УДК 94(430).086 ББК63.3(4Гер )1941 С 50
00!: 10.24411/2076-4766-2019-10005
Николай Смирнов
ПРОПАГАНДИСТСКАЯ РАБОТА СЛУЖБЫ 1С ВЕРМАХТА В ПЕРИОД ОПЕРАЦИИ «БАРБАРОССА» (НА ПРИМЕРЕ 55-ГО АРМЕЙСКОГО КОРПУСА)
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются вопросы осуществления фронтовой пропагандистской и контрпропагандистской работы отделов !с вермахта в период операции «Барбаросса» на примере 55-го армейского корпуса, действовавшего на южном участке советско-германского фронта. Описываются пропагандистские мероприятия, проводившиеся сотрудниками отдела !с корпуса, производится сравнение немецкой и советской фронтовой пропаганды первых месяцев войны. Рассматриваются объем, характер и специфика пропагандистской работы, проводившейся в германских сухопутных войсках на уровне дивизии и корпуса.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Военная спецпропаганда; отделы 1с; план пропаганды «Киев»; 55 армейский корпус; 100-я легкопехотная дивизия; операция «Барбаросса»; отдел пропаганды ОКВ.
НЕСМОТРЯ НА БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО публикаций, выходящих в последнее время в России на тему истории пропагандистского противостояния СССР и гитлеровской Германии во время Второй мировой войны, практически все они рассматривают пропаганду в общих чертах, не углубляясь в детали организации и реализации пропагандистской работы на низовых уровнях. При этом необходимо разделять деятельность Имперского министерства народного просвещения и пропаганды (RMVP), управлявшего пропагандой в целом и задававшего основные направления, и военных структур, реализовывавших разработанные концепции на практике, в частности проводивших «активную пропаганду» против войск и населения противника.
о
В составе вермахта имелись специальные подразделения, ответственные за пропагандистское воздействие на противника, население прифронтовой полосы и собственные войска, — «роты пропаганды», придаваемые командованиям армий и подчинявшиеся непосредственно начальнику штаба армии. Общее руководство деятельностью рот пропаганды осуществлял Отдел пропаганды вермахта при Штабе оперативного руководства ОКВ С^/'Рг.). С командиром роты обязаны были сотрудничать отделы 1с и абвер-офицеры армейского и корпусного уровня, а также дивизионные офицеры 1с1. Сотрудничество это заключалось в первую очередь в обмене информацией: службы 1с, ответственные за разведку, контрразведку, контрпропаганду и военную цензуру, располагали материалами допросов военнопленных и перебежчиков, радиоперехватами, сводками авиаразведки, агентуры и разведгрупп, образцами материалов вражеской пропаганды. Разработка собственной агит-продукции и проведение собственных пропагандистских операций де-юре не входили в спектр задач отделов 1с2, однако же они по мере сил старались заниматься этим вопросом самостоятельно, не полагаясь лишь на специализированные подразделения. Пропагандистские материалы могли готовиться офицерами служб 1с всех указанных уровней. При этом корпусной уровень являлся самым минимальным, на котором осуществлялась цензура и происходило утверждение проектов агитационных материалов для противника и населения оккупированных территорий.
Рассмотрим пропагандистскую работу служб 1с на примере 55-го армейского корпуса. 55-й армейский корпус формировался в 5-м военном округе (бывшие земли Вюртемберг и Баден, провинция Гогенцоллерн) с января 1941 г. в рамках подготовки к вторжению в СССР, а в конце апреля был переброшен в Генерал-губернаторство Польша и подчинен командованию 6-й армии вермахта. Части корпуса в июне 1941 г. были сосредоточены на юго-западной границе СССР по реке Буг севернее Львова. Изначально в корпус входили 75-я и 111-я пехотные дивизии, впоследствии же состав дивизий корпуса постоянно менялся в соответствии с изменениями оперативной обстановки. В разное время командованию корпуса были подчинены 45-я, 57-я, 88-я, 95-я, 295-я, 299-я пехотные дивизии, 100-я и 101-я легкопехотные (впоследствии егерские), а также ряд других частей3.
Первым командующим корпуса был генерал от инфантерии Эрвин Фи-ров, позднее ставший военным комендантом оккупированного Харькова. 14 февраля 1942 г. место командующего занял генерал-майор Рудольф фон Роман. В течение рассматриваемого периода корпус в составе группы армий «Юг» участвовал в приграничных сражениях, отражении контрудара советских танковых корпусов в районе Дубно, их окружении и уничтожении, сражении за Киев и первой битве за Харьков. Затем, в течение всего 1942 г., корпус вел бои в районе г. Ливны.
Перед началом войны германские войска в вопросах пропаганды руководствовались «Инструкцией по ведению пропаганды в ходе операции "Барбаросса"», подписанной начальником штаба оперативного руководства ОКВ (Т81:) Альфредом Йодлем. Инструкция предусматривала, что руководство
пропагандистскими акциями на начальном этапе боевых действий оставалось за Отделом пропаганды ОКВ: «Кроме ОКВ в единичных случаях допускается предоставлять право руководить ведением активной пропаганды на противника армиям и танковым группам с использованием средств, имеющихся в приданных им подразделениях пропаганды, для выполнения конкретных боевых задач, в зависимости от характера и масштаба начального этапа боевых действий»4.
Исходя из этих установок корпус, как и все остальные части вермахта, встретил начало войны с арсеналом агитпродукции, выпущенной централизованно — Отделом пропаганды ОКВ.
Товарищи Красноармейцы, Командиры Красной Армии!
Ж; ;и'.;-|;41 í.tt.i . :,n i,. iccnrrf пранптгдьстко, ммз'л-н:лж'Мое Д>гV-гашпили Сталиным, нарушили дигнвиры заключенные е Германией.
Лело дошло до войны!
Близорукой н преступней политикой паших правите лея вы доведены до того, тго должны проливать крон за Ш интернационал.
Сталин решил, что Германия ослайела от Ьорьбы с каплетили! тн-ЧМ&бй и империалистической Англией в потому прибегнул к тоан-тьу*. ияштръ гг» наличие еоиетско-герязнскиго ¡yimaopa о ненаоа-дении ни стараасн аасгронть Болт-арии» ирптпп Германии, au же илЛилттмл претив нее серйекую чернь. Тейгрь решено ппложтт конец йошыишчеекш! мпоим зддовений клики Германским иоИскам нрикании« прогна н, tidjniyjmeroit. которые. ayiaimг н окспл оптируют народы СССР. Йрдружепши силы Германии luuum-Ji освободителями nces чгстнтрг трудишц^ся ™noß своей родины от жестокого Mtnonia*»», ot npoH.iiio,ia vüiííih и .лгу нон.
руляул^нрпдпжннЛ царгшш ре^им, коммукисти омлвяли
ым ífM.jiu u мш&од, ~
Но каи ини вас всех обманули!
Еиесто иеч.т чип вал дЯЬ непосильную р&Со/уГЩ-^л^д j,pe-вдинычн дабамн Стазцщз н em TptameM»^оянож^, котлт.<
«шгпм. -!,:>Ti-«. что вы ййтрыиастесг. |Г KiUiimnx, питчи л ,л
^ Пропуск
Дредакитсдь'гего tfiijeyrrinjgggM^ffwr« итя» до - .
