Научная статья на тему 'Пространство и время в интернет-коммуникации: влияние постмодернизма'

Пространство и время в интернет-коммуникации: влияние постмодернизма Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1165
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРОНОТОП / СИМУЛЯКР / ИНТЕРНЕТ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ГИПЕРТЕКСТ / SPACE AND TIME / SIMULACRIS / INTERNET / POSTMODERNISM / HYPERTEXT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Селютин Александр Анатольевич

В статье автор раскрывает взаимосвязь между постмодернизмом и виртуальной реальностью на примере таких категорий интернет-коммуникации, как пространство и время. Автор статьи приходит к выводу, что хронотоп интернет-среды является симулякром и существует лишь в рамках субъективного восприятия пользователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Space

In the article the author reveals the correlation between postmodernism and virtual reality on the example of such categories of Internet-communication as space and time. The author of the article comes to the conclusion that space and time of Internet are simulacris and exist only within the subjective perception of a user.

Текст научной работы на тему «Пространство и время в интернет-коммуникации: влияние постмодернизма»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 6 (260).

Филология. Искусствоведение. Вып. 64. С. 122-124.

Ал. А. Селютин

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ: ВЛИЯНИЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА

В статье автор раскрывает взаимосвязь между постмодернизмом и виртуальной реальностью на примере таких категорий интернет-коммуникации, как пространство и время. Автор статьи приходит к выводу, что хронотоп интернет-среды является симулякром и существует лишь в рамках субъективного восприятия пользователя.

Ключевые слова: хронотоп, симулякр, Интернет, постмодернизм, гипертекст.

Всеобщая информатизация и компьютеризация российского социума, стихийно возникшая на заре 90-х годов, отказалась от хаотичного вектора развития и приобретает все более и более упорядоченный вид. Свою роль в этом сыграла отчасти административно-правительственная инициатива (внедрение программ по компьютеризации общества, пропаганда информационных технологий на президентском уровне), отчасти существенная потребность общества в подобной технологии для решения повседневно-бытовых, коммерческих, социальных и других задач. На данный момент основным вектором развития информационного общества в сфере компьютерных технологий является виртуализация. Погружение социума в виртуальность сопровождается появлением виртуальных объектов, помогающих обслуживать индивидуумов в Интернете: виртуальный магазин, виртуальные деньги, виртуальный друг и пр. «Глубина проникновения виртуальности в социальную и индивидуальную жизнь позволяет говорить о «виртуализации» общества. Можно утверждать, что на сегодняшнем этапе информационные технологии постиндустриального общества начинают выступать в своей виртуальной ипостаси» [2].

Слияние общественной жизни и Интернета происходит на всех уровнях развития общества: культурном, социально-бытовом, экономическом, философском. С одной стороны, Интернет становится своеобразным зеркалом отражения человеческой мысли на определенном этапе ее развития. С другой стороны, Интернет не просто пассивно перенимает все то, что создается человеком в реальности, он активно формирует человеческое сознание, стирая ранее существующие границы, «плавя» уже сложившиеся устои и нормы.

Н. В. Громыко отмечает, что «интернет -это квинтэссенция постмодернистского строя

и стиля жизни, это то пространство, где постмодернизм представлен наиболее развернуто и по форме наиболее адекватно: войдя в интернет, погружаешься в суть постмодернистской эпохи во всей ее философско-мировоззренческой и антропологической специфике» [1]. Следовательно, любые явления, происходящие в Интернете, мы можем рассматривать как результат воздействия постмодернового образа жизни и мысли. Наиболее отчетливо влияние постмодернизма прослеживается в хронотопе виртуального пространства.

Пространственно-временной континуум, или хронотоп, виртуальной коммуникации существует в рамках гипертекстовой организации Интернет-среды. Именно гипертекст позволяет воплотить идею «ризомы», озвученную Ж. Делезом и Ф. Гваттари, согласно которой множественные коррелирующие связи существуют не в линейно-упорядоченной форме, а в хаотично-запутанной. Каждый пользователь генерирует свой собственный текст на основе существующих гиперпереходов с возможностью добавления контента. Таким образом, каждый пользователь превращает неконтролируемый хаос в упорядоченное целое в зависимости от своих собственных интересов и наклонностей. Это целое существует лишь для конкретного пользователя как некий путь восприятия информации, актуальный именно «здесь и сейчас», но в дальнейшем не имеющий значения для других пользователей в целом и для данного пользователя в частности. Подобным образом удовлетворяется индивидуальная потребность в получении информации, не навязываемой сложившимися мнениями, традициями и устоями.

Время и пространство в привычном нам линейном восприятии не обладают необходимым потенциалом для реализации ризомы, требующей хаотично-дифференцированного

подхода к подаваемой информации. Отсутствие определенной точки отсчета, обозначенной в реальности как «настоящее», нарушает всю последовательность временных отношений. Информация перестает быть «свежей» и «устаревшей», она становится «актуальной» и «неактуальной». Актуальная информация не соотносится с временными рамками; она - актуальна, поэтому она существует здесь и сейчас, являясь органичной частью выстраиваемого пользователем текста. Аналогичная ситуация происходит с пространственными отношениями: любая информация не может быть «доступной» или «недоступной» в силу отдаленности в пространстве, так как любое знание в Интернете отдалено от пользователя на расстояние гиперссылки. Независимо от того, в какой географической точке Земли данная информация была предоставлена в Интернет, любой пользователь может получить ее «здесь и сейчас». Хронотоп виртуальности, теряя свою линейную плоскость, перемещается в объемную форму существования, которая позволяет каждому пользователю создавать свой собственный виртуальный хронотоп, актуальный для него в определенный период времени. Пространственно-временной континуум сжимается, «аккумулируется» в единой виртуальной точке субъективного восприятия пользователя, которая и становится точкой отсчета. Другими словами, объективные «прошлое», «настоящее» и «будущее» перестают существовать; есть лишь субъективная перцепция виртуальной реальности, самостоятельно определяющая завершенность, «текущность» или будущность события.

