Научная статья на тему 'ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ТУРИЗМА (К СТАТЬЕ С.А. ТАРХОВА "ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПОДХОД В ГЕОГРАФИИ ТУРИЗМА")'

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ТУРИЗМА (К СТАТЬЕ С.А. ТАРХОВА "ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПОДХОД В ГЕОГРАФИИ ТУРИЗМА") Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
372
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ТУРИЗМА / ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА / РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ / SPATIAL STRUCTURE OF TOURISM / TOURISM GEOGRAPHY / RECREATIONAL GEOGRAPHY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зырянов Александр Иванович

Пространственная структура туризма - результат исследований туристской сферы, актуальный для территориального управления, для высшего туристского и географического образования. Это, по мнению С.А.Тархова, не разработанная область отечественной географии туризма как науки, которая занята прикладными вопросами и слабо использует пространственные и экономико-географические подходы. Тем не менее вопросы, связанные с территориальными системами туризма, их структурами и элементами, разрабатываются и применяются на практике специалистами из разных регионов России и других стран. Выявление пространственной структуры туризма - сложная научная задача, связанная с определением морфологии, функций и процессов туристского пространства. Это картографическая и структурная модель одновременно. Пространственная структура туризма предстает в виде ее элементов с выделением их типов, иерархии, видовой специализации. «Палитра» видов туризма отражает спектр туристского сервиса и предоставляет хорошую возможность деления туристской сферы на отрасли. В пространственную структуру следует включить и другие компоненты туристской сферы: ресурсы, потоки, маршруты, уровень сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPATIAL STRUCTURE OF TOURISM (TO THE ARTICLE BY S. A. TARKHOV "SPATIAL APPROACH IN TOURISM GEOGRAPHY")

The spatial structure of tourism is the result of studies of the tourism sector, relevant for territorial management, for higher tourism and geographical education. This, according to S.A. Tarkhov, is an undeveloped area of domestic tourism geography as a science that is busy with applied issues and makes little use of spatial and economic-geographical approaches. Nevertheless, issues related to the territorial tourism systems, their structures and elements are developed and applied in practice by specialists from different cities of Russia and other countries. The identification of the spatial structure of tourism is a complex scientific task related to the determination of the morphology, functions and processes of the tourist space. This is a cartographic and structural model at the same time. The spatial structure of tourism appears in the form of its elements with the allocation of their types, hierarchy, species specialization. The palette of tourism types reflects the range of tourism services and provides a good opportunity to divide the tourism industry into sectors. Other components of the tourism sector should be included in the spatial structure: resources, flows, routes, level of service.

Текст научной работы на тему «ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ТУРИЗМА (К СТАТЬЕ С.А. ТАРХОВА "ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПОДХОД В ГЕОГРАФИИ ТУРИЗМА")»

Дискуссии Зырянов А.И.

ДИСКУССИИ

УДК 796.5: 911 DOI: 10.17072/2079-7877-2020-2-171-179

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ТУРИЗМА (К СТАТЬЕ С.А. ТАРХОВА «ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПОДХОД В ГЕОГРАФИИ ТУРИЗМА»)

Александр Иванович Зырянов

SPIN-код: 2204-4422, AuthorID: 629010 e-mail: aizyrianov@gmail.com

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь

Пространственная структура туризма - результат исследований туристской сферы, актуальный для территориального управления, для высшего туристского и географического образования. Это, по мнению С.А.Тархова, не разработанная область отечественной географии туризма как науки, которая занята прикладными вопросами и слабо использует пространственные и экономико-географические подходы. Тем не менее вопросы, связанные с территориальными системами туризма, их структурами и элементами, разрабатываются и применяются на практике специалистами из разных регионов России и других стран. Выявление пространственной структуры туризма - сложная научная задача, связанная с определением морфологии, функций и процессов туристского пространства. Это картографическая и структурная модель одновременно. Пространственная структура туризма предстает в виде ее элементов с выделением их типов, иерархии, видовой специализации. «Палитра» видов туризма отражает спектр туристского сервиса и предоставляет хорошую возможность деления туристской сферы на отрасли. В пространственную структуру следует включить и другие компоненты туристской сферы: ресурсы, потоки, маршруты, уровень сервиса.

