Научная статья на тему 'Пространственное распределение эффектов от вступления России в ВТО: внешнеторговый аспект'

Пространственное распределение эффектов от вступления России в ВТО: внешнеторговый аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ОТКРЫТОСТЬ ЭКОНОМИКИ / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / СУБЪЕКТЫ РФ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деваева Елена Ибрагимовна, Горюнов Александр Павлович, Котова Татьяна Евгеньевна

Рассматриваются перспективы развития внешней торговли дальневосточных субъектов РФ в связи с присоединением России к ВТО. Показано пространственное распределение потенциальных внешнеторговых эффектов, связанных с либерализацией таможенно-тарифного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Деваева Елена Ибрагимовна, Горюнов Александр Павлович, Котова Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пространственное распределение эффектов от вступления России в ВТО: внешнеторговый аспект»

Пространственная Экономика 2007. № 4. С. 40-51

УДК 339.543

Е. И. Деваева, Л. П. Горюнов, Т. Е. Котова

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РЛСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТОВ ОТ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО: ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ АСПЕКТ Н

Рассматриваются перспективы развития внешней торговли дальневосточных субъектов РФ в связи с присоединением России к ВТО. Показано пространственное распределение потенциальных внешнеторговых эффектов, связанных с либерализацией таможенно-тарифного регулирования.

ВТО, либерализация, внешняя торговля, открытость экономики, таможенный тариф, субъекты РФ, Дальневосточный федеральный округ, Россия.

Либерализация внешнеэкономической деятельности позволила многим странам значительно интенсифицировать внешнеэкономические связи и тем самым достичь позитивных качественных изменений в национальной экономике. И в России с 1991 г. либерализация внетттнеэкономи -ческой деятельности стала одним из главных направлений экономической политики. В процессе либерализации Россия прошла сложный и противоречивый путь — от стремления максимально форсировать «открытие» национальной экономики к выработке оптимального режима либерализации, направленного на эффективное использование национальных преимуществ в

© Деваева Е. И., Горюнов А. П., Котова Т. Е., 2007

Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ № 070288202а/Т; гранта РГНФ, поддержанного Региональным экспертным советом «Оценка вероятных реакций внешнеторговых и инвестиционных взаимодействий Дальнего Востока России со странами АТР на предстоящее присоединение России к ВТО»; проектов ДВО РАН № 06-Ш-А-10-429 и № 06-Ш-Б-10-437.

№ 4 2007

системе международного разделения труда и включению страны в процессы экономической глобализации. В последние годы формирование современной модели российской внешнеэкономической политики было тесно связано с планами присоединения страны к ВТО.

Исходя из опыта стран-членов ВТО, открытие экономики может иметь наряду с позитивными последствиями и негативные. Как правило, отрицательные последствия открытия национальной экономики сосредоточены в кратко- и среднесрочном периодах, и они тем значительнее, чем большей степенью закрытости характеризовалась экономика до вступления в ВТО.

Современная экономическая наука трактует открытость экономики, с одной стороны, как соответствие национального хозяйства определенным количественным критериям включенности в мирохозяйственные связи, а с другой, качественной, — как невозможность для государства проводить избранную макроэкономическую политику, основываясь на предположении, что оно действует в закрытой хозяйственной системе, абстрагируясь от воздействия внешнеэкономических факторов на внутриэкономические процессы [7, с. 20].

Вероятно, что вследствие наличия в экономике России значительных региональных асимметрий рост ее открытости, обусловленный модификацией институциональной среды в рамках ВТО, может привести к трансформации существующей пространственной структуры внешнеэкономических взаимодействий страны, усилив дифференциацию ее регионов по степени вовлеченности в международное разделение труда. Данная работа преследует своей целью анализ возможных параметров этой трансформации на территории Дальнего Востока России.

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ МАСШТАБОВ

И СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ДФО

Российский Дальний Восток относится к числу регионов, экономическое развитие которых во многом зависит от степени вовлеченности в международное разделение труда. Основной формой внешнеэкономических связей Дальнего Востока России является внешняя торговля.

