Научная статья на тему 'Пространство студенческой парты и тексты-граффити'

Пространство студенческой парты и тексты-граффити Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
316
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО СТУДЕНЧЕСКОЙ ПАРТЫ / ТЕКСТЫ-ГРАФФИТИ / КОМПОЗИЦИОННО-ГРАФИЧЕСКИЙ ФРЕЙМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Стренева Наталья Владимировна

В данной работе исследуется пространственная репрезентация композиционно-графического фрейма текстов-граффити. В статье анализируются этапы создания граффити, выявляется соотнесенность между физическим и психологическим пространством, выделяются сильные / слабые с композиционной точки зрения сектора и диагонали пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пространство студенческой парты и тексты-граффити»

ческом бытии : межвуз. сб. науч. тр. / Алт. гос. ун-т; отв. ред. Н. Д. Голев. - Барнаул : АГУ, 2000. - С. 9-44.

3. Гольдин, В. Е. Имена речевых событий, поступков и жанров русской речи / В. Е. Гольдин // Жанры речи : сб. ст. / Ин-т рус. яз. и рус. лит. при филол. фак. Сарат. гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов : Колледж, 1997. - С. 23-33.

4. Губаева, Т. В. Официально-деловая речь : стилистические исследования последних десятилетий / Т. В. Губаева // 81уНв1ука. - 1997. - Вып. VI : Русская стилистика. - С. 173-182.

5. Шварцкопф, Б. С. Официально-деловой язык / Б. С. Шварцкопф // Культура русской речи и эффективность общения / Е. Н. Ширяев, Л. И. Скворцов, Е. М. Лазуткина и др.; отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. - М. : Наука, 1996. - С. 271-281.

Примечания

1 В основе данного определения лежит идея о юридизации текста, высказанная Н. Д. Голевым [2].

2 В литературе данный термин (как и термин коммуникативное / речевое событие) употребляется с определениями коммуникативный либо речевой. Первое определение предполагает осмысление обозначаемого явления в более широком плане с включением действий речевого и неречевого характера (см. об этом [3. С. 27]).

3 Порядок осуществления процедуры обращения в официальную инстанцию заложены в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (№ 59-ФЗ от 02.05.2006); кроме того, порядок реализации жалоб устанавливается Федеральным законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с изменениями и дополнениями от 14.12.1995. Указам Президента РФ «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 22 мая 1995 года создано Управление в структуре Администрации Президента РФ по работе с обращениями граждан и утверждено Положение о нем. На региональном уровне выполнение обязанностей по работе с обращениями граждан возложено на специальное ведомство - Общественная приемная при губернаторе.

4 В приводимых примерах сохранены все авторские особенности. Конкретные данные (фамилии, адреса, номера телефонов и т. п.) либо опущены, либо изменены.

Н. В. Стренева

ПРОСТРАНСТВО СТУДЕНЧЕСКОЙ ПАРТЫ И ТЕКСТЫ-ГРАФФИТИ

В данной работе исследуется пространственная репрезентация композиционно-графического фрейма текстов-граффити. В статье анализируются этапы создания граффити, выявляется соотнесенность между физическим и психологическим пространством, выделяются сильные / слабые с композиционной точки зрения сектора и диагонали пространства.

Ключевые слова: пространство студенческой парты, тексты-граффити, композиционно-графический фрейм.

Пространство и время принадлежат к числу основных категорий, играющих важную роль в жизни человека, на основе которых формируются представления че-

ловека об окружающей его действительности. По мнению В. А. Масловой, пространство, наряду со временем и числом, является, важнейшим концептом культуры1. А. Я. Гуревич называет эти категории «системой координат, при помощи которых люди, принадлежащие к той или иной культуре, воспринимают мир и создают его»2. В работах Ю. М. Лотмана и Б. А. Успенского пространство художественного текста представлено как элемент его структуры3, а в ряде исследований само пространство рассматривается как текст (В. Н. Топоров, А. А. Брудный)4.

Статья посвящена исследованию пространственной репрезентации композиционно-графического фрейма текстов-граффити. Данная цель предполагает решение следующих задач: а) определить местоположение текстов в пространстве, б) выделить сильные / слабые (наиболее заполненные / пустые сектора) пространства парты,

в) проанализировать этапы создания граффити.

Граффити в словарях определяют как «посвятительные, магические и бытовые надписи на стенах зданий, металлических изделиях, сосудах и т. п. (от итал. graffiti, мн. число от graffito, букв. - нацарапанный)»5. В генристике граффити рассматривают как жанр естественной письменной речи, «некий образец естественного письма»6, для которого характерны а) письменный способ передачи и хранения информации; б) общедоступность текста; в) нарушение общепринятых норм поведения;

г) спонтанность; д) репрезентация языкового сознания и мышления; е) непрофессионализм; ж) отсутствие бумажного носителя7.

