УДК 94
А. Я. Касюк
доктор исторических наук, профессор;
профессор кафедры коммуникационных технологий
Института международных отношений и социально-политических наук
Московского государственного лингвистического университета;
е-таН: imoispn225@mail.ru
ПРОПАГАНДИСТСКОЕ ОРУЖИЕ КРАСНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг.
Статья посвящена раскрытию вклада пропагандистских органов Красной Армии 1941-1945 гг. в победу над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны. В статье рассматриваются вопросы организации работы, использования форм и методов пропагандистского воздействия, освещены основные направления информационно-пропагандистских материалов, обращенные к войскам и населению противника. Автор подробно останавливается на подготовке и проведении пропагандистских операций, уделяет внимание участию в пропаганде на войска и население противника Национального комитета «Свободная Германия».
Ключевые слова: печатная пропаганда; устное вещание; информационно-пропагандистские документы; агитматериалы; листовки; программы устного вещания; агитснаряды; громкоговорящие установки; обратный отпуск военнопленных; морально-политическое состояние.
A. Y. Kasyuk
Doctor of History (Dr. habiL), Prof.;
Professor at the Department of Technological Communications, Institute of International Relations and SociaL-poLiticaL Studies, Moscow State Linguistic University; e-maiL: imoispn225@maiL.ru
PROPAGANDA WEAPON OF THE RED ARMY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR 1941-1945
The article reveals the contribution of the Red Army propaganda arms during the Great Patriotic War 1941-1945 to the defeat of Nazi Germany. The article is dedicated to the specifics of the work of propaganda arms, usage of methods and forms of propaganda influence. The research illustrates basic principles of the influence that was made by the content of advocacy materials on the armed forces and population of the enemy. The author gives detailed analysis of the preparation to and conducting of propaganda operations, pays attention to the participation of the National Committee for a Free Germany in advocacy operations against the armed forces and population of the enemy.
Key words: printed propaganda; verbal broadcasting; information and advocacy documents; propaganda materials; leaflets; verbal broadcasting programs; airborne leaflet propaganda; loudspeakers; propaganda involving POWs; morale.
Введение
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. потребовала напряжения усилий всего советского народа. Победу в тяжелейших сражениях с ненавистными фашистскими поработителями всей Европы в течение долгих четырех лет добывала Красная Армия. Пропагандистскую работу среди войск и населения противника вели государственные и общественные организации, Всесоюзный радиокомитет, советское информбюро. Существенный вклад в ход и исход как отдельных операций, так и всей войны в целом внесли пропагандистские органы Красной Армии. Проводимая ими в самых различных условиях боевой обстановки работа по доведению до населения и войск противника правдивой информации о положении на фронте и в тылу, снижению морального духа войск противника, показу перспектив прекращения сопротивления, сохранения жизни и выхода из войны во многом способствовала успешному решению боевых задач, стоящих перед частями, соединениями и объединениями Красной Армии.
Организация, содержание и формы пропагандистского воздействия на войска и население противника
В первые дни Великой Отечественной войны директива Главного Политуправления Красной Армии (ГлавПУРККА) № 050 от 23.06.1941 г. обязала политуправления фронтов издавать газеты на немецком, финском и румынском языках для войск противника [Опыт работы 1946, с. 6]. Однако практика показала, что в ходе боевых действий в условиях быстро меняющейся обстановки на фронтах газеты отставали от жизни, запаздывали с печатанием оперативного материала (ЦАМО, Ф. 32, Оп. 11309, Д. 157, Л. 146). Поэтому начальник ГлавПУРККА директивой № 0398 от 5 октября 1942 г. предложил: прекратить с 10 октября 1942 г. издание фронтовых газет на иностранных языках; редакции газет расформировать; вместо газет усилить выпуск оперативных листовок; разрешить политотделам армий самостоятельно выпускать небольшими тиражами на местном материале оперативные листовки к солдатам противостоящих частей
и соединений противника; в составе 7-х отделов политуправлений фронтов создать редакционно-издательские отделения численностью 13 человек [Опыт работы 1946, с. 12].
