Научная статья на тему 'Пространство как категория художественного текста'

Пространство как категория художественного текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5466
1362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / ВРЕМЯ / ПРОСТРАНСТВО / ХРОНОТОП / УСЛОВНОСТЬ ПРОСТРАНСТВА / ДИСКРЕТНОСТЬ ПРОСТРАНСТВА / PICTURE OF THE WORLD / TIME / SPACE / CHRONOTOP / SPACE CONVENTION / SPACE DISCONTINUITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шевченко Илья Станиславович

Понятие пространственно-временного континуума существенно значимо для анализа художественного текста, так как время и пространство являются ведущими принципами организации художественного произведения. В статье рассматривается сущность понятия «картина мира» как одной из ключевых мировоззренческих категорий. Также определяются доминантные составляющие категории «картина мира» пространство и время; подробно, с позиций разных научных дисциплин, раскрывается содержание понятия «пространство», рассматриваются его функции и свойства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPACE AS A CATEGORY OF A WORK OF ART

he notion of the space-time continuum is significant for criticism as time and space are key principles of the structure of a work of art. In this article the essence of the notion «picture of the world» is studied like one of the key world-view category. Dominant components of the category «picture of the world» space-time are determined as well. Substance of the notion «space» is disclosed in detail from a position of different disciplines and its functions and properties are studied.

Текст научной работы на тему «Пространство как категория художественного текста»

ББК 81.1 УДК 80

И.С. ШЕВЧЕНКО

I.S. SHEVTCHENKO

ПРОСТРАНСТВО КАК КАТЕГОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

SPACE AS A CATEGORY OF A WORK OF ART

Понятие пространственно-временного континуума существенно значимо для анализа художественного текста, так как время и пространство являются ведущими принципами организации художественного произведения. В статье рассматривается сущность понятия «картина мира» как одной из ключевых мировоззренческих категорий. Также определяются доминантные составляющие категории «картина мира» - пространство и время; подробно, с позиций разных научных дисциплин, раскрывается содержание понятия «пространство», рассматриваются его функции и свойства.

The notion of the space-time continuum is significant for criticism as time and space are key principles of the structure of a work of art. In this article the essence of the notion «picture of the world» is studied like one of the key world-view category. Dominant components of the category «picture of the world» - space-time are determined as well. Substance of the notion «space» is disclosed in detail from a position of different disciplines and its functions and properties are studied.

Ключевые слова: картина мира, время, пространство, хронотоп, условность пространства, дискретность пространства.

Key words: picture of the world, time, space, chronotop, space convention, space discontinuity.

Общественное сознание минувшего века было сосредоточено, в частности, на осмыслении одной из ключевых мировоззренческих категорий - «картине мира». Как справедливо заметил А.Н. Семенов, «современный процесс познания, в том числе и художественного, невозможно представить без понятия «картина мира» [20, с. 100]. Более того, В.Е. Хализев, раскрывая сущность понятия «картина мира», в подтверждение своей точки зрения приводит высказывание М. Хайдеггера: «Где дело доходит до картины мира, там выносится кардинальное решение относительно сущего в целом» [25, с. 24]. Иными словами, ученые приходят к выводу о том, что в процессе анализа картины мира представляется возможным осмысление бытийных вопросов. Таким образом, «картина мира» в восприятии исследователей - это своего рода ключ к пониманию того, что есть бытие, что есть «сущее» и каково место человечества в этом «сущем». Не случайно эта категория приобрела особый интерес литературоведов, поскольку постижение смысла бытия является предметом, целью и задачей искусства слова. Наука о литературе на сегодняшний день имеет богатый фонд трудов, в той или иной степени касающихся понятия «картина мира» по отношению не только к конкретному художественному произведению и творчеству писателя в целом, но и к сущности художественного творчества вообще.

