Научная статья на тему 'ПРОРОЧЕСТВО МОНАХА АВЕЛЯ И КОНЦЕПТ «ЖИДОВСКОГО ИГА»'

ПРОРОЧЕСТВО МОНАХА АВЕЛЯ И КОНЦЕПТ «ЖИДОВСКОГО ИГА» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
7789
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОРОЧЕСТВО МОНАХА АВЕЛЯ И КОНЦЕПТ «ЖИДОВСКОГО ИГА»»

Мария Ахметова (Москва)

ПРОРОЧЕСТВО МОНАХА АВЕЛЯ И КОНЦЕПТ «ЖИДОВСКОГО ИГА»1

На рубеже XIX и ХХ вв. (а возможно, и несколько раньше) в литературном творчестве представителей ультраправых кругов распространяется клише жидовское (еврейское) иго, отсылающее к идее мирового еврейского заговора. Иго это часто сопоставляется с другими историческими и гипотетическими игами. Так, А.С. Шмаков, говоря о «монгольском иге евреев», подразумевает участие евреев в поборах татарских баскаков (Шмаков 1912: Вступление). Другие авторы описывают это иго как современную реалию. Например, архиепископ Никон (Рождественский) в 1912 г. сетует на то, что евреи якобы контролируют русскую прессу:

Когда сидишь еще дома - можно выписать кое-что из патриотической печати <...> но когда судьба заставит вас путешествовать, то вы уже обречены на плен иудейский, горший вавилонского. Ни на пароходе, ни на станциях жел. дорог, ни в вагонах - ни одной патриотической газеты. <...>

Иудеи, прикрываясь заманчивым для недалеких людей словом «свобода», захватили в свои цепкие руки печатное слово <...> .Это плен, худший плена японского, немецкого, какого угодно, это плен жидовский... 2 (Никон 1994: 232).

В.В. Розанов в 1913 г. пишет почти в схожих словах:

Иго еврейское горчайшее монгольского, не - «угрожающее», а -«наставшее теперешнее» (Розанов 2001: 198).

Вполне ожидаемо, что после революции 1917 г. с игом стала ассоциироваться власть большевиков. Эту идею находим в творчестве авторов-эмигрантов, например, у С. Булгакова:

Еврейство в самом своем низшем вырождении, хищничестве, властолюбии, самомнении и всяческом самоутверждении, через посредст-

во большевизма совершило если - в сравнении с татарским игом -и непродолжительное хронологически <...> то значительнейшее в своих последствиях насилие над Россией и особенно над св. Русью. (1941-1942) (Булгаков 1991: 137).

Именно в эмигрантской среде мотив «жидовского ига» оформляется сюжетно, включаясь в новый контекст, благодаря которому, вероятно, он доживает до сего дня и усваивается как литературной, так и устной традицией. Автором, который дает этой идее новую жизнь, является русский эмигрант П.Н. Шабельский-Борк (1896— 1952) - публицист, поэт и прозаик, публиковавшийся под собственной фамилией, а также под псевдонимами Старый Кирибей и Кири-беевич. (Известность, впрочем, ему принесла не литературная деятельность, а участие в 1922 г. в покушении на П.Н. Милюкова, закончившемся гибелью В.Д. Набокова, отца писателя.) Любимым персонажем Шабельского был Павел I, памятники эпохи которого он тщательно собирал. Эта коллекция не сохранилась: «все погибло при одном из американских налетов на Берлин» (Зверев 1955: 19-20).

В 1930 г. Шабельский опубликовал отдельной книгой «историческое сказание», озаглавленное «Вещий инок» (Шабельский 1930); позднее оно многократно переписывалось и переиздавалось под разными названиями; из прижизненных публикаций известны издания 1931 г. (Шабельский 1931)3 и 1938 г. (Шабельский 1938). В центре «сказания» - беседа Павла I с прозорливым монахом Авелем. Авель предрекает Павлу гибель от руки «неверных слуг», пожар Москвы; затем называет поочередно всех последующих царей и характеризует их правление (Александр Благословенный победит французов и покинет трон ради духовного подвига; при Николае I будет «вольтерьянский бунт», Александр Освободитель победит турок и освободит крестьян, Александр Миротворец «наведет мир и порядок»). Подробно остановлюсь на том, что касается рассматриваемой концепции:

- О судьбе же Державы Российской было в молитве откровение мне о трех лютых игах: татарском, польском и грядущем еще - жидовском.

- Что? святая Русь под игом жидовским? не бывать сему во веки, -гневно нахмурился Император Павел Петрович. - Пустое болтаешь, черноризец.

- А где татары, Ваше Императорское Величество? Где поляки? И с игом жидовским то же будет. О том не печалься, батюшка-Царь: хри-стоубийцы понесут свое.

И далее - о Николае II и том, что будет после его царствования:

- На венец терновый сменит Он корону царскую, предан будет народом Своим; как некогда Сын Божий. Война будет, великая война, мировая. По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонной друг друга истреблять начнут. Измена же будет расти и умножаться. Накануне победы рухнет Трон Царский. Кровь и слезы напоят сырую землю. Мужик с топором возьмет в безумии власть, и наступит воистину казнь египетская.

Горько зарыдал вещий Авель и сквозь слезы тихо продолжал: А потом будет жид скорпионом бичевать Землю Русскую, грабить святыни ее, закрывать Церкви Божии, казнить лучших людей русских. Сие есть попущение Божие. Гнев Господень за отречение России от Святого Царя (Шабельский 1991).

Далее Авель предрекает восстановление Святой Руси и даже воздвижение креста в Царьграде. Царь велит монаху записать сказанное, кладет бумагу в конверт, на котором пишет: «вскрыть Потомку Нашему в столетний день Моей кончины» и прячет конверт в ларец. «Сказание» заканчивается чтением предсказания Николаем II.

Следует обратить внимание на фоновое знание автора. Прежде всего, он опирался на черносотенный дискурс о еврейском заговоре (об антисемитских взглядах Шабельского см.: Зубарев 2007: 126-129).

