Научная статья на тему 'ПРОСЛАВЛЕНИЕ МИРА КАК ЕСТЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЖИЗНИ В "СЕВАСТОПОЛЬСКИХ РАССКАЗАХ" Л.Н. ТОЛСТОГО'

ПРОСЛАВЛЕНИЕ МИРА КАК ЕСТЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЖИЗНИ В "СЕВАСТОПОЛЬСКИХ РАССКАЗАХ" Л.Н. ТОЛСТОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
референдум / защитники / гениальный художник / Графская пристань / Четвертый бастион / самоотверженность и бесстрашие / высшая человеческая правда / осмысленное продолжение в «Войне и мире» / referendum / defenders / brilliant painter / count wharf / fourth bastion / meaningful continuation in 'War and Peace'

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Проскурина Т.Д.

В последнее время мы остро переживаем события, связанные с Крымским полуостровом. Одни - вызывают гордость и удовлетворение: референдум, крымский мост, другие - тревогу и неприятие. « Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого повествуют о героических подвигах русского народа в Крымской войне 1854-1855 года. Толстой был непосредственным защитником Севастополя. В «Севастопольских рассказах» писатель называет войну безумием, он прославляет мир как естественное состояние жизни человечества, показывает героизм и патриотизм защитников Севастополя, изображает противостояние людей «низшей души» и людей высшей души и приходит к выводу: война - явление демоническое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GLORIFICATION OF THE WORLD AS A NATURAL CONDITION OF LIFE IN THE "SEVASTOPOL STORIES" BY L.N. TOLSTOY

Recently, we are strongly worried about events connected with Crimean peninsula which follow one by one. Some of them cause pride and satisfaction, some of them cause anxiety and hostility. ''Sevastopol stories'' by L.N.Tolstoy tell us about heroic exploits of Russian people during the Crimean war 1854-1855. Tolstoy was just a defender of Sevastopol. Here he tells that war is madness, glorifies that peace is natural condition of humanity's life, shows heroism and patriotism of Sevastopol's defenders.

Текст научной работы на тему «ПРОСЛАВЛЕНИЕ МИРА КАК ЕСТЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЖИЗНИ В "СЕВАСТОПОЛЬСКИХ РАССКАЗАХ" Л.Н. ТОЛСТОГО»

5. Правительство Кыргызской Республики. Постановление No 192. «О Программе Правительства Кыргызской Республики по развитию туризма до 2020 года. Бишкек, 11 апреля 2016.

УДК 82.09

Проскурина Т.Д., к.ф.н. доцент, преподаватель инжинирингового колледжа НИУ «БелГУ» Россия, г.Белгород ПРОСЛАВЛЕНИЕ МИРА КАК ЕСТЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЖИЗНИ В «СЕВАСТОПОЛЬСКИХ РАССКАЗАХ» Л.Н.ТОЛСТОГО Аннотация: В последнее время мы остро переживаем события, связанные с Крымским полуостровом. Одни — вызывают гордость и удовлетворение: референдум, крымский мост, другие — тревогу и неприятие. «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого повествуют о героических подвигах русского народа в Крымской войне 1854-1855 года. Толстой был непосредственным защитником Севастополя. В «Севастопольских рассказах» писатель называет войну безумием, он прославляет мир как естественное состояние жизни человечества, показывает героизм и патриотизм защитников Севастополя, изображает противостояние людей «низшей души» и людей высшей души и приходит к выводу: война - явление демоническое.

Ключевые слова: референдум, защитники, гениальный художник, Графская пристань, Четвертый бастион, самоотверженность и бесстрашие, высшая человеческая правда, осмысленное продолжение в «Войне и мире».

Proskurina T.D., PhD in philological sciences,

associated professor of engineering college of

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education

"Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod

THE GLORIFICATION OF THE WORLD AS A NATURAL CONDITION OF LIFE IN THE "SEVASTOPOL STORIES" BY L.N. TOLSTOY

Annotation: Recently, we are strongly worried about events connected with Crimean peninsula which follow one by one. Some of them cause pride and satisfaction, some of them cause anxiety and hostility. "Sevastopol stories" by L.N. Tolstoy tell us about heroic exploits of Russian people during the Crimean war 1854-1855. Tolstoy was just a defender of Sevastopol. Here he tells that war is madness, glorifies that peace is natural condition of humanity's life, shows heroism and patriotism of Sevastopol's defenders.

Keywords: referendum, defenders, brilliant painter, count wharf, fourth bastion, meaningful continuation in 'War and Peace'

На протяжении нескольких веков тема Крыма для нашей страны не переставала быть животрепещущей. Одну из ярких страниц героической обороны Севастополя в Крымской войне 1854-1855 годах ярко воссоздал Л.Н.Толстой в «Севастопольских рассказах». Толстой участвовал в военных событиях в осажденном Севастополе зимой, весной и летом 1855 года. Тогда, в начинавшем свою жизнь Л.Н.Толстом, жили два человека - защитник осажденного врагами русского города и гениальный художник, всматривавшийся во все, что происходило. С реалистических позиций писатель передал личное мировосприятие происходящего, почувствовал себя частицей огромного целого - отечества, народа, войска, защищающего свою землю, - все это в дальнейшем примет в его творчестве особое этическое воззрение. Первый рассказ «Севастополь в декабре» повествует о событиях, происходящих в конце 1854 года. Толстой ставит перед собой задачу «увидеть войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, а в настоящем ее выражении» (7,5). Севастополь и его гарнизон не испытывал даже временного покоя. Бомбардировка города французской и английской артиллерией не прекращалась ни на минуту.