В период существования в стране государственной монополии внешней торговли возможности наращивания объемов экспорта отдельных территорий определялись в основном наличием значительных экспортных ресурсов, причем наименее капиталоемких и быстро возобновляемых. Другими словами, в основу внешнеторговых взаимодействий региона были положены его абсолютные преимущества, что обусловило устойчивость территориальной структуры экспорта региона, определяемой и по сей день главным образом локализацией экспортных ресурсов.

С началом 90-х гг. в процессе рыночных преобразований развитие внешней торговли дальневосточных субъектов РФ, и, соответственно, российского Дальнего Востока в целом, носило ярко выраженный циклический характер и определялось почти исключительно институциональными флуктуациями в российской экономике, которые накладывались на монотонный рост внешнего спроса [11, с. 116] (рис. 1).

•Экспорт ■ * ■ Импорт А Оборот

Рис. 1. Динамика внешней торговли Дальнего Востока России, млн долл.

Рост объемов внешней торговли Дальнего Востока в 1991—1993 гг. был обусловлен резким расширением экономических обменов вследствие либерализации и децентрализации внешнеэкономической деятельности. Однако уже в 1994 г. в результате сокращения внешнего спроса на реэкспортную продукцию вследствие существенного роста издержек ее производства и колоссально возросших транспортных тарифов произошел резкий спад внешней торговли региона. В 1995—1996 гг. позитивная динамика объемов торговли была восстановлена преимущественно за счет регионального экспорта, рост которого происходил на фоне снижения обменного курса рубля. Глубокая девальвация рубля, произошедшая в конце 90-х гг., обусловила сокращение импорта и одновременно повысила эффективность экспортных поставок, что повлекло за собой существенный рост объемов дальневосточного экспорта. Также значительное влияние на формирование объемов регионального экспорта в 2000—2002 гг. оказало размещение крупных экспортных контрактов на оборонных заводах региона.

На современном этапе развитие внешней торговли региона характеризуется устойчивой положительной динамикой. Высокая концентрация дальневосточного экспорта на ограниченной номенклатуре товаров позволяла по-

зитивно реагировать на изменения ценовой конъюнктуры мировых товарных рынков, а рост внутрирегионального платежеспособного спроса, реальных доходов населения и инвестиционной активности обусловили увеличение физических и стоимостных объемов импортируемой продукции.

В 2006 г. масштабы внешней торговли российского Дальнего Востока1 достигли максимального за всю историю его развития значения — 14,1 млрд долл.

К настоящему времени, исходя из абсолютных показателей, характеризующих территориальную структуру внешней торговли ДФО, основной экспортный потенциал региона сконцентрирован в Хабаровском и Приморском краях, Сахалинской области, на долю которых приходится 85,6% регионального экспорта. Эти же субъекты РФ формируют главные рынки сбыта импортируемых из зарубежных стран товаров (93,6%) (табл. 1).

Таблица 1

Территориальная структура внешней торговли ДФО в 2006 г.*

Субъект РФ Экспорт Импорт Оборот

млн долл. % млн долл. % млн долл. %

Республика Саха (Якутия) 403,6 5,6 81,9 1,2 485,5 3,5

Приморский край 1400,3 19,6 3064,6 44,0 4464,9 31,6

Хабаровский край 3520,9 49,2 876,7 12,6 4397,6 31,1

Амурская область 127,3 1,8 145,5 2,1 272,8 1,9

Камчатская область 412,4 5,8 56,9 0,8 469,3 3,3

Сахалинская область 1204,5 16,8 2578,5 37,0 3783,0 26,8

Магаданская область 71,0 1,0 85,5 1,2 156,5 1,1

ЕАО 11,4 0,2 17,5 0,2 28,9 0,2

ЧАО 0,6 0,0 64,7 0,9 65,3 0,5

ДФО 7152,0 100,0 6971,8 100,0 14 123,8 100,0

* Не включая экспорт и импорт услуг, бункерного топлива, экспорт продукции алмазного комплекса.

Примечание. Здесь и далее — Еврейская автономная область (ЕАО), Чукотский автономный округ (ЧАО).