Подобные проявления языкового сознания считаются «отрицательным языковым материалом»8, хотя и являются неотъемлемым элементом языковой среды студента. Б. Н. Норманн считает, что «не стоит отворачиваться от подобных фактов, не закрывать на них глаза, не считать их «низкими» или недостойными внимания - все они, вплоть до

9

самого пустякового слова-паразита, суть проявления человеческого духа» .

Автор граффити - скриптор - в плане реализации своей деятельности ограничен пределами парты. Говоря словами Р. Барта, скриптор «вынужден разыскивать читателя («вылавливать» его) не имея ни малейшего представления о том, где он находится. <...> Ему необходима не “личность” другого, а именно пространство как возможность диалектики желания»10.

Человек существует в двух пространствах: физическом и психологическом. Пространство физическое - реальное пространство, окружающее человека, где он существует как физическое тело. Пространство психологическое - это пространство, в котором проходит деятельность человека, т. е. психологическое пространство ограничено пределами этой деятельности.

Попытка выделения единицы психологического пространства была осуществлена А. Я. Бродецким, изучавшим этапы пространственного заполнения театральной сцены. Исследователь выделяет «элементарную частицу»11 психологического пространства, называя ее «топономой»11. «Значение топономы заключается в совокупности ассоциаций, разного рода прошлых переживаний, связанных у человека с тем или иным локальным местом в пространстве»12. Разграничение психологического и физического пространства выражаются, с точки зрения автора, в соотношении внешних и внутренних топоном. «Внешние топономы в детстве формируют значение внутренних топоном, а у взрослых вновь проецируются во внешний мир. <...> Внутренние топономы - это отражение внешних топоном, существующее в сознании каждого человека»13. Но внутренний замысел и его реализация в физическом пространстве - не всегда совпадают. Внутреннее - не просто механическое отражение внешнего, это, скорее, деятельностно-переосмысленное отражение, подверженное влиянию конкретной ситуации, с которой связана деятельность человека. Мы пред-

полагаем наличие некоторого конструкта (фрейма), который лежит в основе внутреннего плана действий и может определить этапы его реализации во внешнем плане при корректировке конкретной ситуацией. Фрейм определяют как «модель, складывающаяся из наиболее характерных, часто повторяющихся и закономерно связанных составляющих ряда близких ситуаций, принадлежащих одной области»14.

С позиции теории деятельности физическое и психическое пространство могут быть рассмотрены как тесно связанные с внешним и внутренним планом действий человека (по аналогии с моделями порождения речи)15. Мы полагаем, что процесс продуцирования граффити может включать следующие этапы:

1. Смысловое планирование. Протекает во внутреннем плане действий скрип-тора. На этом этапе производится отбор лексико-грамматических средств будущего граффити.

2. Композиционное планирование. У каждого человека есть внутренняя (психологическая) система координат (топоном), которую он соединяет с физическим планом, т. е. фиксация расположения текста - не случайна и определяется соотношением топоном. На этом этапе происходит выбор места высказывания в физическом пространстве.

3. Реализация. Нанесение текста-граффити на предмет действительности (в физическом пространстве).

Согласно А. Я. Бродецкому, «заполнение пространства происходит согласно мизансценической сетке»16. Автор называет сетку «психологически оправданной разметкой»16 и приходит к выводу об ее оптимальности. Данную сетку представляется возможным наложить на любую ограниченную в пространстве поверхность, независимо от ее размеров.

В соответствии с логикой и задачами нашего исследования мы трансформировали сетку, добавили 4 угловых сектора, так как в нашей выборке встретились тексты, написанные в данных областях пространства (отсутствовавших у

А. Я. Бродецкого). Таким образом, мы получили измененную сетку (скриптологическую), состоящую из 23 секторов пространства. Она представлена ниже.

1 2 3 4 5

6 7 8 9

10 11 12 13 14

15 16 17 18

19 20 21 22 23

Рис. 1. Скриптологическая сетка и сектора пространства

Нами было исследовано 34 поверхности (парты), на которых было написано 2416 текстов граффити. Под текстом граффити в данном случае понимается одно высказывание, имеющее вербальную реализацию, т. е. за одно высказывание принимался текст, креолизованный текст, просто рисунок. Спонтанно-рефлекторные надписи (черта, кривая) текстом не считались. При подсчете текстов использовались следующие графические критерии отличия одного текста от другого:

- принципы делимитации граффити (черта, пробел, рамка);

- графическая организация граффити (столбец, строка);

- направление письма (прямо, наклон вправо, влево)

- отличительные особенности почерка;

- способ написания (нацарапанный, написанный) и предмет (маркер, ручка, карандаш).

