Научная статья на тему 'Пророческая живопись как форма визуальной культуры пятидесятничества'

Пророческая живопись как форма визуальной культуры пятидесятничества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
prophetic painting / Pentecostalism / gifts of the Holy Spirit / art of worship / performance

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Надежда Александрова

The focus of this article is prophetic painting in Pentecostalism as a special kind of spiritual “call from God” and as a creative practice in which believers through painting enter into relations with God. The task of the article is to understand what place the painting occupies in the practices of “the gifts of the Holy Spirit” in Pentecostalism. The author considered the eschatological, prophetic, redemptive perspectives of art in Pentecostal teaching and practice. Based upon interviews with participants in master classes and materials in artists’ blogs, the author shows the ideas of Pentecostal artists about prophetic painting. The author considers prophetic painting as a spontaneous performance of worship and as a form of visual prophecy that provides the feelings of reality, authenticity of action of the Holy Spirit in the life of believers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пророческая живопись как форма визуальной культуры пятидесятничества»

Надежда Александрова

Пророческая живопись как форма визуальной культуры пятидесятничества

DOI: https://doi.org/lO.22394/2073-7203-2024-42-l-95-li4 Nadezhda Aleksandrova

Prophetic Art as a Form of Visual Culture in Pentecostalism

Nadezhda Aleksandrova — Kazan Volga Federal University (Kazan, Russia). kazan-religioved@yandex.ru

The focus of this article is prophetic painting in Pentecostalism as a special kind of spiritual "call from God" and as a creative practice in which believers through painting enter into relations with God. The task of the article is to understand what place the painting occupies in the practices of "the gifts of the Holy Spirit" in Pentecostalism. The author considered the eschatological, prophetic, redemptive perspectives of art in Pentecostal teaching and practice. Based upon interviews with participants in master classes and materials in artists' blogs, the author shows the ideas of Pentecostal artists about prophetic painting. The author considers prophetic painting as a spontaneous performance of worship and as a form of visual prophecy that provides the feelings of reality, authenticity of action of the Holy Spirit in the life of believers.

Keywords: prophetic painting, Pentecostalism, gifts of the Holy Spirit, art of worship, performance.

СЕГОДНЯ пятидесятничество по праву считается глобальным направлением христианства. Пятидесятническое движение вобрало в себя широкое культурное и национальное разнообразие, что значительно осложняет характеристику его визуальной культуры. Отдельно можно выделить азиатскую, африканскую, американскую визуальные традиции, и каждая отличается образами, цветами и техниками, через которые передаются ключевые для пятидесятничества смыслы. Пятидесятничество выражает себя в ярких повествованиях, основанных

Александрова Н. Пророческая живопись как форма визуальной культуры пятидесятничества // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024. № 42(1). С. 95-114. 95

Aleksandrova, Nadezhda (2024) "Prophetic Art as a Form of Visual Culture in Pentecostalism", Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom 42(1): 95-114.

на избранных библейских сюжетах, рассказывающих о духовном опыте рождения свыше, о даре ангельских языков, об исцелении и пророчестве. Все эти нарративы призваны сообщить миру о действии Святого Духа, продемонстрировать силу Бога в жизни христианина. Живопись становится не только особым индивидуальным призванием от Бога для служения церкви, но и религиозной практикой общения с Богом, доступной всем пятидесятникам. Сила искусства в таком значении подразумевает пророческий и искупительный потенциал. Харизматические пятидесятники отрицают, что искусство должно выполнять в церкви какую-либо прикладную функцию, потому что искусство значимо само по себе как преобразующая сила. Ян Карпович, служитель церкви «Свет Христов», считает, что художники сейчас как никогда нужны церкви. Художник может представить Слово и открыть сердца для истинной жизни и красоты Христовой. Миру нужны поэты, пророки и художники, способные показать мир обновленным Святым Духом1.

Отношение пятидесятников к искусству

Классические пятидесятники считали живопись духовно опасным явлением, верили, что можно духовно погибнуть, если увлечься творчеством. Рыбарчик предлагает возможные причины такого негативного отношения. Классические пятидесятники более прагматичны. Их служение направлено на воплощение слова Божьего в мире в виде помощи нуждающимся, евангелизации. Они менее были склонны к эмоциональным переживаниям и, как следствие, не испытывали потребности в эстетизации молитвенного пространства2. Классические пятидесятники представляли собой маргинализированное меньшинство по отношению к американской культуре, поэтому смотрели на американское искусство (в том числе живопись) как на падшее и греховное. Традиционные пятидесятники придают большое значение освящен-ности своей повседневной жизни. Пятидесятники боятся, пишет Йонг, что увлечение театром и занятия живописью, скульптурой

1. Полевые материалы автора: Я. К., служитель церкви «Свет Христов», руководитель пророческого служения Давир, 2022.

2. Rybarczyk, E. J. (2012) "Pentecostalism, Human Nature, and Aesthetics: Twenty-First Century Engagement", Journal of Pentecostal Theology 2: 241.

или другими видами искусства истощат духовную жизнь3. Художественная деятельность долгое время считалась средством потакания плоти, поскольку эта деятельность не свята и не освящена. Если человек слишком погружается в творческий процесс и растворяется в своем творении, то может даже потерять спасение. После крещения Святым Духом человек пребывает в особом состоянии освященности, и взаимодействие со светской культурой, лишенной Бога и норм, эту освященность нивелирует.

