Научная статья на тему 'Прошлое в сегодняшних оценках россиян'

Прошлое в сегодняшних оценках россиян Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
186
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дубин Б. В.

The article basing on materials of the July 1996 rep resentative survey by VCIOM, deals with mass-spread im ages of, the country's past at' its different chronological depths concepts of the "olden,times, epic antiquity", prerevolution Russia, the Soviet epoch, and the last five-year period; their places in the system of Russians' national iden tification, in the structure of idealised "national character", in the figures of generalised bearers of national tradition (common people, the church, people of the emigration, in telligentsia), in the assessments of the most relevant "losses" of this "collective property" in the post-revolution period, and after 1991. Attitudes towards the Soviet epoch, revealed by VCIOM surveys in 1989, 1991, 1994, and 1996, are com pared. The article highlights the general retrospectivism and ideological, "induced" neotraditionalism in referencepoints and opinions of the most educated, capital-based, and democratically voting strata of the Russian population

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Past in the Eyes of Today's Russians

The article basing on materials of the July 1996 rep resentative survey by VCIOM, deals with mass-spread im ages of, the country's past at' its different chronological depths concepts of the "olden,times, epic antiquity", prerevolution Russia, the Soviet epoch, and the last five-year period; their places in the system of Russians' national iden tification, in the structure of idealised "national character", in the figures of generalised bearers of national tradition (common people, the church, people of the emigration, in telligentsia), in the assessments of the most relevant "losses" of this "collective property" in the post-revolution period, and after 1991. Attitudes towards the Soviet epoch, revealed by VCIOM surveys in 1989, 1991, 1994, and 1996, are com pared. The article highlights the general retrospectivism and ideological, "induced" neotraditionalism in referencepoints and opinions of the most educated, capital-based, and democratically voting strata of the Russian population

Текст научной работы на тему «Прошлое в сегодняшних оценках россиян»

Б.В.ДУБИН

Прошлое в сегодняшних оценках россиян

Отсылка к прошлому — одна из главных составляющих в системе коллективных представлений россиян о себе, о своем народе*. Причем за последние годы значимость этой составляющей еще возросла. Между тем многие помнят, что именно в эту пору (и наиболее остро в 1987—1991 гг.) историческое прошлое страны подвергалось в средствах массовой информации самому активному пересмотру и переоценке, а различные его периоды и олицетворявшие их символические фигуры — особенно жесткой критике то справа, то слева. Представители либерально-реформаторского фланга стали говорить о нашем непредсказуемом прошлом. Их оппоненты патриотических, а потом коммуно-патриотических взглядов затревожились было об очернении. Однако сопоставим пять наиболее значимых позиций на ценностной шкале таких представлений о своем народе как целом (данные опросов "Советский человек" в 1989 и 1994 гг. по России; в % к числу опрошенных в каждом исследовании):

Что в первую очередь связывается у Вас с мыслью о Вашем народе?

1989 г. % 1994 г. %

Место, где я родился Место, где я родился

и вырос 38 и вырос 41

Государство, в кото- Наше прошлое,

ром я живу 27 , наша история 37

Наше прошлое, Наша земля,

наша история 26 территория 25

Язык моего народа 25 Язык моего народа 19

Родная природа 15 1 Родная природа 18

Государство, в

котором я живу 18

Отношение к государству явно подвинулось ближе к концу этого списка и как бы уступило место прошлому, которое, впрочем, и в 1989 г. входило в тройку лидирующих позиций. Понятно, что речь в этих опросах велась о двух разных государствах. В первом случае это СССР, во втором — Россия. Произошедшее уже за самые последние пять лет изменение этих предельно общих, базовых рамок идентификации существенно повлияло на представления как бы тех же самых россиян о себе и в том числе о своем прошлом, его объеме и содержании. Повлияло, но как именно? Некоторые соображения на этот счет и предложены в настоящей статье.

