Соколов А.А.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СТЕПНОЙ ЗОНЫ
РОССИИ
Социально-демографическая ситуация в регионах степной зоны России достаточно разнообразна. Здесь присутствуют муниципальные образования с заметно различающимися характеристиками численности населения и соотношениями ее компонентов, особенностями половозрастного состава, спецификой протекания процессов рождаемости, смертности и миграции. В то же время современный этап демографических процессов степных регионов был ознаменован существенными изменениями параметров воспроизводства населения и направленности динамики движения населения. Вот уже более двух десятилетий в регионах наблюдается неустойчивость демографических трендов, что создает серьезную неопределенность при проведении стратегического планирования развития территории. Все это актуализирует необходимость комплексного диагностирования демографической системы степной зоны России и ее пространственно-временных особенностей [1; 2].
Исследования в масштабе муниципальных образований позволяют более наглядно выявить связь дина-
мики численности населения и трансформации расселения.
На уровне субъектов РФ сдвиги в расселении заметны по соотношению численности миграционных потоков между регионами, а внутри регионов — по обмену населением между городской и сельской местностью. Но чаще всего изменение общей демографической картины происходит под воздействием всего комплекса выше перечисленных факторов.
Территориально степная зона России охватывает значительное пространство площадью 1,7 млн. км2, или 10% от общей территории страны. При этом она не представляет собой сплошного степного пояса, образуя изолированные ареалы к востоку от Алтая. Вытянутая преимущественно в широтном направлении между 45 и 55°с.ш., степная зона России имеет ширину с севера на юг от 150 до 600 км [3].
Природно-ресурсные основы хозяйственной деятельности в степной зоне России имеют свою специфику. Российская степь обладает существенным аграрным потенциалом. Сочетание благоприятного рельефа, плодородных почв и климатических особенностей являются определяю-
щими условиями для степей как главной зоны земледелия России. На долю пашни приходится 75 % всех пахотных угодий страны, или 86 млн. га. Основная доля пашни отведена под зерновые и зернобобовые культуры, на которой собираются 90% всего урожая зерновых России.
В основе промышленного производства ведущая роль отведена добычи и переработке полезных ископаемых. Топливные ресурсы представлены исключительно нефтегазовыми и угольными месторождениями, также имеются незначительные месторождения горючих сланцев и асфальтитов. В регионах степной зоны России добывается 20% нефти и 5,1% природного газа.
Руды цветных металлов представлены крупными месторождениями меди, цинка, свинца, алюминия, никеля и титана. В меньших объемах имеются месторождения, серебра, золота и редких металлов. Месторождения руд черных металлов располагают полной сырьевой базой (железные, марганцевые и хромовые руды).
Нерудные полезные ископаемые представлены месторождениями фосфоритов, серы, поваренной соли, глауберовой соли, асбеста, гранитов, гипса, известняка, доломита, мрамора, песчаника и др. Таким образом, степная зона России является важной ареной хозяйственной деятельности.
В то же время подавляющая часть современных исследований степей посвящена ее природной составляющей, вопросам социально-экономического характера уделено крайне мало внимания. В значительной мере это обусловлено историческим восприятием степи как территории чуж-
дой и малопригодной для жизни, однако стратегическое значение степей для безопасности России трудно переоценить.
Рост, сокращение и концентрация населения
При анализе численности населения 34-ти регионов степной зоны России за период 2010-2014 гг., была выявлена положительная динамика, она увеличилась примерно на 0,4%, или 285,7 тыс. человек и составляет 67,5 млн. жителей [3; 5] (рис. 1).
В 13-ти регионах степной зоны, демографическая картина имеет положительную тенденцию: в Республике Ингушетия рост составил около 9%, в Чеченской Республике население увеличилось на 6%, в Тюменской области на 4%. В Краснодарском крае и Новосибирской области население увеличивалось в среднем на 3%. В республике Дагестан, Адыгея и Татарстан рост составил около 2%. В Белгородской, Астраханской, Челябинской области и Ставропольском крае, количество населения увеличивалось в среднем менее чем на 1%.
В 21-м регионе степной зоны за этот же период население сокращалось. В Курганской области и республике Калмыкия сокращение составило около 3%, в половине регионов — от 1 до 2%. На остальных территориях численность население осталась без изменений или сократилась менее чем на 1% (рис. 2).
