Научная статья на тему 'Пространственный тезаурус Homo musicus'

Пространственный тезаурус Homo musicus Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
155
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ТЕЗАУРУС / КОГНИТИВНАЯ СИСТЕМА / "СВЕРХЪЯЗЫКОВАЯ" ТРАКТОВКА ТЕЗАУРУСА / ТЕЗАУРУС КУЛЬТУРЫ / ИСКУССТВА / САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SPATIAL THESAURUS / COGNITIVE SYSTEM / "SUPERLINGUISTIC" INTERPRETATION OF THESAURUS / THESAURUS OF CULTURE / ART / SACRAL SPACE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чепеленко Ксения Олеговна

Статья посвящена проблеме пространственного тезауруса, формируемого в современной композиторской практике. В качестве методологического основания теоретизирования выступает представление о тезаурусе как когнитивном пространстве знаний. Примерами музыкальной тезаурусно-пространственной парадигмы в данной работе избираются психологически-ориентированные положения, изложенные в книге композитора-философа М. А. Кокжаева, и философско-культурологическая концепция Нового сакрального пространства В. И. Мартынова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPATIAL THESAURUS OF HOMO MUSICUS

The article is devoted to the problem of spatial thesaurus being formed in modern composer’s practice. The idea of thesaurus as cognitive space of knowledge is a methodological basis for theorizing. Psychologically oriented positions presented in the book of the composer-philosopher M. A. Kokzhaev and the philosophical-culturological conception of New Sacral Space by V. I. Martynov are chosen as examples of the musical thesaurus-spatial paradigm in this work.

Текст научной работы на тему «Пространственный тезаурус Homo musicus»

Чепеленко Ксения Олеговна

ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ТЕЗАУРУС HOMO MUSICUS

Статья посвящена проблеме пространственного тезауруса, формируемого в современной композиторской практике. В качестве методологического основания теоретизирования выступает представление о тезаурусе как когнитивном пространстве знаний. Примерами музыкальной тезаурусно-пространственной парадигмы в данной работе избираются психологически-ориентированные положения, изложенные в книге композитора-философа М. А. Кокжаева, и философско-культурологическая концепция Нового сакрального пространства В. И. Мартынова.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/11 -1753.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 11(73): в 2-х ч. Ч. 1. C. 197-199. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/11-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 7; 78 Искусствоведение

Статья посвящена проблеме пространственного тезауруса, формируемого в современной композиторской практике. В качестве методологического основания теоретизирования выступает представление о тезаурусе как когнитивном пространстве знаний. Примерами музыкальной тезаурусно-пространственной парадигмы в данной работе избираются психологически-ориентированные положения, изложенные в книге композитора-философа М. А. Кокжаева, и философско-культурологическая концепция Нового сакрального пространства В. И. Мартынова.

Ключевые слова и фразы: пространственный тезаурус; когнитивная система; «сверхъязыковая» трактовка тезауруса; тезаурус культуры, искусства; сакральное пространство.

Чепеленко Ксения Олеговна, к. соц. н.

Институт развития бизнеса и стратегий

Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А. kseniya_ch@list.ru

ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ТЕЗАУРУС HOMO MUSICUS

В современном научном сообществе заметно активизируется интерес к пространственной проблематике, о чем свидетельствуют многочисленные публикации и диссертационные исследования ученых различной дисциплинарной направленности, специализированные издания, деятельность исследовательских институтов соответствующего профиля, таких как, например, Центр гуманитарных исследований пространства (ЦГИП) [10]. Не меньшую актуальность представляет сегодня сфера тезаурусных исследований, роль которых возрастает не только в когнитивной лингвистике, «естественно-природной» для них области знаний, - тезаурусный подход активно интегрируется в междисциплинарную методологию науковедения.

В данной статье пространственный тезаурус рассматривается в ракурсе, задаваемом современной композиторской практикой. Речь идет о дескрипции пространственного тезауруса Homo musicus - творцов современного музыкального искусства.