Другой составляющей фонового знания Шабельского могла быть околофольклорная сфера слухов и толков, связанная с предсказаниями падения дома Романовых. Личность прозорливого Авеля (монаха Василия Васильева, 1757-1841) еще на рубеже XIX и ХХ вв. была вполне узнаваемой и, можно сказать, знаковой. Неоднократно публиковались сведения, что он предсказал смерть Екатерине II и Павлу I, нашествие французов и пожар Москвы; эта информация содержится даже в словаре Брокгауза и Ефрона (Брокгауз, Ефрон 1890). Кроме того, в начале ХХ в. ходили слухи о зловещем пророчестве в адрес Николая II. Например, С.А. Нилус в дневниковой записи за 1920-е гг. со ссылкой на обер-камерфрау императрицы Александры приводит рассказ о поездке в 1901 г. царственной четы в Гатчину для чтения предсказания, положенного в ларец вдовой Павла I; после этого Николай якобы стал говорить о 1918 годе как о роковом (Нилус 1992: 150-151). Подобные пророчества могли приписываться и Авелю (см. Хмелевский 1991; со ссылкой на 1905 г.).

Известны и другие предсказания, структурно похожие на предсказание Авеля в версии Шабельского. Нилус в дневнике за 1920-е гг. приводит рассказ иеромонаха Домна из Глинской пустыни о виде-

нии схиархимандрита Илиодора, умершего в 1879 г. Визионер зрит на небе звездные овалы, на которых написаны имена царей начиная с Александра I: овал с именем последнего движется тихо и величественно; имя Александра II написано кровавыми буквами на красном овале, что указывает на мученическую гибель царя; овал с именем Николая II проваливается в тучу, и наступает тьма (Нилус 1992: 139-141). Дореволюционная версия этого видения выглядит иначе: на небе являются не овалы с написанными на них именами царей, а звезды; о том, какому царю соответствует та или иная звезда, говорит некий голос; последняя атрибутированная звезда соответствует Александру III, а явившуюся вслед за ней звезду старец не комментирует, прерывая свою речь рыданиями (Нилус 1911: 36-37).

Н.А. Синдаловский приводит другой вариант пророчества Авеля, ссылаясь на «фольклор» (правда, каким источником он пользовался, неясно). Здесь Авель рассказывает о судьбах России не Павлу I, а Николаю I. «Жидовское иго» не упоминается, но примечателен общий мотив: после Николая II придет «мужик с топором» (Синда-ловский 2000: 235).

Не очевидно, что Шабельский придавал своему тексту статус достоверности4. Авторское определение жанра как «историческое сказание» позволяет предположить, что текст писался не как документальное свидетельство, а как своего рода историософская притча. Однако когда «сказание» становится известным в России, его статус меняется: оно превращается в реально изреченное пророчество, которому верят.

Происходит это так. «Вещий инок», вероятно, в харбинской версии (в публикации указан 1931 г.) републикуется в 1991 г. в монархистском листке «Земщина» в рубрике «Пророчества о будущем России» с указанием автора и приложением его краткой биографии из изданной в 1955 г. книги (Павловский гобелен 1955), которая, по словам публикаторов, «во множестве ксерокопий распространилась в России». Что касается собственно «Вещего инока», в редакцию «Земщины» он попал в виде ксерокопии от «православных читателей из далекой Австралии» (Шабельский 1991)5.

В 1992 г. в той же «Земщине» снова в рубрике «Пророчества о будущем России» публикуется текст «Русский тайновидец» без указания автора и источника (Русский тайновидец 1992). Текст представляет собой переработанный вариант «Вещего инока». Здесь беседа Авеля с Павлом происходит не в гатчинском дворце, а в Александ-ро-Невской лавре, в келье инока. Добавлен ряд фрагментов и в том числе положение, что Николай II искупил своей кровью русский на-

род, подобно Христу, и предсказание, что из дома Романовых «в изгнании» восстанет великий князь, который станет царем; его будут звать так же, как двух лиц, которые уже были на престоле, но не царском6. Диалог об иге жидовском, подобном татарскому и польскому, опущен, но само иго упоминается дважды - в контексте описания бедствий, а затем славного будущего России:

И паки: огнь, меч, нашествие иноплеменников и враг внутренний, власть жидовская. <...> Велика будет потом Россия, сбросив иго жидовское. (Русский тайновидец 1992).

Упоминание двух мировых войн, а также «нового Батыя на Западе» указывает на то, что текст был создан по крайней мере после начала Второй мировой войны. Хотя автор «Русского тайновидца» не указан, очевидно, что это очередная переработка Шабельским собственного текста. Так, предсказание об искупительной жертве Николая II появляется в издании 1938 г.7 Посмертная публикация 1973 г. (Шабельский 1973) содержит значительные текстовые совпадения с «Русским тайновидцем» (видение часовым архангела Михаила; описание бедствий; заточение Авеля в Петропавловской крепости). Показательно и практически дословное совпадение одного из стихотворений Шабельского с фрагментом из «Русского тайно-видца», где Авель говорит:

И возстанет в изгнании из Дома Твоего Князь Великий, стоящий за сынов народа Своего. Сей будет Избранник Божий, и на Главе Его благословение. Он будет един и всем понятен, его учует само сердце Русское. Облик Его будет Державен и Светел, и никто же речет: «Царь здесь или там», но: «Это Он» (Русский тайновидец 1992)8.

В стихотворном же тексте, повествующем о спасении царского семейства и его грядущем явлении народу, Шабельский пишет:

Блеснет Он молнией от края и до края,

Уже никто не скажет нам, - Он здесь иль там.

- Ведь, не узнать Царя не может Русь Святая,

И этот-то и страшно всем Его врагам (Шабельский 1927)9.

Стоит обратить внимание, что предсказание о «жидовском иге» в обоих текстах окружено аллюзиями, как на Апокалипсис, так и на народную эсхатологию: это технический прогресс (люди летают по воздуху, как птицы, и плавают под водой, как рыбы; ср. популярный, по крайней мере, с начала ХХ в. фольклорный мотив: перед

концом света по небу будут летать железные птицы), мученики убеляют свои одежды кровью Агнца (Откр. 7: 14), ангел изливает чаши бедствий (Откр. 15-16).

