Научная статья на тему 'Пространственно-временной фактор локальной культурной среды Оренбургской области'

Пространственно-временной фактор локальной культурной среды Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
141
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пространственно-временной фактор локальной культурной среды Оренбургской области»

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ФАКТОР ЛОКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматривается пространственно-временной фактор культурной среды Оренбургской области. Совместное проживание народов на локальной территории и их взаимное обогащение элементами материальной и духовной культуры с течением времени сформировало своеобразную культуру. Объекты материальной культуры и их средство производства менялись под влиянием пространственно-временных и исторических факторов. Проектная культура для всех приобретала всеобщий, но специфический характер.

В последние годы в научной литературе появляются статьи, посвященные теме локальной культурной среды, которая определяет специфику региона. К понятию региональной культуры относится материальная и духовная культура населения, проживающего на локальной территории. Этой теме посвящена статья О. И. Генисаретского «Регионализм, средовое проектирование и проектный дизайн», в которой он отмечает, что за современным регионализмом стоит древняя культурная традиция [9]. Соответственно, у каждого российского региона есть своя «маленькая» неповторимая история, наполненная традициями, обычаями и историческими фактами.

Учитывая, что географическая особенность России состоит в ее пространственной масштабности и многообразии природных ландшафтов, изучение географических, историко-культурологических аспектов Южного Урала позволит выявить пространственновременную специфику данного региона. В словаре иностранных слов дается определение понятия слова регион: область, район; часть страны, отличающаяся от др. областей какими-либо устойчивыми особенностями. Это территория, часто очень значительная по своим размерам, но не обязательно являющаяся таксономической (системой сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение объектов географии, этнографии, и т.д.) единицей, объединенная экономико-географическими или иными особенностями [1].

Пространственный географический ландшафт в сочетании с антропогенным ландшафтом, кроме образования единого пространства, в большой степени порождают целый спектр неповторимых формаций,

субъективно оцениваемых весьма различно. Именно пространственная мощь российской земли, порождающая сложность гармоничных отношений в системе, нуждается (по Л. Гумилеву) в районировании и требует развития локальных центров [4].

Наша задача заключается в изучении и анализе антропогенного и природного ландшафта Южно-Уральского региона, непосредственно ее части - Оренбургской области, географическое пространство которой связано с региональной культурой, образующей ее проектную среду. Исследование историко-географического характера является подспорьем, ступенью для искусствоведа и культуролога, характеризующими пространственно-временную область исследования культурной специфики региона.

В понятие Южно-Уральского региона включены отроги Уральских гор, которые являются частью знаменитого Уральского хребта. Уральский хребет разделяет евразийский континент на части. Территория, которая находится между Европой и Азией, называется Евразия. Евразия - термин географический. Отец истории Геродот разделил известную в его время сушу на части: западнее Эгейского моря - Европа, восточнее -Азия, а южнее Средиземного моря - Африка. «Запад» в современном понимании - романо-германская Европа с заокеанскими продолжениями в Америке и Австралии, а «Востоков» не один, а много. Китай, Индия Иран, Сирия с Египтом и Северной Африкой отличаются друг от друга не меньше, чем от Европы. Романо-германские народы постоянно осуществляли натиск на Восток. Пределом этого натиска искусственно избрали Уральский хребет.

В настоящее время Запад и Восток разделяют и по атмосферной границе. Климатические явления природы влияли на организацию типа хозяйствования и, следовательно, оставляли отпечаток на специфике развития региональной культуры.

«Народы то возникали, то исчезали на необъятных пространствах евразийского континента, составляя определенные географические целостности, так как природные условия и ресурсы на разных территориях были неодинаковыми. Восточная часть в климатическом отношении характерна суровыми зимами, засушливыми степями и монотонным ландшафтом: на севере - лесным, а на юге - степным. Сходство ландшафтов определяло характер народов» [4, с. 352]. Следовательно, неповторимое сочетание ландшафтов, в котором сложился тот или иной этнос, определяет его своеобразие - поведенческое и во многом культурное.

