го познания и общения / отв. ред. А.А. Бодалев. Краснодар, 1983. С. 146-156.
18. Некрасова О.А. Психолого-педагогические условия развития адаптивных отношений ма-
тери и подростка в семье после развода: дис канд. психол. наук. Тамбов, 2006.
Поступила в редакцию 11.09.2006 г.
ПРОЩЕНИЕ В СТРУКТУРЕ НРАВСТВЕННОЙ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ
А.А. Родионова
Rodionova A.A. Forgiveness in the structure of personality’s moral needs. The article reveals the connection between forgiveness and personality’s moral needs. The model of the process of being forgiven and methods of studying the problem of forgiving are considered. The author proposes specially designed program of the moral need development while mastering forgiving tactics in relations with close relatives on the example of young families.
На данном этапе развития общества проблемы нравственности и нравственного развития личности становятся все более актуальными. Проблема нравственности в целом и нравственной потребности в частности находит отражение в таком направлении современной психологической науки, как «нравственная психология», находящаяся на стыке психологии и этики.
Моральное развитие личности доходит до своего наиболее полного воплощения, когда следование этическим требованиям общества превращаются для человека во внутреннюю потребность.
В отечественной психологии потребность чаще всего определяется как нужда. Например, как «состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающих источником его активности». Близка к пониманию потребности как нужды точка зрения о потребности как «необходимости», например: «потребность -это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития» (А.В. Петровский). Но существуют и другие точки зрения. Например, потребность рассматривается как «благо» (В. С. Магун), как необходимость (Б.Ф. Ломов), как отношение (Д.А. Леонтьев), как состояние
(И.А. Джидарьян, В.Н. Мясищев и др.) и т. д.
С.Б. Каверин выделяет три необходимых признака потребности:
- потребность есть психологическое отношение личности;
- потребность есть противоречие;
- потребность есть движущая сила поведения.
Исходя из этих признаков, С.Б. Каверин выводит свое определение потребности: «потребностью называется отношение личности, переживаемое как противоречие и выступающее движущей силой поведения» [1].
По мнению болгарского ученого
В. Вичева, нравственная потребность - это внутренняя побудительная сила для подчинения воли индивида определенным нормам и ценностям. Это сложное интегральное образование, которое показывает, как личность оценивает себя как субъекта моральных отношений в свете своих собственных нравственных целей и перспектив. Она включает переживание неудовлетворенности достигнутым, стремление возвысить свой внутренний мир, свой моральный облик, черты характера до «лучшего «я»», указанного идеалом.
Исключительно важную роль, считает Вичев, играет отношение личности к своему собственному нравственному формированию. Необходимость в моральном самосовершенствовании осознается личностью как потребность и становится источником активности и нравственного развития. Ощущение собственного нравственного роста порождает чувство удовлетворения, радости и воодушевления. Более того, без переживания радости от нравственного поступка, без внутреннего удовлетворения, что поступил так, как следует, нельзя объяснить стремление к нравственному возвышению [2].
В развитии нравственной потребности большое значение имеет признание своей вины и просьба о прощении.
По мнению В. Даля, «прощение» берет истоки от слова «простой», означающего «порожний», «пустой». Само же слово «прощать» означает «делать простым от греха, вины, долга», «освобождать от обязательства, кары, миловать». Еще одним значением этого слова является «освобождать от мук, страданий, болезни», исцелять, успокаивать [3].
С точки зрения социальной психологии, прощение - это ощущение восстановления некогда утраченных взаимоотношений или доверия, которое, с одной стороны, определяется признанием ошибок и желанием исправить эти ошибки, и, с другой стороны, способностью понять, осознать и пожелать восстановить дружеские взаимоотношения. Проблема прощения в психологии является актуальной прежде всего потому, что прощение представляет собой пример нравственно -го поступка личности, следовательно, можно выявить существование связи между способностью к прощению и нравственным развитием личности. Исходя из этого, можно допустить возможность развития нравственной потребности личности путем развития способности личности к прощению.
Проблема прощения берет начало в теологии, продолжается в философии, литературе, но является мало исследованной проблемой в психологии.