На начальном этапе теоретизирования возникает необходимость операционализации ключевых единиц работы, которую целесообразно начать собственно с термина тезаурус (с греч. hsauros - сокровище, сокровищница), номинирующего новую парадигму гуманитарного знания.

Тезаурус традиционно атрибутируется через следующие понятия: «1) словарь, в котором максимально полно представлены все слова языка с исчерпывающим перечнем примеров их употребления в текстах; 2) идеографический словарь, в котором показаны семантические отношения (родо-видовые, синонимические и др.) между лексическими единицами» [11, с. 506].

Понятие тезауруса в лингвистике отличается от его дескрипции в других науках. С позиции социологии, например, тезаурус можно определить как «полный систематизированный свод освоенных социальным субъектом знаний, существенных для него как средство ориентации в окружающей среде, а... также знаний, которые... расширяют понимание субъектом себя и мира» [6, с. 71-72].

Памятуя о том, что тезаурус - это не только тезаурусные структуры - слова, близкие по значению, но и круг понятий, теоретических построений, определенным образом сфокусированная информация, отметим, что термин этот репрезентирует «структурированное представление и общий образ той части мировой культуры, которую может освоить субъект» [7]. Этот постулат выражает специфику культурологической оптики.

Для формирования авторской точки зрения важно сложившееся тройственное представление о тезаурусе как особого рода словаре, «когнитивной системе знаний в голове человека» [9], а также «особой языковой, и шире, культурологической данности» [Там же].

Семантически многозначное понятие тезаурус активно тяготеет к полюсу более свободного, расширительного, «сверхъязыкового» истолкования термина, представляя не только систему знаний о мире, но и «способ освоения знания, механизм встраивания нового знания в уже существующую систему» [8]. Такой взгляд является отличительным признаком гуманитарных наук: психологии, социологии, культурологии и искусствознания в том числе. Именно этот аспект ставится во главу угла в данной исследовательской ситуации.

Тезаурусный дискурс связан с разными тематическими рубриками, определяемыми по социальному принципу (личностный, коллективно-групповой), по сферам профессиональной деятельности (тезаурус врача, учителя), по возрастному признаку (тезаурус молодежи, пожилых людей) и т.д. Для нас особый интерес представляет спецификация тезаурусного подхода в его проекции на культуру, искусство, творческие практики; характеристики тезауруса культуры, искусства, творчества, «тезаурусная теория жанров, персональная модель автора художественного произведения» [5].

Стержневое понятие работы, репрезентирующее генеральную исследовательскую интенцию автора, представляют лексемы пространственный, пространство. Фундаментальный характер понятия пространство, когнитивные ресурсы термина сделали возможным его, по существу, неограниченное применение во многих сферах научно-практической деятельности и избыточное словоупотребление в быту. Не исключено,

198

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

что всеобщий интерес к этому концепту стимулировал пространственный подход, актуализирующий гуманитарную составляющую спектра его семантического тезауруса.

Вербализация расширяющегося лексико-семантического поля данного понятия осуществляется посредством метафоризации, развивающей систему новых смыслов и оттенков значений. Таким образом, можно отметить: становление терминологического пространственного тезауруса обусловлено актуальными тенденциями науковедения и конкретной научной дисциплинарной заданностью, что отражает двуединую природу интеграционных и внутриотраслевых процессов, характеризующих траектории развития современного научного знания.

Пространственный дискурс в искусстве традиционно репрезентирует два тематических направления, первое из которых связано с морфологическим принципом структурирования мира искусства - делением на пространственные и временные его виды, а второе - с более локальной проблемой, теорией перспективы в изобразительном искусстве.

Тематика «пространственно-ориентированного» музыковедения складывается весьма специфично. За последнее время появилось много исследований, в которых через призму пространственного подхода освещаются такие музыкальные объекты, как звук, фактура, тембр, что не повлекло появления новых терминологических конструкций: пространственная музыка, пространственно-фактурное поле, пространственные тембры и др.

