Даведьянов Андрей Валерьевич
ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕСЛИАНСКОЙ ЦЕРКВИ В БОРЬБЕ С МАССОВОЙ БЕДНОСТЬЮ
Статья посвящена исследованию образовательных программ по искоренению безграмотности как ключевых инструментов в решении проблем массовой бедности, разработанных и применяемых Веслианской церковью в различных культурных контекстах. В этой связи изучаются богословские основания для обеспечения просветительских программ среди беднейшего населения мира. Автор доказывает, что подобная деятельность позитивно влияет на общество в целом. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2016/5/16.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 5(67) C. 70-72. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/5/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Вышеизложенные принципы решения проблем глобальной миграции используются не только в социальном служении поместных веслианских церквей во всём мире, но и в работе некоммерческого гуманитарного фонда World Hope International, учредителем которого с 1995 года выступает Веслианская церковь. Работа фонда осуществляется в 15 странах мира и поддержана многочисленными правительственными и неправительственными институтами, а также частными благотворителями. Наряду со всесторонней поддержкой мигрантов во всём мире, World Hope International также проводит программы по реабилитации жертв работорговли, по обеспечению экономически неразвитых регионов чистой водой, по микрофинансированию малых предприятий, по сельскохозяйственному обмену и прочее [4]. Таким образом, снова и снова духовная идентичность Веслианской церкви проявляется не только в её религиозной деятельности, но и в гуманитарной. Учение о личной святости органично реализовано не только в духовной жизни поместной веслианской церкви, но и в её социальном служении обществу.
Список литературы
1. Радостная весть. Новый Завет. Современный русский перевод. Учебное издание. Изд-е 2-е, перераб. и испр. М.: Российское Библейское общество, 2012. 560 с.
2. A Wesleyan View of Immigration [Электронный ресурс]. URL: https://www.wesleyan.org/237/a-wesleyan-view-of-immigration (дата обращения: 15.03.2016).
3. Haines L., Thomas P. An Outline History of the Wesleyan Church. Indianapolis, Indiana: Wesley Press, 1990. 198 p.
4. World Hope International [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldhope.org/ (дата обращения: 15.03.2016).
THE KEY PRINCIPLES OF SOLVING THE PROBLEMS OF GLOBAL MIGRATION IN THE ACTIVITY OF THE WESLEYAN CHURCH
Daved'yanov Andrei Valer'evich
Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs davedianov@yandex. ru
The article is devoted to the complex study of the key principles of solving global migration problems developed and applied by the Wesleyan Church all over the world. In this connection theological foundations for the formation of the approaches to social service of this Protestant denomination are examined. The author substantiates the thesis that the efficient use of the resources of a religious organization in the issues of migration leads to positive changes in the society.
Key words and phrases: The Wesleyan Church; Methodism; global migration; social service; Christianity; Protestantism; social sanctity; Christian theology.
УДК 124.5
Философские науки
Статья посвящена исследованию образовательных программ по искоренению безграмотности как ключевых инструментов в решении проблем массовой бедности, разработанных и применяемых Веслианской церковью в различных культурных контекстах. В этой связи изучаются богословские основания для обеспечения просветительских программ среди беднейшего населения мира. Автор доказывает, что подобная деятельность позитивно влияет на общество в целом.
Ключевые слова и фразы: Веслианская церковь; образование; просвещение; социальное служение; христианство; протестантизм.
Даведьянов Андрей Валерьевич
Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых davedianov@yandex. гы
ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕСЛИАНСКОЙ ЦЕРКВИ В БОРЬБЕ С МАССОВОЙ БЕДНОСТЬЮ
Веслианская церковь, являясь протестантской деноминацией внутри ортодоксального методистского движения святости, в прошлом всегда придерживалась, а в современных условиях неуклонно продолжает придерживаться новозаветных принципов любви и сострадания в отношении несправедливо обделенных слоев общества. Причем для веслиан во всем мире, как и для христиан прочих конфессий, процесс оказания духовной помощи всегда неразрывно связан с предложением материальной, эмоциональной, физической заботы. Безусловно, новозаветные тексты полны упоминаний о необходимости для Церкви предложить нуждающимся
ISSN 1997-292X
№ 5 (67) 2016
71
не только моральное и духовное утешение, но и материальную помощь. Так, по мнению апостола Иакова, важнейшим признаком живой христианской веры является именно деятельное участие в нуждах несправедливо обездоленных: «Что пользы, братья мои, если человек говорит, что у него есть вера, но если дел у него нет? Может ли такая вера спасти его? Если брату или сестре нечего надеть на себя и нет пищи на день, а кто-то из вас скажет им: "Ступайте с миром, погрейтесь и поешьте досыта!", а сам не даст им того, в чем нуждается их тело, - то какая от этого польза?» [2, с. 484].
