Научная статья на тему 'ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ТУРИСТСКИХ РЕГИОНОВ: ПУТЬ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ВЫЗОВОВ'

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ТУРИСТСКИХ РЕГИОНОВ: ПУТЬ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ВЫЗОВОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
144
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / РЕГИОН / ПРОСТРАНСТВО / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Котельников Данил Андреевич

В статье рассмотрены возможности интеграции территорий туристских регионов РФ в условиях санкционного давления и продолжающейся пандемии COVID-19 на примере южного туристского направления. Предложена новая пространственная форма такой интеграции - укрупненная туристская дестинация, предполагающая устойчивое взаимодействие субъектов для получения наиболее желаемых результатов в сфере туризма за счет совместного использования туристских возможностей каждого региона-участника. Определены основные механизмы взаимодействия регионов в рамках единой туристской дестинации, представлены ее структура и состав заинтересованных сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF TOURIST MACRO-TERRITORIES: THE PATH OF DEVELOPMENT IN THE FACE OF NEW CHALLENGES

The article considers the possibilities of integrating the territories of the tourist regions of the Russian Federation under the conditions of sanctions pressure and the ongoing COVID-19 pandemic on the example of the southern tourist destination. The research suggests a new spatial form of such integration - an enlarged tourist destination, which assumes stable interaction of subjects to obtain the most desired results in the field of tourism through the joint use of tourist opportunities of each participating region. In the article are identified the main mechanisms of interaction between regions within the framework of a single tourist destination, also are presented its structure and the composition of stakeholders.

Текст научной работы на тему «ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ТУРИСТСКИХ РЕГИОНОВ: ПУТЬ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ВЫЗОВОВ»

Котельников Д.А.

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ТУРИСТСКИХ РЕГИОНОВ: ПУТЬ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ВЫЗОВОВ

Аннотация. В статье рассмотрены возможности интеграции территорий туристских регионов РФ в условиях санкционного давления и продолжающейся пандемии COVID-19 на примере южного туристского направления. Предложена новая пространственная форма такой интеграции - укрупненная туристская дестинация, предполагающая устойчивое взаимодействие субъектов для получения наиболее желаемых результатов в сфере туризма за счет совместного использования туристских возможностей каждого региона-участника. Определены основные механизмы взаимодействия регионов в рамках единой туристской дестинации, представлены ее структура и состав заинтересованных сторон.

Ключевые слова. Интеграция, туристская отрасль, туристская дестинация, регион, пространство, заинтересованные стороны.

Kotelnikov D.A.

INTEGRATION OF TOURIST MACRO-TERRITORIES: THE PATH OF DEVELOPMENT IN THE FACE OF NEW CHALLENGES

Absrtact. The article considers the possibilities of integrating the territories of the tourist regions of the Russian Federation under the conditions of sanctions pressure and the ongoing COVID-19 pandemic on the example of the southern tourist destination. The research suggests a new spatial form of such integration - an enlarged tourist destination, which assumes stable interaction of subjects to obtain the most desired results in the field of tourism through the joint use of tourist opportunities of each participating region. In the article are identified the main mechanisms of interaction between regions within the framework of a single tourist destination, also are presented its structure and the composition of stakeholders.

Keywords. Integration, tourism industry, tourist destination, territory, region, area, stakeholders.

Введение

Туристская отрасль России является одной из стратегически значимых несырьевых отраслей национальной экономики. Демонстрируя достаточно сдержанные темпы развития на фоне мировых туристских держав, туристская сфера в нашей стране имеет значительный потенциал роста и усиления роли в социально-экономическом развитии субъектов РФ [7]. Пандемия новой коронавирусной инфекции в 2020 году стала одним из самых серьезных вызовов для отечественной туриндустрии за последние несколько десятков лет, но благодаря своевременной поддержке внутреннего туризма данная отрасль уже спустя год продемонстрировала достаточно позитивные темпы восстановления. Однако в 2022 году ситуация вновь обострилась в связи с чередой экономических санкций, принимаемых недружественными странами на фоне углубляющегося противостояния между Россией и Западом. Данные санкции опре-

ГРНТИ 06.71.57 © Котельников Д. А., 2022

Данил Андреевич Котельников - кандидат экономических наук, ведущий специалист филиала «Единый расчетный центр» ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Контактные данные для связи с автором: 188677, Ленинградская обл., г. Мурино, Воронцовский б-р, 20 (Russia, Leningrad région, Murino, Vorontsovsky boulevard, 20). Тел.: +7 960 982-22-37. Е-mail: danil.kotelnikov.89@mail.ru. Статья поступила в редакцию 23.05.2022.