Сегодня, в середине 1996 г., только 10% российских опрошенных понимают под родиной Советский Союз (по данным июльского 1996 г. опроса, среди самых молодых такой позиции придерживаются меньше 4%, среди самых старших — 16%); 34%, говоря родина, имеют в вид^ как целое, как самую общую инстанцию отсчета — Россию**. А в 1991 г. (напомню данные всесоюзного исследования ВЦИОМ в январе 1991 г., 2683 респондента по России) трое из каждых пяти опрошенных российских граждан

* Среди общесоциологических концепций памяти, прошлого и слоев (типов) времени основополагающими остаются труды школы Дюркгейма и прежде всего работы МХальбвакса о социальных (коллективных) рамках памяти, развитые позднейшими исследователями, см.: Halbwachs М. Les cadres sociaux de la mémoire. P., 1952; Gurvitch G. Les cadres sociaux de la connaissance. P., 1966; Certeau M. de. L'écriture de l'histoire. P., 1975; Jeudy H.-P. Mémoires du social. P., 1986; Namer G. Memoire et société. P., 1987. Разработку проблемы в отечественной социологии 70—80-х годов см.: Левада Ю. Статьи по социологии. М., 1993. С. 39—49, 50—60.

** Опрос в июле 1996 г. проведен благодаря финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант № 11—1690/034 от 8.02.1996 г.

взаимоотождествляли Россию и СССР и лишь каждый четвертый этого не делал (в марте того же 1991 г. гражданином России себя считал каждый четвертый российский респондент, гражданином СССР — 63%).

При этом отношение к прошлому страны у многих опрошенных было в тот период крайне неопределенным, внутренне противоречивым, конфликтным. По ряду вопросов доли выбиравших положительные и отрицательные ответы и затрудняющихся определить свою позицию оказывались в целом по выборке практически равными (три трети). Вот, например, как распределялось тогда согласие и несогласие с некоторыми распространенными и соседствовавшими в прессе, на радио и телевидении суждениями о советской эпохе (рис. 1).

Среди запрограммированных в анкете ответов на вопрос: "Что СССР дает своим гражданам?" респонденты в 1991 г. в 2 раза чаще выбирали отрицательные подсказки. Сравним уровень значимости (всеобщности) пяти ведущих позитивных и негативных ответов (их можно было выбрать несколько; тот же январский опрос 1991 г.), %:

Дефицит, очереди, ни- Мирное небо над

щенское существование 66 головой 29

Ощущение беспра- Чувство

вия, постоянные уни- принадлежности к

жения 26 советскому народу 15

Прозябание на обочи- Систему социальной

не мировой цивилизации 25 -защиты населения 15

Чувство Гарантированный

обреченности 16 прожиточный уровень 8

Страх Гордость за

перед всесильными социалистическое

органами власти 9 отечество 3

Сегодня же по отношению к истории у россиян явно преобладают позитивные оценки (здесь и далее — данные

Да Ц Нет ¡Ш! Затруднились с ответом

Рис. 1. Согласны ли Вы со следующими суждениями об истории СССР (в % к числу опрошенных; январь 1991 г.)

■ ' 'Таблица 1

Что в нашей истории вызывает у Вас наибольшую гордость?

(В % к числу опрошенных в каждой социально-демографической и электоральной группе.)__________

Социально-демографические группы Победа в войне Терпение народа Великая литература Древность, старина Советское государство

В целом по выборке 44 '39 ' 19 ' 16 12

Образование: высшее до 40 лет 26 41 42 26 5

. старше 40 лет 39 36 37 15 10

не высшее до 40 лет 39 38 20 18 7

старше 40 лет 52 40 12 13 17

. Типы поселений: . Москва и С.-Петербург 35 35 24 24 10

большие города 40 38 25 16 11

малые города 44 40 18 16 13

села 50 42 14 13 11

Голосование но выборах в / "Женщины России" Ъсударственную Думу в 51 1995 г.: 1 34 1 ' ' 23 ' 14 8

"Наш дом — Россия" 39 48 35 25 4

"Яблоко" 37' 32 25 25 5

КПРФ 61 34 11 11 32

КРО 48 32 17 10 16

ЛДПР 56 44 . 4 15 14

пет 62 34 22 17 0

Голосование но президентск Ельцин ■их выборах в 1996 г. ¡п 39 эрвый r/pj: 46 20 16 5

Жириновский 44 33 5 17 13

Зюганов 56 37 . 12 11 28

Лебедь 53 39 16 15 14

Явлинский 32 38 33 26 4

Не участвовал 38 37 25 19 6

июльского мониторинга 1996 г., 2404 опрошенных по России). Наиболее распространенные чувства — это гордость, восхищение (18%), интерес, желание узнать побольше (22%) и даже надежда, уверенность в лучшем будущем (34%). Напротив, столь характерные для рубежа 80—90-х годов стыд, безнадежность при мысли о прошлом испытывают лишь 5%, тоску, отчаяние — 6% (да и затрудняются с ответом, в общем, немногие, около 13%).