Анализ литературы показал, что проблема прощения недостаточно изучена в психологии. Не выработано определение прощения, не существует общепринятой терминологии, не выработана общая модель процесса прощения. Между тем психологическая наука и практика, особенно в области семейного консультирования, теряют знания о том, как изучать этот личностно и социально значимый процесс, оптимизировать его и управлять им.
В современной отечественной психологии проблема прощения изучена крайне мало. Специально этой проблемой отечественные психологи не занимались. Однако выделяется точка зрения на прощение как на принятие другого [4].
В зарубежной традиции изучение прощения более развито и берет начало в работах К.Г. Юнга, В. Франкла, Э. Фромма, счи-
тавших, что в прощении человек может найти смысл жизни [5].
Наиболее серьезно проблемой прощения занимается Р. Энрайт. Он и его соавторы определили контекст, в котором прощение оказывается уместным, что проясняет вопрос о том, что считать прощением, а что нет. Кроме того, Энрайт и его коллеги разработали модель прощения, в которую входят стадии процесса прощения, стадии понимания прощения и стадии получения прощения [5].
Помимо этого, большая работа была проведена по исследованию результатов дарования и получения прощения:
М. Субковяк, С. Фридман и Р. Энрайт, С. Хуанг и другие подчеркивают позитивное влияние прощения, как на психическое, так и на физическое здоровье. Прохождение фаз прощения разработанных Энрайтом, важно для профилактики депрессии, тревожности, а также для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний [5].
Если говорить о модели получения прощения, то наиболее распространенной является схема, состоящая из трех элементов и берущая начало еще в теологии: оскорбление (обида) - долг, который возникает в результате обиды, - погашение долга. Эта модель представляется нам несколько упрощенной и ограниченной.
Наиболее известной из современных моделей является схема, разработанная Р. Энрайтом. Она включает в себя 21 этап и, наоборот, кажется излишне подробной и загроможденной деталями [5].
Как нам кажется, таких недостатков лишена разработанная нами модель процесса получения прощения. Она состоит из следующих этапов:
1. Проступок - это нанесение ущерба. вреда одним человеком (который с этого момента именуется обидчиком) другому (обиженному). Проступком может являться как какое-либо действие обидчика, так и его бездействие. Проступок «запускает» процесс прощения при наличии следующих условий: Человек, которому нанесен вред, должен испытать обиду. Если человек не считает, что его обидели, прощение не имеет смысла.
Человек, который обидел другого, должен это осознать. Если человек не осознает, что причинил боль другому человеку, прощение не имеет смысла. Если второе условие
(осознание обидчиком нанесенной им обиды) выполняется, то оно становится вторым этапом и называется понимание.
2. Понимание. На этом этапе обидчик осознает неправильность своих действий, ущерб, причиненный другому человеку, и то, что реакция пострадавшего является негативной.
3. Воздействие на обидчика ряда факторов. Именно этот этап определяет, придет ли человек к раскаянию или нет. Так как факторов, воздействующих на человека на этом этапе, в литературе упоминается великое множество, то именно их влиянию на человека в процессе получения прощения посвящена практическая часть нашего исследования. Если воздействие этих факторов достаточно сильное, наступает следующий этап.
4. Раскаяние. На этом этапе человек полностью осознает свою неправоту и необходимость просить обиженного им человека
о прощении.
5. Покаяние (или просьба о прощении) -пятый и последний этап. Это непосредственное или опосредованное техническими средствами общение обидчика с обиженным, в ходе этого общения обидчик извиняется за свой проступок и просит обиженного о прощении и примирении. Из этого этапа возможны три варианта выхода:
Непрощение. Обиженный отказывается простить обидчика.
Прощение без примирения. Обиженный прощает обидчика, но отказывается восстановить прерванные отношения вообще или на то время, пока обидчик не изменит своего поведения.
Примирение. Восстановление прерванных отношений между обидчиком и обиженным. Это оптимальное завершение процесса прощения.
Так как прощение, несомненно, является нравственным актом, является примером альтруистического поведения (Е.П. Ильин, С. Шварц), можно сделать предположение о влиянии прощения на развитие нравственной потребности личности. Однако ни в одном из литературных источников такой связи не прослеживается. Следовательно, необходимо выявить это влияние и факторы, способствующие ему. Это обстоятельство положено в основу гипотезы, которая заключается в предположении о том, что свой полный, за-
вершенный вид нравственная потребность приобретает только в случае овладения навыками и тактикой прощения в отношениях с близкими.