деленным образом сказываются на развитии туристской отрасли, что требует совершенствования государственной туристской политики как на федеральном, так и на региональном уровнях. Дополнительные сложности связаны с введением временного ограничения работы аэропортов юга России, предпринятым в целях обеспечения безопасности воздушного пространства РФ.

В подобных обстоятельствах южное туристское направление в ближайшее вермя может столкнуться с достаточно ощутимым сокращением туристского потока. Одним из возможных направлений развития в условиях новых вызовов может стать интеграция южных субъектов РФ в единую туристскую дестинацию в целях объединения ресурсов и возможностей регионов для формирования единого туристского пространства на Европейском Юге России.

Современные межрегиональные связи - это сложный, во многом еще не устоявшийся интеграционный процесс [11]. В сложившейся экономической ситуации интеграция является одним из перспективных направлений развития туристской отрасли [5]. Однако в нашей стране сложилась такая структура взаимоотношений между хозяйствующими туристскими субъектами, при которой они выступают преимущественно в роли соперничающих сторон, будучи так или иначе вовлечены в конкурентную борьбу [9]. Конкуренция между субъектами РФ в сфере туризма направлена, главным образом, на привлечение максимально возможного количества посетителей, расходы которых в процессе туристско-экономического кругооборота становятся доходами хозяйствующих резидентов, а те, в свою очередь, пополняют налоговыми выплатами доходные статьи консолидированного бюджета субъекта РФ. Кроме того, между регионами существует определенная конкуренция в стремлении получить доступ к бюджетному финансированию [4]. Подобное соперничество между субъектами РФ вполне органично вписывается в общую парадигму рыночной экономики, но в условиях новых экономических реалий такой подход к развитию туристской сферы представляется малоэффективным.

Одна из попыток интегрирования регионов в более крупные пространственные туристские образования просматривается в государственной программе РФ «Развитие туризма», утвержденной постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2439 и рассчитанной на период до 2030 года. В данном документе стратегического планирования впервые говорится о новом типе пространственных туристских образований - туристский макротерриториях, под которыми понимается «объединение субъектов РФ и входящих в их состав муниципальных образований, являющихся туристически привлекательными как для российского, так и для международного туриста (объединение точек притяжения туристов в единый туристский маршрут)» [7]. Поясняется, что такое объединение направлено на создание единого туристского бренда, увеличение объема въездного туристского потока и количества объектов ЮНЕСКО, объема туристских услуг, а также темпа прироста числа размещенных туристов в коллективных средствах размещения, отражающего динамику развития туризма и социально-экономического развития туристской отрасли для субъектов РФ. В государственной программе сформирован перечень из 12-ти таких макротерриторий и входящих в них субъектов с учетом потенциала развития туризма в РФ, для каждой туристской макротерритории планируется разработка соответствующего мастер-плана.

Следует обратить внимание, что подобный пространственный подход является сравнительно новым для отечественной системы территориальной организации туризма. Так, в действовавшей ранее федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» для обеспечения развития сферы туризма предлагалось использовать кластерный подход. Под кластером в данном контексте понимается «сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами» [10]. При этом кластерный подход направлен в первую очередь на достижение коллективных результатов взаимодействующими субъектами туриндустрии, в то время как новый пространственный подход нацелен на развитие прежде всего территорий, обладающих определенным туристским потенциалом.

Происходящие перемены свидетельствуют о начале интеграционных процессов в отечественной сфере туризма. Наблюдавшиеся до этого регионализация туристской деятельности и вызванное ею дробление туристско-рекреационного пространства не отвечают новым вызовам, которые требуют формирования рациональных пространственных взаимосвязей между туристскими регионами.

Материалы и методы

Исследование проводилось на основе отечественных и зарубежных теоретических и методических разработок в области регионального туризма и его особенностей, рассматриваемого как инструмент развития территорий. Теоретический базис исследования составляют труды исследователей теории и практики управления туристской деятельностью и отдельных вопросов развития внутреннего туризма, материалы научных изданий по различным аспектам выбранной проблематики. Базой аналитической работы послужили официальные информационно-аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, аналитические данные Федерального агентства по туризму.

Методологическую основу исследования составляет системный подход к изучению проблем межрегионального взаимодействия в области развития туристской сферы. В соответствии с данным подходом туристские регионы рассматриваются как сложная система взаимодействующих элементов турист-ско-рекреационного пространства, выступающих одновременно самостоятельными экономическими субъектами и административно-территориальными образованиями. Кроме того, в процессе исследования использованы общенаучные приемы познания: анализ и синтез, диалектический, абстрактно-логический, системный анализ, а также методы экономического анализа - первичный описательный анализ данных (табличный метод), сравнительный анализ, сравнение и обобщение.