Ключевые слова: пространственная структура туризма, география туризма, рекреационная география.

SPATIAL STRUCTURE OF TOURISM (TO THE ARTICLE BY S. A. TARKHOV "SPATIAL APPROACH IN TOURISM GEOGRAPHY")

Aleksandr I. Zyrianov

SPIN-code: 2204-4422, AuthorID: 629010 e-mail: aizyrianov@gmail.com

Perm State University, Perm

The spatial structure of tourism is the result of studies of the tourism sector, relevant for territorial management, for higher tourism and geographical education. This, according to S.A. Tarkhov, is an undeveloped area of domestic tourism geography as a science that is busy with applied issues and makes little use of spatial and economic-geographical approaches. Nevertheless, issues related to the territorial tourism systems, their structures and elements are developed and applied in practice by specialists from different cities of Russia and other countries. The identification of the spatial structure of tourism is a complex scientific task related to the determination of the morphology, functions and processes of the tourist space. This is a cartographic and structural model at the same

© Зырянов А.И 2020

Дискуссии Зырянов А.И.

time. The spatial structure of tourism appears in the form of its elements with the allocation of their types, hierarchy, species specialization. The palette of tourism types reflects the range of tourism services and provides a good opportunity to divide the tourism industry into sectors. Other components of the tourism sector should be included in the spatial structure: resources, flows, routes, level of service.

Keywords: spatial structure of tourism, tourism geography, recreational geography.

Статья С.А. Тархова [28], опубликованная в №4(51) (2019) журнала «Географический вестник», затрагивает фундаментальные вопросы нашей науки на туристском поле. Сергей Анатольевич - классический экономико-географ и высочайший профессионал. Один из, если так можно выразиться, географических географов, являющийся знатоком стран и регионов, городов и транспортных систем. Его публикации основываются на детализированном внимании к территории, опираются на множество сопоставляемых географических фактов. При этом исследователь нередко обращается к теоретико-географическим построениям, методам пространственного анализа и синтеза. Ученого следует считать одним из лучших воспитанников московской науки периода золотого века отечественной географии, который пришелся, по нашему мнению, на 70-е гг. XX в. Он довольно редко рассматривает туризм напрямую, но многие его работы так или иначе связаны с туризмом, поскольку тема транспортных сетей ему очень близка.

С.А. Тархов пишет о том, что в экономической географии при изучении населения, промышленности, сельского хозяйства и транспорта наработаны подходы, которые в географии туризма применяются слабо, а географы, работающие в туристской тематике, заняты решением в основном негеографических вопросов. Автор подмечает, что география туризма как наука развивается своим путем, не следуя канонам социально-экономической географии, от этого многое теряя.

Он говорит о том, что объектом изучения географии туризма являются территориальные системы туризма, а предметом - пространственные структуры, поэтому географической науке следует сосредоточиться на выявлении ее элементов, прежде всего морфологических, а также функциональных, процессуальных и др. Наиболее важно понять, где в стране или регионе располагаются туробъекты, где и как сформировались туристские центры, узлы, очаги, зоны, районы. Причем нужно показать иерархию этих элементов, выяснить туристскую специализацию территорий, оценить потоки. Создание схемы территориальной структуры туризма, положенной на карту, следует считать достойным итогом научной работы по географии туризма. Автор формулирует определения пространственных таксонов и актуальную географическую тематику в туристской отрасли.

Это идеи аргументированные и структурированные, ценность которых попытаемся определить. Перед тем, как обратиться к предложениям Тархова, порассуждаем о туризме и географии, как взаимодействующих сферах для того, чтобы понять задачи географии туризма в этом направлении.

География и туризм - родственные понятия, поэтому нет необходимости говорить о взаимосвязанности этих сфер, что очевидно [8]. Из всех видов деятельности и отраслей экономики с географией, наверное, более всех связан туризм. Сама технология туризма, по сути, географическая. При подготовке специалиста туристской сферы география изучается обязательно, входит в профессиональные дисциплины.

