УДК 069:001.12 ББК 79.1
прошлое усадьбы клычковых и настоящее музея сергея клычкова
Хлебянкина татьяна Александровна,
член Союза писателей России, член Союза журналистов России,
заведующая филиалом, Филиал Талдомского районного историко-литературного музея Дом-музей С. А. Клычкова. Музей журавля, д. Дубровки, д. 24а, Талдомский район, Московская область, Россия, 141900,
e-mail: khlebyankina@yandex.ru
Аннотация
История создания усадьбы семьи старообрядцев Клычковых. Жизнь поэта Сергея Клычкова в усадьбе. Дружба поэта с выдающимися литераторами и художниками начала ХХ в. Создание музея поэта на талдомской земле. Ключевые слова
История семьи Клычковых, воспоминания односельчан, творчество поэта Сергея Клыч-кова, судьба музея С. Клычкова.
В ряду наиболее известных музеефициро-ванных усадеб талдомского края: помещичьей усадьбы господ Салтыковых в селе Спас-Угол, купеческой усадьбы Д. И. Волкова в городе Талдоме — особое место занимает ремесленниче-ско — крестьянская усадьба конца XIX — начала XX вв. Клычковых — хутор Дубравна или Солдатская сеча. Усадьба Клычковых в деревне Дубровки — удивительное благодатное место, куда, раз побывав, хочется возвращаться снова и снова... Расположенная на самом севере Подмосковья, всего в ста с небольшим километрах от столицы, она прекрасна в любое время года, потому и воспета в стихах и прозе талантливым новокрестьянским поэтом Сергеем Антоновичем Клычковым (5 (17).07. 1889-08.10. 1937), родившимся на её земле и выпестованным её природой.
«На чужбине далёко от родины Вспоминаю я сад свой и дом, Там сейчас расцветает смородина И под окнами птичий содом. Там над садом луна величавая, Низко свесившись, смотрится в пруд,—
Где бубенчики жёлтые плавают И в осоке русалки живут.» 1 Отпущено было Сергею Клычкову всего 48 лет земного срока жизни. За это время вышли десять поэтических сборников, три романа из жизни российского крестьянства (из намеченного девятикнижия «Живот и смерть»), книги переводов: вогульского эпоса «Мадур Ваза — Победитель», часть киргизского эпоса «Манас» («Алмамбет и Алтынай»); сборник переводов с грузинского, марийского, башкирского «Сара-спан», публицистические статьи. Мечтал автор к четверть вековому творческому юбилею выпустить пятитомное собрание сочинений. В то время поэзия и проза Клычкова получила признание и отзывы у таких корифеев литературы и критики, как В. Львов-Рогачевский, А. Блок, Н. Гумилёв, В. Брюсов, В. Вересаев, С. Городецкий, М. Волошин, Г. Иванов, Л. Столица, И. Мандельштам, А. Ахматова, Вяч.По-лонский, А. Воронский, Н. Клюев, Н. Павлович, М. Горький, А. Луначарский, Д. Семёновский. Профессор Н. М. Солнцева в наши дни назовёт
1 Клычков С. А. Собр. соч. в 2-х т. М., 2000. Т. 1. С. 119.
47
Деревня Дубровки
С.А. Клычков с дочерью Женей. 1928 г.
48
его предтечей магического реализма, открытого Г. Маркесом. Переводы произведений Клычко-ва вышли в Польше, Чехии, Италии, Франции. По его творчеству защищено уже более двух десятков диссертаций не только в России, но и на Украине, в Италии (С. Пеллигрино), Франции (М. Никё), выпущена монография в США.
Отдавая дань С. Клычкову, в своё время в гостях у него побывали скульптор С. Конёнков, поэты и писатели С. Есенин, Г. Забежин-ский, П. Орешин, М. Герасимов, В. Казин, В. Кириллов, И. Соколов-Микитов, А. Новиков-Прибой, С. Бутурлин, П. Слётов и многие другие, жил в усадьбе Клычковых в октябре 1922-го г. М. Пришвин.
Не зная родины творца, невозможно постигнуть истоки его творчества...