Результаты и их обсуждение

Большинство отечественных исследователей сферы туризма отмечают достаточно выраженную дифференциацию регионов РФ по наличию и составу туристских ресурсов [3, 6]. Не составляют исключения и регионы Европейского Юга России - для них характерна проблема диспропорции развития как с позиции устойчивого развития сферы туризма, так и с позиции общего уровня социально-экономического развития [2]. Вместе с тем, Европейский Юг России как регион обладает определенной целостностью, которая формируется целым рядом признаков: общностью исторической судьбы, экономических и транспортных структур, языковой, религиозной, этнической, культурной общностью, наконец, общностью физико-географической [12]. Здесь четко проявляются предпосылки для создания пространственного туристского образования, интегрирующего в себе территории нескольких регионов с общим туристским потенциалом и системой управления последним.

С точки зрения отечественной практики макрорегионального стратегического планирования, интеграция регионов Европейского Юга России в единую туристскую дестинацию может рассматриваться как один из этапов процесса макрорегионализации. По своим масштабу и функциям южная туристская дестинация (далее - ЮТД) вполне соответствует уровню макрорегиона, поскольку предполагает объединение нескольких крупных территориальных образований, сформированных из совокупности административно-территориальных единиц, с целью создания межрегиональной общности, реализующей интеграционные возможности каждой из входящих в эту совокупность единиц [1].

В то же время, предлагаемый формат ЮТД не будет в точности повторять географические контуры Южного макрорегиона. Опираясь на перечень туристских макротерриторий, утвержденный в госпрограмме «Развитие туризма», в состав ЮТД предлагается включить туристские макротерритории «Западный юг России», «Восточный юг России» и «Большой Кавказ». Таким образом, из 8-ми субъектов РФ, входящих в Южный федеральный округ, участниками ЮТД могли бы стать 5 субъектов: Республика Крым, г. Севастополь, Краснодарский край, Республика Адыгея и Ростовская область. Также в ее состав предлагается включить 7 субъектов Северо-Кавказского федерального округа: Республику Дагестан, Республику Ингушетия, Кабардино-Балкарскую Республику, Карачаево-Черкесскую Республику, Республику Северная Осетия-Алания, Ставропольский край и Чеченскую Республику.

Подобный состав регионов-участников основан на следующих принципах: учет природно-климатических и географических факторов - общей чертой выбранных регионов являются «мягкие» климатические условия, ресурсная дополняемость, наличие общих географических объектов и т.д.; логистическая эффективность - особенности взаимного расположения регионов позволяют создать эффективную систему транспортного обслуживания туристов и удобные взаимосвязанные туристские маршруты; взаимодополняемость услуг, входящих в состав регионального турпродукта - большое количество достопримечательностей, контрастность природных, этнических и культурных условий позволяет туроператорам использовать гибкий подход при формировании турпродукта, включая в содержание тура

различные виды туризма, планируя маршруты с посещением нескольких регионов, а также, при необходимости, предоставляя клиентам возможность непосредственно участвовать в процессе комплектования тура.

Предлагаемые для включения в ЮТД регионы характеризуются высоким уровнем диспропорции с точки зрения развития туристской сферы и ее вклада в региональную экономику. Для оценки масштабов и экономической значимости туриндустрии в выбранных регионах целесообразно использовать такие показатели, как валовая добавленная стоимость туристской индустрии в экономике региона и доля туристской индустрии в региональном туристском продукте. Оба показателя разрабатываются по субъектам РФ в соответствии с Приказом Росстата 27.12.2021 г. № 961 [8]. В разрезе анализируемых регионов значения данных показателей представлены в таблице.

Таблица

Валовая добавленная стоимость туриндустрии экономики регионов и доля валовой добавленной стоимости туриндустрии в ВРП субъектов ЮТД

Валовая добавленная стоимость Доля валовой добавленной стоимости туриндустрии в ВРП, %

туриндустрии экономики региона, млн руб.