В июне 1942 г. решением ЦК ВКП(б) при Главном политическом управлении Красной Армии создается Совет военно-политической пропаганды под председательством кандидата в члены Политбюро, секретаря ЦК ВКП(б) А. С. Щербакова [Информационный сборник 1975, с. 10]. Совет принял директиву, содержащую развернутую программу мероприятий по оказанию пропагандистского воздействия на войска и население противника. Эта программа предполагала: вести пропаганду на конкретном фактическом материале, дифференцировать ее применительно к противостоящим частям и соединениям; использовать для изучения противника трофейные документы, прессу, радио, показания пленных, сообщения партизан и населения, данные о поведении противника на поле боя, организовывать взаимную информацию о противнике между отделами и отделениями; обязать комиссаров и начальников политаппарата принимать непосредственное участие в организации работы среди войск противника и систематически информировать о проведенной работе и ее результатах (ЦАМО, Ф. 32, Оп. 11309, Д. 157, Л. 70).
Директива Совета военно-политической пропаганды, несмотря на наличие в ней ряда ошибочным положений (например, требования «указывать немецким солдатам пути выхода из войны главным образом посредством свержения авантюристов гитлеровской клики»), повысила ответственность за этот важный участок работы, сыграла большую роль в улучшении содержания работы политических органов Красной Армии в этой области, что заметно сказалось к концу 1942 г., т. е. к началу второго периода Великой Отечественной войны.
В 1943 г. был издан проект нового Полевого устава Красной Армии. В статье 37 этого устава были впервые сформулированы основные задачи политорганов в области изучения войск противника и организации работы по разложению его армии и тыла, что в значительной степени способствовало повышению уровня работы всего войскового аппарата пропаганды на противника.
В последующем происходили определенные изменения и в организационно-штатной структуре органов пропаганды на войска и население противника. В августе 1944 г. 7-й отдел Главного политического управления РККА был преобразован в управление. Для расширения
фронтовой оперативной пропаганды 7-е отделы и отделения были укреплены журналистскими кадрами и укомплектованы походными техническими средствами. Осенью 1944 г. в Военном институте иностранных языков Красной Армии открывается факультет спецпропаганды для подготовки офицеров-политработников по работе среди войск и населения противника [Военный Краснознаменный институт 1990, с. 116].
Содержание материалов информационно-пропагандистского воздействия на войска и население противника в годы Великой Отечественной войны в значительной мере определялось условиями военно-политической обстановки и ходом боевых действий. В основу содержания листовок начального периода боевых действий были положены десять пропагандистских лозунгов к военнослужащим гитлеровской армии, разработанных в конце июня 1941 г. 28 июня 1941 г. «10 лозунгов» были изданы тиражом 6 млн экземпляров (из расчета по две листовки на каждого немецкого солдата) и распространены над позициями немецких войск [Kirchner 1992]. Принятие десяти лозунгов вне всяких сомнений было положительным моментом. Оно способствовало концентрации содержания пропаганды на единых направлениях. Вместе с тем ряд лозунгов, например, таких как «кончать с войной путем уничтожения кровавого господства Гитлера» или «возвращаться домой к своим семьям», были неосуществимы.
В информационно-пропагандистских материалах начального периода войны, к глубокому сожалению, не учитывался такой существенных элемент в морально-политическом состоянии личного состава войск противника, как сила влияния на военнослужащих фашистской пропаганды и идеологии. Поэтому листовки и газеты, предназначенные для немецких военнослужащих, изобиловали абсолютно беспочвенными с точки зрения уровня идеологической обработки гитлеровской армии лозунгами типа: «Стой! Здесь страна рабочих и крестьян», или «Не стреляй в своих братьев - русских рабочих и крестьян» [Kirchner 1986, с. 71]. Как отмечалось в «Отчете о контроле и обработке вражеской пропаганды» батальона пропаганды «У» вермахта от 30.03.1942 г.: «Большевики исходят из полностью ошибочного предположения, что у немецкого народа присутствует «антифашистская» тенденция, что мы все чувствуем себя угнетенными и ждем освобождения» (ЦХИДК, Ф. 1275, Оп. 3, Д. 584, Л. 1). По этой же причине (незнание солдат противника и как
следствие переоценка их классовой зрелости) в ходе боев под Москвой в некоторых листовках пропагандировался преждевременный лозунг «Немцы, создавайте солдатские комитеты для борьбы с Гитлером» [Оружием правды 1971, с. 72-73]. Как показал опыт, солдаты противника были к этому лозунгу политически не подготовлены.
В первый период войны некоторые политорганы в издаваемых информационно-пропагандистских материалах допускали существенное завышение потерь противника (ЦАМО, Ф. 32, Оп. 11306, Д. 148, Л. 15). Так, в одной из листовок сообщалось, что за месяц войны против СССР Германия потеряла 1,5 млн человек; в другой утверждалось, что два месяца боевых действий стоили вермахту 2 млн человек [Kirchner 1986]. «Советские листовки слишком наивны, -заявлял обер-лейтенант В. Герольд. - Был случай, когда в одной листовке сообщалось об уничтожении 262 пд. Солдаты этой дивизии читали листовку и смеялись, выкрикивая; "Ура, мы уничтожены!"»1. Подобные примеры, к сожалению, не были единичными.
