Научная статья на тему 'Прошлое и настоящее карантинного обеззараживания'

Прошлое и настоящее карантинного обеззараживания Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
205
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прошлое и настоящее карантинного обеззараживания»

УДК 632.982.6

Прошлое и настоящее

карантинного

обеззараживания

Я.Б. МОРДКОВИЧ,

начальник отдела обеззараживания ФГУ «ВНИИКР»

Развитие карантинного обеззараживания в нашей стране начиналось с вакуумной фумигации. В 1930 г, в первых числах января, в Одесский порт прибыло 800 т семян хлопчатника тонковолокнистых сортов, закупленного в Египте по распоряжению правительства для развития хлопководства в среднеазиатских республиках. Ввоза такого количества семян из местности, зараженной страшным бичом хлопководства - розовым червем (хлопковая моль), не знала история мировых торговых отношений. В Египте семена подверглись только термической дезинсекции, оставляющей значительный процент живых личинок. Надежды на русские морозы также оказались тщетными. Поэтому для обеззараживания семян была выписана из США и уже 18 февраля прибыла в Одесский порт вакуумная камера. Из Германии был получен цианистый натрий, и в Ленинграде специалисты карантинного отдела Главхлопкома и Института защиты растений (А.К. Маркин, Г.А. Чигарев, Д.М. Пайкин) провели обеззараживание семян, после чего они были высеяны в карантинном питомнике в Туркмении, а через 3 года переданы в хозяйства.

Первая и единственная крупная вакуумная станция была пущена в эксплуатацию в 1960 г. в Термез-ском порту Узбекистана для фумигации бромистым метилом хлопко-волокна, сухофруктов и другой продукции, импортируемой из Афганистана.

В ее строительстве и разработке технологии принимали участие специалисты карантинной службы Узбекистана (С.Г. Кучерова), Азербайджана (А.Х. Такидзе) и Центральной карантинной лаборатории (В.Н. Тронов).

По современной терминологии фумигантом называется пестицид, который при требуемых температуре и давлении может сохраняться в газообразной фазе в концентрации, летальной для данного вредоносного организма. В те годы основным фумигантом для карантинного обеззараживания стал бромистый метил. Работы с ним были начаты в Узбекистане, и токсиколог узбекской карантинной лаборатории В.Э. Крейцберг составил первое руководство по карантинной безвакуумной фумигации.

В безвакуумных фумигационных камерах обеззараживание происходит в условиях атмосферного давления. Были разработаны и рекомендованы к внедрению в практику типовые конструкции мощных безвакуумных камер для заготовительных плодоовощных баз.

1960-1970-е годы знаменовались быстрым ростом объемов обеззараживания подкарантинной продукции, прежде всего посадочного материала. На Северном Кавказе, в Узбекистане, на Украине и в ряде других регионов строили безвакуумные камеры для обеззараживания саженцев, черенков, чубуков, цветочных луковиц. Однако с конца 1980-х годов камерная фумигация пришла в упадок. Сейчас в России практически не осталось ни одной безвакуумной камеры, годной к эксплуатации.

Одновременно с развитием морского транспорта началась борьба за сохранность грузов в процессе их перевозки морем. Основное внимание с тех давних времен и до наших дней направлено на борьбу с явными и видимыми врагами - насекомыми и грызунами. Для их уничтожения применялись физико-механические, химические, биологические и другие способы борьбы. Наиболее широкое применение получил химический метод. С 1960 г. на судах использовался бромистый метил, однако широкое внедрение этого препарата в практику фумигации не решило в полной мере проблему обеспечения фумигантами защитных мероприятий по борьбе с вредителями запасов. При бесспорных преимуществах перед другими фумигантами (почти нерастворим в воде, обладает высокими диффузионными свойствами, быстро проникает в продукцию и сравнительно быстро из нее дегазируется, в газообразном состоянии не корродирует металлы и т.д.) бромистый метил имеет существенные недостатки: дорогостоящ, остродефицитен, требует сравнительно больших норм расхода, снижает токсичность при минимальных положительных и особенно отрицательных температурах. При пассивном распространении бромистого метила создается неравномерная концентрация препарата в различных горизонтах, что снижает эффект обработки. Немаловажное значение имеет также большая опасность бромистого метила для человека.

К 1992 г. появились дополнительные сведения об отрицательном экологическом воздействии бром-метила. На международных конференциях в США и Канаде по вопросам применения фумигантов были приведены данные о воздействии бромметила на озоновый слой атмосферы. Модельные расчеты показали, что антропогенное воздействие бромметила, используемого

40

ВНИИКР: НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ, НОВОСТИ

для фумигации, приводит к потере 1/20 части озона от общих глобальных потерь, а если объемы его применения будут ежегодно возрастать прежними темпами, то разрушение озона по вине бромистого метила увеличится до 1/10. Это привело к запрету использования броммети-ла в ряде европейских стран.