После публикации в «Земщине» начинается популяризация предсказания Авеля в массовой православной литературе - в эсхатологическом контексте. Сначала популяризуется вариант «Вещий инок», который попадает в поле зрения собирателя эсхатологических текстов Сергея Фомина. Он публикует его как настоящее пророчество сначала в альманахе «Литературная учеба» наряду с другими пророчествами дому Романовых (Пророчества 1993: 101-105), а затем в пользующемся необыкновенной популярностью у православных читателей и выдержавшем несколько переизданий сборнике «Россия перед вторым пришествием», где ссылается на харбинский текст 1931 г. и в сноске приводит ссылки на обе публикации в «Земщине» (Россия 1993: 119-123; Россия 1995: 133-139; Россия 1998. Т. 1: 308-310, 361).

В 1995 г. коломенский Ново-Голутвин монастырь издает «Житие преподобного Авеля прорицателя» (Житие 1995). В качестве источников указаны, среди прочего, некоторые дореволюционные публикации, «Россия перед вторым пришествием» и публикация в «Земщине» 1991 г. Но очевидно знакомство составителей с обеими публикациями в «Земщине», поскольку интересующий нас текст представляет собой их контаминацию (возможно, ссылка на «Русского тайновидца» не была включена по ошибке). К примеру, в «Житие» включено указание на три ига, отсутствующее в «Русском тайно-видце». В таблице приведены повествующие о Николае II и бедствиях после его свержения отрывки из публикаций в «Земщине» и «Жития» (фрагменты, имеющиеся лишь в одной из версий и включенные в «Житие», выделены полужирным шрифтом):

ВЕЩИЙ ИНОК (ЗЕМЩИНА 1991) РУССКИЙ ТАЙНОВИДЕЦ (ЗЕМЩИНА 1992) ЖИТИЕ АВЕЛЯ (1995)

[Александр III передаст престол] Николаю Второму - Святому Царю, Иову Многострадальному подобному. На вен ец терно- Николаю Второму - Святому Царю, подобному Иову Многострадальному. Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную. Искупи- Николаю Второму - Святому Царю, Иову Многострадальному подобному. Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную. О нем

ВЕЩИИ ИНОК (ЗЕМЩИНА 1991)

РУССКИИ ТАЙНОВИДЕЦ (ЗЕМЩИНА 1992)

ЖИТИЕ АВЕЛЯ (1995)

вый сменит Он корону царскую,

предан будет народом Своим; как некогда Сын Божий. Война будет, великая война, мировая... По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонной друг друга истреблять начнут. Измена же будет расти и умножаться. Накануне победы рухнет трон царский. Кровь и слезы напоят сырую землю. Мужик с топором возьмет в безумии власть, и наступит воистину казнь египетская... Горько зарыдал вещий Авель и сквозь слезы тихо продолжал: А потом будет жид скорпионом бичевать Землю Русскую, грабить святыни ее, закрывать Церкви Божии, казнить лучших

тель будет. Искупит Собой народ Свой - Бескровной Жертве подобно.

Первая война будет, великая мировая война. И предан будет праправнук Твой, как некогда Сын Божий на пропятие. Многие потомки рода Твоего убелят одежду кровию Агнца такожде. Мужик с топором возьмет в безумии власть, но и сам опосля восплачется. Наступит воистину Казнь Египетская.

Кровь и слезы напоят сырую землю. Кровавые реки потекут. Брат на брата восстанет. И паки: огнь, меч, нашествие иноплеменников и враг внутренний, власть жидовская. И там гибель, и тут, и бежать некуда. Дым пожаров и пепелища, все живое разседает-ся. Мертвые пустыни кругом. Ни единой души человеческой, ни твари животной. Ни дерева, ни трава не растут даже. Сие есть попущение Бо-жие, гнев Господень за отречение России от своего Богопомазанника. А то ли еще будет! Ангел Господень изливает новые чаши бедствий, чтобы русские люди в разум пришли. Еще две войны

свидетельствует Писание: Псалмы 90, 10 и 20 открыли мне всю судьбу его. На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом своим; как некогда Сын Божий. Искупитель будет, искупит собой народ свой - бескровной жертве подобно. Война будет, великая война, мировая. По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонною друг друга истреблять начнут. Накануне победы рухнет трон Царский. Измена же будет расти и умножаться. И предан будет правнук твой, многие потомки твои убелят одежду кровию Агнца такожде, мужик с топором возьмет в безумии власть, но и сам опосля восплачется. Наступит воистину казнь египетская.

Горько зарыдал вещий Авель и сквозь слезы продолжал:

- Кровь и слезы напоят сырую землю. Кровавые реки потекут. Брат на брата восстанет. И паки: огнь, меч, нашествие иноплеменников и враг внутренний власть безбожная, будет жид скорпионом бичевать Землю Русскую, грабить святыни ее, закры-

людей русских.

Сие есть попущение Божие. Гнев Господень за отречение России от Святого Царя. О Нем свидетельствует Писание, псалмы девятнадцатый, двадцатый и девяностый: открыли мне судьбу Его.

мировые одна горше другой будут. Новый Батый на Западе поднимет руку. Народ Твой промеж огня и пламени, но от лица земли не истребится, яко довлеет ему молитва умученного жидами Царя! О Нем же свидетельствует Писание: Псалмы 19, 20 и 90-й открыли мне всю судьбу Николая Второго.

вать Церкви Божии, казнить лучших людей русских. Сие есть попущение Божие, гнев Господень за отречение России от своего Богопомазанника. А то ли еще будет! Ангел Господень изливает новые чаши бедствий, чтобы люди в разум пришли. Две войны одна горше другой будут. Новый Батый на Западе поднимет руку. Народ промеж огня и пламени. Но от лица земли не истребиться, яко довлеет ему молитва умученного Царя.

Итак, пророчество Авеля об «иге жидовском» и ассоциация с этим игом власти большевиков (и пришедших им на смену демократов) входят в background православной прихрамовой среды и вообще националистически настроенной публики. На этом пророчестве отчасти базируется идеология некоторых православных групп.

