Научная статья на тему 'Просто, но эффективно. Летние оздоровительные лагеря как форма профилактики школьной неуспеваемости'

Просто, но эффективно. Летние оздоровительные лагеря как форма профилактики школьной неуспеваемости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / CHILDREN'S CAMP / EXPERIENTIAL LEARNING / SCHOOL FAILURE / EXCLUSION / CORRECTIONAL-EDUCATIONAL PROGRAMS / NEUROPSYCHOLOGICAL METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камнев Александр Николаевич, Макарова Светлана Андреевна

О роли детского лагеря как уникальной образовательной площадки для организации профилактики школьной неуспеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камнев Александр Николаевич, Макарова Светлана Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Simple But Effective. Summer Camps As A Form Of Prevention Of School Failure

The paper shows the role of the children's camp as a unique educational fields, on the basis of which conveniently arrange for the prevention of school failure. For camp shift child strengthens the health, this allows less cheering during the academic year. Experiential learning enhances declarative, procedural and emotional memory. This pedagogical approach develops verbal, social, instrumental and emotional intelligence.

Текст научной работы на тему «Просто, но эффективно. Летние оздоровительные лагеря как форма профилактики школьной неуспеваемости»

ПРО

УДК 37.0

СТО, НО ЭФФЕКТИВНО

Петние оздоровительные лагеря как форма профилактики школьной неуспеваемости

Александр Николаевич Камнев,

профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, ведущий научный сотрудник Института океанологии имени П.П. Ширшова, доктор биологических наук

Светлана Андреевна Макарова,

директор коррекционно-развивающего центра «Логодар», кандидат педагогических наук

Авторы представляют детский лагерь как уникальную образовательную площадку, на базе которой удобно организовать профилактику школьной неуспеваемости. За время лагерной смены ребёнок укрепляет здоровье, что позволяет меньше болеть в течение учебного года. Эмпирическое обучение улучшает декларативную, процедурную и эмоциональную память. Такой педагогический подход развивает вербальный, социальный, инструментальный и эмоциональный интеллект. Включение в утреннюю гимнастику комплекса нейрокоррекционных упражнений «Вертикальный лифт» способствует тренировке синхронности, плавности и равномерности движений у детей. Благодаря выполнению данных упражнений улучшается не только работа вестибулярного аппарата, но и головного мозга в целом за счёт развития межполушарных взаимодействий. Таким образом, отдых и участие детей в работе различных программ профильного лагеря способствуют снижению роста школьной неуспеваемости.

• детский лагерь • эмпирическое обучение • школьная неуспеваемость

• дезадаптация • коррекционно-развивающие программы • нейропсихологические методики

Одна из проблем современной школы

В настоящее время отмечается устойчивый рост процента детей, испытывающих трудности в обучении. Школьная неуспеваемость (школьная дезадаптация) — это отставание в учении, при котором за отведённое время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс

школьных проблем, который может сложиться у ребёнка в связи с началом систематического обучения в школе1.

Чаще всего рассматривают следующие критерии и формы проявлений школьной дезадаптации:

1 Безруких М.М., Ефимова С.П., Круглов Б.С.

Почему учиться трудно? Серия: Школа для родите-

лей. — М. «Семья и школа». 1995. — 206 с.

1. Познавательный, или когнитивный компонент — неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребёнка, с недостаточным запасом знаний и сформированностью учебных навыков, хронической неуспеваемостью;

2. Личностный, эмоционально-оценочный компонент школьной дезадаптации — постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам и обучению в целом, педагогам, а также перспективам, связанным с учёбой;

3. Поведенческий компонент школьной дезадаптации — систематические нарушения поведения в процессе обучения и в школе.

У большинства детей, имеющих школьную дезадаптацию, достаточно чётко могут быть прослежены все три приведённых компонента. Однако преобладание среди проявлений школьной дезадаптации того или иного компонента зависит, с одной стороны, от возраста и этапов личностного развития, а с другой — от причин, лежащих в основе школьной дезадаптации2. Причины школьной дезадаптации у детей могут иметь разную природу — это сложный многофакторный процесс, имеющий как социально-психолого-педагогическую, так и медико-биологическую основу3.