С 1970 г. меняется положение дел: молодые пятидесятники начинают поднимать вопросы о роле искусства в жизни церкви. Феликс-Янгер пишет, что искусство обладает преобразующей силой4. Оно способно представить мир иначе — обновленным Святым Духом. Сила представить мир иначе родственна эсхатологическому видению искупленного творения, а значит, выполняет пророческую функцию — наполняет сердца верующих надеждой и любовью к грядущему Царству Божьему. Пророческий потенциал искусства пятидесятники понимают по-разному. Фариси рассматривает художественные способности как разновидность духовных даров5. Крещение Святым Духом наделяет верующего духовными дарами для служения и свидетельства о Царстве Божьем. Художник может применять творческие способности как для созидания и служения церкви, так и для передачи красоты мира. Настоящим, подлинным искусством является только отражение красоты преображенного мира. В пятидесятническом мировоззрении категория прекрасного помещена в эсхатологическую перспективу, поэтому не может быть красоты более чарующей, чем грядущее царство.

Вальтер Брюггеман определяет пророческий потенциал искусства через категорию пророческого воображения, которое выступает как альтернатива сознанию сегодняшнего мира и как возможность для художника и Христовой церкви противостоять культуре общества потребления. Пророческое воображение призвано снять оцепенение перед ограниченной, инструментальной рациональностью и подарить надежду. Надежда в данном контек-

3. Yong, A. (2000) Discerning the Spirit(s): A Pentecostal-Charismatic Contribution to Christian Theology of Religions, p. 154. Sheffield: Sheffield Academic Press.

4. Félix-Jager, S. (2015) Theological Reflections in a Pentecostal Philosophy of Art and Aesthetics, p. 67. Leiden, Boston: Brill.

5. Faricy, R. (1982) "Art as a Charism in the Church", Thought 57: 94-99.

сте понимается как трансформационная сила, способная вдохновить на изменения и преобразование. Брюггеман пишет:

Преобразующая сила пророческого воображения через вдохновение Духа производит невообразимую силу, которая вытаскивает нас за пределы настоящего к Божьему будущему6.

Позиция, определяющая пророческую перспективу в пятидесят-ническом искусстве, предельно расширяет само понимание искусства. Пятидесятническое искусство не обязательно должно быть посвящено религиозной тематике. По-настоящему религиозным его делает не изображение Святого Духа или Иисуса Христа, а источник вдохновения художника и его видение мира, которое он транслирует в своих картинах через образы, символы. Пророческая художница Дженифер Кох признается в своем бло-ге, что любит рисовать не в церкви, а на базаре. Живопись, по ее словам, производит изменения в душах всех людей. Образы, которые проявляются на ее картинах, как для верующих, так и для неверующих необычайно схожи. В этом она видит тот факт, что Святой Дух касается абсолютно всех душ7. Преображенное эсхатологическое видение мира притягивает взгляды не только христиан. Единственное отличие в том, что христианин интуитивно считывает смысл послания, а неверующий человек не может объяснить себе, чем очаровывает его данное полотно8. Работы американской художницы Мэри Мак-Клири — прекрасный пример того, как светский сюжет может демонстрировать эсхатологическое видение. Ее картины не несут прямого христианского посыла. Она создает коллажи с бытовыми сюжетами, но в ее работах скрыты христианские мотивы. Так, работа Trotline (2009)9, на первый взгляд, демонстрирует игру детей, сюжет кажется легким и забавным. Приятный на вид пожилой мужчина вовлекает нескольких мальчиков в игру, чтобы посмотреть, кто сможет съесть пончики, привязанные на веревочке. Но автор наме-

6. Brueggemann, W. (2012) The Practice of Prophetic Imagination: Preaching an Emancipating Word, p. 99. Minneapolis: Fortress Press.

7. Блог пророческой художницы Дженифер Кох [https://msh.spb.ru/prorocheskie-kartiny доступ от 30.12.2022].

8. Сайт пятидесятнической художницы Мэри Мак-Клири [https://www.marymccleary. com/bio, доступ от 30.12.2022].

9. Сайт пятидесятнической художницы Мэри Мак-Клири, картина Trotline (2009) [https://www.marymccleary.com/collages/2006-20l0/65l2/2, доступ от 30.12.2022].

кает нам, что в работе есть скрытые смыслы. Истинный смысл работы может прочитать только внимательный зритель. На бей-джиках ребят нет имен и каких бы то надписей. На них шрифтом Брайля напечатана ссылка на библейский стих: «И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор 11:14). Коллаж пророчествует о банальности, обыденности зла. Зло творят обычные люди, которые привыкли к нему. Если зло подается с сахарной пудрой и доброжелательной улыбкой, мы воспринимаем его как само собой разумеющееся. Исследователи творчества Мэри Мак-Клири считают, что пророческий посыл можно увидеть не только в скрытой символике работы, но и в технике, и материалах, которые выбирает автор. Коллаж полностью состоит из маленьких кусочков вещей, палочек, гвоздей, стекла и раскрашенных зубочисток — всего того, чему мы не придаем значения. Сама техника исполнения придает оптическую и тактильную яркость, граничащую с галлюци-ногенностью, пророчествующую нам о том трансе рутины, в котором утопает современный человек, и призывает пробудиться10. Подобно тому, как переработанные бытовые безделицы являют нам изображения на коллажах, художница призывает зрителя преобразить свою повседневность.

