Научная статья на тему '"ПРОСПЕКЦИЯ СУДЬБЫ" В РАССКАЗЕ И.А. БУНИНА "БЕЛАЯ ЛОШАДЬ"'

"ПРОСПЕКЦИЯ СУДЬБЫ" В РАССКАЗЕ И.А. БУНИНА "БЕЛАЯ ЛОШАДЬ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
199
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.А. БУНИН / БЕЛАЯ ЛОШАДЬ / РАССКАЗ / РЕАЛЬНОСТЬ / ЖИЗНЬ / СМЕРТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Михеичева Е.А.

Творчество И.А. Бунина носит ярко выраженный философский характер, вследствие чего наиболее волнующей писателя проблемой становится проблема жизни и смерти. Душевный опыт героя рассказа «Белая лошадь» пополняется через усвоение реальных и таинственных явлений. Встреча с белой лошадью становится символическим подведением итогов его жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTION OF FATE” IN I.A. BUNIN'S SHORT STORY "WHITE HORSE”

I.A. Bunin’s works are of deep philosophical nature, that is why the most dramatic problem for the writer is problem of life and death. Mental experience of the hero in Bunin’s short story “White horse” was enriched by acquiring real and mystical things. Encounter with the white horse became a symbolic summary of all his life.

Текст научной работы на тему «"ПРОСПЕКЦИЯ СУДЬБЫ" В РАССКАЗЕ И.А. БУНИНА "БЕЛАЯ ЛОШАДЬ"»

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

УДК 82.091-4 МИХЕИЧЕВА Е.А.

доктор филологических наук, профессор, кафедра русской литературы XX - XXI веков и истории зарубежной литературы, Институт филологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: inoliterat@mail.ru

UDC 82.091-4

MIKHEICHEVA T.A.

Doctor of Philology, Professor, Department of Russian Literature of the XX - XXI Centuries and the History of Foreign Literature, Institute of Philology of Orel State

University E-mail: inoliterat@mail.ru

«ПРОСПЕКЦИЯ СУДЬБЫ» В РАССКАЗЕ И.А. БУНИНА «БЕЛАЯ ЛОШАДЬ» "PROSPECTION OF FATE" IN I.A. BUNIN'S SHORT STORY "WHITE HORSE"

Творчество И А. Бунина носит ярко выраженный философский характер, вследствие чего наиболее волнующей писателя проблемой становится проблема жизни и смерти. Душевный опыт героя рассказа «Белая лошадь» пополняется через усвоение реальных и таинственных явлений. Встреча с белой лошадью становится символическим подведением итогов его жизни.

Ключевые слова: И А. Бунин, белая лошадь, рассказ, реальность, жизнь, смерть.

IA. Bunin's works are of deep philosophical nature, that is why the most dramatic problem for the writer is problem of life and death. Mental experience of the hero in Bunin's short story "White horse" was enriched by acquiring real and mystical things. Encounter with the white horse became a symbolic summary of all his life.

Keywords: IA. Bunin, white horse, short story, reality, life, death.

На рубеже XIX - ХХ веков наиболее востребованным из «малых жанров» становится философский рассказ [см. 7]. Философский характер новой литературы обусловил наличие в ней ярко выраженного субъективно-авторского начала, усиление лиризма в сочетании с эпическим размахом, восхождение от факта к обобщению, от быта к бытию, от внешнего правдоподобия - к правде сущностной. Акцент на универсальном, общечеловеческом, выход к широким обобщениям с помощью символов позволили преодолеть «малую» форму, выдвинуть рассказ на границу с повестью, что было вполне в духе эпохи - эпохи синтеза в литературе и искусстве. «Проспекция судьбы как существования в беспредельности мироздания и земном природно-предметном мире представляет собой именно метафизическое явление в произведениях Бунина, не выражаясь сюжетно», - такое подтверждение философскому характеру произведений Бунина дает современный исследователь [5, с. 62]. Жанр философского рассказа особенно характерен для творчества Бунина 10-х годов, но и в более ранний период встречаются произведения такого рода, и одно из них - рассказ «Белая лошадь».

Рассказ «Белая лошадь» выпадает из основной канвы бунинского творчества. Во-первых, это необычно большое для лаконичного Бунина-рассказчика произведение, в ранний период творчества по объему его превосходит только рассказ «Учитель». Во-вторых, даты создания (1907 - 1929) свидетельствуют о том, что автор не был удовлетворен первым вариантом рассказа и долго над ним работал. В-третьих, рассказ бессюжетен, ибо нет событий, которые можно было бы выстроить как сюжетную линию: ночные видения землемера вызваны его болезнью, осознанием близости смерти. В-четвертых, Бунин, ярый противник всяческих символистско-

© Михеичева Е.А. © Mikheicheva T. A.

