Научная статья на тему 'Прошлое, настоящее и будущее в педагогическом наследии академика Зинаиды Ивановны Васильевой'

Прошлое, настоящее и будущее в педагогическом наследии академика Зинаиды Ивановны Васильевой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
600
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СУБЪЕКТЫ / UPBRINGING / EDUCATION / MORAL EDUCATION / CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SUBJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седова Нелля Владимировна

В статье представлены результаты исследования по научно-педагогической школе доктора педагогических наук, профессора, академика З. И. Васильевой. Раскрываются истоки становления личности ученого, педагогические взгляды и научные позиции. Особое внимание уделяется идеям и опыту воспитания и обучения школьников, студентов, аспирантов, учителей в школе и вузе, получившим отражение в педагогическом наследии Зинаиды Ивановны и представляющим ценность в научном плане и в реальной педагогической действительности как в настоящее время, так и в будущем. Обозначены вопросы, над которыми необходимо думать в условиях серьезных и постоянных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PAST, THE PRESENT AND THE FUTURE IN THE PEDAGOGICAL HERITAGE OF ACADEMICIAN ZINAIDA I. VASILYEVA

The paper focuses on the activity of the pedagogical school founded by Professor Zinaida I. Vasilyeva, Doctor of Pedagogical Sciences, Member of the Russian Academy of Education. The authors describe the researcher’s career, her pedagogical views, scientific position, and pedagogical heritage. Special attention is devoted to Zinaida I. Vasilyeva’s ideas and experience in the education and training of schoolchildren, students, secondary schoolteachers and university teaching staff, which is valuable both in scientific terms and in terms of its practical application to the modern and future educational reality. The article outlines the issues to be considered in the face of serious and continuous change.

Текст научной работы на тему «Прошлое, настоящее и будущее в педагогическом наследии академика Зинаиды Ивановны Васильевой»

Н. В. Седова

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ АКАДЕМИКА ЗИНАИДЫ ИВАНОВНЫ ВАСИЛЬЕВОЙ

95-летию со дня рождения посвящается

В статье представлены результаты исследования по научно-педагогической школе доктора педагогических наук, профессора, академика З. И. Васильевой. Раскрываются истоки становления личности ученого, педагогические взгляды и научные позиции. Особое внимание уделяется идеям и опыту воспитания и обучения школьников, студентов, аспирантов, учителей в школе и вузе, получившим отражение в педагогическом наследии Зинаиды Ивановны и представляющим ценность в научном плане и в реальной педагогической действительности как в настоящее время, так и в будущем. Обозначены вопросы, над которыми необходимо думать в условиях серьезных и постоянных изменений.

Ключевые слова: воспитывающее обучение, нравственное воспитание, культурно-образовательная среда, субъекты.

N. Sedova

THE PAST, THE PRESENT AND THE FUTURE IN THE PEDAGOGICAL HERITAGE OF ACADEMICIAN ZINAIDA I. VASILYEVA

Dedicated to Zinaida Vasilyeva's 95th Birthday

The paper focuses on the activity of the pedagogical school founded by Professor Zinaida I. Va-silyeva, Doctor of Pedagogical Sciences, Member of the Russian Academy of Education. The authors describe the researcher's career, her pedagogical views, scientific position, and pedagogical heritage. Special attention is devoted to Zinaida I. Vasilyeva 's ideas and experience in the education and training of schoolchildren, students, secondary schoolteachers and university teaching staff, which is valuable both in scientific terms and in terms of its practical application to the modern and future educational reality. The article outlines the issues to be considered in the face of serious and continuous change.

Keywords: upbringing, education, moral education, cultural and educational environment, subjects.

Из прошлого

Зинаида Ивановна Васильева родилась недалеко от Тихвина, в деревне Лазаревичи, 2 июля 1924 года. Ее мама, Олимпиада Ивановна, была учительницей. В деревне ее все очень уважали за доброту, скромность, спокойный нрав, деликатность и выдержанность. Олимпиада Ивановна, истин-

но интеллигентный человек, относилась к лучшей когорте тихвинского учительства. Она много работала, в журнале «Семья и школа» публиковали ее статьи. Она была одной из первых, награжденных орденом Ленина. Несмотря на работу в школе, успевала делать всю работу по дому. Отец, Иван Михайлович, был бухгалтером, вел

большое домашнее хозяйство, увлекался музыкой. Родители воспитывали троих детей.

Чешский педагог Я. А. Коменский говорил, что в человеке прочно и надежно только то, что всосалось в природу его в первую пору жизни.

