Since 1999 ISSN 2226-7417
Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК
«Здоровье и образование в XXI веке» №5 2013 том 15
—--------------—
Данилина Т.Ф., Фомина Т.К., Касибина А.Ф., Колесова Т.В., Наумова В.Н., Лунёва Н.А., Деревянченко С.П., Денисенко Л.Н., Огрина Н.А.
Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний, кафедра русского языка, г. Волгоград.
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ - ФУНДАМЕНТ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО «СТОМАТОЛОГИЯ»
Предмет «Пропедевтика стоматологических заболеваний» в Волгоградском
государственном медицинском
университете отдельной дисциплиной
преподаётся в течение 10 лет, что даёт
возможность подвести некоторые итоги нашей работы. В 1995 году на кафедре
стоматологии детского возраста был
организован курс пропедевтики
стоматологии, реорганизованный в 2001 году в самостоятельную кафедру.
Дисциплина «Пропедевтика
стоматологических заболеваний» является неотъемлемой составляющей общего учебного процесса на стоматологическом факультете, закладывает базу
профессиональной деятельности
специалиста и строится в логике обучения студентов основам врачебной этики и деонтологии, общим принципам
диагностики, семиотике заболеваний
органов и тканей полости рта, начальным профессиональным мануальным навыкам врача - стоматолога общей практики, и является базисом освоения клинических
СПЕЦИАЛЬНОСТИ
стоматологических дисциплин вообще. Преподавание предмета строится на основе знаний гуманитарных,
естественнонаучных, медико-
биологических, медико-профилактических наук. Пропедевтика стоматологии -сложный в теоретическом и практическом отношении раздел стоматологии, где закладывается фундамент
профессиональных навыков, знаний, умений и мышления, не только частной, но и общей стоматологии. У студента вырабатывается положительная мотивация к обучению по специальности, что является основой успешной деятельности врача -стоматолога.
Общеметодическим приёмом для практических занятий является
самостоятельная работа студента на
фантомах. Большинство манипуляций преподаватель показывает в клинике на приёме больных. Значительная часть учебного времени - отведена на освоение профессиональных разделов: кариесологии, эндодонтии, стоматологического
материаловедения, местного
Since 1999 ISSN 2226-7417
Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК
«Здоровье и образование в XXI веке»
№5 2013 том 15
обезболивания, операции удаления зуба, ортопедического лечения дефектов
твёрдых тканей зубов и зубных рядов.
В настоящее время общий объём знаний, которые должен освоить студент, значительно возрос, что выдвигает задачу оптимизации учебного процесса. На кафедре сформирован учебно-методический
комплекс, обеспечивающий формирование у студентов основ клинического мышления, подготовлены унифицированные
методические пособия для самостоятельной подготовки студентов; контрольные вопросы, тесты, ситуационные задачи, схемы ориентировочной основы действия (ООД), в том числе совместно с МГМСУ. Сотрудники кафедры активно занимаются лечебно-консультативной и научноисследовательской работой с
привлечением современных методов
обследования и лечения
стоматологических больных, что
позволяет активно внедрять их в учебный процесс. Существенно расширить рамки изучаемого предмета позволяет
элективный курс в форме лекций и практических занятий по современным разделам стоматологии.
Совершенствование знаний и
формирование у студентов навыков самостоятельной работы реализуется
посредством
УИРС и СНО, стали традицией ежегодно проводимые на кафедре студенческие ш научные конференции. В преддверии
6о-летия Победы в Великой
отечественной В олгоградского медицинского пропедевтики
войне
и
70-летия государственного университета кафедрой стоматологических
заболеваний была успешно организована и проведена Межрегиональная студенческая олимпиада «Профессиональное
стоматологическое мастерство». Гостями и участниками нашей олимпиады стали преподаватели и студенты Воронежской государственной медицинской академии им. Н.И. Бурденко и Кубанского
государственного медицинского
университета.
Производственная практика по
специальности «Помощник медицинской сестры» является важной составляющей учебного процесса и способствует более полному погружению в профессию. Базами для прохождения производственной
практики являются профильные
стоматологические кафедры ВолГМУ, муниципальные и частные
стоматологические клиники г.Волгограда. На кафедре пропедевтики
стоматологических заболеваний
постдипломную подготовку по разделу «Геронтостоматология» проходят врачи-интерны. Занятия, семинары с молодыми врачами проводит заведующая кафедрой, профессор, ведущие преподаватели
кафедры, имеющие большой опыт клинической работы.
Подготовка иностранных студентов по
дисциплине имеет некоторые особенности. Лекционный курс для российских и
Since 1999 ISSN 2226-7417
Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК
«Здоровье и образование в XXI веке»
№5 2013 том 15
иностранных студентов читается раздельно. Практические занятия по предмету проводятся у иностранных студентов в отдельных группах по 3-5 человек. С 2004 года ведётся преподавание дисциплины на английском языке.
Практическая направленность предмета предполагает не просто усвоение нового материала, а выработку у иностранных студентов профессиональных речевых навыков и умений, которые могут быть реализованы в профессиональной деятельности. Оптимизация этого процесса может быть достигнута только при совместном сотрудничестве представителей «логоса» и «лексиса». Это подтверждает имеющийся в Волгоградском
государственном медицинском
университете опыт совместной
организационной и методической работы кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний и кафедры русского языка. Совместная работа представлена отбором терминологического минимума наиболее сложных для усвоения тем и текстов по дисциплине, взаимопосещением занятий, совместных методических и учебно-методических
созданием
разработок
пособий по отдельным разделам дисциплины. Основополагающим является принцип опережения: первоначально
иностранные студенты знакомятся с новыми терминами и речевыми
конструкциями на занятиях русского языка. На лекциях и практических занятиях по пропедевтике стоматологических
заболеваний происходит восприятие данного материала с более высокими темпоральными характеристиками на уровне профессионального концентра. Лингвистическая адаптация нивелирует возможные психологические трудности. Формой контроля качества подготовки студентов по дисциплине являются зачёты и междисциплинарный экзамен, который реализует современные требования комплексного подхода: оценка
практических навыков; тестовый контроль знаний; теоретический экзамен. Данная форма контроля позволяет
объективизировать уровень практической и теоретической подготовки студентов на этапах освоения специальности
«Стоматология».
(Uo)
5=0