ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
К.Э. Гафарова, канд. экон. наук, доцент И.Н. Буценко, канд. экон. наук, доцент
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (Россия, г. Симферополь)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-4-1-123-127
Аннотация. Туризму присущи черты глобального феномена, который затрагивает практически все регионы мира, оказывая существенное влияние на мировую экономику со своим геоэкономическим пространством и иерархической структурой. В статье представлена характеристика пространственной структуры международного туризма. Приведены и проанализированы в динамике международные туристские прибытия за период 2019-2023 гг., в разрезе туристских регионов мира.
Ключевые слова: туризм, международный тризм, мезорегионы мира, ВТО, туристские регионы мира, туристские прибытия по регионам мира.
Туризм имеет основополагающее значение для глобального экономического развития и его влияние на экономику выходит за рамки создания доходов и занятости. Черты глобального феномена присущи туризму, поскольку туристский рынок расширяется, и это явление касается практически всех регионов мира, существенно влияя на мировую экономику. Туризм -процесс пространственный, а интересы туризма комплексные. В докладе Генерального секретаря ООН «Туризм и устойчивое развитие» отмечается: «туризм - единый большой сектор международной
торговли услугами, и как сектор (экономики) охватывает широкий спектр видов экономической деятельности и в настоящее время является наибольшей индустрией в мире» [6]. Как двигатель роста, стимулируя инвестиции в инфраструктуру, способствует устойчивому развитию и способствует сохранению культурного и природного наследия.
Всемирная туристская организация выделяет 15 мезорегионов мира, сформированных по схожести истории, культуре (рис. 1).
МАКРОРЕГИОНАЛЬНЫЕ ТУРИСТСКИЕ РЫНКИ
Азия и Тихоокеанский регион: - Северо-Восточная Азия; - Юго-Восточная Азия; - Океания; - Южная Азия Европа: - Северная Европа; - Западная Европа; - Центральная н Восточная Европа, Средиземноморский регион; - ЕС Америка: - Северная Америка; - Островные государства и территории Карибского бассейна; - Центральная Америка; - Южная Америка
Африка: - Северная Африка; - Тропическая Африка Ближний Восток J
I
Национальные туристские рынки (отдельные страны)
МИКРОРЕГИОНАЛЬНЫЕ ТУРИСТСКИЕ РЫНКИ
Рис. 1. Структура международного туризма [5]
За относительно краткий исторический период туризм стал одной из лидирующих сфер мировой экономики со своим геоэкономическим пространством и иерархической структурой.
Основой международного туризма является туристский потенциал определенной территории с природными, историко-культурными туристическими ресурсами и спросом на них. Важной составляющей является наличие организаций с квалифицированным персоналом, способных обеспечить социальную доступность имеющихся туристических ресурсов и объектов.
Страны, расположились в пространственной структуре международного туризма на разных иерархических уровнях по системе Центр - Полупериферия - Периферия. Центр мирового туристского развития образуют: Северо-Восточная Азия, Северная Америка, Западная Европа. Иерархический уровень системы Центр является местом генерирования спроса и предложения туристских услуг. Использование безналичного ведения бизнеса, он-лайн-бронирования, внедрение роботов в сферу туризма позволяет получать высокие доходы от международного туризма.
Мезорегионы Северная Европа, Центрально-Восточная Европа, Южная Европа/ Средиземноморская Европа, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Южная Америка, Ближний Восток активно продвигают туристский продукт на мировой рынок.
В периферию входит две зоны, включающих в себя страны слаборазвитые и страны, не участвующие в международном туризме. В зоне отмечается резкая внутрирегиональная дифференциация: а) зона интенсивного развития туризма: Океания,
Карибский бассейн; б) зона стагнации: Центральная Америка, Северная Африка, Африка южнее Сахары [4]. Ярко выраженные внутрирегиональные различия наблюдаются в зоне периферии. Например, Карибский регион очень активно развивает въездной туризм, сказывается близость Северной Америки, одного из лидеров по выездному туризму. В данном регионе самые высокие показатели доли туризма в ВВП, что говорит, что регион развивает в основном узкоспециализированный туризм [4].
Достаточно высокими доходами от международного туризма и высокой долей туризма в ВВП отличается зона интенсивного развития туризма. Основная характеристика зоны интенсивного развития туризма - центры въездного туризма с низкими расходами на международный туризм (за исключением Австралии и Новой Зеландии). Данные обстоятельства позволяют регионам повысить позиции в международной пространственной структуре.
Океания относится к зоне Периферии. В регионе развит выездной туризм за счет близлежащих регионов Юго-Восточной Азии, Северо-Восточной Азии, как следствие отдаленности от основных поставщиков туристов и несоответствия сезонов.
По развитию международного туризма ВТО выделяет следующие туристские регионы мира: Европа, Азиатско-Тихоокеанский регион, Америка, Ближний Восток, Африка (табл. 1). Пандемия оказало существенное влияние на потоки туристов в Азиатско-Тихоокеанский регион из-за особо строгих ограничений на поездки. Количество международных туристских прибытий в данный регион в 2020 г. уменьшилось на 301 млн. чел. или 83,5%.
Таблица 1. Международные туристские прибытия по регионам мира, млн. чел. [7]
Регион 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.