Пятидесятническое искусство имеет искупительную перспективу, которая пятидесятниками понимается по-разному. Произведение искусства должно указывать на искупление, совершенное Христом на Кресте, для призвания к духовному преображению. Шерри отмечает, что искусство не имеет прямого отношения к спасению, оно не может искупать само по себе. Творение художника указывает на искупление через отражение Царства Божьего. В такой перспективе произведение художника не значимо само по себе. Но функционально через него, через изображение красоты преображенного космоса, как через канал, может изливаться благодать духовных изменений. В самом творении художника благодати нет, но она заключена в силе преобразовывать мир, производить душевные изменения в человеке. Шерри, продолжая свои размышления, утверждает:

Искупление означает возвращение того, что было утрачено или испорчено, к первозданной красоте через пересмотр значений поступ-

10. Felix-Jager, S. Theological Reflections in a Pentecostal Philosophy of Art and Aesthetics, p. 144.

ков прошлого. Искусство выполняет свое искупительное предназначение тогда, когда способно вытолкнуть человека из привычного фона переживаний и заставляет взглянуть на себя и на мир через предложенную автором метафору11.

Искупительная сила искусства заключается в том, что искусство учит освящению через соотнесения себя и своей жизни с библейскими максимами. Искусство позволяет взглянуть на повседневность своего бытия через христианские образы. Так, картины Николаса Эванса демонстрируют быт и работу шахтеров12. Шахтеры изображены в библейских позах, а библейские герои помещены в шахтерский быт. Иисус проповедует в угольной шахте своим ученикам, а полицейский, несущий жертву завала, изображен в позе Иосифа, снимающего Иисуса с креста. Художник явно проводит параллель между искупительной жертвой Сына Божьего и жертвами сынов человеческих. Джон Харви считает, что неслучайно на картинах Николаса Эванса трансцендентные сущности облачились в осязаемые земные одежды — тем самым автор придает особый искупительный смысл тяжелому труду шахтера. Эванс с подросткового возраста работал на угольной шахте вместе с отцом, после смерти отца у художника происходит кризис, и он переживает рождение свыше. На жизнь Эванса выпало несколько трагедий на угольных шахтах, поэтому шахтер в его картинах представлялся не героем-борцом, а символом христианского искупления. Христос рядом, Он проповедует шахтерам, или они на себе несут Его крест. Картина «Аберфан» Николаса Эванса является ярким примером освещения исторических событий в библейском контексте13. Данная работа стала символом памяти об аберфанской трагедии, символом крестной жертвы и апогеем творчества художника.

11. Sherry, P. (2003) Images of Redemption. Art, Literature and Salvation, p. 151. London: Continuum.

12. Фотография Николаса Эванса на фоне картин, сайт национального музея Уэльса [https://museum.wales/collections/online/object/cca2c6c7-10e3-3642-b806-de756c3377f9/Nicholas-Evans/?field0=string&value0=Nicholas%20 Evans&field1=with_images&value1=1&index=0, доступ от 30.12.2022].

13. Эванс Николас. «Аберфан». 1966. Сайт национального музея Уэльса [https:// museum.wales/collections/online/object/4a7cee5a-1451-3c55-b822-36cc6fa1f4cf/ Painting/?field0 = string&value0 = Nicholas%20Evans&field1 = with_ images&value1=1&page=5&index=50 доступ от 30.12.2022].

Роль живописи в пятидесятнических церквах

Еще начиная с отцов Реформации в протестантизме оспаривалась литургическая роль искусства. С точки зрения Жана Кальвина, в церкви приемлемо только то изображение, которое учит правильной морали и христианским ценностям. Живопись, которая изображает библейские сцены, призвана научить зрителей христианским добродетелям и милосердию14. Современные пятидесятники по-разному относятся к дидактической роли живописи в церкви. Часть проповедников предельно расширяет понимание ее назначения. Картины пятидесятников призваны донести миру христианский нарратив как одно из возможных видений мира в постмодерную эпоху. Стивен Феликс-Янгер утверждает, что эпоха постмодерна обесценила жизнеспособность метанар-ратива, разные видения мира борются между собой за достоверность. Пятидесятническое мировоззрение предлагает свое особое повествование в современном искусстве15. Художник-пятидесятник, творя и выставляя свои картины, вступает в диалог с миром искусства. Так, работы христианского художника Макото Фуджимура представляют собой диалог между современным абстракционизмом и японским традиционализмом. Он не стремится проповедовать в своих работах. Его произведения — результат духовной практики, в которой художник ищет божественного руководства в творчестве. Сам автор неоднократно признавался, что его рукой движет Святой Дух. Художник считает, что христианское искусство не должно учить христианским нормам, оно должно вопрошать зрителей о сущности их бытия. Искусство должно вызывать вопросы и тем самым направлять человека к размыш-лению16. Фуджимура против того, чтобы целью христианского искусства было научение или откровенная христианская пропаганда. С точки зрения художника, через картину со зрителем говорит сам Бог, если автор творит ее под божественным руководством. Художник, доверяясь Богу, пишет то, что ему открывается, и в этом является образ Христа, тогда как агрессивная христианская пропаганда в искусстве больше напоминает китч, который

14. Кальвин Ж. Наставления в христианской вере. Книга 1. М.: Изд-во Аслан, 1997. С. 98.

15. Felix-Jager, S. Theological Reflections in a Pentecostal Philosophy of Art and Aesthetics, p. 198.

16. Fujimura, M. (2020) Art and Faith: A Theology of Making, p. 38. London: Yale University Press.

призван вызвать сентиментальность или чувствительность, подменив этим потребность в трансцендировании.