Для понимания важности выявления территориальной структуры туризма рассмотрим туризм в целом. Туристская деятельность и отрасль имеют трех заинтересантов. Можно оценивать эту сферу под тремя углами зрения: со стороны туриста, предпринимателя и представителя территориальной власти. С.А. Тархов, как и положено экономико-географу, в

Дискуссии Зырянов А.И.

основном смотрит на туризм со стороны власти. При этом есть два других ракурса, может, еще более важных.

Первый взгляд - с позиции путешественников. Это главный сектор, поскольку в туризме они - это наиболее массовые потребители сведений географического характера. Это все мы и остальные неисчислимые туристы.

Второй взгляд - с позиции предпринимательства. Он очень важный, поскольку речь идет об организаторах туризма и соответствующих услуг, которые во многом решают, насколько научные разработки актуальны. Предприниматели - главное экспертное сообщество в туризме и в туристском сервисе. Этот сектор в значительной доле определяет тематический спектр науки о туризме.

Сергей Анатольевич подчеркивает важность исследования морфологии туристского пространства, что необходимо для решения задач, стоящих перед властью. Это связано с вопросами территориального планирования, оптимизации и развития стран и регионов. Для таких задач эти разработки практичны, здесь потребуются выводы о туристских центрах, узлах и зонах их иерархии и т.д. Пространственная структура туризма, как теоретический венец географического исследования региона, - необходимая тема в процессе туристского образования на уровне университетов, на старших курсах бакалавриата или в магистратуре. Это важная часть географии туризма в основном из области ее теории, являясь, однако, частью географических задач в туризме.

Знание пространственной структуры туризма страны или региона, где осуществляется тур, вряд ли столь необходимо каждому отдельному путешественнику или предпринимателю -организатору туристских услуг. Если это и нужно, то косвенно. Мы почти не находим изображения таких структур на тысячах издаваемых туристских картах. Только малая доля туристской картографической продукции имеет признаки изображения пространственных структур туризма [10].

Итак, выявление территориальных структур в туризме необходимо не только для задач государственного и территориального управления, но и для высшего туристского образования. Почему же география туризма развивается своим особым путем, слабо используя классическую экономико-географическую методологию, о чем говорит С.А.Тархов. Обратимся к истории развития отечественной географии туризма.

В Советском Союзе внимательное отношение к научно-географическому изучению вопросов туризма появилось после публикаций В.С. Преображенского и его коллег [24; 29]. Членов этого авторского коллектива по праву считают пионерами теоретико-географического изучения туристско-рекреационной сферы страны. Именно они добились признания рекреационной географии академической наукой профессиональным сообществом. Авторы выделили рекреацию в качестве основного объекта исследования, а понятие туризма заняло при этом подчиненное положение. Этому способствовало также отнесение большинства изучаемых вопросов турима в это время в область экономической науки.

В методологическом конструкте территориальной рекреационной системы (ТРС) В.С. Преображенского заложен ресурсный подход в организации рекреационной территории при централизованном планировании. Составляющие системы - территория, ландшафт, рекреационные объекты, технические сооружения, рекреанты. ТРС - это не пространственная, а структурная модель. До этого в географической науке применялись более общие и межотраслевые методологические конструкты (геосистемы, ландшафты, территориально-производственные комплексы, территориальные социально-экономические системы). Авторы показали, что рекреация может рассматриваться через собственные подобные конструкты, а рекреация - тематика, достойная фундаментальной географической науки.

Еще одним весомым аргументом в пользу туристско-рекреационных исследований стала концепция поляризованного ландшафта Б.Б. Родомана [25]. Это пространственная модель

Дискуссии Зырянов А.И.

всего региона, а не только рекреационной территории, но с задачей сохранения рекреационных ресурсов.

Авторы перечисленных работ - географы, глубоко понимающие отрасли туризма и считающие туризм важной темой, но использующие в основном термин «рекреация». Господствующие в это время задачи связаны с централизованным территориальным планированием и управлением. Следует особо отметить вклад Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебова [21] и С.Р. Ердавлетова [7] в развитие географии туризма и рекреации.

