Научная статья на тему 'Пространственный подход в стратегическом развитии регионов'

Пространственный подход в стратегическом развитии регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПОДХОД / SPATIAL APPROACH / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / REGIONAL ECONOMY / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / STRATEGIC DEVELOPMENT / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомадов Эмин Мухадинович, Рамзанов Ахмед Минкаилович

В статье рассматривается пространственный подход как способ по-новому подходить к организации народного хозяйства конкретного региона. Рассматриваются преимущества использования пространственного подхода при стратегическом планировании развития региона. Отмечается важность внедрения в практику методов управления регионом, понятий «устойчивость», «сбалансированность», «социальная ориентация» как количественных и качественных характеристик региона. Для устойчивого развития экономики публично-правового образования рекомендуется разработать стратегию развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пространственный подход в стратегическом развитии регионов»

ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПОДХОД В СТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

РЕГИОНОВ

Магомадов Э.М.1, Рамзанов А.М.2 Email: Magomadov627@scientifictext.ru

'Магомадов ЭминМухадинович - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой, кафедра математических методов анализа экономики;

2Рамзанов Ахмед Минкаилович — аспирант, кафедра экономики предприятий, Чеченский государственный университет, г. Грозный

Аннотация: в статье рассматривается пространственный подход как способ по-новому подходить к организации народного хозяйства конкретного региона. Рассматриваются преимущества использования пространственного подхода при стратегическом планировании развития региона. Отмечается важность внедрения в практику методов управления регионом, понятий «устойчивость», «сбалансированность», «социальная ориентация» как количественных и качественных характеристик региона. Для устойчивого развития экономики публично-правового образования рекомендуется разработать стратегию развития. Ключевые слова: пространственный подход, экономика региона, стратегическое развитие, стратегическое планирование.

SPATIAL APPROACH IN STRATEGIC PLANNING OF THE DEVELOPMENT OF THE REGION Magomadov EM.1, Ramzanov A.M.2

'Magomadov Ehmin Mukhadinovich - Candidate of Economics, Head, DEPARTMENT OF MATHEMATICAL METHODS OF ECONOMIC ANALYSIS; 2Ramzanov AkhmedMinkailovich - postgraduate student, DEPARTMENT BUSINESS ECONOMICS, CHECHEN STATE UNIVERSITY, GROZNY

Abstract: the article deals with the spatial approach, as a way for a new approach to the organization of the economy of a particular region. The advantages of using a spatial approach to the strategic planning of regional development. The importance of implementation in practice of region management, the concepts of "sustainability", "balance", "social orientation", both quantitative and qualitative characteristics of the region. For the stable development of the public-legally formed economy it is recommended to plan the strategy of development.

Keywords: spatial approach, regional economy, strategic development, strategic planning.

УДК 332.14

Российская экономика развивается по курсу модернизации, что подразумевает рационализацию пространства и качественное изменение в ее структуре. Данный курс усиливает роль региональных уровней власти. Причиной тому служит признание эффективности новых методик, способствующих принятию решений, своевременному выявлению перемен в системе экономического развития каждого отдельного региона и осуществлением процесса по управлению таким развитием.

В связи с внушительными масштабами Российской Федерации, ее территориальным разнообразием необходимо использовать комплексный подход к использованию пространства, реализации специфических особенностей различных территориальных единиц и обеспечению возможностей их долгосрочного устойчивого развития за счёт собственных конкурентных преимуществ.

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена следующими причинами:

• слабая организация стратегического планирования на региональном уровне;

• существенная дифференциация регионов с преобладающей долей дотационных субъектов;

• ориентацией на повышение конкурентоспособности государства в целом и регионов в частности;

• недостаточный учет пространственного фактора при формировании государственных документов социально-экономического развития и др.

В современных условиях пространственное развитие публично--правовых образований приобретает все большее значение, поскольку эффективная организация народного хозяйства играет ключевую роль в продуктивном использовании имеющихся ресурсов.

Сложность проблематики, которая характерна для существующей социально -экономической сферы, обосновывает актуальность и обязательность выполнения действий по изучению пространственных аспектов, связанных с организацией и управлением государственными процессами в социальной и экономической отраслях.

Следует отметить, что логико-методологическую парадигму пространственного подхода наилучшим образом представил в своих трудах академик А.Г. Гранберг, который рассматривал экономику России не как монообъект, а как пространственный организм со множеством регионов, функционирующий на основе устойчивых вертикальных и горизонтальных взаимосвязей и интегрированный в мировое сообщество [1, с. 50]. Подобная трактовка предполагает рассмотрение экономики через призму различных связей и взаимодействий. Иными словами, экономика с точки зрения пространственного подхода представляет собой пространство отношений, совокупность действий и процессов, которые обладают свойствами непрерывности, взаимообусловленности и субординированности [4, с. 19].