Джон Весли - один из основателей англиканского методизма в XVIII веке, в честь которого и названа Веслианская церковь, - был известен своим современникам не только многочисленными богословскими трудами и просветительскими проповедями в поддержку гуманитарной деятельности Церкви в обществе, но и масштабным социальным служением малоимущим слоям населения Англии, которое он смог начать и развивать в сотрудничестве со своими единомышленниками-методистами. Главными направлениями гуманитарной деятельности Весли и его соратников стали сборы средств на благотворительность, опека заключенных в тюрьмах, оказание медицинской помощи, обеспечение рабочими местами и организация образовательных учреждений для бедных слоев населения: «Весли разделял убеждения пуритан, что образование являлось важнейшим условием для развития бедняков и залогом их полноценной, счастливой жизни в будущем. Возможно, его самым важным и долгосрочным вкладом в улучшение условий их жизни стало именно обеспечение образовательных программ» [4, р. 230]. Джон Весли смог объединить усилия благотворительных школ, организованных Обществом продвижения христианских знаний, и некоторых академий, созданных для тех, кто не имел доступа в публичные школы и университеты, управляемые Англиканской церковью. Методисты организовали разнообразные школы: дневные школы для мальчиков и девочек, сиротские приюты, включавшие образовательные программы, а также школы с более продвинутой программой, как, например, широко известная школа Кингсвуд. Дневные школы обычно предлагали базовое образование, в то время как школа Кингсвуд была создана как школа для обучения детей странствующих пасторов, а также для подготовки поместных методистских пасторов. Все эти школы были открыты для бедных. Весли также поощрял воскресные школы, которые стали возникать к концу его жизни. Постоянные и единственные в своем роде образовательные начинания уходят корнями в его стремление к организации издательской деятельности. Он желал обучить и поддержать многочисленных взрослых, которые присоединились к его методистским обществам, но не имели достаточного формального образования. С помощью огромного количества письменных трудов - собственных и заимствованных - Весли предоставлял своим последователям наставление в вере и каждодневной жизни. Он был убежден, что все люди, независимо от обстоятельств, могут с помощью чтения не только расширить свои знания, но и укрепить веру, таким образом научившись улучшать свою христианскую жизнь. Книги и брошюры продавались по самой низкой цене в центральном книжном магазине Лондона, а если бедняки все равно не могли совершить покупку, они получали книги бесплатно. Также организовывались передвижные библиотеки. Итак, становится очевидным, что в практике социального служения первых методистов Англии решение проблемы бедности всегда было связано с решением проблемы безграмотности и необразованности.
В 2006 г. Международная конференция Веслианской церкви, объединяющая в себе представителей поместных Веслианских церквей из более чем 90 стран мира, в программном документе «Положения о массовой бедности» определила бедность как отсутствие доступа к ресурсам, в том числе и образовательным [3]. По причине ужасающего влияния массовой бедности на социальную обстановку в некоторых регионах мира Веслианская церковь призвала своих членов и партнеров активно противостоять пагубным практикам, обрекающим людей на бедность, и искоренять в своем личном и общественном сознании стереотипы и предубеждения, противоречащие новозаветному учению о равенстве всех людей перед Богом, независимо от расы, пола, политического или экономического статуса. Веслианские поместные церкви призваны разрабатывать свои социальные программы на основе долгосрочных стратегий, ни в коем случае не руководствуясь достижением единичных, спонтанных, краткосрочных целей. В результате должно быть замечено улучшение социальных показателей, например, снижение уровня преступности, рост уровня образованности и прочее. В данном случае мониторинг количественных и качественных показателей помогает ответить на вопрос, будут ли нуждающиеся члены общества сожалеть, если поместная церковь прекратит свое существование? В случае положительного ответа, можно смело утверждать, что важнейшие цели социального служения достигаются.
