Научная статья на тему 'ПРОПОВЕДЬ СВТ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА В РАКУРСЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ. РЕЦ. НА: REVISIONING JOHN CHRYSOSTOM: NEW APPROACHES, NEW PERSPECTIVES / EDITED BY CHRIS L. DE WET AND WENDY MAYER. BOSTON, 2019. - 840 P.'

ПРОПОВЕДЬ СВТ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА В РАКУРСЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ. РЕЦ. НА: REVISIONING JOHN CHRYSOSTOM: NEW APPROACHES, NEW PERSPECTIVES / EDITED BY CHRIS L. DE WET AND WENDY MAYER. BOSTON, 2019. - 840 P. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Хохлова Полина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОПОВЕДЬ СВТ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА В РАКУРСЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ. РЕЦ. НА: REVISIONING JOHN CHRYSOSTOM: NEW APPROACHES, NEW PERSPECTIVES / EDITED BY CHRIS L. DE WET AND WENDY MAYER. BOSTON, 2019. - 840 P.»

шения. Однако приведенные примеры, на наш взгляд, могут показать, как много интересных и важных вопросов скрывается в не очень «проблематичных», как кажется по современным переводам, местах Священного Писания, а также то, что в большинстве случаев их решения влияют на смысл текста, т. е. затрагивают и богословский аспект. Поэтому изучение текстологических проблем может быть важно для всех библеистов. Авторы данного сборника являются образцовыми современными учеными. Можно только пожалеть, что иногда они недостаточно четко проговаривают некоторые очевидные для них вещи или промежуточные выводы, так как, конечно, рассчитывали, что их статьи будут читать такие же профессионалы, поэтому периодически их мысль понять нелегко. Тем не менее эта книга вполне может быть использована в качестве ориентира для будущих библеистов, в том числе студентов, достаточно хорошо изучивших библейский иврит и не боящихся погружения в сложные проблемы.

Хангиреев Илья Александрович,

начальник научно-административного отдела

Богословского факультета ПСТГУ

Российская Федерация, 127051,

г. Москва, Лихов пер., 6/1

khangireev@gmail.com

ORCID: 0000-0001-9590-9046

Ilya Khangireev, Head of Scientific and Administrative Department of the Faculty of Theology, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities 6/1 Likhov per., Moscow, 127051, Russian Federation khangireev@gmail.com ORCID: 0000-0001-9590-9046

Проповедь свт. Иоанна Златоуста

В РАКУРСЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Рец. на: Revisioning John Chrysostom: New Approaches, New Perspectives / Edited by Chris L. de Wet and Wendy Mayer. Boston, 2019. - 840 p.

St. John Chrysostom's Preaching in the Perspective of Contemporary Social Problems

Rev. of: Revisioning John Chrysostom: New Approaches, New Perspectives / Edited by Chris L. de Wet and Wendy Mayer. Boston, 2019. - 840 p.

Святителю Иоанну Златоусту всегда принадлежало важное место в патроло-гических и экзегетических исследованиях. Привлечение святоотеческого наследия для рассмотрения актуальных вопросов современности зачастую оказывается не менее плодотворным. В несколько иной плоскости лежат попытки «осовременить» святых отцов, искусственно навязав им актуальную повестку. Тут их наследие оказывается некой «подпоркой» малозначительным темам,

146

служа для последних своего рода «пропуском» в богословское научное сообщество. Такие неравнозначные попытки «перечитать» Златоуста представлены в сборнике «Revisioning John Chrysostom: New Approaches, New Perspectives» (Boston, 2019) под редакцией Криса де Вета (Chris L. de Wet)1 и Уэнди Майер (Wendy Mayer)2.

Подчеркивая актуальность предпринятого труда, редакторы сборника отмечают, что, несмотря на богатое наследие свт. Иоанна Златоуста и его центральное место в событиях поздней Античности на рубеже IV в., это научное поле до сих пор остается прискорбно малоизученным. Как утверждают редакторы сборника, специальных справочных изданий для исследователей Златоуста выходит крайне мало (p. X). Настоящий сборник был призван компенсировать это упущение, отразив те основные изменения в подходе к изучению наследия святителя, которые имеют место сегодня.

Вслед за известными биографиями святителя, составленными Келли (Kelly J. N. D. Golden mouth. 1995) и Брендле (Брендле Р. Иоанн Златоуст: проповедник, епископ, мученик. 2006), которые еще интересовались поиском «исторического» Златоуста, сегодня появляются исследования, направленные на деконструкцию привычного образа святителя и его жизни. Уэнди Майер сделала попытку рассмотреть жизнь Златоуста через эту «редескриптивную линзу». Кор-тни Уилсон ВанВеллер (Courtney Wilson VanVeller)3, Джеймс Кук (James Cook)4, Джессика Райт (Jessica Wright)5 и Крис де Вет подходят к Златоусту как к терапевту душ, смещая акцент с духовной цели христианской проповеди на ее психотерапевтический эффект.

