Научная статья на тему 'Пространство как единство бытия и Небытия'

Пространство как единство бытия и Небытия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
453
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нуруллин Р. А.

Представляется ценным, для определения виртуального пространства как основания реального бытия в качестве Небытия, мысль Декарта о том, что он рассматривает материю как пространство. Другими словами, материя действительно существует как пустое пространство (даже тогда, когда нет вещей), а вещи представляют собой различные модусы единиц материи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пространство как единство бытия и Небытия»

Анализ исследований по проблемам военного образования как компонента процесса воспитания социально-ориентированной личности в России дает нам основание сделать вывод о существовании тенденции постепенного «вызревания» общероссийской системы гражданского воспитания. Во всех звеньях системы непрерывного образования расширяются масштабы и организационные формы гражданского воспитания молодежи. Многие педагогические коллективы по желанию родителей и самих курсантов при активной методической помощи ученых-педагогов и психологов, органов управления образованием, а также инициативных профильных сообществ, ассоциаций и других объединений в числе основных учебных предметов, частично факультативов и спецкурсов вводят изучение основ государственно-правовой политики, граждановедения, обществознания, конституции страны и других законодательных актов, знакомят курсантов ввуз с элементарными основами избирательной системы, правами и обязанностями граждан, организацией работы парламента, принципами и нормам и его взаимодействия с исполнительной властью и общественными организациями. Эта профильно очерченная социопедагогическая деятельность, ориентированная на воспитание базовых начал гражданственности у курсантов ввуз, получает все более активную поддержку государственных структур, научных организаций, средств массовой информации на федеральном и региональном уровнях, что позволяет говорить о формировании целостной системы гражданского воспитания данной категории учащихся.

© А. В. Куршев - канд. пед. наук, нач. цикла, ст. преп. ФВО КГТУ.

УДК 11+14+16 Р. А. Нуруллин

ПРОСТРАНСТВО КАК ЕДИНСТВО БЫТИЯ И НЕБЫТИЯ

Представляется ценным, для определения виртуального пространства как основания реального бытия в качестве Небытия, мысль Декарта о том, что он рассматривает материю как пространство. Другими словами, материя действительно существует как пустое пространство (даже тогда, когда нет вещей), а вещи представляют собой различные модусы единиц материи.

Все вещи в мире пребывают в пространстве, но и сами вещи, обладая протяженностью, также представляют собой некие пространства. Двойственность, присутствующая в понимании протяженности, и создает трудность получения определения пространства. Пространство, с одной стороны, возможность существования всех вещей бытия, и в этом

смысле в качестве основания реальности должно выступать чем-то противоположным вещам бытия как небытие вещей, т.е. как ничто. С другой стороны, протяженность также есть и характеристика отсутствия любой вещи. В качестве отсутствия любых вещей пространство требует своего определения как характеристика бытия. В качестве основания протяженности пространства конкретных (конечных) вещей бытия можно логически противопоставить две абсолютные характеристики: бесконечную протяженность пространства бытия в целом и бесконечно исчезающую протяженность в точке.

Данную проблему попытаемся сформулировать на примере анализа метафизических концепций философов Нового времени Рене Декарта и Г отфрида Лейбница, которые стояли у истоков формирования классического научного мировоззрения. Анализ онтологических моделей бытия классиков науки с опорой на сегодняшние достижения научной мысли может быть, нам позволит увидеть необходимость создания метафизики, которая соответствовала бы современным представлениям. Другими словами, взгляд из настоящего в прошлое, не позволит ли он нам что-то сказать о будущем?