При рассмотрении карты степной зоны России в разрезе муниципальных образований становиться более очевидным, в каких местах происходит сокращение, рост и концентрация населения.
10
1
■ 1.......1 сип - ■ кл
'441 II Ч Ч 1
■ 1
1111111111 111113 18 11 1 Н 1 ; 1 I : 1 1 г £ а 1!Ш1Ш11!Н11Ш' 11|||?*1{|11||||(||| ! 1! 11! 111! I! 11 {1*11 * ^ ^ ; Ж 1 8 ° Я & £ 1 2 I | 1 | 11111 1 1 1 1 § 1 1 51 * аз 5 * 1
Источник: Рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики.
Рис. 1. Изменение численности населения регионов степной зоны за 2010-2014 гг., %
Рис. 2. Изменение численности населения в разрезе муниципальных образований за
2010-2014 гг., %
В период с 2010 г. по 2015 г., большая часть населения Курганской, Пензенской, Тамбовской и Липецкой областях, жили в муниципальных районах с самым высоким показателем сокращения населения, в Оренбургской, Воронежской, Саратовской и Волгоградской областях преобладают муниципальные районы со средними показателями сокращения населения. В Алтайском Крае, Новосибирской и Омской областях также преобладают районы с высокими и средними показателями сокращения населения, однако в них на 10-15% территории располагаются районы с положительной демографической обстановкой.
На первый взгляд, может показаться, что регионы с сокращающимся населением полностью безнадежны, но это не так. Как правило, концентрация таких муниципальных образований происходит на территориях с менее благоприятными климатическими или экономическими условиями, тем не менее, в основном они уже миновали этап максимального снижения численности населения. Большинство таких районов географически сконцентрировано в пределах Центрально-Черноземной зоны, в Зауралье и Алтае [4].
В регионах с растущим населением, муниципальные районы с положительной демографической динамикой в среднем занимают от 10 до 30% территории. Большая их часть расположена в пределах северного Кавказа и Причерноморья. Так, в Ингушетии, Чечне и Краснодарском крае подавляющая часть людей проживает в районах с растущим населением. Число жителей в этих местах увеличилось более чем на 3%. В пределах Центрально-Черноземной зоны выделяется Белгородская область —
здесь рост населения составил около 1%, и на 15% территории преобладают муниципальные районы с растущим населением.
Почти во всех субъектах РФ число жителей городов и прилегающих к ним земель растет. Во многих регионах, особенно в Азиатской части, они часто являются единственными территориями, где население увеличивается. Например, в Курганской и Оренбургской областях рост населения концентрируется почти исключительно в областных центрах и прилегающих территориях. В то время как в Южной части степной зоны России — в Краснодарском, Ставропольском краях и Ростовской области, помимо областных центров и прилегающих к ним районах, высокие темпы роста наблюдаются и в других муниципальных районах и городах.
Различия между городами по темпам роста населения напрямую связаны с их размерностью. Так, в крупных городах с населением от 500 тыс. и более одного миллиона человек, рост населения составляет от 0,5 до 5%. Тогда как в городах с населением менее 500 тыс. человек наблюдается разнонаправленная динамика, практически во всех городах с население менее 100 тыс. человек преобладает сокращение численности населения.
Урбанизация и субурбанизации
В степной зоне России рост городских территорий по большей части происходит за счет сельских населенных пунктов, большие города буквально высасывают население из менее населенных и удаленных районов, в меньшей степени этот процесс охватывает малые города, так же активно отдающих свое население. В
южной части степной зоны в Краснодарском, Ставропольском крае и Ростовской области эта тенденция концентрируется в небольших и средних городах. В то же время прилегающие к региональным центрам территории растут более высокими темпами, чем сами городские территории. Активное развитие пригородных жилых комплексов способствует оттоку жителей из городов и росту населения в прилегающих территориях.
Зоны демографического роста и упадка
За последнее пять лет на землях, окружающих городские территории, наблюдался существенный рост населения, который в некоторых районах превысил 15%. За тот же пе-
риод не менее значительный прирост происходил в крупных городах: на данный момент в пределах степной зоны расположены 7 городов-миллионников с населением свыше 8 млн. человек. Данные города во многом являются локомотивами этого процесса, именно сюда направлены основные миграционные потоки, обеспечивающие развитие данных территорий (рис. 3).
