Научная статья на тему 'ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ КОМФОРТНОСТИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ КРУПНОГО ГОРОДА'

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ КОМФОРТНОСТИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ КРУПНОГО ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
157
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальные проекты / Российская Федерация / пространственные факторы / Ижевск / крупный город / комфортность городской среды / national projects / Russian Federation / spatial factors / Izhevsk / large city / comfort of the urban environment
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Сидоров В.П., Ситников П.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ КОМФОРТНОСТИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ КРУПНОГО ГОРОДА»

Сидоров В.П.

к.геогр.н., доцент, зав. кафедрой географии, картографии и геоинформатики, зав. лабораторией пространственных исследований «UrbanGEOlab», Удмуртский государственный университет, г. Ижевск sidorov@udm.ru Ситников П.Ю.

ассистент, с.н.с., Удмуртский государственный университет, г. Ижевск sitnikov-geo@yandexru

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ КОМФОРТНОСТИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ КРУПНОГО ГОРОДА

Ключевые слова: национальные проекты, Российская Федерация, пространственные факторы, Ижевск, крупный город, комфортность городской среды.

Keywords: national projects, Russian Federation, spatial factors, Izhevsk, large city, comfort of the urban environment.

Национальный проект «Жилье и городская среда» ориентирован на обеспечение базовой потребности человека в жилье, а также на развитие городов как важнейшего элемента территориальной структуры1.

В советский и ранний постсоветский периоды истории России рядового обывателя вполне устраивал сам факт получения или приобретения квартиры. Ее качество в списке приоритетов стояло на втором месте, а качество окружающего дом пространства - на третьем. В наши дни развитие технологий строительства, появление более совершенных конструкционных материалов и строительных механизмов существенно ускорили сам процесс сооружения зданий. Развитая система ипотечного кредитования стимулирует рост покупательной способности населения. В результате практически во всех крупных российских городах развернулся процесс массового жилищного строительства, весьма быстрыми темпами меняющий географию расселения населения в крупных городах. Дефицит жилого фонда постепенно ликвидируется. В новых условиях потенциального покупателя квартиры интересует не только ее размеры и цена, но и комфортность среды, в которой размещается выбранный дом. В данном случае под комфортностью городского пространства авторы понимают не только уровень благоустроенности придомовых территорий, которые застройщики создают на высоком эстетическом и практическом уровнях Имеется в виду комфортность получения социальных услуг и их транспортная доступность. Поэтому, успешно продав квартиры первой очереди, застройщик м о-жет столкнуться и сталкивается с проблемой реализации квартир второй и последующих очередей строительства2. При равном качестве предлагаемых квартир выиграет тот застройщик, которой в одном пакете с квартирой предлагает и комфортную окружающую дом среду. Но как ее оценить? В полный голос о необходимости оценки комфортности городской среды в России заговорили в последние 5-6 лет. В том числе на самом высоком уровне: в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018 года указано на то, что: «нужно создать современную среду для жизни, преобразить наши города и поселки. ... Обновление городской среды должно базироваться на широком внедрении передовых технологий...»3.

Предполагалось, что выполнение указаний Президента должна была обеспечить реализация приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018-2022 годы, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно -коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 апреля 2017 г. № 6914, в рамках которого должна выполняться и муниципальная программа «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «Город Ижевск» на 2018-2022 гг.», утвержденная постановлением Администрации г. Ижевска от 29.09.2017 г. № 4285. Цель муниципальной программы - повышение качества, комфорта, функциональности и эстетики городской среды на территории муниципального образования «Город Ижевск».

1 Национальный проект «Формирование комфортной городской среды». - ШрзУ/национальшгепроекты.рффгсуеС^Ше-ь gorodskay a-sreda/Ыagoustroystvo

2 Сидоров ВП. Комфортность и контрастность трансграничных урбанизированных пространств // Актуальные проблемы наук о Земле: исследования трансграничных регионов: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф., приуроч. к 1000-летию г. Бреста, 12-14 сент. 2019 г. - Брест: БрГУ, 2019. - Ч. 1. - С. 283-286.