Традиционно в педагогике выделяют внешние и внутренние причины школьной неуспеваемости. К внешним причинам относятся: нестабильность существующей образовательной системы, снижение ценности образования в обществе, несовершенство организации

2 Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации. В сб.: Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей

и подростков. — М. 1995. — С. 8—11.

3 Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковен-ко Е.А., Анисимова Т.И. «Применение деанола ацеглумата при лечении неврастении у подростков со школьной дезадаптацией» / / Вопр. совр. педиатрии. — 2013. — Т. 12.

№ 5. — С. 41-45.

учебного процесса на местах, отрицательное влияние извне — улицы, семьи, средств массовой информации и т.д.

Основной внутренней причиной неуспеваемости детей являются дефекты здоровья школьников. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвёртый ребёнок имеет серьёзные проблемы со здоровьем с момента рождения. Наиболее распространённой причиной школьной дезадаптации являются минимальные мозговые дисфункции (ММД), характеризующиеся возрастной незрелостью отдельных высших психических функций и их дисгармоничным развити-ем4. У детей с ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих высшие психические функции: речь — устную и письменную, внимание, память, восприятие, управляющие функции (программирование, регуляция и контроль). По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, в отдельных случаях субнормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. В своей практической работе педиатрам, школьным врачам, детским неврологам и психологам чаще всего приходится встречаться с такими состояниями, приводящими к формированию школьной дезадаптации, как ММД, астенический синдром, церебрастенический синдром5.

4 Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Манелис Н.Г., Успенская Т.Ю., Суворинова Н.Ю., Борисова Т.Х. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и ней-ропсихологическое исследование / / Вопросы психологии. — 1999. — № 4. — С. 21-28; Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: выбор оптимальной продолжительности лекарственной терапии» / / Журн. неврол.

и психиатр. им. С.С. Корсакова. — 2011. — Т. 111. № 10. — С. 28-32; Заваденко Н.Н. Школьная дезадаптация в нейропедиатрической практике / / Практика педиатра. — 2016. — Июнь. — С. 60-70.

5 Заваденко Н.Н. Школьная дезадаптация в нейропе-диатрической практике // Практика педиатра. —

2016. — Июнь. — С. 60-70.

Важно отметить, что одной из причин школьной неуспеваемости, а также невысокой результативности при реализации традиционных методик коррекционно-педагогического воздействия по её преодолению является недостаточная работа определённых отделов коры головного мозга, дисбаланс межполушарного взаимодействия, а также низкий уровень произвольности у детей дошкольного и школьного возраста.

Причин, по которым у ребёнка могут возникать различные проблемы со здоровьем, может быть много: патологии, возникающие у матери во время беременности, осложнения при родах, влияние перенесённых в раннем возрасте вирусных заболеваний и черепно-мозговых травм, ухудшающаяся экологическая обстановка.

Кроме того, внутренними причинами школьной неуспеваемости являются: отсутствие мотивации к обучению, при этом у ребёнка формируется неправильное отношение к образованию и он, не понимая его общественной значимости, не стремится быть успешным в учёбе; не менее значимыми причинами неуспеваемости являются слабое развитие волевой сферы и недостаточное развитие произвольной деятельности у учащихся. Одной из важнейших внутренних причин школьной неуспеваемости является отсутствие мотивации к обучению, при этом речь идёт не только об отрицательном отношении к школе и учении по принуждению. Большим злом является и учение только ради оценки, когда получение хорошей или удовлетворительной отметки становится единственной целью и ведущим мотивом работы, что парализует оценочную деятельность ученика, порождает равнодушие к содержанию учебной деятельности. Успехи и неудачи в учении вызывают эмоции не сами по себе, а только в связи с возможностью или невозможностью получить желаемую отметку. Радость познания нового, удовольствие от коллективного труда, удовлетворение от преодолённых трудностей — всё заслоняется отметкой. Урон наносится не только успеваемости, но и всему нравственному воспитанию школьника. У некоторых учащихся цель получения отметки выступает как средство самоутверждения, удовлетворения самолюбия, средство для получения обещанной дома награды. Во всех этих случаях

имеет место внеучебная мотивация, которая препятствует развитию познавательных интересов, возникновению стремления совершенствовать свои умения и навыки, углублять и расширять знания, мешает формированию ценностного отношения к образованию.

