Научная статья на тему 'Пространство для жизни в Японии: минимальный предел'

Пространство для жизни в Японии: минимальный предел Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
404
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА ЯПОНИИ / МИКРОПРОСТРАНСТВО / ЖИЛАЯ АРХИТЕКТУРА / MODERN ARCHITECTURE OF JAPAN / MICROSPACE / LIVING ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коновалова Нина Анатольевна

Small living houses are very popular in modern architecture of Japan. Small size of the house makes architects to find a lot of new decisions of using it's inner space. The Author describes few examples of projects, where small interior space becomes comfortable, free and variable in it's functions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Living Space in Japan: Minimal level

Small living houses are very popular in modern architecture of Japan. Small size of the house makes architects to find a lot of new decisions of using it's inner space. The Author describes few examples of projects, where small interior space becomes comfortable, free and variable in it's functions

Текст научной работы на тему «Пространство для жизни в Японии: минимальный предел»

Пространство для жизни в Японии: минимальный предел

Н.А.Коновалова

Японские архитекторы говорят, что работать над микропроектами гораздо интереснее, чем над крупномасштабными сооружениями, при создании которых приходится опираться на европейский опыт и воспроизводить западные оригиналы. В маленьком объеме, как это ни странно, открывается больше возможностей создать уникальную постройку, передающую традиции страны. Маленький дом проще сделать ярким и индивидуальным, с учетом вкусов и образа жизни его будущих хозяев.

Еще до недавнего времени к миниатюрным домам японцы относились без энтузиазма. Объясняется это очень просто: после Второй мировой войны необходимость быстрого восстановления разрушений привела к введению жилищной нормы, которая для японской семьи составила 30 кв. метров. Память об этом и сегодня накладывает отпечаток при формировании личного мнения о жилом доме у многих японцев.

В последние годы в крупных городах Японии из-за их переуплотнения и очень высоких цен на землю строительство маленьких домов получило большое распространение. Под маленькими жилыми домами далее будут пониматься постройки, жилая площадь которых не превышает 45 кв. метров. Одной из главных особенностей таких домов является строго ограниченная площадь опоры, что продиктовано высокой плотностью окружающей застройки. Конечно,

К.Курокава. Капсульный дом К. 1974

крошечные дома - преимущественно недорогое жилье, а значит, его могут позволить себе те люди, для которых раньше это было недоступно. В настоящее время все чаще появляются заказчики, которые, будучи в состоянии построить дорогостоящее здание внушительных размеров, все же отдают предпочтение миниатюрному дому, именно с ним связывая воплощение своей мечты. Все более распространенным становится мнение о том, что самые грандиозные идеи можно ярче воплотить в маленьком доме.

Не составляют исключение и сами архитекторы. Создавая проект собственного дома, зодчие экспериментируют с пространством, часто останавливаясь именно на малых формах. В качестве классического примера здесь можно вспомнить летний дом К.Курокава в Каруидзава (1974 год), который был назван автором «Капсульный дом К». Он представляет собой миниатюрную бетонную башню, к которой подвешены четыре стальные капсулы. В них размещены две спальни, кухня и чайная комната. Связывает эти комнаты гостиная, занимающая центральное пространство бетонной башни. Капсульный дом отличает предельно техницистский внешний вид и чрезвычайно уютный интерьер, выдержанный в традиционном стиле с использованием натурального дерева, что не помешало капсуле-кухне быть оснащенной по последнему слову техники. Постройка Курокава, ставшая одним из символов японского метаболизма, в свое время

26 2 2010

послужила экспериментальным подтверждением грамотной организации маленького пространства и органичной взаимосвязи всех его частей.

К шедеврам, созданным уже в наши дни, можно отнести Дом Сора-но-катаси (Канагава), спроектированный для своей семьи архитектором К.Кисимото. Его жилая площадь составляет всего 41,6 кв. метра. Автор задумывал свой дом как гармоничное единство современного и традиционного; его название можно перевести с японского как «форма неба». Подобная лирика вполне оправдана, вид на небо открывается из каждого помещения постройки.

Весьма необычно продумано деление пространства. Создана уникальная комбинация проходов по дому, предусмотрены также постоянные изменения направления при передвижении по комнатам. Такая режиссура движения полностью соответствует смыслу традиционных японских построек, при обходе которых постоянно открываются новые виды, меняются перспективы.