Веслианская церковь возлагает на себя обязательство непрестанно напоминать всему христианскому миру и светскому обществу в целом ветхозаветную истину о милосердном, жертвенном отношении к бедным и обездоленным: «Защищайте бедного и сироту, за смиренного и нищего вступайтесь, выручайте гонимого и бедняка» [1, с. 648]. В соответствии с ортодоксальными, общепринятыми библейскими учениями, Бог заботится обо всех людях и к тому же призывает всех христиан: «Не обирай бедняка, наживаясь на бедности, убогого у ворот не обижай, ибо Господь рассудит их жалобу» [Там же, с. 714]. Любая дискриминация, в том числе по экономическим признакам, неприемлема для христианской общины, как это отражено в Послании апостола Иакова: «Смотрите, братья мои, чтобы у вас, верующих в прославленного Господа нашего Иисуса Христа, не было пристрастного отношения к людям. Предположим, придет на ваше собрание богач с золотым кольцом на пальце, в роскошном одеянии, и придет бедняк в замызганной одежде. Ведь вы сразу обратите внимание на того, кто в блестящей одежде, и скажете: "Садись сюда, здесь хорошее место", а бедняку скажете: "А ты стань там" или "Сядь на пол, у моих ног". Разве тем самым вы уже не провели различия между братьями и не стали судьями неправедными? Послушайте, братья мои любимые! Разве не Бог избрал
бедняков мира, чтобы они стали богатыми верой и унаследовали Царство, которое Он обещал тем, кто Его любит? А у вас бедняк унижен. А разве не богачи вас угнетают, разве не они таскают вас по судам? Разве не они хулят то прекрасное имя, которым вас нарекли? Но если вы исполняете царственный закон, данный в Писании: "Люби ближнего, как самого себя", то поступаете как должно. А если вы пристрастны, значит, вы совершаете грех, и Закон уличает вас в том, что вы его нарушители. Ведь тот, кто исполнил весь Закон, но в чем-то одном оступился, виновен в нарушении всего Закона» [2, c. 483].
Помимо усилий поместных общин в социальной деятельности Веслианской церкви особо важным и эффективным инструментом борьбы с бедностью стал учрежденный ею гуманитарный фонд World Hope International. Социальные программы фонда развернуты в 15 странах мира и включают в себя в том числе обеспечение чистой водой, микрофинансирование малого бизнеса, реабилитацию жертв торговли людьми, гуманитарную помощь для жертв стихийных бедствий, медицинское обеспечение и прочее. Одним из главных направлений в деятельности World Hope International стали организация образовательных учреждений и проведение краткосрочных образовательных программ. Предоставляя помещения, форму, книги и школьные принадлежности, фонд обеспечивает детей необходимыми условиями для успешного образовательного процесса. Кроме того, в школах выходного дня малоимущих родителей учат финансовой грамотности, помогая им стать успешными фермерами и владельцами малого бизнеса, ответственными гражданами в обществе. Широко распространено проведение курсов по здоровому образу жизни, включающих обучение основам личной гигиены и профилактики заболеваний. В Сьерра-Леоне World Hope International сотрудничает с ЮНИСЕФ в вопросах организации групп поддержки для матерей, где женщинам дают базовые знания о питании детей, уходе за ребенком и профилактике болезней. В Азербайджане и Боснии и Герцеговине фонд проводит программы обучения английскому языку и курсы компьютерной грамотности, что дает студентам важное конкурентное преимущество на рынке труда. Вообще, образованию взрослых уделяется не меньшее внимание, чем образованию детей: каждый дополнительный год обучения взрослого может увеличить его доходы в будущем на 10%. В конечном счете образование взрослых приводит к появлению более квалифицированной рабочей силы и более стабильной экономики страны, что, безусловно, способствует искоренению массовой бедности в обществе [5].
Таким образом, Веслианская церковь посвятила себя борьбе со всеми проявлениями массовой бедности, признавая свою ответственность перед нуждающимися и их огромную ценность в глазах Бога. Все веслиане призваны демонстрировать подобное отношение на местном, национальном и международном уровнях, активно сотрудничая с другими христианскими конфессиями, правительственными и неправительственными организациями. Провозглашая в своей деятельности подобные библейские основы, веслиане по всему миру дают правительственным, региональным, местным структурам власти дополнительные стимулы для начала проведения собственных масштабных социальных проектов по борьбе с массовой бедностью.
Список литературы
1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические / современный русский перевод. М.: Российское Библейское общество, 2011. 1407 с.
2. Радостная весть. Новый завет: учебное издание / современный русский перевод. Изд-е 2-е, перераб. и испр. М.: Российское Библейское общество, 2012. 560 с.
3. A Wesleyan View of Global Poverty [Электронный ресурс]. URL: https://www.wesleyan.org/238/a-wesleyan-view-of-global-poverty (дата обращения: 11.03.2016).
4. Monk R. C. John Wesley: His Puritan Heritage. Lanham, Maryland - L.: The Scarecrow Press, 1999. 283 p.
5. World Hope International [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldhope.org/education (дата обращения: 11.03.2016).
ENLIGHTENMENT AS THE MAIN METHOD OF THE WESLEYAN CHURCH ACTIVITY IN STRUGGLE AGAINST MASS POVERTY
Daved'yanov Andrei Valer'evich
Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs davedianov@yandex. ru
The article is devoted to educational programs for the eradication of illiteracy as the key tools in solving the problems of mass poverty that were developed and are implemented by the Wesleyan Church in various cultural contexts. In this connection, theological foundations for ensuring enlightening programs among the world's poorest people are studied. The author proves that such activity has positive influence on the society as a whole.
Key words and phrases: The Wesleyan Church; education; enlightenment; social service; Christianity; Protestantism.