Старшей дочери Зине шел пятый год, каждое утро ни свет ни заря она отправлялась с мамой в школу. Олимпиада Ивановна, вняв слезам и просьбам, настойчивости и недетскому упорству дочери, взяла ее в школу и посадила за последнюю парту. Девочка была счастлива. Она не знала, в каком она классе, потому что вместе занимались дети четырех возрастных групп, но ее увлекало все, что происходило на уроках, все было интересно. Этот особый интерес к детям, к школе оказался ведущим по жизни.

Зинаида Ивановна всегда помнила своих учителей, считала их необыкновенными людьми, добрыми, талантливыми, рассказывала о них с любовью и благодарностью. А 21 июня 1941 года директор средней школы № 1 г. Тихвина вручила З. И. Коротковой как одной из лучших учениц диплом с золотой каймой.

Дальше была война, которая поломала судьбы, планы, жизни. Еще не вкусив взрослой жизни, мальчики ушли на фронт и погибли. Их выпуск никогда не встречался всем классом.

7 ноября 1941 года немцы вошли в город; жители укрылись в лесу, в землянках и попали в самое пекло. В течение месяца — налеты, бомбежки, взрывы, пожары день и ночь и никакой информации. Возвращение домой было тяжелым, на месте их дома остались одни развалины. Коротковых приютила школа, помогали всем миром, особенно соседи. Чтобы выжить семье, Олимпиада Ивановна отвела дочь в роно. Главная работа, которую она стала выполнять, — организация изб-читален для моральной поддержки людей. Зинаида Ивановна вспоминала, что, отмеряя десятки

километров, в любую погоду ходила по деревням, готовила выступления, информировала людей, проводила с ними беседы. За работу полагались чашка зеленого супа и кусочек хлеба. Суп она съедала, а хлеб берегла для домашних, которые ее ждали. Вспоминая об этом, она сама удивлялась, как удавалось обмануть вечно пустой желудок. На самом деле ей удавалось преодолеть голод только потому, что, как и ее мама, о других она думала больше, чем о себе. В семье она была старшей.

В 1943-1944 годах Зинаида Ивановна работала на эвакопункте, из блокадного Ленинграда принимала учителей, чтобы зарегистрировать их, развести по деревням, устроить на жительство. Многие умирали, а она страдала, потому что бессильна была помочь.

Потом пришло страшное известие — отец, тяжело раненный на Синявинских болотах, умер в госпитале в Ленинграде.

Все испытания военного времени выдержало поколение выпускников 1941 года. Может быть, поэтому Зинаида Ивановна с такой гордостью и болью рассказывала молодым о событиях и переживаниях тех лет. Она воспитывала понимание времени, чуткость к окружающим людям, веру в преодоление трудностей.

После снятия блокады — занятия на курсах советских работников, работа секретарем Гатчинского, затем Тихвинского райисполкома. Общение с людьми и мамин пример определили выбор профессии, она поступила в педагогический институт.

С 1 сентября 1946 года З. И. Васильева была неразрывно связана с Педагогическим институтом (университетом) им. А. И. Герцена вплоть до 10 октября 2013 года. Окончив в 1950 году исторический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена, она получила диплом о высшем образовании.

Хорошо разбираясь в исторических процессах, глубоко анализируя социально-политические, экономические и культурные

условия, она понимала, что, для того чтобы способствовать развитию педагогической науки и практики, нужно серьезно изучать прошлое, идеи великих исследователей. Поэтому, какое бы изыскание ни выполняла сама, а впоследствии и ее аспиранты, она стремилась найти отправную точку — педагогическую идею, ее реализацию в опыте, чтобы организовать собственное исследование. Именно эта установка в последние годы жизни побуждала Зинаиду Ивановну к объединению усилий коллег по созданию учебного пособия «История образования и педагогической мысли в России и за рубежом» и учебника «История педагогического образования» для студентов бакалавриата, выдержавшего 8 изданий.

Вернемся в прошлое, когда З. И. Васильева в 1953 году закончила аспирантуру по кафедре педагогики. Кандидатская диссертация на тему «Изучение учащимися связей между явлениями природы и общества (мировоззренческий аспект)» была успешно защищена, и Зинаида Ивановна приступила к работе на кафедре педагогики ЛГПИ (ассистентом, старшим преподавателем, доцентом). Уже сегодня, а в будущем особенно, предстоит решать вопросы взаимосвязей природы и общества для выживания последнего, как считают ученые.