Стивен Феликс-Янгер называет христианский китч дешевой благодатью и противопоставляет его настоящему искусству. Дешевая благодать не способствует духовной целостности личности. Сложный конгломерат религиозных чувств подменяется сентиментальностью и душевной чувствительностью. Так и христианский китч лишен целостности и представляет собой конгломерат клишированных христианских сюжетов, которые вызывают у зрителя чувства, но не производят внутренней трансформации.

Искусство в пространстве поклонения

Формально литургическим искусством выступает то, которое создает молитвенную атмосферу. В пространство поклонения могут включаться картины, которые важны не сами по себе, а как инструмент, помогающий верующему направить свое внимание на Бога. Но инструментальной ролью живопись в пространстве поклонения не ограничивается. Живопись может выступать формой молитвы, поклонения и прославления Бога. Одни художники ищут Бога или глубины общения с Ним, радикально, ха-ризматически взывая к Нему. Другие доверяются руководству Святого Духа и в спонтанной, интуитивной манере создают картины. Включение практики изобразительного искусства в пространство поклонения в пятидесятнических церквах произошло недавно. Пятидесятнические теологи, исследователи и пасторы еще не выработали понимания того, как относиться к пророческой живописи. В трудах некоторых пятидесятнических проповедников можно встретить настороженность, напоминание о необходимости различения духов, которые вдохновляют пророческих художников. Но, несмотря на настороженность, данная практика приобретает глобальный характер, создаются школы пророческой живописи (Patmos Art, Bethel's Creative Arts), перформанс искусства поклонения становится еще одной разновидностью практики даров Святого Духа.

Пророческая живопись как перформанс

Спонтанные перформансы во время поклонения в церкви — это форма поклонения художника-пятидесятника, в которой автор полностью поддается божественному руководству. Творчество

человека в такой трактовке — участие в творчестве Бога. Задача спонтанной практики пророческой живописи (art worship), как и любого перфоманса, — создание и поддержание ощущения подлинной реальности и действительности происходящего.

Религию и искусство роднит способность к трансцендиро-ванию. Они позволяют через самопознание и самовыражение в активном творческом акте возвыситься над действительностью. Но религиозная перспектива отличается от эстетической тем, что

вместо отстранения от проблемы факта и намеренного воссоздания атмосферы подобия и иллюзии она углубляет интерес к факту и стремится к созданию атмосферы абсолютной реальности17.

Если искусство стремится возвыситься в иллюзорную перспективу сферы прекрасного, то религия конструирует подлинную реальность, которая для пятидесятника есть реальность с Богом. Этой реальностью делится художник-пятидесятник в пророческой живописи. Так описывает свой опыт пророческой живописи девушка-пятидесятница:

Звучит музыка прославления. Я выбираю синюю краску на мастихин. Более темные штрихи становятся городом. Я чувствую вокруг нас злобное отчаянье, исходящее от города, это пустые разговоры, зависть, страх и боль, которые окружают города. Я беру белой краски и рисую небо, добавляю розовый, чтобы показать зарождающийся восход. Останавливаюсь, хочу запечатлеть результат на фото мобильного телефона и слышу: «Еще не конец, не смотри на тьму, сейчас радость придет, и тьма превратится в свет». Рисую ангельские крылья в облаках. Ангелы восходят и спускаются. «Не отчаивайся!» Я набираю на палец желтой краски и рисую желтые точки в городе. Точки — это души людей, находящихся в близких отношениях с Богом. Что хотел сказать мне этим Бог? Когда видишь вокруг себя зло, не отчаивайся, есть добро: ищи его в душах людей. Будь проводником добра в мире18.

17. Гирц К. Интерпретация культур. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. С. 130.

18. Полевые материалы автора: Н. Т., пророческий художник, Церковь «Свет Христов», Москва, 2022.

Пророческая живопись — не просто законченное произведение, это процесс создания и интерпретации. Художник рассказывает о Боге и дает зрителю переживание Бога — как свидетелю откровения. Так зарождается эмоциональная идентификация зрителей с происходящим и, как следствие, ощущение достоверности. Ни у кого из участников не возникает идеи, что художник может инсценировать откровение, потому что они сами являлись участниками сотворчества Бога и художника.

Ощущение подлинности происходящего достигается в том числе за счет музыкально-изобразительного единства. Музыканты и пророческий художник создают пространство диалога. Они не сговариваются, но импровизируют, вдохновляя друг друга. Венди Монзо, известная пятидесятническая пророческая художница, следующим образом описывает роль музыки прославления в ее живописи:

Когда я выхожу на сцену перед рисованием, у меня нет плана, нет почти ничего. Ничего — это нормальное состояние перед практикой поклонения. Звуки музыки поклонения наполнили меня, и стал появляться свет. Я стала набирать краску кистью и красить. Музыка и цвет несли меня — и наступает какое-то переполнение. Тогда вырисовывается образ быстрого переполняющего потока. Эта Слава Божья, которая светом снисходит на нас в данный момент19.

Музыка и живопись в перформансе искусства поклонения art worship выступают не только точками входа в подлинную реальность, но и основанием духовных трансформаций участников.

Дэвис солидарен с мнением, что пророческая живопись не может рассматриваться только как передача знания о Боге. Для исследователя это трансформирующая сила, способная преобразовать духовное видение участников. Пророческий художник актом своего творения создает вокруг себя особого рода мизансцену, через которую происходит преображающее действие Святого Духа. Участники семинара пророческой живописи описывают практику как творческий поток, который дарует свободу видеть, как Отец преображает через художника мир. Перформанс освобождает от рутинности и тем самым воспроизводит искупительную силу искусства.

