Научная статья на тему 'Прошлое и будущее высшей школы Германии'

Прошлое и будущее высшей школы Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуляева Валентина Семеновна, Швецова Марина Геннадьевна

Система высшего образования в Германии имеет богатые традиции. Статья знакомит с разнообразным вузовским ландшафтом Германии, который в последнее время становится все более привлекательным, в том числе для иностранцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прошлое и будущее высшей школы Германии»

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

В. С. Гуляева, М. Г. Швецова

ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ

Система высшего образования в Германии имеет богатые традиции. Статья знакомит с разнообразным вузовским ландшафтом Германии, который в последнее время становится все более привлекательным, в том числе для иностранцев.

Высшие учебные заведения Германии отличает сочетание современных исследований и преподавания, причем не только в традиционных и прославленных областях вроде естественных наук, математики и машиностроения, экономики и организации производства, но и в юриспруденции, в социальных и гуманитарных науках. «Глобализация» сегодня - это лозунг почти всех германских кафедр, и поэтому они тесно сотрудничают не только с германскими, но и международными учебными и научными институтами, ДААД. ДААД - четыре буквы, обозначающие уникальное в своем роде учреждение: вот уже 80 лет Германская служба академических обменов (DAAD) дает одаренным выпускницам и выпускникам стипендии для учебы в Германии и отправляет лучшие умы Германии на учебу в вузы всего мира.

ДААД уже поддержала более миллиона молодых ученых. Благодаря ДААД преподаватели кафедры немецкого языка факультета лингвистики ВятГТУ успешно прошли языковые курсы и стажировку в Йенском университете имени Фридриха Шиллера.

Университет Фридриха Шиллера, Йена

Гёте, Шиллер, Гегель и Фихте - эти мыслители формировали духовную жизнь в Йенском университете, основанном в 1558 г. После воссоединения Германии этот вуз в небольшом тюринг-ском университетском городке продолжил старую традицию и вновь стал научным центром международного масштаба: 24 000 человек учатся сегодня в городе со стотысячным населением.

ГУЛЯЕВА Валентина Семеновна - кандидат педагогических наук, доцент по кафедре немецкого языка и методики обучения немецкому языку ВятГГУ ШВЕЦОВА Марина Геннадьевна - кандидат филологических наук, доцент по кафедре немецкого языка и методики обучения немецкому языку ВятГГУ © Гуляева В. С., Швецова М. Г., 2006

Однако помимо традиционных наук о духе университет занимает во всех рейтингах лидирующее положение прежде всего в области медицины и фармацевтики. Предметы вроде оптической физики или клинически ориентированной ней-ронауки также относятся к сильным сторонам Йены. Йенский университет является одним из немногих немецких университетов, где зарубежная германистика/немецкий язык как иностранный (Auslandsgermanistik/Deutsch als Fremdsprache) предлагается для изучения немецким и иностранным студентам в качестве основной и дополнительной специальности (als Haupt-und Nebenfach). ФАКТЫ:

Учащиеся - 19702.

Иностранные учащиеся - 951.

Профессора - 334.

Интернет - www.uni-jena.de

Факультеты - 10.

Год основания - 1558.

Население - 102634.

Что касается учебы в Германии, то ни одна другая европейская страна не может похвастаться таким разнообразным вузовским ландшафтом: в Германии около 2 млн студентов учатся в 100 университетах, 52 высших школах искусства, 16 теологических, 6 педагогических и 29 административных вузах, 162 высших специальных школах.

Среди целого спектра высших учебных заведений Германии выделяются университеты.

Со времен реформатора высшей школы Вильгельма фон Гумбольдта (1767-1835) в немецких университетах действует принцип «единства исследовательской и учебной деятельности». Это значит, что университет - это не только образовательное учреждение, но и научный центр, где проводятся независимые фундаментальные и прикладные исследования. «Чистая наука» требует от студентов строго научных работ, поэтому продолжительность обучения оказывается больше, чем во многих других странах. Академические степени, присваиваемые университетами, - диплом (Diplom), магистр (Magister Artium) и учёная степень доктора (Doktor). Университеты имеют право присуждать звание доцента/профессора (Habilitationsrecht), а также там можно получить образование, дающее право преподавать в вузе. Благодаря новому рамочному Закону о высшей

школе (Hochschulrahmengesetz) появилась возможность получить международно признанные степени бакалавра и мастера (Bachelor/Master). Учебные программы, рассчитанные на эти степени, всё активнее вводятся университетами.