Печальная статистика подростковой психологии свидетельствует о том, что систематическая неуспеваемость ведёт к стойкой социальной дезадаптации. Уже в подростковом возрасте у таких детей, как правило, формируются асоциальные формы поведения — воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизм.

В настоящее время в традиционной педагогической практике встречаются лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый — перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй — повторное изучение учебного курса, то есть «второгодничество», которое, как известно, не оправдывает себя ни в педагогическом, ни в психологическом, ни в экономическом смыслах. При отсутствии своевременного выявления причин неуспеваемости к таким ученикам применяется очень ограниченный и несовершенный набор средств: это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, оказываются не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости, но при этом снижают мотивацию к обучению.

Таким образом, одним из наиболее актуальных вопросов современной педагогики является поиск и разработка новых подходов и методов профилактики, а также преодоление школьной дезадаптации у детей и подростков.

Детский лагерь — мощный педагогический инструмент профилактики школьной неуспеваемости

На наш взгляд, одной из наиболее эффективных образовательных площадок, способных снижать уровень школьной неуспеваемости, может служить детский оздоровительный лагерь, который, с одной стороны, способствует укреплению здоровья школьника, а с другой — в неназидательной форме мотивирует ребёнка учиться. Более того, с уже другими физическими, умственными и психоэмоциональными возможностями, которые ребёнок может приобрести во время пребывания в лагере. Интересно отметить, что одним из инструментов повышения успеваемости может быть, на первый взгляд, самая простая утренняя гимнастика (зарядка), но включающая специально разработанные нейро-коррекционные упражнения, которые и нормализуют физическое, психофизическое, эмоциональное и умственное состояние ребёнка. Как показывает наша многолетняя практика, отдых и участие детей в работе программных лагерей является наиболее результативным видом деятельности, снижающим школьную неуспеваемость.

Ни для кого не секрет, что с приходом каникул, особенно летних, возникает резкий перепад деятельности: от интенсивной умственной работы в конце учебного года к полному расслаблению ума. Через три летних месяца происходит ещё один перепад: резкий возврат к интенсивному познанию. Эти временные перепады, если не использовать их правильно, могут ещё больше усугубить школьную неуспеваемость и усилить стресс у ребёнка. Что же такое участие в работе программных лагерей? Чем учёба в лагере отличается от школьной?

Если проанализировать особенности традиционной школьной системы образования, становится очевидно, что в её основе лежит дидактический (предметно-ориентированный, объяснительно-иллюстративный) подход, который позволяет не заново «изобретать колесо», а получать и накапливать новые знания в готовом виде, экономя время и усилия.

Достоинства традиционной системы образования в основном всем известны. Но есть у него и ряд недостатков, которые выше мы отнесли к внешним причинам школьной неуспеваемости. Мы об этом писали ранее, но, вероятно, логично о них напомнить: передача информации происходит в основном посредством абстрактных понятий и символических средств, а это снижает вероятность её усвоения; сконцентрированность традиционной модели образования на абстракциях не позволяет активно применять усвоенные знания в повседневной жизни; слишком большой временной промежуток между первыми (теория) и последними (практика) ступенями обучения не даёт сделать практический аспект применения усвоенных знаний основным мотивацион-ным аспектом при их получении; дидактическая модель образования в большой степени имеет дело с развитием интеллекта, в ней имеет место недооценивание физических и эмоциональных аспектов в развитии личности, игнорирование вопросов самодисциплины, самоопределения, саморазвития, выбора, личного опыта, отношения с окружающими людьми и, что очень важно, с окружающей природной средой; невостребованность значительной части знаний, получаемых детьми в современной школе, невозможность сделать их достоянием личного жизненного опыта ребёнка; реализация традиционной дидактической модели образования не предполагает уделение должного внимания возрастным особенностям ребёнка, становлению его как личности, поиску самоопределения в жизни; традиционная модель обучения не уделяет должного внимания развитию интереса у учащихся, который, в свою очередь, и повышает внимание, работоспособность, развивает мышление, воображение, а следовательно, поисковую активность и творческую деятельность6.