С социально-экономическими изменениями 1990-х гг. и формированием новой туристской сферы конструкт территориальной рекреационной системы, созданный в плановую эпоху, перестает устраивать тех географов, которые изучают быстро меняющуюся туристскую отрасль. Появилась необходимость теоретического обоснования обновленного объекта изучения географии туризма. Л.Ю. Мажар [20], В.И. Кружалин [17], Н.Н. Гировка [4] и ряд других исследователей активно разрабатывают положения о территориальных туристско-рекреационных системах (ТТРС), но этот конструкт еще не стал популярной методологической основой конкретных исследований.

В 1990-е гг. с формированием рыночных отношений туризм воспринимается «магазином» по продаже путевок, сутью которого является торговля. Главными направлениями знаний в этой отрасли считаются маркетинг, экономика и управление. Географы медленно с большим трудом добиваются общественного понимания важности географии не только со стороны науки и образования, но и самой отрасли. Велика роль в этом многих отечественных географов: Г.П. Долженко [5], Б.М. Бероева [3], В.Е. Арефьева [2], Л.Е. Куприной [19] и многих других. С 2000-х гг. отрываются кафедры туризма на географических факультетах ряда университетов России, (Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Краснодар, Барнаул, Саранск, Казань, Тюмень, Воронеж). Усилиями С.Р. Ердавлетова кафедра туризма в КазГУ (Алма-Ата, Казахстан) открывается одной из первых в 1996 г. Географам удалось занять одну из основных позиций в сфере туризма, поскольку их разработки были востребованы практиками туристской отрасли. Если бы географы только количественно оценивали потенциал территорий и теоретизировали на уровне пространственных моделей, то это не нашло бы понимания у работников туроперейтинга и в мире путешествий в тот период становления рынка. География туризма, как и любая другая область знаний о туризме, до сих пор очень практична и быстро откликается на новые возникающие задачи.

С.А. Тархов во многом прав в том, что поскольку туристской морфологией пространства почти никто не занимается из исследователей, поэтому вопросы выявления пространственных структур туризма не изучаются. Действительно, таких работ очень немного, но все же они есть. Так, работы В.М. Котлякова [16], А.Ю. Александровой [1], П.С. Ширинкина [34] раскрывают вопросы туристкой таксономии, туристско-географической терминологии. Для работ Б.Б. Родомана, многие годы увлеченного вопросами рекреации и туризма, очень близки темы территориальных структур, районирования. Среди географов, изучающих темы, связанные с пространственным анализом в туризме, известны специалисты из различных городов: И.М. Яковенко с коллегами (Симферополь) [30], А.Н. Дунец [6], А.Г. Редькин и И.Б. Соболь (Барнаул) [26], Е.В. Конышев с коллегами (Киров) [31], М.А. Саранча (Москва) [27]. Вопросам туристского районирования посвящает работы В.К. Крыстев (Варна) [18]. Тема пространственных структур очень перспективна в туристской картографии. Многочисленные современные туристские карты можно было бы сделать гораздо более интересными, показав на них элементы пространственной структуры туризма, как это делают М.К. Назарчук и Н.Н. Гировка [23].

Значительно чаще встречаются попытки описать пространственные структуры отдельных видов туризма и рекреации [13-15; 22; 23; 32; 33]. Автор данной статьи также давно

Дискуссии Зырянов А.И.

интересуется вопросами этого направления, рассматривая территориальную таксономию, методы районирования, пространственные структуры [9; 11].

Подход С.А. Тархова к анализу пространственной структуры туризма через виды туризма совершенно правильный. Выделить виды туризма в чистом виде затруднительно, но важно, поскольку именно подразделение на виды позволяет выявить спектр многочисленных отраслей туристского сервиса. По словам С.П. Шпилько [35], туристских видов экономической деятельности (размещение, питание и т.д.) всего несколько, а видов туризма множество. Однако в стране или регионе, как правило, можно выделить основные 10-20 видов, наиболее популярных. Это своеобразные туристские отрасли.

