Научная статья на тему 'ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПЕДЕВТИКА / РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PROPAEDEUTICS / EARLY LEARNING / PHILOSOPHICAL EDUCATION / DEVELOPMENT OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ган Н.Ю., Пономарева Л.И., Обухова К.А.

В данной статье предлагается решение одной из актуальных проблем раннего обучения детей основам философии педагогам и родителям. А реализация ценностно-смыслового подхода в обучения детей пропедевтическим основам философского образования будет способствовать наиболее эффективному усвоению знаний, согласно психофизиологическим особенностям, детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

контролировать и вносить необходимые коррективы в процесс внедрения

новшеств. При среднем уровне он будет это делать примерно в половине случаев, а при низком - в меньшей их части.

Таким образом, введенное нами понятие готовности учителя быть субъектом инновационной деятельности позволяет объяснять различия в активности и продуктивности инновационной деятельности учителей, а разработанные средства ее оценки после эмпирической проверки могут лечь в основу разработки инструментария самоанализа и самооценки учителем готовности к инновационной деятельности [7].

Список литературы:

1. Афанасьева Т.П. Модель готовности учителя к инновационной деятельности/Т.П.Афанасьева // Инновационная деятельность в образовании: Материалы IX Международной научно-практической конференции. Часть I // Под общей редакцией Г.П. Новиковой. - Ярославль - Москва: Издательство «Канцлер»

2. Лазарев В.С. Начала теории развивающихся педагогических систем / В.С. Лазарев // Педагогика .2015. - №2

3. Лазарев В.С. Инноватика в школе: учебное пособие для системы высшего педагогического

УДК 373.24

ГРНТИ 14.23.07

образования и повышения квалификации работников образования. - Сургут Екатеринбург: СГПУ - Гуманитарный ун-т. -

4. Лазарев В.С. Психологическая готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности / В.С. Лазарев, Т.Н. Разуваева. Сургут,

5. Лазарев В.С. Исследование педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности / В.С. Лазарев, И.А. Елисеева // Вопросы психологии. - № 1.

6. Тюнников Ю.С. «Целе-функциональное согласование экспертной диагностики и самодиагностики готовности педагогов к инновационной деятельности / Ю.С.Тюнников // Инновационная деятельность в образовании: Материалы X Международной научно-практической конференции. Часть I/ Под общей редакцией Г.П. Новиковой. Ярославль - Москва: Издательство «Канцлер», 2016

7. Харисова Л.А. Анализ и оценивание как условие повышения качества инновационной деятельности / Л.А. Харисова, Т.М. Шукаева // Инновационная деятельность в образовании: Материалы X Международной научно-практической конференции. Часть I// Под общей редакцией Г.П. Новиковой. - Ярославль - Москва: Издательство «Канцлер», 2016.

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ _ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА_

Ган Н.Ю.

к.п.н., доцент Пономарева Л.И.

д.п.н., профессор Обухова К.А.

научный сотрудник кафедра дошкольного и социального образования ШГПУ, г. Шадринск

АННОТАЦИЯ

В данной статье предлагается решение одной из актуальных проблем раннего обучения детей основам философии педагогам и родителям. А реализация ценностно-смыслового подхода в обучения детей пропедевтическим основам философского образования будет способствовать наиболее эффективному усвоению знаний, согласно психофизиологическим особенностям, детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

ANNOTATION

This article offers a solution to one of the urgent problems of early education of children in the basics of philosophy for teachers and parents. And the implementation of the value-semantic approach in teaching children the propaedeutic foundations of philosophical education will contribute to the most effective assimilation of knowledge, according to psychophysiological characteristics, by children of preschool and primary school age.

Ключевые слова: пропедевтика, раннее обучение, философское образование развитие личности.

Keywords: propaedeutics, early learning, philosophical education, the development of personality.

]

Введение. Педагогической новацией сегодня самоценности детства. Это связано с становится раннее философствование. Эту необходимостью переоценки социально-проблему актуализирует представление о гуманитарных ценностей, новыми условиями

жизни подрастающих поколений, которые выступают способом стимуляции наиболее эффективных механизмов личностного развития детей, их интеллектуального роста, эмоционально -нравственного совершенствования и социализации в обществе.

На сегодняшний день назрела необходимость и потребность в философской пропедевтике, под которой мы подразумеваем системный процесс приобщения детей к системе философских знаний, опыту творческой деятельности, к овладению понимания и осмысления самого себя и ценности жизни.

Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он может столкнуться с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что ребенок еще мало знает об окружающем его мире, что ему нужно ещё научиться жить в этом общества, комфортно чувствовать себя среди людей, совершенствоваться и развиваться. Но для этого ему важно понять, как люди общаются друг с другом в этом обществе, кого они ценят, а кого порицают, и за что.

Такая постановка проблемы ставит перед педагогами задачу развития растущей личности, всех её сфер для адекватного самопонимания и самоопределения, развития Я-концепции, приобретения черт идентичности, способности к самостоятельной ориентации в области нравственно-этических ценностей.

Решение этих проблем, на наш взгляд, возможно только за счёт реализации ценностно-смыслового подхода к обучению детей дошкольного возраста раннему

философствованию.

Особенность проблемы пропедевтики философского образования детей состоит в том, что она с одной стороны, имеет глубокие исторические корни, а с другой является инновацией. Наука раскрывает общетеоретические и

методологические подходы о ценностных, сущностных, процессуальных и результативных аспектах образования.

Философско-педагогическое исследование особенностей образования ребенка, представлено в различных концепциях и теориях, которые позволяют дать системное знание о нем как о предмете не только воспитания, самовоспитания, но и саморазвития:

1) концепция природосообразности. В этой концепции прослеживается тесная зависимость воспитания от особенностей душевной жизни детей, функционирования психических процессов. Это воспитание сообразно природе человека с учетом заложенных самой природой жизненных сил и стремлений к познанию мира, деятельности (Я.А. Коменский, М. Монтессори, К.Д. Ушинский др.);

2) концепция гуманизма воспитания. В ней прослеживается изменение взгляда на ребенка (где ребёнок, не только объект воспитания, но и является субъектом собственного развития). Происходит переосмысление сущности процесса

воспитания в ДОО (использование педагогами гуманных средств, методов и приемов воспитания, обращение их к внутреннему миру ребенка, его интересам, мотивам поведения; создание условий для развития ребёнка, его самореализации) (Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак, С.Т. Шацкий, К.Д. Ушинский, др.);

3) концепция свободного воспитания. Основные её идеи - отсутствие планов и программ, учет особенностей возраста ребенка, отсутствие строгой регламентации режимных процессов, предоставления детям свободы выбора игры или занятия, выбор материалов диктуется «планом жизни детей», их интересами и необходимостью пробуждения в ребенке творческих сил (К.Е. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, М.Х. Свентицкой и др.);

4) концепция дошкольного воспитания содержит некоторые положения теории свободного воспитания. Однако не в плане заимствования, а в аспекте нового этапа развития педагогики как науки, обоснования личностно-ориентированной модели образования (В.В. Давыдова и В.А. Петровского).

Существует целый ряд работ, прямо посвященных детскому философствованию. В данных исследованиях ранний опыт философствования рассматривался как инструмент развития мышления (Ж. Пиаже, М. Липман, О. Бренифиер, С. Бардик-Шеферд, Н.С. Юлина), навыков общения (А. Херригер, Т. Вартенберг, В. Сломски, Л.Т. Ретюнских), путь формирования отношения к миру и к себе (Г. Мэттьюз, Н.В. Французова, Е.В. Васильева, С.И. Левикова), способ реализации заложенных в человеке импульсов (Э.М.Шарп, Г. Галикян, Е.В. Золотухина-Аболина) и компонент учебно-воспитательного процесса (М.Р. Демин, Г. Ноль, Л. Нельсон, И.А. Кудрова, М.Н. Дудина) [4], [5], [6],[7], [8], [9].

Данные исследования позволяют определить цель современного образования и это, не просто передача знаний детям, а необходимость обучения ими пользоваться в повседневной жизни. Философия, выступает важным условием становления развитой личности.

Одним их самых важных составляющих фундамент философии воспитания мы считаем погружение детей в образовательную среду, в которой обеспечивается взаимодействие детей с педагогом, родителями и с окружением, а также свободное самовыражение детей, их запросов и потребностей.

Истинным философствующим оказывается ребёнок, который с удивлением и вопрошением, нескончаемой чередой вопросов: «почему?», «это что?», «что такое?» обращается к взрослому.

Дети - прирожденные философы, они легко и непринужденно задают сущностные вопросы и ищут на них ответы. В детстве, когда происходит постижение себя и окружающего мира, основным двигателем мыслительной деятельности ребёнка является любопытство. Но, это качество у ребёнка

родители и педагоги могут либо развить, либо оно может угаснуть. А угаснуть оно может из-за игнорирования взрослыми любопытства ребёнка и задаваемых им вопросов [1].