«Этнический состав Российской Федерации достаточно пестрый в расовом аспекте. Разнообразие расового состава объясняется тем, что по территории нашей страны проходит граница между основными ареалами двух больших рас - европеоидной и монголоидной. Процессы расового смешения имеют здесь многовековую историю» [5, с. 121]. Особенно наглядно это проявляется на границе обитания двух рас, стыке глобальных регионов: Европы и Азии.

Такое этническое многообразие особенно характерно для Южно-Уральского региона. Территория Южного Урала, непосредственно Оренбургская область, располагается на условно проложенной границе между Европой и Азией. «Поэтому для понимания регионального своеобразия образа жизни и его отражения в проектной практике важно учитывать конкретную этническую ситуацию в регионе, реальную этнокультурную структуру его населения» [9, с. 15]. Люди образуют на планете множество разнообразных общностей. «Особое место среди них как по значимости в культуре, так и по устойчивости в истории занимают общности, именуемые в повседневном русском языке народами, а в научной литературе - этносами» [5, с. 83]. Каждая этническая группа имеет оригинальную

внутреннюю структуру и собственный стереотип поведения. Этнические различия не мыслятся, а ощущаются по принципу: «Это мы, а все прочие - иные». Народы объективно отличаются друг от друга стереотипами поведения. Эти стереотипы человек усваивает в первые годы жизни от родителей и сверстников, а затем использует их всю жизнь, чаще не осознавая стереотипности своего поведения. Этносы, возникшие в одном регионе, в одну эпоху называются суперэтническими целостностями.

«Исторически сложилось так, что заселение Оренбуржья и хозяйственное его освоение крестьянами различных национальностей, соседство с районами традиционного проживания казахов, татар, башкир, повлияли на национальный состав населения области. На ее территории проживает около 80 различных национальностей. Столь многонациональный состав населения не создает каких-либо противоречий и конфликтов. В его основе лежит совместное проживание тюркоязычных народов с русскими» [2, с. 196].

Культура каждого этноса своеобразна и именно эта мозаичность человечества как вида придает ему пластичность, благодаря которой человечество выжило на планете. Каждый этнос имеет две культурно-политические доминанты:

- стремление подражать соседям, более богатым и многочисленным, - мимесис.

- стремление к оригинальности на основе адаптационного синдрома или приспособления к вмещающему ландшафту - евтуро-филия [4].

Каждый этнос, в свою очередь, включает в себя субэтносы — мелкие группы, отличающиеся друг от друга иногда языком, иногда религией, иногда родом занятий, но всегда стереотипом поведения. Таковы, например, уральские казаки.

Особенно наглядно проявляются доминанты этнического развития в процессе заселения новых земель.

Явления природы оказывают влияние на хозяйственную жизнь народов. Изобилие или оскудение определяет мощь той или иной страны, а иногда стимулирует переселения в области с более благодатным климатом.

«Миграция населения как реальность является естественным и постоянным явлением в развитии любого общества. Она различается по своим видам, направлениям потоков, движущим мотивам, масштабам и интенсивности. Именно масштабность и интенсивность миграции определяет влияние на социально-экономическую, этническую и другие сферы жизни населения» [2, с. 196].

Мощное переселенческое движение из центральных районов России на земли Оренбуржья явилось важнейшим фактором социально-экономического и культурного развития малонаселенной окраины, а также послужило основой для создания локальной культурной среды.

Степные зоны имеют общие черты, точнее свою специфическую культуру, которая резко отличает этот регион от «Запада» и «Востока». Евразийская степь, как вмещающий ландшафт культурного ареала, начинается с Причерноморских степей и уходит далеко на Восток, в Монголию и предгорья Алтая.

