Игорь ШАМИН
ПРОСТРАНСТВЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ
В условиях постбиполярного мира пространственно-стратегическая, или геополитическая, модель образования внешней политики государства является одной из самых эффективных технологий обеспечения национальных интересов на международной арене. При этом в качестве концептуальной основы при формировании направленности внешнеполитической стратегии государства выступает политика национальной безопасности.
In the post-bipolar world conditions the spatial-strategic or geopolitical model of the state external policy formation is one of the most effective technologies of the national interests ensuring on the international arena. The national security policy acts as a conceptual basis of the state foreign strategy.
Ключевые слова:
геополитика, геостратегия, геоэкономика, стратегия, политика национальной безопасности, географическое пространство, пространственная экспансия; geopolitics, geo-strategy, geo-economy, strategy, national security policy, geographic space,
Важной особенностью современной сферы геополитических знаний стало образование к началу 2000-х гг. так называемой геополитической теории международных отношений (ТМО). Основу геополитической ТМО, равно как и концептуальную базу других существующих и общепризнанных в мировой науке теорий международных отношений (реалистической, неореалистической, идеалистической, глобалистской и др.), образует учение о содержании теоретико-прикладной модели формирования, направленности и практической реализации внешнеполитического курса акторов системы международных отношений (СМО), в первую очередь государства, на международной арене.
Применительно к современной геополитике основополагающее значение в рамках характерной для нее теории о формировании внешней политики государства и образовании соответствующей модели по обеспечению его национальных интересов в рамках СМО, по мнению автора, имеют три базовых тезиса.
Первый принцип этого ряда ключевых идей призван определять специфичное концептуальное понимание сущности международных отношений. В геополитике основные положения данного учения были сформулированы еще отцами-основателями западной классической геополитики в конце XIX — начале ХХ вв. Важнейшую роль в процессе становления геополитической точки зрения на природу международных отношений сыграли, прежде всего, Ф. Ратцель, Р. Челлен, Х. Маккиндер и Ф. Тернер. Эти геополитики придерживались мнения, что главную роль в обеспечении жизнедеятельности и развития любого государства играет географическое пространство. Отталкиваясь от подобных ключевых идей, данные ученые пришли к выводу, что с точки зрения геополитики сущность межгосударственных отношений представляет собой никогда не прекращающуюся борьбу стран за обладание географическим пространством1. К началу XXI в. содержание данного тезиса,
1 Ratzel F. Politische Geographie. - Munch. - B., 1923; Kjellen R. Der Staat als Lebensform. — B., 1917; Mackinder H.J. Democratic Ideals and Reality: A Study in the Politics of Reconstruction. — L., 1919; Turner FJ. The Significance of the Frontier in American History. — N. Y., 1994.
territorial expansion.
ШАМИН
Игорь
Валерьевич — к.и.н., доцент; доцент кафедры основ внешней политики и безопасности России факультета международных отношений ННГУим.
Н.И. Лобачевского ovpb@mail.ru
естественно, претерпело определенные изменения. Сутью международных отношений и мировой политики с точки зрения современной геополитической теории являются геополитическая борьба и пространственная экспансия.
Следующим важным элементом содержания рассматриваемого учения геополитической ТМО стал тезис, констатирующий особенности функционального предназначения так называемой геополитической составляющей в системе жизнедеятельности государства. По мнению российского исследователя И.С. Даниленко, важнейшее значение при разработке такого рода геополитической проблематики как на Западе, так и в России, имели сделанные военной наукой в Х1Х—ХХ вв. выводы относительно трактовки содержания фундаментального термина «стратегия»1. Речь, прежде всего, идет о том, что военная стратегия — это искусство концентрации имеющегося потенциала и практической боевой деятельности на достижении главной, заранее определенной цели, а также обеспечение при этом подавляющего превосходства своей военной мощи над противником в направлении этого главного удара (т.е. умение сосредоточивать собственную «мощь» против «слабости» врага).
Таким образом, к началу XXI в. зарубежные и отечественные исследователи вопросов, связанных с осмыслением геополитической составляющей в рамках системы жизнедеятельности и развития государства, фактически констатировали один и тот же тезис, согласно которому геополитика в своем прикладном измерении — есть внешнеполитическая стратегия государства, ориентированная, прежде всего, на обеспечение пространственногеографических приоритетов на международной арене2.
В России изучение тематики, относящейся к национальной безопасности, началось только в 90-е гг. В 1990-х — начале 2000-х гг. российские политические деятели, военные специалисты и ученые также стали применять термин «национальная безопасность» для идентификации сферы
1 Даниленко И.С. Высшая стратегия и судьбы отечества // Вандам (Едрихин) А.Е. Геополитика и геостратегия . — М. : Кучково поле, 2002, с. 237—240.
2 Общая теория национальной безопасности : учебник / под общ. ред. А.А. Прохожева. — М. : Изд-во РАГС, 2002, с. 28-286.