При этом пространство, характеризующееся значительной степенью протяженности и объемом, следует рассматривать в контексте последовательной смены качественных состояний, в его развитии, то есть, иными словами, анализировать процессы любого пространства как совокупность последовательных действий и изменений, которые нацелены на достижение конечного количественно и качественно измеримого результата.

Пространственный подход позволяет по-новому подходить к организации народного хозяйства конкретного региона. Он неизбежно влечет за собой необходимость переосмысления не только используемой терминологии, но и практических способов и методов, используемых в процессе ее формирования. Так, его приоритетной функцией выступает многоплановое и разномасштабное исследование и представление пространственно организованных территориальных систем, что дает возможность изучить детальным образом взаимодействие социоэкономических, технологических и других компонент в их различном сочетании [2, с. 43]. Это необходимо для определения стабильного функционирования и развития региона, выявления его вклада в развитие социоэкономических структур.

Еще одной немаловажной функцией, которую выполняет рассматриваемый подход к организации региональной экономики, выступает оценка неоднородности экономического пространства. Причем в процессе оценки колоссальное значение для принятия окончательного управленческого решения имеет определение предельных значений неоднородности. Это обусловлено тем, что при пересечении пороговых показателей может возникнуть развитие деструктивных процессов, которые негативно отражаются на стабильном социоэкономическом развитии регионов [7].

Перечисленные функции способствуют закреплению за пространственным подходом инновационного способа управлением регионами, что необходимо учитывать в процессе стратегического планирования.

На протяжении последних двадцати лет современная Россия пребывает на стадии формирования системы, направленной на стратегическое планирование, однако, на практике, процедуры принятия решений, определяющие стратегию управления региональным развитием, далеки от идеала. Для таких процедур характерно применение морально устаревших инструментов, которые были разработаны по методологии, характерной для планово-административного экономического развития.

В основном, объем осуществляемых инициативных действий, которые проявляются государственной властью на местах, не имеет высокой результативности. Большинство регионов продолжают следовать выжидательной позиции, применяя к себе спускаемые из федерального центра стандартные правила организации стратегического управления развитием региона. Итогом таких действий является существование минимального целенаправленного воздействия на региональную экономику, в результате чего, требуемое региональное развитие является слишком малозначительным. Это развитие проявляется в проведении единичных мероприятий, которые не входят в совокупность системных преобразований.

На региональном уровне управления, на сегодняшний день, прослеживается недостаточность информационно-прогнозной базы. Управление ограничено своими функциональными возможностями, что влечет невозможность принятия обоснованных решений, связанных с вопросами регионального экономического развития.

Важно также установить те правила, которые лягут в основу регионального управления. Благодаря такому управлению должны быть достигнуты положительные результаты, выражающиеся в качественных показателях жизни людей, которые, в первую очередь, обеспечиваются устойчивым, сбалансированным воспроизводством социального, экономического, ресурсного, хозяйственного и других потенциалов отдельно взятого региона.

Необходимо отметить важность внедрения в практику методов управления регионом, понятий «устойчивость», «сбалансированность», «социальная ориентация», как количественных и качественных характеристик региона. Для того чтобы уменьшить такую сложность в понимании «устойчивости», предлагается ставить акцент на временных сроках, в течение которых сохраняются условия для воспроизводства потенциала региона (ресурсного, экологического, хозяйственного, человеческого и т.д.) в состоянии сбалансированности и социальной ориентации.

В связи с тем, что процесс по развитию региона относится к тем изменениям, которые характеризуются сложностью и невозможностью применения законов линейного развития, то здесь могут быть спады и подъемы. В связи с этим, характеристики устойчивости требуют долгосрочности показателей, которые были спрогнозированы и тех, которые были достигнуты по факту.

Определение «сбалансированности» также имеет ряд требований, которые представляют собой установление пропорций между элементами, относящихся к показателю потенциала региона. Достижение правильной пропорции позволят говорить об устойчивости и наличии социальной ориентации в региональном развитии. Постоянное поддержание установившихся пропорций не может свидетельствовать о развитии региона. Полагаем, что для развития региона требуется корректировка таких пропорций.

Понятие «социальная ориентация» до настоящего времени является наиболее слабо учитываемым показателем. Социальная сфера, как система, нацеленная на обеспечение определенных условий жизни людей, сформировалась достаточно давно, однако до середины прошлого столетия к ней относились как дотационной. Вместе с тем, во второй половине прошлого столетия было доказано, что социальная сфера является отраслью, создающей трудовые ресурсы как фактор производства, который, в свою очередь, определяет дальнейшее условие развития экономики [5, с. 17].