Виды туризма четко дифференцируют туристский сервис, как правило, они всегда ассоциируются с определенной туристской инфраструктурой, требуют своего кадрового обеспечения, направленной государственной и региональной политики. Вид туризма хорошо проявляется в специфике рекреационных занятий, но не всегда в специфике туристских программ и маршрутов, поскольку одно и то же путешествие и маршрут часто можно отнести сразу к нескольким видам туризма. Тем не менее виды туризма имеют свои особенности формирования маршрутной сети. Поэтому пространственную структуру туризма целесообразно отображать через географию видов туризма, а виды - через сервис, инфраструктуру.

Попробуем в виде наброска описать элементы пространственной структуры туризма на примере конкретной территории. Представим, что мы объясняем студентам географические особенности туризма страны, взяв для примера Юго-восток Канады (от Великих озер до Атлантики). На наш взгляд, здесь пространственная структура туризма имеет несколько типов элементов [12]. Обозначим их, снабдив примерами.

1. Крупные города с развитым городским туризмом: деловым, образовательным, культурным, событийным (Торонто, Монреаль, Оттава, Квебек, Галифакс). Они отличаются друг от друга «весами» разных видов туризма.

2. Малые исторические экскурсионные города и сельские пункты (Луненберг, Кавендиш).

3. Средние по размерам города - порты на маршрутах морских круизов (Шарлоттаун, Сент-Джон, Сент-Джонс).

4. Города туристских развлечений (Ниагара-Фолс).

5. Природные объекты экскурсий (Ниагарский водопад, водопад Монморанси, залив Фанди).

6. Популярные национальные и провинциальные парки (Тысяча островов, Алгонкинский, Брюс-пенинсьюла).

7. Пейзажные дороги.

8. Пляжные зоны.

Пейзажные автодороги с популярными самостоятельными автомобильными путешествиями и организованными автобусными круизами.

Пляжные зоны (остров Принца Эдуарда, озеро Гурон).

Однако такой подход не совсем полный, поскольку нужны еще маршруты, туристские потоки, уровень сервиса и инфраструктуры. Если попытаться разделить туризм, т.е. всю многогранную его сферу на небольшое число частей, то выделятся всего четыре компонента туризма: туристы, ресурсы, маршруты и сервис. Это совершенно разные по своей сущности категории, но вместе они представляют систему туризма. Географические задачи имеют место в сфере каждого из четырех компонентов, поэтому пространственную структуру туризма необходимо отображать максимально полно, включая все четыре его составляющие.

Дискуссии Зырянов А.И.

С.А. Тархов в своей статье показал, как интересно и чрезвычайно полезно может быть даже эпизодическое обращение ведущих экономико-географов к туристским темам, особенно к теоретическим аспектам географии туризма.

Библиографический список

1. Александрова А.Ю. Современные особенности пространственного развития туризма // География и туризм. 2018. №2. С. 12-16.

2. Арефьев В.Е. Теоретические основы туризма: уч. пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. 298 с.

3. Бероев Б.М. Географические основы оценки состояния природной среды и освоения горных территорий (на примере Северного Кавказа): автореф. дис. ... докт. геогр. наук. М., 1996. 45 с.

4. Гировка Н.Н. Рекреационные ресурсы: географические аспекты, свойства. Нижний Новгород, 2011. 478 с.

5. Долженко Г.П. Основы туризма. М., 2009. 319 с.

6. Дунец А.Н. Туристское пространство как научная категория в исследованиях туризма // Ползуновский альманах. 2015. №3. С. 86-90.

7. Ердавлетов С.Р. География туризма: история, теория, методы, практика: учеб. пособие. Алматы, 2000. 336 с.

8. Зырянов А.И. География и туризм: различие и общность интересов // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. №1. С. 10-15.

9. Зырянов А.И. Систематизация туристских таксонов / Вестник Московского университета. Сер. 5. География. 2014. №3. С. 16-22.

10. Зырянов А.И. Дробное районирование и площадное развитие туризма // Вестник Московского университета. Сер. 5. География. 2018. №5. С. 44-51.

11. Зырянов А.И. География туризма: от теории к практике. Пермь, 2018. 416 с.

12. ЗыряновА.И., ЗыряноваИ.С. Канадские заметки // География и туризм. 2018. №2. С. 143-154.

