Научная статья на тему 'Пространственно-временное представление сознательной активности'

Пространственно-временное представление сознательной активности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1158
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ / МЫШЛЕНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / CONSCIOUSNESS / SPACE-TIME / THOUGHT / REFLECTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Калинин Павел Евгеньевич

Предлагается описание деятельности сознания в пространственно-временных категориях, что позволяет определить пути преодоления разделения человека и реальности, сложившегося в контексте естественнонаучной парадигмы. Феномены сознания представляются в качестве результата структурирующей активности пространственно-временных схем, лежащих в основе сознательной активности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPACE-TIME CONCEPTS OF CONSCIOUS ACTIVITY

The article proposes description of the activity of consciousness in the space-time categories, allowing you to identify ways to overcome the separation of man and the reality that emerged in the context of the natural science paradigm. The phenomena of consciousness are seen as the result of the structuring of space-time activity patterns that underlie the conscious activity of man.

Текст научной работы на тему «Пространственно-временное представление сознательной активности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 33 (324).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 30. С. 16-21.

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки Российской федерации (Соглашение № 14.B37.21.0710)

Предлагается описание деятельности сознания в пространственно-временных категориях, что позволяет определить пути преодоления разделения человека и реальности, сложившегося в контексте естественнонаучной парадигмы. Феномены сознания представляются в качестве результата структурирующей активности пространственно-временных схем, лежащих в основе сознательной активности человека.

Ключевые слова: сознание, пространство-время, мышление, рефлексия.

На протяжении всего ХХ века поиск онтологических оснований существования субъективного мира человека считался одной из основных проблем психологии и философии сознания. Этот факт свидетельствует о необходимости «вплетения» человека в реальность с целью преодоления одностороннего субъектно-объектного подхода. В контексте данной проблематики, наряду со следованием призыву Э. Гуссерля - «назад к самим вещам», возникает необходимость поиска языка, интегрирующего достижения естественных и гуманитарных наук, философии в описании процессов сознания и процессов иной природы.

В частности, данная проблема тесно переплетается с проблемой изучения пространственно-временной структуры реальности, поскольку очевидно, что всестороннюю теорию времени удастся создать тогда, когда досконально будет исследован временной аспект человеческого бытия. Следует отметить, что наиболее актуальным и перспективным направлением в данном контексте является стремление понять время «из человека, <.. .> чтобы сам человек предстал как временно расположенное в бытии сущее»1.

Поставленная задача решается через определение основных механизмов, при помощи которых человек включается в окружающую действительность. Здесь можно обратиться к развиваемой У. Р. Матураной и Ф. Х. Варелой идее о «наличии структурного сопряжения между организмом и окружающей средой»2. Эффект «структурного сопряжения» воплощается во взаимодействии живого организма, который является структурно оформленным единством с окружающей средой. Подчер-

кнём, что при переносе данного представления на описание взаимодействия человека с реальностью в сознании происходят трансформации, соответствующие изменениям в окружающем мире. Сознание и действительность организуют единое совместное динамичное целое, более того, «пока такая совместимость существует, окружающая среда и единство действуют как источники взаимных возмущений, инициирующих изменения со-стояния»3.

Необходимо отметить, что если проследить за изменениями, которые происходят в окружающей человека действительности, то можно заметить, что все они носят характер различного рода статико-динамичных образований, происходящих в определенных пространственно-временных координатах.

Из этого следует, что изменения в структуре сознания при активизации эффекта структурного сопряжения могут носить статико-ди-намичный характер и описываться в специфически организованных пространстве и времени (квазипространстве и квазивремени).

Таким образом, в контексте исследований, связанных с определением закономерностей протекания познавательных (созерцательных) процессов сознания, эвристичным видится введение особых категорий «пространства сознания» и «времени сознания». Эвристика данного подхода заключается в проведении корректной ассимиляции подходов к проблемам исследования сознания, разработанных в естественнонаучной методологии, которая позволила бы органично представить единство человека и действительности.

Перед выявлением сущностных особенностей категорий пространства и времени со-

знания предстоит выяснить, как трактуются пространство и время в современном естествознании. Это связано с тем, что именно в естественных науках категории пространства и времени являются наиболее разработанными применительно к описанию явлений реальности.