Источник: составлено на основе данных ДВТУ ФТС РФ.

Столь высокая дифференциация дальневосточных субъектов РФ по степени вовлеченности во внешнеторговое сотрудничество в рамках ДФО обусловлена уровнем их экономического развития, структурой хозяйства, наличием эффективных природных ресурсов и географическим положением.

Важнейшей предпосылкой для развития внешнеторгового сотрудничества Приморского края, который относится к числу крупнейших по эконо-

1 По данным таможенной статистики.

мическому потенциалу регионов Дальнего Востока, является наличие относительно диверсифицированной структуры промышленного производства и развитой транспортно-транзитной инфраструктуры.

На современном этапе за Приморским краем, в силу того, что регион является основным полигоном транзита импорта, закрепились позиции одного из основных дальневосточных импортеров. На долю Приморского края приходится свыше 90% дальневосточного импорта легковых автомобилей, около 86% — пищевкусовых товаров, 43,8 — промышленных товаров народного потребления и 64,0% — химической продукции (табл. 2).

Таблица 2

Территориальное распределение объемов импорта основных видов продукции в рамках ДФО, 2006 г., %

Машины, оборудование, транспортные средства Товары потребительского спроса Хими- Топ- ливо, мине-

Субъект РФ продукция инвести- ционного назначения лег- ковые автомо- били промыш- ленные товары народного потребления пи- щевку- совые товары ческие товары раль- ное сырье, метал- лы

Республика Саха (Якутия) 2,0 0,0 0,2 0,1 2,6 0,5

Приморский край 15,5 90,6 43,8 85,9 64,0 20,9

Хабаровский край 8,5 4,0 41,9 6,4 7,4 9,5

Амурская область 0,9 0,2 6,8 3,7 1,2 2,0

Камчатская область 0,4 1,8 0,5 0,2 0,8 0,9

Сахалинская область 70,9 1,6 4,5 0,6 20,0 63,6

Магаданская область 1,1 1,8 0,3 1,6 2,9 1,6

ЕАО 0,1 0,0 0,2 1,1 0,3 0,2

ЧАО 0,6 — 1,8 0,4 0,8 0,8

ДФО 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Источник: рассчитано на основе данных ДВТУ ФТС РФ.

Стабильная основа взаимовыгодного внешнеторгового сотрудничества Сахалинской области обеспечивается главным образом эффективными природными ресурсами (прежде всего, углеводородными). Происходящие в последние годы изменения в динамике и товарной структуре внешней торговли Сахалинской области связаны, прежде всего, с реализацией проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» на условиях СРП. В настоящее время Сахалинская область полностью обеспечивает экспорт дальневосточной сырой нефти (табл. 3). Свыше 70% импорта продукции инвестиционного назначения

№ 4 2007

ДФО концентрируется в Сахалинской области, что связано с материальнотехническим обеспечением в рамках освоения нефтегазовых месторождений на шельфе о. Сахалин (табл. 2).

Среди дальневосточный: субъектов РФ Хабаровский край имеет наиболее диверсифицированную и сбалансированную с точки зрения соотношения добывающих и обрабатывающих отраслей структуру хозяйства. К числу важнейших элементов хозяйства Хабаровского края относятся лесной, рыбный, топливно-энергетический и оборонно-промышленный комплексы. Экономический потенциал края и сложившаяся структура хозяйства в значительной степени предопределяют масштабы и структуру его внешнеторговых обменов. На территории Хабаровского края формируется более 97% объемов дальневосточного экспорта нефтепродуктов, свыше 60% экспорта лесопродукции, около 40% экспорта черных металлов и изделий из них (табл. 3).