В данном подразделе на основании анализа метафизических концепций Р. Декарта и Г. Лейбница доказывается необходимость существования такого уровня бытия, который мог бы служить основанием реальных процессов в мире. Таким уровнем существования предполагается область действительного бытия, которое позволило бы нам говорить о реальном бытие явлений. Это действительное бытие в противопоставлении к реальному бытию далее будем называть Небытием, потому что для вещей реального мира оно есть реальное пустое от вещей пространство [5]. Небытие, таким образом, рассматривается в логическом противопоставлении в некотором аспекте реальному бытию. Онтологически Небытие (в нашей интерпретации), по большому счету, также принадлежит бытию, но бытию действительного. Для вещей бытия, в том числе и для бытия человека, под действительным понимается мыслимый, идеальный (логически непротиворечивый) мир. В собственном пространстве мир действительного выступает как реальный, но относительно реального бытия действительное бытие есть возможный, виртуальный, информационный мир. Другими словами, Небытие по-своему структурировано в матрицу памяти и составляет определенный уровень организации - как виртуальное пространство, в основе которого лежат информационные процессы, провоцируемые реальными процессами. В то же время реальный мир в качестве основания имеет своим источником бесконечно малую точку (сингулярность) как распад одной особой точки из бесконечного множества информационных центров - «ноль-точек» виртуального пространства. Виртуальное пространство -это своеобразная граница между действительным и реальным мирами, образованная матрицей памяти [6]. Эта граница не где-то, а проходит везде; любые процессы реального бытия пронизаны ею, и, по сути, представляют в различных формах эту границу, которая везде, и потому о ней можно говорить, что она одновременно нигде.

Действительный мир - это область господства информационных процессов, представляет собой содержание виртуального пространства, а мир реальный - это мир явлений. Раз Небытие представляет собой структуру, то оно представляет собой в широком смысле, в общем-то, тоже бытие, но такое действительное бытие, которое, являясь основанием реального бытия, имманентно определяет мир вещей. Реальное Небытие как бы не существует для реального мира и поэтому недоступно для эмпирического познания, но допускает познание рациональное. Называя Небытием действительную составляющую бытия, смысл которой выступает содержанием виртуального пространства. Небытие существует реально лишь на своем уровне бытия, но для реального бытия вещей есть недостижимая реальность. Поэтому, рассматривая реальное (с действительным содержанием) Небытие как ос-

нование реального бытия, относительно бытия вещей вкладывается не онтологический, а, скорее, гносеологический смысл; для того чтобы показать принципиальную разницу, но в то же время и взаимообусловленную природу сосуществования реального и действительного бытия.

Понятия «Небытие» и «Ничто» часто употребляются рядом, а иногда тождественно друг другу, что верно лишь в некотором приближении. «Противоположностью ничто выступает бытие как нечто, а противоположностью небытия является бытие как процесс по-лагания, смены состояний, изменения. Если с помощью понятий «нечто» и «ничто» осмысливается отрицание на уровне предметного аспекта бытия, то посредством понятий «бытие» и «небытие» отражается отрицание как процесс перехода в иное на уровне динамического аспекта бытия» [3]. Таким образом, ничто преимущественно используется для обозначения отсутствия чего-то конкретного, определенного предмета, вещи бытия. Небытие - понятие, используемое в гносеологическом отношении и характеризующее динамику изменений бытия в целом. Например, настоящее состояние бытия есть результат отрицания прошлого бытия, но оно, в свою очередь, одновременно отрицается будущим бытием; и бытие прошлого и бытие будущего для актуального бытия, выступают не как реальное бытие, а как действительное, т.е. благодаря, допустим, социальной памяти общества, своим информационным составляющим. Как прошлого бытия, так и будущего бытия реально не существует, но они в информационном плане оказывают непосредственное действие на процессы реального бытия вещей как действительное бытие. Это лишь один пример, иллюстрирующий независимое (отдельное) друг относительно друга и одновременно совместное сосуществование реального и действительного бытия.

Небытие используют для обозначения понятия, противоположного бытию, т.е. противоположного всем конкретным вещам и явлениям бытия в целом. Небытие и бытие - это два состояния одного и того же бытия, которые соотносятся между собой как реальное и действительное. Причем действительное бытие, объективно существуя в себе, выступает реальным отсутствием по отношению к реальному бытию и в этом смысле позволяет характеризовать себя как Небытие по отношению к этому реальному бытию. Это Небытие объективно существует, но для реального бытия выступает идеальным миром и служит в качестве основания существования реального бытия.