Оренбургская область имеет богатое историческое наследие, которое оставили кочевые народы, скифы и сарматы. На протяжении веков на этой территории не было крупных городов и развитого сельского хозяйства. До XVIII века территория Оренбургской области была зоной кочевья скотоводческих племен сначала скифов и сарматов, затем, казахских и башкирских улусов. Историю степи евразийского региона следует рассматривать как самостоятельную целостность. Оренбургские степи располагаются на юго-востоке России и являются частью знаменитой в истории «Дикой степи». С IX в. до н.э. до XVIII в. н.э. в евразийских степях бытовал один способ производства: кочевое скотоводство. Местные условия придали истории кочевников своеобразную окраску. Одно из своеобразных ценностных качеств кочевого образа жизни состоит в том, что кочевники дали в свое время миру штаны и седло [6].

С заката кочевой культуры начался расцвет земледельческой культуры мигрантов. Наша задача состоит в том, чтобы уловить не только элементы сходства между кочевыми и земледельческими общественными сис-

темами, но и различия, и, возможно, указать на их пути развития и взаимодействия.

Колонизация Оренбургского края шла в нескольких направлениях, людьми разных национальностей и различного социального статуса. Переселенческая политика государства изначально предполагала Оренбургскую область как сельскохозяйственную житницу и единый род занятий для всех народностей региона не зависимо от этноса. Исторически сложилось так, что заселение Оренбуржья и хозяйственное его освоение крестьянами различных национальностей, соседство с районами традиционного проживания казахов, башкир, повлияло на национальный состав области.

«Современные статистические данные разделяют этническую структуру населения области на: русских - 72,3%, татар - 7,3%, казахов - 5,1%, украинцев - 4,7%, мордва - 3,2%, башкир -2,4%, немцев - 2,2%, чувашей - 1,0%, белорусов, другие национальности - менее 1%. Многонациональный состав населения области дает неповторимую возможность дальнейшего развития и движения вперед на основе синтеза культур» [2, с. 196].

С одной стороны, Оренбургская область граничит с Казахстаном и Башкирией - зоной проживания кочевых и полукочевых народов; с другой стороны - с Татарстаном, который является частью «мусульманского мира», имеющим свою историю и религию.

На территории Оренбургского края проживают уральские казаки, имеющие целый пласт самобытной культуры, в которой наиболее ярко проявилось восточное и европейское начало, а также выходцы славянского происхождения с Украины, Белоруссии и Центральных районов России.

Край заселялся на протяжении большей части XVIII и XX вв. Колонизация Оренбургского края проходила этапами. Первая волна миграции происходила в первой половине XVIII века. Это были немецкие колонисты, русские государственные крестьяне и другие народы. Для их защиты от кочевников была построена сеть форпостов, призванных защищать земледельческие поселения. Вторая волна проходила в период становления советской власти согласно переселенческой политике государства. С течением времени

военные казачьи поселения переросли в города. В XIX веке областной центр Оренбург получил статус города.

Третий этап переселения происходил в XX веке. Эвакуация из западных районов России промышленного производства и культурных учреждений на восток, за Уральский хребет, проходила во время Великой Отечественной войны. Четвертый этап миграции связан уже непосредственно с культурой провинциальных городов - переселением в города жителей из сельских мест и соответственно из городов области в более крупные города России.

Разнообразные природные зоны Оренбуржья: реликтовый Бузулукский бор, уральские отроги, лесостепной и степной ландшафт, - давали возможность поселенцам выбрать место, схожее с прежним, привычным местом проживания. В различных природных ландшафтах сложились свои хозяйственные комплексы с преобладанием скотоводческого или земледельческого типов сельскохозяйственных способов производства.

«Русские землепроходцы прошли всю Сибирь, а заселили только лесостепную окраину тайги и берега рек. Равным образом просторы «Дикого поля» освоили украинцы» [4 с. 353].

