Научная статья на тему 'Пропаганда, манипуляция сознанием, коммуникационные технологии'

Пропаганда, манипуляция сознанием, коммуникационные технологии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5439
634
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пропаганда, манипуляция сознанием, коммуникационные технологии»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сорокин П. Проблема социального равенства // П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

2. Штомпка П. Социальное измерение как социальная травма // Социс. 2001. № 1. Поступила 25.11.03.

ПРОПАГАНДА, МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ, КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

И. Е. ПОВЕРИНОВ, кандидат социологических наук

Народ — это чистый лист бумаги, на котором

можно написать любой иероглиф.

Мао Цзедун

Проблемы управления общественной жизнью и ее управляемости были актуальными на протяжении всей истории человечества. Но никогда они не обострялись так резко, как в современном мире, когда рациональные модели, теоретические парадигмы развития общественной жизни становятся реальной социальной практикой в тесном взаимодействии с моделями абсурда, различными технологиями изощренного манипулирования волей и сознанием людей, социальных групп, общества в целом. В первую очередь этому служит институт пропаганды, «вооруженный» широким спектром технологий влияния на общественное мнение. Пропаганда была характерна для самых раз личных обществ, однако достигла своего апогея в условиях становления постиндустриальной, информационной эпохи развития человечества.

В переводе с латинского слово «пропаганда» буквально означает «подлежащее распространению». Это особый вид деятельности, осуществляемой как в устной форме, так и с помощью средств массовой коммуникации, по внедрению конкретных идей в индивидуальное, групповое и массовое сознание.

В политологической литературе про-

паганда трактуется как «систематически осуществляемые усилия повлиять на сознание индивидов, групп, общества для достижения определенного, заранее намеченного результата в области политического действия. Правящие круги и стремящиеся их заменить силы, утверждая собственные интересы, должны все время выступать от имени общества в целом как его реальные либо потенциальные, но подлинные лидеры, поэтому они повседневно вынуждены убеждать других видеть в себе наиболее последовательных выразителей их интересов» [9, с. 320]. В социологии термин «пропаганда» рассматривается в нескольких значениях — как: «1) система деятельности, направленная на распространение знаний, художественных ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказания влияния на социальное поведение людей; 2) распространение в массах идеологии и политики определенных классов, партий, государств; 3) средство манипуляции массовым сознанием» [13, с. 271]. Наряду с данным понятием в социальной лексике широко используется и другое — агитация, которое выражает «наиболее оперативную, конкрет-

© И. Е. Поверинов, 2004

ную и ситуативную часть пропаганды» [6, с. 208].

Обобщая сказанное, в качестве основных элементов структуры пропагандистской коммуникации можно выделить: отправителя и получателя сообщения (коммуникатор и реципиент); средства коммуникации (код, используемый для передачи информации в знаковой форме, и канал, по которому закодированное сообщение переходит от коммуникатора к реципиенту); предмет коммуникации и отражающее его сообщение; эффекты коммуникации, т. е. проявляющиеся в поведении, или во внутреннем состоянии, или в отношениях субъектов коммуникации последствия пропагандистской деятельности.

В роли коммуникатора в системе пропаганды, как правило, выступают правительства или политические партии, а в качестве реципиента — массовое сознание жителей собственной страны или населения зарубежных государств, военно-

о

служащих — как своей армии, так и армии противника. Пропаганду интересует эмоционально-волевая сфера этого сознания, воздействуя на которую она побуждает реципиента совершать нужные коммуникатору действия. Основными каналами пропаганды служат средства массовой коммуникации.

В современном обществе постоянный рост значимости массовой коммуникации обусловлен интенсивным развитием технических средств и технологий, активизацией участия масс в социальном процессе, а также важностью самой информации, без обмена которой невозможно совершенствование все более усложняющегося мира. Массовая коммуникация буквально пронизывает все стороны современного бытия и воздействует на индивидуальное, групповое и массовое сознание самыми разнообразными способами. Под массовой коммуникацией понимается «процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печатй, телевидения, радио, кино и т. д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей» [14, с. 517]. Транслируемая ею информация отличается оперативностью и регулярностью распространения, одновремен-

ностью потребления широкой аудиторией и в известной степени стереотипизирован-ным характером.

В наше время институт пропаганды и массовые коммуникации превращаются в высокоразвитую отрасль промышленности, которую на Западе именуют «индустрией сознания». Ее специфика заключается в идеологическом значении производимой продукции. «Она поставляет миллионам людей соответствующие чувства, мысли и мнения об окружающем мире; она информирует их не для того, чтобы способствовать развитию их мышления и свободному формированию их суждений, а принуждает к мышлению в определенном направлении, распространяя уже готовые суждения» [1].