3 Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. // Россия сегодня. Сайт РИА Новости. -https://ria.ru/politics/20180301/1515501294.html; Сидоров В.П. Государственное регулирование городской среды // Региональное развитие: проблемы и перспективы: материалы VII Всероссийской научно -практической заочная конференция с международным участием. - Нефтекамск: НФ БашГУ, 2018. - С. 22-26.

4 Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018-2022 годы, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 6 апреля 2017 года № 691/пр.

Муниципальная программа «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «Город Ижевск» на 2018-2022 гг.», утвержденная постановлением Администрации г. Ижевска от 29.09.2017 г. № 428.

Однако скорость реакции соответствующих властных органов была существенно снижена слабым на первоначальном этапе методических обеспечением как вышеуказанного проекта, так и названной муниципальной программы.

Первоначально документы1 предусматривали использование для оценки комфортности/качества городской среды 4 показателей (индикаторов): количество и площадь благоустроенных дворовых территорий; доля благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов от общего количества дворовых территорий; количество благоустроенных общественных территорий в рамках реализации приоритетного проекта; площадь благоустроенных общественных территорий в рамках реализации приоритетного проекта. Однако перечисленные показатели позволяют оценить лишь благоустроенность городских дворов, но не комфортность городской среды. Да и то весьма условно, поскольку не конкретизировано содержание понятия «благоустроенность».

Применение вышеуказанных показателей комфортности, первоначально предложенных Минстроем, было заранее обречено на неудачу из-за большой многозначности понятия «комфортность городской среды». Комфортность -это оптимальное для человека состояние окружающей социальной, экономической, природной, инфраструктурной среды, обеспечивающее здоровье и работоспособность отдельных людей или их сообществ 2. Ее уровень оценивается большой группой разноразмерных, разнонаправленных показателей, часть из которых не имеет количес твенной формы. Для их успешного совместного использования необходимо применять агрегированный, интегральный, то есть, составной показатель.

Использовать интегральные показатели для оценки качества городской среды одним из первых стал Институт территориального планирования «Урбаника» из Санкт-Петербурга3, который предложил «Рейтинг качества жилой среды» жилых комплексов, основанный на математическом и визуальном анализе 30 критериев, объединенных в 6 групп. А именно: расстояние от объекта до границы центра Санкт-Петербурга, до ближайшего городского подцен-тра, наличие культурно -исторических и рекреационных аттракторов, экологическая напряженность, социотип района, плотность застройки, качество средового окружения, пешеходная доступность остановок общественного транспорта, учреждений образования и здравоохранения, коммерческих сервисов, планировка квартала, наличие парковок, организация дорожного и пешеходного движения, благоустройство квартала, артикуляция первых этажей, качество и стиль фасада, качество и разнообразие коммерческих и социальных функций в рамках первых этажей, качество, благоустройство и доступность придворовой территории, безопасность и организация открытых территорий, типология жилых домов, уровень самоорганизации жителей, обособленность домохозяйств [там же]. При своих очевидных достоинствах методика имеет и такие существенные недостатки, как:

- использование балльного метода, который не позволяет полностью учитывать различия в абсолютных значениях показателей, «огрубляя», таким образом, итоговый результат;

- спорное распределение весов по группам показателей;

- доминирование показателей архитектурно -планировочного компонента - в ущерб показателям обеспеченности объектами социальной инфраструктуры.

В настоящее время монополистом -поставщиком методики для подобных оценок Минстроем России была выбрана московская компания «КБ Стрелка».

В конце 2019 года Минстрой России обнародовал первый (по мнению чиновников Министерства) индекс качества городской среды для более чем 1110 населенных пунктов России4. В основу расчетов была взята методика, предложенная именно Конструкторским бюро «Стрелка»5. Индекс качества городской среды - это агрегированный показатель, включающий 36 индикаторов, оценивающихся по десятибалльной шкале. Сумма значений индикаторов показывает уровень качества городской среды (максимум - 360 баллов). Показатель утвержден на федеральном министерском уровне, рекомендован к использованию и уже используется.