Неоправданным также было чрезмерное увлечение на первом этапе войны листовками типа: «Пока ты, солдат, на фронте рискуешь своей жизнью, тыловые крысы развлекаются с твоей женой или невестой». Листовки на данную тему сопровождались соответствующими иллюстрациями [Kirchner 1986, с. 466]. Воздействие подобных материалов часто было противоположным ожидаемому. Даже те, кто в целом не исключал возможность супружеской измены, брались за оружие, чтобы прежде чем разобраться с «неверными женами» и «тыловыми крысами», вначале отомстить авторам листовок.
Вряд ли можно считать оправданными призывы к сдаче в плен практически в каждой листовке, в том числе и в информационных, далеких от обстановки на конкретном участке фронта. В некоторых агитдокументах, пропагандировавших плен, приукрашивалось действительное положение военнопленных в советских лагерях, что вызывало недоверчивое отношение солдат к таким материалам.
К удачным с точки зрения содержания информационно-пропагандистских материалов первого периода войны можно отнести листовки, в которых использовались высказывания авторитетный немцев -Фридриха II, Морица Арндта, Бисмарка, Мольтке о безрассудности
1 Информационный бюллетень ГлавПУ РККА. 7-й отдел. 1944. № 12. С. 30.
войны против России, к талантливым можно отнести листовки со стихами Эриха Вайнерта (ЦАМО. Ф. 32, Оп. 515185, Д. 47, Л. 90). На последующих этапах войны особенно сильное впечатление на солдат противника производили листовки с обращениями генералов. «Обращение генерал-фельдмаршала Паулюса, - показал на допросе солдат Генрих Альтруменер из противотанковой роты боевой группы "Д", -подействовало на солдат ошеломляюще и вызвало много толков. Ведь мы все знали, каким огромным авторитетом пользовался фельдмаршал Паулюс среди немецких офицеров и генералов. Многие говорили, что если такой человек пошел против Гитлера, то дела у Гитлера, видимо, складываются действительно плохо» [Информационный сборник 1990, с. 70].
Интересный и ценный опыт заключался в практике засылки «генеральских писем». Генералы Зайдлиц и Корфес, полковник Штайдле посылали письма командирам отдельных соединений, многих из которых они знали лично. В письмах сочетались факты личного, интимного характера с аргументами чисто политическими. Письма посылались через обратно отпускаемых военнопленных или сбрасывались с вымпелами с самолетов.
Осуществляя пропаганду среди высшего офицерского состава противника, политорганы исходили из целесообразности влияния на тех, кто может отдать приказ па прекращение боевых действий. Кроме того, генералы и штабные офицеры были достаточно хорошо осведомлены о том, что на втором этапе войны общая военно-политическая ситуация для Германии складывается исключительно неблагоприятно [Лайнбарджер 1962, с. 276].
В конце 1943 г. ГлавПУРККА были проанализированы фронтовые листовки, изданные в предыдущие месяцы. В результате был разработан директивный документ под названием «К вопросу о содержании фронтовой печатной пропаганды среди войск противника в ближайший период», определивший направление, содержание и аргументацию нашей пропаганды на 1944 г. и на последующий период [Опыт работы 1946, с. 15].
Основная задача, которая ставилась в документе перед политическими органами, заключалась в том, чтобы в содержании пропаганды ввести новые тезисы, обусловленные коренным переломом в ходе войны: пропаганду уверенности в нашем превосходстве, боевых успехов наших войск, поскольку сама действительность давала
для этого достаточно материалов. В соответствии с этим документом и определялись основные темы пропаганды.
В годы Великой Отечественной войны политорганы использовали разные формы пропаганды на войска и население противника.
Основное внимание пропагандистский аппарат Красной Армии, ввиду недостаточного развития других технических средств, сосредоточил на ведении печатной пропаганды. Так, за весь период войны было подготовлено и распространено свыше 20 тыс. наименований различного вида пропагандистской литературы на двадцати иностранных языках общим тиражом 2 тыс. 706 млн экземпляров, в том числе 10 млн газет, 10 тыс. 200 брошюр (ЦАМО, Ф. 32, Оп. 11306, Д. 520, Л. 499).