Пропаганда основывается на применении исключительно манипулятивного подхода, базирующегося на представлении о зависимости позиции людей от их обработки системой массовых коммуникаций и социальных технологий. Такая зависимость реальна, поэтому сегодня психология и

социология массовых коммуникации занимают важнейшее место в научных исследованиях, а технологии и искусство манипуляций общественным мнением остаются исключительно востребованными политическими лидерами и руководителями.

Термин «манипуляция» («манипулирование») переводится с латинского как «управление», «управление со знанием дела», «оказывание помощи». Им обозначается искусство управления поведением людей посредством направленного психического (духовного) воздействия на социальную психологию, сознание и инстинкты человека, осуществляемого «ненасильственным» образом. Одной из типичных

#

черт манипулирования является анонимный, скрытый характер. Массовая манипуляция представляет собой разновидность процесса убеждения или внушения (суггестии) массовой аудитории. Однако людям свойственно не только поддаваться внушению, но и вырабатывать психологические механизмы защиты против него. Поэтому эффективность любой пропаганды не беспредельна.

В современных обществах массовая информация — один из главных источни-

ков формирования социально-политических установок населения. Но при этом специалисты отмечают, что «манипулятив-ное воздействие обратно пропорционально многообразию всей той суммы социальных знаний, которой располагает каждый индивид» [4, с. 295]. Эффект пропагандистских кампаний, как показывает социальная практика, зависит от соответствия их потребностям, настроениям, установкам, ранее сформировавшимся в психологии массовой аудитории.

Предпосылки пропаганды возникли в первобытном обществе, однако собственно о политической пропаганде можно говорить со времени зарождения первых форм государственного устройства. В социальной лексике понятие «пропаганда» впервые использовал папа Урбан VII, образовавший в XVII веке особую конгрегацию, задачей которой было распространение веры путем миссионерской деятельности. Этот комитет кардиналов был призван заниматься иностранными миссиями церкви, поскольку без такой культивации люди не могли «прикоснуться» к христианству. В дальнейшем пропаганда оказалась важнейшей функцией политической практики. И только в XX веке этот социально-психологический феномен стал ассоциироваться с ложью и методами нечестного информирования. Актуальность современной пропаганды связана в первую очередь с интенсивным развитием систем массовой коммуникации и коммуникационных технологий, а также повышением значения общественного мнения в политической жизни общества.

Особых масштабов пропаганда как организованная деятельность и способ манипулирования сознанием людей достигла в XIX — XX веках. Она обрела, по выражению Ф. Энгельса, статус идеологической силы и служила эффективным средством компрометации политических противников и мобилизации масс на активные и организованные действия. В «Советском энциклопедическом словаре» коммунистическая пропаганда трактуется как «научно обоснованная система духовной деятельности по распространению марксистско-ленинской идеологии и политики с целью просвещения, воспитания и

организации масс, одно из средств руководства партией процессами революционной борьбы, строительства социализма и коммунизма. Ее основные принципы: научность, партийность, конкретность, тесная связь с жизнью, единство пропагандистской и организаторской работы» [12,

с. 1069].

На протяжении всего XX века коммунистическая пропаганда функционировала с различной эффективностью. Однако в результате неуклонной дискредитации власти, скептического отношения большинства населения к государственной пропаганде происходило четкое разграничение официальной и частной жизни, что стало предпосылкой формирования основ гражданского общества и следующих за тем радикальных преобразований.

Наряду с коммунизмом национал-социализм привел в движение огромные массы людей. К. Юнг в работе «Психология нацизма» пишет о национал-социализме как об одном из «психологических массовых феноменов, одной из вспышек коллективного бессознательного. Движущие силы психологического массового движения архетипичны. В каждом архетипе содержится низшее и высшее, злое и доброе, поэтому он способен приводить к диаметрально противоположным результатам. С самого начала невозможно разобраться, будет ли он положительным или отрицательным» [10, с. 227].

Австрийский философ, один из основоположников нового мышления К. Гюнцль в молодые годы был активным участником национал-социализма и воевал в гитлеровской армии. Характеризуя свои впечатления молодости, он пишет о силе, приводившей в движение людские массы, то соединявшей, то разбрасывавшей их, «как железные опилки на бумаге, под которой двигают магнит...» [3, с. 20]. Лозунг «Один народ, один рейх» был воспринят на всех немецких территориях, сплотил в едином порыве и устремил огромные группы к катастрофе.

А. Гитлер, лидер национал-социализма, в программном труде «Моя борьба» отводил пропаганде исключительное место, возлагая на нее особую миссию обеспечения полного господства над массовым

сознанием нации. «Задача пропаганды, — писал он, — заключается не в том, чтобы дать научное образование немногим, отдельным индивидуумам, а в том, чтобы воздействовать на массу, сделать доступным ее пониманию отдельные важные, хотя и не многочисленные факты, события, необходимости, о которых масса до сих пор не имела понятия» [2, с. 150].