19. Сайт пророческой художницы Венди Монзо [https://www.wendymanzo.com/, доступ от 30.12.2022].

Пророческая живопись как визуальная форма пророчества

Пятидесятнические художники расходятся во мнениях, как определить пророческую живопись. Наиболее характерные ответы представляют следующие формулировки: «пророческое искусство — это искусство, созданное Богом»; «пророческое искусство — это дар Духа Святого, данный для служения»; «пророческое искусство — это откровение в видениях»; «пророческое искусство — это неиссякаемый поток благодати». Венди Монзо определяет пророческое искусство как вдохновленное Святым Духом спонтанное творчество20.

Пятидесятники считают, что пророчество передается верующему через действия Святого Духа, наполняя его. Акт откровения задействует сердце, разум, волю и творческие способности пророка. Пророчество приобретает множество форм: устное откровение, песни и гимны прославления, музыка и видение. Часть пророчеств, описанных в Библии, были даны через картины и образы. Пророческий художник говорит словами Бога через образы. Пророческое искусство в такой интерпретации — это духовный дар и призвание служить своим талантом и мастерством. Пророческая живопись может быть буквальной передачей образа, а также символической или абстрактной. Художник может использовать слова или стихи из Библии.

Картина не всегда требует интерпретации художника. Пятидесятники считают, что Святой Дух направляет понимание смотрящих и открывает им в их сердцах Слово. Примером пророческого искусства как визуального пророчества может служить свидетельство, описанное Дженни Кох. Художница, как и обычно, выходила на сцену с группой прославления. Музыка зазвучала, а творческий процесс транслировался на большом экране, так что создавалось впечатление соучастия в создании картины. Слова песен поклонения и разворачивающийся процесс творчества слились воедино. После служения одна из присутствующих девушек, которая еще не пережила крещения Святым Духом, свидетельствовала, что Господь коснулся ее в тот самый момент, когда Дженни Кох рисовала на сцене. На этой картине была изображена женщина, на которую обрушился сильный поток ветра и про-

20. Сайт пророческой художницы Венди Монзо [https://www.wendymanzo.com/, доступ от 30.12.2022].

извел в ней изменения21. Новообращенная увидела в этом образе себя и приняла это сообщение как откровение Бога ей.

Пророческая живопись — это футуристический вызов реальности здравого смысла, где яркость и интуитивность противопоставлены инструментальной рациональности. Пророческая картина выбрасывает художника и зрителей из упорядоченности их бытия, побуждает к рефлексии открывшихся образов и символов. Пророческая живопись подобна интуитивной живописи, когда художнику в потоке хаотичных мазков краской приходит видение образов и ассоциаций, которые впоследствии дорабатываются в цельную картину. Автор через цвет и форму выражает свой внутренний мир на холсте и вместе с тем производит новые образы. Особенность интуитивной живописи заключается в том, что художник не должен заранее осмыслять композицию. Композиция рождается в процессе, а сам процесс настолько поглощает художника, что у него искажается представление о времени и пространстве, возникает ощущение инаковости происходящего. Возникшее наитие подсказывает, что образы и символы рождаются не в потоке, а приходят как божественное руководство.

Роль божественного руководства

Пятидесятнические художники придают большое значение руководству Святого Духа в творческой деятельности, по-разному описывают ощущения божественного руководства и его роль в своем творчестве. На основание рассмотренного нами материала мы выделили три характерных описания божественного водительства.

Божественное водительство как прикосновение Бога. Бог через Святой Дух вдохновляет художника на создание картины. Художник творит самостоятельно, проявляя мастерство и талант, но результат отмечен Божественным присутствием. Результат творения отмечен Богом, на него невозможно не обратить внимание, он обладает принудительной релевантностью. Картина несет в себе качество, которое кардинально отличает ее от других произведений. Рядом с такими картинами происходят откровения, исцеления.

21. Дженифер Кох. Картина «Ветер перемен» [https://jenniferkoch.webs.com/apps/ р^1х>8/р^1:о?р^1х^=94544072, доступ от 30.12.2022].

Божественное водительство как сверхъестественное вмешательство. Человек абсолютно подчиняется Божественному руководству. Бог действует через человека. Пророческая живопись — это не талант, отшлифованный многими часами практики, это дар, данный для служения. Этой точки зрения придерживался также Николас Эванс:

Я позволяю Богу выражать себя через мои руки. Так бывает только у проповедника, когда он стоит за кафедрой и открывает собравшимся слова Бога. Бог рисует через меня, мои руки, мое видение, мою оценку того, кто я есть22.

Эванс не имеет художественного образования. Впервые он берется за краски в 75 лет. Первые свои картины он рисует пальцами и тряпками на загрунтованной доске, которую нашел в гараже. По его словам, он чувствовал призыв от Бога для передачи тех видений, которые являлись ему.

Божественное водительство как сотворчество Бога и человека. В процессе творения равноценно задействованы как божественное руководство, так и усердие и талант художника. Модель сотворчества Бога и человека часто ассоциируется с библейской богодухновенностью. Библия является в равной мере результатом труда человека и Бога. Бог открывает художнику видение и активно направляет его в творчестве, но человек сам выбирает форму передачи откровения. В интервью с художниками можно встретить следующие интерпретации:

Бог — в искусстве, чтобы внести изменения. Он хочет сотрудничать с людьми. Он хочет вести и вдохновлять художников и музыкантов через Святой Дух. Он хочет нести миру весть. Бог дает художнику видение иногда только для него, а иногда открывает видение для церкви23.