Масштаб помещений изменяется в соответствии с их предназначением: из просторной гостиной в более скромные по размерам жилые комнаты выводит узкий коридор с очень низким потолком. В доме запроектировано семь различных

К.Кисимото. Дом Сора-но-катаси. Фасад и галерея

Внутренний двор дома Сора-но-катаси

уровней полов, но они сделаны архитектором так мастерски, что чувствуется абсолютная естественность перетекающего пространства. Двухуровневая гостиная воспринимается единым помещением, которое при необходимости может вместить в себя большую компанию. Ее вертикальное разделение не создает разобщенность пространства и, конечно, не мешает течению общей беседы. Гостиная - сердце этого дома, где все создано для комфорта: проникающий через большие окна свет играет на контрасте черных и белых стен, а приглушенные краски создают эффект умиротворения. При желании можно опустить жалюзи и отгородиться от остального мира.

Расположенный внутри постройки сад делит дом на крылья, которые на всех уровнях связываются внешними верандами (их присутствие - также традиционная особенность японских построек). Кроме того, хозяином-архитектором продумано обособление частной жизни каждого из своих домочадцев. Право на личное пространство и невмешательство в образ жизни других не только утверждается, но и регулируется. Дом устроен так, чтобы спальня родителей была в конце одного маршрута, а детская - в конце другого: оставаясь фактически рядом, два поколения все же отделяются друг от друга.

За последние годы в Японии построено несколько удивительно интересных частных домов совершенно миниатюрных размеров. В каждом проекте дома архитекторы пытаются найти своеобразный противовес маленькому жилому пространству, для этого все элементы постройки включаются в игру, максимально выявляющую преимущества микродома. Самым распространенным приемом создания такого противовеса можно считать уход от его замкнутости. Эффект достигается с помощью раскрытия панорамных видов из дома.

Важно то, что для японцев первостепенное значение имеют именно виды, а не полнота обзора, открывающегося из окон. Наличие панорамного вида оказывает положительное психологическое воздействие, этот аспект созерцательности соответствует традиции дзэн-буддизма. Именно на его основе строится раскрытие дома наружу, его «взаимодействие» с окружающей средой.

На этом же принципе базируется главная особенность знаменитых Домов 4х4, возведенных Т.Андо в Кобэ. При общей площади каждого дома 84 кв. метра площадь основания каждого составляет 23 кв. метра, такие же размеры имеет и основная жилая площадь - четвертый этаж каждого дома. Первый дом 4х4 Андо закончил в 2003 году, и сразу нашелся клиент, уговоривший архитектора выстроить такой же дом для него. Андо согласился при условии, что второй дом будет стоять рядом с первым. Это позволит сделать обе постройки композиционно взаимодополняющими и вместо двух отдельно стоящих сооружений получить единое целое, организующее свой микромир. Обе постройки, являясь зеркальным отражением друг друга, объединены не только общей функцией, но и общей символикой, смысловым наполнением, что достигается также едиными художественными приемами.

Эти здания, по форме представляющие собой башни, своим видом подтверждают, насколько может быть выразительным маленькое сооружение. Взглянув на каждое из них, сразу хочется подняться на верхний этаж, чтобы полюбоваться открывающимся оттуда видом. Верхний, четвертый этаж в виде большого куба, как бы вырастающий из нижних трех этажей сооружения, запроектирован с целиком застекленной стеной для того, чтобы любоваться великолепным видом на Внутреннее Японское море. Андо называл свои построй-

Т.Андо. Дом 4x4. Первая и вторая стадии Дом 4x4. Вид из окна

28 2 2010

ки «воротами, открывающимися к морю».1 Но кроме красивого вида, здесь еще кроется и глубокий смысл. Из этих окон открывается вид на мост Акаси Кайко и остров Авадзи, который стал эпицентром большого землетрясения 1995 года, опустошившего Кобэ. Оба дома стоят на береговой линии, всего в четырех километрах от острова Авадзи. Огромные, во всю стену окна - это еще и свидетельство неугасаемой памяти об этом землетрясении и его жертвах, и заказчика, и архитектора.

Немаловажным моментом при достижении эффекта взаимодополняемости построек явился выбор их строительного материала. Архитектор подчеркнуто выбирает разные, контрастирующие друг с другом материалы для своих одинаковых домов. Если первый дом сооружен из бетона, то второй полностью деревянный, выстроен из слоистой орегонской сосны. Парные постройки, с одной стороны, совершенно одинаковы, а с другой - каждая из них сохраняет свою индивидуальность, подчеркивая неповторимость комплекса в целом.