В свете этого содержание понятия пространственный тезаурус творческой личности можно связать с интеграцией комплекса представлений о феномене пространства, сформированном в художественной практике. Попытаемся осветить интересующий нас вопрос, основываясь на анализе пространственных интенций композитора.

Обратимся для этого к конкретному примеру. Мир внутреннего Я-пространства составляет предмет фи-лософско-психологической рефлексии, развернутой в монографии композитора и музыковеда М. А. Кокжае-ва «Топология музыкального пространства». Книга содержит много интересных мыслей и наблюдений; в контексте данного дискурса представляется возможным обратить внимание на один из ее фрагментов:

«Самой же загадочной составляющей музыкального искусства является пространство, в котором оно расположено, находящееся за пределами реальности, в недрах мышления и обладающее многоуровневой многомерностью со значительно большим числом пространственных измерений, чем то, в котором мы физически обитаем. Оно абсолютно подчинено воле творца композиции и имеет столь причудливую топологию, что представление о нем требует проникновения в мир музыкальной виртуальности, не имеющей реальных пространственных аналогий и очень похожей на кэролловское Зазеркалье...» [4, с. 8].

Данное программное высказывание показательно для дескрипции личностной пространственно-тезаурусной интенции Homo musicus, образно определяемой как «Я-пространство себя.» (А. Арыков) [1].

Иная тезаурусно-пространственная направленность доминирует в философской рефлексии В. Мартынова -автора концепции Нового сакрального пространства. «Существуют разные пространства. Пространство искусства - это достаточно молодое пространство, которое образовалось в XVII-XVIII веках, когда появились публичные галереи, библиотеки, концерты. Сакральное пространство - более древнего происхождения» [2]. Часть современной культуры, которая воплотилась для композитора в формуле Нового сакрального пространства, составляет не только и не столько его личностный тезаурус, но духовную картину современного мира, интерпретацию идеи единого христианского пространства, противостоящего разрушительным тенденциям современности. «Новое сакральное пространство - это попытка противостоять распаду современного мира путем создания нового культурного синтеза. Оно осуществляется на перекрестке различных культур и традиций, сочетание которых образует множество новых культурных контекстов, объединяющихся в единый многомерный текст» (из выступления В. Мартынова на Музыковедческой гостиной в декабре 1998 года) [12].

Разрабатывая основы своей эстетическо-философской теории, В. Мартынов не разрушает сложившиеся многовековые традиции искусства, постулируя свое кредо: «Новое сакральное пространство не претендует на то, чтобы создавать новые формы, конкурирующие с богослужебными формами. Его цель - постараться расширить сакральное пространство, существующее в литургии, за пределы ее, освящая неосвященные и разосвященные, то есть утерявшие церковность, области времени и пространства» [2].

Идеи Нового сакрального пространства вместе с В. Мартыновым разделяют А. Кнайфель, Ю. Рабинович, Г. Канчели, Г. Пелецис, С. Губайдулина, Э. Денисов, А. Пярт, В. Сильвестров, А. Шнитке. «Войти в эту "новую сакральную реальность", - по мысли композитора, - возможно только посредством обновленного сознания» [3, с. 206-211], что представляло непростой путь для него самого.

Подводя итог вышеприведенным рассуждениям, следует подчеркнуть, что пространственный тезаурус -это не только «пространственная» лексика, которую используют композиторы (поскольку наши рассуждения посвящены именно им), но это - пространственная картина мира искусства, репрезентируемая Homo musicus.

Список литературы

1. Арыков А. Я-пространство себя. [Электронный ресурс]. URL: http://www.chitalnya.ru/work/384920/ (дата обращения: 23.08.2016).

2. Богданова П. Логика перемен. Анатолий Васильев: между прошлым и будущим [Электронный ресурс].

URL: www.theatre-library.ru/files/b/bogdanova_polina/bogdanova_polina_1.doc (дата обращения: 19.08.2016).

3. Бродова И. А., Рослова П. А. Концепция духовности в творчестве композитора Владимира Мартынова // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 1. С. 206-211.