Успел Сергей создать такие чудесные образы и сложить такие «хрустальные песни», что прославили на века его и родные Дубровки: «В багровом полыме осины Берёзы в золотом зною. Но стороны своей лосиной Я первый раз не узнаю.» 2 Недавно деревне Дубровки исполнилось 335 лет. Впервые она упоминается (вместе с Талдомом, Высочками и др.) в Кашинской переписной книге в 1677 г., как принадлежавшая архиепископу Симеону Тверскому и Кашинскому. По преданию, деревня основана выходцами из Сибири — старообрядцами австрийского толка
2 Там же. Т. 1. С. 138.
(белокриницкого согласия), о чём имеются документы и воспоминания. Их потомки живут в этих краях и поныне.
В Дубровках Сергей Клычков жил постоянно с рождения до 1900-го г., затем учёба в Москве, участие в Первой мировой войне, работа в московских издательствах и журналах. Тогда он бывал чаще наездами до начала 1930-х гг. В 1937 г. был репрессирован и расстрелян. Только в 2000 г. стало известно, что прах поэта упокоился на кладбище при Донском монастыре в Москве, в общей могиле № 1, где захоронены «невостребованные прахи» замученных и расстрелянных жертв политических репрессий.
Семья Клычковых была большой и дружной. Сергей, как старший сын, пестовал младших братьев Алексея и Анания и сестёр Веру и Прасковью. Сведения о жизни Клычкова в Дубровках можно почерпнуть из его переписки. Обычно в своих письмах Клычков указывал обратный адрес: Станция Талдом, Савёловской ж.д., дер. Дубровки, хутор Дубравна.
Об усадьбе своего земляка и её обитателях тепло вспоминают однодеревенцы, родственники писателя, старожилы.
Первым начал записывать свои воспоминания о жизни и быте семьи в начале 1970-х гг. средний брат поэта Алексей Антонович Се-чинский (урождённый Клычков) (1898-1983). «.В деревне Дубровки было 30 домов, с жителями в них около 130 человек. В 1915 г. в начале лета по просьбе отца дубровские крестья-
Дом-музей С.А. Клычкова
А.А. Сечинский (слева) у дома Клычко-вых. 1980 г.
не выделили нам из общественной земли 11 десятин земли возле нашего дома (наш дом был крайним в деревне) так называемое "болото", которое и в действительности отвечало своему названию: кочковатая, низменная, с мелким кустарником земля.
Выделенный нам болотистый низменный участок земли наш отец стал приводить в порядок: между неширокими полосками копал такие красивые канавы, как настоящий землекоп-ка-навщик, а не кустарь-башмачник.
Этими канавами он осушал почву. Всей семьёй с лопатами и плугом с лошадью подготовляли почву под картофель, рожь, пшеницу. Наш отец освобождал участок от кочек, которые складывал в штабеля, и, перегнив, эти кочки служили удобрением.
Наш отец на выделенном нам болотистом участке, для осушки его, накопал канав протяжённостью около двух километров, которые имели глубину более 70 сантиметров и шириной около метра. Выброшенная земля из канав им разравнивалась и получались полоски шириной около двух метров. Для овощей делал гряды пышные, высокие, с просторной межой.»
«Хорошо, когда у крова Сад цветёт в полдесятины. Хорошо иметь корову, Добрую жену и сына.» 3
3 Там же. Т. 1. С. 214.
«.При входе в наш кирпичный дом росли высоченные три тополя, которые, одевшись в зелёный наряд, делали наш небольшой сад ещё красивее. Кроме этих трёх могучих тополей, по краям сада росли берёзы, осины, клёны, рябина, липа, которые летом своей пышной зеленью дополняли наш небольшой сад. От дома вела дорожка в деревню, всегда посыпанная песком, а по бокам этой дорожки росла пышная, частая белая сирень, посаженная нашим отцом. Против входа в дом была деревянная шестигранная беседка, а над окнами были красиво выполненные из дерева наличники, напоминающие ручную вышивку на концах рушников (полотенец) или кружево. Окружала эту беседку дорожка, ведущая в угол сада, и там у нас была "травяная" беседка, состоящая из сросшихся вверху ветвей жёлтой акации. Эти сросшиеся верхние ветви были хорошей защитой от солнца, а в дождь зелёной природной крышей. От "травяной" беседки дорожка вела на дорожку "ёлочную". Эта дорожка была с обеих сторон обсажена небольшими ёлочками, выкопанными братом Сергеем в 1913 г. в лесу купца Землезы. Вдоль "ёлочной" дорожки был небольшой прудик, в котором мы водили не более 10-12 уток и штук 5 гусей. В яблонях стояли пчелиные ульи штук 12, за которыми смотрели летом отец или брат Сергей. В нашем небольшом саду в шестигранной и травяной беседках пили чай, обедали, ужинали, но чай был самым любимым застольем. Наш самовар в тёплые летние дни подогревался возле
49
50
дома сухими еловыми или сосновыми шишками. Дым от таких шишек был синевато-прозрачным, и вместе с дымом вылетали из самоварной трубы огненные языки. Это зрелище в вечернее время было особо красиво на фоне молочного тумана, который зарождался в нашем угрюмом, непривлекательном болоте и реке Куйменке.