Таблица 3

Территориальное распределение объемов экспорта основных видов продукции в рамках ДФО, 2006 г., %

Субъект РФ Уголь Нефть Не- фте- про- дукты Черные металлы и изделия из них Цветные металлы и изделия из них* Ле- сото- вары Рыба и мо-репродукты

Республика Саха (Якутия) 91,1 — — 0,0 — 0,4 —

Приморский край 5,4 — 2,9 45,8 57,8 26,5 36,5

Хабаровский край 0,0 — 97,1 39,0 35,5 62,1 8,1

Амурская область — — — 2,8 — 8,6 —

Камчатская область — — 0,0 1,7 0,0 0,0 31,7

Сахалинская область 3,5 100,0 0,0 7,6 6,7 1,5 19,4

Магаданская область — — — 3,1 — — 4,3

ЕАО — — — 0,0 — 0,9 —

ЧАО — — — — — — 0,0

ДФО 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

* Не включая руды и концентраты.

Источник: рассчитано на основе данных ДВТУ ФТС РФ.

Монопродуктовая специализация Камчатской области во многом предопределяет возможности ее участия во внешнеэкономических связях. Ведущей отраслью промышленности является рыбная, которая обеспечивает около 70% промышленного производства. Экспортные потоки области сконцентрированы на узкой группе рыбных ресурсов. В настоящее время Камчатская область обеспечивает 31,7% дальневосточного экспорта рыбопродукции (табл. 3).

Развитие экспортного сектора Республики Саха (Якутия) связано с

эксплуатацией угольных месторождений Нерюнгри. В настоящее время экспортные поставки якутского угля обеспечивают свыше 90% дальневосточного экспорта данного вида топлива (табл. 3).

Наличие проходящей по территории Амурской области и ЕАО российско-китайской границы с расположенными вдоль нее пропускными пунктами, открытыми для международного грузового и пассажирского сообщения, предопределило географическую направленность внешней торговли, замкнутую на китайский рынок. Относительно слабый экономический потенциал этих территорий ограничивает конкурентоспособность продукции, производимой предприятиями их отраслей специализации, и возможности активного развития внешнеторгового сотрудничества. В настоящее время на долю Амурской области и ЕАО приходится лишь 2,1% внешнеторгового оборота ДФО.

Экономика Магаданской области и ЧАО тесно связана с внутренним рынком страны. Экспорт продукции ведущей отрасли этих субъектов РФ — цветной металлургии — централизован, в силу чего не находит отражения в региональной статистике. Незначительные объемы экспорта Магаданской области и ЧАО традиционно представлены поставками рыбных ресурсов.

Таким образом, участие дальневосточных субъектов РФ в международном разделении труда основано на использовании абсолютных и сравнительных преимуществ, наличие которых существенно моделирует направленность и структуру внешнеэкономических взаимодействий.

ОЦЕНКА ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ЭФФЕКТОВ ОТ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО

Совершенно естественно предположить, что высокая степень вовлеченности территории в международное разделение труда связана с получением экономикой этой территории более значительных эффектов от изменения режима внешнеторгового регулирования. Наиболее доступными в плане количественного измерения эффектов, связанных со вступлением России в ВТО, являются методы, основанные на анализе качественного и количественного состава применяемого арсенала инструментов прямого регулирования внешней торговли.

В настоящее время в ДФО ставками таможенных пошлин регулируется порядка 80% объемов экспорта и практически 100% импорта. При этом средневзвешенная ставка экспортного и импортного тарифа в разрезе территориальной структуры ДФО существенно варьируется, что обусловлено структурными особенностями внешнеторговых потоков дальневосточный: субъектов РФ.

Очевидно, при вступлении России в ВТО модификация существующего уровня тарифных ограничений приведет к изменению средневзвешенных ставок экспортного и импортного тарифа дальневосточных субъектов РФ, что неоднозначно отразится на масштабах и структуре их внешней торговли.

Оценка изменения уровня тарифных ограничений, связанного со вступлением России в ВТО, основывалась на использовании методического подхода к оценке реакции внешней торговли дальневосточных субъектов РФ на изменения таможенно-тарифного регулирования [2, с. 68], в рамках которого быши получены значения средневзвешенных ставок экспортного и импортного тарифов для дальневосточных субъектов РФ в процессе либерализации таможенно-тарифного регулирования (табл. 4).