Поэтому очень важно, чтобы родители и педагоги, если не могут ответить на вопрос ребёнка должны признаться детям в том, что на какой-либо вопрос они ответить не могут, по причине того, что они не знают, что сказать, или потому, что определенного ответа просто не существует.

Процесс воспитания необходимо строить на развитии и поддержке уверенности малыша в том, что он вправе самостоятельно думать, порождать идеи, анализировать и выносить суждения в соответствии со своими способностями. Эти качества могут быть сформированы благодаря раннему развитию и постоянной практике.

Поэтому родители и педагоги должны составить свод правил, наставлений по фундаментальным вопросам: что правильно и неправильно, что есть добро и зло, красота и уродство и т. д.

Специфическая роль педагога остается по-прежнему принципиально важной: он должен, например, сделать так, чтобы было принято правило, что если невозможно доказать какую-либо идею, ее надо оставить. Уже введение такого правила способно породить мышление [3].

Вместе с тем дети также должны научиться анализировать, сопоставлять, критиковать, задавать вопросы. Такой образовательный подход, основанный на знаниях и автономии, ставит трудные задачи перед взрослыми, это глубокая работа, которую многие родители и педагоги не готовы выполнять по разным причинам: из-за нехватки времени, некомпетентности, отсутствия желания и т. д.

У маленьких детей больше, чем у взрослых, развиты эти качества: они знают, как играть, умеют фантазировать, «как могло бы быть», они не боятся исследовать окружающий мир и свободно выдвигать идеи.

Взрослый должен побуждать ребенка задавать вопросы, что подразумевает открытость отношений, восприимчивость педагога, внимание, терпение. Иногда педагоги слишком бездумно пренебрегают детской речью, отмахиваются от намерения ребенка высказаться и от его вопросов, в то время как внимательное выслушивание помогло бы им прояснить проблемы и понять детскую интерпретацию некоторых фрагментов знания [3].

Занятия с детьми философией могут иметь вопросно-ответный характер, что требует от человека самостоятельного философствования, использования своей способности рационального мышления. В таком случае можно «не откладывать занятий философией», а начинать их примерно в старшем дошкольном возрасте, делая предметом философствования самые разнообразные темы, например, темы: «правда и ложь», «права и обязанности» [3].

Они могут проходить следующим образом: чтение воспитателем отдельных абзацев сказки, рассказа, ключевых слов; задавание вопросов детьми, выделение проблемы, а затем совместное обсуждение. В процессе занятий дети выполняют разнообразные творческие задания - сочиняют, рисуют, разыгрывают сценки, придумывают загадки. В процессе сотрудничества, диалога взрослого с ребенком - совместного обсуждения вопросов, решается поставленная цель.

Действительно, философия - сложный предмет. Но существуют варианты, как можно упростить его для детей дошкольного возраста. Родителям и воспитателям будет очень полезно придумать перечень философских вопросов для детей и понаблюдать за тем, как дети будут их обдумывать. Так, например, можно задать ребенку следующие вопросы:

1. Как нужно относиться к птицам, и почему именно так?

2. Почему существует добро и зло?

3. В чем разница между маленькими детьми и взрослыми людьми?

4. Что такое семья?

Конечно, ответы детей будут разными, но мы можем наблюдать, когда ребенок будет обдумывать все эти ситуации, делать свои предположения и выводы [4].

Создание новой философии воспитания для детей дошкольного возраста, научит детей делать «открытия»; творчески решать проблемные ситуации; переносить знания в новую ситуацию.

Если педагог способен развить разум и воображение детей, он получит в ответ адекватную интеллектуальную реакцию. Однако если педагог в дискуссии с детьми не выдвигает собственных спорных вопросов, то он не сможет вовлечь в процесс философствования и ребенка, поскольку тот пока не имеет понятия о правилах философии. Если не будет найден системный способ вовлечения детей в сущностные обсуждения законов внутреннего мира (хочу и могу, хвастовство, скромность, совесть, характер и настроение), законов социума (моё - твоё - наше, родственники - друзья - чужие, законы дружбы, отношения со взрослыми), то они так и не научатся серьезно размышлять. Кроме того, если педагог будет пассивным наблюдателем, то дети тоже превратятся в зрителей, и будут выполнять задания, лишь для галочки.