Особое значение в научной биографии З. И. Васильевой, по ее мнению, имело создание в 1964 году творческой научно-исследовательской лаборатории под руководством Татьяны Ефимовны Конниковой, центральной проблемой которой стало формирование личности школьника, ее общественной направленности [1]. В научной работе кафедры педагогики в то время это было новое направление. Изучались ведущие мотивы деятельности и поведения учащихся. Начался совместный длительный поиск ученых и педагогов экспериментальных школ по разрешению одной

из сложнейших проблем педагогики — «проблемы формирования общественной направленности личности школьника, как интегрального показателя воспитанности...» [1, с. 33].

Велась работа по диагностике направленности личности. Идея организации учеными исследовательской деятельности в школах (№ 210, № 241, № 309 и школах-интернатах № 15 и № 42 Ленинграда) актуальна и сегодня. Она успешно реализована в ходе совместного исследования школ-лабораторий Санкт-Петербурга, кафедры теории и истории педагогики и научно -исследовательского института педагогических проблем образования (НИИ ППО) РГПУ им. А. И. Герцена по теме «Содействие самоопределению личности средствами школьного образования в быстро меняющемся мире» [6]. Полученные в ходе исследования результаты позволяют верить, что это идея будущего, когда школа станет испытывать большую потребность в изучении проблем обучения и воспитания, то есть потребность в педагогической науке.

А тогда разрабатывались новые подходы к нравственному воспитанию и ориентации на личность ребенка. Аксиологический подход и сегодня очень значим в жизни школы. Результаты работы отражались в сборниках научных трудов того времени, в практике школ — участниц эксперимента и докторской диссертации по теме «Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности», защищенной З. И. Васильевой в 1973 году.

Как доказано в исследовании, формирование общественной направленности в учебной деятельности — один из главных путей нравственного воспитания, которое осуществляется через следующие компоненты:

• нравственные знания и оценки, а на их основе создание целостного представления о нравственном облике личности;

• организация учебной деятельности, в рамках которой используются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы;

• создание гуманистических отношений между всеми участниками образовательного процесса.

Эти положения составили основу ориен-тационного подхода, который наравне с личностно-деятельностным стал широко использоваться в педагогических исследованиях.

В научно-педагогической школе З. И. Васильевой проблема нравственного воспитания становится одной из центральных [2]. Изучаются результаты исследований 60-70-х годов, в которых утверждалось, что в нравственном воспитании решающая роль отводится усвоению учащимися знаний, «независимо от того, рассматривались ли они как самостоятельная задача или как предпосылка практической деятельности, как основа формирующихся убеждений учащихся» [1, с. 11-12], делается вывод о переоценивании роли знаний в поведении.

Широко и доказательно раскрываются проблемы нравственно-воспитывающего обучения через личность учителя, содержание и организацию деятельности, методы обучения. Разработка воспитательных проблем осуществлялась в двух направлениях: в первом направлении стремились понять и раскрыть суть единства обучения и воспитания детей; во втором — решить вопросы нравственного воспитания школьников. Был определен ряд условий, способствующих эффективности принципа воспитывающего обучения, и не только внешних, но и внутренних — движущие силы учения, мотивы и стимулы учебной деятельности, отношение учащихся к овладению знаниями, к учителю и школе, сверстникам и взрослым [1].

Особое внимание уделялось воспитывающему характеру обучения, который обеспечивается содержанием преподаваемого

материала, его идейной направленностью, научной достоверностью и доступностью для учащихся, выражается в сознательном и активном усвоении знаний. Но успехи обучения зависят в значительной мере от воспитания личности в целом, от того, какие складываются отношения между учителем и учащимися, обучающимися в коллективе, как обучение связано с жизнью, участвуют ли школьники в поиске ответов на возникающие перед ними вопросы, самостоятельно ли решают учебно-познавательные и практические задачи, переживают ли эмоции сомнения, успеха в познании нового, радости преодоления трудностей и др. Речь шла о единстве и взаимосвязи двух сторон педагогического процесса: деятельность учителя и ученика — совместная деятельность [3].

Воспитывающее обучение, по мнению З. И. Васильевой, является ключевой идеей нравственного воспитания [2], так как обеспечивает учащихся не только нравственным знанием, но рождает нравственные отношения и поведение. Вспомним замечательное высказывание К. Д. Ушин-ского: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой» [7, с. 30]. Действительно, «величайшее умственное развитие не предполагает еще необходимо прочной общественной нравственности» [7, с. 30].