Подобное существование времени и пространства в виртуальной среде является кульминацией тенденций, динамично развивающихся в реальном мире, а именно:

1) развитие системы транспорта субъективно сократило расстояние между различными точками земного шара;

2) взаимопроникновение культур позволило человеку почувствовать себя космополитом;

3) смягчение пограничного режима привело к возможности более легкого перемещения из государства в государство;

4) развитие электронных средств коммуникации (телеграф, радио, телефон, телевидение) сделало доступным обмен информацией на значительном расстоянии.

Человек все меньше ощущает привязанность к определенной точке пространства и

принадлежность к определенному социуму. Важность соотнесения с некоей социальной группой вытесняется важностью соотнесения со всем миром в целом. Общение ради построения отношений отходит на второй план, на первый план выходит общение ради получения информации. Виртуальный мир, не имеющий осязаемых пространственно-временных границ и обладающий «размытой» структурой хронотопа, предоставляет пользователю такую возможность общения. Подобный вид общения можно охарактеризовать как апространствен-но-авременной, то есть не имеющий пространства и времени, единых для всей совокупности пользователей Интернета, и не обладающий единой точкой отсчета этих категорий.

Виртуальное время и пространство создают своеобразную ризому по отношению к времени и пространству реальному. Действительно, сохраняя традиционные измерительные параметры в качестве точек корреляции с реальностью, виртуальность придает им особое значение, разветвляющее восприятие этих параметров пользователем. Так, фраза «завтра увидимся» в реальности обозначает «увидимся на следующий день после нынешнего»; однако в виртуальности данная фраза как фрагмент текста в силу асинхронного восприятия указывает на будущность момента, сигнализируя тем самым, что событие еще не произошло и не происходит. Аналогично воспринимаются слова «вчера» и «сегодня»: пользователь, читающий текст электронной переписки, не может и не должен воспринимать данные слова с соответствующим значением «день перед нынешним» и «нынешний день», так как данный текст мог быть написан уже давно и временные рамки потеряли свою актуальность. Вместо этого читатель воспринимает данные слова как указатели на завершенность события или же его развитие применительно к остальной части текста.

Подобное восприятие виртуального времени породило поиск общих особенностей виртуальности и реальности, выраженных при помощи фраз. В частности, в электронной переписке принята клишированная фраза «Доброго времени суток!», игнорирующая реальную временную разницу между различными географическими пунктами и обладающая актуальностью независимо от времени прочтения письма. Таким образом, виртуальное времяисчисление не противоречит времяисчислению реальному на текстовом уровне.

Вернемся к гипертекстовой организации Интернет-среды. Согласно теоретикам постмодернизма, текст обладает всем необходимым для создания новой реальности, что делает его созидающим, творящим Текстом. Именно в Интернете текст в его широком понимании (креолизованный текст, включающий невербальные способы выражения мысли) создает объекты, не выраженные физическими параметрами, но обладающие иллюзией ограниченности, например, виртуальный магазин, виртуальное казино и пр. Возникновение данных объектов стало возможным благодаря общему согласию пользователей считать первостепенной функцию, а не внешние описательные характеристики. Таким образом, фраза на сайте «Добро пожаловать в наш магазин!» создает некий виртуальный объект, функцией которого является демонстрация товара для купли-продажи. При этом объектная плоскость данного сайта ничем не отличается от других сайтов (физически - это текст), однако контентная составляющая виртуально формирует алгоритм действий пользователя, соответствующий реальному объекту (выбор товара, консультация по поводу качества и цены, покупка и пр.).

Обладая подобным потенциалом для созидания нового, текст теряет привычные нам физические границы. Посредством текста каждый автор становится творцом, способным реализовать свое внутреннее креативное начало. Размытость виртуальных пространственных границ, хаотичность возникновения виртуальных объектов оказывают влияние и на гипертекст, границы которого растворяются; текст становится потенциально незавершенным,

способным к дополнению, исправлению и усечению. Подобно виртуальности в целом, возникающей в результате усилий пользователей и формирующейся хаотично и непредсказуемо, текст причудливо создается из последовательности реплик пользователей и невозможно предсказать, каким будет его окончательный вариант и будет ли он.

Таким образом, хронотоп в Интернете ги-перреален. Следуя Ж. Бордрийару, можно охарактеризовать пространственно-временной континуум виртуальной среды как симулякр. Границы времени и места в Интернете существуют лишь в субъективном восприятии пользователя, не соответствуя реальности. Виртуальность формируется хаотично, по желанию пользователей; следовательно, пространственно-временные отношения в Интернете также зависят от пользователей, выстраивающих виртуальный мир при помощи гипертекстовых технологий.

Список литературы

1. Громыко, Н. В. Интернет и постмодернизм - их значение для современного образования // Вопр. философии. 2002. № 2. С. 175-180.

2. Емелин, В. А. Виртуальная реальность и симулякры. иЯЪ : http://emeline.narod.ru/vir-tual.htm

3. Могилевская, Г. И. Пространственно-временной континуум компьютерной виртуальности как актуальное коммуникативное поле / Г. И. Могилевская, С. Ю. Гогерчак. иЯЪ : http://confer.hses-online.ru/pdf/3-09.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.