Пространство и время в физике определяются как фундаментальные структуры, координации материальных объектов и их состояний. Приведём пример: «Система отношений, отображающая координацию сосуществующих объектов (расстояния, ориентацию и т. д.), образует пространство, а система отношений, отображающая координацию сменяющих друг друга состояний или явлений (последовательность, длительность и т. д.), образует время»4.

Пространство и время в естествознании являются организующими структурами различных уровней физического познания мира и играют важную роль в межуровневых взаимоотношениях. Они (или сопряжённые с ними конструкции) во многом определяют структуру (метрическую, топологическую и т. д.) фундаментальных физических теорий, задают структуру эмпирической интерпретации и проверки построенных физических теорий.

Для нашего исследования немаловажным является то, что пространственно-временные характеристики могут рассматриваться как основополагающие при описании какого-либо объекта или явления действительности.

Проанализируем возможность пространственно-временного представления сознания. Пространственно-временное описание явлений сознания тесно переплетается со ста-тико-динамичным и континуально-дискретным представлением сознания5. Динамичные компоненты преимущественно описываются в терминах временной, процессирующей реальности. Статичные, устоявшиеся формы, как правило, описываются теми или иными категориями, содержащими пространственные модальности.

В этом случае возможно сопряжение ста-тико-динамического и пространственно-временного описания. В предлагаемом объединении пространство-время сознания выступает как организующее (специфически отражающее, координирующее) проявление ста-тико-динамичных явлений сознания. Такое представление пространства-времени право-

мерно, так как, следуя естественнонаучным определениям, пространство выражает «координацию сосуществующих (статичных) явлений», а время - «координацию сменяющих (динамичных) друг друга явлений».

С уверенностью можно говорить о том, что при изучении феномена пространства-времени в субъективном мире (при анализе рефлексии) исследователь оказывается в неоднозначном положении. С одной стороны, пространство-время является необходимым инструментом познания (чтобы выявить из непрерывного континуума сознания дискретные элементы, требуется обозначить их в терминах, обладающих пространственновременными характеристиками), с другой стороны, само исследующее (созерцающее, рефлексирующее) сознание является структурой, содержащей внутренние статико-ди-намичные феномены, организующиеся в определенном пространстве-времени, вследствие наличия динамичной внутренней составляющей. Таким образом, пространство-время сознания является определенного рода «двойным» феноменом: в сознании одно пространство-время отображается в другом пространстве-времени, одни статико-динамиче-ские структуры отражаются в других.

В контексте обозначенных выше трудностей наиболее приемлемым при описании работы сознания видится не жесткая дифференциация представлений о пространстве-времени на онтологическое и гносеологическое, а связанное с ней рассмотрение проблемы пространства-времени в контексте его разделения на внешнее и внутреннее. Этот подход позволяет представить внутреннее пространство-время как онтологически укорененное свойство сознания - процессирующий, деятельностный феномен. Внешнее пространство-время является представлением человека о внешних явлениях (гносеологическое пространство-время). Стоит заметить, что такое пространство-время находит свое выражение и существование во внутреннем пространстве-времени. Являясь следствием созерцательной (воспринимающей) деятельности, внешнее время становится возможным лишь вследствие наличия у явлений реальности динамичной, процессуальной онтологической сущности, проявляющейся в непрерывном становлении бытия.

Можно предположить, что в сознании человека, в отличие от физической действи-

тельности, пространство-время имманентно (внутренне, априорно) существует в качестве базовой категории и оказывает влияние на все остальные явления в сознании.

Так, к примеру, исходя из представления

о времени как априорной формы чувственности, И. Кант писал о существовании внутреннего времени: «.время есть необходимое представление, лежащее в основе всех со-зерцаний»6. Внутреннее время конструирует и определяет процессы, протекающие в сознании при созерцании какого-либо предмета: «Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, т. е. созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния <...> оно определяет отношение представлений в нашем внутреннем состоянии»7. Для данного высказывания характерно то, что кантовское внутреннее время определяет «отношение представлений», но представлений сосуществующих или последовательных; при определении отношения сосуществующих представлений время переходит в свою застывшую форму - пространство. О пространстве Кант говорил следующее: «Пространство есть не что иное, как только форма всех явлений внешних чувств, т. е. субъективное условие чувственности, при котором единственно и возможны для нас внешние созерцания»8. Время и пространство определяют возможность существования явлений, данных нам в восприятии и являются его (восприятия) чистыми формами, а ощущение вообще есть его материя9.