Основным средством распространения листовок являлась авиация (80 % листовок распространялось авиацией) (ЦАМО, Ф. 32, Оп. 11306, Д. 88, Л. 194). В целях упорядочения организации распространения листовок посредством авиации командующий ВВС 7 октября 1942 г. издал приказ № 84, в котором потребовал от командиров и комиссаров навести порядок в приемке и хранении агитматериалов; для выдачи перед вылетом личному составу агитматериалов выделить ответственного командира; сбрасывать листовки со всех типов самолетов днем и ночью при выполнении боевых заданий, исходя из заявок политуправлений фронтов [Информационный сборник 1990, с. 20-21].
Вслед за этим приказом ГлавПУРККА издает директиву № 013 от 12 октября 1942 г., в которой были отмечены недостатки в распространении агитматериалов и определены меры по их устранению. В частности, директивой предписывалось все агитматериалы, предназначенные для распространения авиацией, направлять в политорга-ны ВВС, а не непосредственно в авиачасти и соединения, указывать названия листовок, на каком они языке, их количество, места и сроки распространения, к разнарядкам прилагать русские тексты [Опыт работы 1946, с. 23]. Директива требовала систематического контроля за ходом распространения агитматерналов. Агитматериалы распространялись разведкой (а не только авиацией), с помощью агитснаря-дов и через отпускаемых обратно военнопленных.
Наряду с печатной пропагандой велась устная. Передачи программ устного вещания через громкоговорящие установки вызывали наибольший интерес у немецких солдат. «Живое слово, - заявлял
ефрейтор К. Бенедек, - производит гораздо большее впечатление, чем написанное: для солдата оно является осязаемым признаком жизни "там" и уже по одному этому кажется ему заслуживающим внимания» [Информационный бюллетень 1944, с. 57].
Для ведения устной пропаганды использовались мощные громкоговорящие установки (МГУ), окопные громкоговорящие установки (ОГУ), рупоры. За время войны было проведено более 1 млн устных передач для личного состава вермахта и армий сателлитов Германии. По неполным данным только за два года (с 1 апреля 1943 г. по 1 апреля 1945 г.) было проведено: через МГУ - 85833, через ОГУ - 230105, через мегафоны и рупоры - 713731 передача (ЦАМО, Ф. 32, Оп. 142107, Д. 45, Л. 244). На некоторых фронтах предпринимались попытки использовать для ведения устного вещания легкомоторные самолеты.
В годы войны определенное воздействие на население Германии оказывала советская радиопропаганда. Влияние радиопропаганды особенно возросло после разгрома армии Паулюса под Сталинградом. Дикторы Московского радио стали зачитывать списки немецких военнослужащих, попавших в советский плен, а также их письма своим родным и близким. Советские специалисты в области радиопропаганды, как отмечали сами представители министерства пропаганды Германии, проявляли немалую изобретательность. Так, например, они вклинивались в официальные передачи имперского радио с такими замечаниями, как: «Это большая ложь», «Послушайте, что я вам скажу» [Радио в дни войны 1982, с. 119]. Особенно эффективными, по признанию самой имперской службы безопасности, подобные вклинения были в заранее разрекламированные выступления высокопоставленных официальных лиц Германии, включая самого Гитлера и Геббельса, так как для их прослушивания собиралась многомиллионная аудитория. Во втором этапе войны, начиная с 1943 г., политорга-ны в ведении радиопропаганды на войска противника стали использовать также войсковые радиостанции.
На отдельных участках фронта аппарат пропаганды Красной Армии использовал наглядную агитацию путем установки на переднем крае транспарантов, плакатов и т. п., обращенных к немецким солдатам. Однако, как об этом свидетельствуют многочисленные архивные материалы, данная форма пропаганды на протяжении всего периода войны являлась наименее действенной. В определенных условиях среди местного населения районов, занятых советскими
войсками, осуществлялось пропагандистское воздействие с помощью демонстрации кинофильмов.
Большая пропагандистская работа проводилась среди военнопленных. Уже с октября 1941 г. для военнопленных немцев и румын Главным политическим управлением РККА издается газета «Фраес ворт» (ЦАМО, Ф. 32. Оп. 515185, Д. 45, Л. 196). В последующем выпускалась также иллюстрированная газета «Фронт иллюстрирте», которая распространялась как среди военнопленных, так и забрасывалась авиацией для личного состава немецких войск на фронте. Сотрудники 7-го отдела Главного политуправления РККА выступали в лагерях перед военнопленными с докладами, проводили беседы, организовывали митинги, вечера вопросов и ответов, распространяли листовки, брошюры.