Таблица 4

Изменение средневзвешенных ставок таможеннык пошлин дальневосточный субъектов РФ при вступлении России в ВТО

Субъект РФ Существующий уровень ставок таможенных пошлин Средневзвешенные ставки таможенных пошлин при вступлении России в ВТО

начальный уровень связывания ставок таможенных пошлин конечный уровень связывания ставок таможенных пошлин

экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт

Республика Саха (Якутия) 0,0 10,3 0,0 15,2 0,0 8,6

Приморский край 4,7 16,2 1,8 24,4 0,0 17,7

Хабаровский край 17,5 13,9 15,5 20,6 0,0 14,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Амурская область 5,5 12,1 0,3 21,0 0,0 13,3

Камчатская область 4,9 15,0 0,3 18,8 0,0 12,6

Сахалинская область 25,4 10,5 22,7 15,5 0,0 8,0

Магаданская область 7,5 14,5 2,3 21,7 0,0 15,2

ЕАО 6,0 11,6 0,1 20,8 0,0 13,8

ЧАО 4,2 11,9 0,0 17,6 0,0 11,2

ДФО 13,7 13,5 11,4 20,3 0,0 13,3

Источник: рассчитано на основе данных ДВТУ ФТС РФ [3; 10].

Согласно полученным результатам, при ослаблении тарифных ограничений на экспорт продукции наибольшие изменения в сторону понижения уровня экспортных тарифов на начальном уровне связывания1 произойдут в Амурской и Камчатской областях, Приморском крае, ЕАО и ЧАО. На конеч-

1 При вступлении в ВТО в ходе переговорного процесса согласуется «верхний» (начальный уровень связывания ставок таможенного тарифа) и «нижний» (конечный уровень связывания ставок таможенного тарифа) пределы возможного изменения таможенного тарифа.

ном уровне связывания экспортные ограничения по всем дальневосточным субъектам РФ минимизируются до нулевого значения.

В отличие от экспорта тарифная защита импорта на начальном уровне связывания усилится. Существенное увеличение средневзвешенной ставки импортных таможенных пошлин произойдет в Приморском крае (на 8,2 п. п.), Амурской (8,9 п. п.) и Магаданской (7,2 п. п.) областях и ЕАО (9,2 п. п.).

На конечном уровне связывания произойдет возврат значения средневзвешенной ставки импортного тарифа к ее существующему уровню: изменение составит только 0,2 п. п. в сторону понижения. При этом движение импортной ставки по субъектам ДФО будет разнонаправленным, но достаточно незначительным. Так, наибольшие изменения коснутся номенклатуры импорта Камчатской области (—2,4 п. п.), Сахалинской области (—2,5 п. п.) и ЕАО (+2,2 п. п.).

Другими словами, наиболее значительные изменения произойдут в области тарифного регулирования экспорта, причем на конечном этапе переходного периода. В то время как уровень тарифной защиты от импорта снизится в гораздо меньшей степени и лишь временно, с тем чтобы вернуться к первоначальным значениям в конце имплементационного периода1.

Оценки реакции масштабов внешней торговли дальневосточных субъектов РФ на изменение ставок таможенных тарифов при вступлении России в ВТО, выполненные на основе модели постоянной ценовой эластичности [2, с. 70], позволяют сделать вывод о том, что модификация таможенно-тарифного регулирования в краткосрочном периоде не окажет значительного влияния на объемы внешней торговли ДФО. И лишь на конечном уровне связывания приведет к существенному увеличению объемов экспорта отдельных дальневосточных субъектов РФ.

Приросты объемов экспорта и импорта дальневосточных субъектов РФ в значительной степени будут определяться наличием и высоким удельным весом в структуре их торговли чувствительных к изменениям таможенно-тарифного регулирования товаров. Наиболее заметное сокращение объемов импорта на начальном уровне связывания произойдет в Приморском крае (за счет снижения объемов импорта пищевкусовых товаров и продукции химической промышленности), Сахалинской области (продукции машиностроения) и Хабаровском крае (товаров потребительского спроса). На конечном уровне связывания рост объемов регионального импорта будет обеспечен Приморским краем (легковые автомобили, машинотехническая продукция инвестиционного назначения) и Сахалинской областью (продукция инвестиционного назначения, металлы и изделия из них).

