Научная статья на тему 'Пространственное планирование рекреационных систем. Зарубежный опыт Малайзии, Турции, Египта, ОАЭ и Греции'

Пространственное планирование рекреационных систем. Зарубежный опыт Малайзии, Турции, Египта, ОАЭ и Греции Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
389
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННАЯ СИСТЕМА / АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Абилов Алексей Жаилханович, Пиляева Арина Александровна

Данная статья посвящена исследованию зарубежного опыта планировочной организации рекреационных систем. Изучен опыт Малайзии, Турции, Египта, ОАЭ и Греции. Показана эффективность законодательных мер в оказании поддержки туристической деятельности. Рассмотренная практика представляет интерес для специалистов в области архитектуры, социологии, географии и экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пространственное планирование рекреационных систем. Зарубежный опыт Малайзии, Турции, Египта, ОАЭ и Греции»

АРХИТЕКТУРА

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РЕКРЕАЦИОННЫХ СИСТЕМ. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ МАЛАЙЗИИ, ТУРЦИИ, ЕГИПТА, ОАЭ И ГРЕЦИИ Абилов А.Ж.1, Пиляева А.А.2

'Авилов Алексей Жаилханович — доктор архитектуры, профессор;

2Пиляева Арина ААлександровна — бакалавр искусств, магистрант, направление: архитектура;

Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева, Институт архитектуры, строительства и энергетики им. Т.К. Басенова г. ААлматы, Республика Казахстан

Аннотация: данная статья посвящена исследованию зарубежного опыта планировочной организации рекреационных систем. Изучен опыт Малайзии, Турции, Египта, ОАЭ и Греции. Показана эффективность законодательных мер в оказании поддержки туристической деятельности. Рассмотренная практика представляет интерес для специалистов в области архитектуры, социологии, географии и экономики.

Ключевые слова: рекреационная система, архитектурно-планировочная организация, пространственное планирование, устойчивое развитие, инфраструктура.

Каждая страна обладает своей специфической системой планировочной организации рекреационных систем. Применение и эффективность архитектурно-планировочных решений рекреационных зон в различных странах варьируются в зависимости от географических, социально-экономических, политических и культурных факторов. Кроме того, различные механизмы планирования административных и организационных уровней играют важную роль в дифференциации пространственно-планировочных решений и применения в сфере туризма.

Мониторинг и оценка всех этапов планировочной организации имеют решающее значение для успешного процесса пространственного планирования [1]. Важным является участие правительственных и гражданских учреждений, местных органов власти, а также населения. Необходимо упомянуть, что успех в процессе архитектурно-планировочной организации рекреационных систем является не только задачей градостроителей или архитекторов, но также зависит от различных специалистов: экономистов, географов, социологов, геологов, ландшафтных дизайнеров, инженеров-строителей и т.д.

Территориально-пространственное планирование рекреационных систем является инструментом обеспечения устойчивого развития. Пространственное планирование достигает своих социальных, экономических, экологических целей, обеспечивая развитие и содействие общественных благ разумному использованию земли и природных ресурсов [2]. Правительство Малайзии предоставляет соответствующую институциональную и правовую основу для обеспечения устойчивого развития туристической отрасли. Туристический сектор занимает второе место после производства по величине вклада в ВВП, а страна входит в десятку лучших мировых туристических направлений [3]. В Малайзии действуют большинство ведущих гостиничных брендов, известных всему миру, это - Шангри-Ла, Хилтон, Шератон, Марриотт, Вестин, Хард-рок и многие другие. Часть туристической инфраструктуры страны включает в себя аэропорт, железные дороги, порты, достопримечательности, зоопарк, фермы, торговые центры, гипермаркеты, этнические магазины, эксклюзивные бутики и магазины беспошлинной торговли. Кроме того, Малайзия участвует во всемирных выставках, туристических встречах и мероприятиях, где активно демонстрирует туристический продукт и достопримечательности, а также укрепляет международные отношения.