По мнению авторов, вышеупомянутый индекс далек от совершенства. К перечню индикаторов серьезных претензий нет. Но балльная (от 0 до 10) методика оценки каждого индикатора выглядит излишне простой. Показатели не нормируются, не взвешиваются, что недопустимо. А итоговое деление населенных пунктов лишь на две группы: с благоприятной городской средой и неблагоприятной - и вовсе не выдерживает критики. То есть, населенный пункт, набравший более 180 баллов, обладает благоприятной городской средой, а набравший 179 баллов - уже неблагоприятен для проживания. Кроме того, методика пригодна лишь для точечных объектов, но не для площадных.

1 Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018-2022 годы, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 6 апреля 2017 года № 691/пр.; Муниципальная программа «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «Город Ижевск» на 2018-2022 гг.», утвержденная постановлением Администрации г. Ижевска от

29.09.2017 г. № 428.

2

Сидоров В.П. Проблема оценки комфортности городского пространства // Сибирский город в фокусе гуманитарных исследований: к 400-летию. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Новокузнецк, 25-26 октября 2018 г. -Новокузнецк: НФИ КемГУ; Арт-экспресс, 2018. - С. 339-342.

3 Рейтинг качества жилой среды: подробное описание методологии // Урбаника. -http://urbanica.spb.ru/research/ratings/rejting-kachestva-zhiloj-sredy-podrobnoe-opisanie-metodologii/

4 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Индекс качества городской среды. - Ы^://индекс-городов.рф/#/

5 КБ Стрелка. Проект «Индекс качества городской среды». - https://strelka-kb.com

Авторы статьи предлагают использовать для подобных целей оригинальный агрегированный показатель - индекс комфортности городской среды (ИКГС) (с уже успешно апробированной в других исследованиях формой1), складывающийся из 35 частных показателей, объединенных в 7 разделов: географическое положение, уровень развития общественного транспорта, состояние окружающей среды, уровень развития социальной инфраструктуры (объединенных в 3 раздела), обустроенность придомового пространства.

Частные показатели комфортности городской среды, методика их расчета и источники информации представлены в табл. 1.

Таблица 1

Частные показатели комфортности городской среды

1. Показатель (географическое положение) Методика расчета Источник данных

1 2 3

1.1. Доступность транспортного общегородского Центра по сети городского общественного транспорта, мин. (обратное значение 1/х). За основы были взяты изохроны 10, 20, 30, 40 и 40 и более минут. Расположение жилого комплекса между изохронами определялось путем замеров на карте. Фондовые материалы

1.2. Доступность общественно-политического общегородского Центра по улично-дорожной сети, минут (обратное значение 1/х). От общественно-политического центра были построены километровые зоны доступности по улично-дорожной сети. Каждый объект (МКД) определялся в одну из зон. https: //map s.op enroute service.org/

1.3. Пешеходная близость крупных хозяйственных объектов как источников рабочих мест. Полевые и картографические измерения. Да - 1 балл, нет - 0 баллов. https://2gis.ru/izhevsk

1.4. Здание расположено в жилищном комплексе или одиночно. Здание считалось расположенным в комплексе, если: 1. По информации застройщика предполагалось создание стилобатов. Стилобат - это двор между многоэтажными домами, который находится на возвышении второго этажа и расположен на бетонной плите, которая стоит на колонах 2. По проекту несколько зданий возводились вместе с объектами придворовой инфраструктуры. Да - 1 балл, нет - 0 баллов. Официальные сайты застройщиков.

1.5. Средняя доступность объектов общереспубликанского и общегородского значения (железнодорожный вокзал, автовокзал, театры, Вузы, цирк, зоопарк), километров (обратное значение 1/х). От каждого из объектов (железнодорожный вокзал, автовокзал, цирк, зоопарк, театры (Государственный Русский драматический театр Удмуртии и Государственный национальный театр Удмуртской Республики), ВУЗы (УдГУ, ИГМА, ИжГСХА, ИжГТУ)) были построены километровые зоны доступности по улично-дорожной сети. Каждый объект (МКД) определялся в одну из зон. В расчет включался средний показатель. https: //map s.op enroute service.org/

2. Показатель (уровень развития общественного транспорта) Методика расчета Источник данных