Все эти вопросы, а также непроизводительные простои судов под фумигацией вызвали необходимость поисков способов и средств обеззараживания грузов в трюмах в рейсе с использованием в качестве фумиганта препаратов фос-фина.

В 1978 г был проведен первый советско-американский эксперимент по обеззараживанию кукурузы и пшеницы в танкере «Братислава» на переходе из портов США в Одессу препаратами фосфина. Дальнейшие совместные эксперименты закончились утверждением в 1985 г. первой межведомственной инструкции по обработке зерна и других хлебопродуктов препаратами фосфина в пути следования на судах балкерного типа.

Но и после этого две проблемы продолжали волновать специалистов: технология ввода фумиганта в виде таблеток или порошка в зерновую массу и безопасность экипажей судов.

Безопасность фумигации с учетом конструктивных особенностей балкеров и их реального технического состояния (отсутствие полной газонепроницаемости) стала возможна вследствие применения фосфина, который не удерживается на открытых пространствах (опасные концентрации создаются только в закрытых помещениях), а также вследствие применения препарата в микродозировках. Изменялась и технология ввода фумиганта - от первоначального заглубления вручную в массу зерна зондов и ввода через них таблеток фосфина до направленной подачи газовоздушной смеси из надзернового

пространства в нижние точки с помощью системы рециркуляции, устанавливаемой в каждом трюме на один рейс. Эти работы проводились специалистами ВНИИКР (Я.Б. Мор-дкович), Института зерна (ГА. Закладной), внешнеторгового объединения «Экспорт-хлеб» (Е.А. Банников) и др.

Необходимость обеззараживания зерна в вагонах-зерновозах возникла, в частности, в 1994 г. при отгрузке фуражного ячменя на экспорт. Вагоны-зерновозы при исправных загрузочных и разгрузочных люках достаточно герметичны. Их емкость - около 60 т. Время загрузки из силоса элеватора через два загрузочных люка (из четырех имеющихся) - 10-15 мин. С учетом этого, а также того, что токсическое начало препаратов фосфина - фосфористый водород, который начинает выделяться из таблеток примерно через 1,5-2 часа после вскрытия упаковки, стало возможным введение таблеток в массу зерна непосредственно в вагоне по мере его загрузки.

Сегодня обеззараживание зерна в вагонахузаконено «Государственным каталогом пестицидов и агро-химикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации».

Но распад СССР породил многие проблемы в работе карантинной службы России в целом и фумига-ционных отрядов в частности. Во-первых, появились новые границы, увеличился грузопоток растительной продукции, опасной в карантинном отношении, из стран Африки, Азии, Латинской Америки. Во-вторых, Россия осталась без отечественных фумигантов. Производство фосфина и вновь зарегистрированного бромметила не налажено ни у нас, ни в странах СНГ В-третьих, в связи со значительным увеличением грузопотока поставщиками нередко нарушались карантинные правила, касающиеся, к примеру, ограничения сроков

и пунктов завоза подкарантинной продукции.

При этом фумигация переориентировалась с импортных грузов на продукцию, экспортируемую из России, в первую очередь на зерно. Импортеры требуют обязательной фумигации грузов даже в профилактических целях. На судах типа «река-море» и на универсальных судах зерновая продукция фумиги-руется препаратами фосфина в пути следования. Эта технология, разработанная во ВНИИКР с учетом опыта обеззараживания импортировавшегося в Советский Союз зерна в 1970-1980 гг., требует особого внимания к безопасности экипажей судов. Традиционные экспортеры леса и лесоматериалов, такие как Китай или Иран, также требуют обязательной фумигации этой продукции.

Наконец, введенный в 2002 г. Международный стандарт по регулированию древесных упаковочных материалов в торговле (МСФМ № 15), требует фумигации или тепловой обработки всех древесных упаковочных материалов (ящики, крепежная древесина, поддоны, кабельные барабаны и т.д.), которые могут находиться практически с любыми импортируемыми грузами, включая те, которые не подвергаются фитосани-тарному досмотру.

Все эти новые реалии требуют и новых подходов к карантинной фумигации со стороны фумигацион-ных отрядов, а Россельхознадзор должен приложить максимальные усилия к тому, чтобы контроль за фумигационными работами не был ослаблен и можно было надеяться, что положительный опыт прежних лет в новых условиях позволит так же эффективно обеспечивать охрану страны от проникновения и распространения карантинных вредных организмов и выполнять требования импортеров нашей отечественной сельскохозяйственной и лесной продукции.

ВНИИКР: НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ, НОВОСТИ

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.