Переселенцы часто поселялись как отдельными селениями, так и вместе с другими народностями: русскими, мордвой, казаками, украинцами. Привлекала мигрантов схожесть ландшафтов с прежним местом обитания и мирное проживание народов, испытывающих взаимную «комплиментарность». Финно-угорские и славянские народы объединяет длительное мирное существование и общая история суперэтноса России.

В лесостепных зонах, там, где возможно ведение комбинированного натурального хозяйства, в котором сочетаются примитивное земледелие, отгонное скотоводство, охота, рыболовство и бортничество, селятся тюрко-угорские народности. Башкиры, располагаясь в горно-лесной и степной зонах Южного Урала, занимались кочевым и полукочевым скотоводством.

На новых землях, где переселенцы селились небольшими диаспорами, каждая народность особенно нуждалась в поддержке соседей. Оторванным от основной этничес-

кой группы и привычного места проживания, переселенцам чаще приходилось контактировать с соседями. С течением времени каждая народность перенимала культурные элементы и хозяйственные навыки у соседей.

Многосторонность уклада хозяйства людей разных национальностей давала возможность обширного контакта и взаимодействия друг с другом. Особенно это очевидно на ранних этапах развития, когда главную роль играет натуральное и простое товарное производство. Род занятий подсказывается ландшафтом и постепенно направляет развитие материальной, а отчасти и духовной культуры народа. Ведь способ производства определяется первоначально теми экономическими возможностями, которые возникают в природных условиях конкретной территории, кормящей народность. Не следует также забывать, что это были мигранты, вынужденные приспосабливаться к новым условиям проживания.

«Внешняя миграция оказала определенное влияние на состав населения области и принесла с собой отдельные элементы иного уклада жизни, этноконфессиональных отношений и национальных традиций» [2, с. 196].

На территории Оренбургского края сталкиваются две формы ведения хозяйства: кочевое и оседлое (земледельческое). За кочевым образом жизни стоит тысячелетняя история оренбургской земли. Но сельскохозяйственная культура на данном этапе развития оказалась более прогрессивной. Поэтому на этой пространственно-временной территории происходит то, что Л. Гумилев называет «мимесис» - подражание более богатым и прогрессивным соседям, и «евтуро-филия» - стремление к оригинальности, на основе адаптационного синдрома или приспособления к вмещающему ландшафту.

Переселенцы, несмотря на узнаваемый ландшафт, вынуждены приспосабливаться к местным, непривычным климатическим условиям. Кочевые народы стремятся подражать более прогрессивным и богатым сосе-дям-земледельцам.

Итак, колонизация новых земель оказала определенное влияние на состав населения области и принесла с собой отдельные элементы иного уклада жизни, отношений и нацио-

нальных традиций. На новых территориях равноправно существуют различные этнические группы. Исторически все они находятся в равных условиях, так как являются мигрантами. Каждая этническая группа вынуждена приспосабливаться к ландшафту и климату, а также к соседям, перенимая у них все, что способствует выживаемости этнической группы вдали от основного этноса.

Совместное проживание и взаимное обогащение элементами материальной и духовной культуры с течением времени сформировало своеобразную культуру на локальной территории. Объекты материальной культуры и их средство производства менялись под влиянием пространственно-временных факторов.

Проектная культура для всех приобретала всеобщий характер

«Начав с ландшафтной, природной среды (т.е. с земли в буквальном смысле слова), мы будем включать в сферу рассмотрения все новые, все более выраженные в социальном и культурном отношении слои, где почва из условия существования постепенно становится символом духовного бытия человека» [9, с. 4].

История мигрантов Оренбургской области - это история крестьянского образа жизни, освященного традициями и обычаями. Это базовый, культурный слой, формирующий неповторимость пространственно-временной культурной среды на локальной территории. В мозаике этнических культур состоит специфика каждого региона, но синтез культур особенно ярко проявляется в городской среде.

