Научная статья на тему 'Пространство в жестовых языках как лингвофилософская категория'

Пространство в жестовых языках как лингвофилософская категория Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
391
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОФИЛОСОФИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕНТАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЖЕСТОВЫЕ ЯЗЫКИ / РЖЯ / ПЛАН СОДЕРЖАНИЯ / ПЛАН ВЫРАЖЕНИЯ / ОЗНАЧАЮЩЕЕ / ОЗНАЧАЕМОЕ / КОРПОРЕАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / LINGUAPHILOSOPHY / CONCEPTUAL SPACE / MENTAL SPACE / SIGN LANGUAGES / RUSSIAN SIGN LANGUAGE / PLANE OF CONTENT / PLANE OF EXPRESSION / SIGNIFIER / SIGNIFIED / CORPORAL SPACE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Борисова Лариса Владимировна

Статья посвящена роли пространства и времени в современных жестовых языках. В работе дан краткий анализ категорий концептуального и ментального пространства, рассматривается проблема темпорального мышления и концептуализации времени в звучащих языках, анализируется многофункциональность жестового пространства, в котором изменение уровня выполняемого жеста влечет за собой изменение смысла высказывания. Рассматривается план содержания и план выражения в жестовых языках неслышащих, сравнивается категория телесности и корпореальное пространство в звучащих и жестовых языках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the role of space and time in sign languages. It presents a brief analysis of the categories of conceptual and mental space; it addresses the problem of temporal reasoning and conceptualization of time in verbal languages, multifunctionality of sign space, the plane of content and the plane of expression in the sign languages of the deaf; it compares the categories of embodiment and corporal space in verbal and sign languages.

Текст научной работы на тему «Пространство в жестовых языках как лингвофилософская категория»

ФИЛОСОФИЯ: МИР В ЧЕЛОВЕКЕ И ЧЕЛОВЕК В МИРЕ

УДК 140.8:81.1: 81'221.24

Пространство в жестовых языках как лингвофилософская категория

Л. В. Борисова

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Статья посвящена роли пространства и времени в современных жестовых языках. В работе дан краткий анализ категорий концептуального и ментального пространства, рассматривается проблема темпорального мышления и концептуализации времени в звучащих языках, анализируется многофункциональность жестового пространства, в котором изменение уровня выполняемого жеста влечет за собой изменение смысла высказывания. Рассматривается план содержания и план выражения в жестовых языках неслышащих, сравнивается категория телесности и корпореальное пространство в звучащих и жестовых языках.

Ключевые слова: лингвофилософия; концептуальное пространство; ментальное пространство; жестовые языки; РЖЯ; план содержания; план выражения; означающее; означаемое; корпореальное пространство.

Категория пространства и сопряженная с ней категория времени являлись предметом философской рефлексии различных школ и направлений на протяжении многих столетий. Пространственные представления всегда играли большую роль в практической деятельности людей и существенно определяли когнитивное видение мира человека.

С развитием науки мифологическая картина мира, пространство которой неограниченно, дискретно, «одухотворено», метафорично, а время циклично и внеисторично, уступила место научной картине мира.

Следует отметить, что пространство и время как объективные формы бытия материи отличаются от своих естественно-научных репрезентаций, которые изменяются по мере развития естествознания и науки в целом. В связи с этим,

© Борисова Л. В.

кроме реальных (объективных) пространства и времени, стали различать перцеп-туальное (психологическое) и концептуальное пространство и время.

Под перцептуальным пространством и временем понимают формы чувственного созерцания, отражение реальных пространства и времени в чувственном восприятии субъекта. Перцептуальное пространство, таким образом, является неотъемлемой частью иконической картины мира человека и лежит в основе хронотопа любого художественного произведения.

Концептуальное пространство и время — это наши знания и научное представление о реальном пространстве, которые оказываются более или менее адекватным отображением объективных пространства и времени. Следовательно, концептуальное пространство имеет отношение к научной картине мира. Перцептуальное

и концептуальное пространство представляют собой бинарную оппозицию и являются формами отражения материальной действительности, а также дальнейшего познания внешнего мира.

Примером концептуального пространства в современной лингвистике может служить «Теория ментальных пространств» Ж. Фоконье, терминологически восходящая к логико-философской теории «возможных миров» Г. Лейбница. Объединенные пространственно-временными взаимосвязями их частей, возможные миры изолированы друг от друга в рамках пространства и времени.

Согласно Фоконье, ментальные пространства (mental spaces) — это когнитивные структуры (фреймы, сценарии, скрипты), включающие в себя исходное пространство (parent space) и лингвистические выражения, маркирующие появление нового ментального пространства на основе исходного [1]. В отличие от возможных миров, эти структуры содержат не сами объекты реальности, а только их репрезентации. В теории ментальных пространств возникновение и функционирование языка определяется как динамический процесс «зашнуровки» и рассогласования различных типов концептуальных пространств [2, с. 411].