¿рсщо.чыи» оставлю |Краслуп>Аряи юн гифвхо ШШМк e p ма i ick им «шдояц буаучи yjißpett, чд^его ижиддсг -тТрщцсии«.
(Пвреаол ча нсисцкТГЙ ялык ив пПороте! _
-
s о
Пример листовки 000111RA5
о
Однако в первые же дни войны стало ясно, что полная централизация руководства пропагандистской работой в руках ОКВ не дает возможности оперативно реагировать на быстро меняющуюся обстановку на фронте. Поэтому службы 1с всех уровней и роты пропаганды получили карт-бланш на самостоятельную работу, которая при этом должна была лежать строго в рамках идеологических установок, определяемых ОКВ и Министерством народного просвещения и пропаганды.
Первые упоминания о самостоятельной пропагандистской работе 55-го корпуса датированы 28 июня 1941 г. и представляют собой запрос в адрес командования 6-й армии на пропагандистскую «обработку» войск сводной группы бригадного комиссара Н.К. Попеля, к тому моменту уже окруженных в лесных массивах западнее Дубно: «...Положение окруженных сил противника в лесном массиве западнее Дубно делает применение пропаганды перспективной. Разрешение командования 6-й армии получено вечером 28.06. и выдано [в части]»»6.
В вопросах распространения собственных листовок на начальном этапе войны корпуса могли работать напрямую лишь с приданными им разведывательными эскадрильями. Вскоре после начала боевых действий выяснилось, что масштабы распространения агитпродукции самолетами разведывательной эскадрильи достаточно скромны и не соответствуют запросам, поступавшим от дивизий корпуса. Но более-менее массированные пропагандистские операции уже требовали согласования на армейском уровне и отправки запросов в Люфтваффе.
После отправки вышеуказанного запроса и получения разрешения от командования со следующего дня — с 29 июня — машины разведывательной эскадрильи корпуса в каждый вылет в обязательном порядке брали груз листовок7. Первые два дня распространение листовок производилось в течение всего дня8, затем же, по мере ослабления сопротивления окруженных частей, лишь по утрам9. Листовки сбрасывались вблизи боевых порядков 111-й пехотной дивизии, перекрывавшей группе Попеля пути отступления на Восток, — пропагандистскую поддержку командование корпуса, естественно, оказывало в первую очередь собственным дивизиям. Оборона отрезанных в тылу противника советских частей продолжалась до 2 июля, и лишь когда к концу подошли боеприпасы и топливо, отряд Попеля, уничтожив оставшуюся технику, начал пробиваться из окружения. С этого дня офицеры 55-го армейского корпуса переориентируются на отступающие советские войска в районе г. Кременец10.
Советские политработники тем временем оправились от первоначального шока и стали предпринимать первые контрпропагандистские мероприятия. Они также нашли отражение в документах корпуса. В сводке за 2 июля указано: «Многочисленные показания пленных говорят нам, что только благодаря германской пропаганде был развеян страх перед обращением в германском плену, преднамеренно нагнетаемый красными комиссарами и офицерами, и ей же вызван отказ от сопротивления. Поскольку красные комиссары осознают убедительное влияние германской пропаганды на находящихся под неимоверным террором рус— 86 -
ских солдат, они пытаются пресечь собирание листовок угрозами немедленного расстрела...»11 Вечернее донесение за тот же день содержало схожие оценки: «Политические комиссары являются душой сопротивления и пытаются предотвратить переход к противнику. Угрозы расстрела при сборе листовок»»12.
При подобном противодействии печатной пропаганде немецкое командование решило прибегнуть к одному из успешно испытанных еще в ходе кампаний 1939-1940 гг. приемов — использованию автомобильных громкоговорящих установок13. Поскольку подобная аппаратура не имелась в войсковых частях, а была сосредоточена в автопарках рот пропаганды, командованию 6-й армии был направлен запрос на задействование машин 637-й роты пропаганды, прикрепленной к армии.
Помимо работы среди собственных бойцов по пропаганде ужасов немецкого плена (реальные условия которого, впрочем, нечасто сильно отличались от пропагандистских тезисов) и репрессий по отношению к лицам, собирающим и читающим вражеские листовки, советские политработники начали вести и печатную пропаганду на немецкие войска. Первыми пропагандистскими листовками для немецких войск были 10 разновидностей лозунгов, напечатанных тиражом по 1 млн экземпляров каждый, в соответствии с Директивой ГУПП КА № 96 от 26 июня 1941 г.14 Приведу примеры лозунгов-листовок из Директивы:
«1. Германские солдаты! Германский и русский народы хотят жить в мире друг с другом. Гитлер порвал договор о ненападении между Германией и Советской Россией и вовлек вас в бесцельную и кровавую войну.
2. Германские солдаты! Советский Союз честно выполнял свои обязательства по договору о ненападении. Гитлер напал на Советский Союз без предъявления каких-либо претензий и без объявления войны. Свергайте Гитлера, кончим войну.
3. Германские солдаты! Кому выгодна война против Советской России? Только капиталистам и помещикам. Вам она несет смерть, вашим семьям голод, болезни, нищету.
7. Германские солдаты! Помните, единственный путь к миру — это уничтожение кровавого режима Гитлера и его приспешников.
10. Немецкие солдаты! Гитлеру не удастся покорить 200-миллионный свободный советский народ. Вас ведут на верную гибель. Кончайте гитлеровскую авантюру!»
Подобное содержание самой директивы и лозунгов свидетельствует о явно недостаточной подготовленности аппарата спецпропаганды Красной Армии к войне с Германией. Поражения Красной Армии сводили к нулю и без того скромный потенциальный эффект подобных листовок.
Такие действия политуправлений РККА немедленно нашли свое отражение в документах 1с корпуса: все вражеские листовки требовалось обязательно собирать и передавать офицеру 1с для последующего уничтожения.
о
Контрольные экземпляры собранных вражеских листовок передавались вышестоящим инстанциям — подобная практика, к слову, действовала во всех армиях.
Части 55-го корпуса столкнулись с воздействием советской пропаганды 3 июля — о фактах разброски листовок доложило командование 111-й пехотной дивизии15. Листовки представляли собой несколько вольные формулировки лозунгов № 1, 216 и 7, а также перевод на немецкий язык выступления В.М. Молотова от 22.06.1941 г.
Stutmjffehütiflbi. т
«щ. -3. JUL. Ш1
DEUTSCHE SOLDATEN!
Merkt Euch: Die Vernichtung der Blutherrschaft Hitlers und seiner Helfershelfer—das ist der einzige Weg zum Frieden.
о
Пример листовки-лозунга № 717
Данные листовки позволяют нам оценить определенную бессистемность подхода 7-х отделов Главного и фронтовых политуправлений Красной Армии к вопросу пропаганды на противника. Налицо отсутствие дифференциации материала по группам целевой аудитории: например, обращение Молотова, предназначенное для населения СССР, не могло найти отклик среди немецких солдат. Подобные попытки воздействия с помощью переведенных выступлений руководителей советского государства продолжались в течение всего 1941 и начала 1942 г., до тех пор пока начальником Главного политического управления РККА не стал А.С. Щербаков, сменивший на этом посту Л.З. Мехлиса.
