Научная статья на тему 'Пространственные аспекты субъектной трансформации предприятия'

Пространственные аспекты субъектной трансформации предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / REGIONAL ECONOMICS / THE ENTERPRISE / THE STRUCTURAL TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галазова С. С.

Статья посвящена территориальным аспектам структурного преобразования корпорации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spatial aspects of the enterprise subjective transformation

The article focuses on the spatial aspects of the structural transformation of the corporation.

Текст научной работы на тему «Пространственные аспекты субъектной трансформации предприятия»

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ СУБЪЕКТНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ГАЛАЗОВА С.С.,

доктор экономических наук, профессор, Северо-Осетинский государственный университет, e-mail: [email protected]

Статья посвящена территориальным аспектам структурного преобразования корпорации.

Ключевые слова: региональная экономика; предприятие; структурная трансформация.

The article focuses on the spatial aspects of the structural transformation of the corporation.

Keywords: regional economics; the enterprise; the structural transformation.

Коды классификатора JEL: O18, R11.

Исследуя зависимость экономизации первичного уровня производственного пространства от его структурирования, следует, прежде всего, оценить возникающую в этой ситуации экономическую многосубъектность отраслевого или регионального хозяйства, перерастающую в формирование его дополнительного конкурентного преимущества в результате перехода к новой управленческой организации структуры производства.

Развитие национальной экономики, стимулирующей внутриотраслевое или внутритерриториальное структурное объединение предприятий одной или нескольких отраслей, должно повысить уровень конкурентоспособности менеджмента и качества производства в условиях мировой глобализации. Поэтому в аспекте эффективного управления национальной экономикой основная задача экономической науки - теоретическая идентификация монорегиональных и моноотраслевых объединений в качестве первичных звеньев производства, а также реальная оценка перспектив и конкурентоспособности их продукции. Это позволяет рассчитать необходимые параметры производственной, внепроиз-водственной и социальной региональной инфраструктуры, налоговый потенциал и размеры эффективного привлечения инвестиционных ресурсов.

Эффективность функционирования первичной производственной структуры может быть оценена только целевой системой индикаторов, в число которых входят показатели обобщающего характера.

В настоящее время общепризнано, что внутриотраслевые локализованные производственные структуры характеризуются высокой эффективностью, поставляют конкурентоспособную продукцию, в цене которой высок удельный вес добавленной стоимости. Однако эта видимая результативность является следствием невидимой комбинации ряда «структурируемых» факторов производства - рядоположенность юридически обособленных предприятий, производство взаимодополняемой (или взаимозаменяемой) продукции, специализированная инфраструктура (в том числе - информационное обеспечение).

В количественном аспекте ни одна первичная производственная структура не ограничена числом предприятий-участников (хотя их оптимальное число для каждой такой структуры индивидуально), а порождаемый ею локальный рынок труда характеризуется параметрами «классического рынка».

Реальная организация оптимальной производственной структуры на уровне ее первичного звена требует создания специальных предпосылок - формирования локальной системы производственно-кооперативных связей, эффективного внутриподсистемного управления, оказания правовой поддержки новообразуемой структуре посредством формирования соответствующего менеджмента.

Общая концепция структурной макроэкономической политики предполагает эффективное управление в трех сегментах национальной экономики - в сфере использования отраслевых и региональных факторов производства, в сфере межрегиональной и межотраслевой конкуренции и в сфере управления спросом и предложением на продукцию данной производственной структуры. Соответственно различают фактически-организованную структуру (как результат само-структурирования национальной экономики), социально-целесообразную структуру (создаваемую в результате прямой поддержки бюджета и преследующую социально-значимые цели) и формально-организуемую структуру (функция которой — достижение внерегиональных и внеотраслевых целей).

Поскольку реструктуризация территориального производства в депрессивных сферах и регионах встречает дополнительные препятствия, отвлекая бюджетные и природные ресурсы на структурирование фактически неэффективного произ-

© С.С. Галазова, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

140

С.С. ГАЛАЗОВА

водства, то организация новых, реально-эффективных структурных производственных единиц как первичных звеньев национальной экономики особенно целесообразна в тех ее отраслях и регионах, в которых существует краткосрочная возможность достижения конкурентоспособного оптимального соотношения между ценой и качеством продукции [1].

Основным критерием конкурентоспособности первичных структурных единиц является внутриотраслевая и внутрирегиональная дифференциация показателя валового продукта как следствие внедрения высокотехнологичных производств.