1 Имплементационный период {implementation period) — период, в течение которого страна-участница {присоединяющаяся страна) обязуется осуществить переход от начального к конечному уровню связывания.

Существенное увеличение объемов экспорта при обнулении экспортных пошлин может быть обеспечено ростом экспорта нефтепродуктов в Хабаровском крае, поставками рыбы и морепродуктов Приморского края, нефти сырой Сахалинской области (табл. 5).

Таблица 5

Оценка возможных изменений объемов внешней торговли дальневосточных субъектов РФ при вступлении России в ВТО

Субъект РФ Начальный уровень связывания ставок таможенных пошлин Конечный уровень связывания ставок таможенных пошлин

экспорт импорт экспорт импорт

млн долл. % млн долл. % млн долл. % млн долл. %

Республика Саха (Якутия) 0,2 0,0 -9,7 -11,9 0,2 0,0 1,9 2,3

Приморский край 279,9 20,0 -82,9 -2,7 369,3 26,4 107,5 3,5

Хабаровский край 158,8 4,5 -45,4 -5,2 1234,0 35,0 5,8 0,7

Амурская область 27,7 21,8 -5,0 -3,4 27,9 21,9 1,0 0,7

Камчатская область 112,3 27,2 -1,7 -3,0 113,7 27,6 1,1 1,9

Сахалинская область 92,5 7,7 -75,7 -2,9 336,2 27,9 48,4 1,9

Магаданская область 46,7 65,8 -5,1 -5,9 50,3 70,8 2,3 2,7

ЕАО 7,3 64,1 -2,7 -15,5 7,7 67,8 -1,0 -5,7

ЧАО 0,0 3,6 -4,7 -7,2 0,0 3,6 5,0 7,7

ДФО 725,4 10,1 -232,8 -3,3 2139,4 29,9 171,9 2,5

Источник: расчеты авторов.

Представление о потенциальных эффектах, связанных с либерализацией внешнеторговой деятельности, можно получить и посредством анализа перерас -пределения доходов между участниками внешнеэкономической деятельности и государственным бюджетом. Так, согласно оценкам, наибольший выигрыш от снижения уровня экспортных тарифных ограничений получат экспортеры Хабаровского и Приморского краев: на начальном уровне связывания таможенный: пошлин он может составить соответственно 54,4 и 32,2 млн долл., на конечном уровне — 873,6 и 75,1 млн долл., при этом экспортеры Сахалинской области на конечном уровне связывания получат 392,6 млн долл. (табл. 6).

Увеличение ставок импортных пошлин на начальном уровне связывания может привести к прямым потерям региональных импортеров, и прежде всего в Сахалинской области, Хабаровском и Приморском краях, и перераспределению доходов в пользу госбюджета — на 124,2; 56,5 и 243,7 млн долл. соответственно. В то же время при снижении ставок защитного тарифа на конечном уровне связывания совокупный выигрыш импортеров указанных субъектов РФ составит 14 млн долл.

4. Заказ 835

49

Таблица 6

Пространственное распределение возможный выигрышей и потерь для участников ВЭД дальневосточных субъектов РФ при вступлении России в ВТО, млн долл.

Субъект РФ Начальный уровень связывания ставок таможенных пошлин Конечный уровень связывания ставок таможенных пошлин

экспорт импорт экспорт импорт

Республика Саха (Якутия) 0,1 -3,3 0,1 1,6

Приморский край 32,2 -243,7 75,1 -50,0

Хабаровский край 54,4 -56,5 837,6 -1,6

Амурская область 8,2 -12,3 8,5 -1,7

Камчатская область 5,3 -2,0 6,9 1,4

Сахалинская область 6,4 -124,2 392,6 65,6

Магаданская область 0,2 -5,8 3,5 -0,7

ЕАО 1,3 -1,3 1,3 -0,3

ЧАО 0,0 -3,4 0,0 0,4

ДФО 108,2 -452,4 1325,7 14,7

Источник: расчеты авторов.