6 Камнев А.Н. Проект «Отдых и учёба с радостью»:

научно-приключенческие программы «Океания», «Вождь краснокожих», «Храброе сердце», «Лес полон знаний», «Новый опыт», «Ыщуосатр» как инструмент образования и воспитания детей и молодёжи // Проблемы региональной экологии. — 2014. — № 6. — С. 171-174.

Таким образом, традиционная дидактическая модель образования в настоящее время в большей степени обусловливает лишь пассивное поглощение и воспроизведение полученной информации, что не только не способствует решению проблемы школьной неуспеваемости, а в ряде случаев усугубляет её.

Что же происходит, если ребёнок попадает в летний лагерь? Образовательный потенциал лагерей давно используется на практике. Ведь именно туда люди отправляются, если хотят чему-то быстро и хорошо научиться. Не в городской лагерь, конечно, а в кампус, имеющий собственную территорию, корпусы для учёбы и проживания и находящийся вне города. Там реализуются всевозможные интенсивные курсы: языка, практической психологии и даже начальной военной подготовки. Обучение идёт успешно и интенсивно именно при «погружении» в среду, с обязательным проживанием вне дома. Традиция образования в лагере распространена во всём мире и используется в самых разных формах. В условиях лагеря удаётся смягчить неизбежное зло — «школьный» стресс — за счёт соблюдения режима, активного образа жизни, оздоровительных процедур. К тому же у лагеря большой потенциал не только обучения, просвещения и воспитания, но и оздоровления и развития. Но самое важное для профилактики и преодоления школьной дезадаптации — это то, что в условиях лагеря могут быть нивелированы сами причины этого явления, о которых говорилось выше.

Система работы в оздоровительных лагерях в большей степени построена не на дидактическом принципе образования, а в большей степени на эмпирическом обучении. Суть обучения — приобретение опыта — попробовать сделать что-то самому, даже если ты не умеешь делать этого7. Наш многолетний опыт проведения летних оздоровительных лагерей свидетельствует о том, что при эмпирическом обучении даже у «отстающих» школьников задействуется не только декларативная, но и процедурная, и эмоциональная

7 Камнев А.Н., Камнев О.А. Приключение и экология: отдых и учёба с радостью. Один из возможных путей решения педагогических проблем современности// Народное образование. —

2018. — № 3-4. — С. 128-143.

память, развивается не только вербальный, но и социальный, инструментальный и эмоциональный интеллект. Получают развитие такие составляющие интеллекта, как любопытство, гибкость ума, логичность мышления (обусловленная выполнением практических процедур), критичность, вариативность мышления. Известно, что эмоциональная вовлечённость ребёнка в процесс обучения позволяет значительно упростить проблему обеспечения прочного запоминания. Эмоционально-значимый материал проходит более глубокую обработку и лучше запоминается8.

В лагере, в отличие от школы, для того чтобы сформировались у детей смыслообразующие мотивы (познавательную потребность), ценностные ориентации (субъективное отношение к окружающему миру), а также направленность личности, специально организовывают деятельность детей в наиболее интересной и захватывающей форме. То есть, основным становится эмпирическое обучение, а при этом подходе мотивация обучения является внутренней, она продиктована практикой и не требует искусственных стимулов. Учащийся должен решить задачу посредством практики: осваивая необходимую информацию, выполнять действия, затем обобщать последствия этих действий, извлекая опыт и приобретая навыки, необходимые для дальнейших действий. Подобное обучение приводит к более глубокому усвоению информации, так как всё выученное ассоциируется с конкретными действиями и событиями, а не с абстрактными символами и общими принципами. Более того, получение знаний и их применение не разнесено во времени.

8 Величковский Б.М. Модули, градиенты и гетерар-хии: где мы находимся в изучении когнитивной архитектуры? / / Традиции и перспективы деятельностно-го подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. — М. 1999. — С. 161-190.