акмеистических изысков, сам оказался под воздействием новых форм и приемов. Может быть, поэтому рассказ вызвал недоумение у читателей и критиков и не имел большой прессы.

В журнале «Русская мысль» была опубликована статья Ю. Айхенвальда «Литературные заметки», в которой говорилось и об «Астме» Бунина (первоначальное название рассказа): «В тонких и четких линиях, скорее черточках и точках, выдержаны прекрасные страницы Ив. Бунина «Астма». Одухотворена здесь болезнь, которая «обвивается вокруг шеи», и предчувствие смерти, и сама смерть претворены в психологию, подавляющую своей трагической вероятностью» [6, с. 719]. Возможно, замечание критика о том, что в рассказе нарушен «синтез настроения» и в нем много «порою излишних и утонченных деталей», «чувствуется влияние Чехова», в какой-то мере повлияло на решение Бунина еще поработать над рассказом, сократить его. Автор рецензии справедливо отмечает, что в рассказе Бунина «психофизиологический момент» связан «с мотивами иного, философского порядка», но считает, что все это «имеет самостоятельное значение и нестройно входит в общую ткань рассказа» [6, с. 719]. Критик Б. Садовский написал рецензию на книгу Бунина «Рассказы» (1909, СПб.), куда входила и «Астма». Критик также отмечает, что автором в центр поставлен «психологический образ», но считает, что именно в этом автор «потерпел фиаско», так как «ничего не остается от длинного повествования о том, как томила кошмарами злая болезнь умирающего землемера» [3, с. 520].

В русских народных сказках, в литературе образ лошади (коня) использовался в разных значениях. Конь - мерило нравственности, верный друг, помощник, например, у Пушкина («Песнь о вещем Олеге»), символ

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (88), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 88. 2020

божественного дара, творческих сил (Пегас). Тройка лошадей - у Некрасова, у Чехова - символ богатства, удачи, удали и одновременно - неосуществленной мечты о счастье. На рубеже Х1Х-ХХ веков лошадь - молчаливый спутник, помощник, неотъемлемая часть человеческой жизни, наиболее распространенный вид транспорта. В произведениях Достоевского и Маяковского лошадь становится свидетельством нравственного надлома жизни, исчезновения из человеческого сообщества такого чувства, как сострадание.

Символическое значение имел и цвет лошади. В Апокалипсисе Иоанна Богослова цвет коня олицетворяет смысл деяния. Из семи «печатей» четыре связаны с образом коня: первая печать - белый конь - символизирует деятельность святых апостолов, которые направили свои силы (лук) против демонов в виде Евангельских проповедей; вторая печать - рыжий конь со всадником, взявшим с земли мир. Эта печать олицетворяет восстание неверных против верующих. Третья печать - вороной конь со всадником - это олицетворение нетвердой веры и отказа от Христа. По другой версии, вороной конь символизирует голод. Четвертая печать - бледный конь со всадником по имени «смерть» - олицетворяет проявление гнева Божьего и в том числе предсказание грядущих бедствий [1].

Подтверждением тому, что белый конь воплощает в себе начала добра, света, благодати, является христианская притча о белой лошади. Была у бедняка белая лошадь - и все соседи ему завидовали: Бог тебя любит, если он дал тебе белую лошадь, - говорили они. Однажды лошадь не вернулась с пастбища, - значит, Бог проклял тебя - решили соседи. Лошадь пришла с мерином и жеребенком - значит, Бог снова благосклонен к тебе; сын бедняка упал с жеребенка и сломал ногу - Бог отвернулся от тебя. Но сына из-за ноги не взяли в армию, а дети соседей погибли на войне - значит, снова Бог благословил тебя. Бедняк ответил завистникам: «Мы не знаем, через что Бог наказывает нас и через что благословляет» [8].

В процессе работы Бунин менял название рассказа: «Астма», «Белая смерть», «Белая лошадь». По сути, все три названия включают повествование в эсхатологический контекст: неизлечимая болезнь землемера, который «уже твердо знал: это его последняя осень» [3, с. 328], превратила белую лошадь в символ смерти.

В рассказе две части. Повествование ведется от лица автора. Первая часть - описание ночного путешествия землемера. Герой не назван по имени - важна профессия: связан с землей, с реальной жизнью. Кроме того, неназванность героя подчеркивает общечеловеческий, обобщающий смысл происходящего.