Уэнди Майер исследует влияние проповедей Златоуста «Против иудеев» («Adversus Iudaeos») на его аудиторию в статье «Preaching Hatred? John Chrysostom, Neuroscience, and the Jews» («Проповедь ненависти? Иоанн Златоуст, неврология и евреи»). Физиологический подход к воздействию проповеди получает здесь первенствующее значение, снимая ответственность с аудитории: «Нейрохимия играет не признававшуюся до сих пор роль в восприятии эмоциональной риторики. Люди выносят рациональные суждения реже, чем мы могли бы подумать, в то время как бесконечное повторение подавляет критические способности пре-фронтальных областей мозга... Эмоциональная аудитория — это аудитория, неврологически отформатированная таким образом, чтобы быть однозначно настроенной на риторику и восприимчивой к убеждению» (p. 91).

1 Доцент кафедры изучения Нового Завета и раннего христианства в Университете Южной Африки (UNISA), в Претории. Является почетным стипендиатом Австралийского лютеранского колледжа Богословского университета (Australian Lutheran College, University of Divinity) в Аделаиде.

2 Профессор Австралийского лютеранского колледжа Богословского университета (Australian Lutheran College, University of Divinity) в Аделаиде. Научный сотрудник Университета Южной Африки (UNISA).

3 Доктор богословия, кафедра философии и религиоведения в Государственном университете Айовы.

4 Доктор наук, Ридли-Холл, Кембридж.

5 Доцент кафедры классических и медицинских гуманитарных наук в Университете Техаса в Сан-Антонио, доктор наук.

Исследование включается в полемику о том, являются ли проповеди святителя антииудейскими или антисемитскими. Несомненно, что проповеди обусловлены теологическими рассуждениями и исторической обстановкой, отличной от современной культуры терпимости и толерантности. Однако выводы Майер довольно безапелляционны: «Доказательством того, проповедуется ли ненависть, служат когнитивные и поведенческие последствия» (p. 124). Далее Майер разделяет вывод, сделанный Джоном Гейджером: «Если верные христиане являются аудиторией проповеди, то иудеи являются мишенью ее гнева, а евреи — ее жертвой» (Там же). Постановка вопроса в русле проблемы антисемитизма и ней-робиологии представляется довольно спекулятивной. Она не учитывает исторические и богословские реалии эпохи, с одной стороны, с другой — оправдывает поведение толпы с бихевиористских позиций, нивелируя свободный выбор и индивидуальную ответственность индивидуума за совершаемые поступки и возлагая всю вину на проповедника.

Изабелла Сэндвелл (Isabella Sandwell)6 в статье «Preaching and Christianisation: Communication, Cognition and Audience Reception» («Проповедь и христианизация: общение, понимание и восприятие аудиторией») рассматривает проповедь Златоуста как форму массовой коммуникации, с чем, конечно, трудно согласиться. Массовая коммуникация предполагает наличие средства информации, передающего и частично искажающего сообщение. Более того, само средство и есть в определенном смысле сообщение (The medium is the message), настолько велико его влияние. Проповедь является исключительной по силе, но все же межличностной коммуникацией, где личность проповедника и содержание проповеди имеют решающее значение. Сэндвелл, говоря о коммуникативных шумах или искажениях, неоправданно относит к ним культурные и личностные установки и когнитивные ограничения, делая вывод, что христианские проповедники не могли полностью контролировать то, как миряне воспринимали их сообщение. С этим трудно согласиться, так как установки реципиента отнюдь не являются шумом, но необходимым условием коммуникации: без них невозможно ни понимание, ни реакция на сообщение.

Сэндвелл поднимает и тему эмоционального восприятия. Она считает, что при изучении Златоуста нужно выйти за рамки традиционного стилистического и риторического анализа, сделав акцент на роли воображения. К подобному восприятию стремится и Ян Стенгер (Jan Stenger)7 в интересной статье «Text Worlds and Imagination in Chrysostom's Pedagogy» («Текстовые миры и воображение в педагогике Златоуста»). Его специфический когнитивный подход основывается на элементах пространственного восприятия, эмоций и воображения. Стратегически обусловленное и ярко детализированное риторическое построение различных пространств, таких как театр или ипподром, призвано вызвать особые эмоции и воспоминания, которые служат конкретной педагогической цели. Эти пространственные экфразисы (ekphrases), или текстовые миры, могут вызывать разнообразные реакции. Анализ Стенгера открывает новые методологические

6 Старший преподаватель в Бристольском университете.

7 Профессор, преподаватель греческого языка в Университете Глазго. Главный редактор журнала «Philologus».

возможности для исследований, связанных с осознанием пространства и коммуникативным эффектом различных пространственных ощущений, или психогеографией.

Комментируя «Беседу после землетрясения»8, Стенгер пишет: «Цитируемый отрывок примечателен тем, что характеризует стиль Златоуста быстрыми переключениями между целым набором сцен или пространств. Мы присоединяемся к проповеднику не только для посещения стадиона, но и стоим вместе с ним на церковном собрании, где он сразу же показывает нам вечеринки и сатанинские праздники, отмечаемые другими гражданами, в то время как набожные верующие проводят бдения и очищают каждый уголок города, от проспектов до рынка, и даже сам городской воздух» (p. 207).