общегосударственной стратегии и собственно военно-политической деятельности по обеспечению государственной или национальной безопасности.
В настоящее время понятие «политика национальной безопасности» имеет два значения, тесно взаимосвязанных между собой: узкое и широкое.
В узком смысле понимания данного термина национальная безопасность -это политика государства, направленная на обеспечение его суверенитета и территориальной целостности, а также защиту от внешних и внутренних угроз, прежде всего - от внутренней и внешней агрессии. Иными словами, с этой точки зрения безопасность ассоциируется с понятием «оборона государства».
В широком смысле национальная безопасность - это категория политики, характеризующая концепцию, систему, способы и средства, используемые обществом, правящей элитой и государством для защиты целостности, идентичности и суверенитета своей государственно-геополитической системы и существующего образа жизни, а также обеспечения условий для их нормального функционирования, совершенствования и долгосрочного развития путем ограждения соответствующих национальных интересов как внутри страны, так и в системе международных отношений.
Поэтому политика национальной безопасности, согласно данному подходу, должна ориентироваться на решение двух главных стратегических задач:
— обеспечение самого существования государства, прежде всего путем эффективного противодействия внешним и внутренним угрозам;
— целенаправленное создание как внутри страны, так и на международной арене предпосылок стратегического характера, которые дают возможность поддерживать поступательное развитие государства в долгосрочной перспективе, а также наиболее оптимальный алгоритм его текущей жизнедеятельности.
В этой связи содержание и направленность стратегии национальной безопасности в широком смысле должно представлять собой производную от избранного обществом, элитой и государством концептуального проекта поддержания жизнедеятельности и развития страны. Поэтому главной функциональной зада-
чей данной общегосударственной стратегии является практическое воплощение в жизнь такого рода стратегической программы и/ или обеспечение существования уже созданной концептуальной модели на определенный, как правило долгосрочный, временной период. При этом организационно политика национальной безопасности образуется шестью главными государственными стратегиями жизнедеятельности и развития: внешнеполитической (геополитикой государства), политико-управленческой, демографической, информационно-культурной и идеологической, производственно-экономической, военно-политической.
В итоге к началу XXI в. западные и отечественные политологи и геополитики сформулировали вывод, согласно которому в качестве базовой основы при формировании стратегических целей внешнеполитического курса страны, при подготовке и осуществлении соответствующих прикладных внешнеполитических проектов, направленных на решение подобных стратегических задач на международной арене, должна выступать концепция национальной безопасности государства1.
Присущая современной геополитической ТМО теоретико-прикладная модель внешнеполитической стратегии государства и защиты национальных интересов, по мнению автора, образуется на основе комплексной интеграции научного содержания трех рассмотренных выше ключевых принципов, составляющих, как уже отмечалось, специфичную концептуальную базу данной ТМО. И во многом вследствие этого механизм складывания геополитического курса государства организационно должен состоять из четырех основных этапов.
I этап. Его главным содержанием является разработка правящей элитой, обществом и государственной властью стратегической концептуальной программы развития страны на долгосрочную перспективу.
II этап. Его главная функциональная задача — разработка стратегии политики
1 Ивашев Л.Г. Россия или Московия? Геополитическое измерение национальной безопасности России. — М. : ЭКСМО, 2002; Общая теория национальной безопасности : учебник / под общ. ред. А.А. Прохожева. — М. : Изд-во РАГС, 2002, с. 269—278.
национальной безопасности государства. Основным целевым приоритетом будет при этом успешная практическая реализация избранной правящей элитой, государственной властью и обществом стратегической долгосрочной программы национального развития страны.
III этап. В рамках данного цикла происходит формирование прикладной геополитической программы государства на международной арене.
По своему функциональному предназначению геополитика выступает в качестве одной из стратегических составляющих политики национальной безопасности страны. И основная прикладная задача государственной геополитики — это целенаправленное создание на международной арене таких пространственно-географических условий, наличие которых позволяет с «пространственно-стратегической стороны» обеспечить реализацию разработанных стратегических установок политики национальной безопасности в полном объеме.
IVэтап предполагает практическое воплощение в жизнь всего комплекса геополитических планов государства в рамках СМО: стратегических, оперативных и тактических.
Основополагающие геополитические усилия государства сосредоточиваются главным образом на установлении контроля или тотального господства над теми пространственно-географическими районами, которые по своему геополитическому положению и геоэкономическому потенциалу представляют собой важнейшие тактические и оперативные геополитические плацдармы. Овладение ими позволяет в итоге обеспечить успешный «захват» большого пространства, имеющего для геополитики страны геостратегическое значение.
Таким образом, главную роль в процессах формирования концептуальной направленности, а также практического осуществления геополитического курса государства играют два основных фактора. Это — избранная правящей элитой, государственной властью и обществом стратегическая модель жизнедеятельности и развития, рассчитанная на долгосрочный период, а также соответствующая стратегия политики национальной безопасности, или национальная стратегия развития страны.