Художник не теряет в сотворчестве с Богом собственной идентичности, он, напротив, приобретает целостность своей личности, потому что служит своему призванию соединиться с Богом. Наталья

22. Цит. по: Harvey, J. (1999) Image of the Invisible: The Visualization of Religion in the Welsh Nonconformist Tradition, p. 89. Cardiff: Published University of Wales Press.

23. Полевые материалы автора: С. Л., пророческий художник, Церковь «Свет Христов», Москва, 2022.

Красильникова считает, что подлинная целостность пророческого художника достигается в потоке творения, где разум, чувства и дух соединяются с Волей Господа.

Формы пророческой живописи

«Воплощение Слова» как форма представлена тремя разновидностями: это либо стихийная визуализация библейского стиха (работы Натальи Красильниковой), либо серия картин по визуализации псалмов или евангельских стихов (работы Ребекки Броган), либо воплощение Слова, о котором молятся в церкви (работы Венди Монзо). Данный формат пророческой живописи представляет собой очень глубокую личную практику внутреннего диалога художника с текстом Писания. Наталья Красильникова считает, что есть два способа получить образ Слова. Первый — рефлексия над сложным местами Писания. Художник фиксирует те образы, которые приходят при разборе Библии; он не просто иллюстрирует стих писания, создается новое прочтение, выраженное образом. Стивен Феликс-Янгер называет такой опыт визуального прочтения «священным взглядом»: это возможность смотреть на текст не через рациональное осмысление, а через чувственное переживание24. Участники мастер-классов по пророческой живописи признаются, что научились чувствовать текст Священного Писания через цвет и образы. Каждый стих Писания обладает своим уникальным оттенком цвета, но не каждому художнику по силам распознать его. С точки зрения пятидесятнического учения, у человека и Бога складываются личные отношения. Бог открывается по-своему каждому человеку. По этой же логике пятидесятни-ческие художники осмысляют свой опыт визуального прочтения Писания. Текст открывается только тому, кто имеет духовные силы его прочитать. Поэтому среди пятидесятнических художников распространены многочасовые практики молитвы на языках, в которых они призывают духовные силы помочь визуально прочитать текст.

Второй способ получить образ Слова — это поиск художником мест Писания, на которые он откликается лично. Наталья Кра-сильникова считает, что личное касание Словом сердца художни-

24. Felix-Jager, S. Theological Reflections in a Pentecostal Philosophy of Art and Aesthetics, p. 56.

ка — это личный призыв Бога нести данное слово. Так, возникают серии картин, иллюстрирующих псалмы или евангельские стихи.

«Воплощение образа» как форма представлена двумя разновидностями: визуализации видений откровения (работы Ольги Голиковой, Ольги Плешаковой) либо визуализации образов, которые приходят во время молитвы (работы верующих церкви Свет Христов). Визуализация пророческих видений часто транслирует классические библейские образы (образ глиняного сосуда, образ сеятеля, льва). Но интерпретируются эти образы в актуальной для церкви на данный момент трактовке. Так, Хелен Колдер в своем блоге рассказывает, что в фойе ее церкви в Мельбурне представлена работа пророческой художницы Дженифер Кох, на которой изображены три глиняных сосуда, стоящие под проливным дождем25. Картина символизирует человека, который приходит на поклонение, чтобы наполниться благодатью Святого Духа. Смысл послания, которое транслирует картина, заключается в том, что человек пуст и только благодать Святого Духа наполняет его. К этому же образу обращается Ольга Плешакова, но трактует его в противоположном значении. Образ глиняного сосуда, излучающего свечение, интерпретируется автором как призыв раскрыть в себе дары Святого Духа. Бог одарил человека различными достоинствами, и человек призван реализовать их.

«Воплощение образа» для пророческих художников всегда связано с личным опытом переживания и свидетельством об этом опыте. Художник на общих собраниях, демонстрируя картину и свидетельствуя о своем опыте откровения, вписывает этот опыт в общую историю библейских откровений. Библейские образы для художников обеспечивают символическую основу для осмысления того, что они испытали или пережили, придавая этому опыту значение в общей истории спасения человечества. Данное размышление хорошо иллюстрирует пример Натальи Красильниковой. Молясь и размышляя о событиях на границе с Украиной, она получает видение о трех воинствующих Ангелах, которые стоят на страже России. Художница по мотивам своего видения пишет картину «Ангелы на страже земли»26. Интерес эта картина представляет не тем, что в ней образно-эстетически осмыслены исторические реалии, а тем, что

25. Блог пророческой художницы Дженифер Кох [https://msh.spb.ru/prorocheskie-

каГлпу, доступ от 30.12.2022].

26. Полевые материалы автора: К. Н., пророческий художник. Москва, 2022.