Каково при этом содержание образа истории, как он выстроен в глубину? Привожу пять наиболее значимых подсказок, каждая из которых названа как минимум 10% вошедших в выборку и которые дают заметную дифференциацию по социальным характеристикам опрошенных (табл. 1).

На первый взгляд советское государство, могущество СССР (полный текст соответствующей подсказки) занимает среди предметов исторической гордости достаточно скромное место: в первую тройку собственная гордость ^советских людей (по Маяковскому) входит только у электората КПРФ и в несколько меньшей степени Зюганова. Но ограничивается ли советское наследие в списке подсказок! только этим пунктом? Очевидно нет. Фактически, из первых позиций списка прокоммунистическим сознанием явно отторгаются только великая литература и древность, былинная старина — предметы повышенной и даже несколько взвинченной гордости молодых и образованных жителей столицы, голосующих за "Наш дом —

Россия" и "Яблоко" с его лидером (у более молодой части респондентов с образованием великая русская литература — даже главный синоним славного прошлого). Ключевым событием прошедшего — символическим фокусом воображаемого собирания общества как целого, мысленной организации этого целого и особого плана его представления в коллективном сознании (в семействе само-представлений общества) — остается кульминационный пункт истории СССР, победа в Отечественной войне, а ведущим качеством человека — его удостоившаяся в свое время сталинской здравицы способность выжить, безграничное (страдательное либо реактивное) терпение; напомню, что терпеливость, по данным опроса 1989 г., "Советский человек", была вторым по значимости после простоты качеством в образе русских у самих россиян*.

Можно сказать, что за последние 1992—1996 гг. соответствующие интегративные ценности и символы были осознаны большей частью населения Российской Федерации как прошлое (для многих утраченное, и притом невозвратимо), а далее как бы расподоблены с образом СССР, наследием советской эпохи и перенесены уже на представления о России, приобретя в этом качестве исключительно российских традиций даже повышенную значимость.

* Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90-х годов. М., 1993. С. 141—145.

Стоит отметить, что высокий уровень этой значимости общего, хотя и утраченного прошлого, т.е. важность именно традиционалистских составляющих в риторической фигуре коллективного "мы", обеспечивается и поддерживается сегодня как раз теми группами населения России, которые по ряду социальных и культурных характеристик более продвинуты. Это прежде всего люди с высшим образованием, жители Москвы и С.-Петербурга, крупных городов, электораты "Яблока", "Нашего дома — России", "Женщин России", партии Св.Федорова (но несколько чаще — респонденты со средними и низкими доходами). Кстати, именно они чаще других согласны с мнением, будто Россия возвращается сегодня к своим духовным истокам (с этим согласились 50% опрошенных с высшим образованием, 52% жителей Москвы и С.-Петербурга при 32% людей с образованием ниже среднего и стольких же сельских жителях; 62% электората "Женщин России" и 56% представителей "Нашего дома — России" при 24% голосовавших в 1995 г. за КПРФ). Вот как распределяется по разным группам значимость традиционалистских, гражданских и моральных компонентов русского самоопределения (табл. 2).

Подобные компоненты, как можно видеть, синтезируются в коллективном сознании этих групп с обобщенными моралистическими представлениями и высоким — опять-таки несколько взвинченным — миссионерским престижем интеллигенции: один признак при этом как бы служит социально и личностно приемлемой интерпретацией (гарантией, условием признания) другого, так что в различных обстоятельствах ведущим выступает то первый, то второй. Как ни парадоксально — если вспомнить историю этого понятия и группы его западнических, а потом "безродных" носителей, — сегодня респонденты с высшим образованием считают воплощением национального характера русскую интеллигенцию столь же часто, как и простых людей (рис. 2).