2019 2020 2019 2020

Туристская макротерритория «ЗАПАДНЫЙ ЮГ РОССИИ»

Республика Крым 36 597,8 36 961,7 7,7 7,2

г. Севастополь 7 100,0 5 341,2 5,1 3,8

Туристская макротерритория «ВОСТОЧНЫЙ ЮГ РОССИИ»

Республика Адыгея 4 357,7 3 888,2 3,3 2,7

Краснодарский край 183 641,8 153 020,6 7,1 5,8

Ростовская область 46 195,7 44 588,0 2,8 2,6

Туристская макротерритория «БОЛЬШОЙ КАВКАЗ»

Республика Дагестан 50 010,4 42 684,4 7,0 5,7

Республика Ингушетия 2 617,8 2 667,3 3,5 3,7

Кабардино-Балкарская Республика 6 633,3 6 510,8 3,9 3,6

Карачаево-Черкесская Республика 3 435,9 3 973,0 3,8 4,1

Республика Северная Осетия-Алания 6 661,6 6 600,2 3,8 3,5

Чеченская Республика 11 551,6 10 814,4 4,8 4,2

Ставропольский край 50 280,5 37 218,3 6,1 4,3

Наибольшая величина валовой добавленной стоимости туриндустрии характерна для Краснодарского края, Республики Крым, г. Севастополь, Ставропольского края и Республики Дагестан. Эти же регионы обладают наибольшей долей валовой добавленной стоимости туриндустрии в ВРП, превышающей на 3-4 процентных пункта среднероссийское значение. Таким образом, названные регионы имеют выраженную туристскую специализацию. В то же время, прочие регионы из представленной группы играют менее заметную роль в развитии отечественно туризма и не могут быть названы полноценными туристскими дестинациями. Также необходимо отметить, что в 2020 году практически для всех субъектов характерно снижение показателей по отношению к 2019 году в связи с влиянием пандемии COVID-19.

Принимая к учету вышеизложенные выводы, предлагаем сформировать на базе рассмотренных туристских регионов единую туристскую дестинацию. Подобная дестинация должна представлять форму межрегиональной интеграции, основанную на тесном сотрудничестве регионов-участников.

В зарубежных странах интеграция нескольких территорий в целях эффективного развития туристской сферы является достаточно распространенной практикой. Так, среди регионов Европейского союза действуют многочисленные программы территориального сотрудничества и добрососедства в целях развития туризма [14]. Межрегиональное сотрудничество является, наряду с трансграничным и транснациональным сотрудничеством, одной из форм территориального сотрудничества, поддержи-

ваемого Европейским союзом [13]. До появления термина «территориальное сотрудничество» в официальных документах ЕС использовались другие термины, в том числе «сотрудничество за пределами границ» или «трансграничное сотрудничество».

В России подобная практика пока что представлена в меньшей степени, но имеется некоторый опыт в области заключения между субъектами РФ соглашений о взаимодействии в развитии туристской сферы. В качестве примеров можно упомянуть Соглашение о сотрудничестве по развитию туризма между министерством экономического развития Ростовской области и комитетом по развитию туризма Волгоградской области от 13.08.2020, Соглашение о сотрудничестве между комитетом Ленинградской области по туризму и Государственным комитетом Республики Татарстан по туризму от 09.03.2019, Соглашение о взаимодействии в сфере туризма между правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, правительством Ямало-Ненецкого автономного округа и правительством Тюменской области от 05.09.2013 и т.д.

Реальными сторонами подобных соглашений являются региональные органы исполнительной власти в сфере туризма. Вместе с тем, вполне очевидно, что эффективное и устойчивое развитие сферы туризма требует более широкого круга взаимодействующих сторон, выходящего за пределы группы сотрудничающих туристских администраций (далее - РТА). Как известно, туристский рынок отличается достаточно большим количеством субъектов и многообразием экономических связей между ними, при этом от взаимодействия данных субъектов зависит успех всей туристской деятельности. Выделим основные заинтересованные стороны туристской сферы и укажем те преимущества, которые могут быть получены ими при включении в ЮТД:

• РТА - объединение ресурсов и опыта каждого из взаимодействующих регионов для развития своих территорий как элементов единого туристского пространства;

• предприятия размещения - более высокая заполняемость номеров вследствие увеличения турпотока из внешних регионов и регионов ЮТД;

• транспортные предприятия - повышение пассажиропотока благодаря объединению инфраструктуры регионов ЮТД, применению новых логистических решений и реализации масштабных инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства;

• туристские фирмы - увеличение объемов реализации туров за счет предложения новых туристских продуктов и расширения сети контрагентов на территории ЮТД;

• рекламно-информационные туристские учреждения - вознаграждение за распространение информации о новых видах туристских услуг и новых туристских продуктах ЮТД;

• некоммерческие туристские организации - возможность участия в совместных проектах и осуществления деятельности по оптимальному использованию имеющегося потенциала в рамках общего туристского пространства ЮТД;

• производители сувениров, товаров для отдыха и туризма - расширение рынка сбыта своей продукции за счет организации мест продажи на протяжении межрегиональных туристских маршрутов;