Выделим причины, которые позволяют городам взять на себя функцию весьма важную для развития культуры в самом широком смысле. Дело в том, что объективный момент состояния «пограничности», то есть перехода от сельского к городскому образу жизни, не исключает, а обусловливает исторически подтверждаемое формирование особых качеств сознания, самосознания, поведения, образа жизни провинциалов-горожан.

Человек, принадлежащий к определенной этнической группе, но попавший в незнакомую среду обитания, старается адаптироваться к ситуации. При этом он старается сохранить и идентифицировать свое этническое «я».

Идентичность индивида стала пониматься как процесс перенесения индивидом на самого себя качеств и особенностей его внешнего окружения, стремление актуализировать в своей личности такие черты, которые имеют важное жизненное значение в данных условиях. «Идентификация служит основой процесса подражания, т.е. не насильственного, а свободного выбора человеком тех качеств, умений и ценностей, какими он хотел бы обладать» [5, с.151].

В городской среде человек, лишенный этнических корней, но обладающий определенной этнопсихологией, быстрее адаптируется к иному образу жизни и вырабатывает особый «провинциальный» менталитет.

«Город, село, любое поселение есть действительно особые жизненные миры, особые образы и стили жизни, к которым можно подходить, используя категории феноменологии, иконологии и теории стиля и жанра» [9, с.15].

Город, центр большой новообразованной административной единицы, имеет территориальное обозначение. В разные периоды истории России территория государства разделялась на губернии, провинции, области или регионы.

Пространственный фактор территории тесно связан с понятием «провинция». Это понятие характеризует временную (историческую) специфику культуры региона.

Вновь образованная в 18 веке Оренбургская область нуждалась в центре. В.Л. Каган-ский пишет, что центр - репрезентатор системы, концентратор сложности, специфики и разнообразия. Деятельность центра оперирует с образованиями, семиотический статус которых важнее материала (знаков, символов, текстов, норм, мифов) по принципу синергетики — развитие системного объекта как саморазвитие, т. е. процесс, детерминированный изнутри, а не только извне [8].

В начале XVIII века Южно-Уральский регион приобрел важное стратегическое, политическое и торговое значение. В основном строились города - крепости, которые размещались на высоких берегах рек, в местах слияния рек, в целях лучшей обороны. Строительство городов в Оренбургской области было необходимым условием для за-

воевания среднеазиатских земель и охраны торговых путей в Среднюю Азию, Индию, Иран, и т.д.

В течение XVIII века в Оренбургской губернии сформировалась сеть городов, которые выросли из военных крепостей, призванных защищать восточные рубежи от набегов кочевников. Центром новообразованной губернии был избран город Оренбург. Торговля в Оренбурге с азиатскими странами имела одно из первостепенных значений. Город занимал ведущее положение в торговле зерном - одном из самых популярных видов выращиваемых сельскохозяйственных культур. Оренбург располагался на тогда еще судоходной реке - Урале. Зерно транспортировали по реке на баржах. В связи с удаленностью и труднодоступностью Оренбургской провинции в Оренбург ссылали людей на поселение. Заселяли город людьми разных народностей, религии и социального статуса. «Уже само получение населенным пунктом урбанистического статуса меняет его функцию в окружающей среде. Именно формат провинциального города делает его уникальной площадкой, может быть и не гармонизированного, но пропорционального взаимодействия того, что идет сверху, из Центра, и того, что менее ярко, заметно, но традиционно, исконно — от земли, от народной жизни» [10].

Примерно в 1780 году термин «провинция» как официальное обозначение определенного элемента административно-территориальной структуры Российской империи перестал существовать по всей стране.

Возникновение в русском языке разных смыслов слова «провинция» связано с реформами Петра I. Сторонники реформ оценивали «допетровскую» культуру как непросвещенную, невежественную. В России же до XVIII века в системе ценностей преобладало следование и укрепление традиций, заложенных предками с византийских времен. Перевод столицы в Санкт-Петербург, сознательно лишенный и противопоставленный традициям, радикально изменил ситуацию. В молодой столице концентрация европеизированной культуры была велика и имела развитие благодаря активной поддержке вла-

сти. Но в иных российских городах и городках произошла массовая инфляция всего спектра традиционных предпочтений.