Преподавание в детском лагере может быть реализовано на нескольких уровнях — от интеллектуальных конкурсов, игр, экскурсий, организованных неспециалистами в узкой области (вожатыми), до интенсивных курсов, проводимых профессиональными преподавателями. Важно лишь, чтобы образование не отнимало ресурс другой задачи — оздоровления. Ведь возможность укрепления здоровья детей в условиях летнего лагеря является ещё одним немаловажным фактором преодоления школьной неуспеваемости.

Как было сказано выше, проблемы со здоровьем являются частой причиной неуспешного обучения в школе. И речь идёт не только о детях, имеющих ограниченные возможности здоровья, у которых при наличии официального диагноза обучение проходит по специальной адаптированной программе, прежде всего о соматически ослабленных детях, у которых школьная неуспеваемость является прямым следствием частых пропусков уроков по причине болезни. Для таких детей отдых в лагере, особенно на море, является необходимым условием поддержания иммунной системы организма.

Приезжая в летний оздоровительный лагерь на морском побережье, ребёнок попадает в природные условия, где его окружают свежий воздух, море и солнце! Организм начинает восстанавливать свои силы, а сочетание правильного режима дня (особенно важен для отстающих школьников дневной сон), хорошего питания и физических упражнений на свежем воздухе (утренняя зарядка и другие варианты спортивного досуга) помогает нивелировать пагубное влияние ухудшающейся экологической обстановки, окружающей ребёнка в течение всего учебного года, и улучшить его здоровье.

Как было сказано выше, сегодня у многих детей выявляется недостаточная работа определённых отделов коры головного мозга, а также имеется дисбаланс межполушарного взаимодействия. Из этого следует вывод —

мы обязаны делать образовательную деятельность более эффективной. Более того, на разных образовательных площадках необходимо применять новые дополнительные методы педагогического воздействия, которые способствовали бы улучшению работы головного мозга у детей и, как следствие, приводили бы к повышению уровня развития психических функций воспитанников и учеников. На наш взгляд, оптимальной площадкой для этих целей также является детский лагерь. На данном этапе развития науки такими методами коррекционного воздействия обладает нейропсихология.

Наш опыт работы на разных образовательных площадках и использования в коррекционной работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии, коррекционно-развивающих нейропсихо-логических методик, разработанных со-

9

временными нейропсихологами показывает их огромный потенциал как способа профилактики нарушений в развитии, а также предупреждения школьной неуспеваемости. При этом важно подчеркнуть, что наша многолетняя практика проведения летних оздоровительных лагерей свидетельствует о том, что именно лагерь является наиболее результативной и перспективной площадкой для внедрения нейропсихологических методик с целью повышения уровня школьной успеваемости современных детей.

Просто, но эффективно: утренняя гимнастика — профилактика школьной неуспеваемости

Рассмотрим более подробно оздоровительно-развивающий потенциал такого неотъемлемого компонента жизни в лагере, как

9 Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика

и коррекция в детском возрасте», М.: «Академия», 2002. — 232 с.; «Комплексная коррекция трудностей обучения в школе»/ под ред. Глозман Ж.М., Соболевой А.Е., — М.: «Смысл», 2014. — 544 с.

утренняя гимнастика. В условиях летнего лагеря утренняя гимнастика всегда проводится регулярно и систематически и именно поэтому имеет огромное оздоровительное и воспитательное значение. С точки зрения физиологии зарядка способствует скорейшему восстановлению работоспособности организма после сна, тренировке сердечно-сосудистой и дыхательной системы, повышает возбудимость нервных центров и увеличивает подвижность нервных процессов, а также подготавливает нервную систему к координированному управлению движениями, усиливает функции различных физиологических систем и способствует предупреждению травматизма. А факт проведения гимнастики на открытом воздухе усиливает все вышеперечисленное природными явлениями: свежим воздухом, солнцем, приятным ветерком, а также способствует повышению эмоционального фона не только в коллективе детей, но и взрослых. К тому же регулярное выполнение зарядки дисциплинирует детей и приучает их к порядку, помогает педагогическому коллективу организованно начать лагерный день.