Землемер ночью на лошадях возвращается в свое поместье. Воссоздать таинственную картину ночи, вызывающей у бунинского героя обостренное восприятие смерти, к которой он, не ведая того, подошел, помогает богатая цветовая палитра: дорога в предвечерний час «казалась фиолетовой» [3, с. 313], сероватые поля, серебристый... лунный свет, днем синие, а вечером лиловые, васильки, красно-оранжевое пламя печи в будке, бледное лицо луны, серая дорога, бледная ночь, бледная полынь. Богатство красок, как и само время года -предвестие осени («по-осеннему сиротливо и пусто в полях»), - придают повествованию эсхатологический подтекст: умирание - процесс неизбежный как для при-

роды, так и для человека.

У Бунина телесность и тайна слиты воедино. Особенно это становится явным при описании природы. Казалось бы, ночная жизнь леса: «писк кобчика или совки», мелкие и крупные хищники, «с жалким писком голода» гоняющиеся друг за другом, жалко тявкающая лисица, волчьи глаза в дубовом кустарнике. - прежде всего, явление телесности: всех их вывел на ночную охоту голод. И все же во всем этом землемеру виделась некая таинственность, вызывавшая в нем «приступ жуткого восторга» [3, с. 315].

Лошади изначально становятся двигателем сюжета рассказа: землемер возвращается в Долгое на лошадях, и это обычное явление, как обычны и сами лошади: пристяжная, «женственно отвернувшая голову от коренника. Гордо несет голову сильный коренник, шедший дробной рысью». Коренник идет «с какой-то преувеличенной бодростью, почти с наглостью» [3, с. 318]. Но тут одна за другой перед землемером возникают лошади-призраки: он увидел «в легком лунном сиянии большую белую лошадь - старую, седловатую, в гречке, с отвислыми губами. Череп ее был огромен.» [3, с. 314], а вслед за ней «.легко и быстро, прямо на него, неслась большая белая лошадь» [3, с. 318]. Явление двух лошадей: страшной, костлявой, тяжелой белой кобылы - и грациозной, гордо несущей голову, ни дня не знавшей упряжки молодой лошади с «прекрасными блестящими человечьими глазами» - воспринимаются землемером как дурной знак. Символом неизбежности скорого перехода в иной мир становится не только белая лошадь, но и нищенка «с неподвижными глазами», в которой землемер узнал свою смерть.

Размышления землемера о смерти не случайны - он чувствует ее приближение: «Существовать на том свете и в теперешнем виде он, конечно, не будет. Ибо, если он будет существовать, значит, и эти лошади будут существовать... и мириады мириад всех прочих лошадей, зверей, птиц, жучков, несметных мошек. Но и бесследно исчезнуть он не может. Он этому никогда не верил» [3, с. 315] И «той», будущей жизни он не мыслит без лошадей, без всего того, чем насыщена в природе «таинственная ночная жизнь». Бунин подробно описывает «беспризорные скитания» потерявшихся телят, свиней, и эта бесприютность животного мира усиливает состояние безысходности главного героя.

Оксюморонный тип мироощущения Бунина помогает создать ту атмосферу пограничья между жизнью и смертью, настоящим и прошлым, счастьем и страданием, в пределах которой находится его герой, испытывающий «приступ жуткого восторга» [3, с. 315], «сладострастную жуть» [3, с.316], «жуткое восхищение» [3, с. 318], «сладострастный трепет ужаса», «радостное отчаяние», «страшное и прекрасное привидение белой лошади» [3, с. 321]. Мистический ужас и восторг, навеянные встречей с белой лошадью, на время подавляются житейской жутью - разговором с девочкой - «злодейкой», которая с тупым равнодушием сообщает путнику, что у них в семье только что «малый помер. и нам его не жалко» [3, с. 317].

Резкий контраст между первой и второй частью подчеркивает полярность бытия. Во второй части землемер возвращается в свое поместье, в Долгое, где «все было благополучно, жизнь текла обычно»; от загадочности и

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

мистики ночи не осталось и следа. На первый план выходят житейские проблемы: издохший соседский бык, «пошлые дети», Мария Яковлевна, «похожая лицом на Фонвизина», звуки краковяка, несущиеся с улицы... «Землемер вспомнил однообразие зимних и летних дней в Долгом, вспомнил сон после обеда, Марью Яковлевну, выходящую после сна к чаю с желтым, смятым лицом, засиженным мухами.» [3, с. 325], и ему, все еще находящемуся в некоем «блаженном» состоянии, вновь видится белая лошадь - воплощение красоты и силы, которых так не хватает человеку в реальной жизни.

На о. Нифонта, к которому отправляется землемер, чтобы поделиться своими новыми чувствами, «белая лошадь не произвела никакого впечатления» [3, с. 325]. Воспоминания о белой лошади, о «великолепном быке», о льве в зверинце приводит землемера к, казалось бы, неожиданному выводу: «. все-таки нет ничего на свете хуже бессилия!» Бессилия, которое испытывает человек, заключенный в рамки условностей, обязанностей, несвободы, на протяжении всей жизни. «Все было так чуждо ему, так скучно» - ключевая фраза рассказа.