На различных факультетах представлены такие области знания, как медицина, естественные, технические и гуманитарные науки, правоведение, теология, экономика и социология, а также аграрные науки и лесоводство. Широкий выбор предметов в рамках одного факультета позволяет получить междисциплинарное образование и специализироваться на разных аспектах, вплоть до чисто теоретических, той или иной научной дисциплины. Многие университеты располагают внушительными библиотеками и архивами, которые являются хорошим подспорьем для общего образования и работы.

Учёба в университете подчиняется определённым правилам, но при изучении большинства дисциплин есть масса возможностей для самостоятельных исследований.

Технический университет/Высшая техническая школа

Первоначально в технических высших школах и университетах преподавались только технические предметы. Но со временем эти вузы стали предлагать более широкий набор предметов и дисциплин. Сегодня в некоторых технических университетах и высших школах обучают, наряду с прочими, и гуманитарным специальностям. Но основными, как и прежде, бесспорно, остаются учебные программы, связанные с техникой и естественными науками.

«Высшая специальная школа» (Fachhochschule, FH)

Всё больше и больше студентов выбирают учёбу в Fachhochschule. В первую очередь это происходит потому, что продолжительность обучения здесь меньше, а сама учёба больше ориентирована на практику.

Высшие музыкальная и художественная школы

Высшие музыкальные и/или художественные школы готовят свободных художников и музыкантов, а также специалистов, которые смогут преподавать художественные дисциплины. Обучение в высшей музыкальной и/или художественной школе сильно отличается от университетского.

Университеты - объединённые высшие школы (Universitäten-Gesamthochschulen) - создавались на базе объединения университета, высшей педагогической школы, Fachhochschule и отчасти высших музыкальной и художественной школ. Здесь у студентов есть возможность выбирать во время обучения между учебными программами по специальностям и соответствующими выпуск-

ными экзаменами (т. е. сдавать экзамены по курсу разных типов вузов). Но в основном подготовка преподавателей осуществляется всё-таки в рамках университетского образования. Отдельные дисциплины объединяются в рамках факультета или отделения, например «философский факультет» или «экономическое отделение» (Fakultät и Fachbereich). Факультеты и отделения имеют право регламентировать порядок обучения и проведения экзаменов (Studien- und Prüfungsordnung). Факультетом или отделением руководит выбранный декан. Для каждого учебного предмета существуют свои кафедра, институт или семинар (Institut и Seminar), и именно здесь формируется круг основных преподавателей и ближайших соучеников (Komillitonen), а также находится библиотека со специальной литературой.

После зачисления в университет студент становится членом студенческого сообщества. У студенческого сообщества есть свои выборные органы, которые обладают широкими правами в сфере высшей школы, полномочны решать социальные и культурные вопросы, но также проявлять инициативу и в других делах. Студенты отделения или факультета тоже выбирают органы самоуправления - «студенческий совет» (Fachschaft), который на своём уровне представляет интересы учащихся.

«Свобода учебной и исследовательской деятельности» гарантирует право вузов на самоуправление, даже если они финансируются государством. Они принимают собственные уставы в рамках соответствующего Закона о высшем образовании той или иной федеральной земли. Руководство находится в руках ректора или президента, а также нескольких проректоров или вице-президентов и канцлера. Академический сенат вуза отвечает за общие вопросы в области науки, преподавания и учёбы. Он состоит из выборных представителей всех сотрудников вуза. Кроме того, в его состав входят студенты и технический персонал.

Время обучения делится на семестры. Зимний семестр начинается в сентябре/октябре, летний семестр - в марте/апреле. Один семестр продолжается полгода, но занятия, как правило, проводятся в течение четырёх-пяти месяцев. Каникулы предназначены для закрепления пройденного материала, подготовки семестровых работ, прохождения практики, ну и, конечно, для отдыха.

Согласно рамочному Закону о высшей школе, «стандартный период обучения» (Regelstudienzeit), т. е. период, в течение которого, как правило, можно пройти полный учебный курс и сдать первый итоговый экзамен на присуждение профессиональной квалификации, рассчитан на четыре с половиной года. Только в особых случаях мо-

жет быть установлен другой норматив. Например, для получения академической степени бакалавра (Bachelor- oder Bakkalaureusgrad) «стандартный период обучения» составляет минимум три - максимум четыре года. Затем необходимо сдать второй итоговый экзамен на присуждение степени мастера или магистра (Master- oder Magistergrad). Для получения степени мастера «стандартный период обучения» рассчитан минимум на один год и максимум на четыре года. Чтобы подготовить и защитить диссертацию на степень доктора, вам понадобится дополнительно от двух до пяти лет. Следует, однако, учесть: из-за того, что учёба в германских университетах тесно связана с исследовательской деятельностью, многие студенты превышают сроки «стандартного периода обучения».