На наш взгляд, одной из важнейших граней содержания категории «картины мира» является ее пространственно-временная организация, так как именно «пространство» и «время» являются «определяющими характер кар-

тины мира». Это «доминантные» категории. Любая картина мира (объективная реальность или «реальность» художественного произведения) «не существует вне пространства и времени. Пространство и время - это главные атрибуты существования любого мира. Категории «пространство» и «время» буквально пронизывают любой художественный текст» [20, с. 101], организуют его целостность, раскрывают глубинный смысл. С категориями «пространство» и «время» тесно связаны практически все компоненты художественного текста: композиция, жанровая форма, структура повествования, система образов и т.д. Особенно значимо для исследователя выявить, как категории «пространство» и «время» влияют на героя литературного произведения: способствуют формированию или изменению мировоззренческих установок, определяют поведенческие модели, актуализируют внутренний потенциал, приводят к эволюции или, напротив, к деградации и т.п. То есть, как герой проходит своеобразное испытание пространством и временем, поскольку он «всегда существенно хронотопи-чен» [2, с. 10].

О категориях «пространство» и «время» написано немало литературы: это и монографии, и отдельные статьи, и учебно-методическая литература. О пространстве и времени говорят не только применительно к гуманитарным дисциплинам, эта проблема актуальна и в среде естественных, и технических наук. В отечественном литературоведении внимание к пространственно-временной проблематике начинает проявляться в начале XX века. Здесь в первую очередь необходимо отметить книги П.А. Флоренского («Анализ простран-ственности и времени в художественно-изобразительных произведениях», написана в 1924 году) и М.М. Бахтина (Автор и герой в эстетической деятельности», написана в 1924 году). Затем появляется работа М.М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе» (1930-е годы), а в 1960-1980-е годы интерес к проблеме возрастает с новой силой. В свет выходят фундаментальные труды Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, А.Я. Гуревича, Ф.П. Федорова, К.А. Кедрова, Е.А. Костина, В.Н. Топорова и мн. др.

Категории «пространство» и «время» рассматриваются в литературоведении в разных аспектах. Одна часть исследователей решает проблему пространства и времени в контексте определенной исторической эпохи, определенного типа культурного сознания (М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев, Ф.П. Федоров, А.Я. Гуревич и др.), другая часть анализирует данные категории относительно конкретного художественного текста (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, В.Ш. Кривонос, Н.Н. Арват и др.), выделяя при этом как более значимые компоненты пространства и времени. Следует отметить и группу исследователей, занимающихся изучением пространства и времени как глобальных категорий, вне непосредственной связи с художественными произведениями (К.А. Кедров, Е.А. Костин, А.Н. Семенов, П.А. Флоренский, В.Н. Топоров и др.). Однако все эти направления объединяет один принципиально важный момент - признание исключительной значимости категорий «пространство» и «время» в организации картины мира как объективной реальности, так и картины мира любого художественного текста. Так, например, упоминавшийся уже нами Ф.П. Федоров все в той же монографии «Романтический художественный мир: пространство и время» отмечает, что «художественный мир, как и мир объективный, не существует вне времени и пространства; пространство и время есть формы их существования, их непременные атрибуты» [24, с. 11]. Однако, по мнению ученого, необходимо различать пространственно-временную организацию художественного мира и пространственно-временную организацию объективного мира: «Суть в том, что в основе художественного пространства и времени находятся пространство и время представления, воображения, сознания,