Писатель приводит нас на место переправы и предлагает отплыть на Графскую пристань. Вглядываясь в мир с позиций Верховного судьи, Толстой передает своё видение происходящих событий. Несмотря на то, что ОН (неприятель) палит уже «с новой батареи», и возникает неприятное впечатление: кажется, что все люди здесь перепуганы, суетятся и не знают, что делать. На самом же деле можно увидеть, что каждый тут делает свое дело без суетливости и растерянности, и нет здесь никакого энтузиазма и готовности к смерти, и это чрезвычайно важно в обстановке осажденного города. В городском доме Собрания, превращенном в госпиталь, писатель просит не «смотреть как на зрелище» на находящихся здесь обитателей, а поговорить с покалеченными и изувеченными, контуженными и изуродованными физически, но духом не сломленными людьми, и услышать мысли об их положении: «Оно первое дело <...> не думать много, как не думаешь, так оно тебе ничего. Все больше оттого, что думает человек», -говорит боец с оторванными ногами. А на рассказ женщины о страданиях мужа, которого она катает на кресле-каталке, матрос с блестящими восторгом глазами, говорит: «Это хозяйка моя <...>. Уж вы ее извините. Известно, бабье дело - глупые слова говорить» (7,10). После такого разговора в душе каждого, утверждает писатель, происходит смятение чувств: становится стыдно перед ними за самого себя и, молча, «склоняешься перед этим бессознательным величием и твердостью духа израненного человека, этой стыдливостью перед собственным достоинством» (7, 7). Толстой так преподносит события, что боль проникает во внутрь каждого, за тех, кто, став инвалидом, будет испытывать физические мучения всю оставшуюся жизнь, но присутствие духа не потеряет до конца дней своих. Однако, как замечает литературовед, «толстовский пафос правдоискательства носит не снижающий, а возвышающий характер» (3, 48). Рассказывая правду о человеке на войне, «со

всей серьезностью и истовостью» Толстой выступает как правдолюбец и, еще более того, как борец за правду. Высокая человечность, прославление мира как естественного состояния жизни соединяются у писателя в «Севастопольских рассказах» с патриотическим воодушевлением.

Говоря о четвертом бастионе, где сражался сам, он изречет страшные мысли: «четвертый бастион есть верная могила для каждого, кто пойдет туда, и тех, которые живут на нем. <...> Люди на вопрос о четвертом бастионе ответят, что там сухо или грязно, тепло или холодно, но лишних слов и разъяснений здесь произносить не принято».(7,13) Грязное пространство, изрытое канавами, заваленное искореженным металлом от орудий и бомб и неразорвавшихся ядер, простиравшееся на крутой горе - это и есть четвертый бастион. «Здесь защитники движутся быстро, по дороге попадаются капли крови, солдаты, идущие с носилками, если ранен легко, ответят резко куда, если тяжело ранен, или умер, сурово промолчат». Подлинные документы, сохранившиеся в архивах, приводят невообразимые факты: «Ничего, нас тут двести человек на бастионе, дня на два нас еще хватит!» (5,5). Такие ответы давали солдаты и матросы, и никто из них при этом и не подозревал, каким надо быть мужественным, презирающим смерть человеком, чтобы так просто говорить о собственной завтрашней и послезавтрашней смерти.

Второй рассказ «Севастополь в мае» относится к маю 1855 года, а помечен он 26 июня 1855 года, повествует о кровавой битве гарнизона против почти всей армии неприятеля, осаждающей Севастополь, цель которой - во что бы то ни стало овладеть Малаховым курганом. Первоначально русские не могли сдержать натиска врага и после отчаянной битвы оставили укрепления, но спустя некоторое время 6/18 июня одержали блестящую победу, отбив общий штурм французов и англичан. Толстой не описывает этих кровавых июньских битв, но всем читающим ясно, что только что происходили страшные события у осажденного Севастополя. В лицах, осанках, движениях солдат и матросов, защищающих Севастополь, писатель видит «главные черты, составляющие силу русского» (7,23). Он воспевает стойкость простых людей и показывает несостоятельность «героев», точнее тех, кто хочет казаться героем.