И если в перечне тех черт национального характера и уклада жизни, которые утрачены за советское время, данные продвинутые группы чаще других респондентов выделяют идею монархии, дух аристократии, офицерскую честь, православную веру и великую культуру, то в списке потерянного уже за годы новейшей, собственно российской истории (после 1991 г.) — "гордость за свою большую и сильную страну" и "ведущую роль в мире, мировое лидерство" (табл. 3, 4)

Что из перечисленного выше наиболее важно для того, чтобы считаться русским человеком?

Таблица 2

Социально-демографические группы Традиции Предки Православие Язык Гражданство* Нравственные идеалы

В целом по выборке 55 36 18 50 10 41

Возраст: до 25 лет- 56 36 18 49 14 40.

25—39 лет 57 37 16 51 10 40

40—55 лет 54 35 20 48 9 45

Старше 55 лет 53 37 19 52 11 40

Образование: высшее** 59 41 . 20 . 52 6 45

среднее 56 35 16 49 11 41

ниже среднего 52 37 20 51 12 39

Типы поселений: . _

Москва и С.-Петербург 58 30 17 54 6 53

большие-города ' 55 35 24 • 49 11 45

малые города 56 41 15 52 12 38

села 51 33 19 46 10 38

Голосование но выборах в Госу, "Женщины России" царственную Думу 65 з 1995 т.: 39 23 51 17 36

"Наш дом — Россия" 46 45 20 47 8 36

"Яблоко" 63 35 19 . 45 10 37

КПРФ 57 37 18 50 9 42

КРО 50 42 18 52 6 41

ЛДПР 41 45 8 55 8 45

пет 49 43 30 50 14 37

Голосование на президентских г Ельцин ыборах в 1996 г. (г 54 юрвый тур): 32 23 52 9 44

Жириновский 51 50 18 51 18 37

Зюганов 57 39 17 48 10 41

Лебедь 59 40 ■ 16 56 6 - 44

Явлинский 57 40 19 49 8 48

Не участвовал 54 •34 15 49 14 38

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По паспорту.

Включая незаконченное высшее образование.

см. статью Л.Д.Гудкова в настоящем выпуске) — такие же устойчивые черты интеллигентского менталитета, как и обыденного или низового сознания. При этом и те и другие — вовсе не плоды новейшей ситуации или некоей государствен-но-взыскуемой новой идеологии, а продукты долговременного распада старых институциональных и социальных структур советского общества, скреплявшего его идеологического каркаса и повседневного символического обеспечения. Кстати, такой новейший феномен, как массовое религиозное обращение в православную веру, на принципиальную конфигурацию оценок дореволюционного, а особенно советского прошлого во всем, что впрямую не затрагивает статус верующих и положение церкви, в общем не влияет, как, кстати, и на уровень ксенофобических настроений (табл. 5).

Массово-бытовой и интеллигентски-идеологический традиционализм ориентаций (со всеми их составляющими и сопутствующими) здесь смыкаются. Фактически главный и единственный пункт интеллигентской картины прошлого, пока не подлежащий переоценке, — это осуждение сталинских репрессий подавляющей частью более молодых, образованных и урбанизированных жителей сегодняшней России (рис. 3, табл. 6).

Рассмотрим взаимные соответствия и связи идеологического традиционализма и оценок сталинской эпохи подробнее. Вот как оценивается прошлое и нынешнее положение с традициями в стране глазами тех, кто считает масштабы сталинских репрессий преувеличенными нынешней прессой и несогласными с этим мнением (табл. 7).

Изменим точку отсчета. Взглянем, наоборот, как. складываются оценки сталинских репрессий и сегодняшнего отношения к прошлому в России в сознании тех, кто видит в нынешнем телевидении угрозу идеалам русского народа и кто такой опасности не ощущает или ею не обеспокоен (табл. 8).