Также на качестве советской пропаганды негативно сказывались взгляд на нее исключительно сквозь призму марксистско-ленинской теории, а также изначально неверная оценка настроений среди войск противника. Советские политработники, ожидавшие увидеть морально разложившуюся армию капиталистического государства, зараженную революционными настроениями19, на деле столкнулись со сплоченной — в первую очередь
Protttirjy ilhrJJndir, vereinig rachl /
Rundfunkrede des Stellvertreters des Vorsitzenden des Rates ^
der Volkskommissare der Union der SSft und des Volkskommissars für Auswärtige Angelegenheiten Genossen W. M. MOLOTOW am 22-ten Juni 1941.
Börger und Bürgerinnen der Soviet* u n 10 Ell *
Dte Soivielreglenm» and Ihr Heu(H, — Genosse MMm. betufiragl« mich folftnd» Erlillrunr iu machen: *
Heule um 4 Uhr morgens. Ohne Irgendwelche PrSienElonea s<stn die äti.Xunlni, tu erheben, ohne Kriei^erldurunp, Qberl ieleu dir deulie hen Tr up. pea unser Land. Krifitn unsere Grenicn an mehreren Stellen I- Unit lltre Ffogieuge tjoutbaidicflen Wisrre Sitte — SllltOwir, Kiew, Sewastopol, K»u-; Und ejuijre andere Örter. wnhel über jvr::.j:v den Perionen gelötet und verwundet Wurden Feindliche Luit, und AnltterleengrWe Und aucli »um rumänischen und finnllndischeu Territorium lus unternommen wordrn-
Dleier umhaue Übe,hl! auf unser Und lit ein In der GtKbKlue der ilnllalerteri Völker betaiel-Imer Treubruch, Der Überfall ßuf unier Und wur.
i1"""" d"«"- >*• »"lMt»n da UU»H uno Deutschland el» Nichtangriffspakt abgeseiltes™ wurde und die Sowlelrecieront mit ■11er Oevusenharilefceit slmtllcV Bedingungen dieses Vertrags erfüllte. Oer Überfall «uf unser Land wurde vertltrl üngracluet dcMcrt, d,iu Im Linie der gawfii /eil dfJ Begebene die«« Vertrau, die deutsche Regierung nicht ein elnetcea Mal Irgendwelche Prätention in die UdSSR hinsieht. Udl der Einhüllung des Vertrags erheben konnte. Die gante Verantwortung fDr diesen räuberischen Lbcrtall auf die-Sovjetutilnn Ihllt voll und 51m auf die deutschen fsscMsMscher Machthaber.
Bereits nach vecöblem Überfall machte der diu f. »che Botschafter In Moskau Schulen!» rg um SUbr 30 Minuten morjjcnj mir als dem Volkskommissar ri)r Auawirllge Viirlcümhcilcn eliw Erkältung Im Namen »einer Regierung dirtbet, daü die deutsche Regierung beschlossen hau (Inen Krieg gegen die Ud^R *u beginnen. Im Zustimme nhang nilt der Konicnliltntng von Truppenteilen der Roten Arm« an der gsfdeursehen Creme.
Als Anfvort darauf erklirre i.-ft Im Namen der iowjelreglerung, daB bii ruf letzter Minute die deutsche ItejUeeunj- keinerlei Prlttnslantfl gegen die Sowjet regierting erhoben hat, dafl Deutimland den Überfall auf die UdSSB verüble, troti der friedfertigen Stellung der Sowjetunlon. und daB Infolgedessen das faschistische Deutschland die in. greifende Partei Ist.
Int Auftrage der Regierung der Sowjetunion tntiß Ich auch noch erklären, daß untere Truppen und unsere Luftalreltkrlfle In keinem elnilgei) Punkt die Grrnre verlciit haben, und deshalb Iii die heute früh gemacht« Mitteilung des rumin liehen Rundfunks. lIjB angeblich Sowjelflugieuge nimlnlichc FhigvlMlt* beschossen haben, von Grund tui LOgt HOd Provokation, Eiße ibeniolche LOge und Provo.
kilton vom Anfang Ыа tum Ende í*l tuch d¡4
heutige DekJífeílon von Hitler, cjnr nacbtr^Kh eio Ankiígemtierlíl in Bezug auí Nichlcmh*hea d« sowJci deuiiChen Paklea seitens dti Sowjetunion íusammeniuílicken v<r»uchi.
JcUt, da der (Jhciiall aul die Sowjetonkui bereiti vefübl wurde, erteilte die Sowjeuegieiuni unseren Truppen den BeTc-hl. den rSuticriM-lifn Über lall imöckiuxtitagc« und die deut*ehvn TVuppeu vom TetritftrJutif ««»eres VaK-iIdrpJc* finiiiijaye«
Nicht dui Jeui^rlte Volk, niebr dir lívuiiíCften Arbeit«. Bauern und Jiiicii^iitcik-n, dvriti Uiib wir wohl vmlelvtn, haben uns diesen Krieg »ui-cebunden, stuidern die Clique der Wutdur и l^en ioschisl»sehen Machthaber DeutscMands, di* die Frenioseo, die Tichecheri, die Polen, die Serben, Norwegen. Beigten. Dänemark, Holland, Griechen* lind und «ndere Völker geknechte» haben
Die Regierung ótt Sowjetunion drücki ihrcwwr-acltötierJkfae Zuversicht aus, doü unsere hrW*n-nBtig« Агшм und FloU* und die iapf«i«n F*lk«n de« SowjetfluRWesens mit Ehren Ihre Pflicht вексп-Ober dem Viterlande, gegenüber dem Sowjetvolk« erfüllen und dem Agressor einen vernichtenden Schlag versetzen werden.
Nictit iura erstenmal hat unser Volk ts mh einem angreifenden freclwn Feinde iu Inn. Napoi«»fn Feldzug nach Ruftand beantwortete unser Volk seinerzeit mit einem vaterlStidischcn Kriege, und Napoleon wurde е«с1Ищеп und erletoe seinen Zusammenbruch. Datselbe wird auch mit dem unverschämten Hittei sein, der einen neuen Fcldiug gecen umer Und erklärt hat. DrcRofe Armee Mnd «гкег g<iam(es Volk werden wieder einen siegreichen vjjterlfindwrhen Krieg fdhlcn (Cr die Huniil, für Ehre und Freiheit.
Dk Regierung der Sowjetunion dtQckt ihre feste Zuversicht aus, daß die gesamte Bevaikcrung unseres Landes, sämtliche Arbelier. Bauern, tntelkkluetleti» MUnner und Frauen, sich mit dem gebührenden Bewußtsein «j ihren Pflichten, iu ihrer Arbelt itel-len werden. Unser genics Volk muß Jetit ni*am-n*nge»ch!o»eii und einheitlich min, via nnch nie. Jeder von uns rv.yfl von sifh und den яЫегсп DiSiilptln, Organlsicrlheit und Selbstaufopferung fordern, die eines wahren Sowjetpatrioten würdig tífld, ora lUe Bedürfnisse der Roten Armee, der Flotte und dea Flugwesens skhcrziutefkn. um den Sieg Aber den Feind zu tkhern.