Поскольку индустрия туризма является одной из самых крупных и быстроразвивающихся отраслей в Малайзии, правительство приложило значительные усилия для продвижения этой отрасли. Эффективной мерой поддержки отрасли является прямое финансовое участие государства в развитии крупных рекреационных зон посредством создания специализированных агентств, фондов и операторов. Предоставляются налоговые льготы для различных туристических проектов, гостиничного бизнеса, рекреационных объектов, строительства туристических лагерей и конференц-центров, что в свою очередь обеспечивает постоянный приток инвестиций в сферу туризма. В рамках пятилетних экономических планов сформирована стратегия для развития сельского, экологического, круизного и других видов туризма [4].

108

Основные островные курорты Малайзии - это Ланкгави, Пенанг, Сипадан и Пангкор. Известными горными курортами Малайзии являются Камером-Хайлендс, Рауб и Пинанг-Хилл. Для спортивного туризма представляют интерес объекты мирового класса в Национальном спортивном комплексе в Букит Джалил, трасса для гонок Формулы-1 в Сепанге и множество спортивных сооружений в Куала-Лумпуре. На малазийских островах в качестве мест размещения туристов используются гостиницы, отели, хостелы, пансионаты, бунгало. Большинству отелей свойственны большие территории, развитая инфраструктура, широкий ассортимент услуг и развлечений для постояльцев. Самые крупные отели Малайзии находятся в городах Куала-Лумпур и Джорджтаун. Транспортная инфраструктура включает шесть аэропортов, железнодорожное сообщение, паромы, метрополитен и наземный транспорт.

Куала-Лумпур является самым посещаемым городом Малайзии среди туристов. Столица страны обладает развитой инфраструктурой и широким спектром туристических достопримечательностей. На всей территории Куала-Лумпура реализуется зональный подход к развитию, продвижению и функционированию рекреационных систем. Историческое ядро в центре города является ценным туристическим ресурсом, где основной акцент направлен на культурные мероприятия и развлечения, шоппинг, рестораны, здравоохранение и образование. Культурное наследие центральной части города охватывает большую часть зданий, построенных в конце XIX века и обладающих уникальным архитектурным дизайном. Ключевые области в других четырех стратегических зонах сосредоточены на более конкретной туристической деятельности. Букит Джалил - Сепутех ориентирован на развитие спортивного туризма, Вангса Маджу - Малури - индустриальный туризм, Дамансара - Пенчала - экотуризм и образование, а Бандар Тун Разак - Сунгай Беси - экотуризм [5].

Особый интерес для туристов представляют уникальные открытые общественные пространства, такие как: парк цветов, бабочек, птиц и сад орхидей. Помимо крупных столичных парков и лесных заповедников, есть несколько площадей и небольших парков, таких как площадь Мердека и парковые зоны KLCC, которые вносят основной вклад в экологическую ситуацию города. Однако наблюдается отсутствие достаточного количества открытых рекреационных пространств в центре города и районных центрах. Текущий рост индустрии туризма в регионе Юго-Восточной Азии, вызвал появление различных рекреационных объектов, для удовлетворения потребностей туристов. Анализ известных туристических и курортных направлений Малайзии указывает на проявление особого внимания к традиционной региональной архитектуре. Планирование размещения рекреационных зон происходит в соответствии с принципами устойчивого развития.

Объединенные Арабские Эмираты также являются одним из самых конкурентоспособных туристических направлений. В 1989 году был основан Департамент туризма и коммерческого маркетинга (DTCM), который отвечал за планирование, развитие и маркетинг туризма. Спецификой развития отрасли явилось то, что при разработке руководящих стратегий были привлечены международные консультанты.