В качестве достаточно важных результирующих показателей необходимо выделить динамику социальных показателей региона, которые должны быть устойчивыми и сбалансированными с другими элементами потенциала территории (природно-климатический, ресурсный, экологический, хозяйственный, человеческий и т.д.), поскольку благополучие может оказаться временным [8, с. 35].

Следует отметить, что в условиях постоянной трансформации механизмов, структуры и принципов регионального стратегического планирования, возникает множество проблемных моментов, в том числе [6, с. 268]:

• выявление конкретного объекта управления;

• обоснование необходимости применения методов стратегического планирования на региональном уровне;

• полярные интересы субъектов управления, организаций и населения;

• недостаточная проработка процедуры целеполагания;

• отсутствие стратегического видения проблемы и др.

Положение усугубляется неустойчивым ростом национальной экономики. В этой связи разработка комплексной программы стратегического планирования может стать эффективным механизмом модернизации хозяйственных отношений и создания условий для внедрения инновационной компоненты. Для этого необходим четко проработанный план реализации целевых установок, принимающих форму стратегического документа, сформированного с учетом тенденций на мировой арене, потенциала развития, исторических особенностей развития, обосновании количественных и качественных показателей и т.д.

Таким образом, национальная стратегия развития должна воплотиться в аналогичных документах, разрабатываемых на уровне субъектов федерации. Причем, стратегии развития субъектов федерации должны основываться на следующих принципах:

• единство стратегии территориального развития;

• совершенствование механизмов управления и самоуправления региональной экономикой;

• учет интересов государства в лице органов власти, хозяйствующих субъектов и населения;

• согласованность приоритетов территориального и отраслевого развития;

• развитие партнерских отношений и др.

Рассматривая территорию как ключевой ресурс и пространство развития, необходимо на основе комплексного учета межотраслевых и межсекторальных взаимодействий разработать максимально эффективную систему стратегий регионального развития, которая позволила бы нивелировать пространственно-временные диспропорции и привести в соответствие стратегические цели на всех иерархических уровнях.

Список литературы / References

1. ГранбергА.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. 321 с.

2. Доманицкий А.А. Бюджетное планирование в управлении пространственным развитием России (на примере регионов Севера) Текст: диссерт. на соиск. уч. степ. канд. эк. наук / Андрей Александрович Доманицкий; Институт проблем региональной экономики РАН. Санкт-Петербург, 2015. 206 с.

3. Доронина Ф.Х. Пространственный подход в стратегии развития регионов // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. № 4 (15), 2015. С. 15-18.

4. Иванов С.А., Ложко В.В. О пространственном подходе в теории региональной экономики // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». № 1. Т. 9, 2015. С. 18-25.

5. Илаева З.М., Алихаджиева Д.Ш. Региональные аспекты социально-экономического развития Чеченской Республики. // Вестник Чеченского государственного университета, 2015. Выпуск 4. С. 17.

6. Кузнецов Ю.А., Шмакова М.В. Разработка стратегии развития региона на основе пространственного подхода // Проблемы современной экономики. № 2 (42), 2012. С. 267270.

7. Магомадов Э.М., Рамзанов А.М. Организация экономики региона с точки зрения пространственного подхода // Экономика и предпринимательство, 2016. № 10-3 (75-3). С. 211-213.

8. Смешко О.Г. Региональная экономика: факторы развития: монография. СПб.: Изд-во СПбУТУиЭ, 2014. 266 с.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФИСКАЛИЗМА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

НАУКЕ

Рахматов Б.Б.1, Ибрагимова А.У.2 Email: Rahmatov627@scientifictext.ru

'Рахматов Бахромджон Баротжонович - кандидат экономических наук, старший преподаватель; 2Ибрагимова Азиза Уктамджоновна - магистрант, кафедра финансов и кредита, Институт экономики и торговли Таджикский государственный университет коммерции, г. Худжанд, Республика Таджикистан

Аннотация: в научной статье исследованы и изучены теоретические основы фискализма. Также было выдвинуто и обосновано определение фискализма. На основе выдвинутого определения также выявлены типы, с помощью которых можно различать формирование бюджетов государств. Новая гипотеза в экономической науке может дать толчок в понимании других основных понятий. Фискализм во всех государствах играет важнейшую роль в своевременном исполнении взятых на себя обязательств. На основе фискализма можно определить налоговую нагрузку и пути усовершенствования налоговой системы каждой страны.

Ключевые слова: фискализм, бюджет, налог, экономика, финансы, прибыль, налоговое бремя, налоговая гавань, финансирование, налогообложение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.