Die Regierung fordert с «ich auf. Bürger und Bürgerinnen Oer Sovkiunhn, noch enger eure Reihen «isamroenxwcbiieflcn um unsere rühmvolle bolschewistische Panel, um unsere Sowjet-reeie rung, am unieren grollen Führet, Genossen SMRn.
Unser« Sache Ist eine gerechte Sache. Der Feind wird nnebligen werden. Der Sieg wird unser seLo!
/1
Пример листовки — выступления Молотова1'
2 о
идеологически — военной силой. Советским пропагандистам потребовалось достаточно продолжительное время, чтобы лучше узнать и по-новому оценить своего противника; первые же листовки в некоторых случаях в своей шапке несли лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»20.
Еойцы и Командиры РККА!
Виш кмтееври говорили ш 1. тго военво »0*271011(6 «алы РККА эде уеяеиво будут поддерживать в боях против немце« Где ж* »та ПОДДВОЖКВ?
1 тго ваше пополнение боеприпасами, горючих К продовольствием обезнечено! Гд« же »то пополнение? I. что нет страны, где народ так хорошо живет, Ы1 в СССР!
Вы в 1039 году пришли а Польшу я сами убедились и то«, что тая люди бы* ли счастливее чем в Советском Союм! И вы должны были помогать их поработить!
4. что германские солдаты производили зверств* над офицерами югославской н гречесжой армий Я раосгреливалн их при зепроеяН Поавди жо состоит а том, что со асоми офицерами хорошо обращались, и» хорошо снабжали и многие и» них ум* вернулись к мирной работе!
Так вам лгали! Покиньте »тих лживых пророков, переходите к нам!
Боритесь с нами против большевистских угнетателей!
Германские вооруженные силы не срвжаютеж против русского народа, но хотят вас освободить от красного ига!
При перевозе к нам принесите о собой» качестве вроцуам л»^ Вас хорошо примет!
о
Пример листовки 55-й АК21
Немецких пропагандистов отличала системность подхода к пропаганде даже в низовом — корпусном звене. Примером этого могут служить планы пропагандистских операций против укрепрайонов на старой границе СССР, а также против Киевского укрепрайона. Предложения по пропаганде против укрепрайонов старой границы СССР были подготовлены гауптма-ном Фиталем 7 июля 1941 г.22 и приложены к суточному донесению отдела !с корпуса в штаб 6-й армии23.
Согласно предложениям, пропагандистская акция против укрепрайо-нов делилась на три этапа, которые отличались содержанием применяемых материалов. Сроки проведения и масштабы акции не оговаривались.
Лейтмотивом первого этапа являлся тезис «Немцы идут!». Целью являлось вселить беспокойство в умы бойцов гарнизонов ДОТов, демонстрируя полную уверенность в победе немецкой армии, а также приводя описания и иллюстрации новейших вооружений вермахта.
Листовки второго этапа должны были описывать судьбу гарнизонов ДОТов новой границы СССР, павших под натиском частей вермахта в первые дни войны. Если первый этап ставил своей целью формирование страха перед мощью вермахта, то цель второго этапа — подорвать веру солдат в силу собственных укреплений. Для этого использовались фотографии разрушенных оборонительных сооружений, сопровождавшиеся подробными описаниями ужасной гибели их гарнизонов. Стоит заметить, что в первые дни войны пехотные части, которые должны были заполнять полевые укрепления между сооружениями укрепрайонов, часто отходили, бросая ДОТы на произвол судьбы. Информация об этом так или иначе просачивалась к гарнизонам укреплений Старой границы, и немцы здесь могли рассчитывать на определенный успех.
Листовки первого и второго этапов лишь создавали информационный фон, наталкивали бойцов на нужные размышления, в то время как третий — заключительный этап содержал уже прямые призывы к добровольной сдаче в плен, предоставляя красноармейцам «выбор»: уничтожение или отказ от сопротивления.
Автор документа, основываясь на фактах упорного сопротивления пограничных укрепрайонов, ожидал, что одна лишь пропаганда не приведет к крушению вражеской обороны, но видел пользу операции в том, что она «поможет парализовать сопротивление то тут, то там и, таким образом, спасти немецкую кровь»24.
После взлома советских укреплений «Линии Сталина» войска корпуса устремились к Киеву вслед за выдвинувшимися вперед танкистами 1-й танковой группы. Части 6-й армии должны были продолжать двигаться на Киев, в то время как танковая группа Клейста разворачивалась на юг, отрезая советские 6-ю и 12-ю армии, которые вскоре погибнут в Уманском котле. Возникла вероятность взятия города с ходу.
Советские войска предпринимали дальнейшие попытки вести пропаганду на наступающие части корпуса: к примеру, 111-я ПД докладывала о сбросе советских листовок на наступающие колонны 825, 1126, 1327 и ^ 1728 июля. Листовки в подавляющем большинстве содержали лозунги из приведенной выше Директивы ГУПП КА, а также обращения немецких ^ военнопленных и перебежчиков, в частности перебежчика-антифашиста Альфреда Лискофа29, перешедшего советско-германскую границу 21 июня и сообщившего о предстоящем нападении Германии на СССР. Однако все попытки воздействия на немецких солдат были безуспешны в связи с об— 91 —
о
становкой на фронте, катастрофической для советских войск. Согласно данным ОКВ, только 6-я армия (в которую на тот момент входил 55-й АК) за месяц боев — до 22 июля 1941 г. — взяла в плен 37 932 красноармейца, 165 командиров, захватила 550 танков и 720 орудий30.
В свете этих событий в отделе !с корпуса был разработан План пропаганды «Киев»31 и представлен высшему руководству вместе со сводкой от 22 июля 1941 г. План отличает уже гораздо более подробная проработка деталей планирующейся пропагандистской акции. Целевых групп уже две: обороняющие город части (в первую очередь гарнизоны ДОТовКиУРа) и гражданское население города. Для каждой целевой группы описывались этапы пропагандистской акции: если для защитников города предлагалось использовать те же приемы, что были изложены ранее в предложениях, то для гражданского населения Киева была разработана отдельная программа действий, состоявшая из четырех «волн». Первая волна заключалась в распространении листовок рекламного характера, посвященных успехам рейха в мирном строительстве и улучшении условий жизни германского народа. Предполагалось расположить к себе жителей города, показав им, что «Третий рейх — не варварское капиталистическое государство, а самая могущественная и лучшая в мире империя. Счастлив тот, кто находится под его защитой, и горе тому, кого настигнет его оружие»32.
В ходе второй волны предполагалось посеять среди жителей страх за собственную жизнь, если боевые действия перенесутся в город. Для усиления панических настроений было предложено обратиться к примеру Варшавы, ставшей ареной боевых действий в 1939 г., и жертв среди ее населения. Третья волна описывала другую альтернативу: намеренную порчу городского хозяйства сотрудниками НКВД и партийными активистами в случае отступления советских войск из Киева. Делался акцент на возможность поджога и подрыва зданий, предлагалось распространять инструкции по борьбе с поджигателями. Основной мотив данного этапа автор документа формулировал следующим образом: «Враг не идет с запада — это большевики в самом городе»33.