В настоящее время страна стремится полностью реализовать свой потенциал, чтобы лучше конкурировать в глобальном масштабе. Совет по городскому планированию (UPC) разрабатывает стратегические планы и руководящие принципы для архитектурных проектов, которые окажут существенное влияние на формирование эмиратов. Для их успешной реализации проводится целостный анализ городской структуры, оптимального использования земли, охраны окружающей среды, мобильности и инфраструктуры городских служб. Одним из ключевых и приоритетных направлений является развитие турстической инфраструктуры в соответствии с принципами устойчивого развития. В разработке рекреационных объектов участвуют сотрудники UPC, местные муниципалитеты, правительственные учреждения, градостроители, дизайнеры, архитекторы и инженеры. Власти инвестируют значительные средства в дорогостоящие рекреационные объекты, а также предпринимают обширный маркетинг, в результате чего достигнут значительный рост в сфере туризма. В частности, Дубай быстро превратился в международно-признанного космополита и стал одним из самых посещаемых городов мира.

Дубай является региональным коммерческим и финансовым центром Персидского залива. В середине XI века, с целью компактного роста города, был разработан генеральный план Дубая. Он учитывает развитие дорожной системы, создание нового центра города и зон для рекреационного использования (см. рис. 1). Текущий план включает в себя территории эмирата Дубай и морские районы на расстоянии 12 морских миль от моря. По сравнению с другими городами региона, Дубай обладает большим количеством рекреационных объектов, включающих гостиницы и отели, развлекательные торговые центры, парки и пляжи, удовлетворяющие основные потребности туристов.

109

Рис. 1. Генеральный план эмирата Дубай 2020 Источник: электронный ресурс World urban planning

Становление ОАЭ как туристического направления является результатом сложившихся политических, экономических, социально-культурных, географических, исторических структур и процессов. Инвестиции в сектор транспорта, инфраструктуру, места размещения, активные маркетинговые кампании, помогли исправить первоначальные недостатки в организации туристического досуга. Опыт планирования рекреационных зон ОАЭ послужил иллюстрацией факторов, которые имеют решающее значение для успешного планирования и развития туристической отрасли.

Природные, исторические и культурные ресурсы Турции, а также благоприятная инвестиционная среда, делают туризм активно развивающимся сектором экономики. Во второй половине XX века правительством были разработаны пятилетние планы, в которых определены цели развития туризма. В каждом плановом периоде приняты во внимание различные виды туризма и определены конкретные цели на будущее. Следовательно, туристический сектор развивался систематично, число туристов и доходы регулярно увеличивались. В конце XX века правительство Турецкой Республики разработало региональные планы проектов развития туризма и инициировало развитие инфраструктуры для индустрии. Был принят Закон «О поддержке туризма», в рамках которого предоставлялся ряд налоговых льгот в отношении определенных видов налогов, сборов и пошлин, а также в отношении долгосрочных кредитов на развитие туристического бизнеса [4].

На сегодняшний день процесс планирования рекреационных систем в Турции включает в себя этапы составления планов, принятия решений, исполнения, надзора и мониторинга. Отраслевые заинтересованные стороны включают экспертов от университетов, туристических союзов, профессиональных ассоциаций, таких как Ассоциация туристических агентств Турции (TURSAB) или Ассоциация владельцев отелей, Союз туристических гидов, Агентства развития или инвестиционные агентства. Основные курортные города Турции - Стамбул, Анталия, Бодрум, Каппадокия, Мармарис, Фетхие, Чешме, Алания, Кушадасы и Дидим. Большинство пляжных курортов расположены вдоль юго-западного и южного побережья, называемого Турецкой Ривьерой, особенно вдоль побережья Средиземного моря недалеко от Анталии. Места размещения для туристов в Стамбуле и по всей Турции представляют собой отели, гостиницы, пансионы, хостелы, бутик-отели, пещерные жилища Каппадокии, виллы, квартиры и апартаменты.