Учебная программа по той или иной специальности (Studiengang) делится на начальный и основной курсы обучения, причём начальный курс (Grundstudium) рассчитан, как правило, на четыре семестра, а основной (Hauptstudium) — на пять. Начальный курс завершается промежуточным или преддипломным экзаменом, основной - получением диплома (Diplom), академической степени магистра или бакалавра или сдачей государственного экзамена (Staatsprüfung).

Ни промежуточный, ни преддипломный экзамены не являются итоговыми экзаменами, профессиональная квалификация после их сдачи не присуждается.

Во время начального курса обучения даются фундаментальные знания по предмету, вырабатываются навыки научно-исследовательской работы и практического применения полученных знаний. В неделю должно быть занято не менее двадцати часов (Semesterwochenstunde); при этом план занятий в значительной степени определяется обязательными семинарами. «Государственный экзамен» сдаётся по тем специальностям, успешное изучение которых даёт право работать в ФРГ в качестве государственных служащих (учителя, судьи) или по профессиям, которые находятся под контролем государства (врачи, юристы, провизоры/фармацевты). Порядок проведения экзаменов устанавливается государством или соответствующей федеральной землёй в Положении об экзаменационных требованиях (Prüfungsordnung). В экзаменационную комиссию входят представители государственных экзаменационных органов и преподаватели вузов. Как правило, государственный экзамен состоит из двух частей: первый экзамен и второй, - причём оба они проводятся в разное время, а в период между сдачей первого и второго государственных экзаменов учащиеся проходят практическую подготовку. Иностранцы тоже имеют право сдавать государственный экзамен. Для иностранных

студентов, изучающих юриспруденцию, некоторые университеты предлагают учебные программы с присвоением степени магистра.

Академическую степень доктора (Doktor) можно получить по любой из специальностей, которые преподаются в немецких университетах, при условии что учёба закончена с хорошими отметками.

Формы проведения учебных занятий во время начального и основного курсов обучения во всех университетах одинаковы: лекции, практические занятия, семинары, (лабораторная) практика. Отделения определяют, сколько учебных занятий надо завершить со «справкой», подтверждающей посещение и сданные тесты (БсЬет).

Самая традиционная форма обучения - лекционное занятие. Преподаватель кратко излагает ту или иную тему, а студенты самостоятельно пополняют свои знания за счёт чтения дополнительной литературы. Ораторские способности лектора и важность темы - залог успеха лекции. Дискуссии со слушателями не приняты. На интересных и важных лекциях в университетах может присутствовать до 400 слушателей и более, поэтому настоятельно рекомендуется приходить на лекции вовремя, чтобы найти свободное место.

Практические занятия (Übungen) являются частью начального курса обучения. Очень часто они связаны с темами лекций. Для практических занятий и семинаров важно заинтересованное участие студентов. Семинары не связаны с лекциями, и темы обсуждаются другие.

Группы для таких учебных занятий должны состоять не более чем из 25-30 человек, но на «массовых специальностях», например «экономика предприятия», число участников занятий зачастую достигает 50 человек и даже больше. Поэтому заявки (Anmeldung) на участие в семинаре, в котором число возможных участников ограничено, принимаются перед началом семестра.

Помимо уже названных существуют и другие, менее формальные, учебные мероприятия, на которых студенты овладевают научными знаниями самостоятельно. Такие занятия дают возможность, в первую очередь иностранным студентам, проверить свои языковые навыки и профессиональные знания в более свободной обстановке небольшой учебной группы. «Тьюторами» (Tutor) для начинающих могут быть старшекурсники, которые предлагают своим соученикам проводить вместе дополнительные занятия по тому или иному семинару. Группы, занятия в которых служат для повторения определённого материала (Repetitorien), и занятия в рабочих/ учебных группах помогают студентам в подготовке к экзаменам. Tutorien и Repetitorien ука-

зываются в лекционном справочнике, а рабочие/ учебные группы создаются, как правило, самими студентами. Лучше всего узнать о наличии таких групп в студенческом совете (Fachschaff) заранее.

В рамках учебных программ по некоторым специальностям предлагаются учебные экскурсии продолжительностью от одного дня до нескольких недель. Они даже могут быть частью обязательной программы занятий.