Между развитием умственным и развитием нравственным есть принципиальные различия, различны и механизмы развития. Даже в условиях целенаправленно организованного процесса обучения воспитание должно быть особым образом организова-

но, «влито» в познавательный процесс [1]. Поэтому вокруг проблемы единства воспитания и обучения, их слияния, соединения шли большие научные дебаты, предлагались основные условия, правила воспитывающего обучения (например, 17 правил воспитывающего обучения С. И. Аккерма-на). В практике работы школы воспитательные функции сводились к отбору «воспитывающего» содержания и поискам «воспитательных моментов» в школьных курсах, которые способствуют формированию нравственных качеств личности школьника. Предлагалось учитывать, что «единицей обучения является учебное действие, а единицей воспитания — поступок или акт поведения» [1, с. 27]. Поступок по своей структуре намного сложнее, он всегда имеет нравственный аспект, нравственный смысл. Детьми поступок осознается и переживается в разной мере. При совершении учебного действия ученик руководствуется определенными целями, имеет собственные мотивы учения, овладевает способами мыслительной деятельности и знаниями. При совершении поступков школьник овладевает способами поведения, у него формируются мотивы, определенные отношения с окружающими, стиль поведения.

Таким образом, при воспитывающем обучении достигается органическая связь между знаниями, умениями, навыками, приобретаемыми учащимися, и формированием у них ценностно-эмоционального отношения к миру, друг к другу, к себе, к учебному материалу, который усваивается.

Учитывая специфические особенности процессов обучения и воспитания, характер противоречий и движущих сил целостного развития личности, по мнению Зинаиды Ивановны, можно говорить о том, что «обучение является и своеобразным носителем воспитания, его средой и источником, и в то же время само претерпевает изменения под влиянием воспитания» [1, с. 32].

Опыт прошлого, собственный педагогический опыт, несомненно, побудили З. И. Васильеву заниматься изучением проблем учительства. Для решения сложнейших задач нравственного воспитания нужен особым образом подготовленный учитель. Еще в первое десятилетие XXI века под руководством Зинаиды Ивановны были выполнены три проекта РГНФ: «Научно-методическое обеспечение подготовки студентов высших педагогических учебных заведений к воспитанию и воспитательной деятельности в образовательных учреждениях» (2001-2003), «Ориентация студентов на решение воспитательных задач в условиях модернизации отечественного образования» (2004-2006), «Модульный подход к построению культурно-образовательной среды в образовательных учреждениях» (2008-2010). В новых условиях информационного общества решались задачи подготовки студентов и педагогов к профессиональной педагогической деятельности. Проводилась интенсивная разработка инновационных проектов, в которой участвовали образовательные учреждения, в их числе гимназия № 227 Санкт-Петербурга, директором которой является В. А. Седов, защитивший кандидатскую диссертацию под руководством З. И. Васильевой. Выявлялись изменения в теории и практике воспитания и воспитательной деятельности, изучалась подготовка студентов и педагогов к проектированию образовательной и культурно-воспитательной среды в школе и вузе [5]. Были обозначены перспективные пути решения задач подготовки к воспитательной работе в образовательных учреждениях, например, ориентация педагогов и студентов на творческую исследовательскую деятельность, разработка и участие в проектах, знакомство и изучение продуктивного образовательного опыта у нас в стране и за рубежом и др.

Работающие под руководством З. И. Васильевой аспиранты, студенты, учителя

школ исходили из утверждения о том, что для обретения внутренней мудрости человеку необходимо многое познать, понять, выбрать нужный способ действия [4]. Следуя этой мысли руководителя большой научной школы, участники стремились преобразовать школьную действительность путем введения ее в пространство культуры, побуждали учителей и учащихся старших классов к овладению педагогической культурой. Ведущими направлениями эксперимента стали овладение общей и педагогической культурой в сочетании с ориентацией на успех, профессиональные достижения педагога, образовательные достижения учащихся; организация и развитие опытно-экспериментальной работы и инновационной деятельности педагога и исследовательской деятельности обучающихся.

С тех пор как начались интенсивные исследования проблем воспитания, о которых мы говорили выше, прошло около полувека. Многие вопросы, особенно вопросы нравственного воспитания, существенно усложнились по понятным социально-экономическим и культурно-психологическим причинам, но и сегодня, и в будущем исследователи будут искать пути, механизмы нравственного развития личности как основного капитала общества.