Язык, репрезентирующий эксте-риоризованное сознание, функционирует как универсальная семиотическая система двусторонних знаков, имеющих внешнюю, непосредственно воспринимаемую сторону и внутреннюю, информационную сторону, иначе говоря, план содержания (означаемое) и план выражения (означающее). План содержания языка является строительным материалом для синтагматической интерпретации линейных во времени событий, явлений, процессов, что справедливо как для звучащих, так и жестовых языков.

Однако план выражения в жестовых языках, основанных на визуально-кинетической модальности восприятия, значительно отличается от плана выражения полимодальных звучащих языков. «Отец лингвистики» Ф. де Соссюр, имея дело исключительно со звучащими языками, отмечал: «Означающее, являясь по своей природе воспринимаемым на слух, развертывается только во времени и характеризуется заимствованными у времени признаками: а) оно обладает протяженностью и б) эта протяженность имеет одно измерение — это линия» [3, с. 103]. Другими словами, план выражения в звучащих языках связан с понятием времени.

План выражения в жестовых языках (ЖЯ), напротив, связан с понятием пространства. Пространство в современных ЖЯ играет важнейшую роль, так как сам жестовый дискурс разворачивается в пространстве, в котором выполняются жесты.

В последнее время в когнитивной науке, анализирующей звучащие языки, все больше утверждается «корпоре-альный поворот», или «поворот к телу». С позиций лингвофилософии Э. Касси-рера, тело человека является первичной сеткой координат, части которого составляют основу как для пространственных, так и временных обозначений [4]. В современных работах, посвященных исследованию проблем корпореально-сти в звучащих языках, в основном, анализируется темпоральная составляющая дихотомии время / пространство [5; 6].

В жестовых языках маркированным членом дихотомии является пространство. Жестовым пространством (signing space) считается пространство перед говорящим, связанное с его телом, т. е. корпореальное пространство, верхняя граница которого проходит немного выше головы (up space, рис. 1), а нижняя — чуть ниже талии (down space, рис. 2).

Нейтральное (жестовое) пространство (zero, neutral space) определяется как пространство фронтальной плоскости, в котором жест выполняется без контакта руки с телом (исключая контакт кистей рук между собой) (рис. 3).

В особую категорию выделяются жесты, выполняемые контактно или бесконтактно рука — голова (лицо) (contact space, рис. 4).

Рис. 1. Up space

Рис. 2. Down space

Рис. 3. Neutral space Рис. 4. Contact space

Жесты в жестовых языках несут информацию вовне, а инструментом передачи этой информации является человеческое тело. Особенно высоким статусом тело наделяется в антропоцентрической парадигме. В соответствии с формулой Протагора «человек есть мера всех вещей», пространство знака в жестовом языке антропоцентрично и находится в корреляции с иконической картиной мира неслышащих. В пространстве жестового знака есть верх, низ, левое,

правое, пространство возле лица, около правого и левого плеча, в районе талии и др. Например, пространственная локализация жеста в русском жестовом языке (РЖЯ), связанная с транспортом, — ан-тропоцентрична: самолет, автомобиль показаны с места водителя, летчика, тогда как жест Врач, например, локализован с позиции внешнего наблюдателя.

Как было отмечено выше, в пространстве языкового знака задействовано несколько уровней относительно тела говорящего. Базовыми являются уровни, показанные на рисунках 3 и 4.

Уровни, на которых выполняются жесты, показанные на рисунках 1 и 2, во многих случаях могут нести дополнительную смысловую нагрузку.

В качестве примера обратимся к работе в области каталонского жестово-го языка (Catalan Sign Language, Llengua de Signes Catalana, LSC), в которой речь идет о кванторах общности и существования. Кванторы существования сообщают, что «множество не пустое», что какое-то явление или вещь существует, при этом придавая речи оттенок неопределенности. В каталонском жестовом языке контекстное областное ограничение, которое опирается на предположение знакомого контекста, открыто выражено. Более низкое расположение жеста во фронтальной плоскости предполагает знакомство. Когда квантификатор пространственно локализован в более низкой части фронтальной плоскости, имеется в виду ограниченный набор элементов. Например, в предложении «Most students came» (STUDENT, MOST COME) говорится о том, что пришло не большинство студентов со всего мира, а скорее только рассматриваемая группа. Это ограничение, открыто закодированное квантором, пространственно локализуется на более низком уровне жестового пространства. Слабые

квантификаторы, которые утверждают существование и не подразумевают дружеских отношений, грамматически установлены только в верхней части фронтального пространства [7].