Таблица 3

Утраченные после революции черты национального характера и уклада

Группы опрошенных Ничего не потеряли Общинность Т рудолюбие Офицерская честь Совестливость Православная вера Великая культура

В целом по выборке 24 12 25 16 28 23 19

Образование: высшее до 40 лет 18 9 24 26 • ■ 22 31' 33

старше 40 лет 28 17 ; 30 21 . ' 27 25 19

не высшее до 40 лет 21 13 23 14 26 21 . 20

старше 40 лет 28 '11 . 25 15 . 30 24 15

, Голосование на выбо в "Женщины России" / оах в Государстве 11 чную Думу в 1995 , 9 ; 34 22 30 36 21

..... .... .... ' Наш дом — Россия" 22 11 25 22 40 27 20

1 "Яблоко" 20 16 28 24 26 30 23

1 КПРФ 37 11 19 - 10 24 . 19 11

>.КРО 26 . . 23 ^ ... . .. 35 . . 13 _. ' 35 .28 22 .

ЛДПР 18 7 22 30 31. 37 20

пет 15 - 12 44 29 37 29 17

Голосование на през Ельцин 1 дентскйх выборах 20 в 1996 г. (первый 11 " тур}: 29 ' 22 30 28 25

Жириновский 24 8 19 33 37 33 16

Зюганов 34 12 - 20 10 26 ' ' 19 12

Лебедь 26" 11 27 18 27 26 19

Явлинский 25 ■ 14 24 23 29 29 18

Не участвовол 20 14 25 12 26 20 19

Рис. 2. В ком лично для Вас воплощен русский характер?

Можно видеть, что картины ценностных предпочтений, казалось бы, у полярно-противоположных по своим интеллектуальным ресурсам и социальному положению групп различаются в композиционном отношении не принципами, а акцентами. Ретроспективистская ориентация, популизм, уравнительность (и определенный уровень ксенофобии,

Утраты после 1991 г. черт национального характера и уклада (В % к числу опрошенных в каждой группе; июль 1996 г.)

Группы опрошенных Стабильность Дружба народов Равенство людей Доброта людей Гордость за страну Мировое лидерство

В целом по выборке 64 25 24 ' 22 17 9

Образование: высшее до 40 лет 48 19 32 26 20 13

сторше 40 лет 67 20 26 20 22 13

не высшее до 40 лет 64 28 22 20 16 10

старше 40 лет 67 25 24 23 18 8

Голосование на выборах в / "Женщины России" Ъсударственную Ду< 77 и/ в 1995 г.: 25 14 37 17 10

"Наш дом — Россия" 61 20 '27 17 17 . 13

"Яблоко" 62 24 28 28 16 10

КПРФ 76 25 ,30 25 18 8

КРО 80 21 16 30 15 6

ЛДПР ■ 74 ' • 19 42 . 13 23 11

па ' 74 26 32 31 10 7

Голосование на президента Ельцин ■их выборах в 1996 58 г. (первый тур): 25 19 22 19 8

Жириновский 60 25 28 12 26 7 .

Зюганов 72 26 26 23 17 11

Лебедь 71 26 23 24 24 8

Типы поселений

Затрудняюсь с ответом

Рис. 3. "Масштабы сталинских репрессий преувеличены" (в [

Напомню, что и сама советская интеллигенция новейшего времени, периода 50—80-х годов возникла, мобилизовалась и сплотилась именно вокруг неприятия истребительных крайностей террористической политики Сталина и сталинизма, в стремлении отчеркнуть, зафиксировать и осознать их как прошлое, возврата к которому нет (эти черты еще недавнего и незабытого тогда прошлого — своеобразная травма социального рождения данного слоя или группы*). За

* Гудков Л.Д., Дубик Б.В. Интеллигенция: Заметки о литературно-политических иллюзиях. М.; Харьков, 1995. С. 156—160 и др.

'о к числу опрошенных в каждой группе; июль 1996 г.)

десять последних лет постсоветское общество описало и в этом отношении новый круг. Совместить претензии на статус великой и сильной державы со всеобщим равенством и задушевностью, национальной идеей, соборностью и традициями предков во многом хотели бы сегодня среди прочих и образованные, урбанизированные слои. Однако нежелание или неумение извлечь из случившегося урок свидетельствует о том, что имеется в виду опять не наше, а какое-то чужое прошлое й иная, едва ли не придуманная страна. Тоска по ним — своего рода маниловское мечтание о другой и навряд ли взаправду существовавшей жизни. Ностальгия по такому

• ’’ Таблица 5

Оценки дореволюционного и советского прошлого (в % к числу опрошенных в каждой группе)__________