Конечной целью структурной макроэкономической политики является создание вертикально интегрированной локализованной производственной структуры в статусе укрупненного первичного звена сферы, отрасли или региона национальной экономики. Условием ее создания выступает диверсификация названных блоков, обозначающая переход к открытому состоянию экономики страны. Причем речь идет не только о внерегиональной (внеотраслевой), но и о внутрирегиональной (внутриотраслевой) открытости, поскольку новая первичная структура представляет объединение мелких и средних предприятий под эгидой крупной корпорации, реализующее их специализированный производственный потенциал. Номенклатура продукции структурированных первичных единиц национальной экономики зависит от уровня рентабельности реструктурируемого производства, которое, в конечном счете, и показывает поглощаемые им сегменты внутринационального рынка [2].

Стратегическая эффективность первичной структурной реорганизации сфер, отраслей и регионов национальной экономики состоит в том, что она позволяет строить перспективные модели экономической динамики значительных производственных пространств. Более того, структурная оптимизация организационного строения производства несовместима со стихийно-возникающей внутри- и межотраслевой (межрегиональной) конкуренцией, поскольку интеграция производственного потенциала ведущих предприятий в рамках той или иной первичной производственной структуры превращается в основное конкурентное преимущество производства данной страны.

Эффективность новой корпоративной формы функционирования первичного звена как условия устойчивого роста национальной экономики прямо обусловлена максимальной реализацией организационно-управленческих функций этой формы, специфика которых порождается интеграционным вектором пространственно-отраслевых экономических отношений. В связи с этим можно говорить о наличии прямой зависимости эффективность новой корпоративной формы функционирования первичного звена от максимальной реализации организационно-управленческих функций этой формы, которая, в свою очередь, предполагает создание целевого механизма сопряженности макроэкономического, отраслевого и регионального уровней управления производством.

В рамках существующей зависимости экономической многосубъектности производственного пространства от его оптимального структурирования первичная производственная структура оценивается как фактор, импульсирующий горизонтальную диверсификацию системы экономических отношений. Отсюда следует, что в практическом аспекте, наряду с муниципальным уровнем экономики, возникает особый, «структурный» первичный уровень организации и функционирования национальной макроэкономики.

Основная особенность структурной трансформации производства состоит, по нашему мнению, в становлении само-регулируемого механизма функционирования первичного уровня производственной единицы национальной экономики. Это требует качественного изменения в системе инструментов и методов макроэкономического регулирования хозяйством, в том числе — признания его многосубъектности, автономности и самодостаточности.

Если исходить из портеровского определения такой, весьма специфической, структурной единицы пространственной экономики, как кластер (как группы географически соседствующих взаимосвязанных компаний — поставщики, производители и др., и связанных с ними организаций — образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании, действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга), то можно придти к ошибочному выводу о том, что основные производственные структуры представляют собой систему корпорирования только территориальных субъектов производства. В действительности же реальные границы макроэкономической политики структурирования гораздо шире, чем логические, — именно поэтому М.Портер считает, что конкурентоспособность страны в условиях массового структурирования ее экономики следует трактовать как конкурентное состязание, происходящее не между ее отдельными фирмами, а именно между их группировками, то есть между объединением разноотраслевых фирм, что позволяет им максимально эффективно использовать находящиеся в их распоряжении ресурсы [3].

В настоящее время в экономической литературе общепризнано, что существует определенный набор структурноинтеграционных конкурентных преимуществ, реализация которых обеспечивает национальной макроэкономике занятие конкурентоспособных позиций в специфических для нее сегментах мирового рынка. В число подобных структурных конкурентных преимуществ, как правило, включают наличие качественных исходных факторных предпосылок - естественные ресурсы, уровень профессионально-квалификационного образования массового работника, инновационный потенциал страны (сфер, отраслей и регионов национальной экономики), развитость финансовой и транспортной инфраструктуры, размер трансакционных издержек производства, концентрация инвестиционных ресурсов [4].