Социально-экономическим, культурным и туристическим центром страны является Стамбул. Богатое культурное и социальное наследие столицы нашло отражение в общественных пространствах, где находится множество исторических достопримечательностей. Рекреационные пространства Стамбула представляют собой парки, площади, спортивные и детские площадки, а также театры, кинотеатры, музеи, рестораны, кафе, бары и торговые центры. Согласно исследованию, проведенному в Стамбуле командой Gehl Architects в 2010 году, открытые пространства составляют важную часть рекреационного потенциала города[6]. Открытые пространства в основном состоят из парков (парк Гюльхане, парк ипподрома, парк Мехмет Акиф Эрсой) с большим количеством зеленых насаждений. Еще одним открытым рекреационным пространством Стамбула являются общественные площади с довольно большими расстояниями и сложными пешеходными связями. Набережная со специально оборудованными зонами для отдыха, располагающаяся вдоль Мраморного моря, также является рекреационной ценностью города. Территория мечетей представляет собой еще

один аспект рекреационного потенциала города, соответствующий статусу Стамбула как социального и культурного центра.

Рис. 2. Рекреационные пространства и основные достопримечательности Стамбула [6]

Наиболее благоприятными рекреационными районами Стамбула с точки зрения насыщенности зонами отдыха являются: Фатих, Сарыер, Шишли и Бейкоз. Районы Бейоглу и Фатих характеризуются высоким уровнем культурно-бытового обслуживания и наличием большого количества торговых центров. Городские районы Бейоглу, Фатих, Ускюдар и Кадыкей являются важными центрами культурной деятельности. Центром основной рекреационной нагрузки Стамбула является исторический полуостров, в основном ориентированный на посетителей города. Социальные и культурные объекты концентрируются образуя треугольник в историческом регионе. Кинотеатры, театры, фестивальные площадки, концертные залы, культурные центры, библиотеки, музеи и художественные галереи расположены в треугольнике Фатих - Шишли - Кадыкей [7]. По мере удаления от центра наблюдается сокращение рекреационных зон.

С точки зрения проведения досуга, наибольшую долю в городском землепользовании Стамбула имеют торговые центры, магазины, рестораны и бары. Местоположение торговых центров, как правило, имеет разбросанную структуру, хотя некоторая концентрация наблюдается на основных транспортных осях города в районах Шишли, Бакыркей и Бейликдюзю. Согласно проведенным исследованиям в 2016 году, доступность к торговым центрам из любого района Стамбула составляет максимум 30 минут на машине. Полученный результат, свидетельствует о том, что с точки зрения перенасыщения зон обслуживания торговые центры в Стамбуле достигли предела [7]. Торговые центры обладают преимуществом и все больше конкурируют с городским культурным центром. Наличие большого количества торговых центров подрывает общее культурное развитие города.

Распределение и доступность мест отдыха в городском пространстве Стамбула показали, что несмотря на расширение города в северном направлении, развитие рекреационных пространств в этом направлении не происходит. С точки зрения наполнения социально-культурной и рекреационной деятельности, европейская сторона города и прибрежные поселения, преобладают над анатолийской стороной и внутренними кварталами. Часть районов имеют проблемы с доступом к рекреационным видам деятельности. Историческое ядро города с точки зрения рекреационной деятельности является самой благоприятной зоной для отдыха. Рекреационные зоны являются одной из основных потребностей городов. Для обеспечения равного обслуживания всего городского пространства размещение зон отдыха должно быть запланировано и равномерно распределено. Обеспечение разнообразного, качественного, и доступного досуга для туристов и населения Турции, является одной из основных целей городского планирования.

Если рассматривать Египет, то туристическая отрасль является ведущим источником дохода для экономики страны и основным источником занятости населения. Прямое государственное финансирование инженерно-коммуникационной, транспортной и «мягкой» инфраструктуры туризма, а также создание наиболее значимых туристических проектов являются эффективными мерами планирования в туристской индустрии [10]. Начало интенсивного развития туризма в Египте было связано с политикой либерализации экономики. Иностранным фирмам было позволено эксплуатировать и управлять неэффективными государственными отелями. В число этих отелей входили Хилтон, Меридиан и Марриотт. К

концу XX века практически все инвестиции в туристическую отрасль страны осуществлялись частными предприятиями. В развитии туризма принимали участие как местные, так и иностранные инвесторы [8]. Увеличение количества туристов было главным в политике властей Египта на протяжении десятилетий. Это отражается в больших объемах инвестиций, которые привели к неуклонному росту туризма с конца XX века.