так называемое субъективное время-пространство. В человеческом сознании в зависимости от социальных, исторических, культурных, физиологических, образовательных, климатических и т.п. обстоятельств складывается определенная пространственно-временная структура, картина мира в определенных пространственно-временных параметрах» [24, с. 14]. Например, если в реальной действительности время обладает такими устойчивыми и неизменными признаками, как длительность, одномерность, необратимость, однородность, то в мире художественном эти признаки теряют свою значимость: мгновение может длиться вечность, и наоборот, вечность может пролетать как секунда. Об этом писал и Д.С. Лихачев: «Автор может изобразить короткий или длинный промежуток времени, может заставить время протекать медленно или быстро, может изобразить его протекающим непрерывно или прерывисто, последовательно или непоследовательно (с возвращениями назад, с «забеганиями» вперед и т.п.). Он может изобразить время произведения в тесной связи с историческим временем или в отрыве от него - замкнутым в себе; может изображать прошлое, настоящее и будущее в различных сочетаниях» [11, с. 235]. То же самое можно сказать и о пространстве. Достаточно вспомнить смелое экспериментирование с пространством (равно как и со временем) в эпоху постмодернизма, когда в сознании каждого человека складывается абсолютно свое собственное представление о пространстве, никак не соотносимое с реальным пространством, «романам «одного дня» часто соответствуют романы «замкнутого пространства»...в тексте одновременно могут совмещаться пространственная точка зрения «с птичьего полета» и изображение локуса с конкретной позиции» [16, с. 154] Более того, «постмодернизм как бы размывает границу между жизнью и литературой, непрерывно в игровом плане меняя местами литературность и «жизненность»: литературной оказывается жизнь, а жизненной литература» [10, с. 27].

Возвращаясь к монографии Ф.П. Федорова, следует сказать, что ученый ставит основной своей целью рассмотрение пространства и времени именно как глобальных, «универсальных категорий культуры», определяющих лицо эпохи; в этом видится автору их основные (миромоделирующая и характерологическая) функции: «в пространственно-временных структурах, выработанных как индивидуальным, так и общекультурным, историческим сознанием, преломляется вся система духовных представлений человека и общества, вся сумма их духовного опыта. Изменения в системе» пространственно-временных представлений прежде всего свидетельствуют о сдвигах в мироощущении, мировоззрении личности, эпохи, о сдвигах, происходящих в культуре» [24, с. 15].

В подобном ключе рассуждает о категориях «пространство» и «время» и А.Н. Семенов в своей статье «Пространство и время художественного текста». По мнению А.Н. Семенова, «художественное время - существенная часть, принципиально важный компонент самой художественной ткани литературного произведения...основной объект изображения в художественном тексте.» [20, с. 104]. Но автор видит основную функцию времени (пространства) не только в его «скрепляющей» все компоненты художественного текста способности, а шире - в воссоздании облика определенной культурно-исторической эпохи: «характер пространственно-временных представлений лежит в основе того, что мы определяем как тип культурного (художественного) сознания... значение пространственно-временной структуры выходит за пределы текста как замкнутой системы, потому что именно характер запечатленного, освоенного в художественном тексте пространства и времени включает идеологию этого художественного текста в общественно-исторический и культурный контекст, т.е. дает основания для рассмотрения его в контексте культуры античности или

средневековья, романтизма или реализма...именно категории пространства и времени, «объективированные» конкретным текстом, прежде всего и связывают этот текст с миром, который принято называть «внетекстовым» [20, с. 106].

Огромную роль в понимании категорий «пространство» и «время» сыграли исследования и М.М. Бахтина. Литературовед определил одно из самых важных свойств пространства и времени, а именно, их неделимость, невозможность существования отдельно друг от друга. В доказательство этого М.М. Бахтин вводит термин «хронотоп»: «Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (что значит в дословном переводе - «времяпростран-ство»)» [2, с. 9]. Несмотря на то, что этот термин был введен А.А. Ухтомским и употребляется в основном в среде естественных наук, М.М. Бахтин переносит его «почти как метафору» на литературоведение, и через хронотоп раскрывает неразрывность пространства и времени: «В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем» [2, с. 10]. М.М. Бахтин рассматривает три типа романных хронотопа, сложившихся еще во времена античности: авантюрный, авантюрно- бытовой и биографический; выделяет «точечные» хронотопы (порог, лестница, прихожая, верх, низ), а также хронотопы дороги, площади, гостиной и др. Ученый говорит о функциях хронотопа, о его жанро- и сюжетообразующей роли, о взаимовлиянии хронотопа и литературного героя. Более того, исследуя хронотопы, «М.М. Бахтин не только обращал внимание на литературно-художественные особенности, но и выходил на более широкую, культурологическую проблематику. В характере хронотопов он видел воплощение различных ценностных систем, а также типов мышления о мире» [4, с. 59].