И, наконец, четвертая волна, которую планировали распространить непосредственно перед входом в город, содержала непосредственные призывы к действию: уничтожать партийных и советских работников, саботировать их действия, помогая тем самым немецким войскам.
В плане даны указания по вопросу масштабов операции: если для гражданского населения предусматривался как можно больший охват — каждая волна должна была покрывать весь город в как можно более короткие сроки, то для защитников КиУР сотрудники !с планировали сделать ставку на большое количество локальных пропагандистских акций. Авторы документа замечали, что «можно обойтись без массированного введения в дело средств пропаганды, поскольку на большие массы влияние меньше, чем на отдельные группы, гарнизоны бункеров, которые получат темы для обсуждения в свободное время»34.
Однако, в отличие от предыдущих боев, немецкие войска под Киевом столкнулись с хорошо подготовленной и упорной обороной. Наступление на Киев было остановлено. В донесениях штаба корпуса отмечается серьезное сопротивление 28-й горнострелковой и 171-й стрелковой дивизий Красной Армии:
«Враг продолжает с большим упорством удерживать занятые им линии. В своей обороне он опирается на деревни и перелески и умело использует обширные леса к востоку от Тетерева, чтобы избегать воздействия немецкой артиллерии и совершать неожиданные вылазки пехоты и огневые налеты.
Относительно мощный заградительный огонь артиллерии и почти непрерывный беспокоящий огонь имели несколько неблагоприятное влияние. У противника, похоже, достаточно боеприпасов, которые он доставляет из Киева или из своих военных лагерей севернее железнодорожной линии Киев—Коростень»35.
Взятие города откладывалось. В свете этого у сотрудников отдела !с появилась возможность проработать план пропаганды подробнее. 29 июля они издают документ под названием Дополнения и подробности к Плану пропаганды «Киев»36. Он значительно дополнил и конкретизировал пункты первоначального плана. По каждому этапу пропагандистской акции приводятся примеры тезисов и лозунгов, описания примерного содержания листовок.
К примеру, для третьей и четвертой волн пропаганды на население Киева предписывалось издавать листовки — руководства по борьбе с поджигателями, по ликвидации комиссаров и коммунистов, причем оформленные на манер советских военных наставлений.
К содержанию листовок предъявлялись вполне конкретные требования: большое количество иллюстраций, простых и запоминающихся лозунгов, цифровой статистики, постоянная смена стилистики оформления, цитирование украинских классиков, в особенности Т.Г. Шевченко, повторяющиеся вопросы, «на которые есть только один разумный ответ, лежащий в плоскости пропагандируемых идей»37.
В части организационных указаний стоит отметить, что если для первых волн предполагалось обходиться только печатной продукцией собственного, корпусного изготовления, то для решающей, заключительной волны, которая должна была отличаться наибольшей яркостью, выразительностью и разнообразием, планировалось использовать также продукцию армейского звена — 637-й роты пропаганды, а также листовки и брошюры выпуска OKW/WPг. Соответственно, для массированного распространения агитпродукции на последнем этапе предполагалось не только использовать разведэскадрилью корпуса, но и широко задействовать силы Люфтваффе. Основная ставка делалась на синхронную работу подразделений при проведении операции, чтобы не допустить смешения волн и добиться максимальной силы воздействия на противника: «Пропаганда на Киев должна проводиться в соответствии с четко определенным графиком, подобным плановой таблице огня»38.
о
Стоит отметить, что как в самом плане, так и в дополнениях к нему делается особая ставка на националистические настроения среди украинского населения: предписывается упоминать Петлюру и других деятелей украинского националистического движения. При этом немцы в вопросе использования украинских националистов не ограничивались лишь пропагандой. В полосе 55-го АК планировалось применять 3-ю роту полка специального назначения «Бранденбург-800», укомплектованную украинцами, а также батальон украинских националистов «Нахтигаль». Их рассчитывали задействовать для проникновения в советские ДОТы под видом выходящих из окружения бойцов и уничтожения командиров и комиссаров, а также для предотвращения подрыва советскими войсками мостов через Днепр39.
Украинское население немцы старались использовать и для передачи слухов, лозунгов, листовок военнослужащим Красной Армии: в июльских сводках уже отмечается, что украинское население передает красноармейцам немецкие листовки — пропуска40, а в донесении от 14 августа использование местного населения уже представляется в виде одного из наиболее эффективных методов пропаганды41.
s о
Пропуск!
Красный командир или красноармеец, обладающий этим пропуском, имеет право перейти фронт германских войск.
Этот пропуск надлежит пред'явнть первому встречному германскому солдату, посту, иди командиру, которые обязаны проводить сдающимся в ближайший штаб. Этот пропуск годен для:
1 командира и 50 (или меньше) бойцов.
Этим пропуском гарантируется:
Ь ХОРОШЕЕ ОБРАЩЕНИЕ ВО ВРЕМЯ
ПРЕБЫВАНИЯ 8 ПЛЕНУ, 2. СКОРОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВОЙНЫ.
Ausweis!
Jeder Sowjel-Kommandeur oder Rotarmist, der Im Besitz. diese« Ausweises Ist, hat das Recht die Front der deutschen Truppen zu passieren.
Dieser Ausweis* ist dem ersten deutschen Soldaten oder Posten oder Kommandeur vorzuzeigen, der verpflichtet Ist, alle Angehörigen der Sowjetarmee zum nächsten deutschen Stab zu begleiten.
Dieser Ausweis Ist gültig tür:
I Führer und bis zu 50 Mann. Mit dem Ausweis wird garantiert:
1. gute Behandlung während der Gefangenschaft
2. baldige Rückkehr in die Heimat nach Kriegs Schluß.
Листовка-пропуск
В плане «Киев» и дополнениях к нему впервые можно заметить произошедшее в конце июля — начале августа 1941 г. смещение акцента немецкой пропаганды в сторону разжигания ненависти к политсоставу Красной Армии. С одной стороны, это полностью соответствовало позиции высшего руководства рейха и ОКВ в вопросе отношения к политсоставу Красной Армии и членам ВКП(б) в целом, озвученной в приказе фюрера «О военной подсудности в районе Барбаросса» от 13 мая 1941 г.42 и в «Указаниях по обращению с политическими комиссарами» от 6 июня 1941 г.43 Оба этих документа выводили политсостав РККА из правового поля и прямо предписывали целенаправленно уничтожать политработников как на поле боя, так и попавших в плен: «Комиссары в качестве солдат не признаются; никакая международно-правовая защита к ним не применяется. После произведенной сортировки их надлежит уничтожить»»44.
С другой стороны, немецкие пропагандисты после месяца войны оценили, что главным их противником является советский политсостав — единственная сила, способная вести контрпропаганду и поддерживать боевой дух частей Красной Армии, несмотря на тяжелое положение на фронте.
В свете военных поражений РККА и деморализованности значительной части личного состава политработники стали все чаще и чаще применять репрессии к бойцам и младшим командирам, зачастую необоснованно. Впоследствии, в октябре 1941 г., подобная практика была осуждена в Приказе НКО № 0391 «О фактах подмены воспитательной работы репрессиями»45. Летом же информация о подобных репрессиях быстро стала известна немецким сотрудникам служб !с всех уровней благодаря многочисленным показаниям пленных и перебежчиков. Отдельным пунктом в немецких сводках о моральном состоянии противника проходят упоминания об угрозах расстрела со стороны политработников за сбор и чтение немецких листовок.