Лесли Досси (Leslie Dossey)9 в своем анализе «Night in the Big City: Temporal Patterns in Antioch and Constantinople as Revealed by Chrysostom's Sermons» («Ночь в большом городе: темпоральные паттерны в Антиохии и Константинополе по проповедям Златоуста») привлекает новый теоретический материал для изучения социальной истории. Она использует современные исследования времени для выяснения городских временных ритмов древней Антиохии и Константинополя, особенно связанных со сном.

Досси отмечает, что Златоуст «был вовлечен в соревнование за ограниченное свободное время прихожан» (p. 709). Понимание проповеди в ракурсе конкурентных отношений с миром едва ли можно назвать правомерным, хотя современное западное богословие и склонно рассматривать многие вопросы в терминах рынка, воздействия на аудиторию и психологии восприятия.

Анализ Блейк Лейерле (Blake Leyerle)10 «Место образов животных в рассуждениях Иоанна Златоуста» («Locating Animals in John Chrysostom's Thought») показывает, как образы животных применяются для классификации определенных групп, например монахов, которые живут в пустыне подобно львам: «Когда Златоуст сравнивает людей со львами, овцами или собаками, мы не должны понимать это подражательно... Рассмотрим в этом отношении похвалу Златоуста истинным монахам. Поскольку они предпочли жить в дикой местности, вдали от городов, их вполне можно сравнить с дикими животными. Вот его обнадеживающий ответ богатым родителям, оплакивающим решение своего сына стать монахом: "Разве он не силен и бодр телом, как дикие животные, поскольку он наслаждается чистым воздухом и здоровой водой ручьев, цветами и лугами и чи-

8 De terr. mot. PG 50, 713—714: «Обильны потоки вашего пота, но они очищают совесть. Если борцы проливают даже кровь свою за лавровые листья, которые сегодня даются, а завтра увядают, то гораздо более вам, вышедшим на поприще подвигов, должно не уклоняться от трудов добродетели и не ослабевать. Ваше собрание — венец для меня, и один слушатель из вас для меня равносилен целому городу. Некоторые наполняли чаши до верха, другие учреждали сатанинские пиршества, иные приготовляли обильную трапезу; а вы совершили такое всенощное бдение и очистили весь город шествием святых ног ваших, перемерив площадь шагами и сделав самый воздух святым. И воздух становится святым от песнопения, как вы слышали сегодня от Бога, сказавшего Моисею: "ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исх 3. 5). Вы освятили землю и площадь, сделали город для нас церковью».

9 Адъюнкт-профессор, Чикагский университет Лойолы.

10 Доцент богословия и доцент-классик, Университет Нотр-Дам, США.

стыми, сладкими запахами, в то время как богатый человек, как если бы он лежал в выгребной яме, мягче и более подвержен болезням?"» (р. 284).

Сборник освещает также проблемные на сегодня вопросы, связанные с изучением рукописей, выпуском критических изданий и новых переводов Златоуста. Как отмечают редакторы сборника, совокупность представленных работ иллюстрирует то, что рост и популярность исследований поздней Античности в последние десятилетия неизбежно привели к росту исследований по одному из самых плодовитых авторов этого периода. Можно посмотреть на этот вопрос и под другим углом: интерес к святым отцам и, в частности, к Златоусту расширяет поле современных метапредметных исследований поздней Античности.

Хохлова Полина Игоревна, аспирант, ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1 khokh@mail.ru ORCID: 0000-0002-4754-4924

Polina Khokhlova, Graduate Student, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, 6/1 Likhov per., Moscow, 127051 Russian Federation khokh@mail.ru ORCID: 0000-0002-4754-4924

Рец. на: Мутафова К., Калицин М., Андреев С. Православни структури на Балканите през XVII—XVIII век съгласно документи от Истанбулския османски архив. Велико Търново: Абагар, 2019. 672 с.

Ref. of: Мутафова К., Калицин М., Андреев С. Православни структури на Балканите през XVII—XVIII век съгласно документи от Истанбулския османски архив. Велико Търново: Абагар, 2019. 672 с.

В последние годы наблюдается рост интереса исследователей к османским официальным документам как к историческому источнику. Их активно вводят в научный оборот и изучают с точки зрения различных аспектов истории балканских земель в составе Османской империи. Среди недавно вышедших трудов необходимо выделить публикацию болгарских историков И. Тютюнджиева и И. Шиварова1, а также турецких коллег Х. Чолака и Э. Байрактар-Теллан2, рассматривающих положение православных институтов в Османской империи и их взаимодействие с государственной властью.

Продолжает этот ряд книга «Православные структуры на Балканах XVII— XVIII вв. по данным документов Стамбульского османского архива», которая была опубликована в 2019 г. на болгарском языке. Публикация включает перевод

1 Тютюнджиев И., Шиваров И. Османотурски документи за Търновската църква XVII— IX век. Велико Търново, 2018.

2 Qolak H., Bayraktar-Tellan E. The orthodox church as an ottoman institution a study of early modern patriarchal berats. Istanbul, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.