Отдельно следует указать на то, что возможно и обратное влияние внешнего времени на формирование времени внутреннего. Время как гносеологическая категория в субъективном мире человека приобретает онтологический характер, и, по отношению к сознанию, становится возможным говорить о внутреннем времени как онтологически определяющей сущности, т. к. она порождается и организуется сознанием человека и влияет на процессы, протекающие в нем.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Пространство-время в естествознании является, прежде всего, гносеологической категорией, позволяющей описать явления окружающей действительности.

2. В сознании пространство-время находится в нескольких проявлениях: а) как сущностная характеристика процессирующей

стороны сознания, приписываемая сознанию при его исследовании «другим» сознанием; б) как понятие, используемое для описания явлений окружающей действительности в процессе познания; в) как самоотражающее статико-динамическое явление сознания при рефлексивной деятельности.

Отметим, что особенно интересным является «поведение» категории пространства-времени в феномене рефлексивного сознания. Именно в этом состоянии пространство-время начинает проявлять себя как внешнее и как внутреннее, как онтологическая и как гносеологическая категория. Созерцание, рассматриваемое как процесс, обладает собственными временными характеристиками и направлено на познание временных (процес-сирующих) явлений в категориях, наделенных пространственно-временными модальностями.

Кроме того, организация познания в тернарной логике предполагает наличие медиативного звена в выбранном нами онтоло-го-гносеологическом описании сознания. В роли связующего звена можно использовать категорию пространства-времени как содержащую в своей структуре онтологические и гносеологические аспекты.

Стоит отметить, что в качестве онтологической категории пространство-время начинает выступать уже в онтогенезе сознания. Так, И. А. Хасановым показано, что в онтогенезе сознания выделяется два этапа: «На первом этапе возникает осознанное пространственно-образное восприятие окружающей среды и появляется субъективное пространство как атрибутивное свойство индивидуального сознания. Второй этап связан с возникновением у индивидов способности осознавать прошедшие, настоящие и будущие события, выявлять существующие между ними причинно-следственные связи и учитывать их в своей жизнедеятельности, что предполагает появление в сознании человека субъективного времени»10. Сама возможность осознанного представления окружающей действительности осуществляется только тогда, когда в сознании организуются пространственно-временные представления, которые невозможны без соответствующих структур, на которых бы базировались данные представления.

Таким образом, вытекает необходимость исследования субъективного пространства-

времени, проявления которого в сознании человека многогранны.

В частности, в описании в рамках пространственно-временных категорий нуждается мыслительная сфера сознания как основополагающая.

Вербально-мыслительную деятельность можно представить как результат деятельности специфических пространственно-временных образований в сознании. Стоит отдельно отметить, что в ходе ментально-когнитивных процессов организуется особый уровень ста-тико-динамичных (пространственно-временных) структур сознания, устройство которых обеспечивает существование когнитивных схем и вербально-мыслительных структур.

Особым видом структур, наделенных пространственными модальностями, в сознании являются когнитивные схемы (прототипы, фреймы, фокусы), в которых хранится и кодируется поступающая при восприятии информация. В ментальных процессах информация представлена в трех основных видах кодирования: «1) через знак (словесно-речевой способ кодирования информации); 2) через образ (визуально-пространственный способ кодирования) 3) через чувственное впечатление с доминированием тактильно-осязательных ощущений (чувственно-сенсорный способ кодирования информации)»11.

Когнитивные схемы представляют собой образования высших уровней сознания, которые при своей актуализации определенным образом структурируют и организуют образования, находящиеся на первичных - рецепторных уровнях. Подобное суждение можно вынести и по поводу языковых способностей, здесь проявляется тенденция к упорядочиванию тех или иных элементов и выстраивание на их основе целостных объектов. К таким объектам на разных этапах онтогенеза можно отнести симметричные пространственные фигуры, которые строили испытуемые в опытах Ж. Пиаже, а также предложения, построенные по правилам глубинной грамматики

Н. Хомского. В общем случае языковая способность может рассматриваться как частное проявление общей упорядочивающей, структурирующей функции сознания.