Стоит отметить оперативность реакции немецких пропагандистов и работников служб !с. В дополнениях к плану «Киев» впервые появляется предложение издать в виде листовки «настоящий или фальшивый русский приказ, который угрожает расстрелом за всевозможные мелочи. Мелким шрифтом дать примеры фактически происходящих массовых расстрелов русских солдат их собственными офицерами и комиссарами»»46.
Через два дня, 31 июля, в отчете, предназначенном командованию 6-й армии, отдел !с корпуса предлагает уже три варианта листовок, прямо призывающих к расправе над политруками. В этом документе указываются темы, на которые необходимо сделать акцент: страх перед репрессиями со стороны политработников и беспокойство бойцов за семьи, оставшиеся в тылу. Основной лозунг всех трех листовок: «Убей политрука!»47
Отдел пропаганды ОКВ также очень оперативно отреагировал на появление новой темы в печатной пропаганде. В первых числах августа в недрах отдела родился «русский стих», который, «применяясь к духовному складу советского солдата», должен был снискать популярность у потенциальных пе-
о
ребежчиков: «Бей жида-политрука, рожа просит кирпича!»48 Указания ОК^/ ■Рг с требованием ознакомить солдат и офицеров вермахта с новым лозунгом были сразу же направлены в части. Также были выпущены соответствующие листовки и грампластинки для трансляции на передовой. Впоследствии этот лозунг лег в основу первой крупной пропагандистской акции на Восточном фронте, в ходе которой по всему советско-германскому фронту в сентябре 1941 г. было сброшено 160 млн листовок 150КА с данным лозунгом (при условии, что общий тираж продукции ОКШ/^Рг для РККА с начала войны до того момента составил лишь 141 млн листовок)49.
о
Листовка 150 РД5С
Однако данный лозунг не только не снискал популярности среди красноармейцев, но и стал одним из наиболее характерных примеров неудачной пропаганды51. Лозунг вызывал негативную реакцию даже среди той части населения, которая была настроена антисоветски и ждала прихода немцев52.
Поскольку, как известно, германское командование решило не брать Киев штурмом, а глубоким охватом силами 1-й и 2-й танковых групп окружить и уничтожить силы Юго-Западного фронта, сотрудникам отдела 1с 55-го АК не удалось реализовать разработанный ими план пропаганды. Наработки, однако, не пропали даром и впоследствии были применены при штурме Харькова.
В августе корпус был переведен на позиции вдоль берега Днепра южнее Киева в район Стайки — Ржищев. Советские войска 26-й армии, противостоявшие немцам на этом участке, в основном находились на левом берегу Днепра, а на правом держали лишь часть сил на хорошо укрепленных плацдармах53.
Офицеры корпуса, с одной стороны, оценили новые способы ведения боевых действий советскими войсками: отказ от сплошных оборонительных линий вблизи населенных пунктов с маскировкой и созданием засад внутри них54. С другой стороны, они невысоко оценивали моральный дух советских бойцов, за исключением кадровых частей, принявших бой на границе в первые дни войны55. В связи с этим в отчете о пропагандистских мероприятиях от 14 августа сотрудники отдела 1с отмечали эффективность пропаганды перехода в плен, производимой при помощи агитационных снарядов, заброски листовок силами разведгрупп и завербованных местных жителей, транспарантов и громкоговорителей. ОКШ/^Рг в своем отчете о ведении пропаганды в кампаниях 1939-1940 гг. отмечало плюсы последнего метода: невозможность предотвратить прослушивание информации противником, а также безопасность для слушателей в вопросах наказания со стороны их командиров56. Сотрудники 1с 55-го АК убедились в правильности этих выводов самостоятельно за первые два месяца войны, отметив особую эффективность звуковой пропаганды в свете жестких репрессий по отношению к красноармейцам со стороны командного и политсостава57.
При этом в отчете неоднократно отмечается недостаточность ресурсов для проведения агитационных кампаний в требуемых масштабах: даже несмотря на то что в ходе каждого самолетовылета разведэскадрильи распространялось 6-8 тыс. листовок, ее сил хватало на покрытие небольшой части позиций противника. То же самое относилось и к автогромкоговорителям — в распоряжении корпуса находился лишь один автомобиль, оснащенный маломощной установкой с радиусом действия не более 250 м58.
Положительный опыт звуковой пропаганды будет отмечен и в последующих отчетах 1с корпуса, а также в отчетах 100-й легкопехотной дивизии, включенной в состав 55-го АК вскоре после передачи корпуса из 6-й армии в 17-ю59.
о
о
В отчете отдела !с 100-й ЛПД за 15.11.1941 г. содержатся рекомендации по ведению звуковой пропаганды: «Нельзя просто зачитывать напечатанный текст, он должен звучать свободно и увлекательно. Содержание должно быть адаптировано под конкретного противника и освещать текущую обстановку. Например, нужно указывать номера полков и дивизий противника, их национальный состав, их потери и тому подобное. С психологической точки зрения необходимо использовать меланхоличность русских, для чего целесообразно музыкальное сопровождение из русских народных мелодий»60.
ГРАЖДАНЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА БОЙЦЫ и КОМАНДИРЫ РККА!
Германская армия борется за новый порядок вместо "старого строя, коммунистической разрухи и произвола; за хлеб
Возвращение помещиков-капиталистов не будет допущено.
немцы уже проводят следующие мероприятия:
Находившиеся до настоящего времени в личном пользовании
крестьянские дворы и приусадебные участки переполную собственность крестьянам
и не будут облагаться налогами и поборами.
При условии хорошей уборки урожая и успешном проае-
крестьянские участки будут увеличены вдвое.
Этим крестьянам дается возможность соответственно
За поставляемые с бывших колхозных полей и с едино-
немецкие власти будут выплачивать твердые- и справедливые цены, значительно превышающие цены
Кроме того немцы восстанавливают
свободу религии.
Тот, кто будет продолжать войну, борется за собственное
Прекращая бессмысленное сопротивление вы помогаете реорганизации сельского хозяйства, улучению условий работа
4 п 4
Листовка 143В6
14! В/41
В том же отчете впервые встречается предложение донести до красноармейцев мысль, что «пропуска в плен» не обязательны для перехода. Дело в том, что в августе-сентябре 1941 г. немецкая пропаганда с целью подчеркнуть серьезность и официальный характер своих заявлений стала делать упор на предъявление листовки-пропуска при переходе. Существовали брошюры с отрывными бланками пропусков, а в некоторых листовках (например, 143В, выпущенной 01СРг) указывалось, что с одним пропуском может перейти один командир и до 50 бойцов. Однако это вызвало обратный эффект: к общей боязни плена среди красноармейцев, подкрепляемой описаниями бесчеловечного обращения с советскими военнопленными, добавилось мнение, что в плен можно сдаться только с пропуском, а не имеющий при себе такового будет убит61. Впоследствии на все немецкие листовки было добавлено примечание, что переходить можно и без них.