Так, в 1996 г. в альманахе «Жизнь Вечная», издаваемом Православным Братством во имя Царя-Искупителя Николая II появляется новый контаминированный текст об Авеле (Преподобный 1996). В трактовке Братства пророчество представляет собой краеугольный камень для осмысления судеб России. По словам главного редактора «Жизни Вечной» В.П. Кузнецова, это иго, как и два предыдущих, а также правильное отношение к нему, важно для спасения русского народа:

.Господь нам через иго первое, монгольское, по ошибке называемое татарским, даровал на триста лет единство политическое. Единоначалие. Не хотели добровольно иметь своего православного князя - мо-но-маха, то есть единого властителя, ну что ж, получили монгольского моно-маха. <...> Татары, кстати, тоже были в подчинении. <...> Это уж потом, когда татары не только решили от монголов отложиться, создали свою орду, разделились монголы с татарами, решили вторую орду собрать, и решили, главное, что с русских дань собирать вместо монгол. И тогда преподобный Сергий благословил Дмитрия Донского что сделать? Подавить мятеж сепаратистов. <...> А почему русские князья захотели остаться под властью монголов? <...> Дело в том, что если

Господь тебя отдал во власть монголам, а татарин тебя хочет забрать в свою власть, ты обязан сопротивляться и говорить татарину: «Меня Господь отдал во власть монголам. И нет воли Божией, чтобы я либо сам переходил, под твою власть, либо ты меня брал из-под его власти». А щас как быть? Вот Господь нас отдал под иго жидовское, а Гитлер хотел нас забрать. Под свою власть. Вот, решили остаться под игом жидовским. Потому что мы под игом жидовским можем готовиться к покаянию. А под игом Гитлера мы не можем.

[И далее, опровергая необходимость отказа от документов, потому что с их помощью Антихрист получит информацию о людях и будет влиять на них:] Вся Россия в рабстве жидовском, а мы свободы хотим [с иронией]. Для души полезно уже после 22-го года, когда иго жидовское началось, нам исповедовать для спасения души, что вы наши рабовладельцы, жиды, а мы ваши рабы, Господь за наш грех, за измену Романовым <.> временно отдал на покаяние нас в качестве рабов вам, жидам <.> Это значит, человек принял иго жидовское как эпитимью. А если принял эпитимью, значит, готовится к участию в соборном покаянии (из устной лекции В.П. Кузнецова)10.

Впрочем, монархисты верят, что когда явится царь и русский народ покается, иго будет сброшено.

Возможно, вера в «жидовское иго» была не чужда и некоторым представителям высшей церковной иерархии. Например, председатель петербургской организации «Бодрствование» В.А. Михайлов в книге, составленной на основе бесед с митрополитом Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым), так передает его слова:

В «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостях» (№ 11) предсказание монаха Авеля несколько искажено - из-за боязни обвинения в антисемитизме из текста убрано «жидовство», т.е. иго христопродавцев, которых следует вполне конкретно называть «жидами», а не евреями, как иногда неправильно пишут. Нам надо различать и не бояться называть вещи своими именами, как это сделано в книге «Россия перед вторым пришествием» (Михайлов 2005: 93).

В трудах самого митрополита Иоанна упоминаний об иге обнаружить не удалось, хотя владыка и был известен националистическими, если не антисемитскими убеждениями. А епископ Анадырский и Чукотский Диомид еще до снятия с него сана заявлял напрямую:

Мы с вами знаем, что история знала монгольское иго, польско-литовское, да, и, как еще говорим, жидовское иго. Ну жидовское иго именно подразумевает то, что в России насаждались и иудейские обычаи, и вера православная когда осквернялась. И мы с вами знаем еще со

времен Иосифа Волоцкого, святителя Геннадия Новгородского, что боролись с этим явлением (очевидно, здесь имеется в виду «ересь жидов-ствующих». - М.А.), вот, и это явление периодически возникает у нас в Отечестве для того, чтобы подорвать веру изнутри. Часто, мы знаем, в то время были вроде как священники, а на самом деле они выполняли иудейские обряды. И так далее. Это, конечно, говорит о том, что это было воздействие и попытка разрушить Церковь. Вот, и, собственно, этот дух, он и сегодня, он никуда не делся, он постоянно противоборствует духу Христову в нашем Отечестве. (Царёва 2007: 93.15-94.17).

Как само собой разумеющееся упоминается иго на страницах радикальных православных изданий, таких как «Русь Православная», «Первый и Последний», «Сербский крест» и т.д. В Обращении участников международной научно-практической конференции «Историческое значение учения И.Л. Солоневича о народной монархии» к руководителям всех патриотических организаций и движений России, Украины и Беларуси содержится следующий пассаж:

К нашему счастью, все большее число православных людей приходит к осознанию того, что «иго жидовское» это попущение Божие, гнев Господень за вероотступничество, за клятвопреступление, за отречение России от Святого Царя, о чем говорил в своем предсказании еще монах Авель-прозорливец (Чин покаяния 2007).

Цитаты можно продолжать до бесконечности. В целом же представление об иге разделяют преимущественно национал-монархические группы, находящиеся в оппозиции власти - иногда не только светской, но и церковной.

Обычные верующие также могут рассуждать об иге, что вполне ожидаемо при восприятии предсказания Авеля как реального, а также при широчайшей его известности. По мнению одного моего информанта (муж., около 50 лет, из Сочи), «жидовское иго» было «еще во время царей» - в подтверждение чего он сослался на воспоминания Нилуса, считавшего, что масоны мешали ему делать карьеру. Другой информант говорит:

России надо три ига пережить. Сейчас мы третье переживаем. Было монгольское иго, татарское, потом польское. Польское тоже долго. Знаешь, читала? Времена Лжедмитрия, когда они жили, польско-литовское. Вот щас третье иго, жидовское. Ну, конечно, это от Бога, для вразумления (муж., 45 лет, из Владивостока).

Концепт порождает также определенные практики и ожидания. В 2003 г. в Дивеевском монастыре я видела двух женщин, собирав-

ших деньги с плакатом, на котором было написано «На дело Кузьмы Минина». За моим вопросом, что это значит, последовал диалог:

- Кузьма Минин - это был, в школе-то разве не проходили? Ну, оно было народное ополчение, собрали. Было ему видение, пришла Богородица, сказала: «Собирай народ». И он был мясником, Нижегородской области, и он собрал ополчение, вот так ходил по России: «Люди добрые!» Женщины серьги снимали, кольца снимали11. Собрали деньги, собрали ополчение, князь Пожарский, Дмитрий Пожарский, собрали дружину и прогнали поляков. Вот теперь опять мы хотим.

- А мы жидовское иго, надо сгонять жидов.