Истинным философствующим оказывается ребёнок, над которым не давят стереотипы культуры, обстоятельств и прочее. И нам взрослым важно эту непосредственность сохранять и культивировать, в этом, и заключается одна из целей философии для детей.

Ведущим свойством детского

философствования является его яркая эмоциональность: именно через переживание (сопереживание) ребёнком реальных и воображаемых отношений и ситуаций происходит закрепление культурных традиций.

Благодаря детской открытости,

предпочтительным и доступным философским направлением для детей является этика.

Обращение к богатому сказочному материалу на занятиях для детей благоприятно для общего детского развития и собственно пропедевтики философского образования:

- использование сказки. Дошкольники способны адекватно воспринять не только сюжет, но и простейший анализ содержания сказки. Встреча со знакомыми героями несёт положительный эмоциональный заряд, а любимые сказки, всегда вызывают восторг.

- заложенные в сказке идеи, несут определённые моральные установки - дружбы и взаимопомощи, вежливости, трудолюбия, совестливости, смекалки, уважения к мудрости, которые понятны детям пусть даже на уровне бытовых ситуаций и отношений. Именно с этих безусловных понятий начинается социальное воспитание;

- немаловажная деталь, отмеченная А.А. Сыродеевой в характеристике героев «хороший/плохой», характерная для раннего возраста способна и должна преодолеваться на примере сопоставления персонажей разных сказок (Волк из "Красной Шапочки" Ш. Перро и совестливый, верный Ивану-царевичу Серый Волк русских народных сказок) [1].

Сопутствующие начальному «сказочному» философствованию речевое развитие и расширение литературного опыта детей безусловны, но ещё раз хочется подчеркнуть многоуровневость морального потенциала сказки.

Родителям дома можно посоветовать задуматься о том, чтобы устраивать дома философские дискуссии. Например, чаще задавать ребенку уточняющие вопросы. Скажем, если он спрашивает: «Буквы настоящие?», можно спросить его в ответ: «А как тебе кажется, что значит - быть настоящим?», и это станет отправной точкой для обсуждения.

Подобный ранний опыт философствования закладывает и структурирует нравственный базис формирующейся личности ребёнка, именно у детей сильнее всего активизирован процесс познания: в дошкольном возрасте ребенок получает едва ли не основную часть представлений об окружающем мире, в дальнейшей жизни они, как правило, только конкретизируются и корректируются [5].

Существует мнение, что такое «качество» как креативность изначально присуще практически всем детям: оно проявляется в их способности синтезировать все имеющиеся у них знания, опыт и (интуитивные) ощущения и не отделять, при необходимости, рациональное от иррационального. Думается, данную способность детей в известной степени можно соотносить с их способностью к философствованию.

Заключение. Следует сделать вывод о том, что образование не должно быть лишь процессом усвоения представлений, необходимо определить его как процесс создания основ видения целостной картины мира через философские категории.

Литература

1.Андрианов М.А. Философия для детей (в сказках и рассказах): пособие по воспитанию в семье и школе. Минск: Современное слово, 2003. 280 с.

2.Борисов, С.В. Феномен детского философствования и перспективы образования / С.

B. Борисов // Alma mater. - М., 2005. - № 7. - С. 2734.

3.Бренифье, О. Философия в детском саду // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. № 6. С. 88-94.

4.Дудина, М.Н. Философская пропедевтика, или Философии все возрасты покорны. -Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2000. - 428 с.

5.Кларин, М.В. Философия и ребенок: анализ детского

философствования // Вопросы философии. 1986. № 11. С.134-139.

6.Кудрова, И.А. Методологическая роль философии в структурировании знаний учащихся / И. А. Кудрова // Философия - Детям. Человек среди людей : матер. Второй Межд. науч.-пр. конф. -2006. - С. 202 - 204.

7.Мильчарек, Т. П. Субъект и личность / Т. П. Мильчарек // Альфа : межвуз. сб. науч. ст. Вып. 3 / Отв. ред. В. М. Шкарупа. - Омск, 2007. - С. 54-58.

8.Ретюнских, Л.Т. Нужна ли философия детям? / Л.Т. Ретюнских // Личность. Культура. Общество. - 2005. - Т. 7. - № 1. - С. 369-374.

9.Юлина, Н. С. Философия как инструмент наработки базовых навыков мышления / Н. С. Юлина // Философия - детям. Человек среди людей : матер. Второй Межд. науч.-пр. конф. - М., 2006. -

C. 134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.