Одно из самых важных требований, предъявляемых хозяевами к своему жилищу, заключается в том, что новый дом должен уметь отвечать изменяющимся запросам семьи, быть гибким в разделении пространства. Речь идет не о пристройках или глобальном переустройстве дома, а о том, что основой жилой архитектуры должен стать стиль жизни. Например, работающему на фирме и постоянно отсутствующему дома главе семьи вряд ли понадобится свой кабинет, но после выхода на пенсию ситуация изменится, и какую-нибудь комнату придется переоборудовать. Маленьким детям нужна игровая комната и спальня, которые наверняка со временем будут переделаны. К сожалению, простой перестановкой мебели решить все возникающие проблемы невозможно. Поэтому в современной Японии способность дома к из-

1 Цит. по: АгсИкесШге 1п Зарап. Токуо, 2006, р. 28.

менению отмечается как одно из его главных достоинств. Самые интересные эксперименты с подвижным пространством архитекторы предпринимают в маленьких и очень маленьких домах. Очевидно, их небольшая площадь вынуждает создателя «играть» с пространством до тех пор, пока не будет найден оптимальный и наиболее интересный вариант его заполнения. Одним из первых таких домов нового поколения стал знаменитый Дом одной комнаты, построенный К.Кикутакэ в 1958 году в Токио.

Несмотря на 6-метровую высоту, сооружение имеет только один этаж, так как оно приподнято над землей. Пространство дома общей площадью около 100 кв. метров максимально функционально. В нем сделаны передвижными и заменяемыми блоки детской, спальни и кухни. Все инженерные конструкции внутри также с течением времени могут обновляться, отвечая новым запросам хозяев. Сам автор называет свой эксперимент «домом-механизмом» или «домом-системой». И в настоящее время постройка продолжает функционировать согласно первоначально заданной программе. Дом одной комнаты - это классический пример сооружения, в каждый конкретный момент времени полностью законченного, но постоянно готового к изменениям, что позволяет ему всегда оставаться современным. Не случайно он также считается одним из символов метаболизма в Японии.

За последние несколько лет японские архитекторы создали немало жилых домов, наделенных уникальной способностью к изменению. Для семьи, живущей в доме всю жизнь, он должен постоянно оставаться удобным и комфортным. Другими словами, дом должен позволить людям меняться и сам должен меняться вместе с ними. При проектировании Дома в форме клина (архитектор М.Эндох, Токио) было создано два типа пространства: то, которое будет со временем видоизменяться или выполнять другие функции, и постоянное, выполняющее свое предназначение в течение всего срока жизни дома.

К.Кикутакэ. Дом одной комнаты. 1958

Столовая, кухня, ванная комната запланированы как не подлежащие изменению. Однако было предусмотрено несколько видов дополнительного пространства, которое выполняло бы функции резерва в расчете на будущее развитие. На первом этаже располагается большая студия-мастерская, которая может быть переоборудована под другие цели или разделена на несколько помещений. Поднявшись по лестнице на самый верх, можно попасть в запасную комнату наподобие чердака. В настоящее время она служит местом уединения и отдыха, но в планах подразумевается как гостевая или детская.

При жилой площади в 34,5 кв. метра дом кажется довольно просторным. Такое впечатление создается из-за частичного отсутствия перекрытий между этажами. Разделение происходит с помощью тонкой структурной сетки. По замыслу архитектора хозяева дома должны непосредственно чувствовать связь пространства, что способствует их социальному взаимодействию и подвигает на активный стиль жизни.

При создании проекта дома нужно было решить главную проблему - его освещение. Ведь сооружение должно было

разместиться на достаточно узком участке шириной примерно 4,5 метра, плотно окруженном существующей застройкой. В качестве решения была выбрана клиновидная форма, где наклоненная под 45 градусов стена взяла на себя функции окна. В результате внутреннее пространство днем залито солнечным светом, а ночью дом похож на традиционный японский фонарик. Усиливает эффект освещенности белый цвет, в котором решен интерьер. Для того чтобы оградить жилые комнаты от посторонних глаз, можно опустить экраны, установленные на каждом этаже.

Дом двойного потока (архитектор А.Ёнэда, Токио) своим появлением должен был решить сразу несколько задач: поместиться на крошечном клочке земли и функционально «вписаться» в застройку торговой улицы. Действительно, перед будущими владельцами дома стоял серьезный выбор: переселиться в предместье или жить в доме, первые два этажа которого займут офисные помещения, что стало непреложным условием существования в коммерческой части города. Был выбран второй вариант. Окружающая застройка

М.Эндох. Дом в форме клина. Общий вид и интерьеры

30 2 2010

продиктовала форму здания, которое получилось необычайно узким и высоким.