- А у нас щас жидовское иго.

- Нас ведь уже за горло взяли, знаете сами. В России живете. Так ведь? Или нет?

(Собиратель: А как вы их собираетесь изгонять?)

- А как он изгнал? Мы ж щас только объяснили. Ополчение собираться, всему народу собираться.

- Собрать дружину надо будет, и пойдем.

Ср. тот же мотив, не упоминающий, но подразумевающий иго:

В 1613 году патриарх Гермоген благословлял Минина и Пожарского, чтобы выгоняли поляков из Кремля. А сегодня благословлять будут евреев выгонять из Кремля (муж., около 45 лет).

Напоследок приведу отрывок из письма в газету «Православная Русь» от жителей станицы Кирпильской Краснодарского края (подписано: «грешный раб Божий Михаил и моя мама Нина»):

И вот первое искушение: ектения «о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея». Не пойму - чего желает наша Церковь нынешним властям? Не могу понять смысла формулировки. Неужели желают здравия и процветания жидам (ведь ныне Россия страждет под жидовским игом, и это ни для кого давно уже не секрет)? (Святая 2004).

«Жидовское иго» попадает и в гимнографию, в новонаписанные неканонические молитвы и акафисты, которые используются в богослужении (по крайней мере, в частном) представителями монархических сообществ. Например, на сайте «Москва - Третий Рим» (http://www.IC-XC-NIKA.ru) размещена «Утренняя молитва о живых», содержащая прошение: «мерзкое и богохульное жидовское иго испровержи», а также «Молитва Св. Благоверному Царю Иоанну Грозному», в которой царя просят:

.Возстани на помощь нам, призри на погибшую Русь и народ твой, услыши грешных рабов, молящихся тебе, и умоли Христа Бога и Пречистую Богородицу, явившую тебе Свой Святый образ, явити Царя Самодержавнаго, аки же ты был еси, Иоанне, Русь Святую из мертвых воскресити и воинство православное возсоздати; Церковь от ересей, расколов и фарисейства очистити; от ига жидовскаго, лютых безбожник, врагов видимых и невидимых избавити.

На сайте, принадлежащем кругу альманаха «Жизнь вечная» (www.monar.ru), размещены «Молитвы об избавлении от жидовского ига, составленные на основе молитв святого Благоверного Царя Иоанна Грозного» (например, из покаянной молитвы: «Попущением Твоим дал еси нам под иго жидовское подпасть... <...> помози нам, Боже <...> избавити Русь от ига жидовского.»). Из примечания составителя узнаем:

Сии молитвы изначально были составлены по вдохновению святым благоверным Царём Иоанном Грозным и направлены на избавление Святой Руси от татарского ига. Поскольку ныне, попущением Божиим, над нами тяготеет лютое иго жидовское, то и духовную силу молитв Грозного Царя необходимо направить на свержение того богоборческого ига. Посему слова: «агаряне», «басурмане», «сыроядцы» заменены в тексте на «жиды», «дети диавола», «сборище сатанинское», т.е. подлинные слова Христа, коими нарек их Господь. Слово «жид» в молитве - слово грозное, как сам Царь Иоанн Грозный! Для жидов оно губительно и смертоносно, ибо имеет силу родового проклятья для богоубийц...

Существует акафист Павлу I, где практически вся «сюжетная» составляющая базируется на творчестве Шабельского - использованы «Вещий инок», «Русский тайновидец» и биографический очерк «Павловский гобелен». Процитирую два отрывка, имеющие отношение к рассматриваемому концепту:

Видяще Господь чистоту помышлений сердца твоего, благоверный Царю, устами преподобнаго Авеля о трех игах: татарском, польском и безбожном (жидовском)12 тебе поведал еси. <.>

Разум небесный даровал еси тебе Господь, устами святаго Авеля о неизменности воли Божией пред царями и народами тихо открыл еси: где татары, где поляки, то и с игом жидовским будет. (Акафист 2005).

Концепт усваивается и широким национал-патриотическим дискурсом, не обязательно конфессиональным, см., например, письмо в газету «Дуэль»:

Методы борьбы с сионистским игом (православные старцы, предвидя этот период в истории России, называли его «жидовским игом»), против сионистской идеологии, за возрождение России должны быть не классовыми, а, в первую очередь, в духовной и нравственно-психологической сфере. (Дробинин 2000).

В 2002 г. бывший министр печати и информации Б.С. Миронов выпускает книгу «Иго иудейское», направленное против «оккупационной» «сионистской» власти в современной России (книга переиздавалась в 2005 г. и фигурировала в делах по 282-й статье; показательно, что в Интернете на некоторых ресурсах, откуда можно скачать книгу, она называется «Иго жидовское») (Миронов 2002; 2005). Мироновым же учрежден Фонд избавления России от «жидовского ига». «Долой жидовское иго!» превращается в политический лозунг Национал-державной партии России, которой руководит Б.С. Миронов; этот лозунг скандировали сторонники Национал-державного союза и Национального движения за царя и отечество во время шествия 9 мая 2006 г. (Зубченко, Магомедова 2006), Движения против нелегальной иммиграции и Конгресса русских общин на митинге в апреле 2007 г. (Наумов, Зубченко 2007), Движения против нелегальной иммиграции, Союза русского народа и Русского имперского ополчения на Русском марше против политических репрессий в январе 2007 г. в Петербурге (Горшкова 2007) и т.д. В электричках расклеивают листовки на мотив известного плаката «Родина-мать зовет!», где на свитке в руках Родины-матери написана не воинская присяга, а призыв «Сбрось иудино иго!» (Русский поход).

Свидетельства об употреблении соответствующего клише в советское время единичны. Например, 9 марта 1953 г. некто М.И. Ак-куратов из Добрянского р-на Молотовской обл. (1923 г.р., русский, образование 7 классов, бульдозерист, судим в 1942 г. по ст. 58, реабилитирован в 1956 г.) написал анонимное письмо Председателю Президиума Верховного Совета СССР, отмечая по поводу смерти Сталина: «...почти весь народ СССР с душевной радостью похоронили еврейского подданного, который целиком и полностью продался сам и продал русский народ под иго евреев. [И далее:] Вот ожидается новая война, которую готовят американцы. <...> Но американцы несут свободу русскому народу от еврейского ига. Ополчится народ и сделает свое дело, как сделал он в 1917 году» (Козлов, Мироненко 1999: 79-80). Разумеется, это высказывание могло продолжать дореволюционную и послереволюционную антисемитскую традицию, хотя в любом случае в раннесоветском узусе было более

распространено клише «жидовская (еврейская) власть» (см., например: Тепцов 1993).