Конечно, практически все исследователи эффективности структурной организации сфер, отраслей и регионов национальной экономики обращают внимание и на факторы вторичного характера, к которым правомерно относят все элементы, условия и динамику внутреннего спроса (в том числе, качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса). Однако, и в этом мы усматриваем определенный недостаток современной экономической теории, формированию предложения со стороны первичных производственных структур, его количественной и качественной характеристике уделяется значительно меньшее внимание, хотя в условиях современного рынка предложение сохраняет за собой приоритет в установлении рыночного баланса между спросом и предложением. Поэтому формирование производственных структур в различных сферах, отраслях и регионах национальной экономики отнюдь не уменьшает опасности монополизации отраслевых, региональных и мировых рынков.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ СУБЪЕКТНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

141

Отраслевые и территориальные структуры опираются на поддержку предприятий инфраструктурного характера, которые представлены производственными единицами смежных и обслуживающих отраслей (особенно важно создание таких структур в сферах добычи сырья и производства полуфабрикатов, поставок специализированного оборудования, разработок и применения новейших технологий).

По мере завершения производственного формирования новых первичных структур на первое место выходят факторы экономического характера, предопределяющие отраслевую, региональную и макроэкономическую эффективность их функционирования. Среди этих факторов следует специально отметить организационное строение, управленческую стратегию, степень развитости конкуренции в данной отрасли, качество структурного менеджмента. Разумеется, особое значение приобретает налоговая политика, проводимая федеральным центром, а также отраслевыми и региональными органами власти.

В теоретическом плане возникает вопрос, - в каких же сферах создаются перспективные конкурентные преимущества первичных производственных структур? Большинство исследователей, вслед за М.Портером, полагают, что такие перспективные конкурентные преимущества создаются на внутренних рынках страны. Однако нам ситуация не представляется столь однозначной.

Дело в том, что межстрановая конкуренция по своим условиям качественным образом отличается от внутриотраслевой и внутрирегиональной конкуренции. Поэтому возникающие сегодня первичные отраслевые и региональные производственные структуры изначально должны ориентироваться на достижение максимальных качественных показателей по тем конкурентным позициям, которые решающим образом определяют позиции данной структуры в данном сегменте мирового рынка. Полагать, что этой структуре удастся воспроизвести условия внутрирегиональной конкуренции уже на мировом рынке, было бы серьезным заблуждением. Другое дело, что протекционистская политика государства в определенной ситуации способна искусственно перенести формы и условия такой конкуренции на международный уровень, однако протекционизму присущ один, но существенный недостаток - получение всегда крайне краткосрочного эффекта при неизбежном стратегическом проигрыше.

Для ускоренного формирования реально-конкурентоспособных производственных первичных структурных единиц необходима их отраслевая и пространственная концентрация, придающая им характер межрегиональных и межотраслевых (транснациональных) первичных производственных структур. В результате отраслевые и региональные производственные подсистемы трансформируются в многосубъектную корпорацию комплексной территориально-отраслевой направленности, объединяющую специализированные единичные субъекты производства. Поэтому анализировать отраслевое и региональное организационно-структурное строение - это значит анализировать деятельность определенного территориально-отраслевого сообщества фирм как первичного субъекта национального производства, интегрированных стратегией роста взаимной конкурентоспособности.

Возникающая многосубъектность первичных отраслевых и региональных производственных структур имеет определенные качественные отличия, благодаря которым усиливаются конкурентные преимущества экономики данной страны. К таким отличиям мы относим следующие параметры, характеризующие специфику первичных структурных субъектов.

1. Межотраслевой характер многосубъектности, поскольку конкурентоспособные структуры формируются на базе ассоциирования производств различных отраслей, что придает производственной структуре определенную сбалансированную устойчивость между расходами и доходами.

2. Инновационный характер структурной многосубъектности, поскольку, только реализуя в производстве и организации производственной структуры достижения высоких технологий, отрасль, сфера или регион могут обеспечить свое стратегическое развитие.

3. Информационный характер структурной многосубъектности, поскольку эффективность структурной организации регионального или отраслевого производства обеспечивается прозрачностью внутрирегионального (внутриотраслевого) движения ресурсных, продуктовых и инвестиционных потоков.

Отмеченные субъектные особенности участников отраслевых и региональных производственных структур позволяют говорить о возникновении качественно нового первичного субъекта территориально-отраслевого производства, представляемого диверсифицированными структурированными производственными комплексами. Это существенно обогащает субъектное многообразие сфер, отраслей и регионов национальной экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амосенок Э.П., Бажанов В.А. Интегральная оценка инновационного потенциала регионов России // Регион: экономика и социология. Новосибирск, 2006.

2. Ахметжанова С.Б. Кластерный подход к формированию системы управления пищевой промышленностью Республики Казахстан // Регион: экономика и социология. Новосибирск, 2003.

3. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. С. 18.

4. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.