Итак, М.М. Бахтин обратил внимание на такое принципиально значимое свойство категорий «пространство» и «время» как их неделимость. Однако лишь неделимостью перечень свойств данных категорий не ограничивается. Так, литературовед А.Б. Есин выделяет еще условность и дискретность пространства и времени. Так как мир художественного произведения условен, является образом, отражением мира реального, то, соответственно, пространство и время также условны. В доказательство этого ученый высказывает мысль о том, как «литература.свободно обращается со временем и пространством». Имеется в виду, что автор литературного произведения может изображать действие, происходящее одновременно в нескольких местах, заостряя внимание на наиболее важных для него локусах; может свободно перемещать читателя из настоящего в прошлое и будущее и наоборот; может насыщать свой текст фантастическими элементами, придавая пространственно-временной структуре совершенно иной смысл и т.д. Литературе в этом случае конкуренцию может составить, пожалуй, лишь кинематограф. По мнению А.Б. Есина, «характер условности времени и пространства в сильнейшей степени зависит от рода литературы» [9, с. 48]. Так, в лирике «условность максимальна» (картины пространства вообще могут отсутствовать, а временные планы взаимодействовать); в драме условность «связана в основном с ориентацией на театр» (характерны картины замкнутого пространства и времени); а в эпосе это свойство имеет достаточно большие возможности «благодаря фигуре повествователя», при помощи которого пространственные и временные перемещения «осуществляются легко и свободно». Рассматривая свойство условности категорий

«пространство» и «время», А.Б. Есин утверждает, что «по особенностям художественной условности время и пространство в литературе (во всех ее родах) можно разделить на абстрактное и конкретное» [9, с. 50]. В большей степени это относится к пространству. Дело в том, что в зависимости от того, какой перед нами образ пространства - конкретный или абстрактный - определяется его роль в художественном тексте: влияет или не влияет на суть конфликта, на характер и поведение персонажей, на авторскую точку зрения и т.д. Подобное деление характерно и для времени, но в основном это обусловлено жанровой спецификой литературного произведения.

Что касается такого свойства пространства и времени, как дискретность (прерывность, фрагментарность), то оно тесным образом связано с условностью. Связь эта проявляется все в той же способности литературы играть с пространством и временем. А.Б. Есин объясняет это следующим образом: «.литература оказывается способной не воспроизводить весь поток времени, но выбирать из него наиболее существенные фрагменты...дискретность пространства проявляется прежде всего в том, что оно обычно не описывается подробно, а лишь обозначается с помощью отдельных деталей, наиболее значимых для автора» [9, с. 48].

На наш взгляд, необходимо сказать о том, что вышеперечисленные свойства пространства и времени реализуются через определенный ряд их признаков и форм. Мы уже упомянули о таких признаках как абстрактность и конкретность, но это, разумеется, далеко не полный список. Авторы учебного пособия по теории литературы Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман за основу классификации признаков пространства и времени берут фольклорную и литературную традиции, а вернее, взаимоотношения автора и героя в рамках этих традиций.Литературоведывыделяют три типа классификации: пространственно-временные модели, создающие границы между автором и героем, создающие внутренние границы в мире героя и создающие воплощенную границу. Согласно первой классификации противопоставляются разные восприятия времени (время объективное и субъективно-переживаемое); не разные восприятия, а сами времена, данные с одной и той же точки зрения (например, время обычное - биографическое и «время испытаний»). Вторая классификация представляет собой пространственные оппозиции (верх-низ, свое-чужое, замкнутое-открытое) и временную оппозицию (настоящее-прошлое). И, наконец, третья классификация не включает в себя никаких противопоставлений; авторы сюда включают «точечное» пространство-время», которое служит границей, переходом из «своей» реальности в «чужую», иную реальность.