Другое свидетельство связано с известной перепиской Н.Я. Эй-дельмана и В.П. Астафьева (1986 г.). Всего эта переписка, содержавшая упреки Астафьева в «расизме» и последующий обмен резкостями, состояла из трех писем. Переписка ходила по рукам, а потом была опубликована (Из переписки 1990). Согласно ряду воспоминаний, к ней прилагался еще один ответ Эйдельману, как бы от лица всех русских писателей-почвенников; ходили слухи, что автором ответа был В.А. Солоухин. Это письмо в газете «Завтра» опубликовал С.Ю. Куняев. Приведу цитату из письма:

И не случайно он [роман Белова] называется «Все впереди». А впереди предстоит очищение России от жидовского засилья. Татаро-монгольское иго длилось 300 лет на Руси. И казалось, что ему не будет конца. Придет конец и жидовскому игу в России. Вы, как и другие псы от литературы, это четко почувствовали в романе Василия Белова и страшно испугались. Уже написаны разносные рецензии на роман. Да только русский народ ваших рецензий не читает. Он читает Белова, Астафьева, Распутина, Абрамова и многих других истинно русских писателей, радеющих за Россию, а не за ваш преступный иудо-масонский космополитизм (Куняев 1999).

После публикации в «Завтра» автором письма Эйдельману объявил себя поэт В.В. Хатюшин. На своей странице в Интернете он вспоминает, что отправил письмо по почте, а копию подколол к переписке и передал в журнал «Литературное обозрение» «с просьбой никому не открывать авторства». Куняев опубликовал лишь треть письма, Хатюшин же публикует его в Интернете полностью (Хатюшин).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оставлю в стороне вопрос об авторстве письма. В данном случае важно, что в интеллектуальных кругах конца 1980-х гг. была известна идея «жидовского ига», сопоставимого с татаро-монгольским. Было ли это случайной метафорой или результатом знакомства создателя письма с творчеством Шабельского, распространявшемся в самиздате, выяснить пока не представляется возможным.

Пророчество об иге усваивается и светской, часто лишенной идеологической нагрузки литературой. Переложения текста Ша-бельского бытуют в контексте «тайн и загадок» русской истории, где Авель превращается в своего рода русского Нострадамуса. При этом вполне естественно, что антисемитская составляющая выхолащивается: жидовское иго меняется на безбожное, а ответственность за беды России перекладывается с евреев на потусторонние дьявольские силы.

В последней известной мне прижизненной публикации Шабель-ского (1938 г.) иго названо иудейским, однако это означает лишь смягчение тона, но не отказ от антисемитской направленности. Д.И. Зубарев пишет, что «через три года [после смерти Шабельско-го] друзья переиздали главный труд его жизни, тщательно очистив его от "неполиткорректных" выражений - слова "жиды" и "жидовский" (-ая, -ое, -ие), изобиловавшие в прижизненных текстах автора, в этом издании отсутствуют (так, "жидовское иго", напророченное России в конце XVIII века странником Авелем, превратилось в "безбожное")» (Зубарев 2007: 129). Это утверждение ошибочно. Изданный в 1955 г. «Павловский гобелен» посвящен исключительно биографии Павла I, и пророчества Авеля упоминаются там лишь в связи с Павлом: «Полностью сбылось предсказание прозорливого инока Александро-Невской Лавры Авеля - прозванного "Вещим", - сделанное им лично Императору Павлу Петровичу: "Коротко будет царстовование Твое, и вижу я, грешный, лютый конец Твой..."» -и далее про предсказанное Авелем посмертное почитание Павла I народом (Шабельский 1955: 78 и сл.). Ни про какое иго и ни про каких евреев речи не идет.

Впрочем, в посмертной зарубежной публикации Шабельского (1973 г.) в соответствующих местах жидовское действительно заменено на безбожное. Очерк «Предсказание о Державе Российской» представляет собой наиболее полный вариант текста об Авеле; он включает фрагменты, отсутствующие в других упомянутых публикациях Шабельского (история жизни Авеля; приезд Авеля к Павлу I; освобождение Авеля из каземата и возвращение в лавру). К сожалению, текст не датирован; публикаторы в примечании указывают: «Воспроизводим рукопись, обнаруженную в архиве редакции» (Ша-бельский 1973: 11), но кто совершил замену - автор или публикатор, неясно13.

Если говорить о российских публикациях, наиболее ранний обнаруженный мной текст, где происходит замена, - это коломенское «Житие». Но и там используются оба варианта: «было в молитве откровение мне о трех лютых игах: татарском, польском и грядущем еще - безбожном (жидовском)», «Что? Святая Русь над (sic) игом безбожным?», «и с игом жидовским то же будет», «реченное иго безбожное», «враг внутренний власть безбожная, будет жид скорпионом бичевать землю русскую», «велика будет потом Россия, сбросив иго безбожное» (Житие 1995: 39-41, 43, 45). Такой же «двойной политикой» отмечено вполне конфессиональное издание (Гарусова, Шахмагонов 2000)14, где иго представлено как безбожное, жидовское и сатанинское (жидовское).

В светских же изданиях нет ни намека на евреев. В историко-публицистическом очерке Р. Белоусова «Вещий Авель», довольно близко к тексту передающем контаминированную версию из «Жития Авеля», жидовское везде заменено на безбожное (Белоусов 1998: 67, 69. 70). В романе М. Жаркова «Тайна черноризца», где использованы как дореволюционные издания об Авеле, так и произведения Шабельского, предсказание звучит так:

В правление твоего правнука все силы тьмы и зла поднимутся против России. Будет большая, мировая война, а за ней - другая, братоубийственная. Ею воспользуются тайные слуги лукавого, потомки князя Тьмы, проклятого Господом нашим. <.> К власти придут слуги антихристовы, которые само злодейское убийство помазанника Божия назовут благим делом. Застонет от горя и крови земля русская. Зашатается так, как и при татарах не шаталась (Жарков 1997: 355-356).