Таким образом, на одной парте располагается, в среднем, 71 текст. Необходимо отметить, что мы исследовали парты с возможно большим количеством текстов. Ес-

ли текст располагался на границе секторов - мы относили его к сектору, в котором оказывалось наибольшее количество словоформ.

Подсчитав по секторам значения среднего и среднеквадратичного, мы выделили значимые и незначимые с композиционной точки зрения сектора (рис. 2). Сектора, значения которых выше значения среднего плюс среднеквадратичное, - являются наиболее значимыми секторами (выделены жирным шрифтом). Далее следуют сектора, значение которых выше среднего (обычный шрифт). Сектора со значением ниже среднего (курсив), а также со значением ниже среднего минус среднеквадратичное (выделены чертой) - минимально заполненные сектора, незначимые с точки зрения количества текстов, в них расположенных. _____________________________

39 164 152 153 132

157 186 140 177

59 216 140 152 101

65 83 99 67

20 39 21 42 12

Рис. 2. Заполненность парты текстами-граффити в соответствии с секторами скриптологической сетки Из рисунка видно, что минимально заполненные сектора и сектора со значением ниже среднего имеют практически зеркальное распределение относительно центра. Зеркальная симметрия, по мнению Ю. М. Лотмана, «создает необходимые отношения структурного разнообразия и структурного подобия»17. Только сектор 1 нарушает эту достаточно устойчивую систему. Сектора со значением выше среднего и среднеквадратичного - распложены не симметрично, относительно центра, наблюдается сдвиг в правую половину поверхности. Таким образом, максимальная активность скрипторов наблюдается в сильных секторах, заполненных не системно, где принцип асимметрии придает системе эволюцию. В максимально исписанных секторах предпочтение отдается правой половине пространства, хотя 2 сектора с максимальным количеством текстов находятся слева. Если не считать 3 центральных сектора, количество текстов в левой и правой части парты - не сильно отличается (1028 и 1075 граффити соответственно), что, вероятно, обусловлено системностью заполнения пространства и возможной «конкуренцией» скрипторов, находящихся в разных частях (правой / левой) пространства.

Подсчитав количество текстов на каждой парте, мы также выделили 4 максимально исписанные парты (количество граффити на которых - 172, 141, 140, 121 соответственно) и 5 парт с минимальным количеством текстов (2 по 42 текста, 37, 31, 26). Наиболее заполненными на партах с максимальным количеством текстов оказались сектора 2, 3, 9, 11 (см. рис. 1), на которые приходится наибольшее количество текстов, т. е., если места для написания текста на парте нет и пространство заполнено максимально, - предпочтение в выборе точки приложения активности отдается именно этим секторам. Это 4 наиболее значимых, с точки зрения автора граффити, сектора на максимально исписанной парте.

Композиционное распределение компонентов несколько меняется, если свободного места на парте достаточно. Самыми заполненными, в данном случае, являются сектора 3, 6, 7, 11 (см. рис. 1). Примечательно, что сектора 11 и 3 являются ведущими и в выборе места для написания текста при максимально заполненном пространстве, что, вероятно, объясняется повышенной эмоциональной значимостью данных секторов для автора граффити.

Таким образом, независимо от того, насколько заполнено пространство, предпочтение отдается секторам, находящимся в левой половине парты. Подобный факт

обусловлен, вероятно, ведущим принципом правой руки, а также композиционными закономерностями, обусловленными внутренним планом действия скриптора.

Подсчитав графическую плотность текстов в каждом секторе, мы выделили 6 сильных (полных) диагоналей. Диагональ (как отмечает в своей работе Н. М. Тарабукин) показывает «движение изобразительных масс в ту или иную сторону <...> и не безразлично в смысловом отношении»18. Направление диагонали определялось возрастающим значением графической плотности текстов (на рис. 3 представлено направлений диагоналей и общая графическая плотность текстов всей диагонали, выраженная в процентном отношении).________________

снизу от центра - вверх влево 21,4 %

снизу слева - вверх центра 26,4 %

снизу справа - вверх центра 21,6 %

снизу от центра - вверх вправо 24 %

снизу справа - вверх влево 26,1 %

снизу слева - вверх вправо 23 %

Рис. 3. Плотность текстов и сильные диагонали

Таким образом, мы выделили 2 основных направления диагоналей. Согласно закону живописной композиции Н. М. Тарабукина, «ось диагонали из правого нижнего в левый верхний угол картины создает эффект пассивности, а противоположная

- из левого нижнего в правый верхний - активности и напряженности»19. Все диагонали - восходящие, и воспринимаются как более сильные (по сравнению с нисходящими). Самая насыщенная по графической плотности текстов (26,4 %) «активная» диагональ - ось, проведенная из нижнего левого угла в центр парты. На этой диагонали расположены сектора с наибольшим количеством текстов, т. е. диагональ используется с максимальным развертыванием. Ей противостоит чуть менее насыщенная «пассивная» диагональ (плотность текстов 26,1 %), направленная из нижней правой части парты в верхнюю левую. Обе диагонали пересекаются в секторе 7 -второй сектор с максимальной плотностью текстов.