Все больше факультетов реорганизуют свои программы в соответствии с международными требованиями программ бакалавра и магистра. До 2010 г. все германские вузы должны перейти на новую образовательную систему - так предписывает принятое 40 европейскими странами Болонское соглашение. Тем самым упростится не только студенческий обмен на континенте. Ведь Европа хочет стать более привлекательной для выпускников из-за рубежа. С середины 90-х гг. число учащихся-иностранцев в германских вузах бьет все рекорды. В Германии учатся более 250 000 иностранцев, примерно на 60% больше, чем в 1995 г. Сейчас каждый десятый студент -иностранец, большинство из Восточной Европы и Китая. А среди первокурсников почти каждый пятый не имеет германского паспорта. Германия - третья страна по привлекательности для студентов после США и Великобритании. Иностранные студенты появились в Германии очень давно. Еще в Гейдельбергском, Кёльнском и Грейфсвальдском университетах, основанных в средние века, зарубежные «Scholaren» играли важную роль. Позже, благодаря университетской реформе Вильгельма фон Гумбольдта (1767-1835), германские университеты стали образцом для учебных заведений всего мира. Гумбольдт понимал университет как место свободных исследований. Здесь наука и учеба должны были образовывать единство, то есть преподавать студентам могли лишь те профессора, которые проводили собственные исследования в рамках дисциплины. В то же время профессора и студенты были свободны от государственной цензуры и должны были посвящать себя только наукам. Долгое время гумбольдтовская идея конкурировала с французской моделью профессионально ориентированного высшего образования. Потом она победила и в других странах. Ученые со всего мира ехали в Берлин, Гейдельберг и Гёттин-ген. Кто хотел чего-то достичь в науке, должен был провести долгое время в германской лаборатории или аудитории. Немецкий язык во многих дисциплинах являлся lingua franca. В том, что сегодня США стали ведущей нацией в научном мире, немалая заслуга германских исследователей. Сотни ученых, спасаясь от гитлеровского режима, нашли пристанище в американских уни-

верситетах. После Второй мировой войны и особенно после воссоединения в 1990 г. вузовский и научный ландшафт Германии приобрел очень сложную структуру. Современным учащимся приходится выбирать из 365 вузов, раскинувшихся по всей территории Германии. Крупные города и зеленые провинции, старые и суперсовременные вузы, маленькие и большие - выбор вузов, которые есть почти в каждом более или менее крупном немецком городе, огромен. Большинство из них государственные, то есть помимо вступительного взноса учеба является бесплатной даже для иностранцев. Лишь в последние годы был основан ряд частных институтов, взимающих плату за обучение. Если классические германские университеты служат «чистой науке» и нередко предлагают полный спектр предметов - от антикове-дения до народного хозяйства, то технические университеты (TU) делают упор на инженерных и естественнонаучных учебных планах. Последние особенно популярны у зарубежных студентов, так как поддерживают славу германского инженерного искусства. В конце 60-х гг. получила развитие еще одна особенность германского высшего образования, нашедшая немало подражателей за рубежом, а именно: высшие специальные школы (FH). Более четверти всех студентов учится сегодня в FH или в так называемой профессиональной академии, тесно сотрудничающей с фирмами. Прежде всего студентов привлекает быстрое освоение профессии, ведь учеба там ориентирована на практику. Строго организованные учебные планы предполагают еще более короткий срок обучения по сравнению с обычной учебой в университете. Но это не означает отказа от научности — во всех 150 специальных высших школах проводятся исследования, но они имеют в большей степени прикладной характер. Многие высшие специальные школы также стремятся к интернационализации образования. Они предлагают учебные планы с интегрированной учебой за рубежом или возможность получения двойных дипломов. Если, скажем, кто-нибудь изучает в Высшем профессиональном училище в Гёр-лице культуру и менеджмент, то он должен изучать и один восточноевропейский язык, конечно, помимо английского. Минимум три из шести практик студенты должны провести за границей. Еще более интернациональны высшие музыкальные училища. Тысячи молодых музыкантов из России, Восточной Европы и с Дальнего Востока совершают паломничества в Германию. Причины популярности просты: Бах, Брамс и Бетховен.