С августа 1941 г. политорганы стали привлекать военнопленных к подготовке листовок, выступлениям через звуковещательные станции. А с конца 1942 г., особенно после поражения немецких войск под Сталинградом, стала самим широким образом использоваться такая форма пропагандистской работы, как обратный отпуск военнопленных. В последующем попавшие в советский плен немецкие офицеры подтверждали, что отпуск военнопленных являлся наиболее действенной формой советской пропаганды на военнослужащих вермахта [Опыт работы 1947, с. 76].
Работа с военнопленными значительно усилилась после Сталинградской битвы и приобрела особенно широкий размах после первого совещания начальников 7-х отделов фронтов ГлавПУ РККА в 1943 г., на котором была поставлена задача «разлагать немцев руками самих немцев». Антигитлеровская и антивоенная агитация, исходящая от самих же немцев, давала возможность расширить тематику и улучшить аргументацию пропаганды, использовать национальные чувства военнослужащих противника. К этой агитации более чем внимательно прислушивались немецкие солдаты и офицеры, что способствовало усилению эффективности пропагандистской работы среди войск противника.
Командующий 1-м Белорусским фронтом Маршал Советского Союза Г. К. Жуков на завершающем этапе Великой Отечественной войны издал приказ, которым разрешил всем командирам от командира взвода и выше отпускать добровольно сдавшихся немецких военнослужащих для того, чтобы они привели с собой других своих
сослуживцев, не желающих продолжать воевать дальше. В результате предпринятых в соответствии с данным приказом действий на 2-м и 3-м Белорусском и 3-м Украинском фронтах было отпущено 6 тыс. 758 пленных, которые привели с собой 40 тыс. 732 немецких солдат и офицеров, что соответствовало штатам трех дивизий вермахта (ЦАМО, Ф. 32, Оп. 11306, Д. 91, Л. 65, 348).
В 1944 г. пропагандистский аппарат Красной Армии приступил к комплексному использованию различных форм пропагандистского воздействия на противника (распространение печатных материалов, ведение устного вещания, использование наглядной агитации, принятие решения отпускать военнопленных), которое получило название «Пропагандистская операция». Планирование использования этих различных форм пропаганды осуществлялось на основе единой идеи в соответствии с замыслом проводимой войсковой операции командованием. В 1944-1945 гг. политорганы фронтов, по неполным данным, организовали и провели 27 пропагандистских операций среди войск противника (ЦАМО, Ф. 32, Оп. 11306, Д. 54, 187, 340). Так, например, пропагандистская операция была организована против 7-й горнострелковой бригады румын в июне-августе 1944 г. на правом фланге войск 2-го Украинского фронта в период подготовки Ясско-Кишиневской операции [Опыт работы 1946, № 1]. К этому моменту часть северных уездов Румынии была уже занята нашими войсками. 7-я горнострелковая бригада на 80-85 % была укомплектована солдатами - уроженцами Дорохольского и отчасти Сучавского уездов Румынии, т. е. тех уездов, которые были освобождены и находились в тылу наших войск. Это обстоятельство подсказывало главную, стержневую идею всей операции - пропагандистское использование близкого расположения родины в узком смысле этого слова: родных мест, семьи, деревни, откуда происходили солдаты бригады.
Оперативная группа, проводившая операцию, была разбита на две части: одна работала на переднем крае, а вторая, снабженная транспортом, в это время объезжала населенные пункты Дорохольскога уезда и разыскивала отцов, жен, невест, близких людей солдат, находящихся на фронте, вела работу с авторитетными людьми той или иной деревни: учителями, сельскими врачами и т. д. Та часть оперативной группы, которая находилась на переднем крае, заблаговременно извещала, когда на передний край для выступления прибудут родственники солдат противника. Регулярно проводились серии передач под названием
«Полевая почта 7-й горнострелковой бригады». Через мощные громкоговорящие установки зачитывались письма от родных и близких солдатам, поскольку доставка писем естественным, обычным путем стала невозможна. Благодаря передачам серии «Хроника Дорохоль-ского уезда» люди узнавали, где ремонтируется дорога, в какой деревне состоялась свадьба. Передачи велись без особого пропагандистского нажима, ибо главная задача заключалась в том, чтобы показать: дома налаживается мирная, упорядоченная жизнь, и поэтому жителям уезда необходимо вернуться домой, а не погибать на пороге собственного дома. Перед микрофоном выступали авторитетные люди -учитель обращался к своим бывшим ученикам, врач давал советы своим бывшим пациентам и т. д.