Боевой офицер Козельцев после еще недолеченного ранения в голову, возвратившись в полк, встречается с бывшим своим сослуживцем Батищевым, теперь, спустя семь недель, принявшего полк («Севастополь в августе 1955 года»). Он видит перед собой изменившегося человека, наделенного властью и богатством, с выражающими холодную гордость аристократа глазами, которые говорят: «.хотя я тебе и товарищ, <...> но не забывай, что у тебя шестьдесят рублей и треть жалованья, а у меня десятки тысяч проходят через руки, и поверь, что я знаю, как ты готов бы полжизни отдать за то только, чтобы быть на моем месте». (7,97). Толстой умел задевать за живое неподвижных людей, ценящих свое душевное спокойствие. Духовная неподвижность возможна тогда, когда человек мнит себя на вершине, откуда некуда идти дальше. Душевное спокойствие и устойчивость

Батищева зиждутся на личностном самодовольстве, основания которой агрессивно защищаются. Мысль Толстого чрезвычайно актуальна: приятна дисциплина, основанная на признанном опыте военного достоинства командира или просто его моральном совершенстве, но как скоро дисциплина основана на случайности или денежном принципе «всегда переходит в важничество или в скрытую зависть и досаду и вместо полезного влияния <...> соединения масс в одно целое производит противоположное действие» (7,98). Позже, Толстой придет к пониманию, что в мире существует жестокое противостояние мирских людей, людей низшей души и божьих людей, людей высшей души.

Толстой завершает второй рассказ признанием своих личных внутренних позиций: для него, двадцатисемилетнего офицера героем повести, которого он душевно любит и стремится воспроизвести во всей красоте, есть и будет прекрасен - правда (7,64). Стремление сказать жестокую правду о войне как кровавом хаосе и описать ее такой, какая она есть на самом деле, показывает Толстого-художника, интересующегося не военно-стратегическими моментами, а общечеловеческими.

Рассказ «Севастополь в августе 1855 года» повествует о последнем, самом страшном месяце долгой осады. Месяц непрерывных, жесточайших боев, неутихающих бомбардировок, месяц, в конце которого Севастополь пал. Взгляд на войну как неестественное состояние был показан в рассказе прапорщиком Владимиром Козельцевым, «мальчиком лет семнадцати, с веселыми черными глазками и румянцем во всю щеку» (7,110). Передавая эмоциональное состояние героя, Толстой во многом мотивирует его возрастом, отсутствием военного опыта, романтической возвышенностью представлений о героизме. В первые же сутки пребывания на бастионе юноша стал очередной жертвой войны. Толстой по контрасту рисует две сцены гибели Володи: в воображении юноши и с внешней точки зрения - с позиций юнкера Вланга, находящегося в одной и той же с Козельцевым пространственной ситуации (1,144). Картина боя в мечтах героя полная эффектных поз, парадно-героических жестов. Но реальные обстоятельства войны вносят коррективы в его мечтания: герой гибнет без ложного героико-романтического пафоса. Толстой констатирует: «Что-то в шинели ничком лежало на том месте, где только что стоял Володя. (7,119). И это «что-то в шинели» увидено глазами такого восторженного «бедного мальчика» (как и Володя), удаленного от него во время боя на значительное расстояние. А сама гибель Володи, «успевшего перебояться», становится в художественной системе рассказа трагической кульминацией, выражающей убеждение писателя в том, что война - аналог смерти источник неизмеримых страданий (1,145). Произведения Севастопольского цикла стали одним из этапов осмысления художником проблемы «человек и война», освоением тем героизма и патриотизма. Свое законченное выражение философии войны получит у Толстого в романе «Война и мир». «Во все, что предпринимал Толстой, он вкладывал столько свежей энергии и молодой радостной страсти,

точно он был первым человеком, вчера только явившемся по воле творца в мир, совершенно не знающим горького опыта и бесконечных разочарований нашего многовекового исторического существования» (8,183). В «Войне и мире» он еще ближе подошел к народу и умел показать его не только в настоящем, но и в прошлом, каждая строчка «Войны и мира» говорит о прославлении мира как естественного состояния жизни.

Использованные источники:

1. Бардыкова Н.В. Проблема «Человек и война» в творчестве Стендаля и Л.Н. Толстого/Л.Н.Толстой - писатель, мыслитель, философ (к 180-летию со дня рождения): мат. Междунар. научн. - практ. конф. И.И.Кулакова, В.В.Кичигина. - Белгород: Изд-во БелГУ,2009., 152с., С - 141-147.

2. Громова-Опульская Л.Д. «Избранные труды»/Ступени великого восхождения («Детство», «Отрочество», «Юность», Севастопольские рассказы, «Казаки» Л.Н.Толстого); М.: Наука, 2005., 530 с., С -146.

3. Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя. М.:1973.,С - 48-50.

4. Минералов Ю.И. История русской литературы(40-60-е годы). М.Высшая школа 2002.

5. Тарле Е. «О Севастопольских рассказах»; М.: Дет. лит.,1984.-127с., С - 5

6. Толстой Л.Н. ПСС (юб. изд. Т.47. -М., Госполитиздат,1950, С. - 142).

7. Толстой Л.Н. ПСС (юб. изд. Т.4. -М., Госполитиздат,1932, С -3-121.).

8.Шестов Л.И. Разрушающий и созидающий миры (По поводу 80-летнего юбилея Толстого)/Русские мыслители о Льве Толстом; Тула: Изд. дом «Ясная Поляна», 2002, 672с, С - 168-211.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.