Название его можно объяснить функциональным устройством. В доме - два типа помещений: офисы, занимающие два нижних этажа, и жилые комнаты, не имеющие единой лестницы для сообщения между собой, на трех верхних этажах. В здании построены две лестницы, и тем самым подчеркивается разное назначение пространства: лестница с одной стороны позволяет передвигаться по магазину, с другой - по жилой части дома. Средний, третий этаж служит переходной площадкой.

Жилая площадь дома - чуть больше 36 кв. метров, из которых 29 кв. метров занимает первый жилой этаж, остальные же фактически представляют собой лестничные клетки, оборудованные под жилье. Лестница, занимающая главное пространство дома, осуществляет его вертикальное сообщение, которое соответствует ежедневному жизненному циклу семейства. Большую часть дня семья проводит на нижнем жилом этаже, только на ночь родители поднимаются наверх, в спальню.

Дети же, помимо игр в своей комнате и в саду на крыше, получили возможность беспрепятственно бегать по этажам вверх и вниз, устраивая свои игры прямо на оснащенной защитной сеткой лестнице. После того как дети подрастут, здание можно будет полностью разделить по-новому.

Освещение часто бывает одной из самых замечательных особенностей дома. Японцы с их склонностью к созерцательности и желанию жить в гармонии с природой уделяют большое внимание нюансам естественного освещения, его изменению на протяжении дня в зависимости от движения и преломления солнечных лучей. Но иногда кажется, что организовать такое освещение специальными приемами не-

возможно. Перед архитектором Дома в Нака-Икэгами (Т.Ут-суми) изначально стояла сложная задача: его постройка должна была не только выделяться среди соседних домов, но и полноценно функционировать при множестве устремленных на нее окон, расположенных на расстоянии вытянутой руки. Это был настоящий вызов профессионализму архитектора. Сделать окна в доме было практически невозможно, и поэтому архитектор спроектировал стеклянную крышу, которая круто скашивается под острым углом, не позволяя дому стать похожим на коробку. Длинное окно в крыше в самом низком углу расположено на уровне глаз и воспринимается обыкновенно. Доходя до самой высокой части дома, такое окно становится пространством, через которое проникает дневной свет, перемещаясь в течение дня по всему дому.

Правда, при оригинальных архитектурных находках, решающих проблему освещения, не обошлось без компромиссов. Расположенная на первом этаже ванная и детская спальня на втором этаже вообще не имеют окон. Но будущие хозяева согласились с тем, что эти комнаты будут использоваться преимущественно вечером, а значит, только с искусственным освещением.

Скос крыши повлиял на создание интересной структурной динамики в интерьере. Второй этаж дома получился частично двухуровневым, в самом высоком углу, по сути - на чердаке, организована спальня. Наклонная крыша не позволяла поставить европейскую кровать. Выход был найден в следовании японским традициям: фактически на полу был помещен один матрац, становясь образом футона в средневековых японских домах.

Маленькая площадь дома - жилое помещение ограничено всего 34,72 кв. метрами - потребовала максимально фун-

А.Ёнэда. Дом двойного потока. Общий вид и интерьеры

2 2010 31

кционального использования пространства. Емкость под лестницей была оборудована под шкаф, а его дверь сделана одновременно и подвижной стеной, отделяющей кухню. Уровень кухни немного поднят, что позволило получить дополнительное пространство для хранения бытовых принадлежностей под полом.

Своими уникальными постройками современные японские архитекторы доказывают, что миниатюрные размеры дома позволяют найти бесконечное множество вариантов использования внутреннего пространства. Маленькое жилье помогает человеку создать более насыщенную, разнообразную жизнь, оно может меняться вслед за возникающими потребностями или новым стилем жизни. Не нужно забывать - маленький дом создается прежде всего для комфортной жизни. Грамотно созданный проект не ограничи-

вает человека, а наоборот, открывает ему новый мир возможностей, обладая неисчерпаемым потенциалом.

Living Space in Japan: Minimal level. By N.Konovalova

Small living houses are very popular in modern architecture of Japan. Small size of the house makes architects to find a lot of new decisions of using it's inner space. The Author describes few examples of projects, where small interior space becomes comfortable, free and variable in it's functions.

Ключевые слова: современная архитектура Японии, микропространство, жилая архитектура.

Key words: modern architecture of Japan, microspace, living architecture.

Т.Утсуми. Дом в Нака-Икэгами. Фасад и интерьеры

32 2 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.