Суждения, варианты ответов Неверующие Православные

Предметы исторической гордости Победа в войне 49 42

Терпение народа 38 43

Литература 19 19

Древность, старина 14 19

Советское государство 12 10

Святители и праведники 3' 9

Потери за годы советской власти. Единство народа И 1 14

Трудолюбие, скромность 24 " 27

Монархия, аристократия. 3 7

Офицерская честь 16 16

Честность, прямота 29 28

Православная вера 19 29

Великая культура 18 19

Ничего не потеряли 28 22

Потери с 1991 г. Стабильность -65 65

Равенство людей 25 22

Дружба народов 23. 23

Человеческая доброта 20 !■ 23

Гордость за страну 19 17

Мировое лидерство 8 10 '

Телевидение целенаправленно раз В целом согласен оушоет русские Т) 48 оадиции 53

В целомие согласен 34 ■ 34

Затрудняюсь с ответом 18 13

Таблица 6

"Масштабы сталинских репрессий преувеличены" (в % к числу опрошенных в каждой электоральной группе; июль 1996 г.)

Группы опрошенных ■ Согласен Не согласен Затрудняюсь с ответом

Голосование на выборах "Женщины России" Ъсударственну 22 ю Думу в 199* 54 > г.:. 24

"Наш дом — Россия" 22 52 26

"Яблоко" 23 , 56 21

КПРФ' 49 27 24

КРО | 20 59 21

ЛДПР 36 50 14

пет 27 55 18

Голосование но президент Ельцин, ских выборах 23 1996 г. (перв 50 ый тур/: 27

! Жириновский - 33 - . 51 16

1 Зюганов 43 29 28 -

Лебедь 27 47 26

Явлинский 25 53 22

Не участвовал 24 43 33

"Масштабы сталинских репрессий сильно преувеличены"

(100% — группы согласных и не согласных; июль 1996 г.)

Суждения, варианты ответов Согласны Не согласны

Компоненты русского самоопределе Традиции чия 46 58

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предки 43 36

Православие 15 23

Язык 51 52

Гражданство по паспорту 11 10

Нравственные идеалы 41 46

Предметы исторической гордости Победа в войне 54 39

Терпение народа 38 40

Литература 13 26

Древность, старина 10 22

Советское государство 20 7

"Сегодняшнее телевидение целенаправленно разрушает руссю В целом согласен <е традиции" 72 44

В целом не согласен 20 49

Затрудняюсь с ответом 8 7

Таблица 8

"Сегодняшнее телевидение разрушает русские традиции"

(100% — группы согласных и не согласных)

Суждения, варианты ответов Согласны Не согласны

"Масштабы сталинских репрессий сильно преувеличены В целом согласен 41 18

В целом не согласен 38 62 ’

Затрудняюсь с ответом 21 20

Олицетворение русского характера Простые люди , 46 31

Наши предки 44 35

Интеллигенция 16 29

Старая эмиграция 6 7

Предметы исторической гордости ■ Победа в войне 51 36

Терпение народа 39 42

Литература 16 27

Древность, старина 15 20

Советское государство 16 5

Святители и праведники 8 . 3

"Россия возвращается к своим духов В целом согласен чым истокам" 36 53

В целом не согласен 39 26 ’

Затрудняюсь с ответом 25 21

непройденному прошлому не знак памяти, а, напротив, "рубец" забвения, и памятники занимают (и заслоняют) здесь место не только тех, кого больше нет, но и того, что опять не признано и не сделано здесь, сейчас. В определенном смысле, сознание, структура личности советского человека оказались более устойчивыми постройками, чем лагерные бараки, колючая проволока и вышки, и, пережив их, все еще продолжают оставаться значимым фактом и фактором современной ситуации в России.

Л.А.ХАХУЛИНА, С.А.СТИВЕНСОН

Предпринимательская активность населения: условия и перспективы

Одной из основных задач экономической политики государства является создание условий для формирования предпринимательского слоя в стране. Уход в предпринимательство части экономически активного населения должен привести не только к образованию активно развивающегося и эффективного негосударственного сектора экономики, но и способствовать адаптации населения к рыночным отношениям.