В.Е. Хализев не предлагает классификации признаков пространства и времени, ограничиваясь только их перечислением. Так, он выделяет «образы времени» биографического, исторического, календарного, суточного, космического, «а также представления о движении и неподвижности, о соотнесенности прошлого, настоящего, будущего»; «образы пространства» открытого и закрытого, земного и космического, реально видимого и воображаемого. Однако литературовед выстраивает другую, не менее значимую, классификацию, в основе которой лежит то, как «запечатлеваются в литературных произведениях» пространство и время: первая группа - категории «пространство» и «время» как мотивы и лейтмотивы произведения; вторая группа - категории «пространство» и «время» как основа сюжета произведения.

Довольно интересную систематизацию признаков и образов пространства и времени предлагает М. Мещерякова. Пространственно-временную организацию произведения, опираясь на исследования М.М. Бахтина, она представляет в схемах. Автор демонстрирует две достаточно удобные схемы.

На одной из них обозначаются три универсальных образа пространства (дом, простор, порог) и три универсальных образа времени (идиллическое, авантюрное, мистерийное), а на другой - все основные признаки пространства и времени. М. Мещерякова подчеркивает неделимость данных категорий и объединяет их общим понятием - хронотоп.

Для того чтобы предметно говорить о пространстве и его специфике, необходимо определиться с терминологией, а точнее, с содержательным наполнением понятия пространства. Специалисты в различных областях знаний по-разному интерпретируют смысл этой категории. Так, в психологии «пространственные представления - это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т.д.» [13, с. 416]. Речь идет о тех пространственных компонентах, которые, по определению психологии, составляют «жизненное пространство» отдельно взятого индивида: «мир каждого индивида - динамическое жизненное пространство, состоящее из областей, представляющих все состояния дел, людей, цели, объекты, желания, поведенческие тенденции и т.д., подходящие человеку» [18, с. 226]. Таким образом, психология понимает под пространством свойства, отношения и объекты, необходимые для полноценного взаимодействия окружающего мира с индивидуумом.

Что касается философской науки, то здесь тема пространства очень обширна и может послужить основой для отдельного исследования. Все дело в том, что понятие пространства напрямую зависит от философского направления и имеет свое наполнение в русле этого направления, будь то материалистическая трактовка или идеалистическая и т.д. Приведем несколько определений пространства, которые даны в философских словарях:

1) «пространство и время» - философские категории для обозначения во всеобщей форме таких эмпирически проявляющихся качеств, как протяженность и длительность» [1, с. 308];

2) «пространство - то, что является общим всем переживаниям, возникающим благодаря органам чувств» [26, с. 365].

Пространство является проблемой исследования и в культурологии. Так, известный культуролог Г.Д. Гачев изучает пространство в контексте конкретной национальной культуры (английской, американской, русской, немецкой и т.д.). Он утверждает, что каждая национальность имеет свои пространственные особенности. По мнению ученого, соотношение именно пространственных и бытовых элементов и составляет «национальный образ, или модель мира». Национальную модель мира Г.Д. Гачев определяет как «Космо-Психо-Логос», используя древний натурфилософский язык четырех стихий (Земли, Воды, Огня и Воздуха). Так, например, рассматривая особенности русского национального образа, Г.Д. Гачев выделяет очень важные для русских пространственные архетипы: образы простора, разливы рек и путь-дорога. Россия, по мнению исследователя, «мать сыра земля, водо-земля». Отсюда присущие только русским особенности внешности, характера, поведения и бытового уклада.

Кроме психологических, философских и культурологических трактовок пространства мы обратились и к толковым словарям русского языка. Так, В.И. Даль дает следующее толкование пространству: «пространство - состояние или свойство всего, что простирается, распространяется, занимает место; самое место это, простор, даль, ширь и глубь, место по трем измерениям своим» [6, с. 860]. Он называет пространство (время) отвлеченными понятиями, обозначающими состояние и место.