Принимались решения отпускать солдат противника, добровольно сдавшихся в плен. Перебежчиков из 7-й горнострелковой бригады везли домой, организовывалась их встреча, иногда небольшой митинг, где их приветствовал примар - староста данной деревни. Перебежчик в течении двух-трех дней гостил дома. В это время проводилась фотосъемка, которая служила материалом для иллюстрированных листовок. После этого перебежчику предлагали вернуться в свою часть, чтобы рассказать товарищам правду о положении дома. Было проведено несколько операций такого рода.
Таким образом, проведенная работа была очень четко организована, и результаты ее были эффективны. 20 августа, когда началось наступление наших войск, данная бригада раньше всех других румынским соединений, не говоря уже о немецких, оказалась абсолютно небоеспособной: солдаты побросали оружие, массами сдавались в плен. Именно тот участок фронта, который занимала 7-я горнострелковая бригада румын, почти без сопротивления был открыт нашим войскам.
К удачным также можно было бы отнести пропагандистскую операцию по разложению 1-й Венгерской армии Политуправлением 4-го Украинского фронта. Проведение операции было спланировано в несколько этапов. На первом этапе в результате как мощного пропагандистского нажима на офицерский и рядовой состав боевых частей, так и прямого обращения в письмах к командирам частей и подразделений венгерских дивизий командующий 1-й Венгерской армией генерал-полковник Миклош Бела со своим штабом перешел на сторону Красной Армии. На втором этапе операции работа была развернута вокруг приказа командующего 1-й Венгерской армией о прекращении
боевых действий против Красной Армии и начале борьбы с немцами, что в сочетании с ударами соединений Красной Армии привело в конечном итоге к деморализации и распаду 1-й Венгерской армии [Опыт работы 1945, № 2].
Существенную помощь Красной Армии в ведении пропаганды на войска и население Германии оказала созданная 12 июля 1943 г. на территории Советского Союза организация немецких антифашистов-эмигрантов и военнопленных Национальный комитет «Свободная Германия» (НКСГ) [Wolff 1982]. В первое время фашистская пропаганда пыталась замолчать или опровергнуть сам факт существования НКСГ. В документах периода 1943 г. говорилось о том, что никакого комитета не существует, что это только «ловкие трюки большевиков» (ГАРФ, Ф. 7021, Оп. 148, Д. 248, Л. 8-37). В документах более позднего времени гитлеровцы вынуждены были не только признать сам факт существования НКСГ, но и участие в нем некоторых эмигрантов, офицеров и солдат, однако, все еще отрицали участие в нем видных немецких генералов, особенно Зейдлица и Паулюса (ГАРФ, Ф. 7021, Оп. 148, Д. 248, Л. 38). И наконец, когда пропаганда Национального комитета еще глубже проникла в ряды армии, немецкое командование уже не могло ограничиваться замалчиванием или отрицанием факта его существования. Покушение на Гитлера 20 июля 1944 г. убедительно доказало, что антифашистские действия со стороны немецких военнослужащих, в том числе и генералов, возможны. Поэтому командование вермахта вынуждено было официально признать существование НКСГ и Союза немецких офицеров. Солдатам был зачитан приказ Гитлера о том, что генерал Зейдлиц заочно приговорен к смертной казни за «измену национал-социализму и создание антигерманского Союза немецкий офицеров» (ГАРФ, Ф. 7021, Оп. 148, Д. 248, Л. 39). Участие Паулюса в Национальном комитете замалчивалось до конца.
Из всех видов практической деятельности НКСГ наибольшую тревогу германского командования внушала работа уполномоченных НКСГ на передовой и просачивание сторонников Комитета через линию фронта для работы внутри немецких частей и подразделений и в их тылу. При этом использовались следующие методы:
- отпуск на длительный срок групп антифашистов в тыловые гарнизоны с обеспечением их всей необходимой документацией для легализации и передвижения;
- проникновение в действующие части врага наиболее подготовленных и проверенных антифашистов для постоянной работы по сколачиванию антифашистских групп;
- краткосрочные задания военнопленным, засылаемых в окруженные и блокированные гарнизоны;
- распространение листовок Национального Комитета в расположении противника, личная передача писем от представителей НКСГ [Опыт работы 1950, № 2, с. 38-39].