Вверху в синевато-безоблачном небе, усеянном мерцающими звёздами, проносились бекасы с появлением то в вышине, то у самой земли, с криками, похожими на звуки пастушьей трещотки, а в кочковатом болоте, покрытом высокой осокой, то в одном, то в другом месте был слышен дергач (коростель) со своим скрипучим отрывистым кваканьем. В вечерний час после работы, в пасмурную погоду керосиновая лампа "Молния" и 25-линейная зажигались в беседке с кружевными наличниками над окнами. Эта деревянная беседка была с входной лестницей-площадкой, вышиной от земли метра два. Свет от "Молнии" проникал через окна, сквозь молочный туман в деревья сада и со стороны реки Куйменки наша беседка казалась каким-то сказочным теремком.
В тёплые летние вечера "Молния" укреплялась на толстом сучке дерева в "травяной" беседке и как бы ни был тих вечер, сук, на котором висела лампа, приходил в незаметное движение от частого перелёта летучей мыши между сучьями, которая гонялась за мошкарой, летевшей на свет лампы. В этой беседке заканчивался наш трудовой день за чайным столом, с прокручиванием граммофонных пластинок. В летнее время всем членам семьи от малого до большого приходилось много работать в поле, на огороде, в саду. За день устанешь, но бывало достаточно прослушать пластинку с хорошим голосом, вальс или владимирских рожечников, вся усталость спадала.
Кроме этого вся наша семья всегда с большим увлечением слушала брата Сергея, когда он читал купца Калашникова М. Лермонтова, "Сказку о царе Салтане" — А. Пушкина, "Нос", "Тарас Бульба" Гоголя и другие. Читал он артистически... Эта задушевная родственность относилась к годам с 1908 до 1916. И, будучи в армии (1914-1916), когда Сергей приезжал на 3-4 дня, вечерами было много задушевных разговоров и чтений.»
«.Стог, как дружка, на поляне,
И бока его в росе,
Звёзды клонятся в тумане, Скоро выйдут поселяне И согнутся в полосе! И, до вечера на жнитве Не сложа усталых рук, В громкой песне и молитве Будут славить дедов плуг!.. » 4 Сестра поэта Вера Антоновна Клычкова (Судник) (1903-1989) 5 в своих воспоминаниях отмечала: «.Мать хозяйка была, она вела всё дело. Родила 13 детей, да только пятерых вырастила, остальные умерли в детстве. Около нашего дома в Дубровках был участок 35 соток земли, 6 соток приходилось на фруктовый сад. Участок наш был окружён без просвета тёсом (типа горбыля). У нас было большое хозяйство — иначе не прокормишься. Держали овец — штук 80, баранов, поросят, 4 коровы, лошадей, кур. Сергей родился в деревянном доме, который потом сгорел. Там раньше мастерская была, башмаки шили, человек 30 работали. Шили в основном женские башмаки, три рубля пара. Дом наш в Дубровках был очень красивый. Я жила в нём и родилась в нём. У нас было 13 комнат. В самом доме на первом этаже находилась кухня, там стояла изразцовая печка, окна выходили в сад. Около моей комнаты — ход наверх, в мансарду, где Сергей писал. Там стояли стол, две этажерки, шкаф книжный, в котором много книг: Достоевский, Куприн (полное собрание сочинений), старое издание Щедрина, Пушкин и другие: Горький, Есенин, Клюев, Орешин, книги Варвары Арбачёвой. В комнате окошечки такие круглые, как в церкви, в стене была ниша. Одно время у Сергея жил Пришвин. Терраса была большая, с верхотуры — все Дубровки видать. На первом этаже дома — 6 комнат. На второй этаж вела деревянная лестница. Было две лестницы: парадная и с чёрного входа. На лестнице жёлтые барьеры, перила жёлтые. На втором этаже дома было семь комнат. В гостиной в буфете стояла посуда Кузнецова и статуэтки Л. Толстого, М. Горького. Стояли стулья тёмные дубовые, спинки глухие резные. Стены были крашены масляной клеевой краской в разный цвет внизу и наверху, у Сергея в комнате — голубоватые. Пол был дощатый, красили его в жёлтый
4 Там же. Т. 1. С. 96.