Целесообразно обратить внимание на результаты, полученные в исследованиях З. И. Васильевой и ее учеников:

• в учебной деятельности формирование общественной направленности личности происходит в ходе приобщения учащихся к опыту поведения и деятельности людей в различных социальных ситуациях; необходимо создавать нравственно-ценный практический опыт отношений;

• основой направленности личности является усвоение ведущих нравственных идей и их влияние на формирование идеалов и нравственных образцов поведения людей;

• для формирования направленности необходимо актуализировать нравственные проявления личности, создавая условия для представления нравственно-ценного опыта поведения и деятельности, опираясь на актуальные знания, суждения, стремления и мотивы поведения;

• создание нового нравственного опыта возможно при высоком уровне учебной деятельности, взаимопонимании и гуманистических взаимоотношениях между учителем и учащимися, при активном участии всего педагогического коллектива в реализации воспитательных и образовательных задач.

В условиях современной школы формированию общественной направленности школьников, созданию их нравственного опыта содействуют социальные партнеры в лице родителей, представителей культурно-образовательных, военно-спортивных и других организаций.

Несомненную пользу для системы отечественного образования могут дать представленные в исследованиях З. И. Васильевой результаты опытно-экспериментальной работы. Это конструирование и преобразование реальной педагогической действительности, осуществляемые с опорой на личный нравственный опыт учащихся, на актуализацию нравственных идеалов добра и справедливости, на стремление к самосовершенствованию. Это использование различных форм организации общения и совместной деятельности педагогов и учащихся.

Таким образом, личностно-ориенти-рованный подход к формированию нравственной направленности личности школьника задал новое направление в исследовательской работе. Воспитание стало изучаться как сложный двусторонний процесс взаимодействия субъектов в условиях единства обучения, воспитания и развития личности. В процессе обучения рассматривался личностно-деятельностный подход к

нравственному воспитанию. С опорой на проведенные ранее исследования выстраивалась концепция целостного построения нравственно-воспитывающего обучения. Речь шла о воспитательных возможностях содержания обучения и каждого компонента деятельности (цели, содержание, мотивы, методы, формы организации, результаты). Предложенная З. И. Васильевой система методов воспитания отражала единство труда, общения и познания. Это позволило обосновать положение о том, что только методы (целеполагание, информационно-просветительский, оценочный, ориентационно-практический, коммуникативный), взятые в системе, могут обеспечить целостность и результативность воспитательной деятельности [8].

Обратимся еще к одному направлению исследований, выполненных под руководством З. И. Васильевой в области педагогического образования, — это ориентация студентов на профессиональные ценности в деятельности учителя. Изучалась ориентация учащихся педагогических классов общеобразовательных школ и студентов педагогического вуза на профессию учителя. В использовании ориентационного подхода к профессиональному педагогическому образованию состояла научная новизна исследования. Ориентация на профессию учителя представлялась как сложное личностное образование, в структуру которого входили мотивационный выбор профессии, осознание сущности требований к профессиональной деятельности педагога, причем они выступали во взаимосвязи и реализо-вывались в активной учебно-педагогической деятельности. На экспериментальном уровне было установлено, что именно педагогическая практика оказывает наибольшее влияние на эффективную мотивацию профессионального образования.

И несколько положений о феномене З. И. Васильевой как руководителя. З. И. Васильева считала, что руководить — значит

приводить сотрудников к успеху. Под ее руководством успешно защищены более 60 кандидатских и 10 докторских диссертаций. Бывшие ученики Зинаиды Ивановны отмечали заинтересованное включение руководителя в жизненную ситуацию своего подопечного — человека со своей судьбой и педагогической историей.

15 лет З. И. Васильева заведовала кафедрой педагогики. Главное в ее руководстве — забота о профессионально-личностном развитии педагогов; признание идеи развития педагогического процесса как процесса вхождения человека в культуру, в котором раскрывается его самоценность и духовное творчество; понимание сущности педагогики как теории и искусства создания условий для проявления уникальностей каждого человека, для осознания им смысла своей жизни.

З. И. Васильева была научным руководителем и консультантом тринадцати коллективов исследователей педагогических вузов России и трех НИИ педагогики, согласно решению координационного совета АПН Советского Союза. Кафедра педагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена стала головной организацией, что, по мнению А. П. Тря-пицыной (заведовала кафедрой педагогики после З. И. Васильевой), изменило статус кафедры педагогики в стране [8], а Г. А. Бор-довский отмечал, что Зинаида Ивановна, авторитет которой в педагогическом сообществе был исключительным, совершила настоящий прорыв в подготовке молодых ученых.