Представляются важными наблюдения В.Л. Каганского в сфере культурной специфики провинции. Он подчеркивает полноценность ее культурного бытия, культуру телесную, ландшафтную, пронизывающую быт, дает этим качествам однозначную оценку, отмечает лишь то, что именно вследствие их реализации и возникает сложный, противоречивый образ провинциала, порожденный особыми пространственно-временными характеристиками российской провинции, констатирует, что понятие ментальности усиливает роль именно провинциального города как места осознанного или подсознательного диалога социокультурных пространств» [8].

Двухсотпятидесятилетнее существование Оренбургской области сформировало новые культурные и материальные формы, а на современном историческом этапе локальную проектную среду. Для этого, помимо географического и антропогенного ландшафта, необходим исторический аспект.

Этнокультурная сельская, крестьянская среда являлась базой для синтеза культур и формирования региональной специфики, но специфические особенности в проектной культуре региона концентрируются в городской среде. Для этого, по меньшей мере, необходим центр. Центральный город региона и история образования этого города формирует особый «провинциальный» или «региональный» менталитет.

Одновременно оренбургскую землю заселяли различные народности, которые в основном занимались сельским хозяйством, поэтому традиции и образ жизни разных народов являются составляющими, кирпичиками в специфике зародившейся культуры региона. Наиболее ярко это проявилось в городской среде, воспитывающей людей, с духовной особенностью или «менталитетом», создающими локальную проектную культуру, основанную на традиционализме.

С полным основанием можно сделать вывод о том, что по мере перехода от одного слоя понятия региональности к другому вопрос о своеобразии образа жизни и, следова-

тельно, развития его проектной культуры приобретает новое звучание. Вопрос о своеобразии постепенно перерастает в вопрос о самобытности, о духовной глубине. В этом же состоит, на наш взгляд, и смысл традици-

онализма. В Оренбургском регионе не расставлялись межконфессиональные акценты. Изначально, с образованием новой провинции был заложен в основе фундамент толерантности.

Список использованной литературы:

1. Новый словарь иностранных слов. - Мн.: Современный литератор, 2005. - 1088 с.

2. Этнокультурная мозаика Оренбуржья (научные статьи, очерки, статистика). Издание второе, дополненное. - Оренбург: ИПК «Южн. Урал»; 2003г. - 228с., ил.

3. Атлас Оренбургской области. Председатель редакционной коллегии и главный редактор Ветров А.С.; Главное управление геодезии и картографии при совете министров СССР. - М. 1969.

4. Гумилев, Л.И. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации / Лев Гумилев. - М.: АСТ МОСКВА, 2005.- 606 с. - (Историческая библиотека)

5. Садохин А.П., Этнология: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М., Гардарики, 2004.- 287 с.

6. У истоков цивилизации. - М.: Бук Хаус, 2004. - 180 с.: ил. - (сокровища Ойкумены).

7. Народы мира: историко-этнографический справочник./ Гл. ред. Ю. в. Бромлей. Ред. Коллегия: С.А. Арутюнов, С.И. Брук, Т.А. Жданко и др.-.М.:Сов. Энциклопедия, 1988.-624 с.: ил.,6 л.

8. Инюшкин. Н.М. Провинциальная культура: взгляд изнутри. - Пенза, 2004. - 50 с.

9. Генисаретский О.И. Регионализм, средовое проектирование и проектная культура. - http://prometa/ru/ole gen/ publications/120

10. Каганский В.О. Центр - провинция - граница. Основные зоны культурного ландшафта. Культурный ландшафт: вопросы теории и методологии исследования. - www.russ.ru/culture/20041026 kag.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.