• местное сообщество - проживание на более благоустроенной и комфортной территории с полным доступом к современным объектам обеспечивающей и туристской инфраструктуры. Представленные заинтересованные стороны способны стать полноценными участниками взаимодействия в составе ЮТД. Направления сотрудничества:

• экономическая сфера: заявки регионов на получение грантов для реализации совместных туристских проектов; стратегические альянсы предприятий туриндустрии в целях получения ими конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе; создание совместных экономических структур, межрегиональных союзов и ассоциаций туроператоров; реализация совместных туристских проектов с учетом взаимного интереса регионов-участников; разработка программ взаимного обмена туристами;

• культурная сфера: ведение совместного календаря событий; разработка программ культурных обменов; организация фестивалей национальных культур, фольклорных праздников и выставок;

• обмен опытом: организация совместных встреч, семинаров, выставок по проблемам развития туризма; обменные стажировки специалистов в области туризма; обмен информационными, рекламными и другими материалами;

• транспорт и логистика: планирование транспортной системы на основе взаимосвязанных мастер-планов; заключение транспортными компаниями договоров об организации работы по обеспечению туристско-экскурсионных перевозок и т.д.

Структура ЮТД и основные формы взаимодействия включенных в нее заинтересованных сторон в рамках единого туристского пространства ЮТД представлены на рисунке.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

взаимодействие в рамках ЮТД

/ \ взаимообмен туристами

состав заинтересованных сторон и формы их взаимодействия Рис. Механизм взаимодействия заинтересованных сторон в составе ЮТД

Заключение

В целом предлагаемый формат туристской дестинации ориентирован на достижение определенного ряда целей, которые могут быть классифицированы следующим образом: экономические - увеличить экономическую отдачу от развития туризма для заинтересованных сторон, в том числе рост налоговых отчислений от предприятий туриндустрии в доходные статьи бюджетов регионов-участников; социальные - предоставить условия для безопасного, качественного, комфортного и доступного отдыха и оздо-

ровления для самых разных социальных слоев населения Российской Федерации; политические и идеологические - противостоять санкционному давлению и обеспечить развитие туристской отрасли в условиях новых вызовов, демонстрируя сплоченность, консолидацию и приверженность выбранному Россией курсу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова О.Н. Практики макрорегионального стратегического планирования в Российской Федерации и Европейском Союзе // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 27. С. 21-31.

2. Жертовская Е.В. Стратегический мастер-план развития туризма: новый уровень пространственного планирования развития городов - туристских дестинаций // Туризм: право и экономика. 2017. № 4. С. 20-26.

3. Закиров И.В., Саттарова Г.А. Региональные особенности развития туризма в России // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. География. Геология. 2018. Т. 4 (70). № 2. С. 86-98.

4. Кружалин В.И., Мажар Л.Ю. Межрегиональные туристские проекты: актуальные проблемы формирования и перспективы развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2019. № 2. С. 40-53.

5. ЛеденеваЕ.О. Теоретические основы интеграции в туристской сфере. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://izron.ru/articles (дата обращения 05.05.2022).

6. Макеева Д.Р. Региональные особенности развития туризма в России // Туризм и гостеприимство через призму инноваций: Сборник статей научно-практической конференции. 2017. С. 158-162.

7. Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2439 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма».

8. Приказ Росстата от 27.12.2021 г. № 961 «Об утверждении Официальной статистической методологии расчета показателей «Валовая добавленная стоимость туристской индустрии экономики субъекта Российской Федерации» и «Доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации».

9. Прилепских Е.О., Мухорьянова О.А. Конкуренция и конкурентоспособность туристских регионов: Россия на мировом туристском рынке // Развитие экономики и менеджмента в современном мире: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2014. С. 55-59.

10. Распоряжение Правительства РФ от 02.08.2011 г. № 644 «О федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

11. Тимиргалеева Р.Р. Межрегиональные связи и механизмы взаимодействия в развитии туризма // NOVAINFO.RU. 2017. № 59. С. 472-476.

12. Шмыткова А.В. Факторы развития туризма на Юге России // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. География. Геология. 2021. Т. 7. № 3. С. 159-170.

13. Celata F., Coletti R. Cross-border Cooperation along the EU's External Frontiers. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/300787706_Cross-Border_Cooperation_Along_the_EU's_Exter-nal_Frontiers (дата обращения 16.05.2022).

14. Studzieniecki T., Jakson R.R.S. Interregional Tourism Cooperation: A Europe Case Study. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/318035602_INTERREGI0NAL_T0URISM_C00PE-RATI0N_A_EUR0PE_CASE_STUDY (дата обращения 15.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.