Наше исследование включало в себя изучение влияния прощения на развитие нравственной потребности, проводилось с помощью батареи тестов, состоящей из 11 методик, часть из которых направлена на исследование прощения, часть - на изучение нравственности. В том числе, анкета, специально разработанная методика ДИМП, методика «Завершение предложения», методика «Анализ жизненных ситуаций», некоторые шкалы опросников БР1 и Басса-Дарки, модифицированный Эгоцентрический Ассоциативный Тест (ЭАТ), тест Ассертивности, методика «Отношение к другому», Методика Многомерного Исследования нравственности, Тест потребностей С.Б. Каверина.
В результате факторного анализа были получены пять групп факторов, отражающих влияние прощения на развитие нравственной потребности личности: «нравственные качества личности», «ассертивность», собственно «прощение», «самостоятельность принятия
решения» и «чувство вины». Таким образом, результат исследования доказывает существование факторов, отражающих взаимосвязь прощения и нравственного развития личности.
Другими словами, в развитии нравственной потребности большое значение имеет признание своей вины и просьба о прощении. Развить эту способность, по нашему мнению, можно с помощью программы психологического сопровождения, направленной на понимание сущности процесса получения прощения, его влияния на личность и межличностные отношения и возможности оптимизации этого процесса. Наиболее важным является развитие способности к прощению в семье. Сегодня, как никогда, велик процент разводов, причем большая их часть приходится на молодые семьи, стаж совместной жизни которых не превышает двух лет. Следовательно, работа с такими семьями, развитие у молодых супругов навыков прощения, будет способствовать сохранению большего количества браков.
В исследовании принимали участие семьи, стаж семейной жизни которых от года до двух лет. Именно в этот период супружеской жизни многие пары переживают так
называемый «кризис одного года», и поэтому очень важно именно в этот период оказание психологической помощи, способствующее развитию навыков прощения, а через них и к развитию нравственной потребности. Участники программы близки по возрасту (средний возраст 24 года) и уровню образования.
Программа развития нравственной потребности включает теоретический материал о психологии прощения, процессе получения прощения и факторах, влияющих на этот процесс, а также о проблеме развития нравственной потребности и ее значимости для развития личности в целом; практические упражнения, направленные на воссоздание и дискуссионное рассмотрение конфликтных ситуаций, управление процессом выработки самостоятельных решений о прощении, тренинг необходимых качеств (эмпатии, рефлексии) и нивелирование негативных чувств и эмоций (чувства вины, стыда, гнева); практические рекомендации по развитию способности к прощению. Основной упор был сделан на дискуссионное общение.
Программа развития нравственной потребности личности включает три основные стадии.
I стадия - диагностическая. На этой стадии проводятся теоретическая подготовка, дискуссии, диагностируется отношение участников программы к прощению, наличие (отсутствие) у них качеств, способствующих (препятствующих) оптимальному прохождению процесса прощения, поведение в реальной ситуации семейного конфликта.
II стадия - развивающая - на этой стадии участникам даются тренинговые и игровые задания, продолжается дискуссия по проблеме прощения. В ходе дискуссии выявляются качества, необходимые для развития способности к прощению.
III стадия - констатирующая. Проводится диагностика участников по тем же методикам, что и на I стадии, обсуждение программы и ее результатов.
Программа развивающего обучения включает в себя десять двухчасовых занятий, в ходе которых участникам предлагается:
- теоретический материал по психологии прощения, об этапах процесса получения прощения и факторах, влияющих на этот процесс, а также о проблеме развития нрав-
ственной потребности и ее значимости для развития личности в целом;
- практические упражнения, направленные на воссоздание и дискуссионное рассмотрение конфликтных ситуаций, управление процессом выработки самостоятельных решений о прощении, тренинг необходимых качеств (эмпатии, рефлексии) и нивелирование негативных чувств и эмоций (чувства вины, стыда, гнева);
- практические рекомендации по развитию способности к прощению.
В конце каждого занятия участникам дается «домашнее задание» и каждое последующее занятие начинается с обсуждения результатов предыдущего.