В данной интерпретации реальное бытие представляет собой лишь некоторый бесконечно реализующийся в пространстве и времени аспект Небытия. Небытие в свою очередь есть бесконечность актуальная и в пространстве этой актуальной бесконечности последовательно реализуется как реальное бытие вещей. Небытие шире уровня реального бытия, где реальное бытие представляет собой потенциальную бесконечность как во времени, так и в пространстве [4]. Другими словами, реальное бытие - это постоянный процесс преодоления любых конечных определений. Как бы мы не пытались определить (ограничить) пространство и время реального бытия его динамическая сущность обязательно когда-то и в каком-то месте превзойдет эту определенность. Организованное на уровне Небытия пространство выступает актуальной бесконечностью, подобно пониманию бесконечного Бога у Н.Кузанского и Г.Лейбница. Связано это с тем, что матрица памяти как структура Небытия есть неизменность в целом, и выступает, с одной стороны, пустым от вещей пространством, обеспечивающим изменение всех процессов реального бытия, а с другой - через эти изменения возможностью постоянного обновления информационного содержания матрицы. Матрица сама по себе должна составлять устойчивую структуру из единиц «ноль-точек», представляющих информационные центры памяти. Любая потеря единиц пространства действительного мира ведет к информационной перестройки всего

содержания матрицы. Но эта же потеря из Небытия одной «ноль-точки» из всего множества единиц одновременно рассматривается в качестве рождения уровня реального бытия. Таким образом, реальный мир начинает свое движение как деградация информации, сосредоточенной в точке. Потеря информации в точке виртуального пространства ведет к генерации форм реального бытия, что соответствует переходу одной из множества точек матрицы в структуре Небытия в ничто. Рождение реального мира не следует рассматривать как одновременную генерацию материи со своими формами существования. Материя ни куда не исчезает и не возникает из ничего. Она собственно само есть Небытие (матрица) как исходное (еще невозбужденное реальными процессами) состояние тождества виртуального и реального аспектов бытия, и в общем-то аналогична гегелевскому принципу тождества бытия и ничто [1, 2].

Возникшая информационная волна, вызванная исчезновением содержания «ноль-точки» из матрицы, распространяется как потенциальная бесконечность в качестве форм бытия по всему актуально бесконечному пространству. Эти формы соответствуют информационному содержанию, которое исходно принадлежало точке Начала реального бытия. Формы, распространяясь по всему виртуальному пространству, возбуждают в центрах (узлах) матрицы памяти те или иные части «программ», сосредоточенные в «ноль-точках», которые и соответствуют вещам реального бытия. Таким образом, выделенная особая «ноль-точка» как сосредоточение вселенской информации своим исчезновением из структуры матрицы реального Небытия через процессы реализации в мире вещей оказывается способной информационно сообщать и тем самым менять содержание действительного мира. Действительный уровень бытия существует как информационное содержание матрицы памяти. Матрица памяти выступает инвариантом как по отношению к информационному, т.е. действительному, так и по отношению к изменениям вещей реального мира. И как внутренне организованная в конечную пространственную структуру, выступает бесконечной по своей информационной емкости. Эту же конечность матрицы необходимо понимать актуальной бесконечностью по отношению к конечным вещам, которые, в свою очередь, есть составляющие потенциальной бесконечности реального бытия.

Итак, раз реальное бытие обладает потенциальной бесконечностью, то его явления мы всегда наблюдаем как конечное бытие. Рассматривая Небытие как ограниченное (конечное) в качестве матрицы памяти, мы можем её определить как структуру, обладающую потенциально бесконечным информационным содержанием. Динамика изменений бытия в целом обусловливается двумя глобальными процессами: стратегической деградацией всех вещей, которые составляют реальное бытие и организацией действительного бытия посредством информации. Деградация в тактическом плане предполагает не только уничтожение и дезорганизацию, т.е. исчезновение и гибель систем реального бытия, но также и возникновение, т.е. рождение новых центров относительной организации. Реальное бытие - это своего рода возмущение, которое, распространяясь во всех направлениях, понимается относительно любых объектов реального бытия как расширяющаяся система в пространстве, организованном центрами матрицы памяти. Что касается информационного содержания матрицы памяти, то это не есть простое накопление информации из событий реальных изменений вещей бытия, а представляет собой постоянное переписывание, т.е. постоянное обновление информационного содержания прошлых событий циклов жизни Вселенной в новых условиях.