В мистическом детективе-боевике А. Колышевского «Секта» все действие разворачивается вокруг записей Авеля. Их хотят заполучить сотрудники ЦРУ и ФСБ, продажные русские чиновники и властолюбивые генералы. Содержание записей оказывается очередной вариацией текста Шабельского, известной по «Житию Авеля». Пророчество об иге звучит там таким образом:

О судьбе же державы Российской было в молитве откровение мне о трех лютых игах: татарском, польском и грядущем еще - дьявольском. Будет сатана скорпионом бичевать землю Русскую, грабить святыни ее, закрывать церкви Божии, казнить лучших людей русских. Сие есть попущение Божие, гнев Господень за отречение России от святого царя. Велика будет потом Россия, сбросив иго сатанинское (Колышев-ский 2008).

«Дьявол» же, по Колышевскому, это масоны-сатанисты и «хри-стопродавцы-баблодержатели», при этом автор всячески подчеркивает свое отвращение к антисемитизму, сравнивая его с опухолью мозга, «которая превращает человека в овощ»; один из его персонажей употребляет в речи «отвратительную антисемитскую дефиницию» (надо полагать, имеется в виду слово жид).

Наконец, предсказание в варианте Шабельского на правах фольклорного предания включает в свои последние издания о мифологии Петербурга Н.А. Синдаловский. Ссылки отсутствуют, но для тех, кто знаком с источником, угадать его не составляет труда. Иго здесь не упоминается - не только жидовское, но и безбожное:

О последнем русском императоре Авель говорил ярко и образно, словно Иоанн Богослов о конце мира: «На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом своим, как некогда сын Божий. Война будет, великая война, мировая. Накануне победы рухнет трон царский. Кровь и слезы напоят сырую землю. Мужик с топором возьмет в руки власть и наступит воистину казнь египетская» (Синдалов-ский 2008: 5).

Круг замыкается. Из беллетристики предсказание Авеля возвращается в беллетристику же, по пути несколько раз меняя свой статус, степень достоверности, сферу бытования и даже идеологическую направленность.

Примечания

1 Благодарю К.В. Анисимовича, А.С. Архипову, В.А. Дымшица и Л.Ф. Кациса за ценные дополнения и замечания, высказанные при обсуждении статьи, а также А.А. Сенькину за помощь в доступе к одному из источников.

2 Здесь и далее в цитатах выделение полужирным шрифтом мое, курсив - авторов или публикаторов; орфография и пунктуация источников сохраняется.

3 К сожалению, это издание, как и издание 1930 г., не было мне доступно, поэтому я цитирую издание 1931 г. по републикации (Шабельский 1991). Впрочем, в републикациях не обошлось без путаницы. В републикации 1991 г. в качестве псевдонима указан Старый Кирибей; другой републикатор, ссылаясь на харбинский текст, приводит псевдоним Кирибеевич (Россия 1993: 119-123).

4 В позднейшей публикации, правда, автор утверждает: «А что в "Предсказании о Державе Российской" написано, не из головы-то придумано. Ничего-то в нем ни добавлено, ни убавлено, и все до точности сверено, о чем от добрых людей извес-тился...» (Шабельский 1973: 16). Впрочем, это может быть не более чем фигура речи, особенно учитывая, что некоторые детали из более ранних версий все-таки «убавлены» (например, предсказание о воздвижении креста в Царьграде).

5 Возможно, вариант был опубликован в недоступном нам журнале «Церковное слово» (Австралия), 1991, апрель, с. 10-11 (указано в списке источников к: Преподобный 1996).

6 На основании этого предсказания современные толкователи могут называть имена Владимир, Михаил и Дмитрий (впрочем, это тема отдельного исследования).

7 «Как Христос поднял на себя грехи рода человеческого, так Правнук Твой на рамена Свои подымет грехи всего народа православного» (Шабельский 1938: 9).

8 Очевидна аллюзия на евангельские строки о втором пришествии Христа: «Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте» (Мк 13: 21). Это, наряду с описанием искупительного подвига Николая, подобного жертве Христа, позволяет интерпретировать настрой текста как монархически-мессианский.

9 Первая строка содержит аллюзию на предсказание второго пришествия Христа: «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф 24: 27).

10 Все цитируемые в статье полевые материалы были записаны мной в 2003 г. в с. Дивеево Нижегородской обл. от паломников Свято-Троицкого Серафимо-Ди-веевского монастыря.

11 Вероятно, данный образ навеян соответствующей сценой из фильма «Минин и Пожарский» (1939 г., реж. В. Пудовкин).

12 Повторяется формула из «Жития» 1995 г. (см. об этом ниже).

13 Скорее всего, существуют еще варианты публикации текста Шабельского, мной не учтенные, в том числе источник, легший в основу «Русского тайновидца».

14 Примечательно, что здесь авторы заявляют, что «встреча в Гатчинском дворце сохранилась в документах» (Гарусова, Шахматов 2000: 7), а также подставляют имя последнего царя: «Наследник последнего царя Николая Второго править будет во время возрождения России, и имя его - Михаил. Перед ним два тезоименитых Михаила будут на престоле России - но не на царском - а этот воссядет на царский престол» (там же: 22).

Литература

Акафист 2005 - Акафист Святому Благоверному Царю и Страстотерпцу Павлу Первому // Пасха Третьего Рима. 2005. № 75. Цит. по: [http://monar.ru/ index.php?download/prayer/Akafist_Imperatoru_Pavlu.html].

Белоусов 1998 - Белоусов Р. Вещий Авель. М., 1998.

Брокгауз, Ефрон 1890 - Авель, монах-предсказатель // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. М., 1991. Т. 1. (Репринт с изд.: СПб., 1890.) С. 60.

Булгаков 1991 - Булгагов С. Христианство и еврейский вопрос. Paris, 1991.

Гарусова, Шахмагонов 2000 - Гарусова Т.С., Шахмагонов Н.Ф. Вещий Авель предсказывает. М., 2000.

Горшкова 2007 - Горшкова О. Марш, марш правой! // МК в Питере. 31.01.2007.

Дробинин 2000 - Дробинин А.А. О противоречиях // Дуэль. 31.10.2000.