13. Зырянов А.И., Шилова Д.И. Структура и размещение сети горнолыжных комплексов Большого Урала // Известия РАН. Сер. географическая. 2020. Т. 84. №2. С. 272-281.

14. Зырянова И.С. Аренда автомобилей как отрасль сервиса: географические и организационные аспекты // Региональные исследования. 2018. №1(59). С. 156-165.

15. Королев А.Ю. Вопросы организации туризма в альпинистских зонах России // Вестник Удмуртского университета. Сер. Биология. Науки о Земле. 2015. Т. 25. №2. С. 180-185.

16. Котляков В.М., Комарова А.И. Туризм: природа - культура - путешествия. Пятиязычный словарь (русский (с краткими дефинициями), английский, французский, испанский, немецкий). М.: Кодекс, 2013. 672 с.

17. Кружалин В.И. Теоретические и практические аспекты развития туризма и рекреации в России // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: тр. VI Межд. науч.-практ. конф. М., 2011. С. 16-23.

18. Крыстев В.К. Туристское районирование: дискурс о методе // Вестник Московского университета. Сер. 5. География. 2019. №5. С. 50-59.

19. КупринаЛ.Е. Технология разработки туристских маршрутов. Тюмень, 2013. 176 с.

20. Мажар Л.Ю. Территориальные туристско-рекреационные системы / Смоленский гуманитарный университет. Смоленск, 2008. 211 с.

21.МироненкоН.С., ТвердохлебовИ.Т. Рекреационная география. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 207 с.

22. Мышлявцева С.Э. Туристское районирование для целей активного туризма в регионах Урала // География и туризм. Пермь, 2006. С. 178-187.

23. Назарчук М.К., Гировка Н.Н. Ресурсная картография для индустрии туризма // Географический вестник. 2019. №2(49). С. 126-134. М 10/17072/2079-7877-2019-2-126-134.

24. Преображенский В.С., Веденин Ю.А., Зорин И.В., Мухина Л.И. Территориальная рекреационная система как объект изучения географических наук // Известия Академии наук СССР. Сер. географическая и геофизическая. 1984. №2. С. 34.

25. РодоманБ.Б. Поляризованная биосфера. Смоленск, 2002. 336 с.

26. Соболь И.Б., Редькин А.Г. Геокультурное пространство как основа развития туристской специализации региона. Барнаул, 2012. 144 с.

Дискуссии Зырянов А.И.

27. Саранча М.А. Из размышлений о развитии туристских систем // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2014. Т. 8. №3. С. 103-110.

28. Тархов С.А. Пространственный подход в географии туризма // Географический вестник. 2019. №4(51). С. 172-178. doi 10/17072/2079-7877-2019-4-172-178.

29. Теоретические основы рекреационной географии / отв. ред. В.С. Преображенский. М.: Наука, 1975. 223 с.

30. Туристско-ресурсный потенциал республики Крым и г. Севастополь / под ред. И.М. Яковенко. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2015. 408 с.

31. Устойчивая региональная туристско-рекреационная система Кировской области: теория и практика / под общ. ред. Е.В.Конышева. Киров: Изд-во Радуга-ПРЕСС, 2015. 254 с.

32. Фирсова А.В. Литературный туризм как продукт культурного картирования // Вестник Удмуртского университета. Сер. Биология. Науки о Земле. 2012. №2. С. 142-148.

33. Чистобаев А.И., Семенова З.А. Медицинский туризм - новая отрасль экономики // Государство и бизнес. Современные проблемы экономики: мат. IX Межд. науч.-практ. конф. СПб., 2017. С.160-164.

34. Ширинкин П.С. Региональный туризм в Пермском крае: проблемы, направления и перспективы // География и туризм. Пермь, 2006. С. 233-244.

35. Шпилько С.П. Туризм и разделение труда (Структурное развитие отрасли) // Вестник Национальной академии туризма. 2006. №1. С. 14-19.

References

1. Aleksandrova A.Yu. (2018), "Modern features of tourism spatial development", Geografiya i turizm, no. 2, pp. 12-16.

2. Arefiev V.E. (2014), Teoreticheskiye osnovy turizma: uchebnoye posobiye [Theoretical foundations of tourism: a training manual]. Izd-vo Alt.un-ta, Barnaul, Russia.