Таким образом, расположение текста тесно связано с психической деятельностью, и результатом высказывания является выбор вектора направления психической устремленности. В сознании скриптора существующая ассоциация - стремление вверх (вверху комфортнее / лучше) - манифестируется при заполнении пространства. В верхних секторах пространства графическая плотность текстов значительно больше.

При заполнении пространства парты действует принцип симметрии относительно центра в минимально заполненных секторах и принцип асимметрии - в максимально заполненных. Меньше всего текстов написано на нижних углах пространства, что объясняется, вероятно, тем, что нижний левый угол считается самым «неблагополучным» (с точки зрения художников) местом пространства, а написать что-либо на правом - достаточно проблематично.

Таким образом, композиционное распределение текстов-граффити на парте -не случайно. Оно производится в соответствии с принципами симметрии - асимметрии, а также согласно законам живописной композиции (по осям диагоналей). Изучение данных фактов позволяет предположить, что тексты-граффити существуют не изолированно друг от друга. Их можно понимать как сложную взаимообусловленную систему текстов, принципы организации которой обладают большим семиотическим потенциалом. Композиционная семантика пространства системы текстов-граффити может быть представлена в форме композиционно-графического фрейма. Именно на эту, фреймовую систему эталонов и образов, неосознанно ориентируется скриптор в процессе создания граффити.

1 Маслова, В. А. Введение в когнитивную лингвистику : учеб. пособие / В. А. Маслова. - М. : Флинта : Наука, 2007. - 296 с.

2 Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. - М. : Наука, 1984. - С. 24.

3 Лотман, М. Ю. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история / М. Ю. Лотман. - М. : Языки рус. культуры, 1999. - 285 с.; Успенский, Б. А. Язык и коммуникационное пространство / Б. А. Успенский. - М. : Изд-во РГГУ, 2007. - 325 с.

4 Топоров, В. Н. Пространство и текст / В. Н. Топоров // Текст : семантика и структура. - М.,1983. - 214 с.; Брудный, А. А. Психологическая герменевтика : учеб. пособие / А. А. Брудный. - М. : Лабиринт, 1998. - 214 с.

5 Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - М. : Большая рос. энцикл., 1997. - С. 308; Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред.

В. Н. Ярцева. - М. : Большая рос. энцикл., 2002. - С. 118.

6 Лебедева, Н. Б. Студенческое граффити : Жанроведческий аспект / Н. Б. Лебедева // Вестн. алтайской науки. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та. - 2001. - С. 85.

7 Тюкаева, Н. И. Граффити как жанр естественной письменной русской речи : авто-реф. дис. ... канд. филол. наук / Н. И. Тюкаева. - Барнаул, 2005. - 18 с.; Русский язык и культура речи : учеб.-метод. комплекс для вузов / под. ред. А. Г. Антипова. - Кемерово : Изд-во Кем. гос. ун-та, 2002. - С. 56-91.

8 Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба - М. : Едито-риал УРСС, 2004. - С. 24.

9 Норманн, Б. Ю. Лингвистика каждого дня / Б. Ю. Норманн. - Мн. : Выш. шк., 1991. 1-0 С. 14.

10 Барт, Р. Избранные работы : Семиотика : Поэтика : пер. с фр. / Р. Барт ; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М. : Прогресс, 1989. - С. 463.

11 Бродецкий, А. Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве : Азбука молчания : учеб. пособие для творческих учеб. заведений, фак. педагогики и психологии / А. Я. Бродецкий. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.

12 Там же. - С. 20.

13 Там же. - С. 170.

14 Минский, М. Фреймы для представления знаний / М. Минский. - М. : Энергия, 1979. - С. 11.

15 Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - М. ; Воронеж : Моск. психолого-социальный ин-т : НПО МОДЕК, 2001. - С. 254.

16 Бродецкий, А. Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. - С. 150.

17 Лотман, Ю. М. О семиосфере / Ю. М. Лотман // Статьи по семиотике и топологии культуры. - Таллин : Александра, 1992. - Т. 1. - С. 13.

18 Тарабукин, Н. М. Смысловое значение диагональных композиций в живописи / Н. М. Тарабукин // Тр. по знаковым системам. - Тарту : Изд. Тарт. гос. ун-та, 1973. -Т. 6. - С. 479.

19 Там же. - С. 56.

С. В. Сызранов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.