2.1. Количество маршрутов городского общественного транспорта (по 1 баллу за каждый вид). Суммировались внутригородские и пригородные маршруты всех видов городского общественного транспорта на остановочных пунктах, ближайших к оцениваемому жилому комплексу . https://igis.ru/gortrans/ bus/izh;https://wikirout es.info/izhevsk http ://www.maxikarta. ru/izhevsk/transport

2.2. Доля прилегающего квартала в общегородском потенциале общественного транспорта (в %). Были использованы расчеты, произведенные в ранних работах Фондовые материалы

2.3. Пешеходная доступность остановок городского общественного транспорта, минут (обратное значение1 /х). От каждого МКД были построены отрезки по прямой до ближайшей остановки. Средняя скорость пешехода до остановки - 76 м/мин. Набор данных O SM (https ://www.op enstree tmap .org/copy right)

2.4. Средняя загруженность главных отрезков улично-дорожной сети, % (обратное значение 1/х). Полевые измерения и камеральные расчеты. Определялась за-гру женность периферийных и главных трансквартальных отрезков улично-дорожной сети, а также средний показатель загруженности. Транспортные потоки измерялись в приведенных к легковым автомобилям единицах Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог.

2.5. Близость крупных (4 полосы и более) отрезков улично-дорожной сети. Полевые и картографические измерения. Да - 1 балл, нет - 0 баллов. https://2gis.ru/izhevsk

1 КБ Стрелка. Проект «Индекс качества городской среды». - https://strelka-kb.com

939

3. Состояние окружающей среды Методика расчета Источник данных

1 2 3

3.1. Комплексный индекс загрязнения атмосферного воздуха (КИЗА) (5 - очень высокий; 4 - высокий; 3 -средний; 2 -низкий; 1 - очень низкий) (обратное значение 1/х). Жилому комплексу присваивался балл при значении КИЗА: 5 - 0,2; 4 - 0,25; 3 - 0,33; 4 - 0,5; 5 - 1. Малькова И.Л., Семакина А.В.1

3.2. Пешеходная близость крупных хозяйственных объектов, как источников атмосферного, шумового и других видов загрязнения. Полевые и картографические измерения. Да - 0 баллов, нет - 1 балл. https://2gis.ru/izhevsk

3.3. Близость крупных (4 полосы и более) отрезков улично-дорожной сети. Полевые и картографические измерения. Да - 0 баллов, нет - 1 балл. https://2gis.ru/izhevsk

3.4. Расстояние до ближайших «зеленых» зон, км (обратное значение 1/х). По данным спутниковых снимков были выделены наиболее крупные лесные массивы на территории города. От каждого МКД были построены отрезки по прямой до ближайшей «зеленой» зоны. Набор данных О ЗМ (https ://www.cp enstree tmap.org/copyright), Яндекс.Карты

4. Уровень развития инфраструктуры (образование, здравоохранение) Методика расчета Источник данных

4.1. Пешеходная доступность школ, минут (обратное значение 1 /х). От каждого МКД были построены отрезки по прямой до ближайшей школы. Средняя скорость пешехода до школы - 80 м/мин. Набор данных О ЗМ (https ://www.op enstree tmap.org/copyright), https://2gis.ru/izhevsk

4.2. Пешеходная доступность дошкольных образовательных учреждений, центров раннего развития детей, минут (обратное значение 1/х). От каждого МКД были построены отрезки по прямой до 3 ближайших детских садов. В расчет включался средний показатель. Средняя скорость пешехода до остановки - 68 м/мин. Набор данных О ЗМ (https ://www.op enstree tmap.org/copyright), https://2gis.ru/izhevsk

4.3. Пешеходно-транспортная доступность районной поликлиники для взрослых в минутах (обратное значение 1/х). От каждого МКД были построены отрезки по прямой до ближайшей взрослой поликлиники. Средняя скорость пешехода до поликлиники - 80 м/мин. Набор данных О ЗМ (https ://www.op enstree tmap.org/copyright), https://2gis.ru/izhevsk, https://igjs.ru/