Жарков 1997 - Жарков М. Тайна черноризца: Роман. М., 1997.

Житие 1995 - Житие преподобного Авеля прорицателя. Коломна, 1995.

Зверев 1955 - Зверев В. Памяти П.Н. Шабельского Борк // Старый Кирибей. Павловский гобелен. Сан-Пауло, 1955; переизд.: Liberty, 1986. С. 15-20.

Зубарев 2007 - Слово и дело: письма Е.А. Шабельской из архива Департамента полиции / Публикация, коммент. и вступит. ст. Д.И. Зубарева // Новое литературное обозрение. 2007. № 3 (85). С. 121-150.

Зубченко, Магомедова 2006 - Зубченко Е., Магомедова М. Так и не подрались // Новые известия. 11.09.2006.

Из переписки 1990 - Из переписки Н.Я. Эйдельмана с В.П. Астафьевым // Даугава. 1990. № 6. С. 62-67.

Козлов, Мироненко 1999 - Надзорные производства Прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде. Март 1953-1991: Аннот. каталог / Под ред. В.А. Козлова и С.В. Мироненко; сост. О.В. Эдельман. М., 1999.

Колышевский 2000 - Колышевский А. Секта: роман на запретную тему. М., 2008 [http://www.knigi.ws/book/aleksejj-kolyshevskijj-sekta.html].

Куняев 1999 - Куняев С. «И пропал казак...» (Глава из новой книги) // Завтра. № 27 (292). 06.07.1999. С. 3.

Миронов 2002 - Миронов Б.С. Иго иудейское. Краснодар, 2002.

Миронов 2005 - Миронов Б.С. Иго иудейское. М., 2005.

Михайлов 2005 - Михайлов В. Встречи с Владыкой Иоанном. СПб., 2005.

Наумов, Зубченко 2007 - Наумов А., Зубченко Е. Мы согласны со всем // Новые известия. 16.04.2007.

Никон 1994 - Никон, архиеп. О том, как иудеи отравляют нашу Русь православную // Никон, архиеп. Православие и грядущие судьбы России / Сост. свящ. Я. Шипов. М., 1994. С. 231-235.

Нилус 1911 - Нилус С. Грядущий антихрист и царство диавола на земле. Сергиев Посад, 1911.

Нилус 1992 - Нилус С.А. На берегу Божьей реки: Записки православного. Ч. 2. [Б.м.,] 1992. (Репринт с изд.: San-Francisco, 1969).

Павловский гобелен 1955 - Старый Кирибей. Павловский гобелен. [Сан-Пауло,] 1955; переизд.: Liberty, 1986. С. 15-20.

Преподобный 1996 - Преподобный Авель Тайновидец / Сост. К[узнецов] В[адим] П[етрович] // Жизнь вечная. Июль 1996 г. С. 4-6.

Пророчества 1993 - Пророчества дому Романовых // Литературная учеба. 1993. (№ 1:) январь-февраль. С. 97-111.

Розанов 2001 - Розанов В.В. Сахарна: Собр. соч. / Под общ. ред. А.Н. Николю-кина. М., 2001.

Россия 1993 - Россия перед вторым пришествием: Материалы к очерку русской эсхатологии / Сост. С. Фомин. Б.м., 1993.

Россия 1995 - Россия перед вторым пришествием: Материалы к очерку русской эсхатологии. Тбилиси, 1995.

Россия 1998 - Россия перед вторым пришествием: Материалы к очерку русской эсхатологии: В 2 т. / Сост. С. и Т. Фомины. СПб., 1998.

Русский поход - Русский поход. Бородино - Кремль (видеоролик) [http://video. mail.ru/mail/judenkaput/FORZHI/17.html].

Русский тайновидец 1991 - Русский тайновидец // Земщина. 1992. № 67. С. 1.

Святая 2004 - «Святая святым» или жертва маммоне? // Русь Православная. 2004. № 87-88 [http://www.rusprav.org/2004/9-10/17.htm].

Синдаловский 2000 - Синдаловский Н.А. Мифология Петербурга: Очерки. СПб., 2000.

Синдаловский 2008 - Синдаловский Н.А. Санкт-Петербург: Энциклопедия. СПб., 2008.

Тепцов 1993 - Монархия погибла, а антисемитизм остался (Документы Информационного отдела ОГПУ 1920-х гг. / Публ. подгот. Н. Тепцов // Неизвестная Россия. ХХ век. М., 1993. Вып. 3. С. 324-360.

Хатюшин - Черные годы: История нашей борьбы. Часть 4 // Русский поэт Валерий Хатюшин: Персональный сайт [http://hatushin.ru/index.php?option= com_content&task=view&id=66&Itemid=203&limit=1&limitstart=9].

Хмелевский 1991 - Хмелевский А.Д. Таинственное в жизни Государя Императора Николая II // Православная Русь. 14.07.1991, № 13 (1442).

Царёва 2007 - Духа не угашайте (фильм) / Реж. Г.И. Царёва. 2007 [http:// video.mail.ru/mail/ss1272829/577/599.html].

Чин покаяния 2007 - Чин всенародного покаяния [http://chin-pokayaniya.ru/ news.php?id=24].

Шабельский 1927 - Шабельский-Борк П. Близ есть // Двуглавый орел: Вестник Высшего монархического совета (Париж). № 11. 15 (27) авг. 1927 г.

Шабельский 1930 - Старый Кирибей. Вещий инок (Историческое сказание). Берлин, 1930.

Шабельский 1931 - Кирибеевич. Вещий инок (Историческое сказание) // Хлеб небесный. Харбин, 1931. № 4. С. 28-30.

Шабельский 1938 - Старый Кирибей. Вещие были о Святом Царе. Берлин, 1938. С. 1-11.

Шабельский 1973 - Старый Кирибей. Предсказание о Державе Российской // Православная жизнь. Джорданвилль, 1973. № 2. С. 11-18.

Шабельский 1991 - Старый Кирибей. Вещий инок: историческое сказание // Земщина. 1991. № 28 (45). С. 1.

Шмаков 1912 - Шмаков А.С. Международное тайное правительство: Доп. и пе-рераб. исследование по схеме речи, произнесенной на VII съезде Объединенных Дворянских Обществ А.С. Шмаковым, как уполномоченным Московского Дворянства. М., 1912.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.