Исторически территории степной зоны с убывающим населением городов и районов — староосвоенные земли Центрально-Черноземного района. Наличие поблизости крупного мегаполиса способствует активному вымыванию молодого населения с данной территории. Это создает отрицательные предпосылки для демографической обстановки в регионе.
2014
Источник: Рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики.
Рис. 3. Изменение численности населения в крупных городах степной зоны за 2010-2014 гг., тыс. человек
Еще одной зоной современного демографического кризиса, протянувшейся вдоль всей степной зоны, являются земли целинного и промышленного освоения, для которых трудные времена начались сразу после их активного заселения.
Экономика подобных городов и районов начала затухать. Это было связано с резким падением урожайности на новых территориях и однобокостью промышленного развития моногородов (рис. 4).
Источник: Рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики. Рис. 4. Зоны демографического роста и упадка
Заключение
Территориальная картина роста и сокращение населения почти во всех субъектах РФ имеет разнонаправленную динамику. Лишь немногие из них имеют сравнительно однородную картину демографического развития. В Краснодарском и Ставропольском краях преобладают районы с относительно небольшим сокращением жителей, а в Курганской, Пензенской и Тамбовской областях — районы с интенсивно сокращающимся населением.
Крупные города и прилегающие к ним территории являются районами опережающего роста населения. В некоторых муниципальных районах рост населения за 2010-2014 гг. превысил 15%. Однако развитие городов
преимущественно происходит за счет миграции из сельских районов.
Более 60% населения степной зоны проживает в регионах с сокращающейся численностью и только 10% — на территориях, где наблюдается рост.
Наибольший рост населения приходиться на субъекты РФ, имеющие статус края, далее следуют республики, а в большинстве областей происходит сокращение численности населения.
Сложившаяся демографическая обстановка способствует формированию на большей части территории, так называемых зон демографического кризиса за счет интенсивного сокращения населения по естественным причинам и активного миграционного оттока.
Литература и Интернет источники
1. Капица С.П. Парадоксы роста: законы развития человечества. — Москва: Династия. 2012. — 201 с.
2. Вишневский А.Г. Россия: демографические итоги двух десятилетий // Мир России. — 2012. — № 3. — С. 3-40.
3. Чибилёв А.А. Степной мир Евразии от Венгрии до Монголии. — Оренбург: Русское географическое общество, 2013. — 117 с.
4. Нефёдова Т.Г. Российская периферия как социально-экономический феномен // Региональные исследования. — 2008. — № 5. — С. 14-31.
5. Федеральная служба государственной статистики. База данных показателей муниципальных образований. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www gks.ru/free_doc/new_site/bd_munst/munst.htm (дата обращения: 21 апреля 2016 г.)
Bibliography and Internet sources
1. Kapitsa S.P. Paradoksy rosta: zakony razvitiya chelovechestva [Paradoxes of Growth: Laws of Humanity Development]. Moscow. Dinastiya [Dynasty]. 2012. 201 p.
2. Vishnevsky A.G. Rossiya: demograficheskiye itogi dvukh desyatiletiy [Russia: Demographic results of two decades]. Mir Rossii [The World of Russia]. 2012. No 3. P. 3-40.
3. Chibilyov A.A. Stepnoy mir Yevrazii ot Vengrii do Mongolii [The Steppe World of Eurasia from Hungary to Mongolia]. Orenburg. Russkoye geograficheskoye obshchestvo [Russian Geographical Society]. 2013. 117 p.
4. Nefyodova T.G. Rossiyskaya periferiya kak sotsial'no-ekonomicheskiy fenomen [Russian periphery as a social and economic phenomenon]. Regional'nyye issledovaniya [Regional Studies]. 2008. No. 5. P. 14-31.
5. Baza dannykh pokazateley munitsipal'nykh obrazovaniy. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Database on performance of municipalities. Federal State Statistics Service]. Available at: http://www gks.ru/free_doc/new_site/bd_munst/ munst.htm. (Accessed: 21 March 2016).