По поводу «упорядочивающей» функции сознания можно сказать, что она является родовой (основополагающей) для любой деятельности сознания, носящей когнитивный характер. Так, например, дети в экспериментах

Ж. Пиаже на определенном этапе умственного развития стремились построить обобщенные симметричные фигуры из предложенных, производили действия, упорядочивающие и организующие окружающую действительность по определенным правилам. В описании процесса формирования понятий в онтогенетическом развитии сознания, данном Л. С. Выготским, так же указывается на построение различных пространственных комплексов (ассоциативные - по какому-либо одному признаку, коллекции - стремление построить единую структуру на основе признака, принятого за основу объединения, цепной комплекс - по принципу динамического, временного объединения отдельных звеньев в единую цепь, диффузные комплексы)12 из предметов.

В частности, в экспериментах Ж. Пиаже наблюдались довольно нетривиальные результаты. Дети в возрасте от 2,5 до 3 лет строят в основном фигурные совокупности, в которых «пространственные отношения являются основными»13. Данный вид совокупностей образует собой определенные ряды, при построении которых дети начинают с установления сходства между первым (базисным) элементов и следующим, затем между вторым и следующим. Сходства ищутся по всевозможным признакам - цвету, форме, размерам. В общем случае линейные совокупности строятся при помощи локального, сукцессивного применения операции пространственной симметрии по различным признакам (форма, цвет)14.

Начиная с 3-х, и до 4-4,5 лет дети строят промежуточные фигуры между линейными и коллективными объектами. Во всех таких построениях встречаются элементы пространственной симметрии, которая применяется не последовательно (временно) в процессе построении того или иного ряда, а уже в целом (симультанно, пространственно) ко всему объекту построения.

Необходимо отметить, что при построении фигурных совокупностей на основе принципа симметрии последний осуществляется неосознанно, что делает обоснованным предположение о наличии определенных пространственных структур в сознании человека, носящих организующий характер, при помощи которых он не только структурирует поступающую из внешней действительности информацию, но и производит структурированную продукцию.

Все сказанное выше можно отнести к дискретно организованным, пространственным проявлениям мыслительной деятельности, которая структурирует и оформляет непрерывную (динамическую) сферу сознания. Опишем теперь те континуальные моменты в мышлении человека, которые предшествуют дискретизации.

Начальные этапы мышления связаны с неосознаваемым уровнем, и мы можем отнести этот уровень к континуальному (пространственному) на том основании, что человек не может до конца дифференцировать процессы, происходящие с мыслью, он довольствуется готовым результатом. Часто исход мышления осознается в более или менее выраженном процессе «ага-переживания» или «инсайта». Необходимо отметить, что вербализация подходит преимущественно для осознания (оглашения) уже готового продукта мыслительной деятельности.

Действительно, мы мыслим не словами, а именно мыслями, мыслительными операциями, «движениями ума». Например, Э. Клапа-ред увидел за мыслью молчание, сказав, что размышление запрещает речь15. Математик Ж. Адамар, специально исследовавший процесс творчества великих физиков XX века. это подтвердил: «Что касается слов, то они полностью отсутствуют в моем мозгу до того момента, когда я начинаю сообщать результаты в устной или письменной форме»16. Можно предположить, что мысли перетекают одна в другую, иногда проходят сквозь друг друга, не взаимодействуя, иногда навсегда уничтожая, иногда усиливая одна другую во много раз. С этим согласуется взгляд на мышление как на деятельность (П. А. Флоренский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, М. К. Мамардашвили). Отметим, что мышление проявляется при рефлексии как неуловимая деятельность, которую нельзя дифференцировать на отдельные действия и дальше на операции. Если придерживаться определения вербально-мыслительной деятельности как особой деятельности сознания, оформляющей и структурирующей дискретные элементы, выделенные из общего континуума сознания, то мышление более четко опишется как применение статико-динамических (пространственно-временных) образований к процессу создания определенных схем в сознании.