В толковом словаре под редакцией Д.В. Дмитриева мы находим восемь толкований пространства, два из них, на наш взгляд, носят общий, универсальный характер:

1) «пространство - одна из основных форм существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом» [7, с. 1052];

2) «пространство - область, имеющая неограниченную протяженность во всех измерениях, направлениях» [7, с. 1053].

Подобное определение пространства дают и другие толковые словари: Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова, Современный толковый словарь русского языка и др.

Иначе обстоят дела с определением пространства в литературоведении. Во-первых, необходимо отметить, что, говоря о пространстве в литературе, мы прежде всего подразумеваем художественное пространство, которое всего лишь дублирует, отражает реальную действительность; художественное пространство, по словам М.М. Бахтина, категория «формально-условная». Поэтому абсолютно точное определение художественного пространства в словарях литературоведческих терминов и в литературных энциклопедиях встречается очень редко, и всегда подчеркивается его условность. Как кажется, вообще к понятию «художественное пространство» слово «термин» малоупотребим. Во-вторых, мы уже упоминали о том, что хронотоп - понятие неделимое, следовательно, определение пространства отдельно от определения времени не встречается. Говоря о пространстве, подразумевается время, и, наоборот, говоря о времени, подразумевается пространство. А в некоторых словарях литературоведческих терминов, например, под редакцией Н.А. Елисеева и Л.Г. Поляковой определения понятия «пространство» вообще нет, дается толкование только времени.

Но все же ряд авторов так или иначе дают определение художественного пространства. И.И. Мурзак и А.Л. Ястребов понимают под художественным пространством (временем) «специфическую систему знаков», которая служит «для воплощения и передачи познавательной и оценочной художественной информации» [15, с. 262]. С этой точки зрения пространство определяется как способ с помощью определенного набора компонентов познать окружающий мир и выразить свое отношение к нему. И.В. Роднянская дает следующее толкование художественного пространства: «художественное пространство - это важнейшая характеристика образа художественного, обеспечивающая целостное восприятие художественной действительности и организующая композицию произведения» [19, с. 488]. Иными словами, пространство (наряду со временем) является основным компонентом художественной картины мира, а такие пространственные ориентиры, как дом, простор, порог, окно, дверь и др., по мнению И.В. Роднянской, глубоко символичны и «издавна являются точкой приложения осмысляющих сил в литературно-художественных (и шире - культурных) моделях мира» [19, с. 489].

Как конструктивную модель литературного произведения определяет пространство и литературовед С. Сиротвинский, который считает, что «пространство - конструктивная категория в литературном отражении действительности, служит изображению фона событий...может выступать (проявляться) разными способами, быть обозначенным или не обозначенным, подробно охарактеризованным или подразумеваемым, ограниченным до единственного места или представленным в широком диапазоне охвата и взаимоотношений между выделенными частями.» [27, с. 55].

Н.А. Николина в учебно-методическом пособии по филологическому анализу текста предлагает понимать пространство в узком и широком смысле. По мнению автора, это вызвано необходимостью разграничения «внеш-

ней точки зрения на текст как на определенную пространственную организацию, которая воспринимается читателем, и внутренней точки зрения, рассматривающей пространственные характеристики самого текста.» [16, с. 147]. Так, в узком смысле «пространство применительно к художественному тексту -это пространственная организация его событий, неразрывно связанная с временной организацией произведения, и система пространственных образов текста» [16, с. 146]. В широком же смысле «художественное пространство - одна из форм эстетической действительности, творимой автором» [16, с. 147].

Для Ю.М. Лотмана художественное пространство «представляет собой модель мира данного автора, выраженную на языке его пространственных представлений» [12, с. 251]; «континуум, в котором размещаются персонажи и совершается действие» [12, с. 258]. По сути, здесь мы вновь имеем дело с пониманием пространства в узком и широком смысле.

