф. Психолого-педагогическое просвещение в практической
деятельности психолога .......................................................15
Чупров Л.Ф. Просвещение санитарное (психолого-педагогический аспект) . . 19