4.4. Пешеходно-транспортная доступность детской районной поликлиники в минутах (обратное значение 1/х). От каждого МКД были построены маршруты до ближайшей взрослой поликлиники по наикратчайшему временному пути, учитывая передвижения пешком и на маршрутном транспорте. Средняя скорость пешехода - 80 м/мин. Время передвижения на маршрутном транспорте - по данным igis.ru. https://2gis.ru/izhevsk, https://igis.ru/

4.5. Количество аптек в радиусе 10-минутной пешеходной доступности, единиц. Для каждого МКД была построена бу ферная зона радиусом 850 метров (10 минутная доступность). Подсчитывалось количество аптек, попадающих в буферную зону. Набор данных О ЗМ (https ://www.op enstree tmap.org/copyright), https://2gis.ru/izhevsk

5. Уровень развития инфраструктуры (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание) Методика расчета Источник данных

5.1. Количество супермаркетов в радиусе 10-минутной пешеходной доступности, единиц. Для расчета использовались супермаркеты формата «у дома» наиболее популярных сетей: «Магнит», «Пятерочка», «Иж-трейдинг», «Зраг». Для каждого МКД была построена буферная зона радиусом 850 м (10 минутная доступность). Подсчитывалось количество супермаркетов, попадающих в буферную зону. Набор данных О ЗМ (https ://www.op enstree tmap.org/copyright), https://2gis.ru/izhevsk

5.2. Доступность (близость) гипермарке-тов, крупных торговых и торгово-развлекательных центров, минут (обратное значение1/х). От каждого МКД были построены отрезки по прямой до ближайшей крупной торговой точки (гипермаркет, ТЦ, ТРЦ). Средняя скорость пешехода- 76 м/мин. Набор данных О ЗМ (https ://www.op enstree tmap.org/copyright), https://2gis.ru/izhevsk

5.3. Доступность (близость) рынков, минут (обратное значение 1 /х). От каждого МКД были построены отрезки по прямой до ближайшего рынка (выборка по данным сайта https://2gis.ru/izhevsk) Средняя скорость пешехода- 76 м/мин. Набор данных О ЗМ (https ://www.op enstree tmap.org/copyright), https://2gis.ru/izhevsk

1 Ситников П.Ю. Комфортность городской среды объектов нового жилищного строительства на территории Ижевска // Цифровая география: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 16-18 сент. 2020. - Пермь: Изд-во ПГНИУ, 2020. -С. 95-98.

1 2 3

5.4. Количество предприятий общественного питания в радиусе 10-минутной пешеходной доступности, единиц. Для каждого МКД была построена бу ферная зона радиусом 850 метров (10 минутная доступность). Подсчитывалось количество объектов общественного питания (выборка по данным сайта Яндекс.Карты), попадающих в буферную зону. Набор данных О SM (Ы^ ://www.cp еш^ее tmap.org/copyright), Яндекс.Карты

5.5. Количество видов предприятий бытового обслуживания в радиусе 10-минутной пешеходной доступности, единиц. Учитывались химчистки; мастерские по: ремонту обуви, изготовлению ключей, ремонту бытовой техники, ремонту сотовых телефонов; салоны фотографий на документы; почтовые отделения. За каждый из видов предприятий или учреждений обслуживания населения жилому комплексу присваивался 1 балл. https://2gis.ru/izhevsk Яндекс.Карты

6. Уровень развития инфраструктуры (учреждения культуры, спорта, библиотеки) Методика расчета Источник данных

6.1. Доступность парков культуры и отдыха общегородского значения, километров (обратное значение 1/х). От каждого МКД были построены маршруты до ближайшего парка культуры и отдыха по наикратчайшему временному пути. Средняя скорость пешехода - 80м/мин. https://2gis.ru/izhevsk

6.2. Доступность кинотеатров, километров (обратное значение 1 /х). От каждого МКД были построены маршруты до ближайшего кинотеатра по наикратчайшему временному пути. Средняя скорость пешехода - 80 м/мин. https://2gis.ru/izhevsk