5 Воспоминания записаны автором данной статьи в середине 1980-х гг. и впервые опубликованы в газете «Клычковский вестник» (№ 1, февраль 1993) под названием «О нашем доме».
цвет. В гостиной (столовой) пол был под паркет: фигурные квадраты, ромбы, на полу в углах — сетки металлические, чтобы лучше проходил воздух. Потолок красили белой масляной краской — бейкой. В доме висели иконы: Николай Угодник в серебряном окладе — потом икону отдали в церковь, икона Вознесения и другие. На полу в доме лежали шкуры зверей: волчьи, лисьи, зайцев. Егерь делал чучела из зайцев, птиц — они стояли у нас на окнах. Сергей с егерем Иваном Васильевичем (Михайловичем?) и с собакой Альмой охотился, стрелял рябчиков, уток. Стену парадной комнаты украшали рога лося. На столах лежали суровые дорожки, шторы на окнах — из сурового полотна, кружево широкое понизу, висел ковёр плетёный из тряпок, дорожки домотканые на полу длиной около 10 метров.
Возле дома росла сирень, в клумбах гвоздика, розы, астры, георгины — всё время цвели цветы до поздней осени. В Дубровках престольные праздники были Михайлов день, Троицын день. И Сергей в праздники играл в хороводах, песенница Усачёва Паша зазывала его: "Эй, Сергей, давай к нам". Он был весёлым, любил шутить, но мог быть и серьёзным. Глаза у него, как васильки, голубые, волосы чёрные, походил на мать. Наша бабушка была песенницей. И Сергей был музыкален, хорошо играл на балалайке, фисгармонии, гармони, мандолине (у нас дома имелись эти инструменты), пел романсы на стихи Пушкина: "На лёгком самостреле." У нас дома стоял граммофон с зелёной трубой, и часто по вечерам мы слушали музыку Глинки, пение Шаляпина. У нас была площадка для крокета.
Многие знаменитости ходили к нам в Дубровки, бывали Кузнецов и поэт Василий Ка-зин. Приезжал в гости художник Николай Беляев — рисовал портрет нашей матери. И Коненков не один раз жил у нас. В гостях у Клыч-кова бывал и Н. Клюев.»
Особо ценными для процесса восстановления усадьбы Клычковых являются воспоминания как о её устройстве, так и описание местности от Дубровок до реки Дубны по лесным дорогам, план-схема прилегающей территории к Дому-музею С. А. Клычкова, описание забора усадьбы Клычковых, составленные старожилом деревни Дубровки К. А. Голубковым (30.10.1920-26.4.1998), потомком староверов,
строителем, участником двух войн (Финской и Великой Отечественной). «.При увеличении достатка и численности семьи А. Н. Клычков решил строить дом. кирпичный. Строительный материал — кирпич — решил заготавливать своими силами. Для этого нарядил бригаду и в лесу, около Маленького мха, отыскал месторождение глины, копал её, делал тесто, наполнял формы и обжигал в самодельных печах с обсушкой на солнце. Одновременно заготавливался лес: покупал его на корню у лесовладель-ца Землезы. Дом строился несколько лет. На 1-м этаже стояли буржуйки, на 2-м этаже печи обогревались плохо, поэтому зимой и в дождливую погоду было холодно и сыро.» Интересно описание и рабочего кабинета поэта: «Была задумана и осуществлена надстройка третьего этажа. Там были две комнаты, одна — рабочий кабинет, другая как гостиная. Из окон комнат надстройки (окна выходили на юг и запад) открывался чарующий вид недалёкого леса — в первую очередь "Чертухина", начинающегося прямо за речкой Куйменкой, которая протекала вблизи луга перед домом. Виделся кустарник, где обитала всякая дичь; "полдни", когда собиралось дубровское стадо коров для обеденной дойки; очаровательные ночные пастьбы лошадей. Всё это вдохновляло Сергея Антоновича. И недаром он до рассвета засиживался в своём кабинете. В двух окнах, выходящих на Дубровки, на север, светился огонёк.» Сам Клычков любовно называл свой рабочий кабинет «голубятней» и действительно, рядом на крыше жили голуби. Не отсюда ли родились поэтические строчки в праздник Вознесения, когда автор писал: «.Видел голубочка я // Али даже двух!..» 6
Интересна архитектура творческой светёлки поэта (полукруглая форма двух окон, полукруглые ниши в стене, как бы приспособленные под иконы) позволяет предположить, что, возможно, здесь первоначально могла размещаться старообрядческая молельня.