Мыслительное пространство, которое может быть представлено как совокупность вир-

туальных статико-динамичных феноменов, организующих чувственный материал, постоянно находится в живом, пульсирующем движении. Оно вызывается к жизни только в момент думанья, мышления и постоянно наполняется новым содержанием, новыми непрерывными гармониками, которые генерирует уже сам человек. В данном контексте актуальным становится такое понятие, как поток сознания У. Джеймса. И если процесс восприятия дает нам готовые, более или менее статичные образы, то процесс мышления рекомбинирует их, выявляет соотношения и связи между ними.

Временная (динамичная, структурообразующая) составляющая мыслительного пространства задает правила, по которым строятся как отдельные образы, так и соотношения между ними, а динамика (процессирование мыслительного пространства) формирует данные образы и соотношения, т. е. осуществляет процесс мышления, организует различные комбинации образов, что дает материал для нового осмысления реальности. Таким образом, можно предположить, что мышление непосредственно влияет на создание и рекомбинацию образов, и, как отмечал А. Н. Леонтьев, «образы предметов порождаются внутренними мыслительными - бессознательными или сознательными - операциями, что, иначе говоря, мы не воспринимали бы предметного мира, если бы не мыслили его»17.

Более точно ментальное пространство может быть определено как особое проявление сознания, отвечающее за оперирование образами и понятиями.

При подведении итогов можно констатировать следующие основные положения.

1. В сознании имеют место особые, пространственно-временные симметричные структуры, которые проявляются на различных уровнях организации деятельности сознания.

2. Процессы мышления возможно представить как деятельность в определенных статико-динамичных (пространственно-временных) структурах, при помощи которой организуются континуально-дискретные элементы сознания.

Стоит заметить, что введенное в данном исследовании понятие, «мыслительное пространство», понимается в онтолого-гносео-логическом плане, как соединяющее в себе

онтологические (статико-динамичные) феномены и континуально-дискретные способы их описания.

Необходимо констатировать тот факт, что в онтологическом аспекте рассмотрения процессов сознания невозможно выделить абсолютно дискретные или статичные - неподвижные элементы, поскольку сознание изначально функционирует в качестве непрерывно процессирующего континуума-пространства (потока). Но в гносеологическом аспекте в сознании фиксируются определенные, четкие, устоявшиеся значения различных понятий, на онтологическом уровне своего существования обладающие характерной внутренней динамикой.

Примечания

1 См.: Гарбузов, Д. В. Эвристические возможности антропной модели времени в области естественных наук [Электронный ресурс]. иКЬ : http://www.chronos.msu.ru/nameindex/ garbuzov.html.

2 Матурана, У. Р. Древо познания / У. Р. Ма-турана, Ф. Х. Варела. М. : Прогресс-Традиция, 2001. С. 91.

3 Там же. С. 88.

4 Физическая энциклопедия : в 3 т. М. : Большая рос. энцикл., 1998. Т. 3. С. 156.

5 Калинин, П. Е. Структурообразующая деятельность сознания // Вестн. Челяб. гос. ун-

та. 2011. № 2 (217). Философия. Социология. Культурология. Вып. 20. С. 11-15.

6 Кант, И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. О. Лосского, сверен и отред. Ц. Г. Ар-заканяном и М. И. Иткиным ; прим. Ц. Г. Ар-заканяна. М. : Эксмо, 2007. С. 71.

7 Там же. С. 74.

8 Там же. С. 69.

9 Там же. С. 68-80.

10 Хасанов, И. А. Антропосоциогенез и происхождение сознания (некоторые методологические вопросы). М. : ИПКгосслужбы, 2006. С. 65.

11 Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб. : Питер, 2002. С. 112.

12 Выготский, Л. С. Мышление и речь // Выготский, Л. С. Психология. М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 354-357.

13 Пиаже, Ж. Генезис элементарных логических функций. Классификация и сериация / Ж. Пиаже, Б. Инельдер ; пер. с фр. Э. Пчелки-ной. М. : Эксмо-пресс, 2002. С. 32.

14 Там же. С. 38.

15 Зинченко, В. П. Наука о мышлении // Психолог. наука и образование. 2002. № 1. С. 5-18.

16 Адамар, Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М. : Совет. радио, 1970. С. 78.

17 Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. М. : Смысл, 2000. С. 213.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.