У человека, близкого к смерти, меняется восприятие жизни, он многое начинает видеть по-другому. Землемер вспоминает молодость, когда «восхитительна была даже болезнь», которую молодой организм легко поборол. Болезнь и то новое понимание жизни, которое пришло к нему с видением белой лошади, изменили облик героя: лицо стало «красивее, строже», глаза его смотрели на все «удивленно, внимательно, потому что он «уже твердо знал: это его последняя осень» [3, с. 328].

Постичь происходящее внутри себя помогла землемеру книга Иова. Пришло новое понимание этой ветхозаветной истории. Было в проклятиях Иова в адрес

Бога, отнявшего все, что он любил, «что-то столь древнее и в то же время столь близкое во все времена каждому человеческому сердцу». Бунинский герой чувствовал «себя почти равным Иову в безнадежности» [3, 328]. Он ощутил себя «бедным маленьким осленком», который осмелился мудрствовать, в то время как от него ничего не зависит, ибо «пути творца неисповедимы, грозны, радостны...» [3, с. 329], и на земле несчастней и беспомощней всех человек.

И в книге Иова говорится о лошади: «Храпение ноздрей ее - ужас.» «Все сила, сила!» - думает землемер, возвращаясь к видению белой лошади. Мысли о высоком и вечном вновь прерываются житейскими буднями. Так, на грани трансцендентного и реального миров вынужден существовать человек от рождения до смерти.

Для И.А. Бунина особенно характерны (и это не раз отмечено исследователями - Ю. Мальцевым, О. Сливицкой и др.) «глубокое недоумение перед смертью» и попытки соотнести «чувство смерти» [9, с. 67] с религиозным чувством. Вслед за особо любимым писателем - Л.Толстым - Бунин «переоценивал всё прежде всего знаком смерти» [4, с. 133]. В документальных «Записях» Бунин размышляет о неизбежности прекращения жизни всех людей, и это вызывает внутреннее несогласие, протест: «Невероятно, непостижимо, но непременно будет. внутренне не верю в это, а главное, что никогда и никто в мире не признавал смерть чем-то законным» [2, с.387]. Мысль о «незаконности» смерти подтверждают герои многих бунинских рассказов: «Вести с родины», «Антоновские яблоки», «Сосны», «Эпитафия», «Мелитон», «Птицы небесные» и других. Рассказ «Белая лошадь» входит в их число.

Библиографический список

1. Апокалипсис Иоанна Богослова. Электр. ресурс. http://bibliya-online.ru/apokalipsis-ioanna-bogoslova-otkrov/

2. БунинИ.А. Записи. // Литературное наследство. Бунин И.А. Т84. Кн.2. М. 1973.

3. БунинИ.А. Собрание соч.: В 9 т. Т. 2. М. 1965.

4. БунинИ.А. Собрание соч.: В 9 т. Т.9. М. 1967.

5. Карпов И.П. Авторология русской литературы. Йошкар-Ола. 2003.

6. Летопись жизни и творчества И.А.Бунина. Том 1. 1870-1909. М.: ИМЛИ РАН. 2011.

7. МихеичеваЕ.А. Жанр философского рассказа в русской литературе рубежа Х1Х-ХХ веков. Орел. 2008

8. Притча «Белая лошадь». Электр. ресурс. http://www.bible-facts.ru/156-pritcha-o-beloy-loshadi.html

9. Сливицкая О.В. Чувство смерти в мире Бунина // Русская литература. 2002. №1.

References

1. Apocalypse of John. Electronic source: http://bibliya-online.ru/apokalipsis-ioanna-bogoslova-otkrov/

2. BuninI.A. Notes. // Literary heritage. Vol. 84. Book 2. M., 1973.

3. BuninI.A. Collected Works: In 9 vol. V.2. M., 1965.

4. Bunin I.A. Collected Works: In 9 vol. V.9. M., 1967.

5. KarpovI.P. Authorology of Russian literature. Ioshkar-Ola, 2003.

6. Chronicles of life and works of I.A. Bunin. Vol. 1. 1870-1909. М., 2011.

7. MikheichevaE.A. Genre of philosophic short story in Russian literature at the turn of Х1Х-ХХ century. Orel, 2008.

8. Paroemia "White horse". Electronic source: http://www.bible-facts.ru/156-pritcha-o-beloy-loshadi.html

9. Slivickaya O.V. Sense of death in Bunin's world // Russian literature. 2002. №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.