автор, используя библейские образы, транслирует эсхатологическую перспективу пятидесятнического видения мира. Пророческие картины, воплощающие образы, — это одновременно и трансляция восприятия событий в эсхатологической перспективе, и инструмент формирования этого видения у единоверцев. Картина воздействует на верующих, затрагивая аффективные аспекты личности, которые ускользают от сознательной артикуляции. В живописи пятидесятнические художники работают не с представлением о мире, а с чувством мира. За аффективными состояниями и религиозными переживаниями, которые испытывают пятидесятники во время поклонения или молитвы на языках, стоят не только теологические концепции пятидесятнического учения, но и не сводимое ни к чему интуитивное представление, чувство мира, которое конструирует для пятидесятника мир определенным образом. Пятидесятник воспринимает свою жизнь и мир в интуитивно-образной форме через те образы, которые он получает в видениях или во взаимодействии с общиной. Пророческая живопись становится тем источником, через который зритель-пятидесятник расширяет спектр эмоциональных переживаний и перенимает новые образы для восприятия мира.

«<Личное пророчество» — это форма пророческой живописи, в которой картина создается для человека в ходатайственной молитве. Пятидесятники обычно не ожидают, что пророчество предскажет будущее. Личное пророчество представляет собой сообщение, которое дает понимание, уверенность, подтверждение убеждения или направление. Характерной формой личного пророчества в пятидесятнической живописи является взаимное написание картин друг другу. В церкви «Свет Христов» есть такая практика, когда художники после воскресной проповеди выходят пророчествовать, вынося картины и воспроизводя классический пятидесятнический нарратив «Бог любит тебя, Он хочет тебе сказать». Дальше следует личное пророчество и пояснение картины. На картинах может быть реалистичное изображение чего-либо или символическая иллюстрация слова, стиха Писания. Главный смысл личного пророчества, который транслируют картины, — это участие Бога в жизни каждого верующего. В пятидесятниче-ских церквах верующие должны ощущать себя безоговорочно любимыми Богом. Участие единоверцев в жизни друг друга в виде ходатайственных молитв, взаимных пророчеств не оставляет места для переживания чувства одиночества, а взаимная практика

обмена пророческими картинами усиливает социальную сплоченность общины.

«<Картины неба» — данная форма пророческой живописи связана с одной из особенностей пятидесятнического восприятия отношений человека и Бога. Пятидесятники открыты чуду и удивлению. Они находятся в активном ожидании действия Бога в их жизни. Подобная установка толкает верующего к поиску трансцендентного. Все пророческие художники солидарны в представлении, что для того чтобы получить откровение, художнику необходимо отключить рациональное восприятие. Каждый выбирает тот путь, который ему ближе. Венди Монзо считает, что образ открывается художнику тогда, когда соединяются три элемента пророческой живописи — музыка, молитва и спонтанные мазки краской; так художник возвышается над рутиной и слышит Бога27. Дженифер Кох практикует долгую молитву на языках, чтобы отстраниться от повседневных забот и сконцентрироваться на Боге28. Наталья Красильникова считает, что христиане недооценивают роль транса. Отключение рациональности дарует возможность художнику просто быть. Художница дает довольно интересную трактовку христианского транса:

Инструменты, которые дал Бог, чтобы погружаться в транс, — это в первую очередь молитва на языках. Благодаря молитве на языках мы способны услышать, что хочет Господь нам сказать. Это способность увидеть образы, услышать звуки, которые мы будем играть, или слова, которые мы будем говорить или петь. И вообще мы знаем, что любое погружение в молитву, настоящее глубокое погружение — всегда наслаждение, потому что Бог дает нам благодать Святого Духа для наслаждения. Невидимую Божью силу и славу мы не можем никогда увидеть человеческими глазами. Через измененное состояние сознание можно увидеть духовную красоту, увидеть духовную славу29.

«Картины неба» как форма пророческой живописи — это спонтанный, интуитивный, сюрреалистичный творческий акт. Ху-

27. Сайт пророческой художницы Венди Монзо [https://www.wendymanzo.com/, доступ от 30.12.2022].

28. Блог пророческой художницы Дженифер Кох [https://msh.spb.ru/prorocheskie-кайту, доступ от 30.12.2022].

29. Полевые материалы автора: К. Н., пророческий художник. Москва, 2022.

дожники призывают верующих отказаться от рационализации веры, от своих ограничений в практике поклонения и прославления и довериться Богу. Написание картины происходит буквально в измененном состоянии сознания. Художники часто описываю свое творчество как полное растворение в Боге:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это замечательное чувство освобождения — почти священное упоение благодатью, которое, казалось, текло по моим рукам. Живопись открывает потоки благодати. Работая над картиной сутки напролет, ты эмоционально не истощаешься, а только наполняешься благодатью и обновляешься в Святом Духе30.

Так, «картина неба» может быть перформансом, если художник рисует ее во время прославления, или визуальной формой пророчества, если откровение приходит к художнику вне молитвенного пространства, и он работает над ней не стихийно, а дорабатывает еще какое-то время после откровения. Главное, что сам посыл «картины неба» заключается в подрыве инструментальной рациональности. Абстрактные образы и визуальное исполнение представляют мир странным даже для пятидесятников, привыкших к аффективным религиозным практикам, тем самым побуждая зрителя изменить восприятие, довериться своему воображению и увидеть преображенный мир.

Выводы

Практика пророческой живописи зарождается в пятидесятниче-стве как результат пересмотра отношения к роли и месту живописи в церкви. Живопись перестала играть только дидактическую функцию назидания и наставления. Задачей пророческой живописи является эсхатологическое видение, которое ведет к искуплению. Искусство способно показать преображенный мир, сделать его явным и реальным в зале поклонения. Пророческая живопись как перформанс прекрасно справляется с этой задачей. Иеротопия разворачивается в зале поклонения, когда все церковные искусства (музыка, тексты песен, пророческая живопись) создают целостность и достоверность происходящего. Верующие переживают трансцендентное. Пророческая живопись в пятиде-

30. Полевые материалы автора: С. Л., пророческий художник, Церковь «Свет Христов», Москва, 2022.