3. Beroev B.M. (1996), Geographical basis for assessing the state of the environment and the development of mountainous areas (for example, the North Caucasus). abstract dis. ... Doctors of Geographical Sciences, Moscow, Russia.

4. Girovka N.N. (2011), Rekreatsionnyye resursy: geograficheskiye aspekty, svoystva [Recreational resources: geographical aspects, properties], Nizhegorodskiy gosudarstvennyy arkhitekturno-stroitel'nyy universitet, Nizhny Novgorod, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Dolzhenko G.P. (2009), Osnovy turizma. Uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya turistskim professiyam [The basics of tourism. Textbook for students of higher educational institutions studying tourism professions], Moscow, Russia.

6. Dunets A.N. (2015), "Tourist space as a scientific category in tourism research", Polzunovsky almanac, no. 3, pp. 86-90.

7. Erdavletov S.R. (2000), Geografiya turizma: istoriya, teoriya, metody, praktika: uchebnoye posobiye [Geography of tourism: history, theory, methods, practice: textbook. allowance. Almaty, Kazakhstan.

8. Zyryanov A.I. (2014), "Geography and tourism: differences and common interests", Sovremennyye problemy servisa i turizma, no. 1, pp. 10-15.

9. Zyryanov A.I. (2014), "Systematization of tourist taxa" Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 5: Geografiya, no. 3, pp. 16-22.

10. Zyryanov A.I. (2018). Fractional zoning and areal tourism development, Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 5: Geografiya, no. 5, pp. 44-51.

11. Zyryanov A.I. (2018), Geografiya turizma: ot teorii k praktike [The geography of tourism: from theory to practice], Permskiy gosudarstvennyy natsional'nyy issledovatel'skiy universitet, Perm, Russia.

12. Zyryanov A.I., Zyryanova I.S. (2018) "Canadian Notes", Geografiya i turizm, no. 2, pp. 143-154.

13. Zyryanov A.I., Shilova D.I. (2020), "The structure and location of the network of ski resorts in the Big Urals", Izvestiya RAN. Seriya geograficheskaya, vol. 84, no. 2, pp. 272-281.

14. Zyryanova I.S. (2018), "Car rental as a service industry: geographical and organizational aspects", Regional'nyye issledovaniya, no. 1 (59), pp. 156-165.

15. Korolev A.Yu. (2015), "Issues of organizing tourism in the mountaineering zones of Russia", Vestnik Udmurtskogo universiteta. SeriyaBiologiya. Nauki o Zemle vol. 25, no. 2, pp. 180-185.

Дискуссии Зырянов А.И.

16. Kotlyakov V.M. and Komarova A.I. (2013), Turizm: priroda - kul'tura - puteshestviya. Pyatiyazychnyy slovar' (Russkiy (s kratkimi definitsiyami), angliyskiy, frantsuzskiy, ispanskiy, nemetskiy [Tourism: nature - culture - travel. Bilingual Dictionary (Russian (with brief definitions), English, French, Spanish, German], Publishing House Codex, Moscow, Russia.

17. Kruzhalin V.I. (2011) "Theoretical and practical aspects of the development of tourism and recreation in Russia", Tourism and Recreation: Fundamental and Applied Research Proceedings of the VI International Scientific and Practical Conference, Moscow, 2011, pp. 16-23.

18. Krystev V.K. (2019), "Tourist zoning: a discourse on the method", Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 5: Geografiya, no. 5, pp. 50-59.

19. Kuprina L.E. (2013), Tekhnologiya razrabotki turistskikh marshrutov [Technology for the development of tourist routes], Tyumen, Russia.

20. Mazhar L.Yu. (2008), Territorial'nyye turistsko-rekreatsionnyye sistemy [Territorial tourist and recreational systems]. Smolenskiy gumanitarnyy universitet, Smolensk, Russia.

21. Mironenko N. S. and Tverdokhlebov I. T. (1981), Rekreatsionnaya geografiya [Recreational geography], Izd-vo Moskovskogo un-ta, Moscow, Russia.