Рассуждения А. Гитлера о пропаганде очень интересны в том отношении, что в самой циничной форме вскрывают беспринципность национал-социалистской демагогии. В то же время они дают ясное представление о способах, технологиях, приемах, с помощью которых фашизм собирал под свои знамена множества людей. «Всякая пропаганда должна быть доступной для массы; ее уровень должен исходить из меры понимания, свойственной самым отсталым индивидуумам из числа тех, на кого она хочет воздействовать. Чем к большему количеству людей обращается пропаганда, тем элементарнее должен быть ее идейный уровень» [2, с. 150]. Искусство пропаганды, согласно А. Гитлеру, состоит в том, чтобы заставить массу поверить. Все решает не правота, а успех. «Искусство пропаганды заключается в том, чтобы правильнее понять чувственный мир широкой массы; только это дает возможность в психологически понятной форме сделать доступной массам ту или другую идею» [2, с. 150].

Если на заре миссионерской деятельности пропаганда наделялась высоким смыслом, то в дальнейшем она стала системой манипулирования массовым сознанием, безотносительно к правилам честности и чести. В ее основе лежит принцип, порожденный иезуитами: «Цель оправдывает средства». Тем не менее политическая и военная пропаганда, как прежде, так и сейчас, занимает исключительно важное место в общественной жизни. Более того, сегодня многие эксперты говорят о феномене информационных войн (операций). Как отметил Цзян Цзэминь, «в военных делах конкуренция особенно обострилась, при этом весь мир является свидетелем трансформации военных приоритетов от механизированной войны к войне информационной, при которой информационные

способности армии играют все более решающую роль» [5]. В этом плане актуально определение японцев, метафорично и красиво назвавших пропаганду «войной мыслей» [И, с. 12].

Кульминационный взлет пропаганды как системы манипулирования массовым сознанием, осуществляемой в самых радикальных формах, относится к эпохе великих революций и мировых войн. В процессе ухода тоталитарных режимов с исторической арены методы беспринципной пропаганды не потеряли былую актуальность. Этот институт сохранил свое значение во многих сферах и стал научно координироваться государством и различными социальными группами. Цель осталась прежней — установление контроля над массами.

О научной пропаганде сегодня говорят многие представители коммуникативных дисциплин и практик. Например, подчеркивается различие между пропагандой как искусством, основанным на интуиции, и пропагандой как наукой, построенной на точном расчете. Научность предполагает использование данных теории познания, достижений дисциплин коммуникативного цикла, в число которых входят теория коммуникации, изучение слухов, семиотика, нейролингвистическое программирование, психоанализ, групповая психотерапия, риторика, теория аргументации, прагматика, герменевтика, теория литературы, теория мифа, пропагандистский и мо-тивационный контент-анализ, теория переговоров, социальная и политическая психология, теория разведки, рекламоведение, паблик рилейшнз, конфликтология и др.

Рассматривая особенности пропаганды, есть смысл сопоставить ее с родственными с технологической точки зрения, но различными по формальному обозначению понятиями. К ним относятся паблик рилейшнз (ПР) и политическая реклама. ПР определяется как «сложное полипрофильное явление, которое представляет собой совокупность социальных практик, особый социальный институт, обеспечивающий гармонизацию общественных отношений и создание благоприятной среды субъектам социального взаимодействия с помощью кодифицирования специальных норм, тре-

бований и применения коммуникативных технологий» [7, с. 11].

Разграничение пропаганды и ПР связано с тем, что первая допускает искажение информации в собственных интересах, в то время как ПР основывается на правдивых фактах. Пропаганда имеет жесткую установку и стремится заставить людей принять некоторую точку зрения, не интересуясь, хотят они этого или нет. ПР отличает более мягкий характер: предлагается лишь воспользоваться некоторой информацией, а затем добровольно принять или отвергнуть те или иные мнения и идеи. Наконец, если пропаганда опирается на монологическую стратегию воздействия на общественность, то ПР делает упор на диалогической модели, включающей реализацию взаимных интересов коммуникатора и аудитории. Поле деятельности ПР расположено в арсенале предпосылок для осознания общности интересов. Здесь противопоказаны методы разделения на врагов и друзей, своих и чужих, тогда как в пропаганде подобная технология достижения успеха вполне приемлема.