В настоящее время большинство курортов и отелей Египта расположены вдоль побережья, где каждый рекреационный объект имеет полное право собственности и контроля над прилегающим пляжем. Реализация этого подхода показана на примере Хургады и района Набк-Бей в Шарм-эль-Шейхе (см. рис. 3). Курорт Хургада одно из самых посещаемых туристических направлений во всем Египте. Тенденция развития рекреационных систем Хургады является линейной, вдоль береговой линии располагается более 100 отелей и гостиниц для размещения туристов.

Рис. 3. Планирование землепользования Хургады до 2020 года. Линейное развитие рекреационных систем Хургады, и района Набк-Бей в Шарм-эль-Шейхе

Источник: [9], электронный ресурс holiday-travel.biz.

Более устойчивый подход в организации рекреационных систем Египта показан на примере автономного курортного города Эль-Гуна. В Эль-Гуне развитие рекреации происходит в специально отведенных местах, большинство отелей строятся внутри города, разделяя общие пляжные зоны, которые оснащены необходимой инфраструктурой(см.рис.5). Отели и постройки курорта находятся на небольших островках, соединенных между собой мостами и каналами, по которым курсируют лодки. Большинство из этих каналов пересекаются небольшими каменными мостами. Сеть каналов позволяет многим домам иметь собственную полосу пляжа.

Рис. 4. Генеральный план Эль Гуна, Египет.

Источник: электронный ресурс elgouna-immobilien.com.

В центре города в качестве мест рекреации используются существующие открытые пространства, включая общественный парк. Эль-Гуна официально признана наиболее привлекательным и экологически чистым городом на побережье Красного моря.

112

Правительство Египта продолжает стремиться к увеличению иностранных и внутренних инвестиций в туристический сектор, а также улучшает качество туристических услуг и инфраструктуру рекреационных систем. Активность частного сектора является положительным экономическим показателем, обеспечивающим дальнейшее развитие рекреационных систем для посетителей, а также населения Египта.

Изучение опыта формирования рекреационных систем Греции показывает, что в XX веке политика государства в основном была направлена на развитие культурного туризма. С 1975 по 1992 год Греческой национальной туристической организацией ^ЭТО) особое внимание уделялось традиционным греческим поселениям. Благодаря программе «Сохранение и развитие традиционных поселений в Греции» (1975-1995 годы) GNTO удалось восстановить многие местные поселения и дома для размещения туристов. В течение первого периода этой программы были включены шесть традиционных поселений: Ватия (Мани-Пелопоннес), Визица (Пелион-Фессалия), Места (остров Хиос), Ия (остров Санторини), Папигко (Загорохория Эпирос) и Фискардо (остров Кефалония). Поселения были выбраны за качество архитектурного наследия и жилищного строительства, интеграцию в природную среду, различные формы местной и региональной архитектуры, типологии жилья, наличия достаточного количества зданий и потенциала для развития в качестве рекреационных систем.

При изучении городов Места (остров Хиос) и города Ия (остров Санторини) выявлено обладание богатой культурной средой с особым архитектурным наследием и инфраструктурой. Анализ статистики показал, что сегодня в городе Ия расположено 389 туристических поселков (39 отелей, 147 номеров и 211 меблированных домов и особняков) на 3,996 мест. Давление, которое оказало интенсивное развитие туризма в городе Ия на острове Санторини, привело к изменению землепользования и перенаправило местное население в доминирующий туристический сектор. Напротив, Места в Хиосе, осталась в пределах своих пространственных возможностей, сохранив свои природные и культурные природные ресурсы, с возможностью повысить свою привлекательность в качестве туристического направления в будущем. В Месте функционируют 9 туристических поселков (4 гостиницы, 3 гостевые комнаты и 2 дома). Основное различие заключается в том, что город Ия сосредоточен на продвижении монокультурного туризма, в то время как Места ориентирована на деятельность в сфере экотуризма. Интенсивное развитие туризма в Санторини и умеренное развитие в Хиосе способствовало различному интересу туристов к принимающим общинам.