В целом полученные оценки пространственного распределения эффектов от вступления России в ВТО, несмотря на их вероятностный характер (в том числе в силу отсутствия полной информации по соглашениям, достигнутым в ходе переговорного процесса по присоединению РФ к ВТО), подтверждают значимость либерализации таможенно-тарифного регулирования для тех субъектов ДФО, экономика которых характеризуется наиболее высокой степенью вовлеченности в международное разделение труда. В то же время, согласно результатам расчетов, институциональные изменения, обусловленные вступлением России в ВТО, не приведут к серьезной трансформации существующей пространственной структуры внешней торговли на Дальнем Востоке. Так, если в 2006 г. на долю трех дальневосточных субъектов РФ (Приморский, Хабаровский края и Сахалинская область) приходилось 89,5% внешнеторгового оборота, 85,6% экспорта и 93,6% импорта Дальнего Востока, то на конечном этапе имплементационного периода доля этих же регионов составит 89,7% внешнеторгового оборота ДФО, 86,8% экспорта и 93,5% импорта.

Это свидетельствует о том, что сами по себе институциональные изменения не способны привести к более активному включению во внешнеторговые взаимодействия территорий «периферии»1, таких как, например, Амурская и Магаданская области, Еврейская АО и Чукотский АО. В то же время значительные приростные объемы экспорта (на 29,9% в целом по ДФО в рамках

1 Под «периферийными» территориями понимаются дальневосточные субъекты РФ, характеризующиеся относительно низким уровнем участия во внешней торговле Дальнего Востока.

конечного уровня связывания таможенных пошлин) позволяют говорить о мгновенных эффектах изменения таможенной политики как о весьма серьезном импульсе экономического развития.

При интерпретации представленных результатов следует учитывать тот факт, что они отражают потенциальные размеры изменений, рассчитанные на основе существующей экономической конъюнктуры. Это означает, что в них отсутствуют динамические и мультипликативные эффекты развития экономики, то есть они отражают минимумы и представляют относительные (начальных) масштабы ожидаемых изменений. Следовательно, они не привязаны жестко к существующему пространственному распределению внешней торговли и индифферентны к его изменениям во времени.

Значительные эффекты институциональных изменений, таким образом, вполне могут быть использованы не только для укрепления существующего экспортно ориентированного «ядра» ДФО (что произойдет инерционным путем, как показывают наши результаты), но и для придания новых стимулов роста «периферийным» экономикам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бессонова Е, Козлов К., Белов Б., Соколов Д., Иванова Н, Юдаева К. Секторальный и региональный анализ последствий вступления России в ВТО: оценка издержек и выгод / Центр экономических и финансовых исследований и разработок. Серия «Рабочие материалы»; № 3. Московский центр Карнеги, 2003.

2. Деваева Е. И., Горюнов А. П., Котова Т. Е, Изотов Д. А. Оценка последствий присоединения России к ВТО для внешней торговли Дальнего Востока // Пространственная экономика. 2005. № 3.

3. Ивантер В. В., Узяков М. Н, Широв А. А., Капицын В. М., Герасименко О. А., Андронова Л. Н. Количественный анализ экономических последствий вступления России в ВТО // Проблемы прогнозирования. 2002. № 5.

4. Ливенцев Н. Н, Лисоволик Я. Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002.

5. Минакир П. А. Экономика регионов. Дальний Восток. М.: Экономика, 2006.

6. Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО. НИС РАН, июль 2002 г. http://www.rnic.ru/Download/WTO_big_final.doc.

7. Оболенский В. П. Трансформация механизма государственного регулирования внешней торговли в ходе формирования в России открытой экономики: дисс. ... докт. экон. наук: 08.00.05. М., 1995.

8. Орешкин В. А. Внешнеэкономический комплекс России в условиях интеграции в мировое хозяйство. М.: ИМЭМО РАН, 2002.

9. Томас В., Нэш Дж. Внешнеторговая политика: опыт реформ. М.: ИНФРА-М, 1996.

10. Федеральный закон «О таможенном тарифе РФ» № 5003-1от 21.05.1993 г.

11. Экономическое сотрудничество Дальнего Востока России и стран АТР. Хабаровск: РИОТИП, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.