22. Myshlyavtseva S.E. (2006), "Tourist zoning for the purposes of active tourism in the regions of the Urals", Geografiya i turizm. Sbornik nauchnykh trudov, Perm, pp. 178-187.

23. Nazarchuk M.K. and Girovka N.N. "Resource mapping for the tourism industry", Geograficheskiy vestnik, no 2 (49), pp. 126-134.

24. Preobrazhensky V.S., Vedenin Yu.A., Zorin I.V. and Mukhina L.I. (1984), "Territorial recreational system as an object of study of geographical sciences", Izvestiya Akademii nauk SSSR. Seriya geograficheskaya i geofizicheskaya, no. 2, pp. 34.

25. Rodoman B. B. (2002) Polyarizovannaya biosfera. Sbornik statey [Polarized Biosphere. Collection of articles] Smolensk, Russia.

26. Sobol I.B. and Redkin A.G. (2012), Geokul'turnoye prostranstvo kak osnova razvitiya turistskoy spetsializatsii regiona [Geocultural space as the basis for the development of tourist specialization in the region]. Barnaul, Russia.

27. Sarancha M.A. (2014), "From reflections on the development of tourist systems" Vestnik Assotsiatsii VUZov turizma i servisa, v. 8, no. 3, pp. 103-110.

28. Tarkhov S.A. (2019), "Spatial approach in the geography of tourism", Geograficheskiy vestnik, no. 4 (51), pp. 172-178.

29. Preobrazhensky V.S. (ed.) (1975), Teoreticheskiye osnovy rekreatsionnoy geografii [Theoretical foundations of recreational geography], Nauka, Moscow, Russia.

30. Yakovenko I.M. (ed.) (2015), Turistsko-resursnyy potentsial respubliki Krym i g. Sevastopol' [Tourism and resource potential of the Republic of Crimea and the city of Sevastopol], Simferopol, Russia.

31. Gerasimov S.V., Kolesova Yu.A., Konyshev E.V., Mityagina E.V., Sitnikov S.V., and Pakhomova O.M. (2015), Ustoychivaya regional'naya turistsko-rekreatsionnaya sistema Kirovskoy oblasti: teoriya i praktika [Sustainable regional tourist-recreational system of the Kirov region: theory and practice], in Konyshev E.V. (ed.), Publishing house Rainbow-PRESS, Kirov, Russia.

32. Firsova A.V., (2012), "Literary tourism as a product of cultural mapping", Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Biologiya. Nauki o Zemle, no. 2, pp. 142-148.

33. Chistobaev A.I. and Semenova Z.A. (2017), Medical tourism - a new branch of the economy, State and business. Modern problems of the economy. Materials of the IX International Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, pp. 160-164.

34. Shirinkin P.S. (2006), "Regional tourism in the Perm region: problems, directions and prospects", Geografiya i turizm Sbornik nauchnykh trudov. Perm, pp. 233-244.

35. Shpilko S.P. (2006), "Tourism and the division of labor (Structural development of the industry)", Vestnik Natsional'noy akademii turizma, Non-profit partnership "National Academy of Tourism", Baltic Academy of Tourism and Entrepreneurship, November (no. 1), pp. 14-19.

Поступила в редакцию: 31.03.2020

Дискуссии Зырянов А.И.

Сведения об авторе Александр Иванович Зырянов

доктор географических наук, заведующий кафедрой туризма, Пермский государственный национальный исследовательский университет; Россия, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

About of author Aleksandr I. Zyrianov

Doctor of Geographical Sciences, Head of the

Department of Tourism, Perm State University;

15, Bukireva st., Perm, 614990, Russia

e-mail: ziryanov@psu.ru

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Зырянов А.И. Пространственная структура туризма (к статье С.А. Тархова «Пространственный подход в географии туризма») // Географический вестник = Geographical bulletin. 2020. №2(53). С. 171-179. doi 10.17072/2079-7877-2020-2-171-179. Please cite this article in English as:

Zyrianov A.I. Spatial structure of tourism (to the article by S.A. Tarkhov "Spatial approach in tourism geography") // Geographical bulletin. 2020. №2(53). P. 171-179. doi 10.17072/2079-7877-2020-2-171-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.