Итогом развития туристических систем Греции стало сохранение и превращение поселений в крупные туристические объекты. Сохранение архитектуры местных строений происходило в соответствии с политикой наименьшего вмешательства в культурную среду. На уровне жилых помещений были созданы небольшие помещения для размещения туристов, что ограничивало негативное воздействие на природные и культурные ресурсы. Для местных жителей были введены стандарты качества, относящиеся к сохранению архитектуры. Всего в программе развития приняли участие 16 населенных пунктов и 119 зданий. Программа GNTO создала комфортные условия проживания для туристов, улучшила качество жизни жителей, способствовала развитию современной инфраструктуры, предложила рабочие места и поддержала экономическое развитие. Для вышеуказанных поселений развитие туризма было достигнуто за счет сохранения традиционных домов. Главной целью было переустройство, продвижение на туристическом рынке, реставрация поселений и отдельных зданий с учетом их первоначальной архитектуры.

Выводы.

Исследование различных подходов к архитектурно-планировочной организации рекреационных систем вышеуказанных стран выявило, что наиболее важными причинами их успешного функционирования являются: природный потенциал и культурное наследие, уровень экономического развития территории, развитая инфраструктура, разумное государственное планирование, хорошо организованные рекламные мероприятия и международное сотрудничество.

На уровень развития и эффективности планирования рекреационных систем повлияло выявление границ и центров туристских территорий, их ранжирование, а также выделение наиболее перспективных зон по уровню туристского потенциала. Для успешного функционирования туристских рекреационных систем необходим анализ и оценка эффективности предпринятых стратегий развития. Динамичное развитие рекреационных систем и отрасли туризма в изученных странах подтверждают необходимость государственного планирования. Безусловно, свое влияние также оказали географические, социально-экономические, политические и культурные факторы.

113

Список литературы

1. Okan M.D., Asm M.A. The role of spatial planning for sustainable tourism development. A theoretical model for Turkey // Scientific journal tourism, 2012. № 4. Pp. 431-445.

2. Территориально-пространственное планирование. Ключевой инструмент развития эффективного управления с уделением особого внимания странам с переходной экономикой. Европейская экономическая комиссия. Женева, 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/hlm/documents/Publications/spatial_planning.r.pdf/ (дата обращения: 05.11.2019).

3. AissaM., AbdAl KhujaM.S. A Review of Tourism Development in Malaysia // European Journal of Business and Management, 2014. №5. Vol. 6.

4. Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года, утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 мая 2014 года № 508.

5. Kuala Lumpur Structure Plan 2020. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dbkl.gov.my/pskl2020/english/introduction/index.htm/ (дата обращения: 13.21.2019).

6. Gehl Architects, Istanbul public spaces and public life. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://wrirosscities.org/sites/default/files/Istanbul-Public-Spaces-Public-Life-EMBARQ-Turkey-Gehl-Architects-0ct-2013.pdf/ (дата обращения: 28.08.2019).

7. Tayfun S., Handan T. A Geographic Approach to Leisure Spaces in Istanbul // Researchgate. 2016. P. 15.

8. Gray M. Economic reform, privatization and tourism in Egypt // Middle Eastern Studies. Vol. 34. № 2. Pp. 91-112.

9. Hashem Abbas M.M. State of the art. Detection of damaged areas due to tourism development along the Egyptian red sea coast using gis, remote sensing and foraminifera. Arab Republic of Egypt Ministry of Scientific Research National Institute of Oceanography and Fisheries (NIOF), 2015. P. 119.

10. Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года, утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 406.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.