сятнических общинах представлена не только как форма искусства, религиозная практика личных пророчеств, но и как особый опыт общения с Богом.

Библиография / References

Полевые материалы автора

Петрова Т., практикует пророческую живопись. Церковь «Слово Жизни», Москва, 2022.

Васильева З., практикует пророческую живопись. Церковь «Слово Жизни», Москва, 2022.

Наумова Е., практикует пророческую живопись. Церковь Славы Божьей, Москва, 2022.

Евсеева А., практикует пророческую живопись. Церковь Славы Божьей, Москва, 2022.

Севастьянова В., практикует пророческую живопись. Церковь Славы Божьей, Москва, 2022.

Герасимова Н., практикует пророческую живопись. Церковь Славы Божьей, Москва, 2022.

Карпович Я., руководитель пророческого служения Давир, Москва, 2022.

Красильникова Н., пророческий художник. Москва, 2022.

Сауткина Л., пророческий художник. Церковь «Свет Христов», Москва, 2022.

Нумова Т., пророческий художник. Церковь «Свет Христов», Москва, 2022.

Источники

Сайт пятидесятнической художницы Мэри Мак-Клири [https://www.marymccleary. com, доступ от 30.12.2022]

Блог пророческой художницы Дженифер Кох [https://msh.spb.ru/prorocheskie-kartiny, доступ от 30.12.2022]

Сайт пророческой художницы Венди Монзо [https://www.wendymanzo.com/, доступ от 30.12.2022]

Блог пророка и пророческого художника Хелен Колдер [https:// www-enlivenpublishing-com, доступ от 30.12.2022]

Галерея пророческих картин Церкви «Слово Жизни» в Щелково [https://wolrus-schelkovo.ru/galereya-prorocheskih-kartin, доступ от 30.12.2022]

Галерея пророческих картин Церкви «Свет Христа» [https: //msh.spb.ru/prorocheskie-kartiny, доступ от 30.12.2022]

Сайт пророческой художницы Ребекки Броган [https: //www-enlivenpublishing-com, доступ от 30.12.2022]

Галерея работ Николаса Эванса на сайте национального музея Уэльса [https://museum. wales/collections/online/object/cca2c6c7-l0e3-3642-b806-de756c3377f9/ Nicholas-Evans/?field0 = string&value0 = Nicholas%20Evans&fieldl=with_ images&valuel=l&index=0, доступ от 30.12.2022]

Литература

Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2017.

Воскобойников О. С. 16 эссе об истории искусства. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022.

Гирц К. Интерпретация культур. М.: Российская политическая энциклопедия. 2004.

Кальвин Ж. Наставления в христианской вере. Книга 1. М.: Изд-во Аслан, 1997.

Крейнат Дж. Виртуальность и мимесис: к эстетике ритуальных перформансов как воплощенных форм религиозной практики // Религия, ритуал, театр. Х.: Изд-во Гуманитарный центр. 2018. С. 219-243.

Куропатина О.В. Ведомые святым духом: транс и перформанс в пятидесятниче-стве // Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2019. № 3. С. 6880.

Тульпе И. А. Мифология. Искусство. Религия. СПб.: Наука, 2012.

Тульпе И. А. Религиозное искусство: проблема взаимоотношения религии и искусства // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2018. Том 19. Выпуск 4. С. 245-254.

Brueggemann, W. (2012) The Practice of Prophetic Imagination: Preaching an Emancipating Word. Minneapolis: Fortress Press.

Davis, R. T. (2022) "Pentecost and the pneumatological imagination: A methodological synthesis of the full gospel and the many tongues of Pentecost", Journal of Pentecostal and Charismatic Christianity 42: 110-124.

Faricy, R. (1982) "Art as a Charism in the Church", Thought 57: 94-99.

Félix-Jager, S. (2015) Theological Reflections in a Pentecostal Philosophy of Art and Aesthetics. Leiden, Boston: Brill.

Fujimura, M. (2020) Art and Faith: A Theology of Making. London: Yale University Press.

Harvey, J. (1999) Image of the Invisible: The Visualization of Religion in the Welsh Nonconformist Tradition. Cardiff: Published University of Wales Press.

Jacobsen, D. (2006) A Reader in Pentecostal Theology: Voices from the First Generation. Indiana: University Press.

Martin, D. (2017) Secularisation, Pentecostalism and Violence. Receptions, Rediscoveries and Rebuttals in the Sociology of Religion. New York: Routlendge.

McQueen, L. R. (2012) Toward a Pentecostal Eschatology: Discerning the Way Forward. Dorset, UK: Deo Publishing.

Rybarczyk, E. J. (2012) "Pentecostalism, Human Nature, and Aesthetics: Twenty-First Century Engagement", Journal of Pentecostal Theology 2: 240-259.

Sherry, P. (2003) Images of Redemption. Art, Literature and Salvation. London: Continuum.

Wolterstorff, N. (1980) "Art in Action: Toward a Christian Aesthetic", Journal of Aesthetics and Art Criticism 39(2): 209-210.

Yong, А. (2000) Discerning the Spirit(s): A Pentecostal-Charismatic Contribution to Christian Theology of Religions. Sheffield: Sheffield Academic Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.