«Цветочных клумб как таковых не было, но сестра Сергея Антоновича Вера Антоновна всё 51 же старалась как-то вести цветочное хозяйство: у главного парадного входа в дом были две цветочные грядки, и высаживались на них в основном ромашки. Цветущие яблони, рябина, калина, ромашки и т.д. очень украшали весной
6 Клычков С. А. Собр. соч. в 2-х т. Т. 1. С. 259.
52
территорию вокруг дома, к ухоженной дорожке от ворот к главному входу дома» 7.
На территории усадьбы Клычковых располагался пруд и целый комплекс хозпостроек: конюшня, коровник, овчарня, хозяйственный или дровяной сарай, три колодца (одним местные жители пользуются и поныне), пожарный сарай с кузницей. По линии матери Фёклы Алексеевны были предки Кузнецовы, отец её был кузнецом, недаром поэт посвятил этой профессии своё стихотворение «Моя кузница»: «Вьётся искр калёный ворох, Чёрный, красный хоровод. Я кую в глубоких норах, Где земли сомкнулся свод. Я земные брони-горы Плавлю в огненной печи: Миру я кую запоры, Для себя кую ключи» 8. Кузница располагалась неподалёку от пруда, в центре которого красовался островок, где стояли лавочки. К югу до речки Куйменки находились сенокосные луга, к западу — посевное поле и рощица, на краю которой было небольшое кладбище. По воспоминаниям старожилов, здесь захоронены дети Клычковых, умершие во младенчестве, а всего родилось 13 детей.
Много интересных сведений по истории деревни Дубровки и семьи Клычковых сообщили два троюродных брата: Виталий Алексеевич Клычков (1910-1991) и Валентин Алексеевич Клычков (1914-1990) впервые записанные журналистом, краеведом В. П. Саватеевым (22.01.1939-01.02.1990). Валентин Клычков вместе с сыном Алексеем участвовали как архитекторы в восстановлении дома Клычковых, под их руководством был изготовлен проект его реконструкции, генплан благоустройства прилегающей территории. Кроме того, он подарил нашему музею картину «Токующий глухарь» (написанную им в 1927-м г. по заказу поэта) — образ птицы-песни, которую так же, как песню поэта, может внезапно прервать выстрел из дробовика.
Виталий Алексеевич Клычков сохранил для потомков многие материалы, связанные с историей деревни Дубровки и рода Клычковых, уни-
7 По воспоминаниям К. А. Голубкова, записи беседы с которым сделаны по просьбе сотрудников Дома-музея С. А. Клычкова в августе-сентябре 1992 г., зимой 19931994 гг. Хранятся в научном архиве Дома-музея С. А. Клычкова, публикуются впервые.
8 Клычков С. А. Собр. соч. в 2-х т. Т. 1. С. 227.
кальную фотографию семьи Клычковых с работниками башмачной мастерской начала ХХ в.
Из имеющихся документов 9 видно, что дом у Клычковых пытались несколько раз отобрать местные власти, его родителей лишить избирательных прав, семью раскулачить (несмотря на то, что, по воспоминаниям, у них была охранная грамота от самого М. И. Калинина и в их защиту выступали А. М. Горький и Л. Д. Троцкий).