Пропаганда и политическая реклама схожи по методам воздействия на массовое сознание. Под политической рекламой принято понимать «систему политических коммуникаций, призванных изменить сознание и поведение людей в соответствии с политическими целями рекламодателя (в широком смысле —политических партий, движений, лидеров)» [8, с. 704]. Подчеркивается, что «политическая реклама не есть политическая пропаганда или агитация. Пропаганда — это вид деятельности по распространению каких-то идей, принципов. Агитация — деятельность, направленная на побуждение, призыв к конкретным действиям. Соотношение данных определений показывает, что политическая реклама может рассматриваться в качестве интеграционной агитационно-пропаганди-

стской технологии» [8, с. 706]. Заметим, что политическая реклама не занимается переубеждением идейных оппонентов, которое типично для пропаганды.

По мнению экспертов, сегодня на приоритетные позиции в мире выходят не те страны, которые производят наибольшее количество вооружений или извлекают из земли наибольшее количество различных ресурсов, а те, которые, опираясь на новейшие научные и технические разработки, реализуют их в разнообразных потоках информации и развитии соответствующих технических средств. Однако создание и эффективное использование коммуникативных систем, сетей, технологий и внедрение их в процессы управления обществом (общественностью) не всегда основываются на принципах гармонизации общественных отношений.

Негативные последствия функционирования систем пропаганды для личности и общества, как и интенсивной информатизации, отмечаются многими исследователями этих феноменов. Главным механизмом противостояния манипуляции и «омас-совлению» является формирование полноправного гражданского общества и демократического государства. Один из основных элементов демократизации — воспитание свободного человека, обладающего критическим восприятием транслируемой информации и ценностных установок. Утверждение атмосферы свободы и ответственности в обществе, с одной стороны, и полноценного информационного рынка с альтернативными коммуникационными каналами — с другой, может стать действенным амортизатором тотального господства института пропаганды. Но, как показывает практика, манипуляция массовым сознанием в ходе демократизации общественных отношений обретает все более изощренные и циничные формы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бессонов В. http://psyfactor.bu.ru/propaganda2.htm

2. Гитлер А. Моя борьба. Каунас: Ода, Б. г. 587 с.

3. Гюнцль К. Новое мышление в преодолении прошлого и созидании будущего. М.: Республика,

1993. 191 с.

4. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология: Учеб. пособие для вузов. М.: Нов.

шк., 1996. 352 с.

5. Независимая газ. 2003. 3 сент.

6. Ольшанский Д. В. Политико-психологический словарь. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2002. 576 с.

7. Писачкин В. А. Паблик рилейшнз: Введение в специальность «Связи с общественностью»:

Учеб. пособие / В. А. Писачкин, И. Е. Поверинов. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. 160 с.

8. Политическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. А. А. Дергача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2001. 858 с.

9. Политология: Энцикл. слов. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. 431 с.

10. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. М.:

Центр, 1998. 352 с.

11. Почепцов Г. Г. Психологические войны. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2000. 528 с.

12. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1986. 1600 с.

13. Социологический энциклопедический словарь / Ред.-сост. акад. РАН Г. В. Осипов. М.: НОРМА, 2000. 488 с.

14. Социология: Основы общей теории: Учеб. для вузов / Отв. ред. акад. РАН Г. В. Осипов, д. чл. РАЕН Л. Н. Москвичев. М.: НОРМА, 2002. 912 с.

Поступила 09.02.04.

Филология, журналистика

РУССКО-МОРДОВСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ

М. И. ЛОМШИН, доктор педагогических наук

К сожалению, в мордовском литературоведении до сих пор нет обобщающих работ по проблемам сравнительно-типоло-гического изучения родной и русской литературы, а также по вопросам их взаимосвязей. Но это не говорит о том, что у них нет ничего общего. Каждая имеет национально-самобьггный характер, но, по однозначному мнению исследователей, на развитие мордовского историко-художе-ственного процесса большое влияние наряду с устным народным творчеством оказала русская литература [13]. Так, русско-мордовские литературные взаимосвязи на разных его этапах нашли отражение в «Очерках истории мордовской советской литературы» [24], трехтомной «Истории мордовской советской литературы» [13, т. 1], монографиях «В брат-

ском содружестве», «Горячее сердце большого друга», «Притоки» Н. И. Черап-кина [26; 27; 28], «Поэзия — душа народа» В. В. Горбунова [6], «Обретение зрелости» В. М. Макушкина [20], «Эпос дружбы» А. В. Алешкина [1], «Вешнемань ки лангсо» («На пути поисков») [7] и «Встречи» Г. И. Горбунова, сборниках по актуальным проблемам развития мордовской литературы, ученых записках и трудах Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Правительстве Республики Мордовия, статьях В. В. Горбунова, Н. И. Че-рапкина, А. В. Алешкина, Ф. А. Макарова, В. М. Забавиной, Л. Н. Францевой, А. И. Брыжинского, Л. А. Тингаевой, С. А. Алешкиной, Н. В. Зиновьева и других, опубликованных в республикан-

© М. И. Ломшин, 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.