Тот факт, что музыкальное образование «made in Germany» признано во всем мире, имеет и организационные причины: высшие музыкальные училища сами отбирают свою элиту. «Мы берем только лучших», - говорит Херманн Рауэ, президент

Высшей школы музыки и театра в Гамбурге. Во время последнего вступительного лишь четверо из 160 соискателей сдали «фортепиано». То, что давно принято в высших музыкальных училищах, должно стать обычным делом и в других германских вузах, а именно: до сих пор лишь часть вузов имела право отбирать себе студентов, а многие до сих пор даже не пользуются этим правом. Это ведет к тому, что связь между университетом и студентом до известной степени анонимна. Негативное последствие: каждый третий бросает предмет, каждый четвертый вообще бросает учебу. Кроме того, все больше вузов задаются вопросом: а тех ли студентов они приглашают из-за рубежа? Действительно ли в Германию едет будущая элита, или местные вузы подбирают тех, кого отвергли другие (как правило, США)? Оттого все больше вузов переходит к тому, чтобы лучше экзаменовать и отбирать соискателей.

Кто, например, желает учиться в Ульмском университете на «Master of Communication», должен, помимо свидетельств и рекомендаций, представить подробное обоснование своего выбора и пройти тест в Интернете. А в Рейтлингенском техникуме кандидатам на некоторые курсы нужно приезжать на собеседование. Такие отборочные процедуры - одно из многих нововведений последних лет. Измененные законы о вузовском образовании дают университетам больше пространства для маневра: молодые ученые должны быть более самостоятельными, а профессора получать больше в зависимости от эффективности их работы. Не проходит и недели без нового реформаторского предложения. Глобализация науки полностью захватила германские вузы и требует обновления, модель которого, как правило, заимствуется из США. Университеты типа Гарварда и Стэнфорда стали вдохновителями конкурса «Элита германских университетов». Хотя вызванный этим конфликт между правительством и федеральными землями до сих пор не разрешен (земли сами формулируют образовательные задачи в рамках «культурного суверенитета земель»), однако ясно одно: прошло то время, когда германская система высшего образования основывалась на эгалитарных принципах. Как раз именитые университеты вроде Гейдельберга и Тюбингена, Берлина или Мюнхена стремятся более четко определить свою индивидуальность и приглашают лучших профессоров и студентов.

А разного рода вузовские рейтинги только подливают масла в огонь. В конце января 2005 г. исчезло еще одно табу. Верховный германский суд, Федеральный конституционный суд в Карлсруэ, снял существовавший запрет на плату за

обучение. Если германские вузы хотят оставаться конкурентоспособными, то в будущем они должны привлекать к оплате учебы и самих студентов. Таковы требования профессоров и политиков (главным образом, из земель, руководимых CDU). В сфере высшего образования говорят не о введении платы (этот вопрос как будто уже решен), а о ее величине. В дополнение ко всему многие вузы с завистью глядят на Англию или США, где иностранные учащиеся приносят университетам немалый доход.

Сейчас имеется несколько моделей оплаты. Большинство ориентируется на австралийскую модель. Там выпускники должны платить за учебу после ее окончания, если это позволяет их зарплата. Какие «цены» установят государственные вузы в будущем - видимо, они будут отличаться в зависимости от предметов - вопрос открытый. Обсуждается и то, откуда брать стипендии для нуждающихся студентов. Но все сходятся в одном: никого - ни немцев, ни иностранцев - нельзя лишать шанса учиться в Германии, даже если у нее или у него недостаточно для этого средств.

Суперактуальное исследование University College London подтверждает: изучение иностранного языка повышает эффективность работы головного мозга. Для более чем 100 миллионов человек на планете немецкий язык - родной. А если вы, например, захотите выбрать немецкий язык как иностранный, то улучшатся ваши профессиональные шансы. Согласно исследованию Университета Бангор в Уэльсе, более 94% студентов, владеющих языком, находят после окончания учебы место работы, причем в самых разных сферах: менеджменте, банковском деле, науке, международных организациях, управлении, педагогике и многих других.

Не случайно многие выпускники кафедры немецкого языка факультета лингвистики ВятГГУ зарекомендовали себя отличными специалистами и в языке, и в других дисциплинах: заместитель департамента образования Кировской области А. Е. Измайлов, А. Иконников, молодой и популярный в Германии и Франции писатель, издавший за последнее время две книги на немецком и французском языках, стал знаменитым в неполные 30 лет, уже участвуя во всемирно известной книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне, наши ведущие журналисты областных газет О. Прохоренко (также стипендиат ДААД) и М. Суворов, директор международной фирмы «Вятка-Евро-Лес» К. Каргапольцев, журналист второго государственного немецкого телевизионного канала ZDF Ю. Рылов и многие другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.