По доверенности совладельцев дома, предположительно после 24 марта 1930 г., Сергей Клыч-ков написал заявление с просьбой разрешить продать дом, «скорее передать» совхозу «Пятилетка» «ввиду незначительной суммы, которую мы за него получаем». Свои страдания при расставании с родиной поэт выразил в цикле «Заклятие смерти», который открывается стихотворением: «Не спится мне перед отъездом, Не спит и тополь у окон: Давно он всё прочёл по звёздам, Чего не знает он?.. По саду бегает русалка, И листья падают с осин, И облака плывут вразвалку С поминок на помин. И свет висит на частоколе, Бери хоть в руки этот свет. И вот: судьбы моей и доли И не было и нет! Но не страшна мне злая участь И жалко не убогий кров: Мне жаль узорность снов, певучесть И лад привычный слов! Я жив не о едином хлебе И с лёгким сердцем бы прилёг Под куст, когда б пошёл мой жребий, Мой мирный жребий впрок! Но знаю я: с такой любовью Никто, к околице припав, Не соберёт к себе в кошёвье Следов русалки с трав!» 10 Клычковы вынуждены были покинуть дом и переехать в Москву. К сожалению, почти не сохранились иконы, бывшие в доме. Чудом уцелела только небольшая иконка Божьей Матери «Троеручица», воспетая поэтом в двух стихотворениях: «Образ Троеручицы» 11 и
9См.: Сергей Антонович Клычков. Исследования и материалы. 1889-1937. М., 2011.
10 Клычков С. А. Собр. соч. в 2-х т. Т. 1. С. 250.
11 Там же. Т. 1. С. 61.
«Вся в тумане, в дремоте околица, Только с краю светок от окон: То тайком моя матушка молится И кладёт за поклоном поклон. Смотрит в очи ей лик Троеручицы, А в углу предрассветная мгла — Полно плакать, родимая, мучиться, Ты бы лучше вздремнула, легла.» 12 Но настало время, и, вскоре после реабилитации С. А. Клычкова в 1956 г., трудами земляков поэта, родственников, неравнодушных литераторов, ближайшего окружения С. А. Клыч-кова, друзей музея и его сотрудников понемногу начало возвращаться творчество поэта в новых изданиях книг, затем стали создаваться выставки, собираться экспонаты, проходить вечера и праздники, Клычковские конференции.
Удалось провести ремонтно-реставраци-онные работы, составить паспорта и поставить под охрану усадьбу и дом Клычковых в ноябре 1992 г. Затем, вскоре после открытия Дома-музея С. А. Клычкова в июле 1992 г., получить для него статус памятника регионального значения. В заключениях специалистов подчёркивается уникальность усадьбы Клычковых как единственной сохранившейся в Подмосковье ремес-ленническо-крестьянской усадьбы и одной из немногих подобных в России. Сам Д. С. Лихачёв оставил автограф на одной из своих книг с пожеланием сохранять окружающий деревню Дубровки ландшафт.
В паспорте на дом Клычковых отмечено, что его построил при жизни поэта его отец в конце XIX в., а около 1910 г. к нему пристроили третий этаж и он принял окончательный вид. Характер кладки и декора имеет элементы эклектики и модерна русских городов. В строительстве принимали участие кашинские мастера. Зальные помещения 1-го этажа занимала башмачная мастерская, 2-й и 3-й этаж — жильё. Здание кирпичное. с каменным крыльцом. Декор фасадов: карнизы, пилястры, арочные перемычки окон, крыльцо декорировано в характере церковных построек. Вальмовая кровля, ограждённая коваными решётками. Интерьеры анфиладного характера имели лепнину на потолках, изразцовые печи (не сохранились).
В паспорте на усадьбу Клычковых отмечено, также что она занимала участок, близкий по форме к правильному прямоугольнику, была
12 Там же. Т. 1. С. 113.