Вся эта работа приносила значительные результаты. Так, только в ходе Берлинской операции в блокированные очаги сопротивления были направлены с пропагандистскими задачами 2 тыс. 130 антифашистов из пленных и 2 тыс. 365 местных жителей. Ими было распропагандировано и приведено в расположение советских войск более 15 тыс. немецких солдат и офицеров (ЦАМО, Ф. 32, Оп. 11306, Д. 173, Л. 98).
В годы Великой Отечественной войны эффективность советской пропаганды стала заметно повышаться в связи с боевыми успехами Красной Армии, с одной стороны, и улучшением содержания и качества пропагандистской работы среди войск и населения противника -с другой. Вместе тем недооценка значения пропагандистской работы в войсках противника, имевшая место в 1930-е гг., сказалась как на разработке методов пропаганды среди войск и населения противника, так и на оснащении ее соответствующими техническими средствами. Немалый урон организации воздействия на противника нанесло то, что оно строилось исключительно на основе практической деятельности аппарата, когда использовались в основном традиционные формы и методы, базирующиеся во многом на опыте работы периода Гражданской войны и иностранной военной интервенции. Практически полностью отсутствовала теоретическая проработка основополагающих вопросов. Недостаточное изучение Германии и ее союзников, переоценка их слабых сторон и, наоборот, недооценка воздействия на массы фашистских идей привели к тому, что разрабатываемые лозунги и используемые аргументы не всегда приносили желаемый результат.
Пренебрежительное отношение к пропаганде на войска и население противника наблюдалось особенно в начальный период войны. На первых порах некоторые ограниченно мыслящие командиры считали, что «от снарядов противник лучше разлагается, чем от листовок» и что «в этой войне агитацией ни одного боя не выиграли» [Копылев 1966, с. 553]. Да, действительно, в начальный период
Великой Отечественной войны влияние советской пропаганды на личный состав войск противника было незначительным. Это объясняется в значительной мере временными успехами германской армии, опьянившими немецких офицеров и солдат и вселившими в них слепую веру в непобедимость немецкого оружия, неизбежность и близость победы фашистской Германии.
Из-за слабой подготовки к ведению пропаганды на войска и население противника в предвоенный период фактически потребовалось около двух лет для развертывания этой работы. Именно поэтому о действительной эффективности пропаганды на противника можно говорить только начиная с 1943 г. К завершающему периоду Великой Отечественной войны политорганы Красной Армии в значительной мере отошли от классовых принципов ведения пропаганды на войска и население противника, унаследованных от Гражданской войны. Однако до конца преодолеть идеологические барьеры объективно не представлялось возможным.
Заключение
Пропаганда среди войск и населения противника в ходе боев в годы Великой Отечественной войны совершенствовалась, расширялась, усиливалась ее действенность. Однако значительная часть как военнослужащих вермахта, так и населения Германии до конца войны оставалась под влиянием фашистской идеологии. Существовали стабилизирующие факторы, которые, несмотря на воздействие побед Красной Армии, на непрерывное ухудшение для Германии военнополитической обстановки, все же делали гитлеровскую армию послушным орудием в руках командования.
Во-первых, это сохранявшееся до последних дней войны нормальное снабжение армии продовольствием и боеприпасами. Трудно ожидать, чтобы хорошо накормленный и отлично вооруженный солдат поверил в то, что на его страну надвигается поражение. Неплохие же повседневные бытовые условия, в которых продолжительное время находились немецкие войска, скрывали от военнослужащих вермахта реальное военно-политическое положение рейха (ЦХИДК, Ф. 1275, Оп. 1. Д. 2, Л. 65).
Вторым фактором являлся страх: боязнь поражения и возмездия, с одной стороны, ибо фашистская пропаганда и гитлеровское командование всячески внушали немецким солдатам, что в случае
поражения Германии немецкий народ, семью любого солдата ждет самая страшная участь, и страх перед совершенно разнузданным и колоссальным по своему масштабу террором со стороны гестапо и карательных органов фашистского режима - с другой. Ко всему этому добавлялся, и не без основательно, страх перед пленом. Эти разновидности страха заставляли судорожно и отчаянно сопротивляться [Information fur die Truppe 1993, Nr. 2, с. 34].
Наконец, сила инерции, привычка подчинения, тупая покорность, которые были воспитаны традициями прусской казармы и усилены муштрой в фашистском духе на протяжении многих лет, также являлись стабилизирующим фактором. Именно поэтому задачи, которые ставились в данном аспекте перед советской пропагандой -путем влияния на мировоззренческие, политические и моральные убеждения изменить основную политическую позицию большей части немецкого народа, перевоспитать его в демократическом, антифашистском духе, были нереальными.