Кроме совершенствования методов воздействия на противника в отчете дивизии, как и в более ранних отчетах 55-го АК, указаны особенности взаимодействия с собственными войсками. Основной вопрос касается организации приема перебежчиков. Требовалось отучить солдат открывать огонь по всем приближающимся красноармейцам без разбора, разъяснить, «что необходимо встречать перебежчиков и что беспорядочная стрельба по ним на глазах у противника является самым эффективным средством контрпропаганды»63. К тому же в первые месяцы войны довольно непросто было разъяснить фронтовым подразделениям, что пропаганда не может давать мгновенные результаты — для достижения видимого эффекта необходимо массированное длительное воздействие с использованием всех возможных средств64. По мере осознания эффективности этого достаточно специфического вида оружия немецкие части стали все чаще направлять запросы на распространение листовок и применение громкоговорителей, которые в силу ограниченности ресурсов корпус не мог удовлетворять в полном объеме65.
В отчетах корпуса и 100-й ЛПД также отмечается непрерывное совершенствование советской пропаганды на германские войска. Первоначальный пренебрежительный тон документов постепенно меняется на обеспокоенный. Советские войска в начале войны применяли почти исключительно печатную листовочную пропаганду, но при этом очень масштабно. В отличие от листовок первого месяца войны, которые немцы сочли ужасно примитивными, к концу июля стали появляться довольно качественные образцы печатной пропаганды, которые уже начали вызывать озабоченность у офицеров служб 1с. В ноябрьском отчете 100-й ЛПД отмечается большое количество прекрасно выполненных иллюстрированных листовок и плакатов на бумаге высокого качества. По мере сбора информации о противнике советская пропаганда стала обращаться к конкретным германским частям, все чаще используя реальные немецкие документы, в том числе наградные, после соответствующей ретуши и исправлений66.
Однако все успехи советских пропагандистов в части подготовки текстов и иллюстраций сводились на нет тяжелейшей для РККА обстановкой
о
о
на фронте и непрерывными поражениями Красной Армии. Автор отчета о пропаганде 100-й ЛПД отмечает: «Хотя противника следует считать выше нас в этом отношении, его успехи, в отличие от наших, были, разумеется, нулевыми»67. В более раннем отчете 1с 55-го АК содержится другое, более ироничное замечание: «Конечно, реальное влияние на немецких солдат вряд ли наступит так быстро, поскольку, помимо всего прочего, поведение большевиков и положение в стране являет собой лучшую контрпропаганду»68.
Не следует при этом думать, что немцы полностью закрывали глаза на советскую пропаганду. Сотрудники 1с постоянно отслеживали настроения собственных войск и вели пропаганду «ужасов большевизма» и необходимости решительной и беспощадной борьбы против него. В этом отношении большой удачей для пропагандистов 17-й армии и 55-го АК явилась добровольная сдача в плен под Кременчугом 5 сентября 1941 г. солдатам 101-й ЛПД сотрудника 7-го отделения политотдела 38-й армии старшего политрука Н.В. Терлецкого69. На допросе он сразу же сообщил много важной информации о пропагандистской работе в РККА70, после чего написал персональный отчет об «адской кухне пропаганды», который немедленно был распространен по всем корпусам и дивизиям 17-й армии71. Также Терлецкий подготовил проекты листовок для бойцов Красной Армии и мирного населения72.
Документы 1с рассмотренного нами 55-го АК и подчиненных ему дивизий за 1941 г. показывают отсутствие подробного анализа эффективности пропаганды, в частности в разрезе количества военнопленных и перебежчиков. Можно предположить, что в связи с планами германского командования окончить войну с СССР до зимы, на такие факторы, как затратность и эффективность пропагандистских мероприятий, изначально не обращали внимания. Цифры военнопленных и перебежчиков указывались далеко не во всех донесениях, а если и указывались, то часто без разделения на взятых в плен в ходе боя и перешедших добровольно. Статистика распространения листовок и расхода агитационных боеприпасов не велась вовсе. По мере затягивания войны анализ эффективности пропаганды также будет усовершенствован: помимо ежемесячных отчетов о проведенных мероприятиях дважды в месяц будут составляться сводные таблицы расхода агитационных боеприпасов, а также будет вестись развернутая статистика по военнопленным. Все это позволит упростить оценку эффективности работы пропаганды на тех или иных участках фронта и сравнение ее за различные временные отрезки.
Подводя итог, отметим, что летне-осенняя кампания 1941 г. явилась для немецких пропагандистов периодом своеобразного знакомства со своим новым противником в лице РККА и ее политработников. Общие пропагандистские подходы были существенно конкретизированы и дополнены. Неэффективные решения отвергались, уступая место более действенным. Практика войны показала необходимость предоставления свободы ведения пропаганды сотрудникам отделов 1с всех уровней, поскольку это позволяло достигать более массированного воздействия, увеличивать скорость
реакции на изменения фронтовой обстановки, а также не перегружать работой роты пропаганды, которые физически не смогли бы справиться со всеми поставленными задачами в одиночку. Также война показала необходимость постоянно отслеживать «обратную связь» в виде сравнительного анализа чисел военнопленных и перебежчиков по отношению к объему распространенного агитматериала. Советские пропагандисты придут к этому позже, на втором году войны. Изначально же почти вся советская фронтовая печатная агитпродукция либо присылалась из ГлавПУ РККА в виде готовых клише и утвержденных текстов, либо перед выходом в печать проходила согласование в Москве.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 3
1. «Свершилось. Пришли немцы!» Идейный коллаборационизм в СССР ^ в период Великой Отечественной войны / Сост. и отв. ред. О.В. Будницкий. 1 М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. 325 с. g,
2. Buchbender Ortwin. Das tönende Erz: Deutsche Propaganda gegen die Rote g Armee im Zweiten Weltkrieg. Stuttgart: Seewald Verlag, 1978. 379 с. 5
3. LV. Armeekorps (55.) Kommandant von Pillau [Электронный ресурс]. о URL: http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Gliederungen/Korps/ LVKorps.htm ^ (дата обращения: 12.05.2018). *
4. LV. Armeekorps (55.) Kommandantvon Pillau [Электронный ресурс]. Ц URL: http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Gliederungen/Korps/ LVKorps.htm (дата обращения: 12.05.2018). з
5. Листовка из коллекции автора. Ц
6. Национальный архив США (National Archives and Records ^ Administration, NARA). T312 R674 fr.8308379-8308389. I
7. Окороков А.В. Особый фронт. Немецкая пропаганда на Восточном фронте в годы Второй мировой войны. М.: Русский путь, 2007. 304 с. §
8. Преступные цели гитлеровской Германии в войне против Советского ^ Союза: Документы и материалы / Орлов А. С. [и др.]; под ред. П.А. Жилина. ^ М.: Воениздат, 1987. 302 с. g
9. Репко С.И. Пропаганда на войска и население противника в первые £
месяцы войны. Цена иллюзий // Военно-исторический журнал. 1992. № 11. ............
С. 8-15. ¡»
10. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 500. Оп. 12454. Д. 127. Л. 8-14. о
>5
га
с
LIST OF SOURCES AND LITERATURE =
ш
1. "LV. Armeekorps (55.) Kommandantvon Pillau", available at: http://www. lexikon-der-wehrmacht.de/Gliederungen/Korps/ LVKorps.htm.