Стена памяти в Доме-музее С.А. Клычкова
обнесена оградой. Северную половину владения занимал фруктовый сад, разделённый поперечной аллеей на две части. Посередине аллеи стояла двухъярусная остеклённая беседка. Пруд имел более правильную, чем сейчас, прямоугольную форму с островом в центре, соединённым с обоими берегами мостиками. На южном берегу пруда стояла беседка. Вдоль восточного берега пруда была аллея из ёлок, посаженных С. А. Клычковым. К югу от главного дома находился огород, а юго-восточную часть усадьбы занимали посадки смородины и крыжовника, а также хозяйственный двор. В юго-западном углу участка располагался скотный двор. Территорию усадьбы пересекали ирригационные канавки. Помимо главного входа с железными воротами, примерно соответствующего нынешнему, был хозяйственный выход с западной стороны. Территория угодий, располагавшихся к югу, востоку и западу от усадьбы, по границе была обнесена канавкой и обсажена тополями. К югу до реки Куйменки находились сенокосные луга, к западу — посевное поле и рощица, на краю которой было небольшое кладбище.
На основании постановления Правительства Московской области от 15.03.2002 г., № 84/12 дом Клычковых (здание музея) и усадьба Клычковых
53
являются памятниками истории и культуры регионального значения.
В 1992 г. было разработано положение о государственном природном заказнике «Дубрав-на». Впервые с августа 2007 г. в окрестностях усадьбы Клычковых начала действовать эколо-го-литературная тропа «В гостях у чертухинско-го балакиря», где:
«Грибы садятся у дороги, По пояс зарываясь в мох, Чтоб мог их и старик убогий Собрать в плетёный кузовок.» 13 Сергей Клычков был одним из первых, кто выступил в защиту родной природы в начале ХХ в., ему было свойственно пантеистическое восприятие мира. Недаром многие клычков-ские герои связаны с природой: леший Антю-тик рождается, когда в столетний пень ударяет молния; есть и лешиха; лесная и водяная царевна, «дочь зари — Дубравна»; Лада — богиня весны, покровительница брака и любви; её сестра Купава — богиня лета, трав; жар-птица — «золотые гнёзда вьёт»; сказочный Лель — бог Любви, который «цветами всё поле украсил»; водяниха и водяной, русалки, «болотные пугала», шишига (также — «лешенка»). Да и сам 13 Там же. Т. 1. С. 173.
Клычков называет себя «лесовик». Поэт мечтал о том, что «самым торжественным, самым прекрасным праздником при социализме будет праздник древонасаждения! Праздник Любви и Труда! Любовь к зверю, птице и. человеку! Если мы разучились, так природа сама научит нас и беречь её, и любить, ибо лгать в ней трудно, а разбойничать преступно, также, как и в искусстве!.. » 14
«О, если бы вы знали слово От вышины и глубины, Вы не коснулись бы покрова Лесной волшебницы — Дубны.» 15 В наши дни разработаны экскурсии по усадьбе Клычковых по временам года, ежегодно проходит литературный праздник «Сенокос в Дубровках».
Усадьба Клычковых включена в перечень перспективных территорий для образования мемориальных музеев-усадеб и музеев-заповедников в РФ и Московской области. К сожалению, Дом-музей С. А. Клычкова в настоящее время закрыт для посетителей в связи с ремонт-но-реставрационными работами и предаварий-ным состоянием.
14 Там же. Т. 2. С. 513.
15 Там же. Т. 1. С. 190.
54
Список литературы
1. Клычков С. А. Собр. соч. в 2-х тт. М., 2000.
2. Сергей Антонович Клычков. Исследования и материалы. 1889-1937. М., 2011.
PAST OF KLYCHKOV S HOMESTEAD AND PRESENT OF THE MUSEUM OF CERGEY KLYCHKOV
Khlebyakina Tatiana Alexandrovna,
Member of the Writers' Union of Russia, member of the Journalist's Union of Russia,
Head of the branch,
Branch of region's historic and literature museum in Taldom, Museum of S. A. Klychkov. Crane museum, Dybrowki, 24a, 141900 Taldom region, Moscow region, Russia,
e-mail: khlebyankina@yandex.ru
Abstract
Homestead's history of Old Believers Klychkow. Creation and development. Life of the poet Sergey Klychkov in his homestead. Friendship with outstanding writers and artists of the early twentieth century. Creation of the museum of the poet in Taldom land. Keywords
History of Klychkow, memories of villagers, the poet Klychkov, fate of the Klychkov's museum.