Таким образом, бытие как целое, в общем-то, представляет собой замкнутую систему, ограниченную структурой матрицы памяти. И такая система может действительно развиваться посредством реальной деградации. Бытие подобно существованию человека, который, телесно деградируя во времени, в информационном плане, приобретая целостное

отношение к миру, становится более организованным, т.е. более богатым знаниями и мудрым. Информационная емкость находится в нелинейной зависимости от уровня организации той или иной системы и резко возрастает с повышением уровня организации системы. Богатство знаний определяется не суммой знаний, а организованной взаимосвязью знаний в целостную структуру. Уровень организации определяется уровнем минимизации ячеек памяти, которые позволяют сосредоточить в себе максимальную информационную емкость, высвобождая тем самым центры для приема новой информации и т.д. Хорошая память - это не та память, которая может запомнить максимум информации, используя максимальное количество центров запоминания, а та, которая это делает путем минимизации средств. Это возможно лишь при системном подходе, т.е. при стремлении объединить все, казалось бы, разрозненные знания в целостную взаимосвязанную структуру образа. Следовательно, образ является самым емким носителем большого массива информации.

Теперь вновь вернемся к понятию Ничто. Итак, определив Небытие как действительное бытие в качестве основания реального бытия, мы пришли к выводу, что это реальное бытие представляет собой актуальную конечную структуру с бесконечной информационной емкостью. Противопоставить Небытию в качестве его основания можно только Ничто. Здесь понятие Ничто не противопоставляется конкретному реальному существованию вещей. В понятие Ничто вкладывается смысл, который отрицает конкретную конечную и неизменную структуру матрицы памяти. Матрица памяти выступает как постоянно сохраняющаяся структура при любых изменениях действительного и реального бытия, одновременно выступая Небытием для всех процессов реального бытия.

Ничто, таким образом, выражает конкретное отсутствие бытия в целом, ограниченного Небытием. Ничто отрицает любое бытие как действительное (что в нашем случае есть Небытие), так и реальное. Если действительное бытие реально существует как отсутствие (в физической интерпретации как первичный вакуум, как эфир) и в этом смысле по отношению к реальному миру вещей выступает небытийным основанием, благодаря абсолютной информационной полноте всех антиномий бытия в каждой своей точке, то Ничто есть отсутствие не благодаря полноте, а благодаря абсолютной пустоте. Если Небытие и противостоит всем объектам бытия, но все же оно присутствует как пространство, то Ничто -это антипространство как отсутствие пространства. Отсутствие пространства говорит о том, что Ничто не обеспечивает ни одну структуру бытия. Ничто - неопределенность, поддерживающая определенность матрицы.

Литература

1. Гегель Г.В.Ф. Философия природы // Энциклопедия философских наук: В 2 т. М.: Мысль, 1975. Т.2. 695 с.

2. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. М.: Мысль, 1972. Т.1. 501с.

3. Кучевский В.Б. Философское учение о бытие и субстанции. М.: Изд-во Моск. коммерческого ун-та, 1993. 128 с.

4. Нуруллин Р.А. Виртуальность как основание бытия // Монография. Казань: Изд-во КГУ, 2004. 336 с.

5. Нуруллин Р.А. Небытие и виртуальность // Проблема соотношения бытия и небытия / Под общ. ред. Н.М.Солодухо. По материалам всероссийского семинара (Казань, КГТУ им. А.Н.Туполева 2004 г.). Казань: Изд-во КГТУ, 2004. С.63-70.

6. Нуруллин Р.А. Матрица памяти Вселенной // Феномены Природы и Экология Человека: 4-й Международный симпозиум (Казань, 24-27 мая 2004 г.) в 3 т. / Под общ. ред. академика Р.Л.Исхакова. Казань: ООО «Экс клюзив», 2004. Т.1. С.58-60.

© Р. А. Нуруллин - канд. филос. наук, доц. каф. философии КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.