Численность и состав предпринимательской группы, долговременность ее ориентаций на самозанятость, формы, в которых протекает экономическая активность населения, являются важнейшими индикаторами того, насколько эффективно идут реформы. Получили ли широкие массы населения возможность повысить свой материальный и социальный статус и приобрести экономическую независимость? Есть ли группы, ориентированные на предпринимательство в долгосрочном плане? Какие виды самостоятельной трудовой активности являются наиболее перспективными?

Начиная с 1991 г., ВЦИОМ регулярно проводит исследования по проблеме самозанятости населения, участия его в предпринимательской, деятельности. Работа проводится на базе Мониторинга.социально-трудовой сферы в России — регулярного исследования, основанного на репрезентативных опросах общественного мнения б раз в год. Анализ этих данных позволяет хотя бы частично ответить на эти вопросы.

В настоящей статье мы используем объединенную базу данных Мониторинга ВЦИОМ с января 1994 по июнь 1996 г. Общая численность респондентов составила 36 тыс. человек. Столь значительное число опрошенных позволяет нам провести анализ распределений ответов по основным социально-демографическим группам. Выборка мониторинга является репрезентативной, представляющей взрослое население России по полу, возрасту, уровню образования, типам поселений.

Самозанятость населения как основная работа. Доля самозанятого населения в составе работающих не претерпела больших, изменений начиная с января 1991 г. Владельцы предприятий й лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в качестве основного занятия составляют лишь несколько процентов населения (табл. 1).

Стабильно небольшой является и доля лиц, занятых по основному месту работы на частных предприятиях (табл. 2).

Состав работающих на частных предприятиях выглядит следующим образом: наемные работники — 53%, предприниматели, владельцы и совладельцы бизнеса — 24%, работают по контрактам, временно — 18%, оказывают индивидуальные услуги — 5%.

Отсутствие экономического климата, благоприятствующего инвестициям в производство, привилегированное положёние государственных предприятий по сравнению с частным сектором экономики приводят к тому, что предпринимательство в основном сосредоточивается в области торговли и сферы обслуживания, где вести дело можно и без долгосрочных вложений и где легче уйти от налогов. По данным объединенного мониторинга, около 48% предпринимателей работают в области торговли, сфере обслуживания, 27 — в промышленности, строительстве, на транспорте, 13 — в сельском хозяйстве, 5% заняты в образовании, здравоохранении, в области культуры.

Среди тех, кто занят индивидуальной трудовой деятельностью, 50% работают по индивидуальным заказам в торговле и сфере обслуживания, 18 — в производственных отраслях, 11 — в сельском хозяйстве, а 13% заняты в образовании, здравоохранении, в области культуры. Социально-демографический состав самозанятых сдвинут в сторону большего представительства мужчин и лиц с более высоким образованием. Среди частных предпринимателей 71% составляют мужчины. А среди занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью (ИТД) — 65%. Половину тех, кто регулярно работает по контрактам, заказам, составляют мужчины.

Предпринимательский слой более образован по сравнению с теми, кто занимается ИТД; 33% предпринимателей имеют высшее образование, 26 — среднее специальное, в то время как среди тех, кто занимается индивидуальной трудовой деятельностью — 19% с высшем образованием, 32% членов этой группы имеют среднее специальное o6p¿3o-вание. Индивидуалами по месту основной работы являются 26% специалистов,. 7% служащих, ’26% квалифицированных и 8% неквалифицированных рабочих.

Для того чтобы оценить перспективы занятия предпринимательством, важно понять насколько успешным оно является с точки зрения получаемых доходов. Обра-

Таблица 1

Кем Вы являетесь по основному виду деятельности? (В % к числу работающих.)

Вид деятельности - 1994 г. 1995 г. 1996 г.

Январь Март Май Июль Ноябрь Январь Март Май Июль Сентябрь Ноябрь Январь Март Июнь

Занимаюсь частным предпринимательством 2 2 2 2 3 3 2 3 3 3 2 2 1 3

Занимаюсь ИТД 2 2 2 3 2 3 2 3 3 2 3 2 4 4

Таблица 2

К какому типу относится предприятие, организация, где Вы работаете по основному месту работы?

<в Я» к числу работающих.)

Типы предприятий 1994 г. 1995 г. 1996 г.

Январь Март Май Июль Ноябрь Январь Март Май Июль Сентябрь Ноябрь Январь Март Июнь

Частное 3 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.