Объединив огромный коррекционно-развиваю-щий потенциал нейрокоррекционных методик, а также оздоровительный потенциал утренней гимнастики в летнем лагере, мы разработали ряд упражнений, регулярное выполнение которых позволит не только поддерживать хорошую физическую форму, но и тренировать вестибулярный аппарат, а что ещё важнее — способствует улучшению работы головного мозга за счёт развития межполушарных взаимодействий.

Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия является одной из наиболее актуальных проблем нейропсихологии. Как показали серьёзные научные исследования, развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребёнка. Более того, основой развития всех высших психических функций. Соответственно, при несформированности меж-полушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых по-своему осуществляет процесс пости-

ю

жения внешнего мира человеком .

10 «Комплексная коррекция трудностей обучения в школе»/ под ред. Ж.М. Глозман, А.Е. Соболевой, — М.: «Смысл», 2014. — 544 с.

Предлагаемый нами комплекс упражнений утренней гимнастики в детском лагере под названием «Вертикальный лифт» был разработан одним из авторов данной публикации — С.А. Макаровой в рамках концепции организации кор-рекционно-развивающего центра «Лого-дар». Данный комплекс был разработан на основе нейрокоррекционного упражнения «Лифт», который ранее представлялся у разных авторов под разными названиями и без названия, в сопровождении дыхательных упражнений и без них11. Целью выполнения упражнений данного комплекса является развитие межполушарного взаимодействия, пространственных представлений, точности и координации движений, а также формирование функции контроля.

Отличительной особенностью разработанного нами комплекса упражнений

Вертикальный лифт» является исходное положение, в котором оно выполняется. Традиционно упражнение «Лифт» выполняется лёжа на полу и предполагает синхронный равномерный подъём прямой руки и ноги до перпендикулярного полу положения, затем равномерное опускание на пол. Поскольку мы разрабатывали упражнения для реализации в процессе утренней гимнастики в лагере, исходным стало вертикальное положение — положение «Стоя», что не только решило проблему соблюдения гигиенических требований при проведении гимнастики, но и способствовало дополнительной тренировке вестибулярного аппарата. Следует отметить, что в процессе выполнения упражнений тренируется «растяжка» мышц, однако это не является основной целью реализации упражнения.

ТГ «

Как и в традиционном нейрокоррекцион-ном упражнении «Лифт», основными критериями правильности выполнения упражнения «Вертикальный лифт» является синхронность, плавность и равномерность движений при одновременном подъёме

11 Там же.

руки и ноги. При этом перед выполнением упражнения инструктором оговаривается условие, что рука поднимается до уровня плеч (параллельно полу) или вертикально над головой (в зависимости от типа упражнения), а нога до того уровня, который позволяет растяжка. Упражнение выполняется под счёт (сначала до 5, затем до 10, что является более сложным вариантом), в конечную точку рука и нога должны прийти одновременно.

Предлагаемый нами комплекс упражнений «Вертикальный лифт» имеет несколько уровней сложности, что позволяет использовать его при проведении утренней гимнастики у детей любого возраста и уровня физической подготовленности (статическая координация и «растяжка»), а также не имеет противопоказаний для применения, если ребёнку разрешены занятия физической культурой. В данной работе мы приводим не весь комплекс упражнений, а лишь ряд упражнений из каждого уровня сложности, на практике же, в зависимости от количества времени, отведённого на проведение утренней гимнастики, можно выбирать несколько упражнений из каждого уровня и со временем постепенно увеличивать уровень сложности упражнений по мере их усвоения. Способом обеспечения синхронности движений может служить не только счёт, но и специально подобранная ритмичная музыка, состоящая из коротких музыкальных фраз, и небольшие, известные детям стихотворения, например, Агнии Барто. Эти упражнения можно использовать во всех лагерях.