Таким образом, художественное пространство - это «формально-условная категория», составная часть хронотопа, служащая способом отражения и познания действительности, выполняющая миромоделирующую и характерологическую функции и обладающая устойчивым комплексом свойств, признаков и образов.

Литература

1. Алексеев, А.П. Краткий философский словарь [Текст] / А.П. Алексеев. - М.: Проспект, 2008. - 491 с.

2. Бахтин, М.М. Эпос и роман [Текст] / М.М. Бахтин. - Спб.: Азбука, 2000. - 301 с.

3. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Азбука, 1963. - 364 с.

4. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: учеб. пособие [Текст] / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др.; под ред. Л.В. Чернец. - М.: Высшая школа: Академия, 1999. - 555 с.

5. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира [Текст] / Г.Д. Гачев. - М.: Логос, 2008. - 421 с.

6. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]: в 4 т. / В.И. Даль. -М.: Астрель, 2004. - Т. 3 - 921 с.

7. Дмитриев, Д.В. Толковый словарь русского языка [Текст] / Д.В. Дмитриев. - М.: Астрель, 2003. - 1582 с.

8. Елисеев, Н.А. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / Н.А. Елисеев, Л.Г. Полякова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 319 с.

9. Есин, А.Б. Время и пространство [Текст] // Введение в литературоведение: основные понятия и термины: учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др.; под ред. Л.В. Чернец / А.Б. Есин. - М.: Высшая школа: Академия, 1999. - С. 47-62.

10. Липовецкий, М.Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики [Текст] / М.Н. Липовецкий. - Екатеринбург, 1997. - 317 с.

11. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы [Текст] / Д.С. Лихачев. - Ленинград: Наука, 1971. - 414 с.

12. Лотман, Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя [Текст] // В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь / Ю.М. Лотман. - М.: Прсвещение, 1988. -352 с.

13. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зин-ченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 666 с.

14. Мещерякова, М. Литература в таблицах и схемах [Текст] / М. Мещерякова. - М.: Айрис Пресс, 2001. - 219 с.

15. Мурзак, И.И. Художественное время и пространство. Художественный образ [Текст] / И.И. Мурзак, А.Л. Ястребов //Введение в литературоведение / под ред. Крупчановой Л.М. - М.: Оникс, 2005. - С. 258-274.

16. Николина, Н.А. Филологический анализ текста [Текст] / Н.А. Николина. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 422 с.

17. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / под ред. Л.И. Скворцова. - М.: Оникс, 2010. - 1357 с.

18. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь [Текст] / А. Ребер. - М.: Вече, 2003. - 591 с.

19. Роднянская, И.В. Художественное время и художественное пространство [Текст] // Лит. энцикл. словарь / И.В. Роднянская. - М.: Сов. энцикл., 1987. - С. 487-489.

20. Семенов, А.Н. Пространство и время художественного текста [Текст] / А.Н. Семенов // Вестник Югорского государственного университета. - Ханты-Мансийск, 2005. -Вып. 1. - С. 100-106.

21. Современный толковый словарь русского языка [Текст]. - СПб.: Норинт, 2003. -959 с.

22. Тамарченко, Н.Д. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика [Текст] / Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман // Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / под ред. Н.Д. Тамарченко: в 2 т. - М.: Академия, 2004. - Т. 1. - С. 179-183.

23. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка [Текст]: в 4 т / Д.Н. Ушаков. - М.: Астрель: АСТ, 2000. - Т. 3. - 1040 с.

24. Федоров, Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время [Текст] / Ф.П. Федоров. - Рига: Зинатне, 1988. - 454 с.

25. Хализев, В.Е. Теория литературы [Текст] / В.Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 2002. -436 с.

26. Шишкофф, Г. Философский словарь [Текст] / Г. Шишкофф. - М.: Республика, 2003. -575 с.

27. Sierotwinski, Б. Slownik terminow 1КегаскюЬ| [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://philologos.narod.ru. - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.