6.3. Пешеходная доступность стадионов, мину т (обратное значение 1 /х). От каждого МКД были построены маршруты до ближайшего стадиона по наикратчайшему временному пути. Средняя скорость пешехода - 80 м/мин. https://2gis.ru/izhevsk

6.4. Пешеходная доступность плавательных бассейнов, фитнесс-центров, тренажерных залов От каждого МКД были построены маршруты до ближайшего спортивного центра по наикратчайшему временному пути. Средняя скорость пешехода - м/мин. https://2gis.ru/izhevsk

6.5. Доступность библиотек, километров (обратное значение 1 /х). От каждого МКД были построены маршруты до ближайшей библиотеки по наикратчайшему временному пути. Средняя скорость пешехода - 80 м/мин. https://2gis.ru/izhevsk

7. Благоустроенность придомовой территории Методика расчета Источник данных

7.1. Благоустроенный внутренний двор с ландшафтным дизайном. Полевые наблюдения. Да - 1 балл, нет - 0 баллов. Рабочие записи полевых наблюдений. Официальные сайты застройщиков.

7.2. Наличие детской площадки. Полевые наблюдения. Да - 1 балл, нет - 0 баллов. Рабочие записи полевых наблюдений. Официальные сайты застройщиков.

7.3. Парковка автомобилей. При наличии подземного гаража жилой комплекс получал 3 балла; при наличии организованной парковки около дома - 2 балла; при наличии неорганизованной парковки около дома -1 балл; при отсутствии парковки в любом виде - 0 баллов. Рабочие записи полевых наблюдений. Официальные сайты застройщиков.

7.4. Система безопасности. При отгороженности дворовой территории и наличии домофона жилой комплекс получат 2 балла; при наличии только домофона - 1 балл; при их отсутствии - 0 баллов. Рабочие записи полевых наблюдений. Официальные сайты застройщиков.

7.5. Контрастность архитектурных ландшафтов. Полевые наблюдения. Да, контрастны - 0 баллов, нет, не контрастны - 1 балл. Рабочие записи полевых наблюдений. Официальные сайты застройщиков.

Методическим результатом проведенного исследования можно считать доказанную возможность применения

интегральных агрегированных показателей (того же индекса комфортности городской среды - ИКГС) для оценки

сложных многокомпонентных явлений. Формула расчета ИКГС имеет следующий вид:

т

ИКГС\ = ^Г ,

i= 1

где: ИКГС; - индекс комфортности городской среды ¿-ш микрорайона, жилого комплекса или дома; Ь^ -нормированное значение ¡-го показателя качества городской среды ьго микрорайона, жилого комплекса или дома; - весовой коэффициент ]-го показателя комфортности городской среды;

к:=—■—, где - информативность ¡-го показателя, определяемая суммированием всех коэффициентов корре-^шах

ляции ]-го показателя с другими показателями; ^^ - максимальное значение информативности среди всех используемых показателей.

Чем больше абсолютное значение ИКГС, тем в более комфортных условиях располагается микрорайон, жилой комплекс или дом.

Таблица 2

Индекс комфортности городской среды новостроек Ижевска

№ в рейтинге Жилой комплекс Адрес Застройщик Величина ИКГС

1 «Республика -1» г. Ижевск, ул. Карла Маркса, стр. КОМОС-строй 13,352

2 Триумф г. Ижевск, ул. Красноармейская, 121 ГК Атлант (Апрель) 13,348

3 Республика - 2 г. Ижевск, ул. Карла Маркса, стр.1. КОМОС-строй 13,301

4 Ривьера Парк, В Сердце-2 г. Ижевск, ул. Максима Горького, д. 163 Регион-Инвест 13,242

5 Ocean City - 1 г. Ижевск, ул. Пушкинская, 307стр. УралДомСтрой 13,199

243 Казанский г. Ижевск, ул. Ленинградская, 101а/ ул. Казанская 104 Римский кв адр ат 7,34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

244 Московский экспресс г. Ижевск, ул. Целинная, 75 Литум 7,17

245 Жилой дом г. Ижевск, ул. Тверская, д. 55 а СТиМ 6,82

246 Кислород г. Ижевск, ул. Воткинское Шоссе, стр Рентек-Строй 6,79

247 Чак-Чак г. Ижевск, Ул. Целинная, 68, стр. Литум 6,23

Разработанный показатель был использован для оценки комфортности городской среды у новостроек Ижевска. Работы проводились во второй половине 2019 года. Комфортность определялась у 247 жилых домов и жилых комплексов, построенных, начиная с 2015 по 2019 годы, а также строящиеся со сроком введения в эксплуатацию в 20202021 годах. Результаты были сведены в большие графические формы Microsoft Excel. Элементы информации таких форм показаны в формате Word в табл. 2 - жилые комплексы размещены в порядке убывания комфортности.