Занятия оптимально проводить с небольшими Т-группами (7 ± 2 человека).
Для исследования развития способности к прощению были использованы методика ДИМП, некоторые шкалы методик Басса-Дарки и БР^ адаптированный ЭАТ, тест ас-сертивности, методика «Отношение к другому», ММИН, ТПК.
Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что у участников программы изменилось отношение к прощению. Первоначально у 75 % участников прощение ассоциировалось лишь с избавлением от отрицательных эмоций и чувств (эгоистическая позиция), для 12,5 % прощение ассоциировалось с пониманием, сочувствием (альтруистическая позиция), а некоторые участники, 12,5 %, полностью отрицали прощение. После проведения программы большая часть участников (62,5 %) прощение воспринимает как понимание, сочувствие, 25 % респондентов по-прежнему воспринимают прощение как избавление, а 12,5 % участников - как обретение или восстановление доверия и прерванных отношений (высший уровень развития прощения). Кроме того, у участников программы произошло повышение показателя мотивации к раскаянию. Повысились также показатели ассертивности, «отношение к прощению» показатель «благородство, отношение к женщине». Снизились показатели «раздражительность» и «реактивная агрессия».
Повышение потребности в раскаянии, положительного отношения к прощению, ас-сертивности и благородства, а также снижение реактивной агрессии и раздражительно-
сти у участников программы способствует оптимизации протекания процесса получения прощения, развитию способности к прощению, посредством чего происходит развитие нравственной потребности личности. Участники программы научились оптимально проходить процесс получения прощения, улучшили свои взаимоотношения в семье.
Программа, после внесения некоторых изменений, может быть использована в других сферах деятельности человека. Известный ученый В. Конвей считает, что прощение затрагивает даже такую сферу, как производственная деятельность [6].
Таким образом, результаты исследования доказывают целесообразность использования обучающей программы развития нравственной потребности личности путем овла-
дения тактикой прощения в практической работе психолога.
1. Каверин С.Б. Акмеологическая теория потребностей. Тамбов, 2004.
2. Вичев В. Мораль и социальная психика. М., 1978.
3. Толковый словарь живого великорусского языка / сост. В.Н. Даль: в 4 т. М., 1955. Т. 3.
4. ОрловЮ. // Семья и школа. 1994. № 7. С. 15-16.
5. Гассин Э.А. // Вопр. психологии. 1999. № 4.
С. 93-104.
6. Конвей В.Е. Секрет качества: как руководить предприятием. М., 2000.
Поступила в редакцию 9.01.2007 г.
ТВОРЧЕСТВО В СТРУКТУРЕ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
И.С. Говердовская, Н.А. Коваль
Goverdovskaya I.S., Koval N.A. Creativity in the structure of personality’s spirituality. The notion of creativity is available for all of us. But it is necessary to take into account the fact that creativity is closely connected with the concept of spirituality in the light of which the research of the processes happening inside an individual and aimed at perfection of human inner world and creative search of solution of “inner problems”.
Понятие творчества доступно каждому из нас. Но коль скоро все мы обладаем такими способностями в той или иной мере, следует учесть, что творчество неразрывно связано с понятием духовности, сквозь призму которой и происходит исследование процессов, происходящих внутри индивида и направленных на совершенствование внутреннего мира человека и творческий поиск при решении «внутренних» проблем.
Творческая активность представляет собой концепт психологии, который понятен многим, но определить однозначно который очень сложно. Это категория, которая непосредственно и опосредовано присутствует и в исследованиях психических процессов и состояний, и в исследованиях, посвященных изучению личности. И «творчество», и «активность» являются категориями, которые находятся на границе науки и метафизики,
теории и практики, категориями междисциплинарными, используемыми в философии, эстетике и других сферах «человековедения». Это широкое их использование приводит к большому разбросу понимания сущности творческой активности, что каждый раз требует обусловливания содержательной «системой координат».
Область проявления творческой активности обширна и сложна для исследования. Анализ теоретических и эмпирических исследований позволяет выделить четыре аспекта, в которых изучается проявление творческой активности: в познавательной творческой деятельности, в творческом продукте, в творческой направленности личности, в творческом процессе.
Природа, детерминация, условия проявления творческой активности в познании являлись и являются предметом научных дис-