Преодолеть действие этих факторов нашей пропаганде в целом все же не удалось и потому не удалось вызвать массового разложения в рядах немецкой армии.
Тем не менее в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. пропаганда среди войск и населения противника заняла достойное место в ряду основных способов ведения войны. Ведущий американский специалист по психологической войне П. Лайнбарджер так оценил деятельность советского пропагандистского аппарата в годы войны: «Русские достигли блестящих, буквально потрясающих результатов в пропаганде в период военных действий. Они добивались огромнейших успехов в использовании пропаганды в тактических операциях по склонению солдат к капитуляции. Они более, чем любая другая страна из Объединенных Наций, использовали средства психологической войны (со значительной примесью политической войны) в целях привлечения на свою сторону населения оккупированных районов. Но, как и все другие, русские, кажется, использовали стратегическую пропаганду как для достижения немедленного и всеобъемлющего результата, так и результата, который проявлялся постепенно, вызревая подобно плоду» [Лайнбарджер 1962, с. 211-212].
Опыт ведения пропаганды на войска и население противника в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. представляет собой большой вклад в теорию и практику информационного
противоборства. Он еще раз подтверждает огромное значение и возможности пропагандистского воздействия как эффективного средства подрыва морально-боевого духа войск и населения противника в интересах выполнения боевых задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Военный Краснознаменный институт. 50 лет : сб. ст. М. : Изд-во ВКИ, 1990, 200 с.
Информационный сборник ГлавПУ СА и ВМФ. 1975. № 1. С. 10. Копылев Л. З. Слово правды через фронт // Литературное наследство. М. :
Наука. 1966. Т. 78. Кн. 1. 639 с. Лайнбарджер П. Психологическая война. М. : Воениздат, 1962, 362 с. Опыт работы ГлавПУ РККА. 7-е управление. 1946. № 1. С. 6. Оружием правды. Листовки к войскам и населению противника, изданные политор-ганами Советской Армии и Военно-Морского флота во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. М. : Воениздат, 1971. 414 с. Радио в дни войны. М. : Искусство. 1982. 303 с. Information fur die Truppe. 1993. Nr. 2, S. 34.
Kirchner K. Flugblattpropaganda im 2. Weltkrieg. Erlangen: Verlag D+C, 1992, Bd. 13, 442 S.
Kirchner K. Flugblattpropaganda im 2. Weltkrieg // Flugblatter aus der UdSSR,
Juni-August 1941. Erlangen: Verlag D+C, 1986. Bd. 8, 672 S. Wolff W. An der Seite der Roten Armee: zum Wirken des Nationalkomitees «Freies Deutschland» an der sowjetisch-deutschen Front 1943 bis 1945. 3. Aufl. Berlin : Militärverlag der DDR, 1982, 349 S.
REFERENCES
Voennyj Krasnoznamennyj institut. 50 let : sb. st. M. : Izd-vo VKI, 1990, 200 s.
Informacionnyj sbornik GlavPU SA i VMF. 1975. № 1. S. 10.
Kopylev L. Z. Slovo pravdy cherez front // Literaturnoe nasledstvo. M. : Nauka.
1966. T. 78. Kn. 1. 639 s. Lajnbardzher P. Psihologicheskaja vojna. M. : Voenizdat, 1962, 362 c. Opyt raboty GlavPU RKKA. 7-e upravlenie. 1946. № 1. S. 6. Oruzhiem pravdy. Listovki k vojskam i naseleniju protivnika, izdannye politorganami Sovetskoj Armii i Voenno-Morskogo flota vo vremja Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945 godov. M. : Voenizdat, 1971. 414 s. Radio v dni vojny. M. : Iskusstvo. 1982. 303 s. Information fur die Truppe. 1993. Nr. 2, S. 34.
Kirchner K. Flugblattpropaganda im 2. Weltkrieg. Erlangen: Verlag D+C, 1992, Bd. 13, 442 S.
Kirchner K. Flugblattpropaganda im 2. Weltkrieg // Flugblatter aus der UdSSR,
Juni-August 1941. Erlangen: Verlag D+C, 1986. Bd. 8, 672 S. WolffW. An der Seite der Roten Armee: zum Wirken des Nationalkomitees «Freies Deutschland» an der sowjetisch-deutschen Front 1943 bis 1945. 3. Aufl. Berlin : Militärverlag der DDR, 1982, 349 S.