Что еще можно добавить? Теперь мы уже немолодые ученые, но продолжаем погружаться в исследования, проекты, в изучение опыта предшественников, который помогает осваивать новую педагогическую реальность. Когда-то Я. А. Коменский говорил: «Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными». Остается надеяться, что так будет и в будущем!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильева З. И. На пути к обновлению теории и методики нравственного воспитания учащихся (60-70-е годы XX века): педагогическое исследование. СПб.: Химиздат, 2002. 184 с.

2. Васильева З. И. Научные направления и школа научной педагогики (1960-1980 гг.) // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета. 2011. № 12 (98). С. 53-69.

3. Научно-педагогические школы России в контексте русского мира в образовании: коллективная монография / под ред. Е. П. Белозерцева. М.: АИРО-XXI, 2016. С. 211-225.

4. Научный руководитель как соавтор жизненной и образовательной траектории своих учеников: опыт групповой рефлексии (памяти академика РАО Зинаиды Ивановны Васильевой) // Непрерывное образование: XXI век. 2013. Вып. 4. DOI: 10.15393/j5.art.2013.2161

5. Подготовка студентов и педагогов к инновационному проектированию культурно-воспитательной среды в школе и вузе: педагогические исследования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 294 с.

6. Содействие самоопределению личности средствами школьного образования в быстро меняющемся мире. Коллективное исследование школ — педагогических лабораторий Герценовского университета: коллективная монография / Е. Н. Елизарова, А. Г. Козлова, И. Э. Кондракова и др.; под ред. С. А. Писаревой, А. П. Тряпицыной. СПб.: Астерион, 2019. 302 с.

7. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Педагогические сочинения: в 6 т. / сост. С. Ф. Егоров. Т. 2. М.: Педагогика, 1988. 496 с.

8. Ценности человека: материалы научно-практической конференции «Развитие идей научной школы академика Зинаиды Ивановны Васильевой», посвященной 85-летию со дня рождения действительного члена РАО З. И. Васильевой / сост. Н. В. Седова. СПб.: ЛЕМА, 2009. 190 с.

REFERENCES

1. Vasileva Z. I. Na puti k obnovleniyu teorii i metodiki nravstvennogo vospitaniya uchaschihsya (60-70-e godyi XX veka): pedagogicheskoe issledovanie. SPb.: Himizdat, 2002. 184 s.

2. Vasileva Z. I. Nauchnyie napravleniya i shkola nauchnoy pedagogiki (1960-1980 gg.) // UNIVERSUM: Vestnik Gertsenovskogo universiteta. 2011. № 12 (98). S. 53-69.

3. Nauchno-pedagogicheskie shkolyi Rossii v kontekste russkogo mira v obrazovanii: kollektivnaya mono-grafiya / pod red. E. P. Belozertseva. M.: AIRO-XXI, 2016. S. 211-225.

4. Nauchnyiy rukovoditel kak soavtor zhiznennoy i obrazovatelnoy traektorii svoih uchenikov: opyit gruppovoy refleksii (pamyati akademika RAO Zinaidyi Ivanovnyi Vasilevoy) // Nepreryivnoe obrazovanie: XXI vek. 2013. Vyip. 4. DOI: 10.15393/j5.art.2013.2161

5. Podgotovka studentov i pedagogov k innovatsionnomu proektirovaniyu kulturno-vospitatelnoy sredyi v shkole i vuze: pedagogicheskie issledovaniya. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2010. 294 s.

6. Sodeystvie samoopredeleniyu lichnosti sredstvami shkolnogo obrazovaniya v byistro menyayuschemsya mire. Kollektivnoe issledovanie shkol — pedagogicheskih laboratoriy Gertsenovskogo universiteta: kollektivnaya monografiya / E. N. Elizarova, A. G. Kozlova, I. E. Kondrakova i dr.; pod red. S. A. Pisarevoy, A. P. Trya-pitsyinoy. SPb.: Asterion, 2019. 302 s.

7. Ushinskiy K. D. O nravstvennom elemente v russkom vospitanii // Pedagogicheskie sochineniya: v 6 t. / sost. S. F. Egorov. T. 2. M.: Pedagogika, 1988. 496 s.

8. Tsennosti cheloveka: materialyi nauchno-prakticheskoy konferentsii «Razvitie idey nauchnoy shkolyi akademika Zinaidyi Ivanovnyi Vasilevoy», posvyaschennoy 85-letiyu so dnya rozhdeniya deystvitelnogo chlena RAO Z. I. Vasilevoy / sost. N. V. Sedova. SPb.: LEMA, 2009. 190 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.