Пример упражнений из нейрокоррекционного комплекса «Вертикальный лифт» первого уровня сложности:

1. И.П. стоя, руки опущены вдоль туловища. Одновременно поднимаются в стороны правая и левая рука до уровня плеч и опускаются обратно;

2. И.П. стоя, правая рука опущена вдоль туловища, левая поднята до вертикально-

го положения над головой. Одновременно поднимается в сторону правая рука до вертикального положения над головой, а левая опускается в сторону с этого уровня вниз — и обратно в исходное положение;

3. И.П. стоя, правая рука опущена вдоль туловища, левая вытянута вперёд на уровне плеч. Одновременно поднимается перед собой правая рука

до уровня плеч, а левая опускается с уровня плеч вниз — и обратно в исходное положение;

4. И.П. стоя, правая рука опущена вдоль туловища, левая поднята до вертикального положения над головой. Одновременно поднимается перед собой правая рука до уровня плеч, а левая опускается вперёд с вертикального положения вниз — и обратно в исходное положение; поменять руки;

5. И.П. стоя, руки опущены вдоль туловища. Одновременно поднимаются правая рука перед собой и левая рука

в сторону до вертикального положения над головой и опускаются обратно в ис ходное положение; поменять руки;

6. И.П. стоя, правая рука опущена вдоль туловища, левая поднята

до вертикального положения над головой. Одновременно поднимается в сто рону правая рука до уровня плеч, а левая опускается перед собой до уровня плеч из вертикального положения — и обратно в исходное положение; поме нять руки.

Пример упражнений второго уровня сложности:

1. И.П. стоя, руки опущены вдоль туловища. Одновременно поднимается в сторону правая рука до уровня плеч и правая нога до уровня пояса (по возможности) и обратно в исходное положение. Аналогично с левой стороны;

2. И.П. стоя, правая рука опущена вдоль туловища, левая рука вытянута в сторону

на уровне плеч. Одновременно поднимается в сторону правая нога до уровня пояса (по возможности ), а левая рука одновременно опускается с уровня плеч вниз и обратно в исходное положение. Аналогично с другой стороны;

3. И.П. стоя, руки опущены вдоль туловища. Одновременно поднимается вперёд правая рука до вертикального положения над головой и правая нога до уровня пояса

(по возможности) и обратно в исходное положение. Аналогично с левой стороны;

4. И.П. стоя, левая рука опущена вдоль туловища, правая рука поднята до вертикального положения над головой. Одновременно поднимается вперёд левая нога

до уровня пояса (по возможности), а правая рука опускается вперёд с положения над головой до уровня плеч и обратно в исходное положение; Аналогично с другой стороны;

5. И.П. стоя, руки опущены вдоль туловища. Одновременно поднимаются правая рука перед собой до вертикального положения над головой и левая нога в сторону до уровня пояса (по возможности) и опускаются обратно в исходное положение. Аналогично

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с другой стороны;

6. И.П. стоя, правая рука опущена вдоль туловища, левая поднята до вертикального

положения над головой. Одновременно поднимается в сторону правая рука до вертикального положения над головой, а левая опускается вперёд до уровня плеч — и обратно в исходное положение; поменять руки.

Таким образом, многолетний опыт проведения летних оздоровительных лагерей на морском побережье свидетельствует об огромном потенциале данного вида дополнительного образования, в том числе и как формы профилактики школьной дезадаптации, поскольку в рамках лагеря, организованного на основе эмпирического обучения, возможно преодоление вышеозначенных причин возникновения школьной неуспеваемости (ухудшение здоровья школьников, отсутствие мотивации к обучению, слабое развитие волевой сферы и произвольной деятельности у учащихся и др.), а также наиболее результативное и перспективное внедрение инновационных образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих, в том числе нейропсихологических методик, реализация которых способна снизить наблюдающийся в последнее десятилетие устойчивый рост процента детей школьного возраста, испытывающих трудности в обучении. НО

Simple But Effective

Summer Camps As A Form Of Prevention Of School Failure

Aleksander N. Kamnev, Professor of the Moscow State University of pedagogic-psychological, senior researcher at the Institute of Oceanology P.P. Shirshov, doctor of biological sciences

Svetlana A. Makarova, Director of education development center «Logodar», candidate of pedagogical sciences

Abstract. The paper shows the role of the children's camp as a unique educational fields, on the basis of which conveniently arrange for the prevention of school failure. For camp shift child strengthens the health, this allows less cheering during the academic year. Experiential learning enhances declarative, procedural and emotional memory. This pedagogical approach develops verbal, social, instrumental and emotional intelligence. Morning gymnastics with elements of Neurocorrection exercises «vertical lift» improves the synchronicity, smoothness and uniformity of movements in children. This improves vestibular apparatus, improves the working of the brain at the expense of development of hemisphere interactions. Thus, recreation and children's participation in various programmes of specialized camps, helps reduce the growth of school failure.