4. Кокжаев М. А. Топология музыкального пространства. М.: Композитор, 2004. 88 с.

5. Кузнецова Т. Ф., Логинова Л. Ф. Тезаурусы: продолжение и развитие теории [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/tezaurusy-prodolzhenie-i-razvitie-teorii.pdf (дата обращения: 21.08.2016).

6. Луков Вал. А. Тезаурусная концепция молодежи // II Всероссийский социологический конгресс: тезисы докладов и выступлений: в 3-х т. М.: Альфа, 2003. Т. 3. С. 71-72.

7. Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусный анализ мировой культуры [Электронный ресурс] // Тезаурусный анализ мировой культуры: сб. науч. трудов / под общ. ред. Вл. Лукова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. Вып. 1. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/collections/TAMK1 (дата обращения: 14.08.2016).

8. Осокина С. А. Индивидуальный тезаурус как система знаний: соотношение понятий «индивидуальный тезаурус» и «языковая личность» [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/individualnyy-tezaurus-kak-sistema-znaniy-sootnoshenie-ponyatiy-individualnyy-tezaurus-i-yazykovaya-lichnost#ixzz4IRaAzbUG (дата обращения: 01.08.2016).

9. Осокина С. А. Тезаурус - информационная сеть культуры [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/tezaurus-informatsionnaya-set-kultury#ixzz4IWdzO4Kp (дата обращения: 23.08.2016).

10. Центр гуманитарных исследований пространства [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Центр_ гуманитарных_исследований_пространства (дата обращения: 23.08.2016).

11. Шайкевич А. Я. Тезаурус [Электронный ресурс] // Лингвистический энциклопедический словарь. URL: http://tapemark. narod.ru/les/506e.html (дата обращения: 23.09.2016).

12. http://www.irms.ru/publarc.html (дата обращения: 19.09.2016).

SPATIAL THESAURUS OF HOMO MUSICUS

Chepelenko Kseniya Olegovna, Ph. D. in Sociology Institute of Business Development and Strategies of Yuri Gagarin State Technical University of Saratov

kseniya_ch@list.ru

The article is devoted to the problem of spatial thesaurus being formed in modern composer's practice. The idea of thesaurus as cognitive space of knowledge is a methodological basis for theorizing. Psychologically oriented positions presented in the book of the composer-philosopher M. A. Kokzhaev and the philosophical-culturological conception of New Sacral Space by V. I. Martynov are chosen as examples of the musical thesaurus-spatial paradigm in this work.

Key words and phrases: spatial thesaurus; cognitive system; "superlinguistic" interpretation of thesaurus; thesaurus of culture, art; sacral space.

УДК 130.2

Философские науки

С позиций философии культуры в статье рассматриваются особенности влияния национального музыкально-исполнительского искусства на формирование и трансляцию ценностей в процессе межкультурной коммуникации. С помощью ценностного осмысления фортепианного исполнительства исследуются возможности «мягкой силы» в деле формирования положительного образа страны в международных отношениях и межкультурном обмене.

Ключевые слова и фразы: философия культуры; философская антропология; межкультурная коммуникация; музыкально-исполнительское искусство; «мягкая сила»; образ страны; пианизм; консервативные «культурные контрреволюции».

Чупрова Ирина Александровна

Московский государственный институт международных отношений irinachuprova2009@rambler. гы

ГОЛОС МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ «НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

В условиях формирования новых политических реалий последних лет [21], а также стремительного развития технологий и средств массовой коммуникации [14] все чаще внимание ученых и практиков привлекают вопросы разработки новых и совершенствования старых, хорошо апробированных, инструментов утверждения позитивного образа страны в пространстве межкультурного взаимодействия. Можно предположить, вслед за П. Бурдье [2], что подобное рефлексивное производство символического «культурного капитала», легитимирующего властные практики, - характерная черта нашего времени.

При этом тема «информационной безопасности», заметно потеснившая сегодня разговоры о «позитивном имидже», на деле является все тем же поиском возможных путей эффективного взаимодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.