Были построены несколько десятков картосхем, часть из которых представлена ниже. На рис. 1 показаны индекс комфортности городской среды у новостроек Ижевска.

Рисунок 1.

Индекс комфортности городской среды у новостроек Ижевска

На рис. 2 показаны частные индексы комфортности городской среды для отдельных блоков показателей, для общественного пространства, а также итоговый показатель1.

1 Ситников П.Ю. Комфортность городской среды объектов нового жилищного строительства на территории Ижевска // Цифровая география: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 16-18 сент. 2020. - Пермь: Изд-во ПГНИУ, 2020. -С. 95-98.

Рисунок 2.

Частные индексы комфортности городской среды для отдельных блоков показателей, для общественного пространства, а также итоговый показатель

На рис. 3 показан уровень комфортности городской среды отдельных микрорайонов Ижевска.

Рисунок 3.

Уровень комфортности городской среды отдельных микрорайонов Ижевска

На основе результатов исследования был определен рейтинг застройщиков города Ижевска по величине ИКГС, построенных или строящихся ими объектов: причем как по среднеарифметическому значению (см. часть табл. 3), так и по медиане (см. часть табл. 4).

Таблица 3

Рейтинг застройщиков города Ижевска по величине ИКГС (среднеарифметическое значение)

Место Застройщик Количество объектов Среднее арифметическое значение

1 Регион-Инвест 8 12,656

2 ГК Атлант (Апрель) 2 11,767

3 УралДомСтрой 23 11,390

4 АССО-Строй 8 10,848

5 ИТС-Сити 3 10,680

28 СтройГрупп 3 8,797

29 Римский квадрат 1 8,562

30 ООО «Ключ» 1 8,514

31 Иж-Град 1 8,239

32 ООО «Холмы 2» («Зардон») 1 7,791

Таблица 4

Рейтинг застройщиков города Ижевска по величине ИКГС (по медиане)

Место Застройщик Количество объектов Среднее значение (медиана)

1 Регион-Инвест 8 12,641

2 УралДомСтрой 23 11,614

3 ГК Атлант (Апрель) 2 11,20

4 АССО-Строй 8 11,188

5 ИТС-Сити 3 10,654

28 Римский квадрат 1 8,562

29 ООО «Ключ» 1 8,514

30 СТиМ 9 8,422

31 Иж-Град 1 8,239

32 ООО «Холмы 2» («Зардон») 1 7,791

Выводы

Комфортность городской среды становится все более монетизированным элементом общей стоимости приобретаемого жилья. Грамотное использование информации о нем облегчает застройщику процедуру предложения и продажи конкретной квартиры. Кроме того, показатель комфортности городской среды можно активно использовать и в прикладных, например, в геомаркетинговых исследованиях1.

Комфортность городской среды - многокомпонентное по своему составу явление, которое должно измеряться с помощью интегральных показателей.

Проведенные авторами расчеты доказали методическую эффективность предложенного индекса комфортности городской среды, показали возможность использования индекса комфортности применительно не только к городским условиям, но и к сельской местности.

Построенные на основе расчетов картографические изображения позволяют наглядно показать территории Ижевска, которые можно считать более престижными или не престижными.

1 Ситников П.Ю. Применение ГИС в геомаркетинговых исследованиях // Проблемы региональной экологии и географии: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию конструктора М.Т. Калашникова и 100-летию профессора С.И. Широ-бокова, 7-10 октября 2019 года. - Ижевск: Удмуртский университет, 2019. - С. 264-267.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.