Keywords: children's camp, experiential learning, school failure, exclusion, correctional-educational programs, neuropsychologi-cal methods.

Ispol'zovannye istochniki:

1. Bezrukih M.M., Efimova S.P., Kruglov B.S. Pochemu uchit'sya trudno? Seriya: SHkola dlya roditelej. — M. «Sem'ya i shkola». 1995. — 206 s.

2. Vostroknutov N.V. Shkol'naya dezadaptaciya: klyuchevye problemy diagnostiki i reabilitacii. V sb.: Shkol'naya dezadaptaciya. Emocional'nye i stressovye rasstrojstva u detej i podrostkov. — M. 1995. — S. 8—11.

3. Chutko L.S., Surushkina S.Yu., Nikishena I.S., Yakovenko E.A., Anisimova T.I. «Primenenie deanola aceglumata pri lechenii nevrastenii u podrostkov so shkol'noj dezadaptaciej» // Vopr. sovr. pediatrii. — 2013. — T. 12. — № 5. — S. 41-45.

4. Zavadenko N.N., Petruhin A.S., Manelis N.G., Uspenskaya T.YU., Suvorinova N.YU., Borisova T.H. SHkol'naya dezadaptaciya: psihonevrologicheskoe i nejropsihologicheskoe issledovanie // Voprosy psihologii. — 1999. — № 4. —

5. 21-28; Zavadenko N.N., Suvorinova N.YU. Sindrom deficita vnimaniya s giperaktivnost'yu: vybor optimal'noj prodolzhitel'nosti lekarstvennoj terapii» // ZHurn. nevrol. i psihiatr. im. S.S. Korsakova. — 2011. — T. 111. № 10. — S. 28-32; Zavadenko N.N. Shkol'naya dezadaptaciya v nejropediatricheskoj praktike // Praktika pediatra. — 2016. — Iyun '. — S. 60-70.

5. Zavadenko N.N. Shkol'naya dezadaptaciya v nejropediatricheskoj praktike // Praktika pediatra. — 2016. — Iyun'. —

5. 60-70.

6. Kamnev A.N. Proekt «Otdyhi uchyoba s radost'yu»: nauchno-priklyuchencheskie programmy «Okeaniya», «Vozh' kras-nokozhih», «Hrabroe serdce», «Les polon znanij», «Novyj opyt», «Lingvocamp» kak instrument obrazovaniya i vospitaniya detej i molodyozhi // Problemy regional'noj ekologii. — 2014. — № 6. — S. 171-174.

7. Kamnev A.N., Kamnev O.A. Priklyuchenie i ekologiya: otdyhi uchyoba s radost'yu. Odin iz vozmozhnyhputej resheniya pedagogicheskih problem sovremennosti// Narodnoe obrazovanie. — 2018. — № 3-4. — S. 128-143.

8. Velichkovskij B.M. Moduli, gradienty i geterarhii: gde my nahodimsya v izuchenii kognitivnoj arhitektury? // Tradicii i per-spektivy deyatel'nostnogo podhoda v psihologii: shkola A.N. Leont'eva / Pod red. A.E. Vojskunskogo, A.N. Zhdan,

O.K. Tihomirova. — M. 1999. — S. 161-190.

9. Semenovich A.V. «Nejropsihologicheskaya diagnostika i korrekciya v detskom vozraste», M.: «Akademiya», 2002. — 232 s.; «Kompleksnaya korrekciya trudnostej obucheniya v shkole»/ pod red. Glozman ZH.M., Sobolevoj A.E., — M.: «Smysl», 2014. — 544 s.

10. «Kompleksnaya korrekciya trudnostej obucheniya v shkole»/ pod red. Glozman ZH.M., Sobolevoj A.E., — M.: «Smysl»,

2014. — 544 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.