2. Buchbender, Ortwin. (1978), Das tönende Erz: Deutsche Propaganda gegen die Rote Armee im Zweiten Weltkrieg, Stuttgart: Seewald Verlag, 379 p.
s о
3. Budnitsky, O.V. ed. (2012), "Came true. Germans came!" Ideological collaborationism in the USSR in the period of the Great Patriotic War, originator and editor-in-chief O.V. Budnitsky [«Svershilos'. Prishli nemcy!» Idejnyj kollaboracionizm v SSSR v period Velikoj Otechestvennoj vojny, sost. i otv. red. O. V. Budnickij], Moscow: Russian political encyclopedia (ROSSPEN), 325 p.
4. Central archive of the Ministry of Defence of the Russian Federation (TsAMO Russian Federation). T. 500. In. 12454. 127. L. 8-14.
5. LV. Armeekorps (55.) Kommandant von Pillau, available at: http://www. lexikon-der-wehrmacht.de/Gliederungen/Korps/ LVKorps.htm.
6. National Archives and Records Administration, NARA. T312 R674 fr.8308379-8308389.
7. Okorokov, A.V. (2007), Special front. The German propaganda on East front in the years of World War II [Osobyj front. Nemeckaya propaganda na Vostochnom fronte v gody Vtoroj Mirovoj vojny], Moscow: Russian way, 304 p.
8. Orlov, A. C. (1987), Criminal intents of Hitlerite Germany in war against the Soviet Union: Documents and materials, Orlov A. S. etc, under the editorship of P.A. Zhilin [Prestupnye celi gitlerovskoj Germanii v vojne protiv Sovetskogo Soyuza: Dokumenty i materialy, Orlov A. S. i dr., pod red. P. A. Zhilina.], Moscow: Voenizdat, 302 p.
9. Repko, S.I. (1992), "Promotion on troops and the population of the opponent in the first months of war. Price of illusions", Military and historical magazine, No. 11. ["Propaganda na vojska i naselenie protivnika v pervye mesyacy vojny. Cena illyuzij", Voenno-istoricheskij zhurnal. No. 11.], P. 8-15.
10. The leaflet from the author's collection.
1 Buchbender Ortwin. Das tönende Erz: Deutsche Propaganda gegen die Rote Armee im Zweiten Weltkrieg. Stuttgart: Seewald Verlag, 1978. 379 с.
2 Национальный архив США (National Archives and Records Administration, NARA). T312 R674 fr. 8308379-8308389.
3 LV. Armeekorps (55.) Kommandant von Pillau [Электронныйресурс]. URL: http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Gliederungen/Korps/ LVKorps.htm (дата обращения: 12.05.2018).
4 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 500. Оп. 12454. Д. 127. Л. 8-14.
5 Листовка из коллекции автора.
6 NARA. T314. R1368. fr. 000607.
7 NARA. T314. R1368. fr. 000610.
8 Там же, а также в NARA. T314. R1368. fr. 000613-000615.
9 NARA. T314. R1368. fr. 000618.
10 NARA T314 R1368 fr. 000619
11 Там же.
12 NARA. T314. R1368. fr. 000621.
13 Там же.
14 ЦАМО. Ф. 32. Оп. 920265. Д. 2. Л. 330-331.
15 NARA. T315. R1265. fr. 000294.
16 NARA. T315. R1265. fr. 000295. IS
и
17 NARA. T315. R1265. fr. 000296. £
18 NARA. T315. R1265. fr. 000297. °
о
19 См.: Репко С.И. Пропаганда на войска и население противника в первые месяцы войны. Цена о иллюзий // Военно-исторический журнал. 1992. № 11. С. 8-15. >5
20 NARA. T315. R1265. fr. 000330. I.
га
21 NARA. T315. R1265. fr. 000341. °
22 NARA. T314. R1368. fr. 000635-000636. ¡8
^ г ф
23 NARA. T314. R1368. fr. 000634. о-
ф
24 NARA. T314. R1368. fr. 000636. 1
.
25 NARA. T315. R1265. fr. 000317. ¡^
26 NARA. T315. R1265. fr. 000329. ^
ra
27 NARA. T315. R1265. fr. 000340. ij
о
28 NARA. T315. R1265. fr. 000365. ^
VO
29 NARA. T315. R1265. fr. 000320. ^
LQ
30 NARA. T315. R1265. fr. 000379-000380. *
31 NARA. T314. R1368. fr. 000697-000699. jj
ra
32 Там же. о
с
33 Там же. °
34 Там же. I
.
f QJ
35 NARA. T314. R1368. fr. 000710. с
ш
36 NARA. T314. R1368. fr. 000722-000726. ¡5
к
37 Там же. Ц
38 Там же. g
39 NARA. T314. R1368. fr. 000727-000728.
.о
40 NARA. T314. R1368. fr. 000649.
41 NARA. T314. R1368. fr. 000784. g
42 Преступные цели гитлеровской Германии в войне против Советского Союза: Документы Р
vo
и материалы / Орлов А. С. [и др.]; под ред. П.А. Жилина. М.: Воениздат, 1987. С. 67-70. га^
43 Там же. С. 105-107. ^
:с
44 NARA. T314. R1368. fr. 000784. ь
45 ЦАМО. Ф. 4. Оп. 11. Д. 66. Л. 149-152. Ч
46 NARA. T314. R1368. fr.000722-000726. £
ra
47 NARA. T314. R1368. fr.000738-000742. o
.
48 ЦАМО. Ф. 500. Оп. 12480. Д. 6. ""
49 Buchbender Ortwin. Das tönende Erz: Deutsche Propaganda gegen die Rote Armee im Zweiten Weltkrieg. Stuttgart: Seewald Verlag, 1978. S. 98. §
.
50 Листовка из коллекции автора. |
о
51 Окороков А.В. Особый фронт. Немецкая пропаганда на Восточном фронте в годы Второй ми- >5
га
ровой войны. М.: Русский путь, 2007. С. 29. §
52 «Свершилось. Пришли немцы!» Идейный коллаборационизм в СССР в период Великой Отече- х ственной войны / Сост. и отв. ред. О.В. Будницкий. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. С. 81-82.
53 NARA. T314. R1368. fr. 000782-000783.
54 Там же.
о
55 NARA. Т314. R1368. й:. 000646.
56 ЦАМО. Ф. 500. Оп. 12450. Д. 38.
57 NARA. Т314. R1368. fг. 000621.
58 NARA. Т314. R1368. fг. 000784.
59 NARA. Т315. R1219. fг. 000012-000014.
60 Там же.
61 Там же.
62 Листовка из коллекции автора.
63 NARA. Т315. R1219. й:. 000012-000014.
64 NARA. Т314. R1368. fг. 000784.
65 NARA. Т315. R1219. fг. 000012-000014.
66 Там же.
67 Там же.
68 NARA. Т314. R1368. fг. 000738.
69 NARA. Т312. R674. fг. 8308215.
70 NARA. Т312. R676. 8310793-8310797.
71 NARA. Т312. R676. fг. 8310798-8310799.
72 NARA. Т312. R676. fг. 8310800-8310801.
СМИРНОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — военный историк (sna89@inbox.ru). Россия.