Кэрол Падден в научной работе, посвященной проблеме референции в же-стовых языках, также опирается на тот факт, что пространство в жестовых языках, имеющее несколько уровней организации, по-разному функционирует в случае, например, пространственных и указательных глаголов. Для первых пространство призвано отображать реальный мир и положение объектов в нем; при этом каждая точка пространства значима. Для последних — пространство выполняет в основном контрастивную функцию, значимым же является вектор движения, посредством которого характеризуются референты [8].

Пространственные отношения левое / правое можно рассмотреть на примере анализа когнитивной метафоры в британском жестовом языке (British Sign Language, BSL). Рассказывая стихотворение, испытуемая показывала жесты Глухой (Deaf) и Слышащий (Hearing) одновременно правой и левой рукой, хотя выполняются они последовательно правой (доминирующей) рукой. Жест Глухой она жестикулировала правой рукой справа, жест Слышащий — левой рукой слева. Использование противоположных рук должно было показать противоположные идеи «Good is on the right» и «Bad is on the left» [9].

Когнитивная метафора — это наглядный пространственный образ, нанизанный на шкалу или ось времени. По Дж. Лакоффу, человек строит целую систему разнообразных концептов относительно концепта ориентации пространства. В английском языке положительные концепты, такие как здоровье, счастье и др., находятся вверху

относительно ориентации пространства, а плохие — болезнь, печаль, смерть — внизу. Так и в РЖЯ примером дихотомии верх / низ может служить жест Смерть. Кисти обеих рук в «З-конфигурации», указательные пальцы, кончиками направленные вперед, кладутся крест-накрест. Начинаясь в нейтральном же-стовом пространстве, жест резко уходит вниз, показывая, как и в звучащих языках, что верх — хорошо, низ — плохо. В отличие от русского звучащего языка, смерть не противопоставляется жизни: жест Жизнь показан в нейтральном же-стовом пространстве, так как все, что связано с жизнью, дактилируется главным образом в нем.

Таким образом, план содержания звучащих и жестовых языков, включающий в себя чувства, мысли, идеи, предметы и др. и являющийся материалом для синтагматической интерпретации линейных во времени процессов, различается в основном наличием в ЖЯ «безэквивалентной лексики».

План выражения в звучащих языках, рассмотренный нами в рамках структурной лингвистики, связан с понятием времени. Анализ работ, посвященных проблеме темпорального мышления и концептуализации времени с акцентом на корпореальный подход, позволяет сделать вывод, что и в современной лингвистике маркированным членом дихотомии время / пространство в звучащих языках выступает ее темпоральная составляющая.

В жестовых языках маркированным членом дихотомии является пространство. План выражения в них связан с понятием пространства, в котором выполняются жесты и разворачивается жестовый дискурс. Приведенные примеры показывают, что пространство в ЖЯ является не только местом выполнения жеста. В зависимости от уровня

фронтальной плоскости выполняемый жест может изменять смысл высказывания, уточнять его, нести во многих случаях дополнительную смысловую нагрузку. Корпореальная ориентация верх / низ, левое / правое также может изменять смысл высказывания в жестовых языках, особенно в случаях, имеющих отношение к когнитивной метафоре.

Литература

1. Fauconnier G. Mental spaces. Cambridge, MA: MIT Press, 1985. XII, 185 p.

2. Лазарев В. В. Философия познания и лин-гвофилософия: парадигмальный подход: монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2006. 506 с.

3. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию / Пер. с фр. яз. под ред. А. А. Холодовича; [вступ. ст. А. А. Холодовича и др.]. М.: Прогресс, 1977. 695 с.

4. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 1: Язык. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. 271 с. (Книга света).

5. Залевская А. А. Роль тела в языковой коммуникации: корпореальная семантика //

Психолингвистические исследования: слово и текст: сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. С. 35-46.

6. Чугунова С. А. Концептуализация времени: «Поворот к телу» // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. Т. 2. № 3 (23). С. 025—032. URL: http://www.scientific-notes.ru/ pdf/026-006.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

7. Barbera G. Domain Restriction in Catalan Sign Language (LSC) // FEAST 2012: Formal and Experimental Advances in Sign Language Theory. A SIGNGRAM COST Action Conference (June 1—2, 2012): Book of Abstracts. Warsaw: University of Warsaw, 2012. P. 14—15.

8. Padden C. A. The Interaction of Morphology and Syntax in American Sign Language. London: Routledge, 2016. 258 p. (Routledge Library Editions: Syntax Series; T. 18).

9. Борисова Л. В. Лингвофилософские аспекты русского жестового дискурса // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2016. № 4 (12). С. 63—68.

Борисова Лариса Владимировна — кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков (ИнЯз) МИЭТ. E-mail: nohas@yandex.ru

Статья поступила 19 мая 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.