Мир 1462 407 458 960 1286
Европа 742,4 239,7 301,3 596,8 700,4
Азия и Тихоокеанский регион 360,1 59,1 24,6 91,5 233,4
Америка 219,3 69,6 81,8 156,6 198,3
Африка 69,1 18,7 19,7 47,5 66,4
Ближний Восток 71,3 19,4 30,2 67,8 87,1
На Ближнем Востоке и Африке число прибывших тоже существенно сократилось (72,8% и 72,9%, соответственно). Сокращение туристских прибытий в Америку и Европу составило 151,87 и 526,7 млн. соответственно. Основными факторами формирования лидерства в привлечении туристских потоков являются специфические характеристики данных регионов. «По данным первого Всемирного барометра туризма ЮНВТО, международный туризм завершил 2023 г. на уровне 88% от допандемического уровня, при этом число международных прибытий оценивается в 1,3 млрд чел.» [7]. Приведем основные выводы по представленной динамике потоков туристов в разрезе регионов мира:
1. Ближний Восток возглавил восстановление прибытий в относительном выражении как единственный регион, преодолевший допандемический уровень, (число прибытий на 22% превышает уровень 2019 г.).
2. Европа стала лидером среди регионов по посещаемости (94% от уровня 2019 г.) за счет внутрирегионального спроса и поездок из США.
3. Африка достигала 96% туристских прибытий до пандемии, Америка достигла 90%.
4. Азиатско-Тихоокеанский регион восстановил 65% от допандемического уровня после открытия нескольких рынков и направлений [7].
Лидерство регионов обеспечивают страны, которые входят в пространствен-
ную структуру международного туризма. Все страны можно разделить на две категории: страны - поставщики туристов, т.е. индустриально развитые страны, которые характеризуются высоким показателем выезда своих граждан за границу (США, Германия, Франция, Великобритания и другие), и страны, принимающие туристов, т.е. развивающиеся страны (Тунис, Египет, Кипр и другие). Среди факторов, обеспечивающих лидерство группы стран, принимающих туристов на мировом туристском рынке выделим: мощная инфраструктура, высокий уровень сервиса, высокая маркетинговая активность в сфере продвижения собственного туристского продукта на мировой рынок.
Регулирование процессов в мировом экономическом пространстве позволяет международному туризму неуклонно развивается в условиях, возникающих время от времени катаклизм (мировой финансово-экономический кризис, колебания цен на товары, нефть и валютных курсов, политические события на Ближнем Востоке и Украине, COVID-19 и др.) с использованием механизмов посредничества и регулирования непредвидимых обстоятельств и проблем между макро- и микро, а также национальных туристских рынков.
Развитие международных туристических связей в мировом экономическом пространстве привело к созданию многочисленных международных организаций в этой сфере (рис. 2).
Институциональная структура мирового туристского рынка
Официальные специализированные организации по туризму
На глобальном уровне: ООН, ВТО
На региональном уровне: Евразийская экономическая комиссия. Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана, Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна
Туристические организации, имеющие неофициальный статус
На национальном уровне: туристические администрации, секретариаты и дирекции по туризму
На глобальном уровне: Всемирная федерация турагентств. Международный туристический альянс, альянсы авиаперевозчиков
На национальном уровне: профильные федерации, профобъединения, неформальные туристические объединения (кластеры)
Рис. 2. Институциональная структура регулирования и развития мирового туристического
рынка [2]
Подведем итог, туризм приобретает черты глобального феномена и касается практически всех регионов мира, оказывая существенное влияние на мировую экономику. Пространственная структура международного туризма находится в постоянном развитии. Страны, расположились в пространственной структуре международ-
тия и динамики международного туризма в контексте международных туристские прибытия ВТО систематизирует и объединяет информацию по туристским регионам мира: Европа, Азиатско-Тихоокеанский регион, Америка, Ближний Восток, Африка. Основными функциями формирования лидерства в пространственной структуре
ного туризма на разных иерархических международного туризма являются специ-уровнях по системе Центр - Полуперифе- фические характеристики данных регио-рия - Периферия. В исследованиях разви- нов.
Библиографический список
1. Александрова А.Ю. Структурно-функциональный анализ туристического пространства мира / А.Ю. Александрова // Вестник Московского университета. Серия 5. География. - 2009. - №4. - С. 21-26.
2. Ганский В.А. Институциональное обеспечение мирового туристического рынка. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elib.psu.by/bitstream/123456789/2420/1/3%20%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%8 2%D1%8C%D1%8F.pdf.
3. Салеева Т.В. Трансформация мирового туризма под влиянием пандемии COVID-19 (по предварительным итогам 2020 года) / Т.В. Салеева // Sochi Journal of Economy. - 2021. - № 15 (2). - С. 183-191. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://oaji.net/articles/2021/8-1628200431.pdf.
4. Шахнович И.А. Пространственная структура международного туризма. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/152923.
5. Statistics and Tourism Satellite Account // UNWTO. - URL: http://statistics.unwto.org.
6. Sustainable Tourism: A Non-Governmental Organization Perspective / Prepared by the UNCSD NGO Steering Committee. - New York, 19-30 April 1999. - URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/401ngo4.pdf.
7. World Tourism Organization: website. - URL: https://www.unwto.org/news/international-tourism-to-reach-pre-pandemic-levels-in-2024.
SPATIAL STRUCTURE OF INTERNATIONAL TOURISM
K.E. Gafarova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor I.N. Butsenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Russia, Simferopol)
Abstract. Tourism has the features of a global phenomenon that affects almost all regions of the world, having a significant impact on the world economy with its geo-economic space and hierarchical structure. The article presents the characteristics of the spatial structure of international tourism. The dynamics of international tourist arrivals for the period 2019-2023 are presented and analyzed in the context of tourist regions of the world.
Keywords: tourism, international tourism, mesoregions of the world, WTO, tourist regions of the world, tourist arrivals by region of the world.